RSS

Убеждения Имама аз-Захаби в вопросе Имен и Атрибутов Аллаха

6БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Имам аз-Захаби1 между мазхабом «исбат»2 и «тафвидз»3
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду,
а затем:
Для того чтоб провести небольшое исследование в этом вопросе постараемся рассмотреть слова Имама аз-Захаби, раскрывающие тему понимания того, что пришло в Коране и Сунне о Качествах и Атрибутах Аллаха.
·Каков был его взгляд на эту тему?
·К каким заключениям он приходил, поясняя слова ученых Салафов?

Имам аз-Захаби, посвятил множество трудов, записывая историю и биографии ученых живших до него и ученых его современников. С его трудами в этой области невозможно что-то сравнить, по сей день, его в этом никто не превзошел.
Одной характерностью его трудов было то, что приводя слова и мнения ученых о которых он писал, аз-Захаби отмечал свою точку зрения4 к которой он пришел в результате длительного анализа. Исходя из этого, я постараюсь рассмотреть слова Имама и сделать вытекающее заключение по поводу его мазхаба5 в этом вопросе.

Начну, а Аллах наделяет успехом:

Передавая слова Имама Ну’ейма ибн Хаммада6, аз-Захаби говорит:
«В 693 году Исмаил ибн ‘Абдурахман аль-Му’аддаль оповестил нас, что ему сказал Имам Абу Мухаммад ибн Къудама, которого оповестил Мухаммад ибн ‘Абдул-Бакъий, слышавший от Абу Фадзля Ахмада ибн Хайруна и Абу Хасана ибн Айюба аль-Баззаза, что они оба сказали: «Нас оповестил Абу Али аль-Хасан ибн Ахмад, что его оповестил Абу Сахль ибн Зияд аль-Къаттан, слышавшего Мухаммада ибн Исмаиля ат-Тирмизи, слышавшего как Ну’ейм ибн Хаммад говорил: «Тот, кто уподобил Аллаха Его творениям, стал неверным. Тот же, кто отрицает то, чем описал Себя Аллах, так же становится неверным. Нет в том, чем описал Себя Аллах и описал Его пророк уподобления».

 

Я скажу: Это слова истинные, и мы прибегаем к Аллаху от уподобления и от отрицания хадисов о Качествах и Атрибутах. Не отвергнет достоверно-подтвержденное из них тот, кто удостоился понимания. И поистине после веры в них, следует отметить две порицаемых позиции:
1- Метафорическое толкование7 их и отстранение их от темы сообщения. Не толковали их метафорически никто из праведных предшественников, и не удаляли [указание] произношения с их места. Напротив, они уверовали в них, проходя их так, как они пришли.
2- Чрезмерность в подтверждении, представление их как вид человеческих качеств и атрибутов, придавая форму для них в воображении,- а это есть невежество и заблуждение. Поистине качество следует за тем, кто им описывается. Если описываемый есть Аллах Величайший и Превосходный, а мы не видели Его, и никто не оповестил нас, что он видел воочию Его, одновременно с этим у нас есть Его Слова: «Нет ничего подобного Ему». Так разве остается для наших умов возможность в утверждении образа-формы8 Творца, да возвысится Он от этого. Таким же образом Его священные Качества и Атрибуты, мы подтвердим и уверуем что они истинны, но в абсолютном неподобии и без их воображения»9.

Приводя слова Ибн ‘Акъиля10:
«Сказал Ибн ‘Акъиль в «Фунун»: «Более верно для убеждений простых людей внешнее [указание] аятов, потому что они чувствуют влечение, знакомятся [с Аллахом] в подтверждении [сифатов], а если мы сотрем это с их сердец, то исчезнет почтение.
Попадание их в уподобление11 любимей для нас, чем углубление их в очищении12, потому что уподобление погружает их в подтверждение, затем они страшатся и стремятся [к Аллаху], а очищение приводит их к отрицанию, а нет ни стремления, ни страха в отрицании. Тот, кто осмыслил Шариат, тот найдет его погружающим «мукаллифов» в уподобление внешних выражений, которым не дается ничего другого. Это как слова бедуина: «А разве смеется наш Господь»? Ответил ему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Да». И даже не смутился от его вопроса, оставил его и то, что его озадачило».
Я скажу: Сегодня внешнее указание13 делится на две части, одно из них истина, а другое несостоятельная ложь.
· Истина, если сказать, что Он Слышащий, Видящий, Желающий, Говорящий, Живой, Знающий, все исчезает кроме Его Лика, создал Адама Руками Своими, беседовал с Мусой, избрал Ибрагима любимцем и понимая из этого указание сообщения, как подобает Ему Всевышнему, и не скажем метафорой противоречащей этому.
· Другое внешнее указание, есть ложь и заблуждение. Убежденность, сравнивая скрытое с явным, уподобляя Творца творениям, пречист Аллах от этого. Напротив, следует знать, что Качества и Атрибуты Его подобны Сущности Его. Нет равного Ему, и нет противоположности Ему, нет подобного, и нет похожего на Него. Нет ничего подобного Ему, ни в Сущности Его, ни в Его Качествах и Атрибутах. В этом вопросе равны и ученые и простые люди. А Аллаху об этом ведомо лучше»14.

Имам аз-Захаби говорил: «Снисхождение, Речь, Слух, Зрение, Знание, Вознесение, выражения ясные отчетливые для слышащего, и если описывается ими Тот, Кому нет подобного, то описание следует за описываемым, форма-образ15 этого неизвестна для человека»16.

 

Имам аз-Захаби говорил: «Совокупным словом ученых Ахли-Сунны является то, что форма-образ Вознесения, непостижимо разумом, она нам не известна. А вот Его Вознесение известно, как Он оповестил в Книге Своей, и то, что оно таково, как подобает Ему, мы обойдемся здесь без педантичности, не будем углубляться, не будем входить указывая на обязательность вытекаемого из этого, ни подтверждением ни отрицанием. Напротив мы сохраним молчание и остановимся, как остановились праведные предшественники. Ведь мы знаем, что если бы этому было метафорическое значение, то сподвижники первыми бы пояснили это, а за ними и их последователи…»17.

Упомяну так же довольно интересное отношение Имама аз-Захаби по поводу тех терминов, которые не пришли в Коране и Сунне.
·Вопрос «границы»18: «Верным в этом вопросе является удержание от употребления подобного, так как по этому поводу не пришли шариатские тексты. Даже если мы предположим, что смысл этого верен, то все же мы не в праве произносить то, в чем нет позволения от Аллаха, опасаясь того, чтоб в наше сердце вошло что-то из новшества. О Аллах сбереги нашу веру»19.
·В биографии Ибн Хиббана он упомянул от Яхьи ибн Аммара слова: «Мы выдворили его из Сиджистана: «… Он пришел к нам и высказался, отвергая границу в отношении Аллаха, потому его и выдворили».
Имам аз-Захаби комментирует: «Оба они ошибались в этом, так как не пришел текст ни подтверждением границы, ни отрицанием этого. А из лучшего ислама мужчины является оставление того, что его не касается»20.
(Но следует отметить что такой подход имама не совсем верный, коротко об этом можете пока прочитать тут: Дозволенно ли использовать слова Бизатихи (Сущностью) или Хадд (Граница) по отношению к Аллаху?)

Из вышеприведенных слов нам становиться ясно, что Имам аз-Захаби был одним из Имамов, которые жестко порицали метафорические толкования Качеств и Атрибутов Аллаха поздними учеными. Он был одним из тех, кто приказывал проходить эти Качества и Атрибуты как они пришли, и верить в них без метафорического толкования.
Но остается заключить, был ли аз-Захаби из тех, кто верует в тексты, пришедшие в описании Аллаха, но отрицает понимание их внешних смыслов21.
То есть, тексты, пришедшие в Коране и Сунне, абсолютно не несут никакой «смысловой нагрузки», они в равной степени по содержанию смысла для нас, как незнакомый иностранный язык, слышим звуки, но не понимаем о чем речь. Приверженцев подобных убеждений Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя называл «Приверженцы неизвестности»22, потому что они не поняли смыслов
Качеств и Атрибутов Аллаха, уверовав лишь в произношения, а это худший из мазхабов, как пояснили Ученые. Т.к. в нем обвинение праведных предшественников из сподвижников и их последователей23, в невежестве и не понимании смысла того, что адресовалось им.
В этом, так же наговор на Аллаха, Свят Он и Велик, и на Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что они якобы приказывают рабам верить в произношения, свободные от какого смысла, это тщетно и бесполезно. А от этого же пречисты дела Аллаха и действия Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Так был ли Имам аз-Захаби их тех, которые по ошибке посчитали этот мазхаб истинным и последовали ему? Или же он придерживался мазхаба праведных предшественников из
«Асхабуль-Хадис»24, которые проходили эти тексты на внешнем смысле, как они пришли, утверждая, что они таковы как подобает Аллаху, без уподобления и метафорического толкования?

 

Исследуя эту тему, мне повстречались некоторые выражения от Имама аз-Захаби, из которых можно понять, что он придерживался мазхаба «тафвидз», как это в словах: «…и слово наше в этом, подтверждение, прохождение и оставление смысла этого, сказавшему их, правдивому и не ошибающемуся»25.
А так же: «…кто подтвердил это, доверяя Книге Аллаха и хадисам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и уверовал в них, оставляя смысл этого Аллаху и Его посланнику…»26.
Так же: «…А что по поводу праведных предшественников, то они не прибегали к метафорическому толкованию, напротив, они уверовали и остановились, оставив знание об этом Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует»27.
Эти слова могут представиться для читателя как свидетельство от Имама аз-Захаби о его приверженности в мазхабу «тафвидза», считая это мазхабом праведных предшественников. Однако в противоположность этому, мы находим его слова, дающие ясно понять, что он верил в утверждение смыслов Качествам и Атрибутам Аллаха, как это в его словах: «Истина, если сказать, что Он Слышащий, Видящий, Желающий, Говорящий, Живой, Знающий, все исчезает кроме Его Лика, создал Адама Руками Своими, беседовал с Мусой, избрал Ибрагима любимцем и другое, подобное этому. Мы пройдем это так, как оно пришло, понимая из этого указание сообщения, как подобает Ему Всевышнему, и не скажем метафорой противоречащей этому»28.
А так же; «… А вот Его Вознесение известно, как Он оповестил в Книге Своей, и то, что оно таково, как подобает Ему…»29.
Для понимания слов Имама аз-Захаби, необходимо неясные его слова вернуть к ясным30, и делать выводы. Поэтому скажу, что Имам аз-Захаби следовал мазхабу праведных предшественников их «Асхабуль-Хадис», и утверждал о «тафвидзе» формы-образа31 Качеств и Атрибутов Аллаха32, а не внешнего смысла в произношениях.

Хвала Ему, Пречист Он от подобия и схожести с творениями.
Мир и благословления Его посланнику, нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

——————————————————————————

1 Имам, Хафиз, Мухаддис, выдающийся историк и библиограф. Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман аз-Захаби аш-Шафии (673-748 г.) . Учился фикху у Ибн Замалкани, Бурхан ад-дина аль-Фаззари, был учителем Тажуд-дина ас-Субки.

2 Мазхаб в подтверждении Качеств и Атрибутов которыми Аллах описал себя в Коране и на языке Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

3 Мазхаб отрицающих смыслы Качеств и Атрибутов Аллаха, утверждающих, что то, что пришло в Коране и Сунне из описаний Аллаха, ни как непонимаемы нами. Все это содержит ноль информации для нас, и равнозначно для слышащего их, как слышащего абсолютно незнакомый для него язык; слышим звуки, и сочетания букв, но нисколько не понимаем внешнего смысла.

4 Словами (تلق)- «Я скажу…»

5 Мнения

6 Имам, выдающийся ученый, учитель Имама Бухари.

7 «Таъвиль»

8 «Кейфия»

9 Читайте «Сияр» 10\610-611.

10 Сказал Имам аз-Захаби в книге «Сияр»: «Ибн ‘Акъиль, выдающийся Имам, море (знаний), Шейх Ханбалитов,…».
Сказал Ибн Джавзи: » Он Имам в свое время, единственный в своем роде, был благородного вида…».

11 «Ташбих»

12 «Танзих»

13 «аз-Зохир»

14 Читайте «Сияр» 19\448-449.

15 «Кейфия»

16 Читайте «Мухтасар ‘Улув» стр. 231.

17 Читайте «Мухтасар ‘Улув» стр. 141-142.

18 » Хадд»

19 Читайте «Сияр» 20\86

20 Читайте «Тазкират аль-хуффаз» 3\921; «Мизан аль-И’тидаль» 3\507; «Сияр» 16\97-98.

21 «Муфовидз»

22 «Ахлю-таджхиль»

23 «Табиинов»

24 Подробно о убеждениях «Асхабуль-Хадис», вы можете ознакомиться из небольшого послания написанного мной под названием «В поддержку Асхабуль-Хадис».

25 Читайте «Сияр» 8\105.

26 Читайте «Сияр» 10\506.

27 Читайте «Сияр» 14\376

28 Читайте «Сияр» 19\448-449.

29 Читайте «Мухтасар Улув» стр. 141-142.

30 Правило, «муташабих» возвращать к «мухкаму».

31 «Кейфия»

32 Как ясно из его слов: «Снисхождение, Речь, Слух, Зрение, Знание, Вознесение, выражения ясные отчетливые для слышащего, и если описывается ими Тот, Кому нет подобного, то описание следует да описываемым, форма-образ этого неизвестна для человека». Читайте «Мухтасар Улув» стр. 231.

 

4 responses to “Убеждения Имама аз-Захаби в вопросе Имен и Атрибутов Аллаха

  1. gariban01

    Февраль 6, 2015 at 3:52 дп

    وقال الإمام الحافظ الذهبي ، بعد نقل كلام القصاب السابق : » ولو كانت الصفات ترد إلى المجاز ، لبطل أن تكون صفات لله ، وإنما الصفة تابعة للموصوف ، فهو موجود حقيقة لا مجازاً ، وصفاته ليست مجازاً ، فإذا كان لا مثل له ولا نظير : لزم أن تكون لا مثل لها »

    Сказал Имам аль-Хафиз аз-Захаби, упомянув слова аль- Къассаба:
    «Атрибуты Аллаха не могут быть истолкованы в переносном смыле, поскольку Аллах существует в прямом смысле, а не в переносном , в противном случае они не могли бы являться божественными качествами , потому что атрибуты связаны с тем, кто обладает ими. Как Он существует в прямом смысле, а не в переносном, также и Его атрибуты не могут быть метафорой. Как нет ничего равного или подобного Ему, так же не может быть ничего подобного Его атрибутам .»
    («العلو» ص 239 Конец цитаты из аль-Улув , с. 239 )

     
  2. gariban01

    Февраль 6, 2015 at 5:12 дп

    Сегодня в рунете распространилось так называемое «Наставление имама аз-Захаби своему учителю Ибн Таймие» — «АЛЬ-КАББАН», и эти суфики горят что мол: «это доказательство того что имам аз-Захаби отошел от своего учителя»

    Во-первых, о принадлежности этой работы Имаму аз-Захаби по сей день идут споры, принадлежит ли она его перу или нет.
    Во-вторых, если даже допустить, этот отход, то какими именно словами аз-Захаби отошел Ибн Теймийи, в этой «насиха»??? Ругательствами и предъявлениями за то, что сам совершал?

    1- То на что ссылался Коувсари в своих утверждениях принадлежности этой «насихи» Имаму аз-Захаби, это очередной его подлог. Он попытался создать иллюзию, что якобы ас-Сахави в книге «Таубих» упомянул некоторые претензии аз-Захаби именно с этой «насихи», но упустил слова, где именно ас-Сахави сказал, что это с книги «Загъль аль-Ильм». Ведь, знай ашарит ас-Сахави об этой «насихе», то он непременно привел бы из нее, то, что в более яркой форме выражало бы критику в отношении Ибн Теймийи от аз-Захаби. А если он знал о ней, но не привел, то скорее по причине не уверенности того, что она действительно принадлежит его перу.

    2- Если бы эта «насиха» была от аз-Захаби, и он этим самым отошел от Ибн Теймийи, как говорил автор (Абу Али), то неужели это не было бы известно его ученику Тажу ас-Субки? Ведь убеждения Ибн Теймийи «нешуточные» чтоб от них тихо и незаметно для всех отказаться Имаму аз-Захаби, да еще после того как он написал книги «аль-Улув» и несколько других книг в подтверждении Качеств и Атрибутов Аллаха? Знай ашарит Таж ас-Субки это, со слов или намека своего Шейха аз-Захаби, не говоря уже с послания его почерком, то он был бы первый кто объявил бы об этом и распространил повсюду. И он бы не критиковал своего Шейха после его смерти, недобрыми словами о том, что тот был не справедлив к ашаритам из-за своей склонности к убеждениям Ибн Теймийи.

    3- Если бы эта «насиха» действительно была от аз-Захаби и она вообще попала бы в руки Ибн Теймийи, то он бы ответил на нее и мы бы знали ответ. Либо ответили бы его ученики как Ибн Къайим или Ибн Абдул-Хади или Ибн Касир и десятки других. Но абсолютно никто из них ничего не упоминает об этом.

    4- Не исключено, что эта «насиха» была написана кем-то другим и попав в руки аз-Захаби, он переписав ее, для определенной ели, возможно даже для опровержения её, после чего хранил среди своих записей, а после его смерти, аль-Алаи нашел ее и посчитал что это его слова.

    5- Не исключено, что она вообще подделка под почерк аз-Захаби, либо подделка под почерк аль-Алаи (умер 761 г.) или подделка под почерк Бурхана Ибн Джамаа (умер 790 г.) или даже под почерк Ибн Къадзия Шухба, через цепочку которых она якобы передается. Если бы ашарит Ибн Хаджар Аскалани или его ученик ас-Сахави, знали бы о ней, то обязательно привели бы это со слов аз-Захаби. Но тот, кто читал книгу Аскалани «ад-Дурар», знает, что он привел слова критиков Ибн Теймийи, а приводя слова аз-Захаби привел только то, что указывало на похвалу, так же книги ас-Сахави, где он не упоминает «насиху», а отметил лишь некоторые слова с критикой из другой рисали аз-Захаби.

    6- Некоторые исследователи в рукописях этой «насихи» и в словах суфиев-каландаритов-рифаитов критикующих Ибн Теймийю, указали что она скорее всего может принадлежать руке суфию Ибн Сарраджу, которые сам утверждал в своих книгах, что посылал Ибн Теймийи множество посланий, и был еще с детства знаком с Шейхом, а посему не выбирал выражения обращаясь к нему, что никак не сходится с положением Имама аз-Захаби, который был его учеником и по словам автора (Абу Али), был еще якобы «под влиянием» Ибн Теймийи (!).

    7- Всем известны десятки работ Имама аз-Захаби, где он высказывался о своем Шейхе Ибн Теймийе, и большинство из них были написаны, уже после того как с ним стали происходить постоянные разбирательства и преследование со стороны завистников в судебных структурах власти,- это книги “Сияр”, “Тазкират аль-Хуффаз”, “Муъджам аш-Шуюх” «Муъджам аль-мухтас», «Тарих аль-Ислям» и другие, где он безмерно хвалит своего Шейха, и указывает на непричастность его к наговорам завистников.
    И десятка этих свидетельств достаточно, чтоб понять его отношение к Шейх аль-Исламу Ибн Теймийе и его убеждениям. Аз-Захаби говорит в книге «Тазкират аль-Хуффаз»:
    «Ибн Теймийя, Шейх, Имам, Величайший Учёный, Хафиз, Критик, Факих, Муджтахид, Искуснейший Муфассир (толкователь Корана), Шейх уль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в своё время,…,из величайший Храбрецов, и щедрец, отзывались с похвалой о нём, согласные с ним и противоречащие ему,…я не видел таких как он».

    Далее:
    Если мы начнем читать саму «насиху», то в каждом предложении встретим то, что не может относиться к словам аз-Захаби.
    Тот, кто это написал, обрушивается с критикой на Ибн Теймийю за то, что он указывает на ошибки ученых уже давно умерших, и тем самым лезет в то, что его не касается. Но разве сам аз-Захаби не упоминал в своих книгах об истории и биографиях ученых, их ошибки? Разве упоминание ошибок это не из-за беспокойства за нашу религию и исправления будущих поколений? Аз-Захаби сам был учеником Шейха и знал что такое наука «Джарх ва Таъдиль», и по какой причине Ученые этой науки, упоминают те или иные ошибки других ученых…. Таким образом, разве подобает аз-Захаби критиковать и говорить своему Шейху то, чему он у него учился, и чем сам занимался в своих книгах?
    Не за это ли его покритиковал его же ученик ашарит ас-Субки, обвинив в предвзятости мнения и необъективности в суждениях о ашаритах?

    Так же слова из этой «насихи»: «Эй мужик, оставь нас..», к чему бы аз-Захаби так обращаться к Шейху, да еще просить оставить их, ведь он сам подтверждал эти убеждения в книге «аль-Улув», «Исбат сифат аль-яд» и др. Зачем ему просить его оставить, ведь Шейхуль-Ислам не опровергал аз-Захаби по этому поводу и по какому либо другому.

    Так же слова из этой «насихи»: «…и избавь нас от упоминания (порицанием) новшеств по четвергам…». Зачем аз-Захаби будет говорить это, когда он сам написал книгу, посвященную этой теме «танбих аль-хасис би ахл аль-хамис».

    В общем если появится перевод этой «насихи», она буквально на двух листах помещается, то я инша-а-Ллах, постараюсь прокомментировать каждую строку, указывая на непричастность аз-Захаби к этим словам.

    А вот что говорил имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, на самом деле о своем учителе:
    هو شيخنا ، وشيخ الإسلام ، وفريد العصر ، علماً ، ومعرفة ، وشجاعة ، وذكاء ، وتنويراً إلهيّاً ً، وكرماً ، ونصحاً للأمَّة ، وأمراً بالمعروف ، ونهياً عن المنكر ، سمع الحديث ، وأكثر بنفسه من طلبه وكتابته ، وخرج ، ونظر في الرجال ، والطبقات ، وحصَّل ما لم يحصله غيره . برَع في تفسير القرآن ، وغاص في دقيق معانيه ، بطبع سيَّال ، وخاطر إلى مواقع الإِشكال ميَّال ، واستنبط منه أشياء لم يسبق إليها ، وبرع في الحديث ، وحفِظه ، فقلَّ من يحفظ ما يحفظه من الحديث ، معزوّاً إلى أصوله وصحابته ، مع شدة استحضاره له وقت إقامة الدليل ، وفاق الناس في معرفة الفقه ، واختلاف المذاهب ، وفتاوى الصحابة والتابعين ، بحيث إنه إذا أفتى لم يلتزم بمذهب ، بل يقوم بما دليله عنده ، وأتقن العربيَّة أصولاً وفروعاً ، وتعليلاً واختلافاً ، ونظر في العقليات ، وعرف أقوال المتكلمين ، وَرَدَّ عليهم ، وَنبَّه على خطئهم ، وحذَّر منهم ، ونصر السنَّة بأوضح حجج وأبهر براهين ، وأُوذي في ذات اللّه من المخالفين ، وأُخيف في نصر السنَّة المحضة ، حتى أعلى الله مناره ، وجمع قلوب أهل التقوى على محبته والدعاء له ، وَكَبَتَ أعداءه ، وهدى به رجالاً من أهل الملل والنحل ، وجبل قلوب الملوك والأمراء على الانقياد له غالباً ، وعلى طاعته ، أحيى به الشام ، بل والإسلام ، بعد أن كاد ينثلم بتثبيت أولى الأمر لما أقبل حزب التتر والبغي في خيلائهم ، فظُنت بالله الظنون ، وزلزل المؤمنون ، واشْرَأَب النفاق وأبدى صفحته . ومحاسنه كثيرة ، وهو أكبر من أن ينبه على سيرته مثلي ، فلو حلفت بين الركن والمقام لحلفت : إني ما رأيت بعيني مثله ، وأنه ما رأى مثل نفسه
    «Он наш шейх, шейх уль-Ислам, которому не было равных в наше время в знании, познаниях, смелости, уме, одухотворенности, щедрости, искренности по отношению к Умме, призыве к одобряемому и запрету порицаемого, и изучении хадисов — он приложил огромное усилие к их поиску и записыванию, и он изучал разные категории передатчиков и приобретал то знание, которое не приобрел никто другой. Он достиг высот в тафсире Корана и углублялся в его самые тонкие смыслы. Он извлек из него смыслы, которые не смог извлечь никто до него. Он также достиг большого успеха в науке хадиса и в их заучивании, немногие смогли запомнить столько хадисов, сколько помнил он. Он соотносил хадисы с их источниками и передатчиками, и он с готовностью мог процитировать все, что ему требовалось для установления доказательства. Он превзошел всех людей в знании фикха, и мнений разных мазхабов и фатв сахабов и табиинов, настолько, что когда он издавал фетву, он не следовал за мнением какого-то мазхаба, но он основывал свою фетву на том мнении, доказательства на которое были сильнее. Он достиг высот в знании арабского языка, и изучил логику и слова мутакаллимов, и опроверг их, и отметил их ошибки и предостерегал от них. Он поддерживал сунну посредством самых сильных доводов и доказательств. Он терпел ради Аллаха от своих оппонентов, и был преследуем за свою поддержку чистой сунны, пока Аллах не сделал так, что он одержал верх и сердца праведных не объединились в любви к нему и мольбе за него, и подавил Аллах его врагов и наставил людей из других групп и сект через него, и сделал так, что цари и правители склонялись обычно к подчинению ему в послушании Аллаха, и оживил посредством его Аш-Шам, и даже сам Ислам, после того, когда он был почти полностью побежден, Ибн Теймия призывал правителей противостоять татарам, когда люди стали делать плохие предположения об Аллахе и верующие были испытаны и потрясены великим потрясением, и лицемерие усилилось. Его хорошие качества многочислены, и он слишком велик для того, чтобы такой как я говорил о его жизни. Если бы мне нужно было принести клятву между углом Каабы и местом Ибрахима, то я бы поклялся, что я никогда не видел никого подобного ему и что он никогда не видел никого подобного себе». [Источник: «Зайль Табакат аль-Ханабиля», Ибн Раджаба аль-Ханбали, 4/390]

     
  3. gariban01

    Февраль 6, 2015 at 5:14 дп

    А вот само то письмо которая была сфабриковано от имени имама Захаби.

    Цитирую:
    «Во имя Аллаха Милостивого, Милующего. Хвала Аллаху. О Господи, будь милостив ко мне, прости мои ошибки и сохрани мою веру. Я печалюсь о недостатке печали, сожалею о настоящем положении сунны, скучаю по праведным братьям, я печалюсь о том, что исчезли многие ученые и праведники, бывшие светочами это уммы. Как нам не хватает законного дирхама, и хороших друзей.
    Счастливы те, кто видит свои ошибки и не видит чужие, и горе тем, кто не видит своих, но видит чужие. До каких пор, ты будешь видеть соринки в глазах окружающих, и не замечать бревно в своем глазу? До каких пор ты будешь возвеличивать себя и унижать ученых? Разве ты не слышал слов посланника Аллаха: «Вспоминайте своих покойных только добром, ведь они уже там, куда шли»[ал-Бухари и ан-Насаи]. Я знаю, что ты мне скажешь. Ты начнешь говорить, что эти люди не познали Ислам, пришедший к нам с лозунгом джихада. Нет, наоборот, именно они познали Ислам верно, и закрыли глаза на то, что их не касается. Как сказал об этом посланник Аллаха: «Лучший Ислам – это оставление того, что тебя не касается»[ат-Тирмизи].
    Эй ты, я увещеваю тебя именем Аллаха. Перестань вредить нам. Мы знаем, что ты обладаешь красноречием и умением приводить доводы. Знай же, что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) не любил, когда задают много вопросов. В одном из его хадисов сказано: «Больше всего для своей уммы я боюсь красноречивых лицемеров»[Ахмад]. Беспочвенное многословие умерщвляет сердца, даже в том случае, если оно связано с дозволенным. Что же ты думаешь по поводу многословия в отношении речей философов и неверных? До каких пор, ты будешь цитировать речи неверных философов, на которые нам приходится отвечать доводами разума? Ты отравился ядами философии, и дошел до той степени, что стал приписывать Аллаху телесность. Как сильно я скучаю по тем людям, которые читали Коран и задумывались над его смыслом, упоминали Аллаха и страшились Его, молчали и думали. Когда мы вспоминаем об этих праведниках на нас нисходит божественная милость, но она не будет нисходить, если мы будем их проклинать.
    Меч Хаджаджа и язык Ибн Хазма были очень близки друг к другу, ты же использовали первое и второе. Ты объявил сунной и основой таухида те бидга, которые мы считали верхом заблуждения. Тех, кто не следует за тобой, ты называет неверными и ослами. Тех, кто отказывается обвинять людей в неверии, ты объявляешь более неверными, чем фараон. Ты посеял в душах людей столько сомнений, что будешь счастлив если тебя признают верующим.
    Горе тем, кто последовал за тобой, ведь они впали в ересь. Все твои последователи невежественные глупцы, готовые защищать тебя, но на самом деле они твои враги. Посмотри, кто за тобой следует. Разве это не простолюдины и невежды? Если ты не веришь моим словам, обрати свой взор на последователей.
    О верующий, сколько же ты еще, поддаваясь своим страстям и желаниям, будешь вредить праведникам? Сколько времени ты еще будешь идти на поводу своих желаний? До каких пор ты будешь возвеличивать себя и унижать других? До каких пор ты будешь похваляться своими речами, оставляя достоверные хадисы? До каких пор ты будешь отвергать, опровергать, объявлять слабыми достоверные хадисы?
    Не настало ли время одуматься? Не настало ли время покаяться? Разве ты не разменял седьмой десяток? Разве не приблизился миг прощания с этим миром? Ведь ты и не думаешь о смерти, наоборот насмехаешься над теми, кто говорит о ней. Я думаю, что ты не последуешь этому наставлению, ведь ты всегда отвечал на мои слова многочисленными томами книг. Видимо ты будешь продолжать свое дело до тех пор пока о тебе не скажут: «Наконец то замолчал».
    Ты заметил, как отношусь к тебе я, твой бывший друг и последователь. А знаешь ли ты, как относятся к тебе твои враги. Среди них очень много праведников и уважаемых ученых, что же касается твоих последователей, то среди них одни лжецы, распутники и невежды.
    Я благодарен тебе за твою критику, ведь ты указываешь мне на мои ошибки. В одном из высказываний сказано: «Да наставит Аллах на прямой путь того, кто указал на мои ошибки. Горе мне, если я не успею покаяться, единственным лекарством для меня является божественное прощение. Хвала Аллаху, господу миров, благословение Аллаха нашему господину Пророку и Посланнику Мухаммаду (саллялЛаху алейхи ва саллям), а также всей его семьи и сподвижникам».

     
  4. gariban01

    Февраль 6, 2015 at 5:17 дп

    Признание ашарита о наговоре на Ибн Теймию, говорит Рамадан аль-Бути:
    ونحن نعجب عندما نجد غلاة يكفرون ابن تيمية رحمه الله ويقولون إنه كان مجسداً، ولقد بحثت طويلاً كي أجد الفكرة أو الكلمة التي كتبها أو قالها ابن تيمية، والتي تدل على تجسيده فيما نقله السبكي أو غيره فلم أجد كلاماً في هذا قط، كل ما وجدته أنه في فتواه يقول: إن لله يد كما قال واستوى على العرش كما قال وله عين كما قال ورجعت إلى آخر ما كتبه أبو الحسن الأشعري وهو كتاب (الإبانة) فرأيته يقول كما يقول ابن تيمية وأقرؤوا كتاب الإمام أبي الحسن الأشعري (الإبانة) الذي يقول فيه نؤمن أن الله يداً كما قال وأنه استوى على العرش كما قال. إذن فلماذا نحاول أن نعظم وهماً لا وجود له؟ ولماذا نحاول أن ننفخ في نار شقاق؟ والله سبحانه وتعالى سيحاسبنا على ذلك،
    «Я удивляюсь, когда вижу ультра крайних, выносящих такфир Ибн Таймийе, да помилует его Аллах, и говорящих, что он придавал Аллаху тело. Я много искал, чтобы найти мнение или слова, написанные или сказанные Ибн Таймийей, которые указывали бы на то, что он придавал Аллаху тело — а это то, что передаёт (от него) Субки и другие — и подобные его слова мной совершенно не были найдены. Все, что я нашел, ограничивается тем, что в своей фатве он сказал: у Аллаха рука, как Он сказал, вознёсся над троном, как Он сказал и что у Него глаз, как Он сказал.
    И я обратился к последнему из того, что написал Абу Хасан аль-Ашари — а именно, к «Ибане» — и увидел, что он говорит также, как и ибн Таймийа. Прочитайте «Ибану» имама Абу Хасана аль-Ашари, где он говорит в ней: мы верим, что у Аллаха рука, как Он об этом сказал, и что Он вознесся над троном, как Он сказал. Тогда почему мы пытаемся увеличит догадку которая не существует? И почему мы пытаемся раздувать огонь раздора? Ведь Аллах потребует от нас спроса от этого.»
    ندوة اتجاهات الفكر الإسلامي المعاصر 264-265. مجموعة محاضرات ألقيت في البحرين بتاريخ 25/2/1985.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: