RSS

Ильм аль-Мусталях

НАУКА О ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Краткий исторический очерк о возникновении науки о терминологии хадисов и стадиях ее развития.

От внимания исследователя не может остаться скрытым тот факт, что принципы передачи сообщений были сформулированы уже в Священном Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в Коране сказано:

«О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (, правда ли это)…»[1]

А в одном из хадисов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا شَيْئًا فَبَلَّغَهُ كَمَا سَمِعَ ، فَرُبَّ مُبَلِّغٍ أَوْعَى مِنْ سَامِعٍ[

«Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышавшего (непосредственно)».[2] В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ[

«Иногда передающий знание (передает его) тому, кто знает больше, чем он, и иногда передающий знания сам знающим не является».[3]

В цитированных нами выше айате и хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходимо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и точно передавать эти сообщения другим людям.

Выполняя веление Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники да будет доволен ими Аллах, проявляли осмотрительность при передаче и восприятии хадисов, особенно в тех случаях, когда они сомневались в правдивости их передатчиков. С учетом этого становится ясной роль иснада при определении приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов.

Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, возникла наука отвода и подтверждения, один из разделов которой был посвящен сбору сведений о передатчиках, знанию непрерывных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков не упоминаются, а также знанию скрытых недостатков иснадов. Сначала критике подвергались только некоторые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались.

Однако впоследствии улемы стали предпринимать больше усилий в этом направлении, в результате чего появились исследования по многим научным дисциплинам. предметом этих дисциплин являлись критерии точности хадисов, а также способы их восприятия и передачи и некоторые другие вещи, которые сначала обычно передавались улемами устно.

С развитием науки о хадисах все эти сведения стали фиксироваться и записываться, но записи делались в разных местах книг и были смешаны с материалами, относившимися к другим областям знания. Так, их можно было найти в сочинениях по основам религии, фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама аш-Шафи‘и как “Китаб ар-рисаля” и “Китаб аль-умм”.

В конце концов в четвертом веке хиджры эти науки достигли должного уровня развития и отделились друг от друга; их терминология устоялась, а улемы стали составлять специальные труды по терминологии хадисов. Кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рамахурмузи, умер­ший в 360 году хиджры, написал сочинение под названием “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва`и”, ставшее одним из первых трудов такого рода. Ниже я привожу названия наиболее известных сочинений по терминологии хадисов, начиная со времени написания первых отдельных трудов по данному вопросу и до наших дней.

Наиболее известные труды по терминологии хадисов.

  1. “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва‘и”. Автором этого труда является вышеупомянутый кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рама­хурмузи.
  1. “Ма‘рифат ‘улюм аль-ахадис”.  Автором этого труда является Абу Абдуллах Мухаммад бин Абдуллах аль-Хаким ан-Найсабури, умерший в 405 году хиджры.
  1. “Аль-мустахрадж ‘аля ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”. Автором этого труда является Абу Ну‘айм Ахмад бин Аб­дуллах аль-Исбахани, умерший в 430 году хиджры. В своем труде он восполнил некоторые пробелы, имеющиеся в книге аль-Хакима “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, и имеющие отноше­ние к основоположениям этой отрасли знания.
  2. “Аль-кифайа фи ‘ильм ар-ривайа”.  Это сочинение написал известный ученый Абу Бакр Ахмад бин Али бин Сабит аль-Хатиб аль-Багдади, умерший в 463 году хиджры. В его книге должное внимание уделяется формулированию вопросов данного вида знания и разъяснению основоположений передачи хадисов. Она считается одним из важнейших первоисточников этой науки.
  1. “Аль-джами‘ ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘”. Этот труд также принадлежит перу аль-Хатиба аль-Багдади. Как видно из самого названия этого единственного в своем роде сочинения, оно посвящено исследованию правил передачи хадисов, а его содержание представляет собой большую ценность. Вообще же следует отметить, что найдется немного таких отраслей науки о хадисах, по которым аль-Хатиб не написал бы отдельного труда. Такой знаток хадисов, как Абу Бакр бин Нукта, сказал о нем следующее: «Каждому беспристрастному человеку известно, что все мухаддисы после аль-Хатиба пользуются написанными им книгами».
  2. “Аль-ильма‘ иля ма‘рифат усуль ар-ривайа ва такййид ас-сима‘”. Это сочинение написал кади Иййад бин Муса аль-Йахсуби, умерший в 544 году хиджры. В своем исследовании он ограничился лишь тем, что имеет отношение к способам восприятия и передачи хадисов, а также ответвлениям этой научной дисциплины, однако затронутая в нем тема раскрыта хорошо и то же самое можно сказать о компоновке этого сочинения.
  1. “Ма ля йаса‘у-ль-мухаддиса джахлю-ху”. Автором этого труда является Абу Хафс Умар бин Абд аль-Маджид аль-Майанаджи, умерший в 580 году хиджры.
  2. “‘Улюм аль-хадис”. Автором этого труда является Абу Амр Усман бин Абд ар-Рахман аш-Шахразури, известный также как Ибн ас-Салях и умерший в 643 году хиджры. Его труд, который известен и под другим названием – “Мукаддимат Ибн ас-Салях”, является одним из лучших трудов по терминологии хадисов. В нем Ибн ас-Салях собрал разрозненные материалы из сочинений аль-Ха­тиба и более ранних авторов, что делает его крайне полезным.
  1. “Ат-такриб ва-т-тайсир ли-ма‘рифат сунан аль-башир ан-назир”. Автором этого прекрасного труда является Мухйи-д-дин Йахйа бин Шараф ан-Навави, умерший в 676 году хиджры. Его книга представляет собой краткое изложение книги Ибн ас-Саляха “‘Улюм аль-хадис”.
  2. “Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-навави”.Автором этого труда является Джаляль ад-дин Абд ар-Рах­ман бин Абу Бакр ас-Суйути, умерший в 911 году хиджры. Как видно из его названия, он представляет собой коммента­рий к книге «Такриб ан-Навави» и является весьма полезным.
  3. “Назм ад-дурар фи `ильм аль-асар”. Автором этого труда является Зайн ад-дин Абд ар-Рахим бин аль-Хусайн аль-Ираки, умерший в 806 году хиджры. Это сочинение известно также под названием “Альфийат аль-Ира­ки”. Оно представляет собой упорядоченное изложение выше­упомянутого труда “‘Улюм аль-хадис” Ибн ас-Саляха, к кото­рому аль-Ираки добавляет нечто и от себя. Это сочинение яв­ляется весьма полезным, и к нему было составлено множество комментариев, два из которых написал сам автор.
  4. “Фатх аль-Мугис фи шарх альфийат аль-хадис”. Автором этого труда является Абд ар-Рахман ас-Сахави, умерший в 902 году хиджры, а сам он представляет собой комментарий к «Альфийат аль-Ираки» и относится к числу са­мых полных и наилуших комментариев к данному труду.
  5. “Нухбат аль-фикар фи мусталях ахль аль-асар”. Автором этого труда является знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни, умерший в 852 году хиджры. Несмотря на не­большой объем, этот труд является одним из полезнейших и на­илучших по компоновке сочинений такого рода, в котором ма­териал был расположен автором совершенно по-новому. Ибн Хаджар сам составил комментарий к этому труду и назвал его “Нузхат ан-назар”. Известны комментарии и других авторов.
  6. “Аль-манзума аль-байкунийа”. Автором этого труда является Умар бин Мухаммад аль-Байкуни, умерший в 1080 году хиджры. Данное является крат­ким стихотворным произведением, не превышающим по свое­му объему тридцати четырех бейтов. Оно считается одним из полезных кратких сочинений и пользуется широкой известно­стью. К нему был составлен целый ряд комментариев.
  7. “Кава‘ид ат-тахдис”. Автором этого полезного труда является Мухаммад Джа­маль ад-дин аль-Касими, умерший в 1332 году хиджры.

Известно и множество других трудов по терминологии ха­дисов, перечисление которых заняло бы слишком много вре­мени, в силу чего я ограничился упоминанием только наибо­лее известных из них, и да воздаст Аллах благом всем их авто­рам за нас и всех мусульман.

 

Основные определения.

  1. Наука о терминах(‘ильм аль-мусталях).  Наука об основах и правилах, позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса.
  1. Предмет науки о терминах. Приемлемость или неприемлемость иснадов и матнов хадисов.
  1. Польза этой науки. Она позволяет отличить достоверные хадисы от хадисов, имеющих те или иные недостатки.
  1. Хадис.

а)  Лексическое значение этого слова: “новый”; множественное число – ахадис.

б)  Терминологическое значение: сообщение о любом слове или деле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, невысказанном им одобрении или его качестве.

  1. Хабар.

а)  Лексическое значение: “известие”; множественное число – ахбар.

б)  Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения:

  1. Это слово является синонимом слова “хадис”, иначе говоря, как термины оба эти слова передают один и тот же смысл;
  2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а «хабар» есть то, что сообщается о ком-нибудь другом.
  3. Более общее понимание, в соответствии с которым “хадис” представляет собой сообщение о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а “хабар” – сообщение либо о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, либо о ком-нибудь другом.
  1. Асар.

а)  Лексическое значение: “остаток чего-либо”;

б)  Терминологическое значение. На этот счет существует два мнения:

  1. Это слово является синонимом слова “хадис”, други­ми словами, как термины они передают один и тот же смысл;
  2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “асар” есть сообщение о словах или делах сподвижников или последователей.
  1.   Иснад: это слово имеет два значения.

а)  Возведение содержания хадиса к его источнику через соответствующий иснад.

б)  Цепь передатчиков, приводящая к матну. В этом смысле слово “иснад” является синонимом слова “санад”.

  1. Санад.

а)  Лексическое значение: опора. Подобное название объясняется тем, что “санад” служит опорой хадиса.

б)  Терминологическое значение: цепь передатчиков, приводящая к матну.

  1. Матн.

а)  Лексическое значение: возвышенность, которую образует собой твердая почва.

б)  Терминологическое значение: слова к которым приводит иснад.

   10. Муснад.

а)  Лексическое значение: причастие страдательного залога от глагола “аснада” в значении “относить что-либо к чему-либо”.

б)  Терминологическое значение. На этот счет существует три мнения:

  1. Так именуется любая книга, в которой по отдельности собраны сообщения, передаваемые со слов того или иного сподвижника;
  2. “Аль-хадис аль-марфу‘” – так именуется хадис с непрерывным иснадом, в тексте которого приводятся слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует;
  3. Под этим подразумевается “санад”.

   11. Муснид. Так именуется человек, передающий хадис вместе с его иснадом, независимо от того, обладает ли он знанием о нем или только передает

   12. Мухаддис. Человек, который занимается наукой о хадисах и передает хадисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.

   13. Хафиз. Известно два мнения о смысле этого слова.

а)  Многие мухаддисы считают, что это слово является синонимом слова “мухаддис”.

б)  Говорят также, что слово “хафиз” служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухаддиса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.

  14. Хаким. По мнению некоторых ученых, так называют человека, который знает все хадисы за исключением малой их части.

————————————————————————————————————-

[1]“Комнаты”, 6.

[2] Ат-Тирмизи.

[3] Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад.

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: