RSS

Сообщения, относящиеся к категории «мутаватир»

old_books-430x244

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

1. Определение:

а) По форме слово «аль-мутаватир» является причастием действительного залога, образованным от масдара (отглагольное имя) «таватур» — следование один за другим.

б) Терминологическое значение слова «таватур» — передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.

Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение (асар), которое передается многими передатчиками каждого из разрядов его иснада, что позволяет сделать вывод о невозможности того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно фальсификации этого сообщения.

2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение:

Из пояснений к определению ясно, что к категории мутаватир можно отнести лишь то сообщение, которое удовлетворяет четырем условиям:

а) Если оно передается большим количеством передатчиков. Относительно минимального их количества единого мнения нет, но в целом считается, что их должно быть не менее десяти.

б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.

в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации.

(Имеется в виду, что они должны были жить в разных странах, или относиться к разным национальностям, или принадлежать к различным мазхабам и так далее. С учетом этого требования некоторые сообщения, передаваемые большим количеством передатчиков. Не считаются относящимися к категории мутаватир, тогда как сообщения, передаваемые относительно небольшим количеством передатчиков, могут быть отнесены к их числу. Таким образом, среди прочего это зависит и от положения передатчиков).

г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.

Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы видели…», или: «Мы прикасались…». Если же в основе их сообщений лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории мутаватир.

3. Суждение о таком сообщении:

Сообщение, относящееся к категории мутаватир, заключает в себе такую необходимую или же достоверную информацию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, будто он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом сообщении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в выяснении же подробностей деятельности передатчиков необходимости нет.

4. Группы таких сообщений:

Сообщения, относящиеся к категории мутаватир, подразделяются на две группы:буквальные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма’нави).

а) Аль-мутаватир аль-ляфзи — это такие сообщения, которые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.

Примером может служить хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто намеренно возвел на меня ложь», и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников.

б) Аль-мутаватир аль-ма’нави — это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.

В пример можно привести хадисы, где сообщается о воздевании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в каждом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории мутаватир, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воздевал руки, позволяют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов.

5. Наличие таких сообщений:

Известно немало хадисов, относящихся к категории мутаватир, например хадисы о водоеме Пророка (мир ему и благословение Аллаха), хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омовения, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего так же, как он услышал это…», и много-много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (ахад) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними количество хадисов мутаватир очень невелико.

6. Наиболее известные сочинения, посвященные хадисам, которые относятся к категории мутаватир:

Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, относящихся к категории мутаватир, и составлению из них отдельных сборников с целью облегчения доступа к ним стремящимся к знанию.

В пример можно привести следующие сочинения:

а) Разбитое на главы сочинение Ас-Суюти «Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира».

б) «Катф аль-азхар», также принадлежащее перу Ас-Суюти. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдущего.

в) «Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир» Мухаммада ибн Джафара Аль-Каттани.

Существует очень много преданий о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил о могильных муках, просил избавления у Аллаха от них, а так же велел остальным людям делать это.

Об этом рассказали такие сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение, как Абу Хурайра, Анас ибн Малик, Саад ибн Абу Ваккас, Аль-Бара ибн Аль-Азиб, Абдулла ибн Аббас, Аун ибн Малик, Зейд ибн Сабит, Аль-Микдам ибн Маад, Абдулла ибн Амр, Аиша, Асма бинт Абу Бакр, Ум Халид бинт Халид.

И нет никакого сомнения в их правдивости.

Затем эти рассказы перешли от поколения сподвижников к поколению табиинов. К примеру, один Абу Хурайра, не считая остальных сподвижников, передал эти рассказы более десяти своим ученикам: Абдулле ибн Абдуррахману, Абу Алькаме, Абдуррахману ибн Хурмузу, Сулейману ибн Ясару, Сулейману ибн Санану, Мухаммаду ибн Абу Айше, Абдулле ибн Дакику, Тавусу ибн Кайсану, Абу Салиху Заквану, Мухаммаду ибн Зияду и другим (по словам ученных-мухадисов, все они являются доверенными лицами. Смотрите книги «Тазхиб аль-Камаль», «Джарх ва таадиль» и др.).

Затем каждый из них передал эти рассказы своим ученикам, а те в свою очередь своим ученикам.

И вот так, от поколения к поколению, рассказы одного Абу Хурайры о могильных муках, переданные им от Пророка, мир ему, дошли до составителей сборников хадисов, таких как Аль-Бухари, Муслим,

ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ахмад ибн Ханбаль, Ибн-Хиббан, Аль-Хаким, Ат-Тайалиси, Абдураззак, Абу Йаля, Ибн Абу Шейба и других. Следует отметить, что каждое из этих поколений состояло не меньше чем из десяти человек.

Мухаммад Аль-Ашкар в своей книге «Аль-Вадых фи Усуль аль-Фикх» пишет:»Хадисы категории «Аль-хабар аль-мутаватир» бывают двух видов (об этом говорят и другие ученные в области «Усуль аль-Фикх», а так же ученые в области хадисов):

1. Хадисы мутаватир с одинаковыми словами (мутаватир-ляфзи), когда хадисы с одинаковым содержанием переданы большим количеством передатчиков, например хадис: «Кто умышленно возведет на меня (т.е. на Пророка) ложь, пусть приготовит себе место в огне». Слово в слово, его передали более семидесяти сподвижников.

2. Хадисы мутаватир с одинаковым смыслом (мутаватир-манави), когда хадисы, переданные большим количеством передатчиков, имеют разное содержание, но в них присутствует какой-то единый смысл. Например, поднятие пророком Мухаммедом, мир ему и благословение, рук при мольбе (дуа). Относительно этого передано около ста хадисов. Каждый хадис разный по содержанию и имеет свою историю, однако каждый из них содержит единую весть — Пророк Мухаммад, мир ему, поднимал руки при мольбе (дуа).

Что касается вести о могильных муках, а так же заступничества Пророка Мухаммада, мир ему, и родника «Кявсар», то все они являются мутаватир-манави, поскольку относительно этого передано большое количество хадисов и все они содержат единый смысл — утверждение могильных мук, утверждение заступничества и утверждение родника «Кявсар».

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: