RSS

Имам аль-Къуртуби: Признание ашарита

9RUn5OIgeJIИмам аль-Къуртуби: Признание ашарита

بسم الله الرحمن الرحيم

Какая же все-таки разница между ашаритами прошлого и настоящего…

Такой Имам прошлого как выдающийся толкователь Корана, Имам аль-Къуртуби аль-Малики (умер в 671 г.) отмечал в своих книгах что мазхабом Салафов и первых ашаритов, было подтверждение Качеств и Атрибутов Аллаха подтверждая их смысл и без философствования в нем. Первые Салафы по его словам подтверждали без исключения всё чем Аллах Себя описал в Коране и Сунне, без опустошения смысла (тафвида маъна) и аллегорического толкования (таъвиля) нововведенцев.

Однако одна беда, после подтверждения этого, он все-таки склонился к пути поздних приверженцев ашаритского каляма. По видимому он был из тех, кто считал, что мнение Салафов здравое и безопасное, но мнение Халафов (поздних), более освещено знанием и мудростью. (И ошибочность этого понимание Шейх уль-Ислам объяснил подробно, и развел этот шубхат в пух и прах, но об этом поговорим как нибудь в другой раз).

Пишет Имам аль-Къуртуби, да смилуется над ним Аллах, в своей книге “аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна”: “Глава о разногласиях людей по поводу “аль-Истиува” (Вознесении).

«Нам известно по этому поводу десять мнений ученных…”.

После этих десяти аль-Къуртуби добавляет еще четыре:

2122: “Шестое: Мнение ат-Табари (аш-Шафии), Ибн Абу Зейда (аль-Къайраувани аль-Малики), Кадия Абдул-Ваххаба (аль-Малики) и группы ученных их Шейхов хадиса и фикъха. Это так же понимается из некоторых книг Кадия Абу Бакра (аль-Бакъилани аль-Малики), да будет доволен им Аллах и Абу аль-Хасана (аль-Ашари). Передал это от него, т.е. от Кадия Абу Бакра, Кадий Абдул-Ваххаб текстом,

— это то, что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей – в некоторых местах они говорили “над (фоувкъ) Его Троном”…

Я скажу: Это мнение Кадия Абу Бакра в книге “ат-Тамхид”… Это так же мнение Ибн Абдул-Барра (аль-Малики) и ат-Тальманки и других ученых из Андалусии. Так же аль-Хаттаби в книге “Шиар ад-дин” о чем мы уже упоминали”…

2123 “Восьмое: Мнение антропоморфитов: Что Он на Троне в смысле утверждения творения в месте, да прибудет Аллах превыше этого”!…

2124

(* Я хотел бы обратить внимание читателей на то, как Имам аль-Къуртуби разделяет мнение Салафов – “что Он (Аллах) Вознесшийся над (аля) Троном Сущностью Своей“, от мнения антропоморфитов – “Он на Троне в смысле утверждения творения в месте“. Но, сегодня, ашариты пытаются выставить это мнение Салафов и тех, кто следует за ними, антропоморфизмом и декларируют это в своих брошюрах и на своих сайтах).

Далее аль-Къуртуби приводит другие различные мнения, а затем говорит:

أظهر الأقوال؛ وإن كنت لا أقول به ولا أختاره؛ ما تظاهرت عليه الآي والأخبار والفضلاء الأخيار: أن الله (سبحانه) على عرشه كما أخبر في كتابه، بلا كيف، بائن من جميع خلقه. هذا جملة مذهب السلف الصالح. اهـ

“Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то что выявляется из аятов и передач,- что Аллах над Троном, как это Он сказал в Своей Книге и на языке Своего посланника, без вопроса “как?”. Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих, как передается от достойных доверия передатчиков”. 2132

Имам аль-Къуртуби так же в своем Тафсире в толковании на 54 аят Суры аль-А`раф , пишет указывая на мнение Салафов: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон…».

В этом вопросе «Истиува» – Возвышении, у Учёных много мнений и процедур исследования. Мы пояснили слова учёных об этом, в книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», и упомянули там 14 мнений об этом. И большинство из ранних и современных учёных, на том, что если становится обязательным очищение Аллаха Пречист Он, от «джихат» (сторон) и «тахайюза», то из-за необходимости этого и связанных с этим побочных выводов;

у более поздних учёных и их ранних предводителей (вождей), необходимо делать очищение Аллаха Свят Он и Возвышен, от «джихата» (стороны). И (Он) не в стороне верха, у них; потому что для них это означает; описывание Его стороной, что делает обязательным, то что Он, находится в месте и «хаийюзе», а для места и «хайюза», становится обязательным движение, и покой для «мутахайюза», а так же изменения и обновления. Это слова «мутакаллимов».

وَقَدْ كَانَ السَّلَف الْأَوَّل رَضِيَ اللَّه عَنْهُمْ لَا يَقُولُونَ بِنَفْيِ الْجِهَة وَلَا يَنْطِقُونَ بِذَلِكَ , بَلْ نَطَقُوا هُمْ وَالْكَافَّة بِإِثْبَاتِهَا لِلَّهِ تَعَالَى كَمَا نَطَقَ كِتَابه وَأَخْبَرَتْ رُسُله . وَلَمْ يُنْكِر أَحَد مِنْ السَّلَف الصَّالِح أَنَّهُ اِسْتَوَى عَلَى عَرْشه حَقِيقَة . وَخُصَّ الْعَرْش بِذَلِكَ لِأَنَّهُ أَعْظَم مَخْلُوقَاته , وَإِنَّمَا جَهِلُوا كَيْفِيَّة الِاسْتِوَاء فَإِنَّهُ لَا تُعْلَم حَقِيقَته . قَالَ مَالِك رَحِمَهُ اللَّه : الِاسْتِوَاء مَعْلُوم – يَعْنِي فِي اللُّغَة – وَالْكَيْفَ مَجْهُول , وَالسُّؤَال عَنْ هَذَا بِدْعَة . وَكَذَا قَالَتْ أُمّ سَلَمَة رَضِيَ اللَّه عَنْهَا . وَهَذَا الْقَدْر كَافٍ

Однако первые Салафы (Сахабы, Табиины, Имамы), да будет доволен ими Аллах, не говорили отрицая «джихат» (сторону), и не произносили этого (т.е. слово «джихат»), напротив же, они говорили подтверждением её (стороны) Аллаху Всевышнему, как это пришло в Книге Его, и оповестили Пророки Его (мир им). И не отрицал ни один из них, что Аллах Вознесся над Троном «хакикатан» – истинно, а особо выделен трон (тем, что) он наивеличайшее творение Его. Однако (Салафы) не знали «кейфията» (образа-формы) Возвышения, поистине невозможно постигнуть истинности его. Сказал Малик, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в арабском языке, – каким образом неизвестно, а вопрос об этом новшество. Так же сказала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), мать правоверных. И эта мера в убеждениях достаточная».

Вот такие вот признания и свидетельства ашаритов прошлого… “Наиболее правильным из этих мнений, даже если я и не говорю им и не выберу его, это то … – что Аллах над Троном, … без вопроса “как?”. Он отделен от всех Своих творений. Это и есть мнение Салаф ас-Солих ” …

* Так же, считаю необходимым обратить внимание читателя, на указания Имама аль-Къуртуби, что мнением Салафов, не был “тафвид” смысла (отрицание понимания смыслов), и придавание аллегорических значений текстам, так как он говорит:

— “И не отрицал ни один из них, что Аллах Вознесся над Троном «хакикатан» – истинно”,

Т.е. они воспринимали это как есть “хакъикъатан”, без аллегории-”маджаза”.

— “Однако (Салафы) не знали «кейфията» (образа-формы) Возвышения, поистине невозможно постигнуть истинности его”.

Т.е. они делали “тафвид кейфийи” (отрицание понимания образа-формы) Качеств и Атрибутов Аллаха, а не “тафвид маъна” (отрицание понимания смысла).

— “Сказал Малик, (да смилуется над ним Аллах): Возвышение известно,- то есть в арабском языке, – каким образом неизвестно…”.

И почему это сегодня ашариты впадают в истерику и пытаются “мутить воду” вокруг убеждений Салафов? )

Имам аль-Къуртуби о великом имаме своего времени Ибн Абдуль-Барре аль-Малики (да будет помилует его Аллах)

Имам аль-Къуртуби в своей книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», Издательство «аль-Мактаба аль-Асрийя», Бейрут, в главе «зуль-Арш» (Обладатель Трона), на стр. 168-170, пишет:

«Первые Салафы, да будет доволен ими Аллах, не говорили, отрицая сторону (джиха), однако они отрицали «такийф» (познание формы-образа). Некоторые из них говорили: «Поистине Вознесение «аль-Истиува», пришло в текстах (Корана и Сунны) это не сфера для разума. Тут обязательно следует остановиться». Подобным же образом некоторые из них говорили о «Фоувкъийят» (положением НАД мирозданием) Аллаха: «Поистине это пришло в текстах, и мы не скажем более того, что об этом пришло». Это мазхаб Салафов и Имамов науки Хадиса, подобное передается от матери правоверных Уммы Саламы, да будет доволен ею Аллах: «Вознесение подтверждено без вопроса «как»». Это так же является мазхабом Имама Малика и других. Имам Малик говорил: «Вознесение,- известно, «кейфийят» форма-образ этого,- не известна, вера в это обязательна, а задавать вопрос об этом, является новшеством»….

Сказал Шейх Абу Хасан аль-Ашари: «Я описываю Его, Вознесшимся над Своим Троном, и отрицаю любое вознесение, подразумевающее качества созданного». Ему так же принадлежит другое мнение: «Поистине Он сделал с Троном действие, после чего назвал Себя Вознесенным».

Наши ученые сказали, что на первом его мнении были Имам (Ибн Джарир) ат-Табари, Ибн Абу Зейд (аль-Къайравани), (Кадий) Абдул-Ваххаб (аль-Малики) и группа Шейхов Фикъха и Хадиса.

Сказал аль-Байхакъи: «Таковым был и мазхаб Имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах. К нему же склонился Имам Ахмад ибн Ханбаль и Хасан ибн аль-Фадль аль-Балхи, а из более поздних ученых, Абу Сулейман аль-Хаттаби.

Я скажу (аль-Къуртуби): «Таковым был мазхаб Кадийя Абу Бакра ибн Тойиба (аль-Бакъилани аль-Ашари) в книге «Тамхид аль-Ауваил» и Абу Бакра ибн Фоуврака (аль-Ашари) в книге «Шарх Ауаил аль-адилля».

Сказал Кадий (аль-Бакъилани): «Глава: Если кто-то скажет: «Где же Он»? Ответ будет следующим: Вопрос «Где», вопрос о местоположении, Его же не охватывает ни одно место. Мы лишь скажем: «Поистине Он на Троне Своем, но не в смысле соприкасающегося тела, расположенного на другом теле, да пребудет Всевышний превыше всего этого!»

Я скажу (аль-Къуртуби): «Это является словом, Абу Умара ибн Абдуль-Барра и Абу Умара ат-Талманки и других ученых Андалусии. А тот, кому показалось, что Абу Умар Ибн Абдуль-Барр в своих книгах «Тамхид» и «аль-Истизкар» говорил, что Аллах утвердился на Троне как утверждается тело на другом теле, явно ошибается и наговаривает на него то, чего он не говорил!

Сказал Абу Умар (Ибн Абдуль-Барр), да смилуется над ним Аллах: «Сказал Наим ибн Хаммад: Он нисходит Сущностью Своей (при этом Он), на Троне Своем».

И в этом нет ничего (страшного) у Ученых Ахлю-Сунны, т.к. здесь (идет речь) о «кейфият» форме-образе, а они пугаются этого, потому что это (по их мнению) подобает только тому, что можно познать собственными глазами (на собственном опыте). Однако Аллах превыше этого!

Он (Ибн Абдуль-Барр) привел доводы в пользу того, что Аллах над Троном, без ограничения, без прикосновения и без (познания) формы-образа этого, и это те же доводы, что приводил до него Имам Абу Хасан аль-Ашари в своей книге «Муджаз»….

(Далее аль-Къуртуби приводит слова аль-Ашари из его книги)…

 

11 responses to “Имам аль-Къуртуби: Признание ашарита

  1. Админ сайта

    Август 28, 2014 at 9:10 пп

    Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
    وَالْمَنْقُولُ عَنْ السَّلَفِ وَالْعُلَمَاءِ يَحْتَاجُ إلَى مَعْرِفَةٍ بِثُبُوتِ لَفْظِهِ وَمَعْرِفَةِ دَلَالَتِهِ
    «Передаваемое от саляфов и ученых нуждается в уточнении достоверности этих слов, и также, нуждается в познании их смысла»
    (Источник: «Маджму аль-Фатауа», 1/246)

    Сказал имам ахли-Сунна в свое время, Абу ан-Наср ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.):
    الفصل الحادي عشر في الحذر من الركون إلى كل أحد والأخذ من كل كتاب لأن التلبيس قد كثر والكذب على المذاهب قد انتشر
    «Глава одиннадцатая – об остережении доверять кому попало, и брать из всякой книги – ведь тальбис увеличился, и ложь на мазхабы саляфов сильно распространилась!»

    Затем рассказал историю про то, как один из ашаритов притворялся суннитом, и приписывал себя к имаму Ахмаду, приписывая имаму ашаритские слова, затем сказал:
    فمن رام النجاة من هؤلاء والسلامة من الأهواء فليكن ميزان الكتاب والأثر في كل ما يسمع ويرى فإن كان عالما بهما عرضه عليهما واتباعه للسلف ولا يقبل من أحد قولا إلا وطالبه على صحته بآية محكمة أو سنة ثابتة أو قول صحابي من طريق صحيح وليكثر النظر في كتب السنن لمن تقدم مثل: أبي داود السجستاني وعبد الله بن أحمد بن حنبل وأبي بكر الأثرم وحرب بن إسماعيل السيرجاني وخشيش بن أصرم النسائي وعروة بن مروان الرقي وعثمان بن سعيد الدارمي السجستانيوليحذر تصانيف من تغير حالهم فإن فيها العقارب وربما تعذر الترياقي ولقد قال بعض السلف: ( سمعت مبتدعا ) في…… قولا اجتهد في إخراجه من قلبي وسمعي ولا يتم لي ذلك.
    «И тот, кто хочет спасения от этих нововведенцев, и безопасности от нововведений – то пусть сделает своими весами во всем, что слышит и видит — Коран и асары, если он знает о них – то пусть представляет перед ними, все что слышит и видит, и также -следование саляфам.
    И пусть не принимает ни от кого никакое слово, пока не потребует от него доказать его достоверность ясным аятом, или достоверной Сунной, или словом сподвижника переданным по достоверному пути.
    И пусть он побольше возвращается и анализирует книги по акыде предшествующих имамов – как книга Абу Дауда ас-Сиджистани, и Абдуллаха Ибн Ахмана Ибн Ханбаля, и Абу Бакра аль-Асрама, и Харба Ибн Исмаила Ас-Сирджани, и Хушейша Ибн Асрама ан-Насаи, и Урвы Ибн Марвана ар-Ракы, и Усмана Ибн Саида ад Дарими ас-Сиджистани.
    И пусть остерегается книг, написанных теми чье состояние изменилось по сравнению с путем саляфов. Истинно, они подобны скорпионам – и быть может, после их укуса ты не сможешь найти противоядие.
    И сказал один из саляфов – «Однажды я услышал от одного из нововведенцев одно слово, и теперь стараюсь выгнать его из своего сердца и слуха, и не получается это у меня»

    (Источник: «Рисаля ас-Сиджзи иля ахли Забид», 6-7)

    Сказал имам Хамд Ибн Атик ан-Наджди в своей насыхе шейху Индии Сиддыку Хасану Хану, когда тот оперся на некоторые книги ашаритов в своем тафсире и впал в ряд их нововведений (от которых после этой насыха покаялся, хвала Аллаху):
    واعلم أرشدك الله أن الذي جرينا عليه، أنه إذا وصل إلينا شيء من المصنفات في التفسير، وشرح الحديث، اختبرنا واعتبرنا معتقده في العلو والصفات والأفعال، فوجدنا الغالب على كثير من المتأخرين أو أكثرهم مذهب الأشاعرة الذي حاصله نفي العلو، وتأويل الآيات في هذا الباب، بالتأويلات الموروثة عن بشر المريسي وأضرابه من أهل البدع والضلال ; ومن نظر في شرح البخاري ومسلم ونحوهما، وجد ذلك فيه وأما ما صنفوا في الأصول والعقائد، فالأمر فيه ظاهر لذوي الألباب ; فمن رزقه الله بصيرة ونورا، وأمعن النظر فيما قالوه، وعرضه على ما جاء عن الله ورسوله، وما عليه أهل السنة المحضة، تبين له المنافاة بينهما، وعرف ذلك كما يعرف الفرق بين الليل والنهار؛ فأعرض عما قالوه، وأقبل على الكتاب والسنة، وما عليه سلف الأمة وأئمتها، ففيه الشفاء والمقنع ; وبعض المصنفين يذكر ما عليه السلف، وما عليه المتكلمون، ويختاره ويقرره
    «Знай, да вразумит тебя Аллах, что то, к чему мы привыкли – что когда к нам приходят какие то книги по тафсиру, или шарху хадисов – то мы экзаменуем и рассматриваем акыду их автора касательно Возвышенности Аллаха, и Сыфатов, и Деяний Аллаха.
    И мы обнаружили, что многие поздние авторы, или даже большинство поздних авторов — находятся на мазхабе ашаритов, суть которого – отрицание Возвышенности, и тауиль аятов пришедших в этом разделе толкованиями, унаследованными от Бишра аль-Мариси и подобных ему людей нововведеней и заблуждений.
    И кто посмотрит в шарх [Ибн Хаджара] на аль-Бухари, и [Ан Навави] на Муслима, и подобные этим двум книги – обнаружит это.
    Что же касается того, что поздние написали в разделе основ религий и акыды – то положение этих книг очевидно для обладателя разума!
    И тот, кого Аллах наделил пониманием и светом, и кто вдумчиво проанализировал то, что сказали эти поздние, и сопоставил это с тем, что пришло от Аллаха, и Его Посланника, и тем, на чем чистые ахлю-Сунна – тому разьяснится взаимное противоречие между тем и этим, и он будет это знать также ясно, как знает разницу между днем и ночью.
    И после этого он отвернется от того, что сказали эти поздние, и займется Кораном и Сунной, и тем, на чем были саляфы Уммы и ее имамы – ведь в этом исцеление и место получения пользы».

     
  2. missismaryam78

    Январь 9, 2015 at 2:17 пп

    Цитирую:
    По видимому он был из тех, кто считал, что мнение Салафов здравое и безопасное, но мнение Халафов (поздних), более освещено знанием и мудростью.Конец цитаты.
    Что заставляет людей так думать?Что они приводят на это?

     
  3. missismaryam78

    Январь 9, 2015 at 2:42 пп

    Цитирую:
    2123 “Восьмое: Мнение антропоморфитов: Что Он на Троне в смысле утверждения творения в месте, да прибудет Аллах превыше этого”!…Конец цитаты.

    Расшифруйте,пожалуйста,что антропоморфисты имеют ввиду.

     
    • gariban01

      Январь 9, 2015 at 7:00 пп

      Это те кто утверждали что Аллах на Троне в смысле — что Он находится в материальном месте, например, Он во вселенной где-то на Троне. Превыше и далек Аллах от подобного понимание.

      Т.е. ахли Сунна не говорит нечего подобного, как бы это не было ненавистно сегодняшним ашаритам, шиитам, матрудитам которые насильно пытаются навязать это мнения на нас, мол «вахабиты и последователи Ибн Теймии так считают», тогда как сам ашарит Куртуби отделил мнения саляфов от мнения этих зындыков-антропоморфитов. А мы на том на чем были саляфы.
      Мы верим что Место у Аллаха это Его Трон, и Аллах НАД этим Троном, так как подобает Его величию, и мы не можем это представить. Как мы не можем представить каков Аллах, как Он выглядит, так же мы и не можем себе представить сам процесс того как Он находится над Троном, который над небесами. И это не таково как у его творений. И мы не говорим что Аллах смешан С Троном, или что Он В Троне. Ибо Трон это творения из творений Аллаха. Мы говорим что Он находится в стороне возвышенности, наверху, над небесами, над Троном и Он не окружен такими местами как места творений, о Его Месте нам не было сообщено подробно и оно такое как подобает Его Величию. Все что мы знаем о этом Месте, так это то что оно и есть Его Трон, и Он над ним. Т.е. если подняться выше космоса (т.е. первого небо), и выше остальных небес (которых семь), там над этим находится аль-Курси, а над ним Аль-Арш (Трон), А ВЫШЕ ЭТОГО БОЛЬШЕ НЕТ НЕЧЕГО ИЗ СОТВОРЕННОГО, ТАМ УЖЕ ТОЛЬКО ТВОРЕЦ, который не похож на творения. Также мы верим что Аллах не смешан со своими творениями, Он превыше этого.

      ———————————————-
      Еще у этих антропоморфистов есть обратная сторона проявления, так это ашариты-антропоморфисты, и верно было сказано про них: «Они сначала уподобили Аллаха творениям, а затем, испугавшись этого уподобления, начали отрицать Его качества»
      И это сегодня присуще почти всем ашаритам, матрудитам, шиитам — ведь все они насильно хотят навязать Ахли-Сунне, то что мы не имеем введу, например, они говорят: «Если вы говорите что у Аллаха есть рука, значить вы приписываете Аллаху телестность, ибо рука это часть тела, и все это из свойств человека, значить вы Ему приписывайте ущербное качество Его творений, приобщив Его к ним. Следовательно вы мушрики.»
      Однако мы им говорим: «Вы нагло наговариваете и это у вас продолжается веками, мы не говорим что у Аллаха есть рука такая же как у Его творений, Его руки иные и они таковы как подобает Его величию. Точно также мы не говорим что Аллах Слышат так как слышат мы, или Видит Так как видим мы, или что Он живет такой же жизнью как и мы. Но мы говорим что Он Слышащий, Видящей и Он Живой».
      Однако они даже после этого нагло говорят нам в лицо что «нет, это не так, вы придаете Аллаху телесность, и в вашем понимание рука Аллаха такова как у Его творений». Ну что с такими подонками делать после этого? )

       
      • missismaryam78

        Январь 10, 2015 at 2:33 дп

        По логике вот этих:ашариты-антропоморфисты,выходит,что если Аллах Слышащий,Видящий,то значит у Него есть органы слуха и зрения,как у творений,а такое не возможно,следовательно Аллах не слышит и не видит (аузу би Лляхи).Есть в их убеждениях такое?

         
      • gariban01

        Январь 10, 2015 at 12:00 пп

        Да, такие это джахмиты, для них нет Аллаха, ибо если сказать что Он есть, то ведь человек тоже есть. Поэтому такие считают что нет Аллаха, и объясняют они это тем что: «Аллах есть все и во Он во всем, и нет нечего кроме Него». Или самое меньшее что они говорят так это то что: «неизвестно Аллах есть или Его нет, ибо нам не известен смысл Его Имен и Сыфатов, для нас это просто звуки и т.д.», именно на этом большинство современных шиитов, просто не каждый в этом признается. Именно на этом многие современные ашариты, матрудиты, просто не каждый в этом признается.

         
      • missismaryam78

        Январь 10, 2015 at 9:42 дп

        А что с такими делали раньше?

         
      • gariban01

        Январь 10, 2015 at 11:34 дп

        Когда власть была в Халифате у них, например во времена Салахаддина или во времена шейхуль-Ислама Ибн Теймии, то с ними нечего не делали, настоящие Ахли-Сунна тогда просто порицала их, иногда мягко а иногда жестко.
        Вообще тут не все так просто, и ашариты это не совсем дети как это пытаются преподнисти некоторые. Например, не всякий талиб или даже не всякий алим — сможет должно опровергнуть все ашаритсике шубхаты, ибо ашарит его может загнать в тупик, поэтому многие (так каково) вынужденны бывают признать что это вопрос понимание мазхаба, каждый имеет право оставаться на своем, мол это спорная область.
        Поэтому к ним вообщем во все времена относились также как и к умеренным кадаритам, или умеренным шиитам и т.п.

         
  4. missismaryam78

    Январь 9, 2015 at 2:48 пп

    отрицая сторону (джиха)-это в том смысле,что ашариты не считали допустимым задавать вопро: «Где Аллах?» ?

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: