RSS

О куфре джахмитов что Аллах «фи кулли макан” (что «Аллах вездесущ», или «во всех местах»)

GBsVu1wHN4w

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Имам Ахмад ибн Ханбаль рахимахуЛЛАХ. (умер в 241 г по хиджре) опровергая слова джахмитов о том, что Аллах “фи кулли макан” (вездесущ, а дословно во всех местах) сказал:

»“Если ты хочешь убедиться в том, что джахмиты лгут на Аллаха, заявляя что Он вездесущ и что Он не находится в каком-либо определенном месте, тогда спроси его: «Разве не было когда-то так, что был Аллах и не было ничего кроме Него?». Он скажет тебе: «Да!». Потом задай ему следующий вопрос: «А когда Он что-то создавал, Он творил это в Себе или вне Себя?».
Джахмит тебе ответит одним из трех предложенных вариантов:

1) Если он заявит, что Аллах создал творения в Себе, то станет неверным. Так как он полагает, что джинны, шайтаны и Иблис находятся в Нем;

2) А если он скажет: «Он сотворил их вне Себя, а затем вошел в них» — , то также станет неверным. Потому что он считает, что Аллах вошел во все места и в пыль, и в грязь.

3) Ну а если же он скажет, что Аллах создал творения вне Себя, а затем не входил в них, значит он вернулся от своего прежнего мнения к убежению Ахль ас-Сунна”»

(См. «Ижтима` джуюш аль-Ислямий» 76-80. Подобное приводится и у шейха Абдуль-Карима ар-Рифа`и в послании «Ма`рифа»).

Также имам Ахмад сказал:

«Поистине смысл слов Аллаха, велико его восхваление: «Он – Аллах на небесах и на земле», — Он тот, кому поклоняются те, кто на небесах, и Он тот, кому поклоняются те, кто на земле, и Он над Троном, и охватило Его знание все, что под Троном, ни одно место не исключено из Его знания, и не бывает такого, чтобы знание Аллаха охватывало одно место и не охватывало другое. И это в Его словах: «… чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь».

(См. Ахмад ибн Ханбаль, книга «Радд аля занадика уаль-джахмия», глава: «Объяснение того, что отрицают джахмиты о нахождении Аллаха над Троном».)

Также имам Ахмад сказал:

«Мы веруем, что Аллах находится на Троне так, как Он пожелал, и так, как Ему угодно, без ограничения (би-ля хадд ) и без вида, которым смогли бы охарактеризовать Его описывающие либо ограничить Его (качества). Качества Аллаха от Него и принадлежат Ему. Он таков, как Он описал Себя Сам. И взоры не могут постичь Его».

(См. «Дар’ та’аруд аль-‘акъль уа-ннакъль» 2/30).

 

2 responses to “О куфре джахмитов что Аллах «фи кулли макан” (что «Аллах вездесущ», или «во всех местах»)

  1. Админ сайта

    Май 20, 2015 at 7:25 пп

    Ответ тем кто говорит что ахлю-Сунна тоже делают тауиль Сыфатов, истолковывая аят: «Аллах с вами где бы вы не были»

    Сказал имам Ибн Кудама:
    فَإِن قيل فقد تأولتم آيَات وأخبارا فقلتم فِي قَوْله تَعَالَى {وَهُوَ مَعكُمْ أَيْن مَا كُنْتُم} [الْحَدِيد 4] أَي بِالْعلمِ وَنَحْو هَذَا من الْآيَات وَالْأَخْبَار فيلزمكم مَا لزمنا
    94 — قُلْنَا نَحن لم نتأول شَيْئا وَحمل هَذِه اللفظات على هَذِه الْمعَانِي لَيْسَ بِتَأْوِيل لِأَن التَّأْوِيل صرف اللَّفْظ عَن ظَاهره وَهَذِه الْمعَانِي هِيَ الظَّاهِر من هَذِه الْأَلْفَاظ بِدَلِيل أَنه الْمُتَبَادر إِلَى الأفهام مِنْهَاوَظَاهر اللَّفْظ هُوَ مَا يسْبق إِلَى الْفَهم مِنْهُ حَقِيقَة كَانَ أَو مجَازًا وَلذَلِك كَانَ ظَاهر الْأَسْمَاء الْعُرْفِيَّة الْمجَاز دون الْحَقِيقَة كاسم الراوية والظعينة 95 — وَغَيرهمَا من الْأَسْمَاء الْعُرْفِيَّة فَإِن ظَاهر هَذَا الْمجَاز دون الْحَقِيقَة وصرفها إِلَى الْحَقِيقَة يكون تَأْوِيلا يحْتَاج إِلَى دَلِيل وَكَذَلِكَ الْأَلْفَاظ الَّتِي لَهَا عرف شَرْعِي وَحَقِيقَة لغوية كَالْوضُوءِ وَالطَّهَارَة وَالصَّلَاة وَالصَّوْم وَالزَّكَاة وَالْحج إِنَّمَا ظَاهرهَا الْعرف الشَّرْعِيّ دون الْحَقِيقَة اللُّغَوِيَّة 96 — وَإِذا تقرر هَذَا فالمتبادر إِلَى الْفَهم من قَوْلهم الله مَعَك أَي بِالْحِفْظِ والكلاءة وَلذَلِك قَالَ الله تَعَالَى فِيمَا أخبر عَن نبيه {إِذْ يَقُول لصَاحبه لَا تحزن إِن الله مَعنا} [التَّوْبَة 40] وَقَالَ لمُوسَى {إِنَّنِي مَعَكُمَا أسمع وَأرى} [طه 46] وَلَو أَرَادَ أَنه بِذَاتِهِ مَعَ كل أحد لم يكن لَهُم بذلك اخْتِصَاص لوُجُوده فِي حق غَيرهم كوجوده فيهم وَلم يكن ذَلِك مُوجبا لنفي الْحزن عَن أبي بكر وَلَا عِلّة لَهُ فَعلم أَن ظَاهر هَذِه الْأَلْفَاظ هُوَ مَا حملت عَلَيْهِ فَلم يكن تَأْوِيلا ثمَّ لَو كَانَ تَأْوِيلا فَمَا نَحن تأولنا وَإِنَّمَا السّلف رَحْمَة الله عَلَيْهِم الَّذِي ثَبت صوابهم وَوَجَب اتباعهم هم الَّذين تأولوه فَإِن ابْن عَبَّاس وَالضَّحَّاك ومالكا وسُفْيَان وَكَثِيرًا من الْعلمَاء قَالُوا فِي قَوْله {وَهُوَ مَعكُمْ} أَي علمه 97 — ثمَّ قد ثَبت بِكِتَاب الله والمتواتر عَن رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وَإِجْمَاع السّلف أَن الله تَعَالَى فِي السَّمَاء على عَرْشه وَجَاءَت هَذِه اللَّفْظَة مَعَ قَرَائِن محفوفة بهَا دَالَّة على إِرَادَة الْعلم مِنْهَا وَهُوَ قَوْله {ألم تَرَ أَن الله يعلم مَا فِي السَّمَاوَات وَمَا فِي الأَرْض} [المجادلة 7] ثمَّ قَالَ فِي آخرهَا {أَن الله بِكُل شَيْء عليم} فبدأها بِالْعلمِ وختمها بِهِ ثمَّ سياقها لتخويفهم بِعلم الله تَعَالَى بحالهم وَأَنه ينبئهم بِمَا عمِلُوا يَوْم الْقِيَامَة ويجازيهم عَلَيْهِ98 — وَهَذِه قَرَائِن كلهَا دَالَّة على إِرَادَة الْعلم فقد اتّفق فِيهَا هَذِه الْقَرَائِن وَدلَالَة الْأَخْبَار على مَعْنَاهَا ومقالة السّلف وتأويلهم فَكيف يلْحق بهَا مَا يُخَالف الْكتاب وَالْأَخْبَار ومقالات السّلف

    «Если же они скажут: «Вы сами делаете тауиль аятов и хадисов, ведь вы сказали о словах Аллаха: «Он с вами где бы вы не были» (Аль Хадид, 4) — что это значит что Его Знание охватывает все места, и тому подобные аяты и хадисы, и поэтому обязательно для вас то же порицание которое вы обращаете к нам»

    То мы скажем им в ответ: «Мы здесь не делали никакой тауиль, и отнесение этих текстов к таким смыслам — не является тауилем.
    Ведь тауиль — это отклонение слова от его внешнего смысла, а в данном случае именно тот смысл о котором мы сказали — что с нами лишь Его Знание — является внешним, и доводом на это является то, что именно он первым приходит на ум при слышании этих текстов.

    И внешний смысл слова — это то, что первым приходит на ум при его слышании, все равно будь это хакыкой (наиболее частым вариантом его употребления в котором слово было изначально) или маджазом (более редким вариантом употребления при котором слово употребляется в отличном от изначального смысла).

    И поэтому внешний смысл слов которые сложилась традиция использовать определенным образом отличным от изначального — будет именно маджаз, а не хакыка.

    И это подобно таким словам как «ظعينة» , (изначально под этим подразумевалось вьючное животное, однако потом так стали называть женщину которая ездит на нем), и другие такие слова о которых есть традиция использовать их отличным от начального образом — их внешним смыслом будет маджаз, а не хакыка, и их отклонение к хакыке (изначальному смыслу) будет тауилем, на который нужно предоставить далиль.

    И также и слова у которых есть как изначальное языкое значение — хакыка, так и отличное от него шариатское значение — как вуду, тахара, ас-соля, ас-саум, закят, хаджж — их внешним смыслом будет лишь тот смысл на который их отнес Шариат, а не их изначальное языковое значение (аль-хакыка).

    И если это стало ясно, то первым приходит на ум при слышании слов «Да будет Аллах с тобой» — что имеется ввиду посредством обережения, и заботы, и поэтому сказал Аллах рассказывая о своем Пророке: «И он сказал своему спутнику (Абу Бакру) когда они скрывались в пещере — не грусти, воистину, Аллах с нами» (ат Тауба 40). И сказал Аллах Мусе: «Воистину Я с вами, слышу и вижу» (Таха. 46).

    И если бы Аллах имел бы ввиду в аяте «Он с вами где бы вы не были», что Он своей Сущностью с каждым человеком — то не тогда Его присутствие с Пророком и Абу Бакром и Мусой и Харуном не отличалось бы ничем от Его присутствия с другими людьми, и информирование Пророком Абу Бакра о таком присутствии Аллаха ничем бы не убавило грусть Абу Бакра, и вообще не было бы причины информировать Абу Бакра об этом.

    Поэтому ясно, что внешний смысл слов этих аятов — как раз тот, на который мы их отнесли, поэтому это не будет тауилем.

    Затем, даже если бы это понимание аята было тауилем, то ведь его сделали не мы, а лишь саляфы, да смилуется над ними Аллах, чье следование истине является утвержденным, и кому следовать обязательно. Ведь Ибн Аббас, ад Даххакк, Малик, Суфьян ас Саури, и многие другие ученые сказали о словах Аллах: «Он с вами» — то есть с вами своим знанием»

    Затем, утверждено Книгой Аллаха и сообщениями степени мутаватир от Посланника Аллаха мир ему, и единогласным мнением саляфов, что Аллах над небесами над своим Троном, в то время как слово «Он с вами» пришло сопровожденным косвенными указаниями на то, что имеется ввиду лишь знание. И среди этих косвенных указаний — слова Аллаха в начале этого аята: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле?», и в конце аята: «Воистину, Аллах знает обо всякой вещи». Аллах в этом аяте начал со знания и закончил знанием, и сам контекст аята повествует об угрозе людям тем что Аллах все знает об их делах, и что Он поведает им о том что они делали в Судный День, и воздаст им за это.

    И все эти косвенные указания являются доводом на то что в этих аятах имеется ввиду знание, и собрались здесь все эти косвенные доводы, и также доводы из сообщений на такой смысл, и также слова саляфов и их тафсир, так как же можно сравнивать с этим тауили которые противоречат Корану, Сунне, и словам саляфов?»

    (Источник: «Замм ат тауиль», 45-46)

     
  2. Ansar

    Декабрь 15, 2015 at 9:56 пп

    Ибн Абу Хатим сообщает, что ибн Аббас сказал:
    «Когда Аллах пожелал вознести Ису (мир ему) на небо, он (мир ему) вышел к своим сподвижникам из внутренней части дома, а с его головы капала вода, и сказал: «Поистине среди вас есть те, кто отвергнет меня двенадцать раз после того, как он уверовал в меня». Затем он продолжил: «Кто бы из вас пожелал принять мой облик, и быть убитым вместо меня, дабы разделить со мной мою степень?» Тогда встал самый молодой юноша среди них и сказал: «Я!» Иса сказал ему: «Сядь!»
    затем он снова повторил сказанное, и снова встал тот юноша. Он снова сказал ему сесть, когда он в третий раз повторился, снова встал юноша, и тогда Иса сказал: «Им будешь ты». И этот юноша принял подобие Исы, а Иса был вознесён на небо через отверстие в крыше дома. Преследователи из иудеев вошли в дом, схватили юношу и распяли, а некоторые из этих двенадцати сподвижников отвергли его двенадцать раз после того, как уверовали в него. из них образовались три группы.
    1. Яковиты, которые утверждали, что Аллах был среди нас, а потом вознёсся на небо.
    2. Нестериане утверждали, что сын Аллаха был с нами сколько пожелал, а потом вознёсся на небо.
    3. Третья группа – мусульмане утверждали, что раб и посланник Аллаха был среди нас столько, сколько пожелал Аллах, после чего Он вознёс его на небо.
    Две неверные(христиане) группы одержали победу над мусульманамии убили их, и до того, как Аллах ниспослал Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует), Ислам был тайным».
    (Это повествование с достоверным иснадом от ибн Аббаса. Его также рассказал ан-Насаи и Ибн Касир)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: