RSS

Всегда ли смех над куфром будет куфром?

De80ix8Yf4YБисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Некоторые полагают что, любой смех человека над куфром обязательно должен исходить от неверия или лицемерия этого человека. Поэтому они считают что, по любому надо выносить автоматически такфир мусульманину если он улыбнулся или засмеялся над куфром, и тоуба такого человека не принимается.

Да, кто смеялся над религией будучи довольным этим, т.е. издеваясь такой кяфир по единогласию.

И его тоуба не принимается согласно аятам: «Скажи: Не над Аллахом ли, и его аятами и его посланником вы насмехались. Не оправдывайтесь. Вы вошли в куфр после вашей веры». (9/65-66) и это мнения большинства.

Однако тот кто улыбнулся или засмеялся от удивления и неожиданности — будучи недовольным этим, то такой не впадает в куфр.

В «Дауаиль-маъаали» шарх бад-иль-амаали приводится: «Тот кто смеялся вместе с довольством, тому кто произносит неверие -впал в неверие».

Говорит Мулла Алиюль-Кари в пояснении этих слов: «И понимание этого в том , что тот кто смеётся удивляясь этим словам, вместе с (тем что у него есть) отсутствие довольства этим, не впадает в неверие. А основа (в этом вопросе) в довольствии, так как этот вопрос ограничен смехом, потому что чаще всего это бывает с довольством. И это (пришло) обобщено в сборнике фатв и сказал (автор): «Тот кто произносит в разговоре неверие и посмеётся другой, то тоже впадает в неверие».(Конец цитаты)

Поэтому не всегда выносится такфир мусульманину если он улыбнулся или засмеялся над куфром, ибо не всегда это может исходить от лицемерия человека. Однако в большинстве случай это исходит именно от лицемерия.

————————————————————————

И в доказательства всему выше сказанному, следует привести сам случай по причине которого и были ниспосланы данные аяты.

Речь идет о трех людях, про которых говорится в аятах 9/65-66:

وَلَئِنسَأَلْتَهُمْلَيَقُولُنَّإِنَّمَاكُنَّانَخُوضُوَنَلْعَبُۚقُلْأَبِاللَّهِوَآيَاتِهِوَرَسُولِهِكُنتُمْتَسْتَهْزِئُونَ

لَاتَعْتَذِرُواقَدْكَفَرْتُمبَعْدَإِيمَانِكُمْۚإِننَّعْفُعَنطَائِفَةٍمِّنكُمْنُعَذِّبْطَائِفَةًبِأَنَّهُمْكَانُوامُجْرِمِينَ

«А если ты спросишь их, они станут говорить: «Мы только погружались (в пустословие) и забавлялись». Скажи: Не над Аллахом ли, и его аятами и его посланником вы насмехались. Не оправдывайтесь. Вы вошли в куфр после вашей веры. И если (даже) мы простим группу из вас, то (непременно) накажем (остальную) группу за то, что они были грешниками». (9/65-66)

Их было трое — два лицемера, которые вели речи куфра, и другой третий, который был в стороне от них, и просто слышал их речи, молчал, и дивясь их речам засмеялся, но опроверг НЕКОТОРЫЕ их куфры, но не все (поэтому тоже вошел в куфр). Он вошел в куфр не по причине того что засмеялся, о по причине того что продолжал прибывать в их маджлисе. Он не был зачинщиком этого куфровского разговоров (т.е. он сам не издевался), поэтому Аллах дал ему покаяться и простил его, а тем двум не дал покаяние и наказал. Но несмотря на это Аллах включил их в один хукм, сказав: «Вы вошли в неверие».

Приведем описание этой ситуации из тафсиров:

Тафсир Табари:

وذكرأنهعُنِي: بـ «الطائفة«،فيهذاالموضع،رجلٌواحد. (3)

وكانابنإسحاقيقولفيما:-

16919- حدثنابهابنحميدقال،حدثناسلمة،عنابنإسحاققال: كانالذيعُفِيعنه،فيمابلغنيمَخْشِيّبنحُمَيِّرالأشجعي، (4) حليفبنيسلمة،وذلكأنهأنكرمنهمبعضماسمع. (5)

16920- حدثناابنوكيعقال،حدثنازيدبنحبان،عنموسىبنعبيدة،عنمحمدبنكعب:(إننعفعنطائفةمنكم)،قال: «طائفة«،رجل.

— حدثنامحمدبنعبدالأعلىقال،حدثنامحمدبنثور،عنمعمرقال،قالبعضهم: كانرجلمنهملميمالئهمفيالحديث،يسيرمجانبًالهم، (1) فنزلت:(إننعفعنطائفةمنكمنعذبطائفة)،فسُمِّي «طائفةً» وهوواحدٌ.

Передается, что под группой подразумевается один человек. 

Говорил Ибн Исхак в следующем предании: Нам рассказал Ибн Хумайд, сказав: нам рассказал Саляма от Ибн Исхака, как он сказал:  «Дошло до меня, что прощенным был Махши бин Хумайир аль-Ашджаъи, союзник племени Бану Саляма. (И прощен он был) за то, что опровергал НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТОГО, ЧТО СЛЫШАЛ».

Нам рассказал Ибн Уакиъ, сказав: нам рассказал Зейд бин Хиббан от Мусы бин Убайды, а тот от Мухаммада бин Кяъба про слова «И если (даже) мы простим группу из вас», что он сказал: «Группа здесь один человек».

Нам рассказал Мухаммад бин Абдуль-Аъля, сказав: нам рассказал Мухаммад бин Саур от Маъмара, как он сказал: «сказали некоторые: тот человек НЕ БЫЛ СОГЛАСЕН С ИХ РЕЧАМИ И ДВИГАЛСЯ ОТСТРАНЕНО ОТ НИХ. И ниспослался аят «И если (даже) мы простим группу из вас». Он был один, но был назван группой». (Тафсир Табари)

Тафсир Багави:

وقالمحمدبنإسحاق:الذيعفاعنهرجلٌواحد،هومَخْشِيّبنحُمَيِّرالأشجعي،يقالهوالذيكانيضحكولايخوض،وكانيمشيمجانبالهموينكربعضمايسمع،فلمانزلتهذهالآيةتابمننفاقه،وقال:اللهمإنيلاأزالأسمعآيةتقرأأُعْنَىبهاتقشعرالجلودمنها،وتجب (3)منهاالقلوب،اللهماجعلوفاتيقتلافيسبيلكلايقولأحدأناغسلتأناكفنتأنادفنت،فأُصيبيوماليمامة،فماأحدمنالمسلمينإلاعُرِفَمصرعُهغيره

Сказал Мухаммад бин Исхак: «Тот, кто был прощен был одним человеком. Это был Махши бин Хумайир аль-Ашджаъи. Говорится: ОН ТОТ, КТО СМЕЯЛСЯ НО НЕ ПОГРУЖАЛСЯ. И он шел отдельно от них и опровергал НЕКОТОРОЕ из того, что слышал. И когда ниспустился этот аят он покаялся от своего лицемерия и сказал: «Я не перестаю слыша, что читается этот аят, где говорится обо мне и кожи дрожать от него и сердца содрогаются от него, (говорить): О Аллах сделай мою смерть – убийством на твоем пути, и чтобы никто не говорил: Я его омыл, я завернул его в саван, я его захоронил». Он был убит в день Ямамы и никто из мусулман не узнал место, где его сразили».

(Тафсир Багави)

Тафсир Ибн Джавзи, Задуль-Масир:

أنجدبنقيسووديعةبنخذاموالجهيربنخميركانوايسيرونبينيديرسولاللهصلىاللهعليهوسلممرجعهمنتبوكفجعلرجلانمنهميستهزآنبرسولاللهصلىاللهعليهوسلموالثالثيضحكممايقولانولايتكلمبشيءفنزلجبريلفأخبرهبمايستهزؤونبهويضحكونفقاللعماربنياسراذهبفسلهمعماكانوايضحكونمنهوقللهمأحرقكماللهفلماسألهموقالأحرقكماللهعلمواأنهقدنزلفيهمقرآنفأقبلوايعتذرونإلىرسولاللهصلىاللهعليهوسلموقالالجهيرواللهماتكلمتبشيءوإنماضحكتتعجبامنقولهمفنزلقولهلاتعتذروايعنيجدبنقيسووديعةإنيعفعنطائفةمنكميعنيالجهيرنعذبطائفةيعنيالجدووديعةهذاقولأبيصالجعنابنعباس

..

والمعنىإننعفعنطائفةمنكمبالتوفيقللتوبةنعذبطائفةبتركالتوبةوقيلالطائفتانهاهناثلاثةفاستهزأاثنانوضحكواحدثمأنكرعليهمبعضماسمع

Джад бин Кайс, Вадиъа бин Хизам и Джухайр бин Хумайр двигались перед посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) по возвращению с Табука. Двое (из них) начали насмехаться над посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), а третий смеялся над тем, что они говорили, и ничего не говорил.

Тогда ниспустился Джибриль и сообщил ему (посланнику) о насмехании и смехе. Сказал посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) Аммару бин Ясиру: «Поди, к ним и спроси над чем они смеются и скажи им: да поразит Аллах».

Когда он спросил их и сказал: «Да поразит вас Аллах», они поняли, что о них ниспустился аят из Корана.

И они подошли и начали оправдываться.

Сказал Джухайр (тот третий): «Валлахи, я ничего не говорил, Я ТОЛЬКО РАССМЕЯЛСЯ, УДИВИВШИСЬ ИХ СЛОВАМ «.

Тогда ниспустился аят: «Не оправдывайтесь»: то есть (не оправдывайтесь) вы Джад бин Кайс и Вадиъа бин Хизам. 

«И если Он простит группу из вас»: то есть Джухайра. 

«то накажем группу»: то есть Джада и Вадиъу. Это передал Абу Салих от Ибн Аббаса.

Смысл: Если мы простим группу из вас, тем что дадим ей покаяться, то накажем группу за их не покаяние. Было сказано: что две группы это трое человек. Двое насмехались, а один рассмеялся, а затем опроверг часть из того, что услышал. (Тафсир Ибн Джавзи, Задуль-Масир)

Уа Аллаху аълям.

 

3 responses to “Всегда ли смех над куфром будет куфром?

  1. abdulla

    26 апреля, 2015 at 3:31 пп

    Я хотел бы узнать: Например: Если человек смеётся, когда например он слышит что какой-то кафир, сочиняя глупые стихи, а потом возводя ложь на АЛЛАХlA, субхьанахlу ва таlала, говорит: » Они от БОГА». И читая такие стихи, человек начинает смеяться из-за сочиненной речи-это будет считаться куфром? И второй вопрос: Например: Читая какую-то лекцию про ад, где автор рассказывает, что ад будет готов взорваться в тот момент, когда он увидет перед собою лжецов и безбожников, в тот момент, если как-то неожиданно подступает смех, представив ад как живое существо и грешников, которых поставят перед ним, вдруг если человек улобнется представив это, оно не будет обозначаться куфром или каким-то неверием, или лицемерием?

     
  2. abdullah

    26 апреля, 2015 at 3:40 пп

    Ради АЛЛАХlA, ответьте самым лучшим образом

     

Ответить на abdullah Отменить ответ