RSS

Хадис-Мурсаль

1213

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Мурсаль – это хадис, в конце иснада которого пропущен тот, кто упоминается после таби’ина.

В этом хадисе приводятся слова таби’ина, независимо от того, был ли он из числа старших или младших, в которых он говорит: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал то-то», — или: «сделал то-то», — или: «в его присутствии сделали то-то», — и т.п.

[Старший таби’ин – это тот, кто передавал хадисы от старших сподвижников. Среди таби’инов чаще всего встречаются именно такие хадисы.

Младший таби’ин – это тот, кто передавал хадисы от младших сподвижников, которые поздно умерли.]

Этот хадис отнесён к разряду отвергаемых по причине отсутствия информации о характере неупомянутого передатчика. Этот передатчик может оказаться как сподвижником, так и таби’ином. В последнем случае он может оказаться как ненадёжным, так и заслуживающим доверия. Но даже если вновь допустить последний вариант, то он тоже в свою очередь может передавать сообщение как от сподвижника, так и от другого таби’ина. Опять же в последнем случае возвращается предыдущая вероятность, которая так и будет повторяться. И предполагать так можно до бесконечности.

Исследования показывают, что передача хадиса от одного таби’ина к другому может повторяться до шести-семи раз. И это максимум из того, что встречается.

Большинство мухаддисов считают, что, если относительно определённого таби’ина известно, что пересказывая хадисы без упоминания имени того, кто является связующим звеном между ним и Пророком (мир ему и благословение Аллаха!), он всегда передаёт их только со слов заслуживающих доверия людей, то такой хадис не принимается, но в то же время и не признаётся отвергаемый, так как сохраняется вероятность [того, что пропущенный передатчик является заслуживающим доверия только по мнению этого таби’ина, а в действительности же он может не являться таковым].

О том же высказался и имам Ахмад в одном из двух своих утверждений по этому поводу. Другое же его утверждение, которое также разделяют маликиты и куфийцы, заключается в том, что хадис-мурсаль принимается в любом случае [То есть, независимо от того, известно ли нам, что таби’ин пересказывает таким образом хадисы только со слов заслуживающего доверия, либо же это нам не известно. Они обосновывают это тем, что если бы такой хадис не был достоверным, то пересказывающий его таби’ин не возводил бы его к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение!).].

Аш-Шафи’и сказал, что хадис-мурсаль принимается, если его передача подкрепляется другим, независимым от него путём передачи. При этом нет разницы, является ли вторая передача муснадом (то есть, имеет непрерывный иснад), либо же она тоже является мурсалем. Так как, в данном случае вероятность падает в сторону того, что неупомянутый передатчик и вправду является заслуживающим доверия лицом.

Ханафиты, как об этом сообщает Абу Бакр ар-Рази [Абу Бакр Ахмад б ‘Али ар-Рази, известный как аль-Джассас, родился в 305 г.х. В своё время был имамом ханафитов. К нему в Багдад съезжались массы людей. Был крайне аскетичным и набожным. Дважды призывался на должность судьи, но отказался и упорствовал в своём отказе. Ему принадлежит большой вклад в деле аргументации позиций ханафитского мазхаба. Написал много книг. Самая значительная из них – «ахкам аль-Кур’ан».],

а также маликиты, как сообщает Абу аль-Валид аль-Баджи [Сулейман б. аль-Халяф аль-Баджи аль-Андалуси. Представитель маликитского мазхаба. Родился в 403 г.х. Ездил на восток и всецело посвящал себя науке. Был шейхом Андалузии. Имел много диспутов с Ибн Хазмом, когда у того была сила и популярность. В диспуте с Ибн Хазмом доказал несостоятельность утверждений последнего. По причине этих диспутов люди отошли от захиритского мазхаба. Умер в 474 г.х. Написал комментарий к «аль-муватте» и многие другие книги.],

говорят, что если таби’ин при пересказе хадисов без упоминания связующего звена между ним и Пророком (мир ему и благословение Аллаха!) иногда передавал их со слов заслуживающих доверия, а иногда и от недостоверных, то его хадис-мурсаль не принимается по единогласному мнению.

 Ибн Хаджар аль-‘Аскалани «Нузхат ан-назр»

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: