RSS

МАДРАСАТУЛЬ-ХАДИС

imagesimages (3)

ХАДИСОВЕДИНИЕ

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Слово «хадис» означает новый, так же это слово означает слово, новость. А некоторые глаголы, образовавшиеся от этого слова, имеют значения передавать, сообщать новость. С течением времени, слово «хадис» стали использовать по отношению к сообщениям, переданным от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это слово так же непосредственно было использовано Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Место и важность хадисов в религии.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ограничивался только передачей ниспосланных Аллахом откровений. Он так же разъяснял и практиковал их, таким образом, став для нас объектом для подражания. По этой причине он был назван Живым Кораном. Исламские учёные принимают хадисы, связанные с религиозной тематикой, как откровения, ниспосланные Аллахом. Так же на это указывают некоторые сообщения, переданные от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне была дарована Книга (Коран), а так же его подобие (Сунна)»  (Абу Давуд «Сунан»).  Как нам становится известно из вышеприведенных сообщений, что с точки зрения откровения ниспосланного Пророку, мир ему и благословение Аллаха, Коран и хадисы (т.е. Сунна) равнозначны. Коран лишь отличается неподражаемостью слога и смысла. Хадисы, как основной источник фикха (исламского права), с точки зрения их положения относительно Корана и приводимых ими законоположений,  бывают в следующих видах:

— Одна часть из них раскрывает смысл аятов Корана и дополняет их информацией. В Коране приказано совершать молитву, выплачивать закят, совершать хадж, однако не указывается каким образом совершать эти виды поклонения. Безусловно, мы узнаем о способах совершения этих поклонений из достоверных хадисов.

— Другие виды хадисов устанавливают законы, о которых не упоминается в Коране. Например: запрещение употребления в пищу мяса хищных птиц.

Уделять должное внимание хадисам, как второму после Корана источнику законоположений, и таким образом следовать Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, приказано как Аллахом Всевышним, так и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха.

При более тщательном изучении хадисов, мы замечаем, что они состоят из двух основных видов, которые отличаются друг от друга. Это санад и матн.

Санад. Лексическое значение этого слова- опора. Подобное название объясняется тем, что санад служит опорой хадиса. Терминологическое значение – цепь передатчиков, приводящая к матну.

Матн. Это слова, к которым приводит цепь передатчиков хадиса.

Классификация хадисов.

Хадисы по степени достоверности делятся в основном на три группы: достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф).

Хадисы сахих.

Это такой вид хадисов с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений или недостатков. Нет никаких сомнений, что такие хадисы переданы от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Как видно из вышеизложенных определений, для возведения хадиса в степень сахих необходимо учитывать некоторые условия. Эти условия следующие:

а) Добросовестность (а’даля) передатчиков хадиса. Под словом добросовестность имеется в виду, отсутствие у передатчиков проявлений неверия, нововведений и больших грехов, а так же, что бы они были богобоязненными и искренними мусульманами. Передатчиков обладающих этими качествами в науке хадис называют «адиль» т.е. достойный доверия, добросовестный.

б) Точность передатчиков. Передатчики хадисов должны обладать качеством точного запоминания хадисов и рассказывать их одинаково, даже если проходит много лет. Хадисы, переданные от передатчиков, которые не обладают качествами запоминания и сохранения хадисов, не принимаются как достоверные.

в) Непрерывность иснада. Это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

г) Отсутствие отклонений. Под этим подразумевается такие случаи, когда достойный доверия передатчик передаёт хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного ещё более достойным доверия лицом.

д) Отсутствие в санаде хадиса недостатков и причин, которые дают основания сомневаться в достоверности хадиса, хотя внешне он представляется безупречным.

Все хадисы соответствующие вышеизложенным условиям следует считать достоверными.

Хадисы хасан.

Значение этого слова «красота». Хасан называются хадисы, которое занимают среднее положение между достоверными и слабыми хадисами, и более ближе к достоверным. Разница между этими хадисами, в неопределённости точного положения передатчиков, но в то же время, ни один из передатчиков не должен обвиняться во лжи, и отличаться добросовестностью. Степень памяти передатчиков таких хадисов находится ниже степени памяти передатчиков хадисов сахих. Кроме этих двух особенностей, существуют и другие особенности хадисов хасан.

Хадисы даиф.

Это те хадисы, в которых отсутствует один или несколько условий хадисов сахих и хасан. Хадис считается слабым, если есть недостаток в добросовестности передатчика по причине слабости его памяти или разрыва цепочки передатчиков. Учёные – мухаддисы выдвинули три мнения, по поводу совершения или не совершения действий основываясь на слабые хадисы:

1. Не совершать никаких действий на основе слабых хадисов. Это мнение принимали аль-Бухари и Муслим.

2. Можно совершать любые действия, основываясь на слабый хадис. Этого мнения придерживались Абу Давуд и Ахмад бин Ханбаль, и говорили: «лучше слабый хадис, чем решение на основе сравнения (кийас)».

3. При наличии некоторых условий, можно совершать действия на основе слабых хадисов, когда речь идёт о совершении добровольно достойных дел. Ибн Хаджар аль-Аскалани перечисляет эти условия следующим образом:

а) хадис должен быть не очень слабым;

б) хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии;

в) человек должен применять то, о чём говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убеждённости в его достоверности.

Хадисы Кудси и Набави.

Хадис Кудси (священный) это такой хадис, смысл которого исходит прямо от Аллаха, а его форма от Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Хадис Набави (от Пророка), это хадис смысл и форма, которого исходит от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. С точки зрения откровения между Кораном и хадисом Кудси нет никаких различий. Однако Коран исходит от Аллаха, как по форме, так и по смыслу, тогда как хадис Кудси исходит от Аллаха только по смыслу. Существуют и другие различия между Кораном и хадисом Кудси:

а) хадисы Кудси нельзя читать в намазе;

б) разрешается прикасаться к ним без омовения;

в) в отличии от Корана, хадисы Кудси не являются аятом, так как исходят от Аллаха только по смыслу, а не по форме и смыслу;

г) разрешается рассказывать их, передавая только смысл, а передавать их точно в соответствии с их формой не является условием.

Так как хадисы Кудси исходят от Аллаха и обращение исходит непосредственно от Него, в начале этого хадиса рассказчик может добавит следующее: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передавший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: …» или « Как передал со слов Аллаха Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, Аллах Всевышний сказал: …»

По сравнению с другими хадисами, число хадисов Кудси невелико.

Причина превращения хадисов в отдельную науку в Исламе, является то важное место, которое они занимают в религии. Учёные-мухаддисы ознакомили нас с этой областью науки, которая является второй по важности в Исламе наукой после Корана, основной задачей которой является отделение достоверных сообщений от недостоверных, путём исследования иснада и матна передаваемых сообщений.

Дисциплины, входящие в науку о хадисах.

Ривайат аль-хадис: дисциплина, которая собирает и передаёт Сунну (т.е. хадисы) Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Дирайат аль-хадис: дисциплина, которая предоставляет возможность определять степени достоверности хадисов и понимать положение матна и иснада хадисов.

Джарх уа Та’диль: дисциплина которая изучает степени добросовестности передатчиков хадисов начиная от сподвижников. В общем, эта дисциплина перечисляет передатчиков по именам и куньям, рассказывает их жизненный путь, от кого и кому они передавали хадисы, об их положении, которое они занимают среди передатчиков, степени их добросовестности и правдивости, а так же приводятся мнения хадисоведов относительно передатчиков.

Илм ар-риджал «Наука о биографии передатчиков»: дисциплина, описывающая биографии передатчиков хадисов с точки зрения передачи хадисов. Самыми известными источниками этой дисциплины являются: «Табакат» Ибн С’ада, «Тарих» Бузари, «аль-Исаба» Ибн Хаджара.

Наука о причине возникновения хадиса:  дисциплина, которая определяет причины высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Для более ясного понимания хадисов, существует книга ас-Суйути «аль-Лума».

Гариб аль-хадис: цель этой дисциплины, разъяснение трудно доступных слов использованных в хадисах, которые проникли в арабский язык позднее или мало используются.

Иляль аль-хадис: дисциплина, которая исследует скрытые недостатки хадисов, мешающих возводить хадис в степень достоверных, которые не заметны обычным людям, но которые определяются учёными-мухаддисами. К этому относится книга Ахмада бин Ханбаля «Китаб аль-Иляль».

Мухталиф аль-хадис: дисциплина, которая охватывает противоречащие на первый взгляд хадисы, и устраняет эти спорные проблемы.

Насих и мансух: дисциплина, которая рассматривает отменённые и отменяющие хадисы. Самый главный источник этой дисциплины книга Хазима «аль-И’тибар».

Как хадисы сохранились до наших дней.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который приказывал записывать аяты Корана по мере их ниспослания, первое время запрещал фиксировать хадисы, однако разрешал их пересказывать друг другу. Причиной такого запрета, могут быть опасения, что сподвижники могли перепутать аяты Корана и хадисы, а так же несовершенство в то время арабской письменности, низкое число образованных людей и малое количество письменных принадлежностей. В последующие периоды, после устранения или уменьшения этих проблем, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил фиксировать хадисы на бумаге. Абдуллах бин Амр, который, являлся одним из 30-40 сподвижников записавших хадисы, зафиксировал до 1000 хадисов, которые он собрал на один лист и который называется «ас-Саифат ас-Садика». Сподвижники, которые передали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, множество хадисов при его жизни, так же пересказывали людям хадисы и после его смерти. Таким образом, хадисы дошли до последующих поколений в устном и письменном виде.

Главные источники хадисов следующие:

1. Кутуби-Ситта*;

2. «Сахих аль-джамии» аль-Бухари и Муслим;

3. «Сунан» ат-Тирмизи, Абу Давуда, Ибн Маджа, ан-Насаи;

4. «Муснад» Ахмада бин Ханбаля;

5. «Муватта» Имама Малика.

————————————————————————

*Какие книги называются «кутуби-ситта» и «кутуби-тиса»?

«Кутуби-ситта» (в переводе означает «шесть книг» или шестикнижие) называются первые шесть книг с хадисами, считающиеся самыми авторитетными в мазхабе суннитов. Ниже даны названия книг из этого шестикнижия, первая и вторая из которых особенно почитается у суннитов.

В «Кутуби-ситта» входят эти книги:

«Сахихуль-Бухари». Автором книги является Абу Абдуллах Мухаммед ибн Исмаил Джуфи Бухари (810-870). Книга состоит из 7563 хадисов. Если учесть, что одни и те же хадисы повторяются в нескольких местах, то после вычета повторяющихся хадисов остается примерно 2600 хадисов.

«Сахиху Муслим». Автором книги является Абуль-Хусейн Муслим ибн Хаджадж Гушейри Нишабури (821-875).  В книге 7563 хадиса, и после вычета повторяющихся хадисов останется примерно 4000 хадисов.

«Сунану Абу Давуд». Автор Абу Давуд Сулейман ибн Ашаш Азди Систани (817-889). Произведение состоит из 5274 хадисов.

«Сунанут-Тирмизи». Автором книги является Абу Иса Мухаммед ибн Иса Тирмизи (824-892). В книге примерно 5000 хадисов, повторяющихся хадисов мало.

«Сунану ибн Маджа». Автор книги Абу Абдуллах Мухаммед ибн Йазид Рабаи Газвини (824-887). Книга состоит из 4341 хадиса, повторяющихся хадисов мало.

«Сунанун-Насаи». Автором книги является Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуэйб Насаи (829-915). Книга состоит примерно из 5729 хадисов.

Иногда к вышеуказанным шести книгам добавляют еще три сборника книг, и называют их вместе «кутуби- тиса» (девять книг или девятикнижие). Эти три книги нижеследующие: «Муватта», автором которой является основатель мазхаба маликитов Малик ибн Анас (711-795), «Муснад», автором которой является основатель мазхаба ханбелитов Ахмед ибн Ханбаль  (780-855), и «Сунануд-Дарими», автором которой является Абдуллах ибн Абдуррахман Дарими (797-869).

 

3 responses to “МАДРАСАТУЛЬ-ХАДИС

  1. Админ сайта

    Декабрь 6, 2013 at 12:13 дп

    Имам Захаби (да смилостивится над ним Аллах) сказал:
    «Мы не говорим что имама «Джарх уа Тадил» были безгрешны. Но (мы говорим, что) они были из тех кто больше остальных (ученных) был правдив в словах своих. И у них были меньше всего ошибок.
    А если посмотреть на их совесть и беспристрастность, то они были самыми добросовестными.
    И они больше остальных (ученных) сторонились того чтобы оклеветать кого-то по несправедливости.
    (Поэтому) Если они сошлись во мнениях относительно кого-то в вопросе Джарха или Тадиля — по нему, то (крепко) ухватись за это мнения. Схватись за это (их мнения) своими коренными зубами накрепко, и не отдаляйся от их слов. Потому что, если ты покинешь их слова, то наступит день, когда ты будешь горько сожалеть об этом. И оставь ты также взгляды тех, кто покинул их взгляды. Перестань (прекрати) ты совать себя в затруднительное положения. А лук и стрелы ты оставь для стрелка.
    Клянусь Аллаху что если бы не (эти) большее хафизы, то на мимбаров (в наше дни) зындыки давали бы хутбы». (См.: «Сияри Аламин Нубела» 11 том, 82 ст.)

     
  2. Админ сайта

    Май 26, 2015 at 12:07 пп

    Сказал Имам Аль-Кассаб (ум. 360 г.х.):
    «… то, что обязывает принять довод того, к кому посылается Посланник — это его правдивость, а не то, каким способом утверждена правдивость.

    Ведь знамения не разговаривают, и не рассказывают о приказах и запретах Аллаха, а говорит и рассказывает лишь тот кому были даны эти знамения. И если его правдивость утверждена у тех кому он рассказывает — то обязательно верить ему, и принимать его слово которое он передает от других.

    И мы уже указали в книге «Шарх ан-нусус» на то, что колдун может совершить редкое удивительное действие, в то время как все его слова будут ложью.

    Однако Аллах, сделав в естестве человека то, что он не будет считать рассказывающего о чем то правдивым, кроме как в нем будут указания, показывающие слушающему на его правдивость — дал своим Посланникам знамения, которыми они отличаются от всех остальных творений, для подкрепления и закрепления довода над теми, к кому Он послал Посланников.

    Что же касается самого довода — то обязательность принятия его связана с правдивостью рассказывающего, а не со знамениями.

    И чем бы не была утверждена у слушающего правдивость рассказывающего — знамениями или чем то другим — то обязательно ему принимать его слова, и установлен над ним довод этими словами, даже если у рассказывающего нет знамений которые дарованы Посланникам.

    Ведь разве Аллах — Свят Он и Велик — не приказал принимать слово правдивых свидетелей согласно тому что известно из внешней правдивости и правдивой речи?!»

    (Источник: «Нукат аль-Кур’ан», 2/247-253 )

     
    • Админ сайта

      Май 26, 2015 at 12:08 пп

      Сказал о нем шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Он был имамом своих земель в знаниях и религии, и был одним из самых великих шейхов и самых знающих из них, и его очень возвеличивали люди» см. «Баян тальбис аль джахмия», 1/179, 4/272

       

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: