RSS

«Хильф аль-Фудуль» — Союз Чести

40 (2)БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Шарх «Хильф аль-Фудуль»

«Хильф аль-Фудуль»: более известный перевод «Союз Чести», но этот перевод не несет смысловой нагрузки, как в арабском языке, и для достоверности оставляем арабское название.

  • Языковое значение слова «хильф» (حلف)

Из книг «Лисану аль-араб» и «Мухътару ас-Сахах»:

حلف (халафа) – смысл этого слова в смысле слова «акъсама» (أقسم) – т.е. давать клятву.

Если слово стоит в  форме имени существительного «аль-хильфу» (الحِلْفُ), то слово означает обещание/договор/обязательство, которое может быть заключено между племенами.

Что касается хадиса Пророка, мир ему и благословение Аллаха, где он побратал курайшитов и ансар, то там использовалось слово «хаалафа» (حَالَفَ) в смысле слова «аахъаа» (آخَى), т.е. брататься, вступать в тесную дружбу, в братские отношения; потому что хильф в Исламе не разрешен, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет хильфа в Исламе».

  • Запрет хильфа в Исламе

Имам Къуртуби, пусть помилует его Аллах, сказал в «Джамиъа аль-ахкам»:

«Ученные нашей уммы объясняли запрет на хильф в связи с тем, что во времена джахилии арабские племена заключали союзы, но это были союзы в абсолютной помощи, то есть вне зависимости кому ты помогаешь и что ты помогаешь делать. Это, могла быть помощь угнетенному, и даже помощь тирану, который проявляет несправедливость [зульм]. Этим и объясняется общий запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он сказал: «Нет хильфа в Исламе».

Хукм этого хадиса обусловлен тем, что в Исламе запрещено помогать тиранам и повелено останавливать их. Это указывается в Сахихе Бухари, где передается хадис, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный».

Один человек сказал: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как, же я буду помогать угнетателю?».

Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Ты запретишь ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему».

Также передается от Абу Бакра ас-Сыддика, да будет доволен им Аллах, который сказал: « … я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если люди увидят притеснителя и не возьмут его за руки, то они будут близки к тому, чтобы Аллах наказал их всех» (Ибн Хиббан, 304; Аль-Хаким, 7912; Ат- Тирмизи, 3056; с достоверным иснадом)».

Шариат уже возвысился над тираном, он [Шариат] помогает угнетенному, дав возможность отомстить по праву, как об этом сообщил Аллах Всевышний (смысловой перевод): «Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо. Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. Им уготованы мучительные страдания». (Совет 41-42).

Также единогласие в том, что запрещен любой хильф, где нарушается Шариат, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (смысловой перевод: Трапеза 2).

И таких доказательств много. 

  • Участие Пророка да благословит его Аллах и приветствует, в «хильфе аль-фудуль»

Чтобы понять, почему Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,  хорошо отозвался о «хильфе аль-фудуль» уже в период Ислама и своего пророчества, необходимо изучить «хильф аль-фудуль».

Ибн Исхак, ибн Касир и Къуртуби передали, что «хильф аль-фудуль» возник, когда племена курайшитов собрались в доме Абдуллаха ибн Джудана и договорились, что с кем бы не обошлись несправедливо из жителей Мекки и других городов, они будут вместе с угнетенным, пока не будет восстановлена справедливость, и курайшиты назвали этот договор «хильф аль-фудуль».

Ибн Касир говорит: «Хильф аль-фудуль» был самым благородным и почетным союзом у арабов, и первый, кто заговорил о нем и призвал к этому, это аз-Зубайр ибн абдуль-Муталиб.

Причиной тому послужило, что какой-то мужчина из племени Зубайд приехал в Мекку с товаром, затем аль-Ас ибн Ваиль купил у него и не дал денег. Мужчина призвал курайшитов помочь ему, но они отказались помогать ему против своего родственника и тогда мужчина, после восхода солнца поднялся на гору, и закричал громким голосом: «Кто поможет мне?»

Тогда аз-Зубайр ибн абдуль-Муталиб собрал племена Ханима, Зухра, и Гайм ибн Мура в доме Абдуллаха ибн Джудана, поели и договорились помочь угнетенному, и быть одной рукой против угнетателя.

Этот договор, курайшиты назвали «хильф аль-фудуль», затем они приехали к аль-Ас ибн Ваилу, отняли у него товар того араба, и вернули ему.

Еще Касим ибн Сабит рассказал, что какой-то мужчина из племени Хасам приехал в Мекку совершить хадж или умру, вместе с ним была его дочь, которую звали Катуль, она была одной из самых красивых девушек мира. Затем Набих ибн Хаджаж украл у него дочку, и спрятал ее, Хасам сказал: «кто поможет мне против этого человека?»

Ему сказали: «иди, попроси помощи у «хильф аль-фудуль», и после того, как он попросил помощи, они, вместе вытащив мечи, пошли к Набиху и сказали: «отдай дочку!», он им сказал: «оставьте на ночь и я вам завтра ее верну.», но они сказали: «(Вернешь) немедленно и сейчас!», и он вернул девушку отцу.

Также Байхаки и Хумайди передали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я был свидетелем договора в доме Абдуллаха ибн Джудана, который я не поменял бы, даже на целое стадо лучших верблюдов, и если бы меня позвали в договор, будучи в исламе я бы ответил на призыв».

Очень важно отметить сразу, что в «хильфе аль-фудуль» не было ни куфра, ни ширка, ни законодательства вместо законов Всевышнего, ни оказание уважения иной религии, помимо ислама, в «хильф аль-фудуль» не было клятвы, кроме клятвы именем Аллаха Всевышнего.

Аллах Милостивейший, хранил своего Посланника (с.а.в.) и заботился о нём, внушив ему, отвращение к тем предрассудкам и дурным обычаям, которым следовали его соплеменники, и поэтому он не принимал участия в праздниках и торжествах идолопоклонников, и не употреблял в пищу мяса жертв, приносимых идолам. Кроме того, он не мог слышать, когда кто-нибудь клялся ал-Лат или аль-Уззой, никогда не дотрагивался до идолов и не приближался к ним. Он, да благословит его Аллах и приветствует, также никогда не пил вина и избегал посещения всевозможных мест увеселения, привлекавших к себе других молодых мекканцев.

Если бы участвующий в «хильф аль-фудуль», не мог участвовать в нем, кроме как после принесения клятвы об уважении (арабских языческих идолов) ал-Лат, аль-Узза и Манат и оказании помощи кафирской религии курайшитов, их идолам, и их джахилийским обычаям и традициям, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не участвовал бы в нем. Ведь Аллах сказал о нем: «Поистине, ты великого нрава» (смысловой перевод: Письменная трость 4).

Если же, кто-либо скажет, что ширк и куфр имели место в «хильфе аль-фудуль», то этим он утверждает, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, участвовал и в куфре, и в законодательстве, и последовал за религией куфра, и что если бы его позвали к этому в исламе, то он бы ответил. Следовательно тот, кто утверждает подобное, тот сам засвидетельствовал о своем куфре.

Почему же Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что если бы его позвали в договор, будучи в исламе он бы ответил на призыв?

Это, потому что, этот хильф (союз) — был особенный хильф! Этот хильф отличается от всех предыдущих хильфов.

И, отличается он тем, что в нем нет, той абсолютной помощи, во всех делах, включая помощь в тирании, что была в других хильфах.

Отличается тем, что в «хильф аль-фудуль» была помощь между племенами только в том, чтобы останавливать несправедливость и помогать угнетенным.  Ведь эта помощь основывалась на том, что Аллах запретил несправедливость. И арабы прекрасно понимали это.

Этот всеобщий запрет, приводиться в хадисе-къудси (священный хадис), который передаётся со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что  Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передал, что  Всемогущий и Великий Господь сказал:  «О, рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!».

Именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в нем, отметив, что он был свидетелем договора, который не поменял бы даже на целое стадо лучших верблюдов, и что, если бы его позвали в договор, будучи в исламе он бы ответил на призыв.

И, именно так его понимали сахабы, такие как Хусайн ибн Али и Абдуллах ибн аз-Зубайр, да будет доволен ими Аллах, и после смерти Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Уа АльхамдулиЛляхи Раббиль ‘алямин!!

 

 

 

One response to “«Хильф аль-Фудуль» — Союз Чести

  1. Абу Давуд

    Январь 4, 2015 at 11:52 пп

    Салам алейкум . Полезная статья .

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: