RSS

Разрешено ли работать по слабым хадисам?

old_books-430x244

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Приказал нам Посланник Аллаха (мир ему) отдаляться от передачи от него, кроме как мы узнаем, что это достоверно от него, и сказал:«Бойтесь передавать хадис от меня, кроме того что вы знаете».

И известно, что передача хадисов – это лишь средство для выполнения действий по тому, что в нем утверждается,так если Посланник Аллаха мир ему запретил нам даже передавать то, что не утверждено от него, то тем более запрещено работать по нему!

———————————————————————————————————————————————

Вопрос: Каково отношение ученых по отношенью к хадисам, чей иснад слабый, однако чей матн (текст) вдохновляет к праведным деяниям или дуа? Хотим разъяснения по этому поводу.

Ответ: Хвала Аллаху.

Разногласят ученые в работе по слабому хадису в разделе “Фадаилюль А’маль” (Достоинство каких-то деяний). И некоторые из них пришли ко мнению, что разрешено работать по ним, но с условиями.

И другие полностью запретили работу по ним.

Хафиз Ибн Хаджар перечислил условия, при выполнении которых можно работать по слабому хадису, и это:

1. Чтобы была его слабость не сильная. И не разрешено работать по хадису, который передан только кем-то из лжецов, или обвиненных во лжи, или тех, чьи ошибки были очень серьезны.

2. Чтобы деяние, на которое он указывает, имело основу в шариате.

3. Чтобы в процессе действия по нему действующий не был убежден в достоверности этого хадиса. Однако он должен быть убежденным в осторожном отношении к этому хадису.

И не является значением работы по слабому хадису то, что мы делаем желательным какое-то поклонение только лишь по причине наличия слабого хадиса, указывающего на это поклонение. О таком не говорил никто из ученых, как придут об этом слова Шейхуль-Ислама Ибн Теймии. Однако значение этого в том, что когда утверждена желательность какого-то конкретного поклонения шариатским достоверным доказательством, как например, утверждена желательность киям уль-лейл (выстраивания намаза ночью), а затем пришел слабый хадис о достоинстве кияам уль-лейл, то нет проблем в работе по этому хадису в таком случае.

И значение работы по нему – это передача его для побуждения людей к этому поклонению вместе с надеждой, делающего на то, что он возьмет эту награду, об упоминании которой пришел слабый хадис.

И это потому, что с действием по слабому хадису в таком случае не будет связано ничего из того, что запрещает Шариат, как это было бы, если бы мы сказали, что какой-то вид поклонения желателен, в то время как он не утвержден в Шариате. Напротив, в этом случае если достигнет его это вознаграждение, то хвала Аллаху, а если нет – то не будет ему никакого вреда.

Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия, да будет милостив к нему Аллах:

“Не разрешено опираться в Шариате на слабые хадисы, которые не являются ни достоверными, ни хорошими. Однако Ахмад Ибн Ханбаль и другие из ученых разрешили передавать в разделе достоинств деяний то, о чем не известно что оно утверждено (достоверно), однако о нем и не известно, что оно ложь. И это когда о каком-то деянии известно, что оно узаконено шариатским доказательством, а затем передан хадис, о котором неизвестно, что он лживый и есть возможность, что эта награда, упомянутая в хадисе, является истинной. И не говорил ни один из имамов о том, что разрешено делать какую-то вещь обязательной (уаджиб) или желательной, аргументируя слабым хадисом.

И тот, кто сказал такое – тот вступил в противоречие с иджма. И разрешено передавать в разделе побуждения и предостережение то, о чем неизвестно, что оно ложь. Однако это должно быть то, о чем известно, что воистину Всевышний Аллах побудил к этому, или предостерег от этого другим далилем, который не является таким, как этот неизвестный” (Маджму аль-Фатауа 1/250)

И сказал Абу Бакр Ибн Араби о  недопустимости работы по слабому хадису абсолютно, ни в достоинствах деяний, ни в чем-либо еще. (Тадрибу Роуи 1/252)

И того, что достоверно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждено от него, из хадисов о достоинствах деяний, и о другом, вполне хватает, и нет нужды в работе по слабым хадисам.

И обязательно на мусульманине стремиться  к познанию разницы между достоверными хадисами и слабыми, и ограничиться работой по достоверным.

И Аллах знает лучше.

 

One response to “Разрешено ли работать по слабым хадисам?

  1. Админ сайта

    Март 27, 2014 at 7:06 дп

    Также, есть известное правило науки усуль аль фикх в работе с текстами:
    الدليل إذا تطرق إليه الاحتمال سقط به الاستدلال
    «Доказательство, в котором есть вероятность (то есть которое может пониматься в разную сторону, и нет того, что бы перевесило одно из понеманий) — то спадает доказательство им»

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: