RSS

Шубха – «имам Табари считал за мушрика любого, кто не знает хотя бы одно Имя или Качество Аллаха».

9058-350x260

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Вот они говорят: «Табари выносил такфир за незнания любого из Имен и Качеств Аллаха. Но в тоже время он не выносил такфир другим ученным которые с ним не согласны и считают что в некоторых Именах и Качествах Аллаха есть оправдание невежеству».

Корни этих заблуждений мы уже разбирали в статье под названием «Шубха – мол «разделения в Таухиде придумал ибн Теймия»»  и  кто хочет, может вернуться туда. Тут же мы попытаемся дать очень короткий ответ на этот шубхат,

Вот брат Исмаил четкое разъяснил все это : «Важно понять что, те ученые, которые не выносят такфир незнанию в Свойствах Аллаха, не говорят, что в «Таухиде в Именах и Свойствах» незнание оправдание, но они говорят, что в некоторых «Свойствах Аллаха» есть оправдание незнанию. Таким образом, они разделяют Свойства, напрямую связанные с Таухидом (т.е. с его основами) от Свойств, которые не напрямую связаны с Таухидом (т.е. с его подробностями). (ведь) Подобно тому, как в области Господства и Божественности (т.е. в Таухидур-рубубийя и Таухидул-улухийя) есть малый и большой ширк, в Таухиде Свойств и Имен (Таухид фи асма’и-ЛЛяхи) тоже есть малый и большой ширк.

Как я говорил непризнание (т.е. ошибочный тавиль) или незнание некоторых Имен (под различными более или менее приемлемыми предлогами) по Ибн Таймии и ибн Кутайбе не влечет за собой неверия (до худжы). Но конечно незнание или не признавание таких Имен, которые связанны напрямую с Господством, Божественностью и уподоблением, влечет многобожие согласно всем ученым, и кто не вынесет такфир незнающему или не признающему эти Имена сам входит в многобожие». (см. «Минимум Акида»)

Т.е. брат хотел объяснить то, что ибн Теймия и ибн Кутайба подходили к этой теме тонко и разъяснили по детально все случаи незнания связанные с Таухидам Имен и Качеств (когда это бывает связанно с основами, а когда с подробностями).  Однако другие ученные например как Имам ат-Табари не стали углубляться и пояснять такие детали, а просто указали общие определение.

Вот Имам ат-Табари разъяснил условия, при которых незнание (ошибка) может быть оправдана: «Богословы, которые приняли неправильное решение, но обосновали свою точку зрения, делятся на две категории: 

К первой из них относятся те, которые ошиблись по уважительной причине и получили награду за то, что самостоятельно исследовали вопрос, изучили его и искали истину. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу сказал: «Кто принял решение на основании иджтихада, и оно оказалось правильным, тот получит двойное вознаграждение. А кто принял решение на основании иджтихада и ошибся, тот получит простое вознаграждение». Это относится к ошибкам в тех вопросах, в которых доводы в пользу правильного мнения запутанны и неконкретны. Ведь часто бывает, что правильное мнение подтверждается доказательствами, которые отличаются от ошибочных доводов, но это остается полностью сокрытым для многих из тех, кто ищет истину.

Ко второй же категории относятся те, чьи ошибки не заслуживают оправдания, кто несет за них ответственность. Это касается ошибок, которые необходимо исправлять и которые не могут быть оправданы неведением. Это касается тех положений, которые подкрепляются конкретными, незапутанными и совершенно очевидными доказательствами».
— т.е. вторая категория относится ко всяким бидаатом которые не выводят человека из религии до худжи.

Далее он сказал: «Что же касается тех вопросов в религии Аллаха, которые должен знать каждый, кто несет ответственность за свои поступки, то к ним относятся такие положения, которые подтверждаются конкретными и незапутанными, ясными и очевидными доказательствами. Сюда относятся вера в единство Всевышнего Аллаха, знание о Его именах и качествах, осознание Его справедливости. Объясняется же это тем, что каждый здоровый и нормальный человек, достигший зрелого возраста, непременно знаком с ясными доказательствами единства Преславного Господа. Таким людям предельно ясна истинность этого, и поэтому неведение об именах Аллаха им непростительно. И если они умирают в таком состоянии, то Аллах включает их в число тех, кто упрямо противился Ему после того, как узнал о Нем и о Его господстве. На них распространяются такие же законы в этом мире и такое же наказание в будущей жизни. Великий Аллах сказал: «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо? Это – те, кто не уверовал в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День воскресения Мы не отпустим им никакого веса» (18:103-105). Таким образом, если человек поступает не так, как угодно Аллаху, полагая при этом, что его деяния угодны Ему, то в этом мире его можно называть так же, как и тех врагов Аллаха, которые упрямо противятся Ему и отрицают Его господство, прекрасно зная о нем. А в будущей жизни все они будут собраны вместе и получат наказание. Следовательно, тот, кто пытается самостоятельно найти истину и ошибается в вопросах о единстве Аллаха, Его именах и качествах, божественной справедливости, подобен тому, кто упрямо отрицает эту истину, поскольку доказательства этого очевидны и непреложны. И если Великий и Могучий Аллах в одинаковой степени лишил оправдания эти две категории людей, то они должны получить одинаковое наказание и вкусить одинаковые страдания».

(см. «ат-Табсир фи Маалим ад-Дин» стр. 113)

— т.е. тут Имам говорит таких Именах и Качествах Аллаха, которые напрямую связанны с Господством, следовательно, они входят в основу Религии, о которых обязан знать любой муслим, будь это алим или простолюдин. Почему мы так считаем? Потому что:

Во-первых: Табари упомянул это в разделе, где объяснял то, когда незнание не служат оправданием.

Во-вторых: Имам Табари был из крупнейших алимов прошлого, который естественно знал такие элементарные вещи. Мы должны делать о нем хусну занн и не пытаться истолковать его фетвы таким вот ужасным образом. Потому что трудно уж верится в то, что Табари мог так по джахилски рассуждать и выносить такфир сразу без худжи например тому кто недавно принял Ислам и не знал что у Аллаха есть Трон. Это была бы клевета на этого великого алима.

И Хвала Аллах Господу миров.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: