RSS

Спор между Мусой и Адамом

1_d9f3e4648e95cf3d6b738fb31358f538

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Если бы не божественное откровение, то мы никогда не смогли бы узнать о диалоге, состоявшимся между двумя великими Пророками. Эта история рассказывает нам о встрече Адама и Мусы (мир им), которая произошла при Господе миров, и поэтому никто, кроме Пророка, получающего вести с небес, не смог бы ознакомить нас с чем-то подобным. Данная встреча состоялась по просьбе Мусы. Не смотря на то, что мы не знаем всех подробностей их встречи, мы полностью убеждены в её реальности, потому что об этом нам сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Похожие события происходили и с нашим Пророком (мир ему и благословение Аллаха), когда он встретился с Пророками и Посланниками в городе Макдис (Иерусалим) во время ночного перенесения. Все посланники вместе прочитали коллективную молитву (намаз) под руководством Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), после чего он имел возможность побеседовать с некоторыми из них, когда был поднят на небо.

Во время этой встречи Муса упрекнул Адама за то, что он вывел себя и своё потомство из Рая, совершив свой грех. Однако Адам привёл довод, заставивший Мусу смолчать в ответ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал, что Адам одолел Мусу своим доводом.

Текст хадиса

В сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поспорили Адам и Муса при их Господе, и Адам победил Мусу.

Муса спросил его: «Ты ли Адам, которого Аллах создал своей Рукой, вдохнул в тебя от Его духа, склонил перед тобой ангелов, поселил тебя в Раю, а ты затем своим грехом опустил людей на землю?»

Адам сказал: «Ты ли Муса, которого Аллах избрал, даровал тебе Посланничество, говорил с тобой (непосредствено), дал тебе Скрижали, в которых всё было разъяснено, приблизил тебя, сделав из самых близких (к Нему)? (так скажи мне), за сколько лет до моего создания, по твоему, Аллах записал Таурат?».

Муса ответил: «За сорок лет».

Адам спросил: «А нашёл ли ты, что там написано «Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение». (Та Ха: 121)

Муса ответил: «Да»,

тогда Адам сказал: «Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, и Аллах предначертал мне, что я сделаю это, за сорок лет до того как Он меня создал?»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так Адам победил Мусу в доводе»

Это версия Муслима.

В риваяте аль-Бухари сообщаеся: «Поспорили Адам и Муса, и сказал ему Муса: «Ты ли Адам, который своим грехом вывел себя из Рая?». Адам сказал ему: «Ты ли Муса, которого Аллах избрал, даровал тебе Посланничество, говорил с тобой (непосредствено), и после этого ты порицаешь меня за то, что было предопределено мне до того как я был создан? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так Адам победил Мусу в доводе». Он повторил эти слова дважды».

Также в сборнике аль-Бухари сообщается: «Поспорили Адам и Муса, и сказал ему Муса: «О, Адам, это ты наш отец, который разочаровал нас и вывел нас из Рая?» Адам сказал ему: «О, Муса, Аллах избрал тебя, говорил с тобой (непосредственно), своей Рукой Он провёл тебе путь (1). Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, которое Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как Он меня создал?».

Так Адам победил Мусу в доводе, так Адам победил Мусу в доводе». Он (Пророк, мир ему и благословение Аллаха)  повторил эти слова трижды».

Источники хадиса

Имам аль-Бухари привёл этот хадис от Абу Хурайры в «Книге историй о пророках», в разделе «Смерть Мусы» (6/440), номер хадиса: 3407.

Хадис приводится в «Книге Тафсира», в разделе «Слова Аллаха: «Я избрал тебя для Себя» (Та Ха: 41), (8/434), номер хадиса 4736.

В «Книге предопределения» в разделе «Дискуссия Адама  и Мусы» (11/ 505), номер хадиса: 6614.

В «Книге Единобожия», в разделе «Слова Аллаха»: «Аллах говорил с Мусой (Моисеем) непосредственно» (Ан-Ниса: 164).

Этот хадис также передал Муслим в «Книге предопределения», в разделе «Спор Адама и Мусы» (4/2042), номер хадиса: 2652.

Толкование хадиса

Вопрос: В чём заключалась правота Адама, и почему его довод оказался более весомым?

Ответ: Грех Адама не являлся прямой и непосредственной причиной произошедшего, и если бы Аллах не пожелал этого бы не случилось. Мудрость Аллаха заключалась в том, чтобы вывести людей из Рая ради великой цели, о которой было ведомо лишь Ему Одному.

Тексты Корана и достоверной Сунны, а также высказывания сподвижников, однозначно указывают на Предопределение, предписанное Аллахом до создания всякой вещи. Те, кто не верят в Предопределение (2), отвергли этот хадис, т.к. в нём содержится явный довод в пользу предустановления.

Джабриты (3) использовали этот хадис, как довод для подтверждения своих воззрений. Но на самом деле этот хадис не содержит ничего, что подтверждало бы их взгляды, потому что Адам не спорил с Мусой в данном аспекте и не говорил, что он был принужден к ослушанию Аллаха. Хадис говорит о другой стороне их спора, который был объяснен выше, а Аллах знает об этом лучше.

Польза и уроки, извлекаемые из хадиса

1. Этот хадис указывает на допустимость дискуссий между двумя праведными людьми. При этом участники дискуссии должны смириться с истиной, которая выяснилась после обсуждения, как смирился Муса перед доводом приведённым Адамом (мир им обоим).

2. Мусульманин обязан искренне  верить в сокровенное знание, переданное нам Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Аллах похвалил тех, кто верит в сокровенное, к которому относится история Адама и Мусы.

Некоторые люди рассказывают разные истории и выдают их за сокровенные знания, мы же должны знать, что если подлинность этих историй не подтверждена доказательствами из Корана и Сунны, то это считается безосновательной ложью, возводимой на Аллаха.

3.  Во время дискуссии, участники не должны забывать о достоинствах своих оппонентов. Более того, о них желательно упомянуть, как это сделали Муса и Адам: они упомянули о достоинствах друг друга прежде, чем высказать критику.

4.  Всё в этом мире происходит по предопределению Аллаха. Этот хадис и многочисленные тексты Корана и Сунны подтверждают это, опровергая тем самым воззрения кадаритов и мутазилитов, которые отвергают предопределение Аллаха.

5.  Разъяснение некоторых достоинств и особенностей Адама: Аллах создал его своей Рукой, склонил перед ним всех ангелов, поселил его в Раю. Что касается Мусы, то в хадисе упоминается, что Аллах даровал ему пророчество особым образом, Всевышний разговаривал с ним Сам непосредственно, дал ему Скрижали, в которых было разъяснено всё сущее, приблизил его и сделал одним из самых приближенных своих Посланников.

Оба Пророка (мир им) обладали всеми перечисленными достоинствами. О некоторых из них свидетельствует сам Коран, а об остальных упоминается в других достоверных хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

6.   В хадисе упоминается о таком качестве Всевышнего Аллаха, как Рука, и поэтому никому не позволительно отрицать это качество, также как нельзя считать, что Рука Аллаха подобна руке Его творений. Самый правильный подход в отношении имён и качеств Аллаха, описан в следующем аяте:

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Аш-Шура: 11) (4)

7.  Этот хадис сообщает нам об одном из аятов, который имел место в истинном Таурате (Торе) ниспосланном Мусе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что в ней были такие слова: «Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение». Эти слова содержатся и в Коране (сура Та Ха, аят 121), но в тексте современной Библии данный фрагмент отсутствует.

8.  В этом хадисе сообщается об одной сокровенной истине. Всевышний Аллах записал Таурат за сорок лет до того как был создан Адам (мир ему).

9.   Воистину Аллах начертал Таурат своей Рукой, что  несомненно говорит о великом достоинстве этой Книги Аллаха, а также об особой степени Пророка Мусы, которому была дана эта Книга.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»

  • (1) Когда вода расступилась перед сынами Исраиля.
  • (2) Это Кадариты – секта отрицающая предопределение, они говорят, что человек действует исключительно по своей воле, и их воля никак не связана с Волей Аллаха.
  • (3) Джабриты – секта утверждающая, что человек принуждаем к совершению своих действий и не имеет свободы для совершения самостоятельных действий.
  • (4) Данный аят отрицает любое подобие и сходство Аллаха со своими творениями, утверждает за Аллахом такие качества, как Слух и Зрение. Значит, отрицая сходство Аллаха со своими творениями, мы не должны отрицать наличия у Аллаха качеств одноименных с качествами человека, но вместе с тем надо понимать, что качества Аллаха совершенно несопоставимы с аналогичными качествами Его творений и различны по своей сущности.   Слух – это восприятие звуков, зрение – это визуальное восприятие; эти качества присущи как Аллаху, так и его творениям, однако Слух и Зрение Аллаха такие, как подобает Его Величию, а слух и зрение людей такие, как подобает их слабости и ограниченности. То же самое можно сказать и о бесподобной Руке Аллаха, которую мы не можем и не имеем право представлять, дабы не впасть в антропоморфизм и не возвести  ложь на Аллаха, даже в своих мыслях. Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий
 

3 responses to “Спор между Мусой и Адамом

  1. Админ сайта

    Май 21, 2014 at 11:21 пп

    История Иерусалима и аль-Масджид аль-Акса – это история Пророков от Адама, мир ему, до нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
    История Иерусалима соприкасается с жизнеописаниями праведных халифов, сподвижников-победителей, всемирным исламским движением и историей выдающегося джихада.

    Аль-Бухари в своем «ас-Сахихе» приводит от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах:
    «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?»
    Он ответил: «Запретная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)».
    Я спросил: «А после неё?»
    Он ответил: «Отдалённейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)».
    Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?»
    Он ответил: «Сорок лет»,
    после чего добавил: «Где бы ни застало тебя время молитвы, совершай её, ибо в этом благо»».

    Аль-Куртуби в «Джами лиль-ахкамиль-Куран» говорит:
    «Ученые разошлись во мнениях, кто первым основал Иерусалим. Передается, что первым, кто построил аль-Байт аль-Харам, был Адам, мир ему. Возможно, что его сын построил Иерусалим через сорок лет после него. Также, возможно, что его построили ангелы с разрешения Аллаха после строительства аль-Байт аль-Харама. Все это возможно, а Аллах знает лучше».

    Ибн Хаджар в начале книги «Китабун ахадисиль-анбия» передает:
    «Поистине, первым кто основал аль-Масджид аль-Акса, был Адам, мир ему. Также говорят, что это были ангелы. Также говорят, что это был Сам бин Нух, мир ему. Также говорится, что это был Якуб, мир ему».
    Он также сказал: «Также я нашел то, что подтверждает слова того, кто сказал: «Поистине, Адам основал обе мечети. Ибн Хишам упоминает в «Китабу-ль-тиджан»: «Когда Адам построил Каабу, Аллах повелел ему отправиться в Иерусалим, чтобы он построил его. И он построил его и поклонялся там»».

    Ибн Хаджар аль-Аскаляни указал в «Фатх аль-Бари», что ибн аль-Джаузи упомянул, относительно слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «сорок лет», о нестыковке, так как Ибрахим, мир ему, построил Каабу, а Сулейман, мир ему, построил Иерусалим, а между ними была разница больше, чем в тысячу лет.
    Затем ибн аль-Джаузи ответил на эту трудность следующим образом:
    «Это указывает на первое строение и основание мечети. И Ибрахим не был тем, кто первым построил Каабу, а Сулейман не был тем, кто первым построил Иерусалим».
    Потом ибн аль-Джаузи сказал: «Мы уже передали о том, что первым, кто построил Каабу, был Адам, мир ему, затем его дети разошлись по земле и возможно, что некоторые из них построили Иерусалим. Затем Ибрахим построил Каабу, согласно тексту Корана».

    Аль-Куртуби сказал: «Поистине, хадис не указывает на то, что, когда Ибрахим и Сулейман построили эти две мечети, они начали их строительство. Однако это было обновлением, тогда как их основали другие».

    Большинство толкователей упоминают о том, что Ибрахим обновил строение аль-Масджид аль-Акса и установил ее как мечеть для уммы мусульман из числа своих сыновей и своего потомства, уверовавших в его послание и призыв.
    И управление аль-Масджид аль-Акса и Иерусалимом продолжало находиться в руках праведников из числа потомства Ибрахима, мир ему, как об этом упоминает ибн Касир в «аль-Бидая ва-н-Нихая»: «Во время Якуба бин Исхака, мир им обоим, она была восстановлена, так как строение Ибрахима, мир ему, обветшало».

    Это строительство было обновлением.

    Шариатсткими доказательствами, которые установлены для мусульман, утверждено что Сулейман, мир ему, построил аль-Масджид аль-Акса, и что строительство Сулеймана, мир ему, было обновлением, расширением и подготовкой для поклонения, но не его основанием.
    Ан-Насаи, ибн Маджа и другие передали от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
    «Когда Сулейман бин Дауд завершил строительство Иерусалима, он попросил у Аллаха о трех вещах: правление, которое соответствует Его правлению, царство, которое не будет дано никому после него, и кто бы ни посетил эту мечеть только для того, чтобы помолиться в ней, чтобы он вышел из нее очищенным от грехов как в тот день, когда он родился».
    Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что касается первых двух вещей, то они были даны ему, и я надеюсь, что была и третья вещь».

    Ан-Навави в комментариях к «ас-Сахих Муслим» сказал:
    «Передается, что тем, кто построил обе мечети, был Адам, мир ему. И под это подпадают сложности того, что Ибрахим построил аль-Масджид аль-Харам, а Сулейман построил Иерусалим, и разница между строительствами этих двух мечетей больше сорока лет. Нет никаких сомнений, что это были обновления строений».

    Аль-Куртуби в «Джами ли ахкамиль-ль-Куран» сказал:
    «Аят «Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы)» и хадис (имеется ввиду хадис, приводимый ан-Насаи) не указывают на то, что Ибрахим и Сулейман, мир им обоим, начали установление этих мечетей, однако, это были обновлениями, тогда как основы были заложены другими».

    Имам аль-Багави сказал в своем тафсире:
    «Иерусалим оставался таким, как его построил Сулейман, пока на него не напал Навахудоноср, который опустошил город и разрушил его, разрушив и мечеть, забрав то, что было в крыше и на стенах из золота, серебра, жемчуга, яхонта и других драгоценностей, и унеся все это в свое царство, которое находилось в землях Ирака».

     
  2. missismaryam78

    Май 22, 2014 at 5:57 дп

    Известны многие версии этого хадиса.Некоторые из них передаются по смыслу и являются спорными.Что же касается большинства версий,приводимых в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима,а также в других сводах хадисов,то в них указывается,что Муса порицал Адама за то,что тот вывел себя и свое потомство из Рая.На это Адам сказал ему:»Яне выводил вас,вывел же вас Тот ,Кто определил,что вкушение плодов этого дерева повлечет за собой изгнание из Рая.Тем,Кто предопределил это еще до того,как я был создан,является Всемогущий и Великий Аллах,а ты порицаешь меня за то,что не имеет ко мне отношения,если не считать того,что мне было запрещено есть плоды этого дерева,однако я вкусил их.Изгнание из Рая было связано с этим,но я не выводил из Рая ни вас ,ни себя.Это было предопределено и совершено Аллахом и соответствовало Его замыслу.Вот почему Адам убедил Мусу.
    Ибн Касир.»Истории о пророках»

     
  3. Админ сайта

    Май 21, 2015 at 9:06 пп

    Передается, что однажды Абу Муавия рассказывал хадис Абу Хурайры в обществе Харуна ар-Рашида о том, что однажды поспорили Адам и Мусса, мир им обоим. Тогда один из присутствующих сказал: «Как это, Адам и Муса? Ведь между ними столько лет?!». И тогда Харун ар-Рашид разгневался, вскочил со своего места и сказал: «Он тебе передаёт хадис от посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), а ты возражаешь и говоришь «Как?»»

    Имам абу Усман ас-Сабуни относительно действий Харуна ар-Рашида (да смилуется над ним Аллах) сказал:
    «И таким же образом необходимо человеку возвеличивать хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), принимать их, обращаться к ним, покориться и не отвергать их. И также необходимо строго порицать того, кто противопоставил достоверному хадису свои умозаключения, и пришел с вопросом «Как это возможно?!» Подобно тому, как это сделал один из халифов Харун ар-Рашид в отношении того, кто не принял сообщение от пророка (мир ему и благословения Аллаха). Ведь мусульманин обязан принимать все то, что достоверно пришло от пророка (мир ему и благословения Аллаха).
    См. Акида Асхабул Хадис стр.129.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: