RSS

Имам Ибн Кудама о ташбихе ашаритов (пречист Аллах от их ташбиха!)

4FP6CSF4XEI

Краткая статья, объясняющая, что на самом деле это ни Ахли-Сунна мушаббиха (уподобленцы) как это нагло врут ашариты, а это они по сути и есть те кто делает ташбих.

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Известно, что ‘акыда Ахли-Сунна уаль-Джама’а – что Аллах говорит звуками и голосом, когда пожелает, и Его Речь не подобна речи человека. И говорят так, опираясь на ясные аяты, и хадисы, утверждающие для Аллаха что Он говорит звуком и голосом.

Что же касается ашаритов, то они отрицают это, и говорят, что это невозможно касательно Всевышнего Аллаха, поскольку каждый кто говорит звуком и голосом нуждается в органах и средствах, чтобы издавать звуки и голос.

Приведем же ответ имама Ибн Кудамы аль-Макдиси на это сомнение.

Сказал Имам Ибн Кудама:

«Что же касается их слова, что звуки нуждаются в местах выхода и инструментах произношения, то мы ответим: 

Такая нужда у звуков есть только у нас, и не обязательно это в Словах Всевышнего Аллаха, Пречист Он от этого

А если они скажут: «Всевышний Аллах так же нуждается в этом, как и мы», проведя аналогию между нами и им, то они ошибутся с нескольких сторон: 

Во первых, это обязывает их поступить таким образом во всех остальных Атрибутах, которые они приняли, как Слух, Зрение, Знание, Жизнь. Всё это для нас не может быть, кроме как в теле. Не может быть у нас зрение, кроме как в зрачке, не может быть слух, кроме как в ушной впадине, а Аллах отличается от этого. 

Во вторых: это уподобление Аллаха нам, и аналогия между нами и Им, а это куфр.

В третьих: некоторые творения не нуждаются в местах выхода звуков в их словах, как например ноги, руки, кожа, которые будут говорить в Судный День, и камень, который приветствовал Пророка, и гравий, который делал тасбих, когда Пророк держал его в руке, и отравленная баранья лопатка, которая заговорила с ним. Сказал Ибн Масуд: «Мы слышали как еда делает тасбих, когда он ел». 

И нет разногласий, что Всевышний Аллах способен заставить говорить немой камень, без того, чтобы у него были органы произношения. Так как же они заявили, что Аллах не способен говорить, кроме как с органами (инструментами) произношения?!!»

Источник: «ат-Тахбир шарх ат-Тахрир», 1293-1294

Комментарий: в этих словах имама Ибн Кудамы несколько больших польз:

Во-первых, такой большой имам, как Ибн Кудама, подтверждает, что ашариты являются истинными уподобленцами, в отличие от приверженцев Сунны, которые очищают Аллаха от всякого подобия творения.

Во-вторых: точно такое же опровержение делается им во всех остальных сыфатах, которые они отрицают.

И точно также они отрицают нисхождение Аллаха на ближнее небо, говоря: земля вращается и меняются часовые пояса, и последняя треть ночи разнится по всей земле, и постоянно перемещается от территории к территории, как же Всевышний Аллах может спускаться на ближнее небо в последнюю треть ночи, ведь она все время изменяется и везде разная?

И здесь они опять же сделали аналогию Аллаха с творениями, и когда они услышали о том, что Аллах нисходит на ближнее небо, то сначала они представили себе нисхождение творений, а потом исходя из своего понимания о том, что для творения такое невозможно, говорят, что такое невозможно и для Аллаха, и отрицать Его Снисхождение. Пречист Аллах от их аналогий и ограничений, и воистину, Он способен на всякую вещь!

Или, как к примеру говорят, несмотря на то, что Аллах утвердил для себя Гнев:  «Нужно сделать тауиль этому качеству, ведь очевидный смысл гнева – это покраснение лица и злость, а такое невозможно по отношению к Всевышнему Аллаху»

И здесь они также сделали аналогию, взяв гнев человека, и проведя аналогию по отношению к Аллаху, уподобив Творца творению, а затем начиная отрицать утвержденные Аллахом качества.

Точно также им будет отвечено: подобный гнев что вы описали – это гнев человека, а Творец неподобен творению, поэтому не является невозможным для Аллаха гневаться так, как это уместно для Его Величия, и Он неподобен творению, поэтому следует признать это качество на очевидном его смысле, отрицая похожесть с творениями, и оставляя вопрос: «Каким именно образом он гневается?»

И это манхадж по отношению ко всем Сыфатам.

И подобным образом они отрицают огромное количество сыфатов, сначала уподобляя Аллаха сотворенному, а убегая от этого – отрицают Его Качества, которые Он сам себе утвердил.

Поэтому, сказал имам Ибн Раджаб аль-Ханбали:

وأما طريقة أئمة أهل الحديث وسلف الأمة فهي إقرار النصوص وإمرارها كما جاءت ونفي الكيفية عنها والتمثيل ومن قال الظاهر منها غير مراد قيل له الظاهر ظاهران , ظاهر يليق بالمخلوقين ويختص بهم فهو غير مراد وظاهر يليق بذي الجلال والاكرام فهو مراد ونفيه تعطيل

«Что же касается пути имамов людей хадиса и саляфов Уммы, то он состоит в признании текстов о Качествах Аллаха, и прохождении их как они пришли, и отрицании разговоров о том, «как?» это, и подобия. 

А кто заявил, что очевидный смысл в этих текстах не подразумевается, будет отвечено ему: «Очевидных смыслов может быть два – очевидный смыл, подходящий для творений, являющийся их особенностью – и такой действительно не подразумевается. И очевидный смысл, уместный для Обладателя Величия и Почёта, и он подразумеваем, а его отрицание – опустошение Творца».

Источник: «Фатх аль-Бари», 6-41

В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

——————————————————————————

Читайте также:

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: