RSS

Высокомерия и Гордость

7iALb8hkfXE

С именем Аллаха Всемилостивого, Милостивого!

Хвала Аллаху.
Он одарил нас неисчислимыми благами, показал нам свои знамения, в которых содержится назидание для людей размышляющих.
Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.
Нет у него соучастников в Его исключительном праве на поклонение, нет у него совладельцев в Его власти. Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник, он не говорил ничего от себя, но все его наставления были ниспосылаемым свыше откровением.
Мир и благословение Аллаха нашему Пророку,
а также его семье, его сподвижникам и всем, кто шел по благодатной дороге Ислама.
А затем;

аль-Мутакаббир;
Это имя всего 1 раз проходит в Куране как имя Аллаха, и это в суре Аль-Хашр, 23.
Слово «мутякяббир» просходит от араб.слова «кябир» — большой, великий.
Словообразующая частица «тя» указывает на единственность в своем величии, на отсутствие подобного
кого-либо в этом величии. Само же слово «мутякяббир» означает — отказываться, не подчиняться.
Аллах этим именем отказывается от всех недостатков и всего того, что приписывают Ему в сотоварищи Его твари, и никому из них не подчиняется. Лишь Он один обладает правом на то, чтобы быть возвеличенным,
так как все величественные имена и качества принадлежат Ему. Он истинный царь, Он повелитель, Он обладатель могущества и имущества. Ему как раз и приличествует чем гордиться в отличие от человека, который ничем не владеет, который слаб и беспомощен.
Как бы и чем бы человек не гордился в нем обязательно есть какой –то недостаток, за который ему приодеться краснеть, в то время как Аллах превыше всяких недостатков. Он превыше той гордости, которую проявляет человек.

Есть кудси хадис Всевышний сказал: «Высокомерие — Мой плащ, а гордость — Моё покрывало. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в Огонь» (Абу Дауд (4090) от Абу Хурайры, Муслим (2620) от Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры).
Так что каждый, кто пытается проявлять именно такую гордость, тем самым нарушает право Аллаха.
В одном из хадисов Сахиха Муслима говорится:
«Сообщается, что Ибн Мас’уд (р. а)сказал: (Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не войдёт в Рай (тот человек), в сердце которого (останется высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Услышав это, один) человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» (На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим)

В разъяснении Муслима к этому хадису в разделе «Запретность проявления высокомерие» говорится, что под высокомерием тут подразумевается гордость по отношению к Аллаху и к Его пророку (с.а.в.).
Проявление же гордости как черты характера – как отношение пренебрежительности и приниженности к другим – то это гордость, которая не выводит человека из религии (т.е. не куфр). Но это опять таки может привести к большому ширку (к высокомерию).
В одном из хадисов сказано: «Гордецы в День воскресенья будут воскрешены как как раздавленные муравьи, вокруг которых одна тьма». (Ат-Тирмизи, Судный день, 47)
Кто же такой гордец? Это тот, кто проявляет надменность по отношению к истинности сказанного Аллахом или Его пророком (с.а.в.), тот, кто не подчиняется истине, ставя свое мнение превыше этого.
Тот, кто проявляет гордость (непокорность, пренебрежительность) хотя бы к одному аяту Курана
тот попадет в ад. Человеческая гордость часто бывает причиной несправедливости, насилия (зульм) над людьми дабы доказать свое превосходство. А самый великий зульм это ширк по отношению к Аллаху.
Поэтому горделивость это фактически путь, ведущий к ширку к высокомерию.
И когда он проявляет уже высокомерия, это человек сам с собой поступает несправедливо, он сам грешит, придает Аллаху сотоварищей, и как воздаяние за совершенные им же деяния получает свое наказание в вечном пребывание ада (если умрет с этим ширком на душе).

 

Перевод имени Аль-Мутакаббир на русский язык.
Мы считаем, что самым подходящим переводом (по смыслу) этого прекрасного Имени является Высокомерный. Так как Высокомерный — это Тот кого высоко мерят и ценят. Тот, кто находит все Свои творения ничтожными по сравнению со Своей сущностью, ибо высокомерия не достоин никто, кроме Него. Именно поэтому это Имя звучит оскорбительным, тогда когда им нарекают кого-то кроме Аллаха. Ибо Аллах единственный кого можно так высоко ценить и обожествлять.
Его высокомерие проявляется в том, что Он не позволяет никому претендовать на сотворение или оспаривать Его повеления, власть и волеизъявление. Он сокрушает всех, высокомерно относящихся к Нему и к Его творениям, кто последовал по стопам проклятого иблиса.
«Китаб ат-Таухид» глава 66,
отрывок из шарх Абд ар-Рахмана ибн Хасана «Фатх аль-Маджид»;

«Каждый, кто не стремится к унижению перед Аллахом, посягает на Его право. Любовь его не достигнет совершенства, пока раб не возлюбит то, что любит Аллах, и не возненавидит то, что ненавидит Аллах.
Любовь же к похвале и самовосхвалению совершенно противоречит любви к Аллаху. Если у человека проявляется этот порок, то это является признаком несовершенства его таухида господства Аллаха,
ибо самовозвеличивание и преклонение перед самим собой противоречат рабству перед Одним Аллахом.
Всевышний сказал: «Высокомерие — Мой плащ, а гордость — Моё покрывало. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в Огонь» (Абу Дауд (4090) от Абу Хурайры, Муслим (2620) от Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры).
Посланник Аллаха с.а.в. сказал: «Не войдёт в рай никто, в чьём сердце есть высокомерие хотя бы на вес пылинки» (Муслим (91) от Ибн Мас’уда; Абу Дауд (4091), ат-Тирмизи (1999) также от Ибн Мас’уда). Самопоклонение пожирает благие дела, как огонь пожирает дрова, а восхваление ставит восхваляемого на ступень, которой он не достоин. Это широко распространено среди поэтов, которые предаются возвеличиванию людей, однако тот, кто восхваляет творение Аллаха, тем самым обольщает его и сам совершает грех. Посланник Аллаха запретил это и предостерёг от этого свою общину (и от пути, ведущему к этому).
Тем не менее, как об этом сказал Всевышний: «…Те, которые были несправедливы, заменили это словом отличным от того, что было им сказано…» («Бакара» (2):59). И многие люди продолжают впадать в ширк в господстве, поклонении и власти. Они увидели в том, что запретил посланник Аллаха самое великое приближение к Господу и самое великое благодеяние! Однако Ислам усовершенствовал понятие господства Аллаха, уберёг его и указал на ширк и пути, ведущие к нему».
О сыны Адама, будьте богобоязненны, повинуйтесь велениям вашего Господа, отстраняйтесь от грехов,
и тогда вы достигнете успеха. Высокомерие, да убережет нас от него Аллах очень скверное качество, которое может привести к самым плохим для человеческой души последствиям. Аллах и Его Посланник предостерегали о большой опасности, которую несет в себе это качество. К сожалению, на сегодняшний день оно заразило большое количество людей. Некоторые праведные предшественники говорили:
«Самым первым грехом и первым ослушанием Аллаха, которое произошло в мироздании, было высокомерие». Всевышний Аллах сказал:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (2: 34).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил нам, что именно является высокомерием.
Сообщается со слов Абдуллы ибн Масуда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть высокомерие весом с пылинку».
Один человек спросил: «А что если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?»
Пророк ответил: «Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям» (хадис привёл Муслим).
«Отрицание истины» – это отказ от неё и неприятие её от того, кто к ней призывает, а «надменное отношение к людям» – это проявление презрения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил, что украшение в одежде и внешнем виде не является высокомерием, напротив, Аллах любит красоту. Высокомерие – это качество, скрытое в глубине сердца, оно проявляется в поведении человека и заставляет его отказываться от истины, а также презрительно относиться к людям. Когда Иблис (сатана) проявил высокомерие и посчитал себя лучше Адама, это толкнуло его к ослушанию, он отказался от повиновения приказу своего Господа и не поклонился Адаму. Именно высокомерие заставило неверующих выступить против посланников Аллаха, когда те явились к ним с ясными знамениями.
«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Коран, 27: 14).

Высокомерие мешает своему обладателю обращаться к Господу с молитвами, мешает поклоняться Создателю.

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Ад униженными» (Коран, 40: 60).

Также высокомерие мешает некоторым людям действовать в соответствии с Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В одном из хадисов сообщается, что Саляма ибн аль-Аква’ сказал:
«Один человек стал, есть левой рукой в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Пророк сказал ему: «Ешь правой рукой!» Тот ответил: «Я не могу». Тогда Пророк сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему, кроме высокомерия», – и больше [этот человек] уже не смог поднести ко рту [левую руку]» (хадис передал Муслим).

Высокомерие мешает приобретать полезные знания. Праведные предшественники говорили:
«Знание [религии] не смогут получить двое: застенчивый и высокомерный».

Высокомерие заставляет человека удлинять свою одежду ниже щиколоток, волочить её по земле и шагать надменной походкой. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды человек шёл в своих украшениях, восхищаясь собой, надменно задрав голову, как вдруг Аллах сделал так, что он провалился. И будет он с грохотом погружаться в землю до самого Судного Дня» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

О сыны Адама, высокомерное отношение к истине и надменность по отношению к людям приводят к тяжёлым последствиям, как в этой жизни, так и в Следующей. Самым страшным является то, что сердце высокомерного, заносчивого человека отвращено от верного пути истины. Всевышний Аллах сказал:
«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него» (Коран, 7: 146).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На того, кто надменно волочит своё платье (Т.е. делает свою одежду длинной, опуская её ниже щиколоток ), Аллах даже не посмотрит в День Воскрешения» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Также он сказал: «Высокомерные будут воскрешены в День Суда в виде людей размером с муравья, унижение будет покрывать их отовсюду…» (хадис привели ат-Тирмизи и другие..)

Суфьян ибн ’Уяйна (да одарит его Аллах своей милостью) говорил:
«Если человек совершает грех по причине своих необузданных желаний, то имей надежду на его покаяние, ведь Адам (мир ему) ослушался Аллаха, следуя за своими желаниями, затем он покаялся, и ему был прощён его грех. Если же грех совершается по причине высокомерия, то бойся божьего проклятья, ведь Иблис ослушался Аллаха из-за своего высокомерия и был проклят».

Высокомерие – это неприступная стена на пути в Рай. Это качество преграждает человеку дорогу к достижению истинной нравственности, подобающей верующим людям. Дело в том, что надменность не разрешает своему хозяину пожелать другим верующим того же, чего он желает самому себе.
Высокомерный человек не в состоянии быть простым, доступным, легким, он не может избавиться от своей сердечной злобы, зависти и амбиций. Ему невыносимо трудно сдерживать своё самолюбие и принимать добрые советы и наставления. Упиваясь своим самодовольством, он презирает других людей и ищет их недостатки. И, наверное, трудно найти что-либо скверное и злое, к чему не побуждало бы такое качество как высокомерие. А самым страшным его проявлением является отказ от принятия истины и верного руководства.

Человек обязан изгонять любые проявления надменности из своей души (пути, ведущие к высокомерию).
Он должен вспоминать, из чего он создан, как он появился на этот свет, помнить о нужде и потребности в своём Господе. Человек должен осознавать Величие Аллаха и своё положение по отношению к Нему.
Для того, чтобы избавиться от высокомерия, человеку достаточно лишь вспомнить, что до существования он был ничем, он был создан из земли, затем из капли жидкости, затем стал прилипшим сгустком, затем кусочком мяса и только потом он стал чем-то таким, о чем вообще стоит говорить. Он был неодушевлённым прахом до того, как стал слышать и видеть, чувствовать и двигаться. Он был мёртвым до того, как стал живым, был слабым до того, как стал сильным и способным. Он был неимущим до того, как стал обладать чем-то. После всего этого он снова умрёт и станет прахом, затем будет либо наказан, либо почтён в своей могиле, а потом будет воскрешён к жизни и предстанет перед Судом Аллаха, который произведёт великий расчет и воздаст каждому по делам его. Сказал Господь (Велик Он и Славен): «Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил, потом облегчил ему путь, потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его. Но нет же! Он всё ещё не выполняет того, что Он приказал ему». (Коран, 80: 17-23).

Высокомерные люди являются неверными, лицемерами, местом которых будет вечное пребывание в аду. Примером возгордившихся людей являются упомянутые в Коране Фараон, Намруд, Карун, которых постигла кара Аллаха. Аллах отдаляется от таких людей, как об этом говорится в аятах Корана;
«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле без всякого права на то.
Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они увидят правый путь, то не последуют этим путем, а если они увидят путь заблуждения, то последуют им.
Это потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими». (7: 146)
«Препирательство тех, которые оспаривают знамения Аллаха без всякого довода, явившегося к ним, весьма ненавистно Аллаху и верующим. Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана». (40:35).
Разница между Гордостью и Высокомерием.

1. Гордость в Исламе бывает двух видов дозволенная и греховная.
А) К греховной гордости относится, например, гордость национализма.
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Если вы услышите, как кто-то возносится своим происхождением, как это было во времена джахилии, то скажите ему, чтобы он схватил за член своего отца. И не говорите это другими словами!» (ля такну — т.е. не давайте этому, какие то куньи, смягчающие слова, а говорите, как приказано тебе)
(Этот хадис достоверный. Передали: Ан-Насаи, 8865, Аль-Багави, 1-835, Ахмад, 21274, Абу Нуейм в «Марифа ас-сахаба», 716, Ибн Аби Шейба, 38337, Ибн Мухолляд, 1-3, и другие).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди — дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии». (ат-Тирмизи и другие мухаддисы).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
«Пусть люди перестанут хвастаться своими предками, либо они будут перед Аллахам более презренным, чем жук, который ковыряется в навозе». (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Также он сказал:
«Не наш человек тот, кто призывает к асабийе (национализму), не наш человек тот, кто сражается ради асабийа и не наш человек тот, кто проявляет гнев из-за асабийи». (Муслим)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца” (Этот хадис приводят имам Ахмад 5/136, аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 2/427, ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» 8864 и многие другие).

Передается он со слов Убай ибн Ка’ба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца. И не говорите это в переносном смысле!»
(Хафиз аль-Хайсами в “аль-Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики этого хадиса являются достойными доверия. Среди имамов, подтвердивших достоверность этого хадиса – Ибн Хиббан).

Однажды в беседе с Билалом ибн Рабах ал-Хабаший знатный сподвижник пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Зарр ал-Гифарий по отношению к своему собеседнику обронил фразу: «Эй ты, сын чернокожей женщины».
Когда Билал по этому поводу жаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), тот сказал Абу Зарру: «Ты, оказывается, человек, внутри которого присутствует мракобесие».
Известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень разгневался. Тогда Абу Зарр упал на землю перед Билялем и попросил, чтобы тот поставил ногу на его щеку, чтобы тот извинил его за эти слова.

Б) А дозволенная Гордость есть чувство собственного достоинства, например, гордость, позволяет сохранить и честь.

2.Высокомерие в сердце человека – это самопоклонение — вот корень зла.
Высокомерие — это то, о чем предостерегал Посланник Аллахlа, мир ему и благословение Аллахlа.
Порой эти два понятия путают (т.е. гордость и высокомерия). Как вы можете себе представить муслима без гордости (дозволенной)?! Например, Я горд тем, что я — мусульманин!
Но как я буду выглядеть, если я буду высокомерен из-за того, что я мусульманин?
Вот в этом и разница.

 

Что же касательно тавиля имама ан-Навави, то он ложный как и многие его тавили в темах Имен и Сыфатов Аллаха. Скорее, это исходило и за его ошибочного толкование Имени аль-Мутаккаббир,
а Аллах лучше знает его положение.

Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

5 responses to “Высокомерия и Гордость

  1. missismaryam78

    Апрель 3, 2014 at 9:27 дп

    Ассаляму алейкум.О каком таувиле имама ан Навави говорится?пожалуйста.джазакумуЛлаху хойрон

     
    • Админ сайта

      Апрель 6, 2014 at 9:47 дп

      Уа алейкум ас-салям.
      Имам ан-Навави, комментируя слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку», писал: «Это значит, что он не войдет в него сразу, вместе с богобоязненными праведниками. Когда же настанет его черёд, то Аллах либо покарает его, либо простит».

       
    • Админ сайта

      Апрель 6, 2014 at 11:10 дп

      Вообще у имама ан-Навави есть не мало заблуждений по этим темам, так как он в Именах и Сыфатах был на акиде ашаритов,
      Вот например, сказал Сиддык Хасан Хан, комментируя слова ан-Навави, что верующие увидят Аллаха без стороны:
      هذا الذي قاله؛ سلك فيهِ مسلك المتكلِّمة.ومذهب أهلِ الحقِّ في ذلك وما ضاهاه: إمرارهُ على ظاهره من غير تأويلٍ ولا تعطيلٍ؛ وقدْ ثبت في الأحاديث الصحيحة قوله صلى الله عليه وسلم للجارية «أَيْنَ اللهُ؟»، وفي أخرى «الإشارة بالإصبع إلى السماء» والأخبار في ذلك كثيرة جدًّا. وكذلك آيات الكتاب العزيز تدلُّ عليه دلالةً واضحةً، وتفيدُ الفوق، والعلو، والاستواء على العرش، والكون في السماء
      «Это то что он сказал, и он последовал в этом путём калямистов. А мазхаб людей истины в этом, и подобном этому – проходить такие тексты на их внешнем смысле, не делая тауиль, и не опустошая их. И пришло в достоверных хадисах слово Пророка, мир ему, обращенное к рабыне: «Где Аллах?». А в других хадисах пришло указание пальцем на небеса.
      И сообщений об этом очень много, и также аятов в Великом Коране, доказывающих ясным указанием на Возвышенность, и Вознесенность над Троном, и на то, что Он над небесами»

      (Источник: «Ас-сирадж аль-ваххадж», 1-347)

       
  2. missismaryam78

    Апрель 6, 2014 at 1:11 пп

    То есть в хадисе идет речь о большом куфре,а имам решил,что только о малом куфре,так?

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: