RSS

Вопрос о трех братьях (предопределение)

265 

بسم الله الرحمن الرحيم

«Вопрос о трех братьях, который Ашьари задал Джуббаи.

В связи с объяснением отхода Ашьари от своего бывшего учителя Абу Али аль-Джуббаи передается, что Ашари покинул (мутазилитские) убеждения аль-Джуббаи (о кадаре, о том, что раб сотворяет свои деяния, и сам заслуживает рай и ад) и вышел из его маджлиса (уроков). И вот однажды Абу Али аль-Джуббаи устроил маджлис (научную конференцию). На той конференции присутствовали некоторые ученые. Шейх Абуль-Хасан аль-Ашьари скрыто  от Джуббаи пришел на эту конференцию, уселся в неприметном углу и сказал одной из присутствующих там старух: «Сейчас я тебя научу одному вопросу, а ты задай его этому человеку и скажи: (Допустим) у меня были три сына. Один из них был очень богобоязненным. Второй погряз в куфре и грехе. А третий — ребенок, недостигший совершеннолетия. И вот они умерли в этих положениях. В таком случае, не сообщишь ли ты мне их положение в ахирате?».

Джуббаи ответил: «Богобоязненный в высших ступенях рая. Кафир в ступенях ада. Что касается ребенка он из числа спасшихся». Абуль-Хасан аль-Ашьари сказал старухе, что рядом: «Скажи ему: «А если ребенок захочет достичь степеней, которых достиг его богобоязненный брат, сможет ли он это сделать?». Джуббаи сказал: «Нет. Аллах скажет ребенку: «Он достиг тех степеней из-за того, что усердствовал на пути знаний и праведных деяний, а ты не в таком положении».

Тогда Абуль-Хасан сказал старухе: «Скажи ему так: «А если ребенок скажет: «О Господь миров, в чем моя вина? Если бы ты мне дал срок, то быть может я опередил бы своего брата в степени богобоязненности»».

Джуббаи сказал: «Аллах может сказать тогда ребенку: «Я знал, что если бы ты жил дальше, то ты сбился бы и вошел в неверие, и заслужил бы ад. И я для твоего блага умертвил тебя еще до того, как ты попал в такое положение»».

Тогда Абуль-Хасан сказал: «Скажи ему: «А если тогда брат, который был неверным и грешником поднимет голову и скажет: О Господь миров о Милостивейший из милостивых, о Мудрейший из мудрейших. До того, как я вырос и был ребенком, Ты знал, что я войду в неверие, подобно тому, как знал, что этот ребенок станет неверным. Почему ради моего блага ты не умертвил меня так же, как и его»».

Рассказчик (этой истории) сказал: После этого вопроса Джуббаи сник и не смог ничего ответить. Он огляделся вокруг и увидел Абуль-Хасана. Тогда он понял, что вопрос исходил не от старухи, а от него».

(Тафсир Рази, сура Анъам)

———————————————————————————————————

Здесь мы видим, как Абуль-Хасан превосходно опроверг мнения мутазилитов о кадаре и показал им всю противоречивость их убеждений. По убеждениям Ахлю-Сунны Аллах сотворил всех людей, одну часть сотворил для ада, другую для рая по своей воле и великой мудрости. И затем для каждого облегчил ему его путь и повел к нему. Богобоязненность и неверие, рай и ад, все по воле и предопределению Всевышнего Аллаха. Кого пожелает, того наставляет, и кого пожелает, того сбивает. Дело обстоит не так, как полагают мутазилиты, что Аллах сотворил раба и затем оставил его самому себе, а тот сам творит свои деяния, и своими деяниями зарабатывает рай и ад, а Аллах в конце только смотрит на результат и направляет согласно результату в рай и ад. То есть по их убеждениям попадание в рай или ад, целиком зависит только от усердия раба, а Аллах в это дело не вмешивается. Да убережет нас Аллах от заблуждений кадаритов, Амин.

О наш Господь! Мы просим у Тебя такой веры, которая до краев бы наполнила сердце наше, такого истинного (совершенного, должного) убеждения, чтобы мы знали, что не постигнет нас предопределение, кроме того предопределения, которое предначертано Тобой, и чтобы мы приняли тот удел, который Ты нам даровал. Поистине Ты — Хамиид, Маджиид.

 

 

One response to “Вопрос о трех братьях (предопределение)

  1. Админ сайта

    Август 4, 2014 at 8:37 пп

    Почему кадариты так называются?

    Мутазилитский ученый ан-Наззам считал, что Аллах не властен над злом и грехами и не способен творить такое. (См. «Аль-милаль ва-н-нихаль» 1/54)

    Это течение наши ученые называют кадаритами.
    «Они получили такое название, потому что приписывают рабам способность (кудра) творить собственные поступки самостоятельно, независимо от Всевышнего Аллаха, и
    отрицают то, что все происходит согласно Его решению и предопределению.
    Несмотря на свое заблуждение, они называют кадаритами своих оппонентов, следующих прямым путем. Они говорят: “Вы сами кадариты, потому что считаете, что все происходит согласно предопределению Аллаха, и вы больше заслуживаете называться так”»
    (См. «Джами‘ аль-усул» 10/128).

    Ан-Навави в комментариях к «Сахиху» имама Муслима писал:
    Некоторые кадариты заявили:
    «Не нас, а вас надо называть кадаритами, потому что вы признаете предопределение».
    Ибн Кутейба и имам (имеется в виду имам аль-Джувейни — Прим. автора) сказали:
    «Это обман и бесстыдная ложь, потому что приверженцы истины связывают все происходящее с Пречистым и Всевышним Аллахом, верят в предопределение и считают поступки сотворенными Им, тогда как эти невежды считают, что они сами создают свои поступки. Те, которые приписывают себе какое-либо качество и претендуют на него, больше заслуживают быть названными по его имени, чем те, кто приписывает данное качество другим и не признает его за собой»
    (Шарх Сахих Муслим 1/154)

    Хорошо известно, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал кадаритов зороастрийцами этой Уммы. Хадис на эту тему передали Абу Давуд в «Сунане» и аль-Хаким в «Мустадраке», и последний назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима в случае, если Абу Хазим слышал рассказы Ибн ‘Умара.
    Причина наречения этого течения зороастрийцами нашей общины кроется
    «в сходстве их учения с зороастризмом, в котором признается два начала: свет и тьма.
    Зороастрийцы полагают, что добро сотворено светом, а зло — тьмой. Фактически, они являются дуалистами. Точно так же кадариты приписывают добро Аллаху, а зло — кому-то другому, хотя Пречистый и Всевышний Аллах сотворил и добро, и зло. И то, и другое происходит по Его воле. Он творит и создает добро и зло, а Его рабы совершают и приобретают это»

    Эти слова принадлежат аль-Хаттаби. См.: Шарх Сахих Муслим (1/154); Джами‘ аль-усул
    (10/128).

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: