RSS

Разъяснения популярной лжи о нас, по теме Шафаата!

02 Авг

G4Ysm8nM9BM

Читайте тут:

Разъяснения популярной лжи о нас, по теме Шафаата!

 
11 комментариев

Опубликовал на Август 2, 2014 в Uncategorized

 

11 responses to “Разъяснения популярной лжи о нас, по теме Шафаата!

  1. azegrappler@abuenes

    Август 3, 2014 at 1:12 пп

    As salam aleykum, djazaku Allahu xeyran axi, day Allah dast barakat cm tvoyu elm, na skolko mi znaem cto ti po nacii azerbaydjanec, esli smogesh mogesh nekotorie knigi perevesti na azerbaydjanskim yazike, realno u nas bratyi nujdaetsia znanii osobeno na scet akidi
    Spasibo zaranee

     
    • Админ сайта

      Август 3, 2014 at 2:45 пп

      Уа алейкумус-салам.
      Увы но на азербайджанском переведенной литературы мало. А вот на турецком достаточно. Если надо то я могу вам выслать на почту материалы на турецком.

       
      • azegrappler

        Август 24, 2014 at 4:40 пп

        Ас салам алейкума еще раз , извините что поздно ответил у меня инет небыло, да я хотел бы, зотябы по турейским языке получит книги , буду рад если вы отправте на моб почту
        Книгу «дарус санияя» и «ас сунна» имам Ахмада и его сына Сулеймана ибн Ахмада

         
      • brodyaga169

        Сентябрь 26, 2014 at 9:46 дп

        assalam aleykum axi can. Я ищу мусульман. мне надо срочно пообщатся есть маил агент. brodyaga_169@bk.ru . есть ватс ап номер : +1 647-489-7270. прошу связатся администратора этого сайта или других мусульман в вашем джамаате. на сегоднейший день много мусульман находятся в плохом положении хотел бы пообщатся если можно срочно Ас салам алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху .

         
  2. Asvad

    Октябрь 30, 2014 at 2:54 пп

    Ассаламу Алейкум. почему в этом сайте нету труды или фетвы Саудовских ученных как Усеймин, Ибн База, или Альбани итд..?

     
    • gariban01

      Декабрь 27, 2014 at 1:23 пп

      Уа алейкумус-салам. А зачем они тут нам?

       
  3. Aslan

    Ноябрь 16, 2014 at 2:50 пп

    Ассаляму 1аляйкум! Ахи, хотел бы скачать всю библиотеку. как это сделать?

     
  4. antisirk

    Январь 8, 2015 at 11:15 дп

    вы читали шарх на кашфату шубухат вот этого чел(али аль худейра) хотя он современик но что он говорит ибо я не владею языками если можно ваши комент на эту книгу

     
  5. antisirk

    Февраль 6, 2015 at 9:05 дп

    может сверите эти высказывания
    1544 — حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يَحْيَى بْنِ خَالِدِ بْنِ حَيَّانَ، ثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ سُفْيَانَ [ص:383] الْحَضْرَمِيُّ، ثَنَا مَسْلَمَةُ بْنُ عُلَيٍّ، عَنْ زَيْدِ بْنِ وَاقِدٍ، وَهِشَامِ بْنِ الْغَازِ، عَنْ مَكْحُولٍ، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ سَلَامَةَ، عَنْ أَبِي رُهْمٍ، عَنْ أَبِي أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيِّ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: » إِنَّ نَفْسَ الْمُؤْمِنِ إِذَا قُبِضَتْ تَلَقَّاهَا أَهْلُ الرَّحْمَةِ مِنْ عَبَّادِ اللَّهِ كَمَا تَلْقَوْنَ الْبَشِيرَ مِنْ أَهْلِ الدُّنْيَا , فَيَقُولُونَ: أَنْظِرُوا صَاحِبَكُمْ يَسْتَرِيحُ , فَإِنَّهُ كَانَ فِي كَرْبٍ شَدِيدٍ , ثُمَّ يَسْأَلُونَهُ: مَا فَعَلَ فُلَانٌ وَفُلَانَةُ؟ هَلْ تَزَوَّجَتْ؟ فَإِذَا سَأَلُوهُ عَنِ الرَّجُلِ قَدْ مَاتَ قَبْلَهُ فَيَقُولُونَ هَيْهَاتَ قَدْ مَاتَ ذَاكَ قَبْلِي , فَيَقُولُونَ {إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ} [البقرة: 156] ذُهِبَ بِهِ إِلَى أَهْلِ الْهَاوِيَةِ , فَبِئْسَتِ الْأُمُّ وَبِئْسَتِ الْمُرَبِّيَةُ , إِنَّ أَعْمَالَكُمْ تُعْرَضُ عَلَى أَقَارِبِكُمْ وَعَشَائِرِكُمْ مِنْ أَهْلِ الْآخِرَةِ , فَإِنْ كَانَ خَيْرًا فَرِحُوا وَاسْتَبْشَرُوا , وَقَالُوا: اللَّهُمَّ هَذَا فَضْلُكَ وَرَحْمَتُكَ فَأَتْمِمْ نِعْمَتَكَ عَلَيْهِ وَأَمِتْهُ عَلَيْهَا , وَيُعْرِضُ عَلَيْهِمْ عَمَلُ الْمُسِيءِ فَيَقُولُونَ: اللَّهُمَّ أَلْهِمْهُ عَمَلًا تَرْضَى بِهِ عَنْهُ وَتُقَرِّبُهُ إِلَيْكَ » الكتاب: مسند الشاميين
    المؤلف: سليمان بن أحمد بن أيوب بن مطير اللخمي الشامي، أبو القاسم الطبراني (المتوفى: 360هـ)

    مسند أحمد بن حنبل , رقم الحديث: 12446
    (حديث مرفوع) حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ ، أخبرنا سُفْيَانُ ، عَمَّنْ سَمِعَ أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ ، يَقُولُ : قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » إِنَّ أَعْمَالَكُمْ تُعْرَضُ عَلَى أَقَارِبِكُمْ وَعَشَائِرِكُمْ مِنَ الْأَمْوَاتِ ، فَإِنْ كَانَ خَيْرًا ، اسْتَبْشَرُوا بِهِ ، وَإِنْ كَانَ غَيْرَ ذَلِكَ ، قَالُوا : اللَّهُمَّ لَا تُمِتْهُمْ حَتَّى تَهْدِيَهُمْ كَمَا هَدَيْتَنَا » .
    Имам Ахмад приводит в своей книге «Аль-Муснад» переданное от АбдуРРазака от Суфьяна который услышал как Анас бин Малик передал слова посланника с.а.с : «Поистине ваши деяния выставляются перед вашими покойными родственниками и вашим родом , и если они будут хорошими те, радуются,а если другими, то они просят :» О Аллах,не умерщвляй их,пока не наставишь,как Ты наставил нас»
    Ибн Абдильбарр (ум. 463/1071 ) в книге «Ат-
    тамхид ва аль-истизкар» передает, что Ибн
    Аббас (р. а.) сказал:
    « Если человек навестит могилу своего
    брата [по вере] , с которым был знаком
    при жизни и приветствует его салямом,
    тот обязательно узнает его и ответит ему:
    “Аляйкум салям” ».
    Абдульхакк Ишбили (ум. 852/1185 )
    утверждает, что иснад этого предания (ривайа) достоверен .

    مسند أبي يعلى الموصلي رقم الحديث: 5213
    المعجم الكبير للطبراني رقم الحديث: 10373
    (حديث مرفوع) حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عُمَرَ بْنِ شَقِيقٍ ، حَدَّثَنَا مَعْرُوفُ بْنُ حَسَّانَ ، عَنْ سَعِيدٍ ، عَنْ قَتَادَةَ ، عَنِ ابْنِ بُرَيْدَةَ ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ ، أَنَّهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » إِذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلاةٍ فَلْيُنَادِ : يَا عِبَادَ اللَّهِ احْبِسُوا ! يَا عَبَّادَ اللَّهِ احْبِسُوا ! فَإِنَّ لِلَّهِ حَاضِرًا فِي الأَرْضِ سَيَحْبِسُهُ » .‏
    «Передают со слов Абдуллаха бин Масъуда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, сказал:
    Если в пустыне у кого-нибудь убежит верховое животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! [Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!]» – ибо, поистине, на земле у Всемогущего и Великого Аллаха найдётся тот, кто задержит его».)муснад абу яъля5213, табарани10373)

    Сахих муслима________________________________________
    496.
    Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как раба [Аллаха] укладывают в могилу и его товарищи покидают его, он слышит стук их сандалий [1]. [Затем] к нему являются два ангела, усаживают его и спрашивают: «Что говорил ты об этом человеке?» [2] Что касается верующего, то он ответит: «Свидетельствую, что он — раб Аллаха и посланник Его». После этого ему будет сказано: «Посмотри на своё место в Огне — Аллах заменил тебе его на место в Раю!»»
    [Анас] сказал: «Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И он увидит оба [этих места]»».
    Катада [3] сказал: «И нам было сказано, что для [верующего] могила будет сделана просторной — она [раздастся] на семьдесят локтей, и блаженство будет наполнять её до того Дня, когда [людей] воскресят» [4]..

    رقم الحديث: 12632
    (حديث مرفوع) حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ سَعِيدٍ ، عَنْ حُمَيْدٍ ، عَنْ أَنَسٍ ، قَالَ : سَمِعَ الْمُسْلِمُونَ بِبَدْرٍ وَهُوَ يُنَادِي يَعْنِي النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » يَا أَبَا جَهْلِ بْنَ هِشَامٍ ، يَا شَيْبَةُ بْنَ رَبِيعَةَ ، يَا عُتْبَةُ بْنَ رَبِيعَةَ ، يَا أُمَيَّةُ بْنَ خَلَفٍ ، هَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَ رَبُّكُمْ حَقًّا ؟ فَإِنِّي وَجَدْتُ مَا وَعَدَنِي رَبِّي حَقًّا » قَالُوا : كَيْفَ تُكَلِّمُ قَوْمًا قَدْ جَيَّفُوا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُونَ أَنْ يُجِيبُوا ؟ ! قَالَ : » مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ » . مسند أحمد بن حنبل
    رقم الحديث: 1223
    (حديث مرفوع) حَدَّثَنَا يُونُسُ ، حَدَّثَنَا شَيْبَانُ ، عَنْ قَتَادَةَ ، عَنْ أَنَسٍ ، قَالَ : وَحَدَّثَ أَنَسُ بْنُ مَالِكٍ أَنَّ نَبِيَّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَمَرَ بِبِضْعَةٍ وَعِشْرِينَ رَجُلًا مِنْ صَنَادِيدِ قُرَيْشٍ ، فَأُلْقُوا فِي طُويٍّ مِنْ أَطْوَاءِ بَدْرٍ خَبِيثٍ مُخْبِثٍ ، قَالَ : وَكَانَ إِذَا ظَهَرَ عَلَى قَوْمٍ أَقَامَ بِالْعَرْصَةِ ثَلَاثَ لَيَالٍ ، قَالَ : فَلَمَّا ظَهَرَ عَلَى أَهلِ بَدْرٍ أَقَامَ ثَلَاثَ لَيَالٍ ، حَتَّى إِذَا كَانَ اليومُ الثَّالِثُ أَمَرَ بِرَاحِلَتِهِ فَشُدَّتْ بِرَحْلِهَا ، ثُمَّ مَشَى وَاتَّبَعَهُ أَصْحَابُهُ ، قَالُوا : فَمَا نَرَاهُ يَنْطَلِقُ إِلَّا لِيَقْضِيَ حَاجَتَهُ ، قَالَ : حَتَّى قَامَ عَلَى شَفَةِ الطَّوِيِّ ، قَالَ : فَجَعَلَ يُنَادِيهِمْ بِأَسْمَائِهِمْ ، وَأَسْمَاءِ آبَائِهِمْ » يَا فُلَانُ بْنَ فُلَانٍ ، أَسَرَّكُمْ أَنَّكُمْ أَطَعْتُمْ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ؟ هَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَ رَبُّكُمْ حَقًّا ؟ » ، قَالَ عُمَرُ : يَا نَبِيَّ اللَّهِ ، مَا تُكَلِّمُ مِنْ أَجْسَادٍ لَا أَرْوَاحَ فِيهَا ؟ ! قَالَ : » وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ ، مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ » ، قَالَ قَتَادَةُ : أَحْيَاهُمْ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ لَهُ ، حَتَّى سَمِعُوا قَوْلَهُ تَوْبِيخًا ، وَتَصْغِيرًا ، وَنَقِيمَةً .

    رقم الحديث: 1259
    (حديث مرفوع) حَدَّثَنَا عَيَّاشٌ ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الْأَعْلَى ، حَدَّثَنَا سَعِيدٌ , قَالَ : وَقَالَ لِي خَلِيفَةُ ، حَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ زُرَيْعٍ , حَدَّثَنَا سَعِيدٌ ، عَنْ قَتَادَةَ ، عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ , عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ , قَالَ : » الْعَبْدُ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ , وَتُوُلِّيَ , وَذَهَبَ أَصْحَابُهُ حَتَّى إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ ، أَتَاهُ مَلَكَانِ فَأَقْعَدَاهُ , فَيَقُولَانِ لَهُ : مَا كُنْتَ تَقُولُ فِي هَذَا الرَّجُلِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ؟ فَيَقُولُ : أَشْهَدُ أَنَّهُ عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ ، فَيُقَالُ : انْظُرْ إِلَى مَقْعَدِكَ مِنَ النَّارِ أَبْدَلَكَ اللَّهُ بِهِ مَقْعَدًا مِنَ الْجَنَّةِ ، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : فَيَرَاهُمَا جَمِيعًا ، وَأَمَّا الْكَافِرُ أَوِ الْمُنَافِقُ , فَيَقُولُ : لَا أَدْرِي كُنْتُ أَقُولُ مَا يَقُولُ النَّاسُ ، فَيُقَالُ : لَا دَرَيْتَ وَلَا تَلَيْتَ ، ثُمَّ يُضْرَبُ بِمِطْرَقَةٍ مِنْ حَدِيدٍ ضَرْبَةً بَيْنَ أُذُنَيْهِ فَيَصِيحُ صَيْحَةً يَسْمَعُهَا مَنْ يَلِيهِ إِلَّا الثَّقَلَيْنِ » .
    Ибн Каййим аль-Джаузиййа (ум. 751/1350), ученик Ибн Таймиййи пишет:

    «Посланник Аллаха предлагал приветствовать [мертвых] так, как будто они отвечают на салям: “О собрание верующих, приветствую вас! (Ассаляму аляйкум дара каумин му’минин)”. Таким образом приветствуют людей, которые могут слышать и мыслить. Если бы мертвые не слышали саляма, то обращаться к ним было бы абсурдно (ведь это было бы обращение к несуществующему и неживому объекту). То, что мертвые узнают посещающих их, установлено посредством таватура, также и ученые саляфы были единодушно относительно этого»
    (рух.11)
    Ибн Каййим аль-Джаузиййа (в книге «Рух», с. 137) говорит: «Все хадисы, связанные с наказанием и вознаграждением в могиле, а также хадисы, в которых говорится о приветствии (салям) обитателей могил, разговора с ними и о том, что они узнают посещающих их, Ибн Абдульбарром признаны мутаватир***.

    Ибн Абдильбарр (ум. 463/1071) в книге «Ат-тамхид ва аль-истизкар» передает, что Ибн Аббас (р.а.) сказал:

    «Если человек навестит могилу своего брата [по вере], с которым был знаком при жизни и приветствует его салямом, тот обязательно узнает его и ответит ему: “Аляйкум салям”».

    وَسُئِلَ — رَحِمَهُ اللَّهُ -:
    هَلْ الْمَيِّتُ يَسْمَعُ كَلَامَ زَائِرِهِ وَيَرَى شَخْصَهُ؟ وَهَلْ تُعَادُ رُوحُهُ إلَى جَسَدِهِ فِي ذَلِكَ الْوَقْتِ أَمْ تَكُونُ تُرَفْرِفُ عَلَى قَبْرِهِ فِي ذَلِكَ الْوَقْتِ وَغَيْرِهِ؟ وَهَلْ تَصِلُ إلَيْهِ الْقِرَاءَةُ وَالصَّدَقَةُ مِنْ نَاحِلِيهِ وَغَيْرِهِمْ سَوَاءٌ كَانَ مِنْ الْمَالِ الْمَوْرُوثِ عَنْهُ وَغَيْرِهِ؟ وَهَلْ تُجْمَعُ رُوحُهُ مَعَ أَرْوَاحِ أَهْلِهِ وَأَقَارِبِهِ الَّذِينَ مَاتُوا قَبْلَهُ سَوَاءٌ كَانَ مَدْفُونًا قَرِيبًا مِنْهُمْ أَوْ بَعِيدًا؟ وَهَلْ تُنْقَلُ رُوحُهُ إلَى جَسَدِهِ فِي ذَلِكَ الْوَقْتِ أَوْ يَكُونُ بَدَنُهُ إذَا مَاتَ فِي بَلَدٍ بَعِيدٍ وَدُفِنَ بِهَا يُنْقَلُ إلَى الْأَرْضِ الَّتِي وُلِدَ بِهَا؟ وَهَلْ يَتَأَذَّى بِبُكَاءِ أَهْلِهِ عَلَيْهِ؟ وَالْمَسْئُولُ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ الْجَوَابَ عَنْ هَذِهِ الْفُصُولِ — فَصْلًا فَصْلًا — جَوَابًا وَاضِحًا مُسْتَوْعِبًا لِمَا وَرَدَ فِيهِ مِنْ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ وَمَا نُقِلَ فِيهِ عَنْ الصَّحَابَةِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَشَرْحَ مَذَاهِبِ الْأَئِمَّةِ وَالْعُلَمَاءِ: أَصْحَابِ الْمَذَاهِبِ وَاخْتِلَافِهِمْ وَمَا الرَّاجِحُ مِنْ أَقْوَالِهِمْ مَأْجُورِينَ إنْ شَاءَ اللَّهُ تَعَالَى.
    فَأَجَابَ:
    الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ، نَعَمْ يَسْمَعُ الْمَيِّتُ فِي الْجُمْلَةِ كَمَا ثَبَتَ فِي الصَّحِيحَيْنِ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ: {يَسْمَعُ خَفْقَ نِعَالِهِمْ حِينَ يُوَلُّونَ عَنْهُ} . وَثَبَتَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ {أَنَّهُ تَرَكَ قَتْلَى بَدْرٍ ثَلَاثًا ثُمَّ أَتَاهُمْ فَقَالَ: يَا أَبَا جَهْلِ بْنَ هِشَامٍ يَا أُمَيَّةَ بْنَ خَلَفٍ يَا عتبة بْنَ رَبِيعَةَ يَا شَيْبَةَ بْنَ رَبِيعَةَ هَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَكُمْ رَبُّكُمْ حَقًّا؟ فَإِنِّي وَجَدْت مَا وَعَدَنِي رَبِّي حَقًّا فَسَمِعَ عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ذَلِكَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ كَيْفَ يَسْمَعُونَ وَأَنَّى يُجِيبُونَ وَقَدْ جُيِّفُوا فَقَالَ: وَاَلَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ مَا أَنْتَ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ وَلَكِنَّهُمْ لَا يَقْدِرُونَ أَنْ يُجِيبُوا} ثُمَّ أَمَرَ بِهِمْ فَسُحِبُوا فِي قَلِيبِ بَدْرٍ وَكَذَلِكَ فِي الصَّحِيحَيْنِ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ {أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَفَ عَلَى قَلِيبِ بَدْرٍ فَقَالَ: هَلْ وَجَدْتُمْ مَا وَعَدَكُمْ رَبُّكُمْ حَقًّا؟ وَقَالَ: إنَّهُمْ يَسْمَعُونَ الْآنَ مَا أَقُولُ} . وَقَدْ ثَبَتَ عَنْهُ فِي الصَّحِيحَيْنِ مِنْ غَيْرِ وَجْهٍ أَنَّهُ كَانَ يَأْمُرُ بِالسَّلَامِ عَلَى أَهْلِ الْقُبُورِ. وَيَقُولُ: {قُولُوا السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَمِنْكُمْ وَالْمُسْتَأْخِرِين نَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ اللَّهُمَّ لَا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُمْ وَلَا تَفْتِنَّا بَعْدَهُمْ وَاغْفِرْ لَنَا وَلَهُمْ} فَهَذَا خِطَابٌ لَهُمْ وَإِنَّمَا يُخَاطَبُ مَنْ يَسْمَعُ، وَرَوَى ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
    أَنَّهُ قَالَ: {مَا مِنْ رَجُلٍ يَمُرُّ بِقَبْرِ رَجُلٍ كَانَ يَعْرِفُهُ فِي الدُّنْيَا فَيُسَلِّمُ عَلَيْهِ إلَّا رَدَّ اللَّهُ عَلَيْهِ رُوحَهُ حَتَّى يَرُدَّ عَلَيْهِ السَّلَامَ.} . وَفِي السُّنَنِ عَنْهُ أَنَّهُ قَالَ: {أَكْثِرُوا مِنْ الصَّلَاةِ عَلَيَّ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَلَيْلَةَ الْجُمُعَةِ فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيَّ فَقَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ وَكَيْفَ تُعْرَضُ صَلَاتُنَا عَلَيْك؟ وَقَدْ أَرَمْت — يَعْنِي صِرْت رَمِيمًا — فَقَالَ: إنَّ اللَّهَ تَعَالَى حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَنْ تَأْكُلَ لُحُومَ الْأَنْبِيَاءِ} وَفِي السُّنَنِ أَنَّهُ قَالَ: {إنَّ اللَّهَ وَكَّلَ بِقَبْرِي مَلَائِكَةً يُبَلِّغُونِي عَنْ أُمَّتِي السَّلَامَ.} . فَهَذِهِ النُّصُوصُ وَأَمْثَالُهَا تُبَيِّنُ أَنَّ الْمَيِّتَ يَسْمَعُ فِي الْجُمْلَةِ كَلَامَ الْحَيِّ وَلَا يَجِبُ أَنْ يَكُونَ السَّمْعُ لَهُ دَائِمًا بَلْ قَدْ يَسْمَعُ فِي حَالٍ دُونَ حَالٍ كَمَا قَدْ يَعْرِضُ لِلْحَيِّ فَإِنَّهُ قَدْ يَسْمَعُ أَحْيَانًا خِطَابَ مَنْ يُخَاطِبُهُ وَقَدْ لَا يَسْمَعُ لِعَارِضٍ يَعْرِضُ لَهُ وَهَذَا السَّمْعُ سَمْعُ إدْرَاكٍ لَيْسَ يَتَرَتَّبُ عَلَيْهِ جَزَاءٌ وَلَا هُوَ السَّمْعُ الْمَنْفِيُّ بِقَوْلِهِ: {إنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى} فَإِنَّ الْمُرَادَ بِذَلِكَ سَمْعُ الْقَبُولِ وَالِامْتِثَالِ، فَإِنَّ اللَّهَ جَعَلَ الْكَافِرَ كَالْمَيِّتِ الَّذِي لَا يَسْتَجِيبُ لِمَنْ دَعَاهُ وَكَالْبَهَائِمِ الَّتِي تَسْمَعُ الصَّوْتَ وَلَا تَفْقَهُ الْمَعْنَى، فَالْمَيِّتُ وَإِنْ سَمِعَ الْكَلَامَ وَفَقِهَ الْمَعْنَى فَإِنَّهُ لَا يُمْكِنُهُ إجَابَةُ الدَّاعِي وَلَا امْتِثَالُ مَا أَمَرَ بِهِ وَنَهَى عَنْهُ فَلَا يَنْتَفِعُ بِالْأَمْرِ وَالنَّهْيِ، وَكَذَلِكَ الْكَافِرُ لَا يَنْتَفِعُ بِالْأَمْرِ وَالنَّهْيِ وَإِنْ سَمِعَ الْخِطَابَ وَفَهِمَ الْمَعْنَى، كَمَا
    قَالَ تَعَالَى: {وَلَوْ عَلِمَ اللَّهُ فِيهِمْ خَيْرًا لَأَسْمَعَهُمْ.} . وَأَمَّا رُؤْيَةُ الْمَيِّتِ: فَقَدْ رُوِيَ فِي ذَلِكَ آثَارٌ عَنْ عَائِشَةَ وَغَيْرِهَا.
    فَصْلٌ:
    وَأَمَّا قَوْلُ الْقَائِلِ: هَلْ تُعَادُ رُوحُهُ إلَى بَدَنِهِ ذَلِكَ الْوَقْتَ أَمْ تَكُونُ تُرَفْرِفُ عَلَى قَبْرِهِ فِي ذَلِكَ الْوَقْتِ وَغَيْرِهِ؟ فَإِنَّ رُوحَهُ تُعَادُ إلَى الْبَدَنِ فِي ذَلِكَ الْوَقْتِ، كَمَا جَاءَ فِي الْحَدِيثِ، وَتُعَادُ أَيْضًا فِي غَيْرِ ذَلِكَ، وَأَرْوَاحُ الْمُؤْمِنِينَ فِي الْجَنَّةِ كَمَا فِي الْحَدِيثِ الَّذِي رَوَاهُ النَّسَائِي وَمَالِكٌ وَالشَّافِعِيُّ وَغَيْرُهُمْ: {أَنَّ نَسَمَةَ الْمُؤْمِنِ طَائِرٌ يُعَلَّقُ فِي شَجَرِ الْجَنَّةِ حَتَّى يُرْجِعَهُ اللَّهُ إلَى جَسَدِهِ يَوْمَ يَبْعَثُهُ} وَفِي لَفْظٍ {ثُمَّ تَأْوِي إلَى قَنَادِيلَ مُعَلَّقَةٍ بِالْعَرْشِ} وَمَعَ ذَلِكَ فَتَتَّصِلُ بِالْبَدَنِ مَتَى شَاءَ اللَّهُ وَذَلِكَ فِي اللَّحْظَةِ بِمَنْزِلَةِ نُزُولِ الْمَلَكِ وَظُهُورِ الشُّعَاعِ فِي الْأَرْضِ وَانْتِبَاهِ النَّائِمِ. هَذَا وَجَاءَ فِي عِدَّةِ آثَارٍ أَنَّ الْأَرْوَاحَ تَكُونُ فِي أَفْنِيَةِ الْقُبُورِ قَالَ مُجَاهِدٌ: الْأَرْوَاحُ تَكُونُ عَلَى أَفْنِيَةُ الْقُبُورِ سَبْعَةَ أَيَّامٍ مِنْ يَوْمِ دَفْنِ الْمَيِّتِ لَا تُفَارِقُهُ فَهَذَا يَكُونُ أَحْيَانًا وَقَالَ مَالِكُ بْنُ أَنَسٍ: بَلَغَنِي أَنَّ الْأَرْوَاحَ مُرْسَلَةٌ تَذْهَبُ حَيْثُ شَاءَتْ. وَاَللَّهُ أَعْلَمُ.) مجموع الفتاوى(365-24
    وَسُئِلَ — رَحِمَهُ اللَّهُ -:
    هَلْ يَتَكَلَّمُ الْمَيِّتُ فِي قَبْرِهِ؟ أَمْ لَا؟ .
    فَأَجَابَ:
    يَتَكَلَّمُ وَقَدْ يَسْمَعُ أَيْضًا مَنْ كَلَّمَهُ كَمَا ثَبَتَ فِي الصَّحِيحِ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ: {إنَّهُمْ يَسْمَعُونَ قَرْعَ نِعَالِهِمْ} وَثَبَتَ عَنْهُ فِي الصَّحِيحِ {أَنَّ الْمَيِّتَ يُسْأَلُ فِي قَبْرِهِ: فَيُقَالُ لَهُ: مَنْ رَبُّك؟ وَمَا دِينُك؟ وَمَنْ نَبِيُّك؟ فَيُثَبِّتُ اللَّهُ الْمُؤْمِنَ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فَيَقُولُ: اللَّهُ رَبِّي وَالْإِسْلَامُ دِينِي وَمُحَمَّدٌ نَبِيِّي وَيُقَالُ لَهُ: مَا تَقُولُ فِي هَذَا الرَّجُلِ الَّذِي بُعِثَ فِيكُمْ؟ فَيَقُولُ الْمُؤْمِنُ: هُوَ عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ جَاءَنَا بِالْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى فَآمَنَّا بِهِ وَاتَّبَعْنَاهُ} . وَهَذَا تَأْوِيلُ قَوْله تَعَالَى {يُثَبِّتُ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ} وَقَدْ صَحَّ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهَا نَزَلَتْ فِي عَذَابِ الْقَبْرِ. وَكَذَلِكَ يَتَكَلَّمُ الْمُنَافِقُ فَيَقُولُ: آهْ آهْ لَا أَدْرِي سَمِعْت النَّاسَ يَقُولُونَ شَيْئًا فَقُلْته فَيُضْرَبُ بِمِرْزَبَّةِ مِنْ حَدِيدٍ فَيَصِيحُ صَيْحَةً يَسْمَعُهَا كُلُّ شَيْءٍ إلَّا الْإِنْسَانَ.
    وَثَبَتَ عَنْهُ فِي الصَّحِيحِ أَنَّهُ قَالَ: {لَوْلَا أَلَّا تدافنوا لَسَأَلْت اللَّهَ أَنْ يُسْمِعَكُمْ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ مِثْلَ الَّذِي أَسْمَعُ} وَثَبَتَ عَنْهُ فِي الصَّحِيحِ أَنَّهُ نَادَى الْمُشْرِكِينَ يَوْمَ بَدْرٍ لَمَّا أَلْقَاهُمْ فِي الْقَلِيبِ وَقَالَ: {مَا أَنْتُمْ بِأَسْمَعَ لِمَا أَقُولُ مِنْهُمْ} وَالْآثَارُ فِي هَذَا كَثِيرَةٌ مُنْتَشِرَةٌ. وَاَللَّهُ أَعْلَمُ. مجموع الفتاوى379-24
    وَسُئِلَ:
    عَنْ الْأَحْيَاءِ إذَا زَارُوا الْأَمْوَاتَ هَلْ يَعْلَمُونَ بِزِيَارَتِهِمْ؟ وَهَلْ يَعْلَمُونَ بِالْمَيِّتِ إذَا مَاتَ مِنْ قَرَابَتِهِمْ أَوْ غَيْرِهِ؟ .
    فَأَجَابَ:
    الْحَمْدُ لِلَّهِ، نَعَمْ قَدْ جَاءَتْ الْآثَارُ بِتَلَاقِيهِمْ وَتَسَاؤُلِهِمْ وَعَرْضِ أَعْمَالِ الْأَحْيَاءِ عَلَى الْأَمْوَاتِ، كَمَا رَوَى ابْنُ الْمُبَارَكِ عَنْ أَبِي أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيِّ: قَالَ: {إذَا قُبِضَتْ نَفْسُ الْمُؤْمِنِ تَلَقَّاهَا الرَّحْمَةُ مِنْ عِبَادِ اللَّهِ كَمَا يَتَلَقَّوْنَ الْبَشِيرَ فِي الدُّنْيَا فَيُقْبِلُونَ عَلَيْهِ وَيَسْأَلُونَهُ فَيَقُولُ بَعْضُهُمْ لِبَعْضِ: أَنْظِرُوا أَخَاكُمْ يَسْتَرِيحُ فَإِنَّهُ كَانَ فِي كَرْبٍ شَدِيدٍ. قَالَ: فَيُقْبِلُونَ عَلَيْهِ وَيَسْأَلُونَهُ مَا فَعَلَ فُلَانٌ وَمَا فَعَلَتْ فُلَانَةُ هَلْ تَزَوَّجَتْ} الْحَدِيثَ. وَأَمَّا عِلْمُ الْمَيِّتِ بِالْحَيِّ إذَا زَارَهُ وَسَلَّمَ عَلَيْهِ فَفِي حَدِيثِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ {مَا مِنْ أَحَدٍ يَمُرُّ بِقَبْرِ أَخِيهِ الْمُؤْمِنِ كَانَ يَعْرِفُهُ فِي الدُّنْيَا فَيُسَلِّمُ عَلَيْهِ إلَّا عَرَفَهُ وَرَدَّ عَلَيْهِ السَّلَامَ} . قَالَ ابْنُ الْمُبَارَكِ: ثَبَتَ ذَلِكَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَصَحَّحَهُ عَبْدُ الْحَقِّ صَاحِبُ الْأَحْكَامِ. مجموع الفتاوى331-24
    Сказал Ибн Таймийя, да помилует его Аллах:
    «Ибн Аби ад- Дунья в книге «Поминание
    смерти» передал от имама Малика ибн Анаса ,
    да будет доволен им Аллах, как он сказал:
    « До меня дошло, что душа свободная, идет
    куда хочет ». Это согласуется с тем, что
    передано «Душа бывает вокруг могил». Как и
    сказал Муджахид, да будет доволен им
    Аллах: «Души продолжают находится на
    могилах семь дней со дня похорон мертвого
    и не удаляется оттуда. И возвращается душа
    в тело не только во время допроса». Как об
    этом сказано в хадисе, который Ибн Абдиль-
    Барр, да помилует его Аллах, посчитал
    достоверно переданным от Пророка , да
    благословит его Аллах и приветствует, где он
    сказал: «Нет такого человека, который
    прошел бы мимо могилы человека, которого
    знал при жизни, и дал бы ему салям без того,
    чтобы Аллах не вернул бы ему его душу так,
    чтобы тот ответил тому на салям».
    И в «Сунане» Абу Дауда и других от Ауса бин
    Ауса ас- Сакъафи, от Пророка, да благословит
    его Аллах и приветствует, как он сказал:
    « Поистине лучший из ваших дней это
    пятница. Поэтому в пятничный день и в
    пятничную ночь посылайте мне больше
    салятов. Ведь ваши саляты представляются
    мне». Спросили: «А как наши саляты
    представляются тебе, ведь твое тело
    разложится?» . Посланник Аллаха, да
    благословит его Аллах и приветствует,
    ответил: «Поистине Аллах запретил земле
    есть (разлагать) тела пророков ».
    Пророк, да благословит его Аллах и
    приветствует, приказал давать салям
    мертвым, как это зафиксировано в сахихе и
    сунане, что он обучал своих сподвижников,
    чтобы когда они посещают могилы,
    говорили: «Ас- Саляму аляйкум обитатели
    этого места из верующих. Мы иншаАллах к
    вам присоединимся.:::::: Да смилуется Аллах тех,
    кто ушел до этого из нас и из вас, и тех, кто
    уйдет потом. И нам и вам желаем блага. О
    Аллах не лишай нас их награды, и не вводи
    нас в фитну после них. И прости нас и их »

    Так же Бухари и Муслим привели в сахихах
    от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах,
    что Пророк, да благословит его Аллах и
    приветствует, остановился возле ямы при
    Бадре и сказал: «Нашли ли вы истинным то,
    что вам обещал ваш Господь?» и сказал, что
    они сейчас слышат то, что я говорю. И
    сказано это было Аише, да будет доволен им
    Аллах, и она сказала: «Ибн Умар ошибся,
    поистине Посланник Аллаха, да благословит
    его Аллах и приветствует, сказал, что они
    знают (а не слышат), что то, что я им говорил
    это истина», затем Аиша, да будет доволен
    им Аллах, прочитала слова Всевышнего:
    «Поистине ты не заставишь слышать
    мертвых».
    Но обладатели знания хадисов и сунны
    единогласны в признании достоверным того,
    что передал Анас и Ибн Умар, да будет
    доволен ими Аллах, даже если они и не
    присутствовали лично в Бадре. Анас передал
    это от Абу Тальхи, а Абу Тальха
    присутствовал при Бадре, как это и передал
    Абу Хатим в своем сахихе от Анаса, а тот от
    Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, что
    Пророк, да благословит его Аллах и
    приветствует, приказал, чтобы 24 человека
    из знати курайша были борошены в одну из
    ям при Бадре. Посланник Аллаха, да
    благословит его Аллах и приветствует,
    любил, когда побеждал какое-нибудь племя,
    оставлять их на их земле три ночи. И когда
    наступил третий день он приказал
    подготовить его животное и привести, затем
    отправился и сподвижники за ним. И они
    сказали: «Мы не видели, чтобы он удалялся
    кроме как по некоторым нуждам». И это
    продолжалось до тех пор пока он не встал на
    краю ямы и обратился к ним по их именам и
    именам их отцов: «Эй такой-то , сын такого-
    то, радует ли вас то, что вы противились
    Аллаху и его посланнику. Мы нашли
    истинным то, что нам обещал наш Господь.
    Нашли ли вы истинным то, что вам обещал
    ваш Господь». Умар бин аль-Хаттаб , да будет
    доволен им Аллах, сказал: «О посланник
    Аллаха! Почему ты разговариваешь с телами,
    в которых нет душ». И ответил Пророк, да
    благословит его Аллах и приветствует:
    «Клянусь тем, в чей руке моя душа, вы не
    слышите то, что я говорю лучше чем они ».
    Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
    «Аллах их оживил чтобы они слышали их и
    сожалели, корили себя, упрекали, горевали и
    печалились. Аиша, да будет доволен им
    Аллах, своими словами сделала таъвиль,
    вроде тех таъвилей, который делала кроме
    этого. Но достоверные нассы от Пророка, да
    благословит его Аллах и приветствует, не
    могут быть отложены ради какого- нибудь
    таъвиля из тавилей сахабов или других. И нет
    в Коране ничего, что противоречило бы
    этому. Что касается аята(смысловой перевод) «Ты
    не заставишь слышать мертвых», то здесь
    подразумевается обычное слышание,
    которое приносит пользу тому, кто слышит
    (т. е. мертвые не извлекают пользу из того,
    что слышат) . Здесь объясняется пример
    неверных, хотя неверные слышат голос.
    Просто они не слышат таким слышанием,
    которое подразумевает понимание и
    следование. Как например, сказал
    Всевышний(смысловой перевод): «Неверующие подобны скотине,
    на которую прикрикивает пастух, тогда как
    она не слышит ничего, кроме зова и крика ». —
    2/171 . И точно так же и мертвые, которые
    были даны в пример: необязательно чтобы
    они были лишены всех видов нормального
    слышания из видов слышания, подобно
    тому, как не лишены этого неверные. Они
    лишены нормального слышания, из которого
    они могут извлечь пользу, что касается
    другого слышания, то они не лишены этого».
    Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
    «Аллах их оживил чтобы они слышали их и
    сожалели, корили себя, упрекали, горевали и
    печалились. Аиша, да будет доволен им
    Аллах, своими словами сделала таъвиль,
    вроде тех таъвилей, который делала кроме
    этого. Но достоверные нассы от Пророка, да
    благословит его Аллах и приветствует, не
    могут быть отложены ради какого- нибудь
    таъвиля из тавилей сахабов или других.
    ——————-
    ..فَذَكَرَ الْحَدِيثَ فَتَبَيَّنَ بِهَذَا أَنَّ فِي الْقِصَّةِ الْمَذْكُورَةِ أَنَّ الْعَبَّاسَ كَانَ مَسْئُولًا وَأَنَّهُ يُنَزَّلُ مَنْزِلَةَ الْإِمَامِ إِذَا أمره الإِمَام بذلك وروى بن أَبِي شَيْبَةَ بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ مِنْ رِوَايَةِ أَبِي صَالِحٍ السَّمَّانِ عَنْ مَالِكٍ الدَّارِيِّ وَكَانَ خَازِنُ عُمَرَ قَالَ أَصَابَ النَّاسَ قَحْطٌ فِي زَمَنِ عُمَرَ فَجَاءَ رَجُلٌ إِلَى قَبْرِ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ اسْتَسْقِ لِأُمَّتِكَ فَإِنَّهُمْ قَدْ هَلَكُوا فَأَتَى الرَّجُلَ فِي الْمَنَامِ فَقِيلَ لَهُ ائْتِ عُمَرَ الْحَدِيثَ وَقَدْ رَوَى سَيْفٌ فِي الْفُتُوحِ أَنَّ الَّذِي رَأَى الْمَنَامَ الْمَذْكُورَ هُوَ بِلَالُ بْنُ الْحَارِثِ الْمُزَنِيُّ أَحَدُ الصَّحَابَةِ وَظَهَرَ بِهَذَا كُلِّهِ مُنَاسَبَةُ التَّرْجَمَةِ لِأَصْلِ هَذِهِ الْقِصَّةِ أَيْضًا وَاللَّهُ الْمُوَفِّقُ. فتح الباري شرح صحيح البخاري2-495
    «аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатхул Бари» (толкование хадисов Бухари) пишет, что Ибн Аби Шайба передал хадис с достоверной цепочкой (номер хадиса 32002), в котором говорится следующее: «Во время правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один человек подошел к могиле Пророка (мир ему и благословение) и сказал: «О, посланник Аллаха, попроси дождь для своей уммы (общины), воистину она погибла (попала в беду)!» После этого к этому человеку подошел один человек во сне и сказал: «Сходи к Умару, передай ему салам и расскажи ему, что у вас пойдет дождь. Еще скажи ему (Умару), чтобы он придерживался (держал возле себя) умных (богобоязненных, находчивых) людей». Когда об этом рассказали Умару (да будет доволен им Аллах), он заплакал и сказал: «О, Всевышний, я не перехожу, кроме как из-за необходимости Далее Ибн Хаджар говорит, что передал сайф в «футух», что просящий в данном хадисе -сподвижник Пророка Билял ибн аль-Харис. В другом предании этого хадиса говорится о том, что пришедший во сне был Пророк (мир ему и благословение)».
    32002 — حَدَّثَنَا أَبُو مُعَاوِيَةَ، عَنِ الْأَعْمَشِ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ، عَنْ مَالِكِ الدَّارِ، قَالَ: وَكَانَ خَازِنَ عُمَرَ عَلَى الطَّعَامِ، قَالَ: أَصَابَ النَّاسَ قَحْطٌ فِي زَمَنِ عُمَرَ، فَجَاءَ رَجُلٌ إِلَى قَبْرِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، اسْتَسْقِ لِأُمَّتِكَ فَإِنَّهُمْ قَدْ هَلَكُوا، فَأَتَى الرَّجُلَ فِي الْمَنَامِ فَقِيلَ لَهُ: » ائْتِ عُمَرَ فَأَقْرِئْهُ السَّلَامَ، وَأَخْبِرْهُ أَنَّكُمْ مُسْتَقِيمُونَ وَقُلْ لَهُ: عَلَيْكَ الْكَيْسُ، عَلَيْكَ الْكَيْسُ «، فَأَتَى عُمَرَ فَأَخْبَرَهُ فَبَكَى عُمَرُ ثُمَّ قَالَ: يَا رَبِّ لَا آلُو إِلَّا مَا عَجَزْتُ عَنْهُ الكتاب المصنف في الأحاديث والآثار
    أبو بكر بن أبي شيبة
    1818- حَدَّثَنا أَبِي، قَالَ: حَدَّثَنَا مُحَمَّد بْنُ خَازِمٍ أَبُو مُعَاوِيَة، قَالَ: حدثنا الأَعْمَشُ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ عَنْ مَالِكِ الدَّارِ، قَالَ: أَصَابَ النَّاسُ قحطٌ فِي زَمَنِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ فَجَاءَ رجلٌ إِلَى قَبْرِ النَّبِيّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ استَسْق لأُمَّتِكَ، فَأَتَاهُ النَّبِيّ عَلَيْهِ السَّلامُ فِي الْمَنَامِ فَقَالَ لَهُ: «ائْتِ عُمَرَ فَأَقْرِئْهُ السَّلامَ (3- وَقُلْ لَهُ: إِنَّكُمْ مسنتُون فَعَلَيْكَ بِالْكَيْسِ الْكَيْسِ»، قَالَ: فَبَكَى عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَقَالَ: يَا رَبِّ مَا آلُو إلاَّ مَا عَجَزْتُ عَنْهُ. التاريخ الكبير المعروف بتاريخ ابن أبي خيثمة — السفر الثالث أبو بكر أحمد بن أبي خيثمة (المتوفى: 279هـ)
    وروى أبو معاوية، عن الأعمش، عن أَبِي صَالِحٍ، عَنْ مَالِكٍ الدَّارِ قَالَ:
    أَصَابَ النَّاسَ قَحْطٌ فِي زَمَنِ عُمَرَ، فَجَاءَ رَجُلٌ إِلَى قَبْرِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، اسْتَسْقِ لأُمَّتِكَ فَإِنَّهُمْ قَدْ هَلَكُوا. قَالَ: فَأَتَاهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْمَنَامِ، وَقَالَ: إِيتِ عُمَرَ فَمُرْهُ أَنْ يَسْتَسْقِي لِلنَّاسِ، فَإِنَّهُمْ سَيُسْقَوْنَ، وَقُلْ لَهُ: عَلَيْكَ الْكِيسَ الْكِيسَ [1] . فَأَتَى الرَّجُلُ عُمَرَ فَأَخْبَرَهُ، فَبَكَى عُمَرُ، وَقَالَ: يَا رَبِّ، مَا آلُو إِلا مَا عَجَزْتُ عَنْهُ، يَا رَبِّ، مَا آلُو إِلا مَا عَجَزْتُ عَنْهُالاستيعاب في معرفة الأصحاب أبو عمر يوسف بن عبد الله بن محمد بن عبد البر بن عاصم النمري القرطبي (المتوفى: 463هـ)
    أخبرنا أبو غالب وأبو عبد الله ابنا البنا قالا أنا أبو الحسين بن الآبنوسي أنا أحد ابن عبيد بن الفضل إجازة أنا محمد بن الحسين بن محمد نا ابن أبي (6) خيثمة نا أبي نا محمد بن خازم أبو معاوية الضرير نا الأعمش عن أبي صالح عن مالك الدار قال (7) أصاب الناس قحط في زمان عمر بن الخطاب فجاء رجل إلى قبر النبي (صلى الله عليه وسلم) فقال يا رسول الله (صلى الله عليه وسلم) استسق لأمتك فأتاه النبي (صلى الله عليه وسلم) في المنام فقال ائت عمر فأقرئه السلام وقل له إنكم مسقون فعليك بالكيس (8) قال فبكى عمر وقال يا رب ما آلوا إلا ما عجزت عنه تاريخ دمشق أبو القاسم علي بن الحسن بن هبة الله المعروف بابن عساكر (المتوفى: 571هـ)

     
    • gariban01

      Февраль 6, 2015 at 10:48 пп

      Во первых:
      То что мертвые слышат тебя на кладбище, то в этом я не сомневаюсь, и на этом иджма сукути у саляфов, и джумхур среде халяфов. И только некоторые ханафиты стали говорить об обратном, и это их мнение для меня оно шаз.
      Про это мы писали ужу тут: https://islamulgarib.wordpress.com/%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B2/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D1%88%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B0%D1%82%D0%B0/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82-%D0%BB%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D0%BE%D0%BD/

      Во вторых:
      То что касается хадиса: «Передают со слов Абдуллаха бин Масъуда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, сказал:
      Если в пустыне у кого-нибудь убежит верховое животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! [Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!]» – ибо, поистине, на земле у Всемогущего и Великого Аллаха найдётся тот, кто задержит его».(муснад абу яъля 5213, табарани 10373)

      Его некоторые посчитали слабым, но большинство сочли его хорошим,
      И среди тех, кто считал его хорошим – имам Ахмад, Ибн Теймия, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Ас-Сахави, Аль-Бейхакы, Ат-Табарани, Аль-Хейсами, и другие имамы.
      С другой стороны, ослабили его аль-Бусейри, шейх Сулейман ибн Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, и некоторые другие имамы.

      Сказал шейх Сулейман ибн Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб:
      «Даже если предположить, что данный хадис является достоверным, нет в нем довода (суфистам), поскольку это из дуа к присутствующему в том, на что он способен, и это является разрешенным, как сказал Пророк: «Воистину, у Аллаха есть ангелы на земле, присутствующие для этого, они задержат его» (см. «Тайсируль азиз аль-хамид», 210)

      В любом случаи этот хадис не относится к истишфа у могилы. Более того этот хадис даже не относится к истигасе которую так уперто пытаются отстоять сегодня суфики,

      В третьих:
      А про то что передал имам Ибн Аби Шейба в «Аль-Мусоннаф»:
      «Рассказал нам Абу Муавия, от Амаша, от Аби Солиха, от Малика Ад-Дара, что тот – и он был кладовщиком Умара для еды, — сказал: «Постигла людей засуха во времена Умара, и один мужчина пришел к могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О Посланник Аллаха, попроси для твоей Уммы дождя, ведь они погибают!». И было сказано ему в его сне: «Иди к Умару, и передавай ему салям, и скажи ему, что вы напоены, и скажи ему: «Ты должен быть сообразительнее, сообразительнее». И пришел он к Умару, и рассказал ему это, и заплакал Умар, а затем сказал: «О Господь, я делаю все что могу»
      (См. «Аль-Мусоннаф», 32665, также Бейхакы, в «Даляиль».
      И передал ас-Сейф в «Аль-Футух», что этим мужчиной был сподвижник Биляль ибн Харис).

      Вот небольшое разбирательство:

      А) Недостоверность данного хадиса в общем

      Иснад этого хадиса: рассказал нам Абу Муавия, от Амаша, от Аби Солиха, от Малика Ад-Дара
      И в данном хадисе несколько слабых мест.

      1. «Ан-ана» Амаша
      Обьясним: Аль-Амаш, известный табиин, был мудаллисом.
      Мудаллис – это передатчик, который может скинуть передатчика выше себя из цепочки, по тем или иным причинам, и передать хадис от того, кто выше скинутого, в такой форме, которая не указывает прямо на слышание, как например: «От такого-то», «Сказал такой то», и так далее. Поэтому ученые постановили, что если передатчик обвинен в тадлисе, то его передача считается слабой, кроме как если он ясно скажет, что он слышал хадис от того, от кого он передает, как например скажет: «Рассказал мне такой то», или «Я слышал такого-то..», и так далее. И причина тому, что такая передача считается слабой – неизвестность того передатчика, который возможно был скинут, ведь он мог быть и слабым.

      И если это понятно, то в данном хадисе Амаш использовал выражение عن (от), которое не указывает на то, что он слышал этот хадис, что несет в себе вероятность тадлиса, поэтому такая передача является слабой.

      И если скажет возражающий, что Амаш из числа тех мудаллисов, которые мало делали тадлис, и передавали от него в такой форме в своих «Сахихах» Бухари и Муслим, то мы ответим: ученые критиковали Бухари и Муслима за такую передачу, но на эту критику было отвечено и она была опровергнута тем, что данные хадисы от Амаша приходят в других сборниках, в других вариантах передач, где ясно приходит выражение о том, что он слышал этот хадис, и об этом знали Бухари и Муслим, когда приводили эти хадисы в «Сахихах».
      А если нет, то Бухари и Муслим знали в науке «Иляль аль-хадис», и у них были веские соображения что в данном случае тадлис отсутствует, однако где у нас такие соображения?! И где у нас другие риваяты, где бы Амаш сказал о слышимости?!

      А если кто то будет аргументировать словами имама аз-Захаби о том, что «ан-ана» Амаша от Абу Солиха считается непрерывной, то слова имама Аз-Захаби в этом вопросе не ясный довод, а лишь иджтихад этого великого имама, и достоверно пришло, что Амаш делал тадлис и от Абу Солиха! См. «Тухфату ат-тахсыль», 1-134, «Тарих Ибн Маин», 3-497, «Марифату улюмиль хадис», 1-35, и др.

      Поэтому становится ясно, хвала Аллаху, что одного этого недостатка достаточно, чтобы ослабить этот асар.

      2. «Ирсаль», а именно: Абу Солих не слышал от Малик ад-Дара этот хадис
      Сказал хафиз аль-Халили: «Утверждается, будто Абу Солих слышал от Малик ад-Дара этот хадис, однако остальные мухаддисы сказали, что он мурсаль» (то есть что Абу Солих не слышал этот хадис от Малик Ад-Дара – прим)
      (см. «Аль-Иршад фи марифати улямаиль хадис», 1-316)

      И не утверждено для Абу Солиха слышания от Малика ад-Дара, ровно как и неизвестна дата смерти Малика ад-Дара, умер ли он до рождения либо начала передачи хадисов Абу Солихом, или после. И известно, как это приходит в биографии Абу Солиха, что он передавал хадисы от того, от кого не слышал, например, от Абу Бакра и Абу Зарра, и все это делает великой вероятность разрыва в иснаде.

      И одного этого уже достаточно было бы, чтобы усомниться в достоверности хадиса, а что говорить про то, если сложить это вместе с остальными недостатками?

      3. Неизвестность мужчины, пришедшего на могилу Пророка
      Во первых: Недостоверность приписывания этого поступка сподвижнику Билялю Ибн Харису
      Данный неизвестный мужчина, якобы пришедший на могилу Пророка, не назван ни в одном из риваятов, кроме как у Ас-Сейфа в «аль-Футух».
      И перед вами дорогой читатель слова ученых об ас-Сейфе.

      Сказал Абу Хатим: «Он матрук (оставленный, означает крайнюю слабость- пр.), его хадисы подобны хадисам аль-Вакиди!» (см. «Тахзибуль камаль», 13-326)

      Сказал Абу Дауд: «Он ничто» (см. «Тахзибуль камаль», 13-326)

      Сказал Ибн Хиббан: «Передает вымышленные хадисы от достоверных передатчиков. И сказали о нем, что он выдумывает хадисы» (см. «Тахзибуль камаль», 13-326)

      Сказал Хаким: «Он был обвинен в зиндычестве! И его передачи отбрасываются»
      (см. «Тахзибу ат-тахзиб», 4-296)

      Сказал также Ибн Хиббан: «Он обвинен в зиндычестве» (см. «Тахзибу ат-тахзиб», 4-296)

      Поэтому, предельно ясно, что заявление о том, что этот мужчина был сподвижником Билялем Ибн Харисом, предельно слабое, и может принять такое только приверженец своих страстей. И из этого пункта ясно, что человеком пришедшим на могилу, был вовсе не сподвижник, а некий неизвестный мужчина.

      Во вторых: Если стало ясно что данный мужчина – неизвестен, то является ли он слабым передатчиком, или нет, правдив он, или лжец, и в хадисе не пришло, видел ли Малик ад-Дар эту историю своими глазами, или же услышал ее от этого мужчины,
      А поскольку все это несет в себе оба равнозначных предположения, то это недостаток хадиса, не позволяющий назвать его достоверным, ведь этот мужчина вообще мог выдумать всю эту историю, и рассказать ее Малику.

      И одного этого хватило бы, чтобы ослабить данный асар, так что же говорить если учесть его вкупе с остальными ясными недостатками?

      4. Разногласие касательно неизвестности Малика ад-Дара
      Вместе с тем, что наши оппоненты постарались в поиске хотя бы каких то слов о Малике ад-Дар, однако, они не нашли никого, кто ясно назвал бы его достоверным как рассказчика, кроме имама Ибн Хиббана, и хорошо известно любому, кто находится даже в начальной стадии изучения науки хадиса, что одного лишь слова имама Ибн Хиббана недостаточно для того, чтобы сказать, что передатчик хадиса является достоверным, поскольку Ибн Хиббан известен своим легким отношением к называнию достоверными неизвестных передатчиков, и одного лишь его слова в этом недостаточно

      Сказал Ибн Хаджар аль Аскалани в биографии Амира Ибн Мусаба: «Он неизвестен! И назвал его достоверным Ибн Хиббан по своей привычке!» (см. «Такриб», 1-389)

      Сказал также хафиз Ибн Хаджар про позицию Ибн Хиббана касательно неизвестных передачтиков: «Это удивительнийший мазхаб (у него), и большинство ученых противоречит этому!» (см. «Лисануль Мизан», 1-14)

      И пришло в биографиях Малика ад-Дара, что он был распорядителем Умара, и что хвалили его табиины, и что он старый табиин, и это говорит о его «адале» — праведности, справедливости, ровно как и указывают на это некоторые другие высказывания ученых о нем. ОДНАКО, это лишь одно из условий передачи, ведь сколько есть праведных передатчиков, у которых плохая память! И нет ясных слов ученых указывающих на его достоверность как передатчика, кроме как выражения, которое пришло у имама Аль-Халили, которое можно понять как то, что он называет Малика достоверным, и Аллах знает лучше.
      В любом случае, даже если мы согласимся с тем что Малик Ад-Дар являлся достоверным передатчиком, то для того чтобы назвать эту историю слабой, достаточно других ее недостатков.

      Важное примечание: однако, даже если мы согласились бы и признали бы, что Малик Ад-Дар достоверный передатчик, то нет никаких оснований переходить все границы, и говорить что он являлся сподвижником, как это лживо утверждает Саккаф и его компания. Они аргументируют на это тем, что хафиз Ибн Хаджар привел его в своей книге «Аль-Исоба фи тамииз ас-сохаба», где перечислял имена сподвижников! Субхан Аллах, ведь хафиз Ибн Хаджар упомянул Малика Ад-Дара в третьей части этой книги, про которую он сказал во вступлении: «Муходрамы, которые застали период джахилии и Ислама, и абсолютно нет свидетельства о том, что они встречались с Пророком, или видели его, и все равно, приняли ли они Ислам при его жизни, или нет. И такие – не являются сподвижниками по единогласному мнению ученых и мухаддисов!» (см. «Аль-Исоба», 1-4)

      Б) Даже если бы он был бы достоверным, то нет в нем довода для суфистов

      Из вышеперечисленных причин ясно, что данный асар является недостоверным, однако, даже если бы он был бы достоверным, то в данной истории нет никакого довода на дозволенность такого вида тавассуля.

      1) Сны и истории не являются источником шариатских положений.

      Сказал шейх Сулейман ас-Сахман: «Через истории и сны не утверждаются шариатские положения, и не делается так ни у кого, кроме как в религии христиан. Воистину, их религия построена на байках и снах, лжи и выдумках, а что же касается религии Ислам, то она сохранена через иснад, и не утверждается шариатские положения, кроме как посредством Книги Аллаха, Свят Он и Велик, и того, что пришло достоверно от Посланника Аллаха, мир ему и молитва, и того, что делали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и стало известно это через передачу достоверных справедливых передатчиков, на чьей справедливости есть согласие!» (см. «Ас-Сауаик аль-мурсаля», 2-6)

      Если скажет кто-то, что во сне пришел Пророк, а пришло в хадисе, что шайтан не принимает облик Пророка, то наш ответ будет такой:
      Да, шайтан не принимает облик Пророка, однако шайтан может принять облик другого человека, и сказать что он Пророк, и как сможет различить между Посланником Аллаха, мир ему, и шайтаном тот, кто никогда не видел Посланника Аллаха а знает его лишь по косвенным описаниям? Именно поэтому в том числе ученые сказали, что не утверждаются шариатские положения через сны, даже если тот кто видел сон, видел во сне Пророка.
      И более того, невозможно чтобы Пророк во сне приказал к действию, которое противоречит Шариату, и это добавляет уверенности что это был шайтан.

      2) Деяния неизвестных личностей не являются источником шариатских положений

      Воистину, удивительно, что наши оппоненты аргументируют на дозволенность тавассуля через Пророка поступком некоего мужчины, про которого ничего не известно – ни о его праведности и правдивости, ни о его памяти, в то время как какое-то поклонение не утверждается действием даже сподвижника, о котором известно что он сподвижник, если на него нет доказательства из Сунны! И также удивительно, что наши оппоненты говорят, что хадисы ахад, даже если они достоверные, и даже если они переданы в «Сахихах» Бухари и Муслима, не берутся в акиду, и в то же время берут в акиду сны неизвестного мужчины, переданные со слабым иснадом!!!

      И если скажет оппонент: суть не в деянии этого неизвестного, а в том, что Умар Ибн Аль Хаттаб признал его поступок, то мы ответим: где в тексте хадиса вообще то, что Умар знал о том что сделал этот человек?! Напротив, очевидно из текста, что этот мужчина как передается в этом слабом асаре, пришел к Умару, и рассказал ему то, что велел ему рассказать тот, кто пришел к нему во сне.

      3) Это противоречит тому, на чем утвердилась Сунна и деяния сподвижников

      Известно из Сунны во время засухи совершать молитву о дожде. Также достоверно от Умара, что после смерти Пророка, когда началась засуха, он пришел к Аббасу, и попросил его, чтобы он сделал дуа Всевышнему Аллаху о дожде. И если бы был Сунной такой способ, как прийти к могиле Пророка и попросить Пророка, то зачем Умар шел и просил Аббаса сделать дуа?! Ведь дуа Пророка имеет безусловно большую ценность чем дуа Аббаса.
      И не передается ни от одного из сподвижников, и ни от одного из табиинов, что кто либо из них делал что-либо подобное у могилы Пророка, напротив, от многих из них передается что они делали молитву о дожде или просили кого либо из праведных людей! И если бы это было бы Сунной, то они непременно пришли бы к Пророку и попросили бы его, чтобы он сделал дуа Аллаху, чтобы Он защитил их от смуты и от пролития крови, которое было между ними! Однако, они этого не сделали.
      Следовательно такой вид тавассуля (т.е. такой вид ибадата) не был известен сахабов.

      И более того, не указал нам на это сам Пророк, а ведь он не оставил ни одного поклонения, не разьяснив его и не указав на него! Сказал Абу Зарр: «Оставил нас Посланник Аллаха, мир ему, и нет птицы, которая расправляла бы свои крылья в небе, кроме как он дал нам знание о ней. И сказал Посланник Аллаха: «Не осталось никакой вещи, которая приближала бы вас к Раю, и отдаляла бы от Ада, кроме как уже разьяснено вам»
      (Табарани, 1647, иснад достоверный)
      И в другом риваяте: «Не оставил я ни одной вещи, к которой бы вам приказал Аллах, иначе как приказав вам к ней, и не оставил я ни одной вещи, которую Он бы запретил вам, кроме как запретил ее» (Шафии, Абдур-Раззак, Ибн Хузейма, иснад мурсаль)
      И сказал также: «Нет такого Пророка до меня, в чью обязанность бы не входило донести до своей Уммы то благое, что он знает для них, и предостеречь от того зла, что он знает для них» (Муслим, 3431)
      И если бы просьба у могилы Пророка для того, чтобы он сделал дуа Аллаху, была бы Сунной, то непременно бы указал нам на нее Посланник Аллаха, не оставив это без разьяснения.
      И тот, кто утверждает, что тавассуль через Пророка, стоя у его могилы – Сунна, тот лжет на Пророка, и обвиняет его в том, что он не донес до нас послание в полной мере. Прибегаем к Аллаху от такого!

      И в заключение – восхваляем Аллаха!

       

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: