RSS

Качество Аллаха — гнев

1БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Был задан во вопрос в связи с тафсиром Фатихи имамом Уахиди

«ассаляму алейкум уа рахматуллах. Хотела уточнить. О чем говориться в суре фатиха, разъясненный уахиди, когда говорится: «слово гнев, когда применяется по отношению к Аллаху, то говорится о наказании» упаси Аллах от такого, чтобы говорить: «гнев Аллаха, это Его наказание, а довольство Его — это Его вознаграждение». Аллах, Он и гневается и наказывает, Он и доволен и вознаграждает, и нельзя, запрещено менять или иное толкование давать им. Упаси Аллах от ошибок всех нас. Да поможет Аллах во всем. Аминь»

Ответ alqasawi:
Насколько я понял вопрос касается темы имен и свойств Аллаха. Вопрос о том можно ли толковать свойство Аллаха — гнев. Есть несколько подходов с этом вопросе. Приведем вкратце суть подхода Ибн Таймии:
Толковать свойства Аллаха нельзя потому, что когда ты толкуешь свойство ты подменяешь его другим и в этом есть опасность того, что ты аннулируешь то истинное свойство, которое пожелал утвердить Аллах. В частности когда речь идет о гневе. Ты заменяешь свойство гнев свойством желать наказать. А быть может в свойстве гнев есть такие смыслы, которых нет в «желании наказать» и ты меняя, аннулируешь те смыслы, которые утвердил Аллах. Поэтому самым безопасным и правильным будет утвердить свойство гнева и не истолковывать его. Нельзя толковать его из опасения уподобления. Потому, что утверждая гнев мы не приписываем тот гнев, который присущ рабам, но мы утверждает такой гнев, который не содержит недостатков и подобает величию Аллаха. Это касалось утверждения, но это половина подхода. Вторая половина не уподоблять Аллаха творениям. То есть если человек под гневом подразумевает что-то такое, что не подобает Аллаху, то такое осмысление гнева отвергается. Если человек, когда говорит о гневе представляет следующее:
Личность была спокойна, потом увидела, узнала нечто и пришла в возбуждение гневом. Это обычное понимание гнева, которое мы понимаем для людей. Если невежда понимает гнев Аллаха так, то он уподобил Аллаха творениям не возвеличил его. Ведь у людей происходит как? Человек не знает чего-то или призабыл и потому сейчас спокоен, а потом, что то узнает или вспоминает и его эмоциональное состояние меняется, он возбуждается и приходит в гнев. Аллах же превыше этого: Он объемлет знанием все. Он вне времени, он Творец времени. Для него что сейчас, что тысячу лет назад, что тысячу лет в будущем — все едино. Он не находится внутри времени, ожидая пока оно пройдет, истечет. Он сам двигает время, сменяет события. Он знает все и он не забывает. Его качества постоянны и неизменны.
В обществе распространено невежество и когда Мы говорим о гневе, невежды представляют себе в головах гнев, который они понимают для людей. Такой в куфре. И Ибн Таймия и саляфы выносят таким такфир. Поэтому метод состоит из двух частей: утверждение свойства (в частности гнева) за Аллахом, и отвергание неправильного понимания гнева.
Но должен заметить, что Ибн Таймия делает больший упор на утверждение. Хотя конечно не избегает подчеркивать и отведение недостатков. Просто в его время проблема людей была больше в утверждении, поэтому он написал тома об утверждении, да смилуется над ним Аллах.
Этот метод правильный и это метод саляфов и мы придерживаемся его.
Второй подход (классификация условная и грубая, без упоминания ответвлений), который нам демонстрирует Уахиди, делает больший упор на вторую часть. Просто слов гнев в невежественной среде ассоциируется с теми ущербными смыслами, которые мы упомянули. Это факт и его надо иметь ввиду. И если мы без пояснений упомянем такое свойство, то можем стать причиной заблуждения человека.

Ведь есть же в шариате правило, что можно не упоминать истину (кое что из истины) если она будет воспринята неверно (1)
И когда они толкуют гнев другим свойством, то они не хотят аннулировать свойство гнева.
Поистине гнев (гадаб) это арабское слово и у него есть ряд смыслов. Гнев это и возбуждение, и желание наказать и можно еще продолжить ряд. Они отводят те смыслы, которые не подобают (Ему), и оставляют те, что подобает. Ведь синонимы это слова, которые используются друг вместо друга. Разница методов состоит в том, что во втором методе идет уточнение смысла, а в первом умолчание и предоставление этого Аллаху. По сути, разница в этом и не надо раздувать и чрезмерно уж противопоставлять и охаивать. Методы похожи, просто в одном упор на утверждение свойства, в другом упор на отрицание уподобления. Но это части единого целого и ведут к одному.
Утверждая величие Аллаха, мы отвергаем его похожесть на творения и отвергая подобие мы возвеличиваем. Поэтому не стоит фанатически обвинять людей второго метода в ереси, ведь среди них великое множество авторитетов. Это вам не какие-нибудь пацаны, от которых отмахнулся и все.
Это уважаемые ученые. Нам нужно думать о них хорошо, сглаживать разногласия. Я не говорю о том, чтобы закрывать глаза на ошибки, но изучать тему, вникать объективно со всех сторон. А не только со стороны оголтелых современных псевдосаляфитов. Они не следуют Ибн Таймии, как утверждают.
Они не придают такой важности части отвергания уподобления как он. А в наше время, Аллаху аьлям, больше заблуждений делается в сторону уподобления. И если тот, кто толкует, истолковал неверно, то он не входит в куфр, если не отвергает насса, или не допустил провала в Господстве или Божественности. Но тот, кто уподобил Аллаха творениям, тот в куфре.
И псевдосаляфиты во многом непоследовательны. Если брать иллят не толкования в том, что нельзя толковать и менять смыслы это приводит к запрету перевода на русский язык. Кто нам даст гарантию, что набор смыслов русского слова гнев такой же, как и набор смыслов арабского гъадаб.
Когда ты переводишь на гнев, ты уже истолковал и заменил ряд смыслов, которые есть в арабском и нет в русском. И истинный смысл знает лишь Аллах. Откуда ты знаешь, что тот истинный смысл, который утвердил Аллах в слове гъадаб, есть в слове гнев?
Кроме того, есть такие свойства, которые нельзя брать буквально. Берется их не прямой смысл, а переносный. Например аяты, где говорится, что Аллах забыл тех, кто забыл Его.
По логике псевдосаляфитов нужно выделить для забывчивости отдельное слово и везде говорить: Забывчивость это свойство Аллаха, и не толковать и не пояснять. Хотя понятно, что в аяте подразумевается, что Аллах не забывает их буквально, а лишает их милости. В другом аяте Аллах Сам отвергает буквальный смысл забывчивости: «Не ошибается и не забывает».

Кроме того, если обвинить Уахиди в ереси, то нужно обвинять многих муфассиров в ереси.
Такие толкования встречаются во многих тафсирах. И даже Табари не избежит этой участи потому, что в его тафсире приводится это мнение, как возможное и не порицается. А ибн Таймия говорил, что тафсир Табари авторитетен и в нем нет бидатских мнений.

Уаллаху Таьаля аьлям.

——————————————————————————————————————
1. В «ас-Сахихе»аль-Бухари приводится следующий хадис:
Али сказал: «Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве хотите вы, чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?» (Аль-Бухари,1/199. Взято из книги Единобожия, глава 40).
Одно из определений мудрости, данное учеными:«Мудрость-это подходящее слово подходящему человеку, в подходящее время, в подходящем объеме, подходящим образом, в подходящей манере».
Му’аз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил меня:
О Му’аз, знаешь ли ты, в чём состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чём — обязанность Аллаха перед рабами? Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему
и не приобщали к Нему ничего, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего.
Я спросил: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся». (Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима 30).
Муслим передал похожие слова Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах:»Если ты расскажешь людям хадис, который они не поймут, то он обязательно станет искушением для некоторых из них».
По этой причине имам Малик не рассказывал простым мусульманам некоторые хадисы о качествах Аллаха, а Хузейфа и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, — хадисы о смуте и сражениях между мусульманами. Эти знания не могли принести мусульманам пользы и приблизить их к Аллаху. Напротив, они могли посеять в их душах сомнения, ослабить их веру и внести раскол в их ряды.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: