RSS

Фетвы сахабов, табиинов и алимов о вопросе оправдания по невежеству

vvvБисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

1 Мазхаб праведного халифа Умара Ибн аль-Хаттаба

Сказал имам Саид Ибн Мансур:

            حدثنايعقوب بن عبد الرحمن الزهرى حدثنا موسى بن عقبة قال : هذه خطبة عمر بنالخطاب يوم الجابية أما بعد فإنى أوصيكم بتقوى الله الذى يبقى ويفنى ماسواه ، الذى بطاعته يكرم أولياؤه ، وبمعصيته يضل أعداؤه ، فليس لهالك هلكمعذرة فى فعل ضلالة حسبها هدى ، ولا فى ترك حق حسبه ضلالة

 “Рассказал нам Я’куб Ибн Абдур-Рахман аз-Зухри, что сказал ему Муса Ибн Укба: “Это хутба Умара Ибн аль-Хаттаба в день сбора сподвижников.

Сказал Умар: “А затем: я завещаю вам бояться Аллаха, который вечен, и исчезнет то, что помимо Него, и по причине подчинения Кому Он оказывает почёт своим авлия, и по причине ослушания которого Он вводит в заблуждение своих врагов. И нет оправдания погибшему, который погиб на заблуждении, считая его истиной, и нет оправдания в оставлении истины, считая его заблуждением..”

и до конца хутбы

(Передал это Саид Ибн Мансур и передатчики достоверны, кроме как то, что табиин Муса Ибн Укба не слышал от Умара Ибн аль-Хаттаба. Однако нет в этом большого вреда, ведь Муса Ибн Укба – табиин, слышал от сподвижников и больших табиинов, слышал от многих членов семейства Умара, да будет доволен им Аллах, и если бы он не знал, что это действительно хутба Умара, то не говорил бы в утвердительном тоне).

И передал его также Ибн Батта со своим иснадом, со словом:

أَيُّهَا النَّاسُ ، إِنَّهُ لا عُذْرَ لأَحَدٍ بَعْدَ السُّنَّةِ فِي ضَلالَةٍ رَكِبَهَا حَسِبَهَا هُدًى ، وَلا فِي هُدًى تَرَكَهُ حَسِبَهُ ضَلالَةً ، فَقَدْ بُيِّنَتِ الأُمُورُ ، وَثَبَتَتِ الْحُجَّةُ ، وَانْقَطَعَ الْعُذْرُ “

“О люди! Нет ни одному оправдания после Сунны в заблуждении, которое он делает полагая его прямым путем, и в прямом пути, который он оставил, полагая его заблуждением, ведь уже разьяснены вещи, и утвержден довод, и прервалось оправдание”

(Источник: “Аль-Ибана”, 127, также по этому пути передали аль-Хатыб, в “Аль-Факих уаль мутафаккых”, 253, Ибн Шибба в “Тарих аль-Мадина”, 1274.

И передал это от Умара также Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы, в “Аль-Харадж”, 32, с иснадом в котором есть слабость.

И передал это от Умара по другому пути также Адам Ибн Ийяс в “Китаб аль-Ильм уаль хильм”, как в “Канз аль-уммаль”, 29348

И в общем – нет сомнения, что все эти пути подкрепляют друг друга и у этого сообщения есть основа. Поэтому утверждено это от Умара Ибн аль-Хаттаба, и вся хвала Аллаху. И сказал это Умар в йаумуль джабия, день сбора больших сахабов, проповедуя перед ними, и никто не выразил ему порицания, и не известен ему противоречащий из числа сахабов, поэтому это их иджма’

 

2 Мазхаб Али Ибн Аби Толиба, да будет доволен им Аллах

Праведный халиф, благородный сподвижник, Али Ибн Аби Толиб, когда его спросили об аяте «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?», ответил:

كفرة أهل الكتاب كان أوائلهم على حق ، فأشركوا بربهم عز وجل وابتدعوا في دينهم ، وأحدثوا على أنفسهم ، فهم يجتمعون في الضلالة ، ويحسبون أنهم على هدى ، ويجتهدون في الباطل ويحسبون أنهم على حق ، ضل سعيهم في الحياة الدنيا وهم يحسبون أنهم يحسنون صنعا . وقال علي رضي الله عنه منهم أهل حروراء

«Это о кафирах из числа людей Писания. Первые из них были на истине, и затем впали в ширк, и внесли новшества в их религию и среди себя. И они усердствуют в заблуждении, полагая, что они на истинном пути, и проявляют иджтихад во лжи, думая, что они на истине. Заблудились их стремления в этой жизни, и они полагают, что они поступают хорошо». И сказал Али: «И также под этот аят попадают хариджиты (т.е. у хариджитов есть доля из этого аята, ибо они тоже думали что поступают хорошо)» (Источник: «Китаб ат-таухид», Ибн Мандах, 261, «Тафсир» Ат Табари, 18/127)

И передал Ибн Джарир ат Табари то, что Али опустил этот аят на хариджитов, по 4 цепочкам. И это ясно что этот благородный праведный халиф понял этот аят на его обобщённости, а не как говорят заблужденные, что это касается только коренных кафиров. Потому что доле в ширке это ширк, доле в куфре это куфр, а доле в заблуждении это заблуждения. И вся хвала Аллаху.

 

3 Мазхаб благородного сподвижника, Абдуллаха Ибн Умара Ибн аль-Хаттабада будет доволен им Аллах

Было сказано Абдуллаху Ибн Умару: “Появились люди, которые читают Коран, и изучают знание, и утверждают, что нет предопределения, и что все вещи случаются сами по себе, без предопределения”

То есть ему упомянули, что те кто высказал это мнение из тех, кто требуют знания, и стремятся к истине. И что же сказал о них  Ибн Умар да будет доволен им Аллах? Посчитал ли он их оправдаными награжденными муджтахидами?! Или поругал их, и отрекся от них, по причине их противоречия верному вероубеждению?!

Сказал Ибн Умар: “Если ты встретишь их, то скажи им, что я непричастен к ним, и что они непричастны ко мне, и Абдуллах Ибн Умар клянется Аллахом, что если бы у кого то из них была бы гора золота размером с Ухуд, и он бы раздал ее на пути Аллаха, то она не принесла бы ему пользы пока он не уверует в предопределение”

Передал этот асар Муслим”, взято из: “Аль-Ихтиджадж биль асар ас-саляфия”, 136

И аргументировали этим асаром многие имамы-специалисты по усулю на иджма’ сподвижников об непрощении ошибки в Основах Религии.

Сказал имам саляфит Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани аш Шафии (ум. 489 г.х.):

وكذلك كل ما كان من أصول الدين فالأدلة عليها ظاهرة باهرة والمخالف فيه معاند مكابر والقول بتضليله واجب والبراءة منه شرع. ولهذا قال ابن عمر حين قيل له: إن قوما يقولون: لا قدر. فقال: بلغوهم أن ابن عمر منهم برئ وأنهم منى براء

“И также всё, что связано с основами религии, ведь доводы в них яркие и очевидные, и противоречащий в них – противостоящий истине и возгордившийся над ней, и слово об обьявлении его заблужденным – обязательно, и отречение от него – закон. И поэтому сказал Ибн Умар, когда сказали ему, что есть люди, кто отрицает предопределение: “Доведите до них, что Ибн Умар отрекается от них, и что они к нему непричастны“. (Источник: “Кауатыуль адилляти фи усуль аль-фикх”, 1176)

 

4 Мазхаб Абдуллаха Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах

1. Прочитал Ибн Аббас аят: «Они полагают, что они на чём-то, однако они и есть лжецы», и сказал:

هم والله القدريون هم والله القدريون

«Клянусь Аллахом, это кадариты, клянусь Аллахом, это кадариты!» 

(Источник: «Аль-Ибана аль-Кубра», Ибн Батты, 1540)

2. Сказал Ибн Аббас:

إذا كان يوم القيامة يأمر الله تعالى بالقدرية إلى النار فيقولون ربنا ما لنا يؤمر بنا إلى النار فوالله ما أشركنا بالله قط ولقد كان قوم من أهل التوحيد يعملون بالمعاصي فما نرى أنه يؤمر بهم إلى النار ونترك نحن فأمر بنا وتركوا والله ما اشركنا بالله قط فيقال لهم أشركتم من حيث لم تعلموا

«В Судный День прикажет Аллах направить кадаритов в Огонь, и они скажут: «О Господь наш! Почему нас ведут в Огонь, ведь клянемся Аллахом, мы не совершали ширка абсолютно, в то время как группа людей таухида делали грехи, мы считаем что их надо приказать направить в Огонь, а нас оставить, а приказали направить в Огонь нас, а они оставлены. Ведь клянемся Аллахом, мы абсолютно не совершали ширка!»

И будет сказано им: «Вы совершили ширк, не зная этого..»

(Источник: Передал Ибн Батта, в «Аль-Ибана аль-Кубра», 1541, также передали по разным путям аль-Мардавейхи в тафсире, Абу Исхак ас-Са’ляби в «аль-Кафш уаль Баян», 9/263, ас-Сирджани, в «Аль-Джуз», 5, также упомянул аль-Мальты, в «Ат-Танбих фи ар-Родд аля ахлиль ахуа уаль бид’а», 172, упомянул Ибн Араби в «Аридатуль ахуази», 1/147 с иснадом как ривая Ибн Мусаййиба)

 

3. Сказал Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах:

فسير القرآن على أربعة أوجه : وجه تعرفه العرب من كلامها , وتفسير لا يعذر احد بجهالته , وتفسير يعلمه العلماء , وتفسير لا يعلمه إلا الله تعالى ذكره

“Тафсир Корана есть четырёх видов: “Вид, который знают арабы из своих слов, вид, в котором никто не оправдан по своему невежеству (т.е. Основа Ислама), вид, который знают ученые, и вид, который не знает никто, кроме Аллаха, Свят Он и Велик” (Источник: “Тафсир Ат-Табари”, 1/76)

Сказал имам Ибн Касир:

ومنه ما لا يعذر أحد في جهله، كما صرح بذلك ابن عباس

 “И из Корана есть то, по незнанию чего не оправдан ни один человек, как ясно сказал об этом Ибн Аббас” (Источник: “Тафсир Ибн Касир”, 1/14)

Сказал аль-Маварди аш-Шафии (ум. 450 г.х.) в шархе этих слов Ибн Аббаса:

وأما الذي لا يعذر أحد بجهالتهن فهو ما يلزم الكافة في القرآن من الشرائع وجملة دلائل التوحيد

 “Что же касается того, в чём никто не оправдан по незнанию этого – то это то, что обязательно знать на каждом из Корана – из установлений Шариата и доводов Таухида (т.е. Основы Ислама)” (Источник: “Ан-Нукат уаль Уаюн”, 1/36)

Скажу: эти слова Ибн Аббаса встретили их муфассиры принятием, и не кто из муфассиров не порицал то, что сказал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах. Передали эти его слова, одобряя его, такие суннитские специалисты по тафсиру, как Абдур-Раззак, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мунзир, Ибн Касир, Ат-Табари, Абдур-Рахман Ибн Касим, и многие другие, не говоря уже о мутакаллимах.

 

5 Мазхаб муджаддида, пятого праведного халифа, табиина Умара Ибн Абдуль Азиза (умер в 101 году), об оправдании по ошибке и тауилю

Сказал имам мусульман Умар Ибн Абдуль Азиз:

لَا عُذْرَ لِأَحَدٍ بَعْدَ السُّنَّةِ فِي ضَلَالَةٍ رَكِبَهَا يَحْسَبُ أَنَّهَا هُدًى

“Нет оправдания никому кто впал в заблуждение, полагая его прямым путём, после ниспослания Сунны” (Источник: “Ас-Сунна” аль-Марвази, 1/31,  иснад достоверен)

— Тут явно говорится про Основы Ислама, ибо в подробностях Ислама есть оправдание.

 

6 Мазхаб табии табиина Сахля Ибн Музахима

Сказал табии табиин, факих, Сахль Ибн Музахим:

 الأمر أضيق على العالم من عقد التسعين ، مع أن الجاهل لا يعذر بجهالته ، لكن العالم أشد عذابا إذا ترك ما علم فلم يعمل به

“Положение уже для знающего, чем знак 90 на пальцах (по арабской системе знаков, который выражается в сильном сжатии большого с мизинцем), наряду с тем, что невежда не оправдывается по своему невежеству. Однако алим больше мучением, когда оставил то, что знал, и не действовал по этому” (Источник: “Иктида аль-Ильм биль амаль”, ½)

 

7 Мазхаб Имама ахли-Сунна Суфьяна ас-Саури

Передал его слова в этом вопросе аль-Байдави аш-Шафии (ум. 685 г.х.), обьясняя хадис: Требование знаний – обязанность на каждом мусульманине:

الْمُرَاد مِنْ الْعِلْم مَا لَا مَنْدُوحَة لِلْعَبْدِ مِنْهُ كَمَعْرِفَةِ الصَّانِع وَالْعِلْم بِوَحْدَانِيِّتِهِ وَنُبُوَّة رَسُوله صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَكَيْفِيَّة الصَّلَاة فَإِنَّ تَعَلُّمه فَرْض عَيْن وَقَالَ الثَّوْرِيُّ هُوَ الَّذِي لَا يُعْذَر الْعَبْد فِي الْجَهْل بِهِ

“Имеется ввиду знание, без которого не обойтись рабу. И это подобно познанию Творца, и знанию о Его Единственности (в поклонении), и пророчестве Его Посланника, мир ему, и тому, как совершать молитву. Истинно, изучение этого знания – фард айн (индивидуальная обязанность). И сказал Суфьян ас-Саури: “Это – то, в чём раб не оправдан по невежеству“ (Источник: “Хашияту ас-Синди аля Ибн Маджа”, 1/208)

Имам Суфьян ас-Саури не нуждается в представлении – величайший имам хадиса и фикха, столп ахли-Сунна. Родился в 97 г.х, слышал величайших имамов религии, и его ученики – величайшие имамы. Умер в 161 г.х.

— Однако следует отметить, что тут имам затрагивает сразу две стороны это Основы Ислама (И это подобно познанию Творца, и знанию о Его Единственности (в поклонении), и пророчестве Его Посланника, мир ему) и Основы Акиды из предельно очевидного (и тому, как совершать молитву) но это из Подробностей Ислама.

 

8 Имам Мухаммад Ибн Исмаиль ас-Сан’ани аль-Йамани

1. Имам ас-Сан’ани (ум. 1182 г.х.) не оправдывал могилопоклонников по невежеству, и называл их коренными мушриками.

Сказал имам ас-Сан’ани в своём послании «Татхир аль-и’тикод»:

فإن قلتَ : هم جاهلون أنهم مشركون بما يفعلونه. قلتُ : قد صرح الفقهاء في كتب الفقه في باب الردة أن من تكلم بكلمة الكفر يكفر، وإن لم يقصد معناها (1) ، وهذا دال على أنهم لم يعرفوا حقيقة الإسلام ولا ماهية التوحيد، فصاروا حينئذ كفارا كفرا أصليا، فالله تعالى فرض على عباده إفراده بالعبادة { أَنْ لَا تَعْبُدُوا إِلَّا اللَّهَ } وإخلاصها له { وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ } [98 : 5] ومن نادى الله ليلا ونهارا وسرا وجهارا وخوفا وطمعا ثم نادى معه غيره فقد أشرك في العبادة، فإن الدعاء من العبادة، وقد سماه الله تعالى عبادة في قوله تعالى : { إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ } [40 : 60] بعد قوله : { ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ }

Если ты скажешь: «Они не знают о том, что они совершают ширк посредством этих их действий», то я скажу: «Ясно сказали факихи в книгах по фикху, в разделе вероотступничества, что тот, кто произнёс слово куфра, становится кафиром, даже если не желал его смысл. И это их незнание указывает на то, что они не знают истинный смысл Ислама, и сущность Таухида, поэтому являются кафирами исконным куфром. И Аллах Всевышний обязал своих рабов уединить Его в поклонении: «Чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха..», и очистить его для Него: «И им не было велено ничего, кроме как поклоняться Аллаху, очищая перед ним религию».

И тот, кто взывает к Аллаху днём и ночью, тайно и скрыто, боясь и желая, а затем воззвал вместе с Ним к кому то ещё, тот совершил ширк в поклонении, ведь дуа – из поклонения, и Аллах Всевышний назвал дуа поклонением в своём слове: «Истинно, те, кто возгоржаются от поклонения Мне, войдут в Джаханнам униженными», и пришёл этот аят после Слова Аллаха: «Взывайте ко мне, и я вам отвечу». (Источник: «Татхир аль-И’тикод», 24)

Сказал имам алляма Абдуллах Абу Бутейн в шархе слов: «Они кафиры исконным куфром»:

يعني: أنهم نشؤوا على ذلك، فليس حكمهم كالمرتدين الذين كانوا مسلمين، ثم صدرت منهم هذه الأمور الشركية

«Это значит: что они выросли на этом, и их хукм не равен хукму вероотступников, которые были мусульманами, а затем вышли от них эти ширковские вещи» (Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 10/419)

— Т.е. имам хотел сказать что они зындыки а не муртады.

2. Обьяснил имам ас-Сан’ани, что то, что могилопоклонники не считают истигасу поклонением, ничуть не оправдывает их.

Сказал имам ас-Сан’ани да смилуется ним Аллах:

والأسماء لا أثر لها ولا تغير المعاني، ضرورة لغوية وعقلية وشرعية، فإن من شرب الخمر وسماها ماء، ما شرب إلا خمرا وعقابه عقاب شارب الخمر، ولعله يزيد عقابه للتدليس والكذب في التسمية

“Имена нет следа им, и они не изменяют смысл, как предельно известно из языка, разума, и Шариата. Истинно, тот, кто выпил хамр, и назвал его водой, не выпил ничего кроме хамра, и его наказание – наказание выпившего хамр. И быть может он будет наказан еще сильнее за тадлис и ложь в названии” (Источник: “Татхир аль Итикад”, 26)

Поэтому не имеет значения называют могилопоклонники истигасу поклонением, или нет, считают или нет – если они отдают поклонение не Аллаху (т.е. придают чему-то или кому-то то, что присуще только Аллаху), их хукм – хукм отдающих поклонение не Аллаху, как бы они это не назвали.

Сказал имам ас-Сан’ани:

ولا ينفعهم قولهم : نحن لا نشرك بالله شيئا، لأن فعلهم أكذبَ قولهم

“И не принесет им пользы их слово: мы не делаем ширк Всевышнему Аллаху ни в чем. Ведь их дело сделало ложным их слово” (Источник: “Татхир аль-Итикод”, 22)

Примечание: некоторые безбожники приписывают имаму ас-Сан’ани, что якобы он вернулся от похвалы на имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, и стал ругать его. И эту ложь разъяснил в отдельном послании имам-алляма Сулейман Ибн Сахман в своём послании «Табриату аш-шейхейн аль-имамейн мин тазвири ахлиль казиби уаль мейн», скачать его можно тут: http://www.ajurry.com/vb/attachment.php?attachmentid=12120&d=1310726405

 

9 Мазхаб имама аш-Шаукани

1. Сказал имам аш Шаукани:

ومن وقع في الشرك جاهلاً لم يعذر، لأن الحجة قامت على جميع الخلق بمبعث محمد- صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ- فمن جهل فقد أُتي من قبل نفسه ، بسبب الإعراض عن الكتاب والسنة، وإلا ففيهما البيان الواضح كما قال سبحانه في القرآن : {تبيانا لكل شيء وهدى ورحمة} ، وكذلك السنة قال أبو ذر- رضي الله عنه- : ” توفي محمد -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ- وما ترك طائراً يقلب جناحيه بين السماء والأرض إلا ذكر لنا منه علما ” أو كما قال- رضي الله عنه-.
فمن جهل فبسبب إعراضه، ولا يعذر أحد بالإعراض

«Кто впал в ширк, будучи невеждой, не оправдан, потому что довод установился над всеми творениями посредством посылания Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. И тот, кто остался невежественным – тот совершил это по своей вине, по причине отворачивания от Корана и Сунны. А ведь в них – ясное разьяснение, как скзаал Всевышний о Коране: «Мы ниспослали его яснейшим разьяснением каждой вещи, и прямым руководством, и милостью». И также пришло в Сунне, сказал Абу Зарр, да будет доволен им Аллах: «Умер Мухаммад, мир ему, и не оставил ни птицы в небе, которая развертывает своё крыло, кроме как упомянул нам знание о ней». И кто был невеждой – то это лишь по причине его отворачивания, и никто не оправдан по причине отворачивания»

Источник: «Аль-Фатх ар Раббани»,  1/147 ( Скачать книгу )

2. Сказал имам аш Шаукани:

ليس مجرد قول لا إله إلا الله من دون عمل بمعناها مثبتا للإسلام، فإنه لو قالها أحد من أهل الجاهلية، وعكف على صنمه يعبده لم يكن ذلك إسلاما”)

“Не является одно лишь произнесение “Ля иляха илля Ллах”, без действий по его смыслу, утверждающим для человека Ислам. Ведь истинно, если бы сказал его один из мекканских мушриков, а затем продолжил бы поклоняться своему идолу, то это не являлось бы Исламом”

Источник: “Фатх ар Раббани”, 1-345

 

10 Мазхаб имама муфассиров, Ибн Джарира ат-Табари

1. Говорит Ибн Джарир ат Табари, рахимахуЛлах, в тафсире слов Аллаха «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо? Это – те, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День воскресения Мы не определим для них никакого веса». Геенна будет им воздаянием за то, что они не уверовали и насмехались над Моими знамениями и Моими посланниками», перечислив то, что переданно от саляфов:

والصواب من القول في ذلك عندنا، أن يقال: إن الله عزّ وجلّ عنى بقوله( هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالأخْسَرِينَ أَعْمَالا ) كلّ عامل عملا يحسبه فيه مصيبا، وأنه لله بفعله ذلك مطيع مرض، وهو بفعله ذلك لله مسخط، وعن طريق أهللإيمان به جائر كالرهابنة والشَمَامِسَةٌ وأمثالهم من أهل الإجتهاد في ضلالتهم، وهم مع ذلك من فعلهم واجتهادهم بالله كفرة، من أهل أيّ دين كانوا

«И верное слово для нас в толковании этого аята – что Всевышний Аллах имел ввиду своим словом «Рассказать ли мне о тех чьи деяния принесут наибольший убыток?» – всех кто делает какие то деяния, в которых он считает себя на истине, и что он подчиняется Аллаху посредством этого и Аллах им доволен, в то время как на самом деле он гневает Аллаха этим действием, и отклонился от пути людей Имана в этом. Подобно монахам, дьяконам, и подобным им, из числа тех кто совершает иджтихад в своем заблуждении, и наряду с этим по причине своего действия и иджтихада является кафиром в Аллаха, какой бы религии они не были» (Источник: «Тафсир ат Табари», 18/128)

2. Сказал также имам Ибн Джарир ат-Табари:

ما أدركت حقيقة علمه منه استدلالاً على وجهين أحدهما: معذورٌ فيه بالخطأ والمخطئ، ومأجورٌ فيه على الاجتهاد والفحص والطلب؛ كما قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((من اجتهد فأصاب فله أجران، ومن اجتهد فأخطأ فله أجرٌ))  وذلك الخطأ فيما كانت الأدلة على الصحيح من القول فيه مختلفةً غير مؤتلفةٍ، والأصول في الدلالة عليه مفترقةً غير متفقةٍ، وإن كان لا يخلو من دليل على الصحيح من القول فيه، فميز بينه وبين السقيم منه، غير أنه يغمض بعضه غموضاً يخفى على كثير من طلابه، ويلتبس على كثيرٍ من بغاته. والآخر منهما غير معذورٍ بالخطأ فيه مكلفٌ قد بلغ حد الأمر والنهي، ومكفرٌ بالجهل به الجاهل، وذلك ما كانت الأدلة الدالة على صحته متفقةً غير مفترقة، ومؤتلفةً غير مختلفةٍ، وهي مع ذلك ظاهرةٌ للحواس

“Вещи, сущность которых постигается истидлялем, есть двух видов.

Первый из них – оправдан ошибшийся в них, и награждается за свой иджтихад и исследование и требование истины, как и сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Кто совершил иджтихад и был прав, ему две награды, а кто совершил иджтихад и ошибся – тому одна”.

И эта прощаемая ошибка – в тех вещах, где доводы на верное мнение в них разнятся, и не обьединяются, и основы в указании на это различаются, и не обьединяются. Хоть и есть в этих вопросах довод ведущий к верному слову, различающий верное мнение от слабого, однако он может скрыться некоторой долей скрытности, и спрятаться от многих требующих его и желающих его.

А другие же вещи – не оправдан в них по ошибке мукалляф, который достиг границы зрелости, и выносится такфир в них джахилю за невежество в них.

И это те, где доводы указывающие на достоверность которых – обьединены, и не расходятся, и они очевидны для чувств”  (Источник: “Ат-Табсыр фи маалим ад дин”, 1-114)

И хвала Аллаху Господу миров!

 

One response to “Фетвы сахабов, табиинов и алимов о вопросе оправдания по невежеству

  1. gariban01

    Ноябрь 13, 2013 at 9:47 пп

    Сказал имам алляма, муфтий учёных Неджда, Абдуллах Абу Бутейн, рахимахуЛлах:
    كل من فعل اليوم ذلك عند هذه المشاهد
    فهو مشرك كافر بلا شك، بدلالة الكتاب والسنة والإجماع؛ ونحن نعلم أن من فعل ذلك ممن ينتسب إلى الإسلام، أنه لم يوقعهم في ذلك إلا الجهل، فلو علموا أن ذلك يبعد عن الله غاية الإبعاد، وأنه من الشرك الذي حرمه الله، لم يقدموا عليه، فكفرهم جميع العلماء، ولم يعذروهم بالجهل، كما يقول بعض الضالين: إن هؤلاء معذورون لأنهم جهال.
    وهذا قول على الله بغير علم، معارض بمثل قوله تعالى: {فَرِيقاً هَدَى وَفَرِيقاً حَقَّ عَلَيْهِمُ الضَّلالَةُ إِنَّهُمُ اتَّخَذُوا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ اللَّهِ} 1 الآية، {قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالاً} 2 الآيتين.
    “Каждый, кто в наше время делает эти ширковские вещи возле мавзолеев – тот кафир, мушрик, вне всякого сомнения, по далилю Корана, Сунны, и иджма! И мы знаем, что тот, кто делает эти вещи приписывая себя к Исламу – впал в это лишь по причине джахля (невежества), и если бы они знали, что это отдаляет их от Аллаха предельным отдалением, и что это ширк, который запретил Аллах – то они ни за что бы не делали это. И наряду с этим, вынесли им такфир все ученые, и не оправдали их невежеством, как говорят НЕКОТОРЫЕ ЗАБЛУДШИЕ, что они они оправданы, так как они невежды.
    Это – слово на Аллаха без всякого знания, противоречащее слову Аллаха: “Одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение. Они взяли шайтанов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем”, и слову Аллаха: “Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?”
    Источник: “Ад-Дурар ас-Сания”, 10/405

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: