RSS

Краткий разбор темы саляма неверным

1305352937_05as_salam_aleykumБисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Эта статья в опровержения тем кто за салям мушрику выносит такфир людям.

——————————————

Тема салама затрагивается в следующих аятах:

«И рабы Всемилостивого — те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: «Мир!»» (Различение, 25/63)

«Он (Ибрахим) сказал (отцу): «Мир тебе!» (Марьям, 19/47)

Рази в своем тафсире передает следующе от салафа:  «Аль-Асамм сказал: «Салам, что в этом аяте не есть проявление уважения и возвеличивания. Это просто обыкновенное слово для выражения прощания. Это подобно саламу данному своему отцу в аяте Марьям, 19/47». 

… Хасан аль-Басри сказал: «Когда салам дается муслиму, то салам выражает приветствие. Когда же салам дается неверному, то это просто для того, чтобы отвязаться от него. Это подобно саламу в аяте: Различение, 63 «.  (Тафсир Рази ) 

Вот, что говорит Куртуби в тафсире аята Марьям, 19/47: «Он (Ибрахим) сказал (отцу): «Мир тебе!» « — Ибрахим не ответил на речи отца по злому, ибо ему не было приказано воевать с ним. По мнению большинства ученых под словом салам не подразумевается приветствие, но подразумевается мир в том смысле, что Ибрахим отстанет от отца и покинет его.

Tабари сказал, что «салам» в этом аяте означает «будь спокойным в отношении меня (я не причиню тебе зла)». Это толкование предусматривает в себе то, что неверному не следует давать салам первым.

Ан-Наккаш сказал: «Этот аят учит как относится к невежественным грубиянам. Это подобно следующему аяту: «И рабы Всемилостивого — те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: «Мир!» » ( Различение, 25/63 )

Некоторые говорят, что салам в этом аяте означает прощание (т.е. пока). Эти ученые считают разрешенным.

Суфьян бин Уайна же считает разрешенным первому давать салам неверному. Ибн Уайну спросили (у него): Можно ли давать салам неверному. Он ответил: Да. Потому, что Аллах сказал:  «Не запрещает Аллах вам относиться по доброму и справедливому с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых».(Испытуемая,8 )  «Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. » (Испытуемая, 4) Tакже Ибрахим сказал своему отцу «Салам тебе (Саламун аллейка)».

Я (Куртуби) говорю, что как это и следует из этого аята, то, что говорит Суфьян бин Уайна является сильным мнением. По этой теме приводится два достоверных хадиса.

В первом хадисе, который привели Бухари и Муслим от Абу Хурайры, говорится: «Не начинайте первыми здороваться (давать салам) с иудеями и христианами. Если встретитесь с одним из них, оттесните его в более узкую часть дороги». 

Также имеется хадис, переданный Бухари и Муслимом от Усамы бин Зайда. В этом предании передается, что посланник (с.а.в.) дал салам группе людей, в которой были и мушрики и иудеи и мусульмане. Среди них также был Абдуллах бин Убайй бин Салюль. 

Первый хадис указывает на то, что нельзя первым давать салам неверным. Ученые, приводящие этот хадис говорят, что салам есть почесть, неверные же не достойны почестей. Тем не менее второй хадис указывает на разрешенность салама.

Вот как решает Табари кажущееся противоречие между хадисами: «Хадис от Абу Хурайры не отменяет суждение хадиса от Усамы потому, что эти хадисы не противоречат друг другу. Смысл хадиса от Абу Хурайры носит общий характер, смысл хадиса от Зайда носит частный характер. 

Нахаи сказал: Если ты извлекаешь какую-нибудь пользу от иудея или христианина, то ты можешь дать им салам первым. Все это показывает, что хадис от Абу Хурайры касается тех случаев, когда у нас нет никакой пользы от неверных и нет никаких причин для того, чтобы давать им салам первыми. Такими причинами могут быть, например права соседа, спутника и.т.п. на салам. 

Табари говорит, что, судя по тому, что передается от салафа, они давали салам ахлюль-китабу. 

Ибн Масьуд поступил так с дехканом (персидский землевладелец), с которым вместе путешествовал. Алкама говорит, что он спросил его: «Эй отец Абдуррахамана, разве не является нежелательным давать им салам первыми?». Тот сказал: «Вообще-то так, но у спутников есть определенные права друг на друга (вроде салама)». 

Абу Умама, идя по дороге, давал салам каждому встречному, будь-то муслим или християнин; будь-то большой или малый. Когда его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал: » Нам приказано распространять салам «. 

Аузаи спросили насчет муслима, который дал салам неверному и Аузаи ответил: «Если дашь салам, то знай, что салам давали и праведные, что до тебя; если ты откажешься давать салам (неверным), то знай, что отказывались и праведные, что до тебя «. 

Хасан аль-Басри сказал: «Если ты окажешься в месте, где находятся и муслимы и неверные, то дай им салам » ( Тафсир Куртуби, аят 19/47 )

Исходя из приведенных толкований заключаем следующее:

В общем, выражать соболезнование мирным неверным нежелательно. Если при этом будет чрезмерная дружелюбность, то это может быть харамом или куфром в зависимости от степени. Если при этом будет уравнивание (неверного с муслимом) или возвеличивание его (над муслимами), то это будет куфром.

В других случаях если и выражать соболезнования, то только в следующих случаях:

1) Когда хочешь отвязаться от неверного, чтобы он не приставал к тебе.

2) Когда ты имеешь от неверного какую-нибудь пользу и если ты не выразишь соболезнование, то он обидится и пользоваться им будет невозможно.

3) Когда есть надежда, что он станет муслимом, чтобы не разрушать свой призыв.

4) Когда у него есть определенные права на тебя, как-то: если он твой родственник или сосед, или спутник и.т.п..

Так вот ситуация с салямам тоже похожая.

Аллаху аълам!

———————————————————————

Читайте также:

 

3 responses to “Краткий разбор темы саляма неверным

  1. hadija

    Январь 21, 2014 at 7:27 дп

    «В общем, выражать соболезнование мирным неверным нежелательно. Если при этом будет чрезмерная дружелюбность, то это может быть харамом или куфром в зависимости от степени. Если при этом будет уравнивание (неверного с муслимом) или возвеличивание его (над муслимами), то это будет куфром.
    В других случаях если и выражать соболезнования, то только в следующих случаях:
    1) Когда хочешь отвязаться от неверного, чтобы он не приставал к тебе.
    2) Когда ты имеешь от неверного какую-нибудь пользу и если ты не выразишь соболезнование, то он обидится и пользоваться им будет невозможно.
    3) Когда есть надежда, что он станет муслимом, чтобы не разрушать свой призыв.
    4) Когда у него есть определенные права на тебя, как-то: если он твой родственник или сосед, или спутник и.т.п..»

    assaliamu aliaykum kak ya znayu razve net zapreta na saboleznovanie mushrikom na poderjku ih slovom i delom vo vremia ihnih radostey i bed, poyasnite eto ya ne soboleznovala svoey materi daje kogda umerla ee mat ,

     
    • Админ сайта

      Январь 21, 2014 at 8:15 дп

      Уа-алейкум ас-салям.
      У нас в раздели «Иман и Куфр» есть такая стаья под названием » Дуъа за неверующих «, там разбирается похожая тема. Совету почитать.
      Что касается выражения: «выражать соболезнование мирным неверным нежелательно» то этот запрет был установлен через известное шариатское правело «Садду аз-Зарайи’» (Закрытии средств ведущих к злу). И на это нет категоричного запрета.
      Именно поэтому в случаях даруру (нужды) или пользы можно выражать соболезнование мирным мушрикам. Как это и было упомянуто выше.
      Т.е. вы могли бы например сказать своей матери: «Я соболезную тебе, не горюй и не печалься так сильно, на все воля Господа, ин ша Аллах все утрясется». Аллаху аълям

       
  2. hadija

    Январь 21, 2014 at 1:02 пп

    assaliamu aliaykum alhamduliLLAH prosmotrela Садду аз-Зарайи nashla o chem vy djazakaLLAHU hayran ALLAH svedetel esli peregibayu to ne iza vysokomeriya a za togo shto boyus moi znaniya ne dostegayut nujnogo urovnia .

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: