RSS

Методы сохранения хадисов

24584672БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Сподвижники Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, записали множество хадисов. Все же запись не была единственным способом их сохранения. Существовало много других путей.

1. ЗАУЧИВАНИЕ

Прежде всего, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сохраняли хадисы в своем сердце. Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:  «Дарует Аллах силу людям, которые слышат мои слова и хранят их в сердце, затем передают их другим точно такими, какими они их слышали.»

Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стремились следовать этому принципу и привыкли уделять много времени запоминанию хадисов. Множество их покинули свои дома и стали жить в Мечети Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы собственными ушами слышать высказывания непосредственно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они тратили все свое время исключительно для закрепления хадисов в своих сердцах. Их называли Асхаб ал-суффа.

Арабы обладали настолько сильной памятью, что могли легко запоминать сотни стихов, знали в подробностях собственные родословные, но и своих лошадей и верблюдов. Даже дети имели достаточно знаний о происхождении различных родов. Так, известнейшим знатоком арабской поэзии был Хаммад. Он знал по сотне длинных стихов на каждую букву алфавита, т.е., 3’038 .

Арабы настолько гордились своей памятью, что доверяли ей гораздо больше, чем письму.

Сподвижники Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заучивали хадисы наизусть, считая их единственными источниками руководства после Священного Корана.

Абу Хурейра, известный сподвижник Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сообщил 5’374 хадиса, говорил:  «Я разделил свою ночь на три части. В первую треть я совершаю намаз, во вторую я сплю, а в еще одну запоминаю хадисы Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Абу Хурейра после принятия Ислама посвятил свою жизнь исключительно изучению хадисов. Он сообщил хадисов больше, чем любой другой сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Однажды Марван, правитель Медины, решил испытать его память. Он пригласил его в свой дом, где попросил рассказать какие-нибудь хадисы. Одновременно Марван приказал своему писцу сидеть за занавеской и записывать все рассказанное. Через год Марван вновь пригласил Абу Хурейру и попросил повторить то, что он рассказывал год назад. Писец вновь сидел за занавеской и сравнивал слова Абу Хурейры с хадисами, записанными им ранее. Выяснилось, что Абу Хурейра не пропустил и не изменил ни единого слова!

Богословы, специализирующиеся в науке о хадисах знают, что память передатчиков хадисов поистине уникальна. Аллах Всемогущий наградил их ею для сохранения Сунны Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как Он это и обещал в Священном Коране.

Специалисты в области науки Асмаур-риджал разработали надежные способы, чтобы проверять память каждого рассказчика хадисов. Ни один из хадисов не считался достоверным, если память хотя бы одного из рассказчиков не соответствовала высоким стандартам.

Таким образом, память в науке о хадисах не является расплывчатым термином, ибо существуют специальные критерии для ее проверки. Большое число специалистов в области науки «Асмаур-риджал» и «Джарх и Таъдил» посвятили свои жизни проверке памяти и правдивости рассказчиков хадисов.

Память рассказчиков хадисов невозможно сравнить с памятью нашего современника, который, будучи свидетелем какого-либо события, беззаботно рассказывает о нем другим, редко уделяя внимание корректности своего повествования. В этом отношении представляет интерес следующее.

1. Рассказчики хадисов были отлично осведомлены об огромной важности и деликатности природы того, о чем они намеревались рассказать. Они всем сердцем верили, что любая ошибка влечет за собой наказание так и в мире этом и в загробном. Эта вера воспитывала в них обостренное чувство ответственности, что делало их особенно точными в своих сообщениях. Простой пример, вот газетчик, сообщающий о происшествии, в которое вовлечены рядовые люди, может передавать детали с меньшей точностью. Однако, если в событие вовлечены президент или другие руководители страны, то он, очевидно, будет более осторожен и приложит все силы для того, чтобы сообщить о происшедшем настолько точно, насколько это возможно. Поэтому должно быть у же понятно и невозможно отрицать, что сподвижники Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его ученики и другие надежные рассказчики хадисов верили всей душой в то, что хадис намного важнее любого другого сообщения. Они знали, что хадисы являются источником Исламских законов, которые будут определять жизнь уммы во все времена, а потому любая небрежность в рассказе приведет к небрежность приведет к тому, что они будут осуждены как в этом суровому наказанию — адскому огню. Таким образом, их чувство ответственности во время передачи хадисов было несравненно выше, чем у репортера, сообщающего о важном событии в стране.

2. Интерес рассказчика к событиям, о которых он повествует, его способность понимать их правильно являются еще одним важным фактором, воздействующим на точность его сообщений. Если рассказчик безразличен к своему сообщению, то оно не вызывает доверия, он может допустить любую небрежность, на него нельзя положиться. Но если рассказчик не только честен, серьезен и умен, но также и заинтересован и вовлечен в событие, то его сообщение достоверно. Если какое-либо дело слушается в суде, то сообщение о нем может быть двояким. Одно дело, если о нем будет рассказывать человек, случайно присутствовавший на суде. Он не заинтересован в слушании и не имеет достаточно знаний в вопросах юриспруденции. Его рассказ о деле будет весьма поверхностным, и на него невозможно положиться. Это сообщение может изобиловать ошибками, так как рассказчик не владеет предметом и не в состоянии описать точно происходившее. Такой рассказчик может не только ошибиться, но через некоторое время и вовсе забыть об этом эпизоде.

Предположим, что несколько газетчиков были на слушании с целью доложить о нем в своих газетах. У них больше знаний и понимания, чем у случайного человека. Их сообщения будут более точны. Но из-за пробелов в знании юридических законов их сообщение тоже будет не совсем полным и точным.

Предположим теперь, что все эти категории людей обладают одинаковой памятью. Тем не менее, факты, изложенные ими, отличаются различным уровнем точности. Таким образом, интерес рассказчика к сообщаемым событиям и его понимание фактов играют важную роль в точности его рассказа.

Глубокий интерес сподвижников Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к его словам, действиям, даже жестам, несомненен. Их понимание того, что он говорит, знание его окружения также несомненны. Таким образом, эти факторы, безусловно, способствовали мобилизации их памяти.

3. Память, необходимая для подлинности сообщения, не является, как уже упоминалось, туманным понятием, для которого не существует определенных критериев. Представители науки о хадисах обосновали жесткие правила для определения уровня памяти каждого рассказчика. Если память рассказчика хадиса не соответствовала достаточно высоким стандартам, то его сообщения не считались надежными.

4. Существует большая разница между запоминанием случайного факта, не вызывающего особого интереса, и факта, который представляется очень важным и человек прилагает все усилия для его запоминания.

Сподвижники Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встречались с ним постоянно и были весьма озабочены запоминанием всего услышанного и увиденного. Они ежедневно отводили время для сохранения хадисов в своих сердцах (вспомним рассказы об этом Абу Хурейры). Таким образом, запоминание не было настолько ненадежным способом сохранения хадисов, как это иногда хотят представить. Память надежных рассказчиков вполне сравнима с записью хадисов.

2. ОБСУЖДЕНИЕ

Другим источником сохранения хадисов было их обсуждение сподвижниками Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как только они узнавали о новом хадисе, они рассказывали его другим. Таким образом, все они передавали друг другу о том, что узнали от Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это согласовывалось с указаниями самого Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Вот несколько хадисов.

«Те, кто присутствует, должны донести [хадис] тем, кто отсутствует.»

«Донеси до других от меня, даже если это всего лишь один стих.»

«Наградит Аллах Всемогущий человека, который слушает мои слова и сохраняет их в сердце до тех пор, пока он не донесет их до других.»

«Ты слышал [мои слова], и другие будут слышать от тебя, потом другие будут слышать от них».

Эти указания, данные Святым Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, побуждали его сподвижников получать знания хадисов и доносить их до других.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также выражал желание, чтобы его сподвижники изучали хадисы на своих собраниях. Для обозначения такого изучения используется термин «тадаррус». При этом один человек рассказывает определенный хадис другому, а тот его повторяет. Целью являлось правильно заучить его. Каждый слушал версии других и исправлял ошибки, если они случались. Благодаря тадарусу хадисы запоминались на всю жизнь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассматривал процесс тадаруса как заслуживающий одобрения Аллаха больше, чем поклонение Творцу в одиночку в течение всей ночи.

Более того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также предупреждал, что сокрытие слова «знания», когда о нем спрашивают, является большим грехом:

«Если кого-то, относящегося к такому знанию, спросят о нем, и оно у него будет, и он умолчит о нем, то он будет обуздан пламенем огня.»

В другом случае Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыл, что утаивание «знания» является большим грехом, даже если человека, имеющего это знание, никто о нем не спрашивает. Он сказал:

«Кто утаит знание, из которого можно извлечь пользу, придет на Судный день, взнузданный вожжами пламени.»

Хадис разъясняет, что открытие знаний является естественной обязанностью каждого знающего вне зависимости от того, спрашивают его или нет.

Так как знание сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было высочайшим видом знания в глазах его сподвижников, то они считали необходимым и обязательным донести до других то, что они узнали о сунне.

Таким образом, когда сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирались вместе, они обсуждали слова и действия Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а не вели пустые разговоры. Каждый из них рассказывал о том, что узнал, а другие слушали и пытались сохранить это в своем сердце.

Эти частые обсуждения сыграли важную роль в сохранении Сунны. Именно благодаря им хадисы, известные лишь нескольким людям, были донесены до других, и круг рассказчиков постепенно расширялся. Так как во время этих обсуждений Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился среди них, у них была полная возможность получить подтверждение услышанного. В результате не только распространялось знание хадисов, но и был обеспечен контроль пересказов, потому что, если кто-либо допускал ошибку, то другие тут же исправляли ее.

3. ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ

Третий способ сохранения Сунны заключался в ее практическом применении.

Знания Сунны были не просто теоретическими, отвлеченными знаниям, они относились к практической жизни. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничивался лишь проповедями, он учил применять Исламские законы на практике. Что бы сподвижники ни узнавали от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они не жалели усилий в претворении этого в жизнь. Они с таким энтузиазмом воспринимали все увиденное и услышанное от Святого Пророка, что пытались усвоить даже его привычки.

Таким образом, создавалась атмосфера следования Сунне. Сунна была не только словесным сообщением, она оказалась жизненной практикой, стилем жизни, проявляющимся везде и во всех повседневных делах.

Если студент-математик ограничивает себя запоминанием формул, то, скорее всего, он скоро забудет их, но если он использует их ежедневно, они навсегда закрепятся у него в памяти.

Точно так же Сунна не была отвлеченным понятием. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пользовались ею изо дня в день. Сунна была центром притяжения всех их дел. Как они могли забыть Сунну Святого Пророка, вокруг которой строили всю свою жизнь?

Таким образом, постоянное следование Сунне во всех повседневных делах было еще одним важным фактором, который способствовал сохранению Сунны и защитил ее от искажений.

4. ЗАПИСЬ

Четвертым способом сохранения хадисов являлась запись. Многие сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, записывали хадисы сразу после того, как услышали их.

Правда, вначале Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал некоторым своим сподвижникам записывать что-либо, кроме аятов Корана. Однако этот запрет был наложен не потому, что хадисы не имели важного значения, а потому, что Святой Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, хотел тем самым обязать их пересказывать хадисы другим:

«Не записывайте [то, что вы слышали] от меня, а если кто-либо запишет что-нибудь [что он слышал] от меня, то он должен стереть это. Пересказывайте другим [что вы слышали] от меня; а если кто-либо преднамеренно припишет мне ложь, он должен приготовить себе место в огне [ада] «.

Подчеркнутые слова свидетельствуют о том, что запрет на запись хадиса был сделан не из-за отрицания его властной природы. Настоящей причиной было то, что в начале Откровения Сподвижники Святого Пророка не были хорошо знакомы с кораническим стилем, а Священный Коран не был еще собран в виде отдельной книги. Следовательно, возникало опасение, что текст Корана может быть перепутан с хадисами.

Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил запись хадисов и приказал стереть все записи, кроме аятов Небесной Книги. Необходимо иметь в виду, что в те дни не доставало материала для записи. Аяты Святого Корана часто записывались на кусках кожи, деревянных дощечках, костях животных, а иногда и на камнях. Было очень трудно собрать все это в виде книги, а если бы еще и хадисы были записаны таким же образом, путаница была бы почти неизбежной.

По этим причинам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал своим сподвижникам, чтобы они в сохранении ограничивались первыми тремя способами, которые, как мы уже выяснили, настолько же надежны.

Но все это было в ранний период пророчества. Когда сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хорошо усвоили стиль Священного Корана и появилось достаточно бумаги для записи, эта временная мера предосторожности была отменена, поскольку опасность перепутать Коран и хадисы более не существовала.

Тогда сам Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, указал своим сподвижникам на необходимость записывать хадисы. Ниже приводим некоторые из его указаний в этом отношении.

1. Один мусульманин из Ансара пожаловался Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что он слышит от него хадисы, но иногда забывает их. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ищи помощи у своей правой руки,» — и указал на запись.

2. Рафе ибн Кадий, известный сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что мы слышали от него много вещей, должны ли мы их записывать?» Он ответил: «Можете записывать. В этом нет вреда».

3. Анас, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сохраняйте знания с помощью записи.»

4. Абу Рафе спрашивал разрешения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, записать хадисы. Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, позволил ему сделать это. Сообщается, что хадисы, записанные Абу Рафе, были также скопированы другими сподвижниками. Салма, ученик Ибн Аббаса, сказал:

«Я видел несколько небольших деревянных дощечек у Абдуллы ибн Аббаса. Он записывал на них сообщения о действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые он получил от Абу Рафе».

5. Абдулла ибн Амр ибн аль-Аас рассказывает, что Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ему: «Сохраняй знание». Он спросил: «И как оно должно быть сохранено? » Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Запиши его».

В другом сообщении он говорит:

«Я пришел к Пророку и сказал ему: «Я хочу пересказывать твои хадисы. Поэтому я хочу получить помощь в записи того, что у меня на сердце. Как ты думаешь, подойдет ли это мне?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если это мой хадис, то ты можешь искать помощи у своих рук тому, что у тебя на сердце».

Именно по этой причине он часто записывал хадисы: «Я привык записывать все, что слышал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и хранил это в сердце. Некоторые курайшиты отговаривали меня от этого: «Записываешь ли ты каждое слово, которое слышал от Святого Пророка, тогда как он — человек и иногда бывает сердит, как любой другой человек?»

Они имели в виду, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, может сказать, рассердясь, что-либо такое, чего бы не сказал в спокойном состоянии, и что, таким образом, нужно быть разборчивым при записи хадисов. Абдулла ибн Амр донес это мнение до Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует. В ответ тот указал на свои губы и сказал:  «Я клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада, что ничего, кроме правды не выйдет из них [губ]. Потому пиши».

Это было ясным повелением, данным Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, записывать каждое его высказывание без колебаний или сомнений.

В соответствии с этим указанием Абдулла ибн Амр записал большое число хадисов и собрал их в виде книги, которую назвал «Аль Сахифа аль Садика», к чему позже мы еще вернемся.

6. После завоевания Мекки Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес большую проповедь, содержащую множество законов шариата, касающихся и прав человека. Один йеменец, а именно Абу Шах, попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дать ему запись проповеди. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел своим сподвижникам:

«Запишите ее для Абу Шаха.»

Этих шести примеров более чем достаточно для того, чтобы доказать, что запись хадисов была не только разрешена, но и вменена в обязанность самим Пророком, а запрет на запись был сделан лишь на короткий период времени во избежание возможной путаницы между аятами Корана и хадисами.

А Аллаху известно лучше.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: