RSS

Допустимо ли увидеть человеку во сне Всевышнего?

aБисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Следует знать, что тому кто заявляет что он видел Всевышнего во сне — такфир не выносится, при условии, если он осознает что это был сон, и Аллах Он не таков на самом деле. Потому что, Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) не схож не с одним своим творением, следовательно, человек не в стояние представить Его. Поэтому любое представление будет ложное, так как будет оно опираться на образ чего-то из сотворенного (что не есть Аллах). Это тоже самое как если человек в своих мыслях независимо от себя вообразил образ Всевышнего, представив Его как-то. Такой человек не попадает в куфр, до тех пор пока не примет это. Т.е. пока он сам не согласится с тем что «да вот Всевышний Аллах такой вот (аузубиЛлях)»  — он не попадает под такфир.

И в доказательство всему выше сказанному приведем хадис, где Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Я видел (во сне) своего Господа в образе безбородого мужчины, с вьющимися волосами в зеленом саду».

Одна группа ученых указывала на слабость этого хадиса, другая группа на его достоверность. Также этот хадис передается в разных вариантах.

 

Из тех, кто указывал на его слабость, были: 

Имам Ахмад (См. «Мунтахаб мин иляль аль-Халляль» Ибн Къудама, стр. 284),

(Однако, Кадий Абу Яъля в книге «Ибталь ат-таъвилят» приводил передачи от Имама Ахмада подтверждающие достоверность этого хадиса).

ан-Насаи (См. «аль-Иляль аль-мутанахия» Ибн аль-Джаувзий 1\30),

Ибн Маин (См. «Тарих аль-Багъдад» Хатыб аль-Багъдади 13\311),

Ибн Хиббан (См. «ас-Сикъат» 5\245),

Ибн аль-Джаувзий (См. «аль-Иляль аль-мутанахия» 1\36),

аз-Захаби (См. «Сияр» 10\113),

ас-Субки (См. «ат-Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра» 2\312),

Ибн Хаджар аль-Аскъалани (См. «Тахзиб ат-Тахзиб» 10\86),

аш-Шаукани «См. «Аль-Фауваид аль-Маджмуа» стр. 447).

 

Из тех, кто указывал на достоверность этого хадиса в передаче: 

Абу Зуръа (См. Книгу «ар-Руъя» Имама ад-Даракъутни, стр. 358: «Ибталь ат-Таъвилят» Абу Яъля 1\140),

Абу аль-Хасан ибн Башар (См. «Ибталь ат-Таъвилят» Абу Яъля 1\142, 222),

Абу Яъля (См. «Ибталь ат-Таъвилят» 1\141),

Ибн Теймийя (См. «Байян тальбис аль-джахмийя», 7\290, 356).

 

Все, кто подтвердили достоверность этого хадиса, указали, что это было видением во сне, а не наяву.

В виду этого, нет никаких проблем и никакого повода для критики данного хадиса (потому что это был сон)!

Сказал Шейх Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах:

قال شيخ الإسلام ابن تيمية (بيان تلبيس الجهمية 7/229): وكلها \يعني روايات الحديث\ فيها ما يبين أن ذلك كان في المنام وأنه كان بالمدينة إلا حديث عكرمة عن ابن عباس وقد جعل أحمد أصلهما \أي حديث ابن عباس وأم الطفيل\ واحدا وكذلك قال العلماء

«Во всех них \т.е. передачах хадиса\ есть указание на то, что это происходило во сне и то что он, да благословит его Аллах и приветствует, был в Медине, за исключением передачи Икримы от Ибн Аббаса. Однако Имам Ахмад указал, что основа их одна, и это же сказали (другие) ученые». (См. «Байян тальбис аль-джахмийя», 7\229).

Шейх аль-Ислам не единственный, кто не видел в тексте этого хадиса проблемы, если его понимать как видение во сне. Среди ученых говоривших подобные слова были следующие:

Имам аз-Захаби«Это видение, если считать \передачу\ достоверной, является видением во сне».  (См. «Мизан аль-иътидаль» 1\594).

Имам ас-Суюти«Этот хадис, если понимать как видение во сне, то тут нет никаких проблем».  (См. «аль-Ляали аль-Маснуа» 1\34).

Имам аь-Аджлуни«(Этот) Хадис, если понимать как видение во сне, то тут нет никаких проблем».  (См. «Кашф аль-хафа» 1\437).

Сказал Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах:

قال النووي في شرحه على صحيح مسلم (15/24) :” قال القاضي واتفق العلماء على جواز رؤية الله تعالى في المنام وصحتها وإن رآه الإنسان على صفةٍ لا تليق بحاله من صفات الأجسام لأن ذلك المرئي غير ذات الله تعالى “

«Сказал аль-Кадий: «Ученые, единогласны в возможности видеть Аллаха Всевышнего во сне и правдивости этого. Это не смотря на то, что человек может увидеть Его в неподобающем для Него образе (качестве), из качеств тел, а это увиденное, не является \на самом деле\ Сущностью Аллаха Всевышнего». (См. «Шарх аля сахих аль-Муслим» 15\24).

Т.е. Имама ан-Навави хочет сказать что, тому кто заявляет такое — такфир не выносится, если он осознает что это был сон, и Аллах Он не таков на самом деле. Потому что, Всевышний Аллах (Свят Он и Велик) не схож не с одним своим творением, следовательно, человек не в стояние представить Его. Поэтому любое представление будет ложное, так как будет оно опираться на образ чего-то из сотворенного (что не есть Аллах).

(Кстати, Ашариты, практически все, подтверждают возможность видения Аллаха во сне. См. «Шарх Джоувхара ат-таувхид» ас-Сауви, стр. 76.)

Сказал Шейх Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах:

قال شيخ الإسلام ابن تيمية في بيان تلبيس الجهمية 1/325-328: وقول من يقول ما خطر بالبال أو دار في الخيال فالله بخلافه ونحو ذلك إذا حمل على مثل هذا كان محملاً صحيحاً فلا نعتقد أن ما تخيله الإنسان في منامه أو يقظته من الصور أن الله في نفسه مثل ذلك فإنه ليس هو في نفسه مثل ذلك

 «Выражение тех, кто говорит: «То что пришло в голову и представилось в мыслях, Аллах долек от этого» и т.п. (слова), если применить к этому (хадису), будет правильным применением. (Т.е.) Нам нельзя верить, в то, что Аллах таков, как это себе вообразил человек, во сне или наяву. Поистине Он не таков в Своей Сущности». (См. «Байян тальбис аль-джахмийя», 1\325-328).

А Аллаху ведомо лучше.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: