RSS

Сомнения и ответы: ташбих, джиха, макан

kqt-DqQweicС именем Аллаха Всемилостивого, Милостивого.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье, сподвижникам и всем тем кто последовал за ними.

А затем:

Среди поколения халяф (т.е. поздних) распространилось, что каждый, кто подтверждает по отношению к Всевышнему Аллаху сифат «Аль-фавкийа» (нахождение над всем сотворенным) – мушаббих (уподоблениц), или муджасим (предающий Аллаху тело), или, что он приписывает Аллаху «джиха» (сторону) и «макан» (место). С этих трех моментов необходимо снять сомнения.

Сомнение первое: «ташбих» (уподобление).
Ответить на эту шубху можно тем, что мы уже привели от имамов и то, что мы увидим из дальнейших текстов этой книги. Сейчас я упомяну некоторые из них:
1. Сказал На’им ибн Хаммад Аль-Хафиз:
«Кто уподобит Аллаха Его творениям – стал неверным, кто станет отрицать то, чем Он Себя описал Сам – стал неверным, нет в том, чем Он описал Себя и Его посланник, ташбиха (уподобления)»

2. Сказал Исхак Ибн Рахавайх:
«Поистине ташбих будет если сказать: «Йад» (Рука) как моя рука, или «Сам’» (Слух) как мой слух – это ташбих. А если сказать, как сказал Аллах: Йад (Рука), Сам’ (Слух), Басар (Ведение), и не говорить слова: «как?», «подобно» — это не будет ташбихом. Сказал Всевышний: «Нет ничего подобного Ему. Он Слышащий, Видящий»»

Если бы смысл подтверждения сифата «Аль-фавкийа» по отношению к Всевышнему Аллаху был бы ташбихом, то все те, кто подтверждают другие сифаты по отношению к Всевышнему Аллаху, (например) как то, что Он Живой, Способный (на каждую вещь), Слышащий, Видящий – стали бы так же уподобленцами (мушаббиха).
А такого не скажет мусульманин, который сегодня относит себя к ахлас-сунна ва-аль-джама’а, как противоположно отрицающие [все] сифаты, му’тазилитам и другим.
Сказал шейху-ль-Ислям в «Минхадж ас-сунна» (2\75): «Му’тазилиты, джахмиты и подобные им из отрицающих сифаты, всех кто их (сифаты) подтверждает, сделали муджасимом (придающим тело)
и мушаббихом (уподобленцом). Среди них есть те, кто считают из числа муджасима и мушаббиха даже некоторых известных имамов, как Малик, Аш-Шафи’и, Ахмад и их соратников, как это упомянул
Абу Хатим автор книги «Аз-зинат» и другие. Шубха этих (отрицающих сифаты) в том, что все известные имамы подтверждали сифаты по отношению к Всевышнему Аллаху и говорили:
«Поистине Коран – Речь Аллаха не сотворенная» и говорили: «В Ахирате Аллах будет видим».
Это есть мазхаб сподвижников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом из ахл аль-бейт и других».

Затем он сказал на странице 80: «Смысл тут в том, что ахлу-с-сунна едина в том, что Аллах, нет ничего подобного Ему, ни в Его сущности, ни в Его сифатах, ни в Его делах. Слово же «ташбих» в речах людей имеет общий смысл, если этим человек желает отрицать уподобление, которое отрицает Коран и указал на это разум, то это истина. Поистине, ничего из творений, ни в чем не подобно чему-либо из особенностей Господа и Его сифатов. Если же, под ташбихом человек имеет ввиду, что ничего из сифатов не подтверждается по отношению к Аллаху и не говориться, что у Него есть знание (‘ильм), мощь (кудра), хайат (жизнь), по той причине, что и раб описывается этими качествами, то из этого вытекает, что не говориться по отношению к Нему, что Он Живой, Знающий, Мощен, потому что и раб (тоже) назван этими именами! Точно так же Его Речь, Слух, Зрение, Его видимость (в Ахирате) и другое, а ведь они согласны с «Ахлу-с-Сунна», что Аллах существует, Живой, Знающий, Мощен, в то время как и по отношению к творениям так же говориться: существует, живой, знающий, мощен! Но ведь не говорят, что это ташбих и надо его отрицать!»

Сомнение второе: «джиха» (сторона).
Ответ на это в том, что сказал Ибн Теймийа в «Ат-тадмурийа» стр. 45:
«Иногда под джиха подразумевают нечто существующее помимо Аллаха, тогда это является сотворенным, как например когда под «джиха» подразумевают сами Арш, или небеса. Иногда под «джиха» подразумевается то, что не существует помимо Всевышнего Аллаха, как например под «джиха» подразумевается то, что над всем миром. Известно что в текстах Корана и Сунны нет подтверждения слова «джиха», как нет и отрицание его, как есть (подтверждение словам) «Аль-‘уллув», «Аль-истива», «Аль-фавкийа», «Аль-‘урудж илайх» и подобное этому. Известно, что нет ничего существующего кроме Творца и творений. Творец, Пречист Он и Всевышен, отделен от творений, нет ничего из Его сущности в Его творениях, как нет ничего из Его творений в Его Сущности»

У того кто отрицает «джиха» спрашивается: «Подразумеваешь ли ты под «джиха», что это нечто сотворенное, существующие? Аллах не находится внутри творений! Или ты подразумеваешь под «джиха» то, что за пределами мира? То, нет ни каких сомнений, что Аллах над (всем) миром.
Также спрашивается и у того, кто говорит: «Аллах в «джиха» (стороне)» Подразумеваешь ли ты этим, что Аллах над (всем) миром? Или ты подразумеваешь, что Аллах внутри чего-либо из творений? Если ты подразумеваешь первое – это истина, если ты подразумеваешь второе – это ложь»

Из этого становится ясно, что слова «джиха» (сторона) не встречается в Книге и Сунне, поэтому не надлежит подтверждать ее, или отрицать, потому что и в подтверждении и отрицании есть то, от чего надо остерегаться, как это уже было показано (в словах Ибн Теймийи).
Так же (еще) не надлежит отрицать «джиха» (сторону) пологая, что этим будет подтверждение «Аль-‘уллув» (Возвышенность) по отношению к Всевышнему Аллаху, (так как в этом случаи это) делает обязательным подтверждение (того же сыфата) «джиха» (сторона). По причине того, что в этом есть много опасностей, из них отрицание явных доказательств на подтверждения «Аль-‘уллув» по отношению к Всевышнему; из них отрицание видения верующими своего Господа, Велик Он и Всемогущ, в День Воскресения.
(Поэтому подобает нам подтверждать ее, или отрицать, так нет на это далиля).
Му’тазилиты и Шииты открыто отвергли (видение Всевышнего в Ахирате), шиит Ибн Аль-Мутаххир в свей книге «Манахидж» отверг (видение Всевышнего в Ахирате) указав следующую причину: «Поистине Он не в стороне!» Что касается ашаритов, вернее поздних из них, которые подтвердили видение, но противоречили этому, сказали: «Он будет видим, но не в стороне (джиха)!», они имеют ввиду под этим «Аль-‘уллув».
Сказал шейху-ль-Ислям в «Минхадж ас-сунна» (2\252):
«Большинство людей из тех, кто подтверждает Видения (видение Всевышнего в Ахирате) и из тех, кто отрицает его, говорят: Разуму абсолютно ясно порочность (их слов), как например их слова по поводу Речи. Поэтому Абу АбдулЛах Ар-Рази упоминает, что никто из мусульман не говорит их словами в вопросе Речи и Видения»

Потом он начал опровергать отрицающих (сифаты) из числа му’тазилитов и шиитов степенной и сильной речью. Обратись к этим словам, поистине они ценны.
В общем, слово о «джиха» состоит в том, что если под этим подразумевается нечто существующее помимо Аллаха, то это сотворенное! Всевышний Аллах над всеми творениями, ничего из творений не охватывает и не окружает Его, поистине он отделен от творений, как это придет в этой книге со слов всех имамов.
Если же под «джиха» подразумевается нечто несуществующее (то есть то, где нет ничего кроме Аллаха), а это то, что над всем миром, то нет там ничего, кроме, лишь одного Аллаха.
И этот последний смысл и есть подразумеваемое в словах подтверждающих сифат «Аль-‘улув», и передаваемое от саляфов подтверждения «джиха», как это передал от них Аль-Куртуби.

Сомнение третье: «аль-макан» (место).
Если ты узнал ответ на прошлое сомнения по поводу «джиха» (стороны), тебе станет легко понять ответ на этого сомнения, а ответ достигается если сказать:
Если под «макан» подразумевается нечто существующее (помимо Аллаха), а это то, что сегодня приходит в головы большинства людей, они полагают, что «макан» это подразумеваемое нашим подтверждением сифата «Аль-‘улув» по отношению к Всевышнему Аллаху.
То ответ: Аллах чист от того, что быть в «макан» (месте) в такой трактовке, творения не содержат в себе Всевышнего Аллаха. Ведь Он Великий и Величественней (всего сущего), ведь даже Его Курси объял небеса и землю, и сказал Всевышний: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей.»
И установлено от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в двух Сахихах, а так же и в других книгах, о том, что он сказал: «Аллах зажмет землю и свернет небеса Своей Десницей, а затем скажет: «Я Властелин, где властелины земли?»»
А если же под «макан» (местом) имеется ввиду нечто несуществующее (то есть то, где нет ничего кроме Аллаха), а это то, что за всеми мирами в «улуве» (возвышенности), то Всевышний Аллах над всеми мирами, не в «макане» в смысле существующего (помимо Него), как и был до того как сотворил творения.
Когда же ты услышишь, или прочтешь от кого-нибудь из имамом и алимов отнесение «макан» (места) Всевышнему, то знай, что подразумевается под этим смысл несуществующего (Кроме Аллаха) и они желают этим установления (объясняя) сифата «Аль-‘улув» по отношению к Всевышнему, и опровергнуть джахмитов и му’уттиля, которые отрицают от Него, Пречист Он, сифат «Аль-‘улув», а потом заявляют, что Он во всех местах в смысле нахождения с творениями.

Если ты понял все сказанное, то, с позволения Всевышнего Аллаха, ты легко сможешь понять Коранические аяты, пророческие хадисы и салафитские предания, который привел Аз-Захаби, да помилует его Аллах, … что смысл их – смысл известный, так как это надлежит Всевышнему, а это Его, Пречист Он, «’Улув» (Возвышенность) на всеми творениями, Его вознесение над Аршем, как это надлежит Его Величию и вместе с этим Он не в «джиха» (стороне) и не в «макан» (месте), так как он Творец всего сущего к чему относится и сторона и место, Он не нуждается в мирах.
Тот кто растолковал их в смысле невозможного по отношению к Аллаху, то нет в этом нечего предосудительного (в общем-то), но вместе с этим (следует отметить что) не надлежит использовать слова «джиха» и «макан» и не надлежит утверждать их, по причине их отсутствие в Книге и Сунне.
Тот же кто отнес их по отношению к Аллаху – тот совершает словесную ошибку, если он имеет ввиду под этим указание на подтверждения сифата «Аль-‘улув» по отношению к Аллаху, а иначе он также совершающий ошибку и со стороны смысла, если он подразумевает под этим охватывание Всевышнего Аллаха в существующем месте, или если имел цель уподобить Всевышнего Его творениям.
Также не разрешается отрицать их (джиха и макан) в общем, не разъяснив то, что имеется ввиду под ними, потому что подразумеваемое может соответствовать Книге и Сунне и потому что вы видим, что отрицающие их, подразумевают под ними отрицание сифата «Аль-‘улув» по отношению к Всевышнему Аллаху, отрицая его в виде отрицания «джиха», или приписывая верующим, что они утверждают таджсим, или ташбих.
По этой причине ты можешь видеть как Аль-Кавсари в своих примечаниях постоянно жужжит вокруг этого, более того, он упорствует в приписывании таджисма к шейху-ль-Исламу Ибн Теймийа и его ученику Ибн Аль-Каййиму в каждом подходящем (по его мнению) случаи. Затем за ним последовал автор книги «Фуркануль-Куран», сказав на стр. 61, что Ибн Теймийа шейх Ислама людей таджсима!
(Эта великая клевета на шейхуль-Илама и на его учеников) Того кого Аллах ввел в заблуждение, тому нет наставника!
Подобные (лживые) обвинение в сторону «ахл аль-хадис» (людей хадиса) со стороны людей нововведения и врагов сунны – стары, с тех времен как возникли разногласие между ними в некоторых вопросах единобожия и Божественных сифатов. Ты увидишь в биографии имама Абу Хатим Ар-Рази, да помилует его Всевышний Аллах, его слова: «Признак людей нововведений является нападки в сторону «ахлу-ль-асар» (приверженцев пророческих преданий), признак джахмитов является то, что они называют ахлу-с-сунну «мушаббиха» (уподобленцами), признак кадаритов (му’тазилитов) является то, что они называют ахлу-с-сунну муджаббира, признак зиндиков является то, что они называют «ахлу-ль-асар» хашавитами».

——————————————————————————————————————————
Далее автор, упомянул ложь в сторону Ибн Теймийи, что он якобы сказал, что Аллах нисходит на ближнее небо также, как и он с минбара, да погубит Аллах распространяющих ложь по знанию!
Затем он упомянул, как в свое время нововведенцы оболгали имама, шейх-ль-Исляма Абу Исма’иля Аль-Харави в том, что он поместил в михраб идола и заставляет ему поклоняться и о том, как потом разоблачили этих лжецов! И т.д.

Хвала Аллаху Господу Миров!

 

3 responses to “Сомнения и ответы: ташбих, джиха, макан

  1. missismaryam78

    Январь 10, 2015 at 4:30 дп

    вот этот момент не понятен,цитирую:
    Так же (еще) не надлежит отрицать «джиха» (сторону) пологая, что этим будет подтверждение «Аль-‘уллув» (Возвышенность) по отношению к Всевышнему Аллаху, (так как в этом случаи это) делает обязательным подтверждение (того же сыфата) «джиха» (сторона).

    Разъясните,пожалуйста.

     
  2. missismaryam78

    Январь 10, 2015 at 4:48 дп

    То есть «джиха» в этом понимании,цитирую:
    под «джиха» подразумевается нечто несуществующее (то есть то, где нет ничего кроме Аллаха), а это то, что над всем миром, то нет там ничего, кроме, лишь одного Аллаха.Конец цитаты.
    Как бы является тафсиром на сыфат «Аль-‘улув» у саляф?Так выходит?

     
    • gariban01

      Январь 10, 2015 at 11:49 дп

      да.

      Сказал Ибн Теймийа в «Ат-тадмурийа» стр. 45:
      «Иногда под джиха подразумевают нечто существующее помимо Аллаха, тогда это является сотворенным, как например когда под «джиха» подразумевают сами Арш, или небеса. Иногда под «джиха» подразумевается то, что не существует помимо Всевышнего Аллаха, как например под «джиха» подразумевается то, что над всем миром. Известно что в текстах Корана и Сунны нет подтверждения слова «джиха», как нет и отрицание его, как есть (подтверждение словам) «Аль-‘уллув», «Аль-истива», «Аль-фавкийа», «Аль-‘урудж илайх» и подобное этому. Известно, что нет ничего существующего кроме Творца и творений. Творец, Пречист Он и Всевышен, отделен от творений, нет ничего из Его сущности в Его творениях, как нет ничего из Его творений в Его Сущности»

       

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: