RSS

Шарх от имама Ибн Каййима о скрытом джахмизме в обобщенных словах ашаритов.

cropped-4knmoo1e0hu-12.jpg

بسم الله الرّحمن الرّحيم

Сказал имам Ибн аль Каййим:
ويقولون: نحن ننزه اللّه عن الأعراض والأبعاض والحدود والجهات، وحلول الحوادث، فيسمع الغر المخدوع هذه الألفاظ فيتوهم منها أنهم ينزهون اللّه عما يفهم من معانيها عند الإطلاق والنقائص والحاجة، فلا يشك أنهم يمجدونه ويعظمونه، ويكشف النافذ البصير ما تحت هذه الألفاظ فيرى تحتها الإلحاد وتكذيب الرسل، وتعطيل الرب تعالى عما يستحقه من كماله معنى قولهم: الأعراض، والأغراض، والأبعاض) فتنزيههم عن الأعراض: هو من أحد صفاته كسمعه وبصره وحياته، وعلمه، وكماله، وإرادته، فأن هذه أعراض لا تقوم إلا بجسم، فلو كان متصفا بها لكان جسما وكانت أعرضا له وهو منزه عن الأعراض.وأما الأغراض: فهي الغاية والحكمة التي لأجلها يخلق ويفعل، ويأمر وينهي ويثيب ويعاقب، وهي الغايات المحمودة المطلوبة له من أمره ونهيه وفعله؛ فيسمونها أغراضا وعللا ينزهونه عنها. وأما الأبعاض: فمرادهم بتنزيهه عنها أنه ليس له وجه ولا يدان؛ ولا يمسك السماوات على إصبع، والأرض على إصبع، (والشجر على إصبع)، والماء على إصبع، (فإن) ذلك كله أبعاض، واللّه منزه عن الأبعاض وأما الحدود والجهات: فمرادهم بتنزيهه عنها أنه ليس فوق السماوات رب ولا على العرش إله، ولا يشار إليه بالأصابع إلى فوق كما أشار إليه أعلم الخلق به، ولا ينزل منه شي ء، ولا يصعد إليه شي ء، ولا تعرج الملائكة والروح إليه، ولا رفع المسيح إليه، ولا عرج برسول اللّه محمد صلى اللّه عليه وسلم إليه، إذ لو كان كذلك لزم إثبات الحدود والجهات له وهو منزه عن ذلك وأما حلول الحوادث: فيريدون به أنه لا يتكلم بقدرته ومشيئته، ولا ينزل كل ليلة إلى سماء الدنيا، ولا يأتي يوم القيامة ولا يجي ء، ولا يغضب بعد أن كان راضيا، ولا يرضى بعد أن كان غضبان، ولا يقوم به فعل البتة، ولا أمر مجدد بعد أن لم يكن، ولا يريد شيئا بعد أن لم يكن مريدا له. فلا يقول له كن حقيقة، ولا استوى على عرشه بعد أن لم يكن مستويا، ولا يغضب يوم القيامة غضبا لم يغضب قبله مثله، ولن يغضب بعده مثله، ولا ينادي عباده يوم القيامة بعد أن لم يكن مناديا، ولا يقول للمصلي إذا قال: الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعالَمِينَ حمدني عبدي؛ فإن قال: الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ قال أثنى على عبدي، فإذا قال: مالِكِ يَوْمِ الدِّينِ قال مجدني عبدي «1» فإن قال هذه كلها حوادث، وهو منزه عن حلول الحوادث.

«И они говорят: «Мы очищаем Аллаха от органов, явлений, и частей и границ и сторон и происхождения просишествий»
И слышит неопытный и обманутый эти слова, и воображает из них, что они (якобы) очищают Аллаха от того что он понимает из этих терминов при их обобщенном использовании — из недостатков и нужды в чем-то, и не сомневается (и думает что эти люди), они восхваляют Аллаха и возвеличивают Его.
И вскрывает обладатель ясного понимания то (люди знание), что скрывается под этими словами (у этих людей) — и видит под ними безбожие; считание ложью Посланников; и та’тыль Господа от совершенства которого Он заслуживает.
И (подлинный) смысл их слов: «Пречист Аллах от ЯВЛЕНИЙ, ЦЕЛИЙ и ЧАСТЕЙ» в следующем: 
(Их так называемое) «Очищение Аллаха от ЯВЛЕНИЙ» —  это (не что иное как) очищение Его от одного из Его Качеств, как Его Слух, или Зрение, или Жизнь, или Знание, или Его Слов, или Его Желания.

Ведь это явление (в их понимании) оно существуют лишь в телах, и если бы мол Аллах описывался бы ими то был бы телом, а это было бы явлениями происходяшими в теле а Аллах пречист от этого.

Что же касается (их так называемых) «ЦЕЛИЙ» — то (под этим они подразумевают) мудрость, ради которой Аллах творит и действует, и приказывает и запрещает, и награждает и наказывает.

И все это (на само деле)- хвалимые цели, которые Аллах преследует в своих приказах и запретах и действиях — (однако) они называют их «причинами» и «целями» и очищают Его от этого (мол это порочно).

Что же касается (их так называемых) «ЧАСТЕЙ» — то они (на самом деле) имеют ввиду под их очищением Его от них, что у Него (якобы) нет ни Лика, ни Двух Рук, и что Он не будет держать небеса на одном Пальце, и землю на одном Пальце, и деревья на одном Пальце, и воду на одном Пальце, ведь все это (для них) части, а Аллах очищаем от частей.

Что же касается (их так называемых) «ГРАНИЦ И СТОРОН» — то они имеют ввиду под очищением Аллаха от границ и сторон  что нет над небесами Господа, и нет над Троном Того кому поклоняются, и что не указывают на Него пальцами вверх как указывал на Него Посланник Аллаха — самый знающий из творений о Нем, и что не нисходит от Него ничего, и не поднимается ничего к Нему, и что не восходят ангелы и Дух к Нему, и что не был поднят Иса к Нему, и что не возносился к Нему Посланник Аллаха Мухаммад в ночном переносе — ведь если бы это было так, то из этого бы вытекало что у Аллаха есть границы и сторона а Он очищаем от этого.

Что же касается (их так называемых) «ПРОИШЕСТВИЯ ПРОИШЕСТВИЙ» -то они имеют ввиду под очищением Аллаха от этого, что Он не говорит когда пожелает, и что Он не нисходит каждую ночь на ближнее небо этого мира, и что не Он не придет в Судный День, и что Он не гневается после того как был доволен, и не бывает доволен после того как гневался, и что с Ним не происходит никаких действий абсолютно, и никаких новых вещей которых ранее не было, и что Он не может хотеть какую то вещь после того как ее не хотел, и не говорит ничему «Будь!» на самом деле, и что Он не возносился на Трон после того как не был вознесенным, и что Он не будет гневаться в Судный День таким гневом которым не гневался и не будет гневаться кроме этого так никогда, и что Он не будет звать своих рабов в Судный День после того как не звал их, и что Он не говорит молящемуся когда тот сказал: «Хвала Аллаху Господу Миров» — «Похвалил Меня мой раб», и не говорит когда тот сказал: «Всемилостивому, Милостивому» — «Воздал мой раб Мне хвалу», а когда говорит: «Властелину Дня суда»: -«Возвеличил меня мой раб».
Ведь если он сделает или скажет это (по их логике)- то это происшествия, а Аллах пречист от того чтобы в нем были какие то происшествия»

(Источник: «Мухтасар ас-сауаик аль мурсаля», 1/194-195)

————————————————————

И нечто подобное сказал ашаритсикй имам ат-Тахави в своей «Тахавии»:
وتعالى عن الحدود والغايات والأركان والأعضاء والأدوات لا تحويه الجهات الست كسائر المبتدعات
«Пречист Аллах от границ и целей, и органов и частей и инструментов, и не охватывают Его шесть сторон как это у всех творений»

Однако, нам остается думать о нем лучшее (по правилу «хусну занн» о мусульманах) и наедятся на то, что он наверное (все-таки) не был джахимтом и не подразумевал под этими своим словами это крайне убеждения. Вообще ашариты были страны народ, и многие из них вкладывали в эти свои «бидъадские выражен (лозунги)» иной смысл, не жале тот что описал имам Ибн аль-Каййим из убеждений джахмитов. НО заметит всякий что в основном ашариты увиливали от этого джахмизма, только тогда когда их прижимали к стенке.

Уа Аллаху аълям.

 

One response to “Шарх от имама Ибн Каййима о скрытом джахмизме в обобщенных словах ашаритов.

  1. Админ сайта

    Июнь 19, 2015 at 1:14 дп

    ЦИТИРУЮ:

    «… И этот человек (имам ат-Тахави) был точным мухаддисом, и умным и проницательным, и если бы он был лишь мурджиитом (умерены — пр.ред.), и не упертым сторонником Абу Ханифы, то вытерпели бы это от него, как вытерпели от Абу Юсуфа, вместе с долей порицания — однако выражения типа «пречист Аллах от шести сторон» очень настораживают и говорят о плохом, просим у Аллаха защиты.
    И у меня лично чувство, что это туда внесено поздними ханафитами, или же он сказал это без того чтобы понимать что за этим стоит, потому что человек был факихом (пусть и по мазхабу людей суждения по своим мнениям), и не понимал калям, и может он подумал что это выражение означает танзих от сливания Аллаха с творениями, и в его акыде есть и слова что указывают на утверждения Возвышения над Троном, хоть и не абсолютно прямые в этом — Аллах знает лучше что было на самом деле и был ли он джахмитом, и очень многие из даже ранних асхабов Абу Ханифы, в том числе его внук и ряд его учеников, как Ибн аль Хасан и аль-Лю’лю были джахмитами.
    В любом случае, как бы там не было, его матн по акыде в том виде что он есть сейчас — содержит в себе противоречия, и никогда не изучался суннитами и не был у них известен, пока один из шейхов его зачем то не ввел в манхадж «Джамиа Исламия», и тогда на него стали делать шарх все подряд.
    И это явная ошибка, потому что есть и другие матны по акыде от великих имамов саляфов, как Ахмад Ибн Ханбаль, Мухаммад Ибн Идрис аш Шафии, Суфьян ас-Саури, ат Табари, аль-Музани, и им подобных, которые содержат в себе те же самые темы и не содержат в себе никаких ошибок и заблуждений, и заботиться о них и уделять им внимание — является верным, помимо остального.
    А Аллах знает лучше. »
    (Конец цитаты)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: