RSS

Когда шпионаж не будет куфром?

aБисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Вопрос: «Опиши случаи, когда мусульманин становится кафиром в этом вопросе шпионства (для кяфира), а когда нет?»

Ответ:

Это не всегда есть большой куфр, и есть такие случаи когда это просто большой грех. Просто это важно разделять.

Вот например, приводят мусульманине в Шариатский Суд о котором точно (однозначно) стало известно что, он сам добровольно выдавал тайны мусульман кяфирам.

Так вот такому сразу не выносится такфир, потому что его такой «шпионаж» может быть двояким: как куфровским так и просто греховным. Поэтому надо рассмотреть его случай.

1) Что касается куфровской стороны, то это большое Уаля:
Например, (вот случай) если при исследование его писем — куффарам (неверным), выяснится, что он склонялся к ним религиозна, или хотел навредить Исламу, или же хотел навредить мусульманам и т.п. — такому шпиону выносится такфир, ибо он муртад. (Вот тут поподробнее о куфровском шпионаже: Хукм шпионажа ).

2) Что же касается не куфровской стороны, то это малая Уаля:
Например, если при исследование его писем — куффарам (неверным), выяснится, что он хотел спасти своих мушриков родственников от последствие войны (смерти, ранения и т.д.) которая вот-вот надвигается со стороны мусульман на этот город. Или например, если он из за денег выдавал кяфирам определенные тайны мусульман, которые (он посчитал что) не влекут за собой ущерб Исламу и мусульманам т.п.
— такой мусульманин не совершил куфра, но он совершил большой грех. Поэтому ему не выносится такфир.

Дальше мы ин ша Аллах приведем далили на второй пункт, ибо именно в этом у многих путаница и перегиб.

Сказал имам Раби ибн Сулейман, автор книги «Аль-Умм»:

الْمُسْلِمُ يَدُلُّ الْمُشْرِكِينَ على عَوْرَةِ الْمُسْلِمِينَ  * قِيلَ لِلشَّافِعِيِّ أَرَأَيْت الْمُسْلِمَ يَكْتُبُ إلَى الْمُشْرِكِينَ من أَهْلِ الْحَرْبِ بِأَنَّ الْمُسْلِمِينَ يُرِيدُونَ غَزْوَهُمْ أو بِالْعَوْرَةِ من عَوْرَاتِهِمْ هل يُحِلُّ ذلك دَمَهُ وَيَكُونُ في ذلك دَلَالَةٌ على مُمَالَأَةِ الْمُشْرِكِينَ ( قال الشَّافِعِيُّ ) رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى لَا يَحِلُّ دَمُ من ثَبَتَتْ له حُرْمَةُ الْإِسْلَامِ إلَّا أَنْ يَقْتُلَ أو يَزْنِيَ بَعْدَ إحْصَانٍ أو يَكْفُرَ كُفْرًا بَيِّنًا بَعْدَ إيمَانٍ ثُمَّ يَثْبُتُ على الْكُفْرِ وَلَيْسَ الدَّلَالَةُ على عَوْرَةِ مُسْلِمٍ وَلَا تَأْيِيدُ كَافِرٍ بِأَنْ يُحَذِّرَ أَنَّ الْمُسْلِمِينَ يُرِيدُونَ منه غِرَّة لِيُحَذَّرَهَا أو يَتَقَدَّمَ في نِكَايَةِ الْمُسْلِمِينَ بِكُفْرٍ بَيِّنٍ فَقُلْت لِلشَّافِعِيِّ أَقَلْت هذا خبرا ( ( ( خير ) ) ) أَمْ قِيَاسًا قال قُلْتُهُ بِمَا لَا يَسَعُ مُسْلِمًا عَلِمَهُ عِنْدِي أَنْ يُخَالِفَهُ بِالسُّنَّةِ الْمَنْصُوصَةِ بَعْدَ الِاسْتِدْلَالِ بِالْكِتَابِ فَقِيلَ لِلشَّافِعِيِّ فاذكر ( ( ( فذكر ) ) ) السُّنَّةِ فيه ( قال الشَّافِعِيُّ ) رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى في هذا الحديث مع ما وَصَفْنَا لَك طَرْحُ الْحُكْمِ بِاسْتِعْمَالِ الظُّنُونِ لِأَنَّهُ لَمَّا كان الْكِتَابُ يَحْتَمِلُ أَنْ يَكُونَ ما قال حَاطِبٌ كما قال من أَنَّهُ لم يَفْعَلْهُ شَاكًّا في الْإِسْلَامِ وَأَنَّهُ فَعَلَهُ لِيَمْنَعَ أَهْلَهُ وَيُحْتَمَلُ أَنْ يَكُونَ زَلَّةً لَا رَغْبَةً عن الْإِسْلَامِ وَاحْتَمَلَ الْمَعْنَى الْأَقْبَحَ كان الْقَوْلُ قَوْلَهُ فِيمَا اُحْتُمِلَ فِعْلُهُ وَحُكْمُ رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم فيه بِأَنْ لم يَقْتُلْهُ ولم يَسْتَعْمِلْ عليه الْأَغْلَبَ وَلَا أَحَدٌ أتى في مِثْلِ هذا أَعْظَمُ في الظَّاهِرِ من هذا ( ( ( هذه ) ) ) لِأَنَّ أَمْرَ رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم مُبَايِنٌ في عَظَمَتِهِ لِجَمِيعِ الْآدَمِيِّينَ بَعْدَهُ فإذا كان من خَابَرَ الْمُشْرِكِينَ بِأَمْرِ رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم وَرَسُولُ اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم يُرِيدُ غِرَّتَهُمْ فَصَدَّقَهُ ما عَابَ عليه الْأَغْلَبَ مِمَّا يَقَعُ في النُّفُوسِ فَيَكُونُ لِذَلِكَ مَقْبُولًا كان من بَعْدِهِ في أَقَلَّ من حَالِهِ وَأَوْلَى أَنْ يَقْبَلَ منه مِثْلَ ما قَبِلَ منه قِيلَ لِلشَّافِعِيِّ أَفَرَأَيْت إنْ قال قَائِلٌ إنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم قال قد صَدَقَ إنَّمَا تَرَكَهُ لِمَعْرِفَتِهِ بِصِدْقِهِ لَا بِأَنَّ فِعْلَهُ كان يَحْتَمِلُ الصِّدْقَ وَغَيْرَهُ فَيُقَالُ له قد عَلِمَ رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم أَنَّ الْمُنَافِقِينَ كَاذِبُونَ وَحَقَنَ دِمَاءَهُمْ بِالظَّاهِرِ فَلَوْ كان حُكْمُ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم في حَاطِبٍ بِالْعِلْمِ بِصِدْقِهِ كان حُكْمُهُ على الْمُنَافِقِينَ الْقَتْلَ بِالْعِلْمِ بِكَذِبِهِمْ وَلَكِنَّهُ إنَّمَا حَكَمَ في كُلٍّ بِالظَّاهِرِ وَتَوَلَّى اللَّهُ عز وجل منهم السَّرَائِرَ وَلِئَلَّا يَكُونَ لِحَاكِمٍ بَعْدَهُ أَنْ يَدَعَ حُكْمًا له مِثْلَ ما وَصَفْت من عِلَلِ أَهْلِ الْجَاهِلِيَّةِ وَكُلُّ ما حَكَمَ بِهِ رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم فَهُوَ عَامٌّ حتى يَأْتِيَ عنه دَلَالَةً على أَنَّهُ أَرَادَ بِهِ خَاصًّا أو عن جَمَاعَةِ الْمُسْلِمِينَ الَّذِينَ لَا يُمْكِنُ فِيهِمْ أَنْ يجهلوا ( ( ( يجعلوا ) ) ) له سُنَّةً أو يَكُونُ ذلك مَوْجُودًا في كِتَابِ اللَّهِ عز وجل قُلْت لِلشَّافِعِيِّ أَفَتَأْمُرُ الْإِمَامَ إذَا وَجَدَ مِثْلَ هذا بِعُقُوبَةِ من فَعَلَهُ أَمْ تَرْكُهُ كما تَرَكَ النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم فقال الشَّافِعِيُّ إنَّ الْعُقُوبَاتِ غَيْرُ الْحُدُودِ فَأَمَّا الْحُدُودُ فَلَا تُعَطَّلُ بِحَالٍ وَأَمَّا الْعُقُوبَاتُ فَلِلْإِمَامِ تَرْكُهَا على الِاجْتِهَادِ وقد روى عن النبي صلى اللَّهُ عليه وسلم أَنَّهُ قال ( تَجَافَوْا لِذَوِي الْهَيْئَاتِ ) وقد قِيلَ في الحديث ( ما لم يَكُنْ حَدٌّ ) فإذا كان هذا من الرَّجُلِ ذِي الْهَيْئَةِ بِجَهَالَةٍ كما كان هذا من حَاطِبٍ بِجَهَالَةٍ وكان غير مُتَّهَمٍ أَحْبَبْت أَنْ يَتَجَافَى له وإذا كان من غَيْرِ ذِي الْهَيْئَةِ كان لِلْإِمَامِ وَاَللَّهُ تَعَالَى أَعْلَمُ تَعْزِيرُهُ

«Раздел о мусульманине, который указал мушрикам на тайны мусульман.

Было сказано (спрошено у) аш-Шафии: «Что ты считаешь касательно мусульманина, который напишет мушрикам воюющим с мусульманами о том, что мусульмане хотят напасть на них, или откроет какую то другую их тайну? Разрешена ли его кровь по этой причине, и есть ли в этом указание на его переход на сторону мушриков?»

Сказал аш-Шафии: «Не разрешена кровь мусульманина, которую запретил Ислам, кроме как по трём причинам – кысас за убийство, зина того кто был в браке, или чтобы он стал кафиром ясным куфром после Имана, и затем остался на этом куфре. А передача тайны муслима кафиру, или предостережение кафира от того, что на него нападут муслимы, которые хотят застать его врасплох, чтобы он кафир остерегался их, или упредил разгром мусульман (избежал разгромления со стороны мусульман) – это не является ясным куфром (т.е. тут допустимо и иное толкование).»

Я сказал аш Шафии: «Ты это говоришь в соответствии с сообщением, или опираясь на суждение по аналогии?»

Он сказал: «Я говорю это, опираясь на то, чему не допустимо противоречить муслиму, узнавшему это – прямой Сунной, после аргументации Книгой Аллаха!»

Было сказано ему: «Упомяни же эту Сунну!»

(И аш Шафии передал полностью хадис Хатыба,- примч.перев.)

Затем сказал аш Шафии: «В этом хадиса наряду с тем, что я уже сказал – отбрасывание построения ахкамов на основе предположений (т.е. на предположениях не выносится такфир), потому что была вероятность, что письмо Хатыба было написано по той причине, что он сказал — что он не сделал это сомневаясь в Исламе, и что он сделал это чтобы защитить свою семью, и была вероятность, что он ошибся, и не хотел отступить от Ислама, и была вероятность также более мерзкого желания.

И Пророк (с.а.в.) построил хукм и выбрал одну из этих вероятностей которые стояли за его действием — лишь на слове самого Хатыба, и не убил его, и не использовал в отношении этого действия преимущественное предположение. (т.е. пророк с.а.в. принял его не куфровский аргумент, и не стал предполагать о нем другую вероятность)

И никто не совершил в этом разделе опаснее во внешнем, чем это! Потому что приказ Посланника Аллаха, который разгласил Хатыб, намного превосходит в своей значимости и величии приказы всех других людей после него. 

И раз тот, кто рассказал мушрикам о приказе Посланника Аллаха, мир ему, который хотел застать их врасплох – и Посланник Аллаха поверил в его оправдание, и принял его, и не порочил его на основании преимущественно предположения, и оправдание Хатыба было принятым – то тот, кто после Посланника Аллаха – его ситуация меньше, чем ситуация Хатыба, и он еще первее к тому, чтобы его оправдание было принято»

Было сказано аш-Шафии: «А что ты думаешь, если кто-то скажет (возразит): «Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Он был правдив», и оставил его, не тронув, лишь по причине того, что он узнал о его правдивости [из откровения], а не из того, что его деяние несет в себе то что он был правдивым и другое, и он поверил его слову?»

Сказал аш Шафии: «Будет отвечено ему: «Посланник Аллаха знал о том, что мунафики лжецы, и наряду с этим сделал защищенной их кровь, по причине их внешнего состояния. И если бы хукм Пророка касательно Хатыба был бы основан на знании о том что он сказал правду, то его хукм на мунафиков был бы убийство, а не защита их крови, так как он знал, что они лгут. Однако Пророк, мир ему, выносил на всех хукм по внешнему состоянии, а Аллах ведал о скрытом, чтобы у правителя после Пророка, мир ему, не осталось возможности выносить хукм на основе скрытого, подобно хукму что ты описал, как мотивировали хукм [скрытым] люди джахилии.

И все хукмы Пророка, мир ему – считаются обобщенными (общими для всех), пока не придет указания от него на то, что он хотел под этим хукмом лишь частный случай, или придет это указание от джамаата мусульман которые не могут не знать о его Сунне (т.е. по иджма), или будет это указание присутствовать в Книге Аллаха, Свят Он и Велик»

Я сказал аш Шафии: «Приказываешь ли ты правителю, когда произошел такой случай, наказать того кто сделал это, или он оставляет поступившего так, как оставил Пророк, мир ему, Хатыба?»

Сказал аш Шафии: «Примерные наказания отличаются от худудов. Худуды не отменяются ни в какой ситуации, что же касается примерных наказаний, то они отдаются на усмотрение правителя, и он может оставить (и не наказывать его). И передано от Пророка, что он сказал: «Воздерживайтесь от  наказания праведных авторитетных людей«, и было сказано в другом хадисе: «Кроме как это будет хадд«.

Поэтому, если это будет праведный  авторитетный человек, сделавший это по невежеству, как это сделал Хатыб, и он не обвинялся ни в чем дурном – то мне будет любимо, чтобы его простили. Если же это не будет праведный авторитетный человек, то правитель, а Аллах лучше знает, имеет право примерно наказать его» (Источник: «Аль-Умм», 4/250)

Сказал имам Ибн аль-Каййим:

فاستدلَّ به مَن لا يرى قتل المسلم الجاسوس، كالشافعى، وأحمد، وأبى حنيفة

«Аргументировали хадисом Хатыба те, кто считают запретным убить шпиона-мусульманина, как аш-Шафии, и Ахмад, и Абу Ханифа» (Источник: «Зад аль-Маад», 3/115)

Сказал имам Ибн Джарир ат Табари:

فى حديث حاطب بن أبى بلتعة من الفقه أن الإمام إذا ظهر من رجل من أهل الستر على أنه قد كاتب عدوًا من المشركين ينذرهم ببعض ما أسره المسلمون فيهم من عزم ، ولم يكن الكاتب معروفًا بالسفه والغش للإسلام وأهله ، وكان ذلك من فعله هفوة وزلة من غير أن يكون لها أخوات ؛ فجائز العفو عنه كما فعله الرسول بحاطب من عفوه عن جرمه بعدما اطلع عليه من فعله . وهذا نظير الخبر الذى روت عمرة عن عائشة أن الرسول قال : ( أقيلوا ذوى الهيئات عثراتهم إلا حدا من حدود الله ) فإن ظن ظان أن صفحه ( صلى الله عليه وسلم ) إنما كان لما أعلمه الله من صدقه ، ولا يجوز لمن بعد الرسول أن يعلم ذلك ، فقد ظن خطأ ؛ لأن أحكام الله فى عباده إنما تجرى على ما ظهر منهم . وقد أخبر الله نبيه عن المنافقين الذين كانوا بين ظهرانى أصحابه مقيمين معتقدين الكفر ، وعرفه إياهم بأعيانهم ، ثم لم يبح له قتلهم وسبيهم ؛ إذ كانوا يظهرون الإسلام بألسنتهم ، فكذلك الحكم فى كل أحد من خلق الله أن يؤخذ بما ظهر لا بما بطن ، وقد روى مثل ذلك عن الأئمة ، روى الليث بن سعد ، عن يزيد بن أبى منصور قال : ( بلغ عمر بن الخطاب أن عامله على البحرين أتى برجل قامت عليه بينة أنه كاتب عدوًا للمسلمين بعورتهم ، وكان اسمه : أضرباس ، فضرب عنقه وهو يقول : يا عمر ، يا عمراه ، فكتب عمر إلى عامله فقدم عليه فجلس له عمر وبيده حربة ، فلما دخل عليه علا لجبينه بالحربة وجعل يقول : أضرباس لبيك ، أضرباس لبيك . . فقال له عامله : يا أمير المؤمنين ، إنه كاتبهم بعورة المسلمين وهم أن يلحق بهم . فقال له عمر : قتلته على هذه ، وأينا لم يهم ، لولا أن تكون سيئة لقتلتك به

«Из польз по фикху, содержащихся в хадисе Хатыба Ибн Аби Бальта – то, что правитель, когда стало известно от кого-то из приличных людей, что он написал врагам-мушрикам, предупреждая их о том, что скрывают мусульмане в их адрес из намерений, и не был известен написавший глупостью и обманом Ислама и мусульман, и этот его поступок был ошибкой и подскальзыванием, без того, чтобы это было постоянно – то разрешено его простить, как сделал это Посланник Аллаха с Хатыбом, простив его за его преступление, после того как узнал что он сделал.

И подобны этому случаю, то что передал Амара от Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Прощайте праведным авторитетным людям их ошибки, кроме как если это будет хадд».

А если кто-то подумает, что Посланник Аллаха простил Хатыба лишь потому, что Аллах открыл ему, что он был правдив, то он подумал ошибочно! И это потому, что ахкамы Аллаха касательно его рабов опускаются лишь на их внешнее состояние. И рассказал Аллах своему Пророку о мунафиках, которые находились среди  его сподвижников и были убеждены в куфре, и Аллах дал ему знать о всех них поименно, и после этого знания – не разрешил ему их убить и пленить, потому что они выказывали Ислам своими языками.

Также и хукм касательно каждого из творений Аллаха – берется лишь из того, что они выявляют, а не из их внутреннего состояния. И передано такое от имамов!

Передал Лейс Ибн Са’д, от Язида Ибн Аби Мансура, что он сказал: «Дошло до Умара Ибн аль-Хаттаба, что к его наместнику над Бахрейном привели человека, касательно которого доказали, что он написал врагу мусульман их тайну, и его имя было: «Адрибас».

И этот наместник отрубил ему голову, в то время как тот говорил: «Умар, Умар!».

И Умар узнав об этом, написал этому наместнику, и тот прибыл к нему, и сел Умар, ожидая его, и в его руке копье. И когда зашел этот наместник, Умар занес над его лбом копье и начал говорить: «Адрибас перед тобой, Адрибас перед тобой!».

И сказал ему наместник: «О амир правоверных, он же написал кафирам о тайне мусульман, и хотел присоединиться к ним».

И сказал ему Умар: «И ты убил его за это?! А кто из нас не хотел (бы этого)? И если бы это (то что ты сделал) не было бы грехом, (то) я убил бы тебя (тоже) этим копьем!»

(Источник: «Шарх Ибн Батталь аля аль-Бухари», 5/163)

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия:

وَقَدْ تَحْصُلُ لِلرَّجُلِ مُوَادَّتُهُمْ لِرَحِمِ أَوْ حَاجَةٍ فَتَكُونُ ذَنْبًا يَنْقُصُ بِهِ إيمَانُهُ وَلَا يَكُونُ بِهِ كَافِرًا كَمَا حَصَلَ مِنْ حَاطِبِ بْنِ أَبِي بلتعة لَمَّا كَاتَبَ الْمُشْرِكِينَ بِبَعْضِ أَخْبَارِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنْزَلَ اللَّهُ فِيهِ { يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاءَ تُلْقُونَ إلَيْهِمْ بِالْمَوَدَّةِ }

«Может случиться так, что у человека будет любовь к кафирам по причине родственных связей, или нужды, и это будет грехом, который уменьшит его Иман, но он не станет по этой причине кафиром, как случилось это у Хатыба ибн Аби Балта, когда он написал мушрикам, сообщая им тайны Пророка, мир ему, и ниспослал Аллах: «О те, которые уверовали! Не берите моего врага, и вашего врага в союзники. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (60:1) (Источник:  «Маджму аль-фатауа», 7/522)

Сказал шейх уль Ислам:
هَلْ يَجُوزُ أَنْ يَبْلُغَ بِهِ الْقَتْلَ مِثْلَ قَتْلِ الْجَاسُوسِ الْمُسْلِمِ ؟ فِي ذَلِكَ » قَوْلَانِ » أَحَدُهُمَا قَدْ يَبْلُغُ بِهِ الْقَتْلَ فَيَجُوزُ قَتْلُ الْجَاسُوسِ الْمُسْلِمِ إذَا قَصَدَ الْمَصْلَحَةَ وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ وَبَعْضِ أَصْحَابِ أَحْمَد كَابْنِ عَقِيلٍ وَقَدْ ذَكَرَ نَحْوَ ذَلِكَ بَعْضُ أَصْحَابِ الشَّافِعِيِّ وَأَحْمَد فِي قَتْلِ الدَّاعِيَةِ إلَى الْبِدَعِ ؛ وَمَنْ لَا يَزُولُ فَسَادُهُ إلَّا بِالْقَتْلِ ؛ وَكَذَلِكَ مَذْهَبُ مَالِكٍ قَتْلُ الدَّاعِيَةِ إلَى الْبِدَعِ كَالْقَدَرِيَّةِ وَنَحْوِهِمْ . و » الْقَوْلُ الثَّانِي » أَنَّهُ لَا يُقْتَلُ الْجَاسُوسُ وَهُوَ مُذْهَبُ أَبِي حَنِيفَةَ وَالشَّافِعِيِّ وَالْقَاضِي أَبِي يَعْلَى مِنْ أَصْحَابِ أَحْمَد

«Разрешено ли, чтобы поучительное наказание достигало убийство, подобно поучительному наказанию шпиона-мусульманина?

Касательно этого есть два мнения.

Первое – что может, и разрешено убить шпиона-мусульманина, если в этом есть польза, и это слово Малика, и некоторых ханбалитов, как Ибн Акыль. И упомянули подобное некоторые ученые шафииты и ханбалиты касательно убийства призывающего к новшеству, и убийства тех, чье нечестие не остановить кроме как таким методом. И также мазхаб Малика на убийстве призывающих к нововведениям, как (умеренные) кадариты и другие.

Второе мнение – не убивается шпион мусульманин, и это мнение Абу Ханифы, аш Шафии, и Коды Абу Я’ла из ханбалитских ученых» (Источник: «Маджму аль-фатауа», 35/405)

— Здесь также очевидно, что шейх уль Ислам не делает такфир шпиону который совершил грех, и указывает, что те, кто дозволили его убить, дозволили это лишь для пользы, и в качестве та’зира — поучительного наказания, а не по причине его куфра!

Сказал Имам Куртуби:

إذا قلنا لا يكون بذلك كافرا فهل يقتل بذلك حدا أم لا؟ اختلف الناس فيه؛ فقال مالك وابن القاسم وأشهب: يجتهد في ذلك الإمام. وقال عبدالملك: إذا كانت عادته تلك قتل، لأنه جاسوس، وقد قال مالك بقتل الجاسوس — وهو صحيح لإضراره بالمسلمين وسعيه بالفساد في الأرض. ولعل ابن الماجشون إنما اتخذ التكرار في هذا لأن حاطبا أخذ في أول فعله

«После того, как мы сказали, что мусульманин не становится кафиром по причине такого, то можно ли его убить за это как мусульманина, поставив хадд? Или нет?

Разногласят в этом ученые.

Сказали Малик, и Ибн аль-Косим, и Ашхаб: «Это отдается на иджтихад правителя».

Сказал Абдуль Малик Ибн Маджишун: «Если он делает так постоянно, то он убивается, так как он шпион»

И сказал Малик в другом риваяте об убийстве шпиона, и это верное слово, по причине того, что он приносит мусульманам вред, и сеет нечестие на земле. И видимо, Ибн Маджишун выбрал мнение об убийстве лишь когда такое повторится, потому что Хатыба взяли в первый раз и не убили»

(Источник: «Тафсир аль Куртуби», 18/53)

Точно тоже самое сказал и Ибн аль-Араби в книне «Ахкам аль Куран», 7/396

Сказал имам Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб:

ولا يكون ذلك بمجرد الجس فانه كبيرة لا يكفر بها ان لم يكن فيه موالاة الكفار على المسلمين ويجتهد الإمام فيه قاله مالك وأحمد

«Не случится вероотступничество, после Имана, посредством лишь шпионажа, ведь это большой грех, за который не выносится такфир, если в этом не было (большого) уаля к кафирам против мусульман, и правитель делает иджтихад в том, как наказать такого, как сказали Малик и Ахмад» (Источник: «Таудых ан таухид аль-халляк», 378)

Сказал также имам Сулейман упомянув историю Хатыба:
فهذا جس من حاطب. و قد تنازع العلماء في قتل الجاسوس المسلم

«Это было шпионство от Хатыба, и разногласят ученые касательно убийства шпиона-мусульманина»(Источник: «Авсак ура аль иман», 53)

Сказал имам Абдуль-Латыф, разьясняя вопросы Имана и куфра, и дружбы и непричастности:

في الآية الكريمة ما يشعر أن فعل حاطب نوع موالاة، وأنه أبلغ إليهم بالمودة، وأن فاعل ذلك قد ضل سواء السبيل. لكن قوله صلى الله عليه وسلم ((صدقكم, خلوا سبيله)) ظاهر في أنه لا يكفر بذلك، إذا كان مؤمناً بالله ورسوله، غير شاك ولا مرتاب، وإنما فعل ذلك لغرض دنيوي، ولو كفر لما قيل: ((خلوا سبيله)). ولا يقال: قوله صلى الله عليه وسلم لعمرا يدريك لعل الله اطلع على أهل بدر فقال اعملوا ما شئتم فقد غفرت لكم»(1). هو المانع من تكفيره؛ لأنا نقول: لو كفر لما بقي من حسناته ما يمنع من إلحاق الكفر وأحكامه، فإن الكفر يهدم ما قبله، لقوله تعالى: {وَمَنْ يَكْفُرْ بِالأِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ}(2)، وقوله: {وَلَوْ أَشْرَكُوا لَحَبِطَ عَنْهُمْ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ}(3), والكفر محبط للحسنات والإيمان بالإجماع، (فلا يظن) وأما قوله تعالى: {وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ} (5) وقوله: {لا تَجِدُ قَوْماً يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ} (6) وقوله: {َيا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَتَّخِذُوا الَّذِينَ اتَّخَذُوا دِينَكُمْ هُزُواً وَلَعِباً مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِنْ قَبْلِكُمْ وَالْكُفَّارَ أَوْلِيَاءَ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ} (7)، فقد فسرته السنة، وقيدته، وخصته بالموالاة المطلقة العامة وأصل الموالاة هو الحب، والنصرة، والصدقة، ودون ذلك مراتب متعددة. ولكل ذنب حظه وقسطه من الوعيد والذم، وهذا عند السلف الراسخين في العلم من الصحابة والتابعين، معروف في هذا الباب وفي غيره. وإنما أشكل الأمر، وخفيت المعاني، وألبست الأحكام، على خلوف من العجم والمولدين (1) الذين لا دراية لهم بهذا الشأن، ولا ممارسة بمعاني السنة والقرآن؛ ولهذا قال الحسن(2) -رحمه الله-: «من العجمة أتوا»

«В первом аяте суры «Аль-Мумтахана» есть то, что дает понять, что действие Хатыба было видом мувалята к кафирам, и что он выразил им любовь, и что сделавший это –отклонился от прямого пути.

Однако слова Пророка, мир ему: «Он был правдив с вами, оставьте его» – очевидны в том, что он не выносится такфир по причине этого тому, кто верует в Аллаха и Его Посланника, и не сомневается, а сделал это лишь по причине какой то мирской цели.

И если бы он стал кафиром – то Посланник Аллаха не сказал бы «Оставьте его«.

И не говорится, что слова Посланника Аллаха Умару: «Откуда ты знаешь, быть может, Аллах увидел людей Бадра и сказал: «Делайте что пожелаете, я простил вам» – что это послужило препятствием для его такфира!

Потому что мы скажем: если бы он стал кафиром, то ничего бы из его хороших дел не осталось бы, и они не мешали бы его впадению в куфр и наложению на него ахкамов кафира, ведь куфр уничтожает то, что было до него, согласно слову Аллаха: «Кто стал кафиром после Имана, дела того уничтожились«, и слову Аллаха: «Если бы они совершили ширк, то уничтожилось бы то, что они совершали«.

И куфр уничтожает благие дела и Иман по единогласному мнению ученых, поэтому не следует так думать!

Что же касается слов Аллаха: «Кто проявляет уаля к ним – тот сам из них«, и слов Аллаха: «Ты не найдешь верующих в Аллаха и Судный День, которые бы любили тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником«, и слов Аллаха: » О те, которые уверовали! Не берите тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими« – то их разъяснила Сунна, и ограничила, и конкретизировала полным обобщенным мувалятом к ним. И основа мувалята – это любовь, дружба и помощь, а ниже этого – разные степени, и у каждого греха есть своя доля из угрозы и порицания.

И это —  у саляфов, укрепившихся в знаниях, из числа сподвижников и табиинов, и это известно в этом разделе, и других.

И проблемы в этом появились, и спрятались смыслы, и запутались ахкамы – лишь у поздних никчемных из числа неарабов, и полуарабов, у которых нет знаний в этой области, и нет опыта работы со смыслами Сунны и Корана, и поэтому сказал Хасан аль Басри о бидаатчиках: «Они впали в это по причине незнания арабского языка». (Источник: «Уюн ар-Расаиль», 1/180-181)

И хвала Аллаху Господу миров!

 

One response to “Когда шпионаж не будет куфром?

  1. Админ сайта

    Январь 11, 2014 at 2:15 дп

    По поводу наказание того мусульманина который совершил не куфровский шпионаж, тут алимы разошлась во мнение — т.е. убивается ли такой или нет.

    Сказал имам Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб:
    وثبت عنه أنه قتل جاسوسا من المشركين، ولم يقتل حاطبا لما جسَّ عليه، وذكر شهوده بدرا، فَاسْتَدَلَّ بِهِ مَنْ لَا يَرَى قَتْلَ الْمُسْلِمِ الجاسوس، وَاسْتَدَلَّ بِهِ مَنْ يَرَى قَتْلَهُ، كمالك وابن عقيل من أصحاب أحمد وَغَيْرِهِمَا قَالُوا: لِأَنَّهُ عُلِّلَ بِعِلَّةٍ مَانِعَةٍ مِنَ الْقَتْلِ مُنْتَفِيَةٍ فِي غَيْرِهِ، وَلَوْ كَانَ الْإِسْلَامُ مَانِعًا مِنْ قَتْلِهِ لَمْ يُعَلَّلْ بِأَخَصَّ مِنْهُ، لِأَنَّ الْحُكْمَ إِذَا عُلِّلَ بِالْأَعَمِّ كَانَ الْأَخَصُّ عديم التأثير، وهذا أقوى
    «И достоверно от Пророка, что он убил шпиона из числа мушриков, и в то же время, не убил Хатыба, когда Хатыб совершил шпионство против него.
    И Посланник Аллаха упомянул то, что Хатыб был участником битвы при Бадре.
    И этим аргументировали те, кто не считает дозволенным убивать мусульманина-шпиона, и этим же аргументировали те, кто считает это дозволенным – как Малик, и Ибн Акыль из числа ханбалитов, и другие.
    Они сказали: дозволено убить шпиона-мусульманина, потому что Пророк мотивировал прощение Хатыба причиной, препятствующей убийству, которая отсутствует у других.
    И если бы Ислам был бы тем, что мешает убить его, то Пророк мотивировал бы Исламом, и не мотивировал более частной причиной – что он муслим, который учавствовал в Бадре.
    Потому что хукм, когда мотивирован более общим, то более частное никак не влияет и нет нужды его упоминать.
    И это более сильное мнение»

    (См.: «Мухтасар зад аль-маад», 128)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: