RSS

Имам Ибн аль-Каййим о смысле Имени «Аллах»

ltw95qV-x1M

Упомянул Ибн аль-Каййим 10 особенностей этого благородного Имени со стороны языка, затем сказал:

«Что же касается особенностей в плане смысла, то сказал об этом самый знащий из творений (Посланник Аллаха), да благословит его Аллах и приветствует: “Невозможно объять похвалу на Тебя, и Ты таков, как ты восхвалил Себя Сам”. Передал Муслим 486 и другие.

И как можно перечесть особенности имени, которым называют Того, Кому принадлежит совершенство и полнота в абсолютном значении?!

И вся хвала, и все восхваление, и вся слава, и все великолепие, и все благородство, и все величие, и вся красота, и все благо, и все благочестие  и вся щедрость, и вся доброта, и вся польза – и все эти качества принадлежат Ему и происходят от Него.

И нет такой маленькой вещи, где было бы упомянуто это имя, как сделало бы ее большой.

И нет такого страха, при котором было бы упомянуто это имя, и не удалило бы его.

И нет такой печали,при которой оно было бы упомянуто, и которую бы оно не удалило.

И нет таких забот и огорчений, от которых бы оно не избавило, будь оно упомянуто.

И нет такого затруднения, которого бы оно не облегчило при упоминании.

И не свяжется с ним слабый, кроме как оно даст ему силу.

И не свяжется с ним униженный, которому не принесло бы оно величия,

и бедного, которого бы не сделало оно богатым,

и чуждающийся людей, которого бы оно не сделало общительным.

И не свяжется с ним побежденный, кроме как оно поможет ему и даст ему победу,

и вынужденный, кроме как оно удалило бы от него его нужду,

и бездомный, как нашел бы он дом при его помощи.

И это имя, при помощи которого удаляются трудности, и спускается баракят

и при помощи которого отвечается на просьбы, и посредством которого прощаются люди,

и отстраняются при помощи него от грехов, и устремляются при помощи него к благим делам.

И это имя, на котором установлены небеса и земля,

и с ним были ниспосланы книги, и с ним были посланы Посланники, и с ним были вменены шариаты,

и с ним были установлены наказания, и с ним был предписан джихад, и им были разделены творения на счастливых и несчастных,

и им будет установлен Судный День, и с ним будут установлены весы справедливости, и установлен Мост Сырат, по которому пройдут люди. И им будет установлен рынок Огня и Рая, где люди будут заслуживать Рай или Ад.

И с ним поклоняются Господу Миров и восхваляется Он.

И с Его истиной были выведены Посланники, и о Нем будет спрошено в могиле и в День Воскрешения и Сбора.

И им судятся, и к нему обращение за судом, и на основании его – вражда и любовь.

И им будет осчастливлен тот, кто познал его и встал на его истину. И из-за него будет несчастен тот, кто остался в неведении о нем и оставил его истину.

И в нем тайна творения и приказа, и на нем они появились, утвердились, и на нем они закончатся.

И создание и приказы – посредством него, к нему, и ради него, и нет ни создания, ни приказа, ни вознаграждения, ни наказания, кроме как это исходит от него,

и к нему возвращается, и это – всё это, к чему обязывает это имя и несет в себе,

«О Господь Наш, воистину ты не создал все это понапрасну, пречист Ты, и защити же нас от мучений Огня»

(См. Фатхуль Маджид, 1/84-85)

 

One response to “Имам Ибн аль-Каййим о смысле Имени «Аллах»

  1. Админ сайта

    Март 28, 2014 at 10:13 пп

    Познание Всевышнего Аллаха по Его красоте
    Из книги имама Ибн Кайима Аль-Джаузия (691 – 751 г.х.) «Фауаид аль-фауаид»

    Из самых великих видов познания – познание Господа, свят Он, по Его красоте. И этим познанием обладают лишь особые из созданных. Все имеют представление о Нем по какому-либо из Его качеств, но самым полным знанием обладают те, кто познал Его по Его совершенству, величию и красоте, пречист Он от всяких недостатков. Нет ничего и никого подобного Ему в каком-либо из всех Его совершенных качеств. И если даже ты представишь всех Его созданий в самом прекрасном обличии, если все они будут в таком виде, и сравнишь ты их красоту внешнюю и внутреннюю с красотой Господа, пречистого от всяких недостатков, то соотношение будет меньше, чем при сравнении слабого светильника и солнечного диска (т.е. они не сравнимы).
    И достаточно для Его красоты того, что если бы приоткрыл Он завесу со Своего лика, то на расстоянии Его взора воспылало бы все созданное от исходящей красоты и света Его. (Как передается от Абу Мусы Аль-Ашари р.а., в хадисе 293 у Муслима).
    И достаточно для Его красоты того, что все прекрасное в этой жизни и жизни последней, явное и скрытое – плоды Его созидания. Так каковы же могут быть мысли о Том, от Кого исходит это прекрасное?
    И достаточно для Его красоты того, что все величие принадлежит Ему, вся мощь принадлежит Ему, вся щедрость, вся благодетель, все знание и все достоинство, а от света Его лика озаряются мраки, как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, в дуа при Таифе: «Я прибегаю к свету Твоего лика, от которого озаряются мраки, и приходят в порядок дела этой жизни и жизни последней»(Хадис передал Ибн Исхак в «Ас-сира ли Ибн Хишам» 2/82, Ат-Табари в «Тарих» 2/344, Ат-Табарани в «Аль-Кабир» 13/181 и в «Ад-дуа» 1032)
    Сказал Абдулла ибн Масъуд: «Нет у вашего Господа ночи и нет дня, свет небес и земли от света Его лика».
    (Ат-Табарани в «Аль-Кабир» 8886 и в «Ас-сунна». шейх уль-Ислям Ибн Таймия признал его достоверным в «Маджмуа аль-фатауа» 6/391.)
    Так же из Его замечательных имен – Аль-Джамиль (Прекрасный). В сборнике достоверных хадисов приведены слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах – прекрасен и любит прекрасное» (Муслим 91).

    У красоты Его четыре уровня: красота сущности, красота качеств, красота действий, красота имен.
    Имена Его все прекрасны, Его качества все совершенны, и все действия Его – мудрость, благо, справедливость и милость.
    Что касается красоты сущности, то это непостижимо ни для кого, кроме Него, и не знает этого никто кроме Него.
    И у созданных нет ничего из знания этого кроме некоторых представлений, которые познали те, кого Он почтил из Своих рабов. И эта красота оберегаема от других, скрытая завесой верхнего и нижнего покрывал. Как говорил Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, передавая Его слова: «Величие – мое верхнее покрывало, а великолепие – нижнее».(Ахмад 2/248, 376, 427, 442; Абу Дауд 4090; Ибн Маджа 2174. Подобный этому хадис приводится у Муслима: 2620.)
    А когда величие является самым огромным и самым обширным – у него более всего прав называться верхним покрывалом. Поистине пречистый Аллах велик и возвышен, и Он, пречистый – высокий и величественный.
    Сказал Ибн Аббас: «Укрыл сущность качествами, а качества деяниями». Так что же ты можешь подумать о красоте, укрытой атрибутами совершенства и скрытой качествами великолепия и величия?
    Из этого понимаются некоторые смыслы касающиеся красоты Его сущности. Таким образом раб восходит от познания деяний к познанию качеств и от познания качеств к познанию сущности. И если он замечает что-то из красы деяний, то видит в этом указание на красоту качеств, а затем в красоте качеств видит указание на красоту сущности.
    Здесь нам становится ясным, что Ему, пречистому от всяких недостатков, принадлежит вся хвала, и ни один из созданных не в состоянии счесть восхваления Его. И что Он словно бы возносит похвалу Самому Себе. И становится ясным, что Он достоин того, чтобы Ему поклонялись из-за Его сущности, любили Его из-за Его сущности, благодарили Его из-за Его сущности. И становится ясным, что Он, пречистый, любит Себя, утверждает похвалу* Себе, и возносит хвалу* Себе. Любовь Его направлена на Себя, хвала Его направлена на Себя, похвала Его направлена на Себя, и единобожие Его по отношению к Себе заключается в хвале, похвале, любви и уединении Его.
    Он, пречистый, при том, что восхваляет Себя, на самом деле выше, чем уровень похвал исходящий от созданий. Так же, Его любовь покрывает его качества и его деяния. Все его деяния хороши и любимы, и даже если среди того, что Им создано, есть то, что ненавистно Ему и что неприятно для Него, то, что касается Его деяний – нет в них ничего, что неприятно или отвратительно.
    И нет ничего и никого любимого из-за его сущности и хвалимого из-за сущности, кроме Него, пречистого. А когда кто-то любит кого-то кроме Него, то если его любовь вытекает из любви к Аллаху, то есть если она ради Него, то эта любовь правильная, а если нет, то она напрасна и несостоятельна.
    Такова она – истинная суть божественности. Ведь истинное божество то, которое любимо из-за своей сущности и восхваляемо из-за нее. А как же будет, если к этому добавить Его благодетель, одаривание благами, кроткость, прощение, помилование, доброта и милость?
    Таким образом обязан знать раб, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И надлежит рабу возносить хвалу Ему за Его сущность и совершенство. И так же нужно знать, что нет истинного благодетеля, от Которого исходят все виды явных и скрытых благ, кроме Него. И следует ему любить Его за Его благодетель и одаривание благами и возносить хвалу за это. В итоге его любовь к Аллаху объемлет обе стороны.
    И так же, как нет ничего подобного Ему – нет любви подобной Его любви.
    А любовь вместе с покорностью – это и есть то пребывание в поклонении6, для которого сотворены создания. Поистине предел любви находится у предела покорности, принижения и смирения – и не годится это в отношении кого-либо, кроме Него, пречистого. А тот кто придает Аллаху соучастника в этом, тот попадает в многобожие, которое не прощает Аллах и не принимает дела у его носителя.
    Что касается хвалы, то она зиждется на двух основах: высказывание о похвальных чертах и качествах совершенства и любви к ним. Получается, что тот, кто говорит о похвальных чертах другого без любви к нему – он не является возносящим хвалу. Так же и тот, кто любит другого, и не говорит о его хороших качествах, не является возносящим хвалу до тех пор, пока не соединит два условия вместе.
    Всевышний Аллах, пречистый от любых недостатков, возносит хвалу Сам Себе, и возносит хвалу Себе тем, что слетает с языков восхваляющих Его из числа Его ангелов, Его пророков, Его посланников и Его верующих рабов. Он возносит хвалу Себе и так и так. А их восхваление Его происходит в соответствии с Его желанием, по Его дозволению, по Его сотворению бытия, ведь Он – Тот, Который сделал возносящего хвалу возносящим ее, мусульманина мусульманином, молящегося молящися, кающегося кающимся. От Него берут начала блага и у Него завершаются, начинаются с восхвалением Его и завершение их относится к Его восхвалению.
    Он Тот, Который приводит своего раба к покаянию, и радуется его покаянию самой большой радостью, в то время как оно случилось по Его милости и щедрости. Он приводит Своего раба к повиновению и помогает ему в этом, а затем вознаграждает за это, и это по Его милости и щедрости.
    Он, пречистый, не испытывает никакой нужды ни в ком из существующих помимо Него, а все, кто существует помимо Него, зависят от Него во всем. Раб находится в нужде перед Его сущностью в получении причин и достижении результатов. И, воистину, что не с Ним – того не существует, а что не для Него – то не принесет пользы.
    (См. «Фауаид аль-фауаид», с. 30 – 34.)

    —————————–
    * Прим. пер.: Разница здесь между словами «похвала» и «хвала» в том, что похвала (ас-сана) обозначает восхваление за то хорошее, что совершено или за хорошие качества, добро которых ощущают на себе другие,
    а хвала (аль-хамд) обозначает восхваление за совершенство сущности восхваляемого, даже если от него не исходит никакого добра. А добавление артикля «аль» здесь указывает на всеохватывание. То есть все существующие виды хвалы отнесены только ко Всевышнему Аллаху. Поэтому, например, «альхамдулиЛлях Раббиль-алямин» в правильном переводе будет выглядит так:
    «Вся Хвала принадлежит только Аллаху Господу всех миров»

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: