RSS

Раздел 1-й

1111Раздел первый: Некоторые условия Ислама взятые из Корана.

Глава первая: Быть свободным от ширка одно из условий действительности Ислама.

Если некто произносит «Ля иляха илля Аллах», выполняет все поклонения, предусмотренные Исламом, но вместе с этим совершил хотя бы один из видов большого ширка, такой человек муслимом не считается. Для того чтобы он считался муслимом необходимо, чтобы он полностью был свободен от всех видов большого ширка. Вот доказательства этому:

Аят первый: «А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – прощающий, милосердный!» (Покаяние(9), 5)

Куртуби в тафсире аята говорит: «Если они обратятся» – это означает следующее: «если они покинут свои ширки».

«и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их» – эту часть аята нужно хорошо обдумать. Сначала Аллах причиной убийства человека установил его ширк вот этой частью аята – «убивайте многобожников». Затем же разрешил не убивать его «Если они обратятся». Отсюда следует, что настоящая причина убийства это ширк. Можно было бы подумать, что если человек покинет ширк, но не станет делать намаз или не станет давать закят, его можно не убивать. Это логично, но Аллах упомянул еще два условия кроме оставления ширка. Это условие «делать намаз» и условие «давать закят». И мы не можем закрыть глаза на эти условия или преуменьшить их роль.

Есть хадис аналогичный этому аяту: «Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах», пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Аллаха на это (жизнь и имущество). Личные их счеты же (внутреннее положение, которое мы определить не можем) принадлежат Аллаху.» (В других версиях вместе «кроме прав Аллаха не это» передается «кроме прав Ислама на это»)

Имам ибн Араби(маликитский учёный) сказал следующее по поводу этого аята и хадиса: «Таким образом, аят и хадис подкрепляют друг друга» (Тафсир Куртуби)

Обратите внимание на слова Куртуби. Куртуби говорит, что необходимость убийства человека за его ширк не исчезает, пока он свой ширк не покинет. Имам ибн Араби же сказал, что смыслы аята и хадиса подходят друг другу. Этот аят показывает нам, что мушрики не убиваются и отпускаются лишь тогда, когда они полностью покидают свой ширк.

Багауи в тафсире аята сказал: «Если они обратятся» – то есть если обратятся от ширка.

«и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их» – то есть оставьте их, пусть свободно ходят в своих городах, также они могут входить в Мекку. (Тафсир Багауи)

 

Ибн Касир в тафсире аята сказал: «убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» – то есть не ограничивайтесь относительно их только словами и обращению к их совести. Наоборот осаждайте их в их крепостях и убежищах, поджидайте их на дорогах и местах обитания. Делайте это, чтобы вы смогли зажать их и заставить их либо умереть, либо принять Ислам. Поэтому Аллах сказал: «Если они обратятся и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их». Это и есть аят, на который вместе с подобными, опирался абу Бакр когда воевал с теми, кто не давал закят. Условие запрета войны с ними это наличие у них определенных деяний, а именно – вход в Ислам и выполнение всех его требований…

Поэтому в большинстве случаев намаз и закят упоминаются рядом, например как в следующем хадисе: «Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах», пока не станут делать намаз и давать закят”.

Абу Исхак передал от ибн Масьуда, как тот сказал: «Вам приказано и выполнять намаз и давать закят. Кто не даст закят, его намаз недействителен».

Абдур-Рахман б. Зайд б. Ашлам сказал: «Аллах не принимает намаза без закята».

Да смилуется Аллах над абу Бакром, как он был сведущ в вопросах религии!

Имам Табари передал хадис с передачей от Анаса: Расулуллах  сказал: «Кто будет поклоняться только Аллаху очищая пред Ним веру, не придаст Ему ничего в равные и покинет этот мир, будучи в таком положении, то Аллах покинет его довольным им».

Также Табари передает от Анаса: «В хадисе подразумевается настоящая религия Аллаха – такая религия, с которой приходили все посланники к своим народам.»

Это слово Анаса подтверждает данный аят: “Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их“.

Их обращения это то, что они бросят поклоняться другим вместо Аллаха, направятся только ему, будут делать намаз и давать закят. Аналогичные положения повторяются в другом аяте той же суры: «А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!» (Покаяние(9), 11) (Тафсир ибн Касира)

Имам Табари в тафсире аята сказал:

«А если они обратятся,» – то есть если они перестанут совершать свои ширки и отвергать посланничество Мухаммада  и искренне направятся к Аллаху, очищая перед Ним религию, поклоняясь только Ему и отвергая всех ложных божеств и тагутов и примут посланничество Мухаммада .

(Тафсир Табари)

Аят второй: 

«А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!» (Покаяние(9), 11)

Куртуби в тафсире аята сказал: «А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение» – то есть если прекратят свой ширк и направятся к положениям Ислама, «то они – ваши братья в религии» – то есть станут вашими религиозными собратьями.

Ибн Аббас сказал, что этот аят запретил проливать кровь приверженцев къиблы. (Тафсир Куртуби)

Багауи в тафсире аята сказал:

«А если они обратятся» – то есть, покинут свои ширки. «то они – ваши братья в религии» – то есть станут вашими братьями по религии, имеющими все те права, что имеете вы.

(Тафсир Багауи)

Этот аят показывает, что сражение с мушриками длится до тех пор, пока они не обратятся от своего ширка, пока не будут выполнять намаз и давать закят. Весь салаф объединился в том, что под выражением «А если они обратятся» подразумевается обращение от ширка и куфра, удаление от всех ложных божеств и тагутов и отвержение их, направление к исламским нормам. Также салаф единогласен в том, что смысл хадиса «Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах», пока не станут делать намаз и давать закят» аналогичен со смыслом этих аятов. Поэтому то толкователи, толкуя эти аяты, все время упоминают эти хадисы.

Этот хадис тоже сообщает, что необходимо сражаться с неверными пока они оставят свои ширки и куфры. Этот смысл подтверждает другой достоверный хадис:

Муслим и имам Ахмад с передачей от абу Малика аль-Ашджаи: Посланник Аллаха  сказал: «Кто скажет «Ля иляха илля Аллах» и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (тагутов и ложных божеств) – Аллах запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаху”.

Поэтому то имам Бухари открыл в своем сборнике главу: «Если они обратятся, будут выполнять намаз и давать закят, отпустите их», а под ним разместил хадис с передачей от Абдуллаха б. Умара: РасулуЛлах  сказал: «Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах», пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

Вот как толкует этот хадис Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани:

«Этот хадис разъясняет смысл аята. В аяте говорится просто «А если они обратятся». Посланник Аллаха  разъясняет сущность этого обращения: «Свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах». Связь аята с хадисом также проявляется в аналогии следующих выражений аята и хадиса: “то отпустите их” и “то уберегут от меня свою кровь и имущество”. (Фатх аль-Бари, том 1, стр. 94-95)

Отсюда мы понимаем следующее:

Безопасность жизни и имущества сохраняется только тогда, когда соблюдается выполнение всех условий и требований свидетельства, а именно единить Аллаха в господстве и божественности и отвергать всех тех, кому поклоняются вместо Аллаха и следствия из этого. Если человек не выполнял этого, но произносил два свидетельства, то считался находящимся в ширке, и ему не была гарантирована неприкосновенность жизни и имущества. Когда человек произносил свидетельство, предполагалось, что он знает смысл свидетельства и на деле выполняет все его условия и требования. Если впоследствии в его жизни обнаруживалось что-либо противное свидетельству, то относительно него выносилось суждение, что он вероотступник.

Имам Шаукани говорит:

«Произносить свидетельство только языком и не выполнять на практике все его требования не дает человеку статус муслима. Несомненно, что если бы мекканские мушрики произносили бы свидетельство и вместе с этим продолжали бы поклоняться своим божествам, они не считались бы муслимами.»

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 40)

Шаукани в другом месте говорит:

Те, кто принесут свидетельство, и в деяниях которых не обнаружится ничего противоречащего свидетельству – они есть муслимы, кровь и имущество которых неприкосновенно, как это и установлено в известном хадисе.

Аналогично, если муслимы собираются убить неверного, и он произнесет слово «Ля иляха илля Аллах», сообщая им, что он желает этим войти в Ислам и не пройдет достаточного времени, чтобы обнаружилось, что он неискренен; например, если еще не прошло время намаза; в таком случае мы должны вынести суждение относительно его внешнего поведения и признать его муслимом, ибо пока от него еще не изошли деяния, противоречащие свидетельству. Посланник Аллаха  упрекнул Усаму б. Зайда за то, что он нарушил это правило. Но если некто произнесет свидетельство, но вместе с этим совершит деяние, противоречащее таухиду, например, совершит относительно мертвых то, что совершают мушрики (уверует, что они могут принести вред или пользу и вверит себя им, направит к ним молитву и т.п.), в таком случае он опроверг то слово, что произнес. Он уже внешне проявил свой ширк и поэтому ни в коем случае не может считаться муслимом.

Если, находясь в ширке, для того, чтобы стать муслимом было бы достаточно только произнести слово «Ля иляха илля Аллах» и выйти из куфра, то это слово принесло бы пользу иудеям, которые говорили, что Узайр сын Аллаха; и христианам, которые говорили, что Иисус сын Аллаха а также и двуличным, которые внешне произносили слово «Ля иляха илля Аллах». Ведь все перечисленные нами группы людей говорили слово единобожия – «Ля иляха илля Аллах».

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 42)

 

Шаукани в другом месте так-же говорит:

Аллах смотрит не на формальные фразы, а на деяния, источник которого — верования, укрепившиеся в сердце, а также на сердца. Если бы это так не было Аллах не разделял бы верующих от двуличных.

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 68)

Шайх абдур-Рахман ибн Мухаммад б. Касым сказал следующее:

«От ибн Умара передано, что Посланник  сказал: «Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах», пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

Под людьми подразумеваются мушрики. Свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах» означает знать смысл свидетельства и на практике выполнять все его условия.

«пока не станут делать намаз и давать закят» – В этой части хадиса упомянуты два столпа Ислама, без которых ислам у человека недействителен. «уберегут от меня свою кровь и имущество» – тогда сражение с ними прекратится, пока они не сделают что-нибудь противоречащее двум свидетельствам. «Кроме соответствующих прав ислама на это» – означает подчинение остальным положениям Ислама. Абу Бакр сказал: «Если они не отдадут мне даже маленького козленка, которого давали раньше Посланнику Аллаха  я открою им войну».

(Аль-Ихкам шарху Усуль аль-Ахкам, том 4, стр. 400)

Аят третий:

«И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!»

(Корова(2), 193)

«И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят … то ведь Аллах видит то, что они делают!”

(Добыча(8), 39)

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

«Даххак передает от ибн Аббаса, что под «фитной» подразумевается ширк. Также толкуют «фитну» абуль-Алийя, Муджахид, Хасан, Катада, Раби б. Анас, Судди, Мукатил б. Хаййян, Зайд б. Аслам и другие.

Мухаммад б. Исхак передал от Урвы б. Зубайра и других ученых, что смысл «И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны» следующий: «Сражайтесь с мушриками ради того, чтобы муслимы не впадали бы в искушение в их религии (чтобы мушрики не соблазняли муслимов к ширку)».

«пока религия не будет посвящена Аллаху» – Даххак передал, что ибн Аббас растолковал это выражение как «пока Аллах не будет единиться (пока не будет единобожия)».

Хасан, Катада и ибн Джураудж растолковали это как «пока все не скажут «Ля иляха илля Аллах»».

Мухаммад б. Исхак этому привел следующее толкование: «пока все не будут единить Аллаха, без какого-либо ширка и все не отвергнут то, чему поклоняются наряду с Аллахом».

Абдур-Рахман б. Зайд б. Аслам сказал, что это означает: «пока не исчезнут все куфры»

Хадис, переданный Бухари и Муслимом, подкрепляет все эти толкования (все толкования в принципе сходятся к одному смыслу): Посланник Аллаха  сказал: «Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах» …»

(Тафсир ибн Касира)

Багауи в тафсире аята говорит:

«И сражайтесь с ними» – то есть с мушриками; «пока не будет больше фитны» – то есть ширка; другими словами: «сражайтесь с ними, пока они не станут муслимами». Это так, потому что от мушриков (в отличие от мушриков ахлю-китаба) не принимается ничего другого, кроме того, чтобы стать ему муслимом. Если они не станут ими, то убиваются. «Пока религия не будет посвящена Аллаху» – то есть пока поклонения и подчинения не будут направляться единственно Аллаху. «Аллаху» – то есть подчинение и поклонение будут направляться только Аллаху и никому другому.

«А если они прекратят» – то есть если они покинут свои куфры и ширки и станут муслимами… «то нет вражды, кроме как к несправедливым» – то есть после этого сражение будет только по отношению к несправедливым.

(Тафсир Багауи)

 Табари в тафсире аята говорит:

Смысл аята следующий: «Сражайтесь с мушриками, пока ширк не исчезнет, и поклонения и подчинения будут направляться не ложным божествам и тагутам, а только Аллаху. Если они перестанут с вами воевать и примут вашу религию, вы тоже перестаньте воевать с ними, ибо вражда действительна только по отношению к мушрикам.”

«Фитна» упомянутая в аяте означает ширк и куфр. Вот и Ибн Аббас, Катада, Муджахид, Судди, ибн Зауд тоже истолковали «фитну» так. Согласно этим толкованиям смысл начала аята таков: «Ей верующие, сражайтесь с неверными, пока на поверхности земли не исчезнет многобожие и неверие, и пока на земле не будет господствовать «Ля иляха илля Аллах».

В связи с этим Бухари и Муслим передают хадис: Посланник Аллаха  сказал: «Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах» …»

 

В конце аята говорится «А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!». Это означает: «Если сражающиеся с вами неверные перестанут воевать с вами и войдут в вашу религию, перестанут поклоняться другим помимо Аллаха, примут все приказы Аллаха и подчинятся Ему, то и вы перестаньте сражаться с ними. Потому, что вражда может быть только по отношению к несправедливым, то есть к мушрикам.

Раби б. Анас и Икрима сказали, что под несправедливыми подразумеваются те, кто не хочет говорить «Ля иляха илля Аллах». Согласно Муджахиду же это те, кто сражается против муслимов.

Вражда к несправедливым осуществляется путем препятствия его несправедливостям. Но нельзя впадать в крайность в этом вопросе. Достаточно препятствовать его несправедливостям и наказывать его за это, но дальше идти во вражде нельзя.

(Тафсир Табари)

Куртуби в тафсире аята говорит:

«И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху». – Ученые разделились в определении причины войны. Одна группа говорит, что этот аят действенный и упразднил все предыдущие положения. Согласно этому пониманию аят приказывает убивать любых мушриков, будь они враждебные, будь миролюбивые. То есть причина его убиения не то, что он воюет против муслимов, а то, что он есть мушрик сам по себе.

Вторая группа утверждает, что причина сражения с мушриками это то, что они воюют с муслимами. Если они прекратят войну, то и муслимам нужно оставить их, несмотря на то, что они продолжают оставаться мушриками. Эта группа говорит, что данный аят не есть упраздняющий (насих), а действенным остается следующий аят, где приказывается война с воюющими мушриками: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами…»

(Корова(2), 190).

Но первое мнение более достоверное. То есть верно то, что нужно сражаться со всеми неверными независимо от того воюют ли они с нами или нет. Доказательством этому является следующее выражение в данном аяте: «пока религия не будет посвящена Аллаху».

Кроме этого Посланник Аллаха  сказал: «Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах» …»

(Бухари, Муслим)

 

Вот, этот аят и хадис показывают, что причиной нашей войны с мушриками является чисто их куфры и ничто другое. Ведь Аллах сказал: «сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны». Фитна же означает ширк и куфр. Здесь целью сражения указан именно куфр, а не что-нибудь другое. Это ясный вопрос.

Ибн Аббас, Катада, Раби, Судди и другие говорят, что под «фитной» подразумевается ширк и как естественное следствие этого, притеснения и угнетения, причиненные мушриками муслимам. Словарным значением слова «фитна» является испытание. Например, это слово используется для выражения процесса расплавления серебра или золота с целью испытать его качественное оно или нет, содержит ли оно в себе чужеродные примеси или нет.

“…А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!“

Они могут быть или обычными мушриками или ахлюль-китаб. Если это будут мушрики, то эта часть аята будет означать: «если они прекратят свои куфры и войдут в Ислам, то нет вражды, кроме как к несправедливым!». Этот смысл проявляется в предыдущем аяте: «Если же они прекратят, то ведь Аллах – прощающий, милосердный!»

(Корова(2), 192).

В случае с приверженцами Писания, то смысл будет как в следующем аяте: «Сражайтесь с людьми Писания (ахлюль-китаб), которые (в конечном итоге) не веруют в Аллаха и в последний день, которые не считают запретным то, что запретил Аллах и Его Посланник, и которые не следуют истинной религии, пока они собственноручно не станут платить дань (джизья), будучи униженными.»(Покаяние(9), 29).

(Тафсир Куртуби)

Теперь после всех этих объяснений нужны ли еще какие-нибудь разъяснения? После перечисленных доказательств осталась ли еще необходимость для других доказательств?

Коран утверждает следующее:

Мушрики не отделаются от войны с ними, пока они не покинут ширк, не удалятся от него и их представителей, пока они не отвергнут тагутов и мушриков, пока они искренне не станут поклоняться, очищая перед Ним религию, Единственному и Могучему Аллаху, ничего не придавая Ему в равные.

Нашей целью было опровергнуть одно распространенное ложное мнение, согласно которому, для того, чтобы человек стал муслимом достаточно лишь произнести два свидетельства; знать же их смысл, выполнять все требования и условия двух свидетельств, покидать ширки и куфры желательно, но необязательно. Если после всего этого, кто-то будет упрямиться, то лучшим для него доказательством будет попросту прекратить с ним спор.

Глава вторая: Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама.

«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий»

(Корова(2), 256)

  Куртуби в тафсире аята говорит:

Аллах этим аятом установил два условия для того, чтобы ухватиться за рукоять: Отвергнуть тагута и уверовать в Аллаха.

 

Под рукоятью же подразумевается следующее:

Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Ибн Аббас, Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство «Ля иляха илля Аллах». Все эти объяснения не противоречат друг друга и сходятся в один смысл.

(Тафсир Куртуби)

Багауи в тафсире аята говорит:

«Кто отверг тагута…» – тагут это шайтан. Некоторые сказали, что тагут это все то, чему поклоняются кроме Аллаха.

«…и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» – то есть привязался к прочной, надежной религии, которая никогда не разрушится.

(Тафсир Багауи)

Шанкъити сказал:

Аллах сказал:

“К каждой общине Мы отправили посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!»“

(Пчелы(16), 36)

 

Этот аят доказывает, что одним из условий того, чтобы поклонение к Аллаху принималось, является отвергание тагутов и ложных божеств. Это же положение есть в следующих аятах:

 “Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий»

(Корова(2), 256)

“Большая часть их не верует в Аллаха без того, чтобы не придавать ему в равные.”

(Йусуф(12), 106)

И другие аяты.

(Адуауль-Байан)

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

«Кто отверг тагута» – то есть, кто отвергнет идолов и все к чему шайтан призывает поклоняться; «и уверовал в Аллаха» – то есть, кто будет единить Аллаха во всем и засвидетельствует «Ля иляха илля Аллах»; «тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» – тот привяжется к истине и окажется на истинном пути.

Умар б. аль-Хаттаб сказал, что тагут это шайтан. Это хорошее объяснение потому, что шайтан вообще источник всего злого, включая и поклонение изваяниям, прошение у них помощи, судиться по их законам и др.

Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство «Ля иляха илля Аллах». Все эти объяснения верны и непротиворечивы.

(Тафсир ибн Касира)

 Имам Табри в тафсире аята говорит следующее:

Умар б. аль-Хаттаб, Муджахид, Шаъби, Даххак, Катада, Судди и другие говорят, что тагут это шайтан. Абуль-Алийя и Мухаммад говорят, что это колдун. Саид б. Джубайр, Ибн Джурайдж и Джабир б. Абдуллах сказали, что это прорицатель и гадатель.

Самое верное и обобщенное значение слова тагут следующее: «Тот, кому поклоняются кроме Аллаха, а он при этом не отвергает это от себя или же сам заставляет других поклоняться себе, тем самым преступая границы, установленные для него Аллахом.» Это может быть человек, шайтан, идол или любое другое существо.

Тогда смысл аята будет следующим: «Кто отвергнет господство тех, кому поклоняются кроме Аллаха, и признает своим божеством, господом и объектом поклонения только Аллаха, тот ухватится за прочную рукоять, с помощью которой он сможет спастись от адского огня».

«Аллах – Слышащий» – то есть Аллах слышит заявление того, кто скажет, что он уверовал в Аллаха и отверг всех тагутов, удалился от всех кому поклоняются кроме Аллаха. «Знающий» – Аллах знает насколько искренен человек, когда говорит эти слова другим людям. Аллах знает, что творится в сердцах до мельчайших подробностей. От Него ничто не может скрыться, и в Судный день Он будет привлекать к ответственности за то, что было скрыто в сердце и, соответственно, в итоге будет награждать или наказывать.

(Тафсир Табари)

Мухаммад б. абдуль-Уаххаб сказал:

Должно быть хорошо известно, что невозможно человеку считаться верящим в Аллаха, пока он не отвергнет тагута. Доказательством этому является следующий аят:

«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь (рушд) от заблуждения (гайй). Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять – “ьуруату аль-уускъа” (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий»

(Корова(2), 256)

 

Здесь рушд означает религия Мухаммада ; гайй же – религия абу Джахля. «ьурватуль-уускъа» означает свидетельство «Ля иляха илля Аллах».

(Отвергать тагута и верить в Аллаха)

Посмотрите, какой четкий смысл у этого аята; выразительные средства аята также ясны и четки. Толкователи единодушны в том, что аят накладывает условие на то, чтобы человек считался, что он ухватился за рукоять, то есть что он вошел в Ислам. Это условие – отвергать тагута и уверовать в Аллаха. Как известно нарушение условия влечет за собой нарушение самого положения, основанном на этом условии.

Невозможно, чтобы в одном сердце собрались вместе такие противоположные феномены как вера в Аллаха и вера в тагута.

Если в сердце поселится одно, оно непременно изгонит другое. Поэтому для определенного человека не могут быть одновременно два утверждения: он сторонник ар-Рахмана; он сторонник тагута. Точно также бессмысленны следующие выражения: «единящий Аллаха мушрик», «предавшийся Аллаху мушрик».

Имам абу Батъин сказал следующее:

Сказать «Ля иляха илля Аллах» подразумевает в себе отвергать тех, кому поклоняются наряду с Аллахом, удаляться от них и покидать все виды ширка. Арабские мушрики превосходно знали арабский и поэтому отлично знали смысловое содержание свидетельства. Если один из них произносил это слово, он делал это, отвергая всех ложных божеств и выполняя все другие условия свидетельства. Если они, после того как произнесли это слово, продолжали бы свои ширки, то это слово не обеспечило бы его неприкосновенность. В связи с этим Аллах повелевает:

«И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!»

(Корова(2), 193)

В другом аяте Аллах сказал:

«А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – прощающий, милосердный!»

(Покаяние(9), 5)

 

Посланник Аллаха, , сказал: «Я послан с мечом до самого судного дня пока не будет покинуты все ширки и не установится поклонение только Аллаху». Вот этот хадис разъясняет смысл аята «И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны». Одновременно это является и смыслом «Ля иляха илля Аллах».

(Маджмуьатур-Расаиль уаль-Масаиль ан-Надждийя)

Хасан передал от абу Ханифы как тот сказал:

Если какой-нибудь христианин или иудей скажет – я муслим (предавшийся, подчиненный Аллаху), его нужно спросить что он этим хочет сказать. Если он под этим подразумевает, что он выходит из иудейства или христианства и входит в Ислам, то относительно него выносится суждение, что он муслим. Если впоследствии он обратится, то считается вероотступником (муртадд). Но если он подразумевает, что он якобы и так муслим – предавшийся Аллаху, ибо он считает, что иудейство – предание Аллаху и является истинной религией. В таком случае он не считается муслимом. Поэтому если какой-нибудь иудей или христианин произнесет свидетельство «Ля иляха илля Аллах», то он не принимается за муслима, ибо они без этого не отрицают это слово и произносят его. Но если он произнесет свидетельство и конкретно скажет я выхожу из иудейства или христианства и вхожу в религию Мухаммада, , то принимается за муслима, ибо его слова уже не приемлют иных вероятных толкований.

Ученик абу Ханифы, Мухаммад б. Хасан Шайбани в связи с этим говорит следующее:

Хасан предал, что РасулуЛлах, , сказал: «Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством «Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах», пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

Когда Посланник, , говорил эти слова, он сражался с обычными мушриками, не принимающими таухида. Когда один из них произносил «Ля иляха илля Аллах», он говорил это в том смысле который подразумевал сражающийся с ними Мухаммад, . Поэтому подразумевалось, что они с этим словом покидали свою прежнюю религию и входили в Ислам. Так как мы не знаем их внутреннее положение, то вынуждены ограничиться тем, как они выглядят внешне. Если затем обнаруживалось, что он говорил нечто противоположное свидетельству, то считалось, что он изменил этому слову.

Мушрики признавали Аллаха, но отвергали таухид. Вот как это объясняет Коран:

«А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: «Аллах». До чего же они обольщены!»

(Украшения(43), 87)

«Когда им говорили: «Ля иляха илля Аллах», – они превозносились».

(Стоящие в Ряд(37), 35)

«И дивились они, что пришел к ним увещатель из них. И говорили неверные: «Это – волшебник, лжец! Неужели он обратил божеств в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!»».

(Сад(38), 4-5)

Призыв Посланника, , был распространен и мушрики знали, что Мухаммад, , хочет от них этим словом и если кто-нибудь из них говорил «Ля иляха илля Аллах», он полностью менял свои верования и принимал верования, которые исповедовали в своей жизни муслимы. Поэтому Посланник Аллаха, , свидетельство «Ля иляха илля Аллах» установил для них в качестве отличительного свойства (граница) между неверными и муслимами.

Но когда дело касается иудеев и христиан положение меняется. То, что они произнесут это свидетельство, не является доказательством того, что они стали муслимами. Ведь они так и так произносят это слово. Им мешает войти в Ислам другой куфр – они не признают посланничество Мухаммада, . Поэтому чтобы они стали муслимами они должны покинуть куфры, свойственные им и признать именно то, что им недостает для входа в истинную веру.

Сегодняшние иракские иудеи признают и эту основу из Ислама, они соглашаются, что Мухаммад, , – посланник Аллаха. Но на этот раз им мешает войти в Ислам уже другой куфр – они говорят, что Мухаммад, , посланник Аллаха, но посланник только для арабов и они даже «подкрепляют» этот куфр аятом из Корана:

“Он — тот, кто направил к простолюдинам (простецам, неграмотным) посланника из их числа”.

(Сбор(62), 2)

Поэтому они не считаются муслимами, несмотря на то, что признают посланничество Мухаммада, . Все они считают, что находятся на истинном пути. Поэтому их слова, что я муслим (предавшийся Аллаху) или то, что они приносят свидетельство, для нас не имеют какого-нибудь значения. Для того чтобы они считались муслимами, они на деле должны покинуть свои религии (куфры) и выразить это ясными словами, не допускающими каких-нибудь иных толкований.

 (Китаб ас-Сийар аль-Кабир би Шарх аль-Аимма Мухаммад б. Ахмад Сарахси, том 1, стр. 1500)

Как видно из приведенных слов у каждого неверного имеется свой вид куфра и именно он мешает его входу в Ислам. Поэтому для каждого, вход в Ислам осуществляется по-разному, в зависимости от его куфра. Если человек признает таухид, но не признает посланничество, для того, чтобы мы считали его муслимом, он должен принять из всех основ религии посланничество. Если некто признает таухид, посланничество, но не делает такфир неверных, для входа в Ислам он должен принять такфир и т.д.

Ибн Хаджар в главе «Тот, кто не принимает фарды приглашается к покаянию, если не покается, то убивается» приводит хадис «Мне приказано сражаться с людьми…», а затем говорит:

Этот хадис устанавливает запрет убийства того, кто сказал «Ля иляха илля Аллах». Это верно, но становится ли муслимом тот, кто произносит это свидетельство. Предпочтительным объяснением является следующее: «Человек не становится муслимом, но попросту не убивается, ибо есть вероятность того, что он искренен. Его не убивают пока не испытают и его куфр не выйдет наружу. Но если обнаружится, что он искренне привязался к Посланнику  и Исламу, то он считается муслимом.»

(Фатх аль-Бари)

 Багауи говорит:

Если те, кто верует в двух или больше божеств, скажет «Ля иляха илля Аллах» они принимаются за муслимов, затем их принуждают принять все положения Ислама и отвергнуть все ложные религии. Если свидетельство произнесут отрицающие посланничество, то это свидетельство недостаточно для того, чтобы он считался муслимом. Они должны добавить «Мухаммадун расулуЛлах», тогда они принимаются за муслимов. Но все это недостаточно для того, кто утверждает, что Мухаммад  был послан только арабам. Для того чтобы он считался муслимом, он должен принять, что Мухаммад  — посланник, посланный всем людям. Если его куфр состоит в том, что он не принимает какой-нибудь фард или считает разрешённым какой-нибудь харам, то такой становится муслимом только тогда когда скажет, что покинул эту ложное воззрение.

(Найлюль-Аутар, том 9, стр 84)

Все эти высказывание показывают, что если, человек произносит «Ля иляха илля Аллах», но совершает какой-нибудь куфр или ширк, то он не является муслимом, пока полностью не покинет свои куфры.

Глава третья: Чтобы быть свободным от ширка необходимо знать его.

Как известно, чтобы смочь покинуть ширк, необходимо знать его. Иначе как можно избавиться от того, чего сам не знаешь. А избавиться от ширка — есть условие того, чтобы мушрику было даровано право жизни.

 Ибн Къайим сказал:

Религия основана на фундаментальном принципе – любовь к Аллаху. Единственным способом достичь этого является знание. Несомненно, любовь к чему-нибудь является составляющей познания его.

Поэтому посланники и книги были посланы со знанием. Подобно тому как приказы и запреты Аллаха познаются только с помощью знания, точно также поклонение единственно Аллаху без ширка, воздавание Ему славы и хвалы, возвышение Его может быть выполнено только на основе знания. Да и понять превосходство Ислама над всеми другими религиями и то возможно только при помощи знания.

(Мифтах Дарис-Саьада, 1/87)

 Так же Ибн Къайим сказал:

Положение таково как это заметил Умар б. Хаттаб: «По мере того, как будет распространяться незнание, рубаха Ислама постепенно, застежка за застежкой будет расстегиваться»

Это так потому, что когда люди не знают, что такое ширк и другие невежественные вещи, когда они не знают, что Коран порицает это, они входят в эти грехи. Многие начинают призывать к нему, одобрять его и подтверждать его. Причем они делают это неосознанно, не понимая всей скверности того, что он делает. Поэтому рубаха Ислама с него и сходит. Таким образом, одобряемое становится порицаемым и наоборот. Нововведения принимаются за сунны, сунны принимаются за нововведения. Приверженцы сунны из-за того, что отвергают нововведения обвиняются в нововведенчестве. Доходит до того, что человек – обладатель чистейшей веры и таухида считается за неверного только по причине его таухида.

(Мадаридж ас-Саликин, 1/351-352)

Это слова, с разрешения Аллаха, слова ученого знающего шариат и его цели. В самом деле, ну как может человек, незнающий ширк и его скверность, покинуть его. Аналогично, как может человек незнающий Аллаха, Его господство и божественность, незнающий таухид и того, как нужно поклоняться Аллаху, как может такой человек поклоняться Аллаху, не придавая Ему ничего в равные, будучи единобожником. Имам (Ибн Къайим) так и сказал: “ … поклонение единственно Аллаху без ширка, воздавание Ему славы и хвалы, возвышение Его может быть выполнено только на основе знания

Содержание этих трех аятов, вкратце можно сформулировать следующим образом: Мушрики спасаются от смерти и отпускаются только тогда, когда полностью покинут свои куфры и ширки и станут приверженцами таухида.

Для наглядности приведем одну область господства, на которую на сегодняшний день больше всего претендуют тагуты и где больше всего наблюдаются ширки и куфры:

Глава четвертая: Единить Аллаха в законодательстве (установление законов, вынесение суждений) одно из условий действительности Ислама.

«Скажи: «О, обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами. Слову о том, что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и не будем придавать Ему ничего в равные, и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: «Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы)» «.

(Семья Имрана(3), 64)

 Имам Табари в тафсире аята говорит:

Аллах в этом аяте повелевает: «Эй, Мухаммад, скажи ахлюль-китабу, то есть иудеям и христианам следующее: «Придите к справедливому слову общему между нами”.» Под словом подразумевается единить Аллаха, не поклонятся другим кроме Него, не придавать Ему ничего в равные и удаляться от мушриков и отвергать их.

«и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаха» – то есть «не будем повиноваться друг другу в вопросах противоположных шариату и не будем поклоняться (совершать поясной поклон) друг другу, как это мы делаем Аллаху».

«Если же они отвернутся» – то есть «о, верующие, если они не придут к слову, как Я им это приказал, то скажите им: «Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы)»».

Брать себе людей в господа может, например, осуществляться следующим способом: Следовать правителям, повиноваться их приказам и запретам, когда они приказывают нечто противоречащее законам Аллаха. В связи с этим в другом аяте говорится:

«Помимо Аллаха они (ахлюль-китаб) взяли себе господами своих книжников и монахов, а также Мессию, сына Марйам. А ведь не было им повелено ничего другого, кроме того, чтобы поклонялись они единому Богу, помимо которого нет божества. Превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!»

(Покаяние(9), 31)

 

Ибн Джурайдж сказал, что брать в господа людей это подчиняться им так, что при этом будут нарушаться законы Аллаха.

Это можно сформулировать по-другому: Для того чтобы взять правителя себе господом не обязательно совершать ему земные поклоны или направлять мольбы. Кто подчинится правителю наперекор Аллаху, считается, что тот уже взял его себе господом.

(Тафсир Табари)

 Куртуби в тафсире этого аята говорит следующее:

«Скажи: «О обладатели писания!»» – Хасан, Ибн Зайд и Судди говорят, что это обращение к населению Наджрана. Согласно Катаде, Ибн Джурайджу и другим обращение направлено к Мадинским иудеям; потому, что они, подчиняясь своим ученым, возвели их в статус господ. Согласно другим ученым здесь обращение ко всем христианам и иудеям. Потому что Посланник Аллаха, , использовал именно этот аят когда писал письмо к Гераклиусу. Вот это письмо переданное Муслимом:

«Бисмилляхир-Рахманир-Рахим! Это послание от посланника Аллаха Мухаммада к правителю Византии Гераклиусу: Салям тем, кто последовал истинному пути. Я призываю тебя к Исламу. Стань муслимом и ты обретешь благополучие и мир (саляма). А если ты откажешься, на тебе будет и твой грех и грехи христианских сельчан.

«Скажи: «О обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами. Слову о том, что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и не будем придавать Ему ничего в равные, и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: «Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы)»».

(Семья Имрана(3), 64)

(Передал Муслим)

«и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаха» – то есть не будем следовать и подчиняться друг другу в вопросах, когда халяль Аллаха делается харамом или когда харам Аллаха делается халялем. На эту тему имеется следующий аят:

“Помимо Аллаха они (ахлюль-китаб) взяли себе господами своих книжников и монахов, а также Мессию, сына Марйам. А ведь не было им повелено ничего другого, кроме того, чтобы поклонялись они единому Богу, помимо которого нет божества. Превыше Он того, что они придают ему в соучастники! « – то есть их ученые и правители разрешили им то, что Аллах запретил и запретили то, что Аллаха им разрешил, а те подчинились им в этом и тем самым придали им полномочия и качества, которые принадлежат только Господу.

«Если же они отвернутся, то скажите: «Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы)» « – то есть «если они не внимут тому, к чему их призывают, то скажите им следующее:

Будьте свидетелями того, что мы муслимы – предавшиеся Аллаху, что мы подчинились законам Аллаха. Мы с благодарностью признали всю милость и блага Аллаха, которыми Он нас наделил. Мы не принимаем за господов кроме Аллаха ни Иисуса, ни Узайра, ни ангелов и ничто другое. Они такие же творения, как и мы. Также мы отвергаем тех, кто устанавливает нам халяли и харамы, наперекор законам Аллаха. Если мы подчинимся им в этом, мы придадим им полномочия и права господственности (рубубийя)».

(Тафсир Куртуби)

 Ибн Касир в тафсире этого аята говорит:

«О обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами» – Обращение в аяте направлено ахлюль-китабу и им подобным кафирам. Общее между нами слово это слово, которое мы оба (и муслимы и ахлюль-китаб) произносим и истинность которого мы оба признаем. Затем Аллах переходит к разъяснению сути слова:

«Слову о том, что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и не будем придавать Ему ничего в равные« – то есть не будем поклоняться ни изваяниям, ни кресту, ни тагутам, ни огню и вообще никому и ничему. Поклонение будем направлять только Аллаху. Это и есть то, к чему призывали все посланники. В связи с этим Аллах в одном аяте повелевает:

“К каждой общине Мы отправили посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!» “

(Пчелы(16), 36)

 

«и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаха» – Джурайдж толкует это выражение как «Не будем повиноваться друг другу в том, чтобы нарушать законы Аллаха». Икрима же истолковал как: «не будем поклоняться друг другу поклоном».

«Если же они отвернутся, то скажите: «Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся»» – Если они не примут это слово справедливости и отвернутся, то скажите им, что вы идете по пути Ислама и продолжаете следовать законам Аллаха.

Затем ибн Касир приводит письмо-послание Посланника Аллаха, , к Гераклиусу.

(Тафсир ибн Касира)

 Шаукани в тафсире аята сказал:

«и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаха» – Этот аят есть упрек и порицание, направленное тем, кто взял себе Иисуса и Узайра в господы. Также аят указывает на то, что те, кому поклоняются неверные, не просто каменные идолы, а такие же люди, как и они сами, как это имеет место в случае их поклонении ученым или правителям, когда они следуют тому, что они запрещают разрешенное Аллахом или разрешают запрещенное Аллахом. Кто сделает это, тот возьмет себе господом того, за кем следует. Следующий аят по смыслу похож на исследуемый нами аят:

“Помимо Аллаха они (ахлюль-китаб) взяли себе господами своих книжников и монахов“

(Покаяние(9), 31)

Затем Шаукани начинает приводить послание Посланника Аллаха, , к Гераклиусу.

(Фатх аль-Къадир)

Да, принимать законодателем только Аллаха и отвергать тагутов, претендующих на это полномочие, принадлежащее только Господу, есть одно из условий и требований таухида. Чтобы человек стал муслимом он должен выполнить все части таухида. Если он не завершит хотя бы одну часть, то таухид его нарушается, и он становится мушриком. Аллах говорит:

«Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников и говорят: «Мы веруем в одних и отвергаем других» – и хотят, таким образом, идти средним путем, (смешивая веру с неверием). Такие и есть настоящие неверные. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!»

(Женщины(4), 150-151)

 

Муслимы это те, кто принимают и выполняют весь таухид полностью. Кто берет одну часть и не берет другую, они есть настоящие неверные. Например, кто говорит: «Я признаю таухид в мольбе, но и правители могут устанавливать свои законы» или «Я сам отвергаю ширк, но буду дружить с мушриками, не буду делать такфир» и т.п. – говорящие такое являются неверными, описанными в аяте. В другом аяте Аллах говорит:

«Будете ли вы признавать одну часть писания и отвергать другую? Нет другого воздаяния тому, кто делает это из вас, кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут подвергнуты самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаете!»

(Корова(2), 85)

 

Если бы для того, чтобы считаться муслимом было бы достаточно произносить свидетельство и покидать все виды ширка и куфра было бы необязательным, арабские мушрики, христиане и иудеи воспользовались бы этим и отделались бы от войны. Но Посланник Аллаха, , и муслимы, что рядом с ним, требовали покидания всех ширков и не принимали свидетельства пока человек не отвергнет ширки и куфры свойственные ему.

В связи с этим приведем тафсир аята 3/20 из тафсира Багауи:

«А если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я предал (сделал муслимом) свое лицо (себя) Аллаху, а также и те, кто за мной последовал». А затем скажи тем, кому было дано писание, и простецам (которые не обладают писанием): «Предались ли вы (сделались ли вы муслимами)?». И если они предались (вошли в Ислам), то значит они обрели прямой путь. А если они отвернулись… то ведь на тебе – только передача, а Аллах видит Своих рабов».

(Семья Имрана(3), 20)

 

“А если они станут препираться с тобой” – то есть если они затеют спор о религии, а это случилось и на самом деле. Например, они говорили: «Эй Мухаммад, то, что ты называешь нас иудеями и христианами не важно, это всего лишь формальное название. А так, мы тоже предавшиеся Аллаху, а значит мы муслимы и религия наша Ислам”. Тогда Аллах сказал:

“то скажи: «Я предал (сделал муслимом) свое лицо (себя) Аллаху а также и те, кто за мной последовал» “ – то есть я подчинил сердце, язык и все органы моего тела только Аллаху.

“А затем скажи тем, кому было дано писание, и простецам“ – то есть арабам. “Предались ли вы“ – на самом деле это приказ то есть: предайтесь, станьте муслимами.

“И если они предались (вошли в Ислам), то значит они обрели прямой путь“ – Когда Посланник, , прочитал этот аят иудеям и христианам, они, как это и было описано выше, сказали: «Мы и так предались, мы по сути и есть муслимы». Тогда Посланник, , спросил иудеев: «(Раз вы утверждаете, что вы муслимы) признаете ли вы, что Узайр не сын Аллаха, а (обычный) раб Аллаха?». Иудеи ответили: «Ну что ты. Упаси нас Господи признать такое, наоборот мы свидетельствуем, что Узайр сын Аллаха».

Также посланник спросил и христиан: «Свидетельствуете ли вы, что Иисус слово Аллаха, раб его и посланник?». Они ответили: «Упаси нас господь принять, что Иисус есть раб Аллаха». Тогда Аллах сказал:

 “А если они отвернулись… то ведь на тебе – только передача“ – то есть ты ответственен только за передачу, А направлять на путь истинный – это и так не в твоих силах, оставь их в этом вопросе с Аллахом.

 “а Аллах видит Своих рабов” – Аллах видит верующих и неверных.

(Тафсир Багауи)

Здесь Посланник Аллаха, , не ограничился тем, что они называют себя муслимами или произносят свидетельство; он потребовал от них отвергнуть ширки, особенно те, которые свойственны именно им.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: