RSS

«Ар-Родд аля аль-Джахмия» Имам ад-Дарими

81DV0uOAbrE

Перевод последних двух глав из книги

«Ар-Родд аля аль-Джахмия»

(Опровержения Джахмитам)

Имам Усмана ибн Саида ад-Дарими (да смилуется над ним Аллах)

Полную версию книги можно скачать тут:  http://www.waqfeya.com/book.php?bid=194

 БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Раздел об аргуметации касательно такфира джахмитов

— Спорил со мной один человек в Багдаде, защищая этих джахмитов, и сказал мне: «Какой у вас аргумент на такфир этих джахмитов, в то время как запрещено выносить такфир людям Киблы? На что вы опираетесь – на Коран, на сообщение, или на иджма?»

Я сказал: «Джахмиты у нас не относятся к людям Киблы, и мы выносим им такфир, опираясь на Коран, переданные сообщения, и их известнейший куфр.

— Что касается Корана, то мы опираемся на то, что Аллах рассказал о мушриках курейшитах, касательно их считания ложью Корана.

И из самого сильнейшего их считания ложью Корана, о котором рассказал Аллах, было то, что они сказали, что Коран является сотворенным – точно также, как сказали и джахмиты.

Сказал аль-Уалид ибн аль-Мугира аль-Махзуми: «Это лишь слово человека» (сура Аль-Мудассир, 25).

Точно также и говорит Джахм: «Этот Коран лишь сотворенное»

Также и слово тех, кто сказал: «Это лишь клевета, которую он возвел» (сура Аль-Фуркан, 4), и «Это лишь предания древних«, (сура Аль-Анам, 25), «Это лишь подделанное» (сура Сод, 7) – смысл всех этих слов, и смысл слова Джахма – все они возвращаются к тому, что Коран сотворенное (а не божественное откровение и слова Аллаха), и нет между всеми этими словами разницы, большей чем саженец или волосинка.

И основываясь на этом, мы выносим им такфир, точно также, как Аллах вынес такфир их имамам-курейшитам, и сказал об одном из них: «Я брошу его в Преисподнюю» (сура аль-Мудассир, 26), когда тот сказал: «Это лишь слово человека» (сура аль-Мудассир, 25).

Потому что каждая клевета, и колдовство, и наговор, и придумка (как говорили эти курейшиты про Коран) – являются словом человека, и всё это, без всякого сомнения, сотворено – поэтому объединилось в куфре слово аль-Уалида ибн аль-Мугиры, и слово Джахма ибн Сафуана, и в том, что они подразумевают и хотят сказать, что Коран сотворен.

И это – Книга Аллаха, говорящая об их такфире.

— Что же касается асаров (сообщений), то рассказал нам Сулейман ибн Харб, от Хаммада ибн Зейда, и от Джарира ибн Хазима, от Аюба, от Икримы, что к Али ибн Аби Толибу, да будет доволен им Аллах, привели группу зиндыков, и он сжег их в Огне. И дошла весть об этом до Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, и он сказал: «Если бы я выносил решение о них, то убил бы их по причине слов Пророка: «Кто заменил свою религию – то убейте его«, но не стал бы их сжигать, по причине запрета Посланника Аллаха: «Не наказывайте наказанием Аллаха«.

И добавил Сулейман в пути от Джарира, что когда до Али дошло слово Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, он сказал:  «Горе Ибн Аббасу, истинно, он тонко разбирается в сложных вопросах!»

— И мы видим, что эти джахмиты более мерзкие зиндычеством, и более очевидные куфром, и более мерзкие толкованием Книги Аллаха, и отверганием Его Сыфатов, чем то, что дошло до нас от этих зиндыков, которых убил Али и сжег их.

— И было путём как Али, так и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах – убийство зиндыков, потому что зиндыки стали неверными у них у обоих, и были для них из числа тех, кто сменил религию Аллаха, и они опирались в этом на упомянутое слово Посланника Аллаха.

И не будет обязательным убить человека за какое-то слово, которое он говорит, кроме как если его слово будет куфром, и не обязательно убийство в том, что меньше куфра, кроме как если это будет примерное наказание.
И это – Книга Аллаха об их куфре и асары.
— И также мы выносим им такфир за ясный куфр, а это их считание ложью прямых текстов Книги Аллаха.
Рассказал Аллах, Свят Он и Велик, что Коран – Его Слова, а джахмиты заявляют, что Он сотворил Коран.

Рассказал Аллах, Свят Он и Велик, что Он разговаривал с Мусой, а джахмиты говорят: «Аллах не говорит сам, и Муса не слышал слова самого Аллаха, а лишь слышал слова, которые вышли к нему из сотворенного [посредника]. И в этом их заявлении – то, что сотворенное призывало Мусу к своей божественности, и сказало ему: «Истинно, Я твой Господь, так сними же свои сандалии» (Таха, 12).
И Муса в их лживых заявлениях сказал: «Я верую», а затем пошел призывать Фараона чтобы тот ответил на призыв к божественности творения, точно также как ответил Муса на этот призыв по их лживому заявлению. Так какая же тогда разница между Мусой и Фараоном в куфре по их мазхабу?!  Какой же куфр яснее, чем этот?!
— И сказал Аллах, Свят Он и Велик: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается» (ан-Нахль, 40).
А эти джахмиты говорят: «Аллах не говорил абсолютно ничему «будь», перед тем как его свершить, и никогда это не говорит, и не исходили от него слова, и не исходят, и Он неспособен на слова, в их лживых заявлениях. И в этих их заявлениях- то, что идол, и Всемилостивый – в одинаковом положении, и не говорят. Так какой же куфр яснее этого?!

— И сказал Аллах, Свят Он и Велик: «Две его руки распростерты, и он расходует ими как пожелает» (аль-Маида, 64), и сказал: «Что тебе помешало сделать поклон тому, кого я сотворил своими двумя руками» (Сод, 75), и сказал: «В твоих руках благо, истинно, ты способен на всякую вещь» (Аль-Имран, 26), и сказал: «Рука Аллаха над их руками» (аль-Фатх, 10).

А говорят эти джахмиты: «Нет у Аллаха руки, и Он не сотворял Адама своими двумя руками, а то, что пришло про две Его Руки – значит две Милости, и два дарения»

И они заявили о Руке Аллаха хуже чем то, что заявили иудеи! Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована» (аль-Маида, 64)

А джахмиты сказали:  «Рука Аллаха сотворена», ведь его милости и дарения сотворены без всяких сомнений.

И это невозможно в арабском языке, не говоря уже о том, что является куфром в Шариате, потому что невозможно в арабском языке сказать, что Аллах сотворил Адама своей милостью,  и невозможно сказать в языке арабов»В твоей милости добро», потому что сама милость и есть добро, и невозможно сказать в языке арабов «Милость Аллаха над их руками» – ведь Аллах упомянул  нам Руку в этом аяте вместе с руками говоря про присягу которая делалась руками, ведь Аллах сказал: «Те, кто присягают тебе под деревом – присягают лишь Аллаху, и руки Аллаха над их руками. И кто нарушит присягу – лишь нарушит себе во вред» (аль-Фатх, 10)

И невозможно в языке арабов сказать касательно аята: «Две его руки распростерты» (аль-Мадиа, 64) – две его милости распростерты, как будто у Аллаха распростерты только две милости! Милости его неизчислимы, и не охватываемы, и поэтому мы скажем: этот тауиль невозможен в словах арабов, и является куфром!

— И также мы выносим им такфир за их ясный куфр, состоящий в том, что они не утверждают для Аллаха, Свят Он и Велик, ни Лика, ни Слуха, ни Зрения, ни Знания, ни Слов, и никакого другого Качества, кроме как через заблудший тауиль, через который они опозорились и разьяснились их слабые места.

Они говорят: «Его слух и зрение и слова – имеют один и тот же смысл, а сам Он во всех местах, и в каждом закрытом доме, и в каждой закрытой коробке», и охватили его, в их  ложных заявлениях, их стены, замки, шторы. Отрекаемся мы ради Аллаха от божества, у которого такие качества».

И эти их мнения – также ясны в их такфире!

— И мы выносим им такфир также за то, что они не знают где Аллах, и не описывают его словом «Где?», в то время как Аллах описал сам себя «Где?», и описал его этим Посланник.

Сказал Аллах: «Всемилостивый вознесся (или утвердился) на Троне«, (Таха, 5), и сказал: «И Он Могущественный, сверху его рабов» (аль-Анам,18), и сказал: «О Иса! Истинно, я упокою тебя, и вознесу тебя к себе, и очищу тебя от неверных» (Аль-Имран, 55), и сказал: «Они боятся своего Господа, который сверху их», (Ан-Нахль, 50), и сказал: «Обезопашены ли вы от того, кто над небесами, что Он заставит землю поглотить вас?» (Аль-Мульк, 16), и есть и другие подобные аяты.

Все эти аяты описывают Аллаха «Где?», и описал его «Где?» Посланник Аллаха, сказав черной рабыне: «Где Аллах?», и она ответила: «Над небесами», он сказал: «Кто я?», она сказала: «Ты Посланник Аллаха», он сказал: «Отпусти ее, она верующая».

А джахмиты проявляют неверие в это, и это также из их ясного куфра.

И Коран весь, от начала и до конца, ясно опровергает их, и они знают об этом, или часть их знает, однако они возносятся над истиной и заблуждают слабоумных.
И они знают, что нет довода, который сильнее нарушает их заявления, чем Коран, однако они не могут подойти к тому, чтобы отвергнуть его, боясь убийства и позора, однако они в их душах отрицают то, чем Аллах описал Себя.

И мы обсуждали с некоторыми их главарями, и слышали это от них прямо
— И также, они направляются своим поклонением к божеству которое находится под нижней землей, и на высшей земле, в то время как молящиеся из числа верующих направляют свое поклонение к Всемилостивому, который над седьмыми наивысшими небесами, и утвердился над своим Великим Троном.

Так какой же куфр яснее того, что мы передали от них, из их отвратительных убеждений, которые превышают в куфре Мани и Шам’алю, двух зиндыков!
— И сказал в ответ на это мне оппонент, который спорил со мной: «Я хотел тексты, которые будут называть джахмитов по их имени, и выносить им такфир, а то, что передано от Али – да будет доволен им Аллах – то про зиндыков»
И я сказал: зиндыки, и джахмиты – их положение одинаковое, возвращается к одинаковому смыслу, и намерению, и нет никого, больше похожего друг на друга, чем зиндыки и джахмиты.
И проводится аналогия лишь между двумя схожими видами и сортами.
И Коран ниспосылался по частной причине, однако был обобщенным для всего, что будет одинаково с ней и схоже с ней.

Джахм и его последователи не появлялись во время сподвижников Посланника Аллаха и больших табиинов, поэтому у нас не может быть сообщений от них, которые называют джахмитов по имени.
Но если бы они показались бы между ними, и выявили бы свои взгляды – то они убили бы их также, как убил Али, да будет доволен им Аллах, зиндыков, которые показались в его время, и убили бы их точно также, как убили вероотступников.
Разве ты не видишь, что Джа’д ибн Дирхам выявил некоторые свои взгляды во времена Халида аль-Касари, и заявил, что Аллах, Свят Он и Велик, не избрал Ибрахима своим возлюбленным, и не говорил с Мусой, и зарезал его Халид прямо во время праздника Ид аль-Адха, перед мусульманами которые пришли, и не порицал его за это никто, и не порочил его за это никто, однако все мусульмане одобрили это и посчитали это верным.

И если бы показались джахмиты во времена сподвижников Посланника Аллаха, и больших табиинов – то не поступили бы с ними никак иначе, кроме как убийства, как убивают зиндыков, и как убил Али, да будет доволен им Аллах, тех зиндыков что показались в его время, и сжёг их, и один из них появился в Медине, во время правления Сада ибн Ибрахима ибн Абдур Рахмана ибн Ауфа, да будет доволен им Аллах, и сподвижники и табиины посоветовали наместнику Медины в то время убить его.
— И достаточно разумному этих доводов касательно такфира их, и того, что мы разъяснили из Книги Аллаха, и передали касательно этого от Али ибн Аби Толиба и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, и того, что мы разъяснили об их ясном куфре, и мерзких мнениях одно за другим.
А если же вы отказываетесь принимать, кроме как то,  что прямо говорит и называет их и имеет ввиду их, то мы передадим это от некоторых ученых, среди которых они показались.
— Рассказал мне  Мухаммад ибн аль-Мутамар ас-Сиджистани Абу Сахль, и он был одним из самых достоверных и правдивых людей в Сиджистане, от Зухейра ибн Нуейма аль-Баби, что он слышал, как Саляма ибн Аби Муты говорит: «Джахмиты кафиры»
— Я слышал Мухаммада ибн Му’тамара, который слышал от Зухейра ибн Нуейма, как тот сказал: «Был спрошен Хаммад ибн Зейд, когда я был с ним на рынке Басры, о Бишре аль-Мариси, и он сказал: «Это кафир»
— И дошло до меня от Язида ибн Харуна, что он сказал: «Джахмиты кафиры», и сказал: «Я многократно вдохновлял багдадцев на убийство аль-Мариси»
— Рассказал мне Яхья аль-Химмани, что рассказал ему аль-Хасан ибн ар Раби, что он слышал Ибн аль-Мубарака, как тот сказал: «Кто утверждает, что слово Аллаха: «Истинно, я Аллах, нет никого достойного поклонения, кроме Меня» – сотворено, тот кафир
— Я слышал Махбуба ибн Мусу аль-Антакы, как он упомянул, что он слышал аль-Уаки ибн аль Джарраха, как тот делал такфир джахмитам
— И мне рассказали от Суфьяна ас-Саури, от Хаммада Ибн Аби Сулеймана, что он сказал: «Я выношу такфир тем кто говорит, что Коран сотворен»
— Я слышал, как Яхья Ибн Яхья говорит: «Коран – слова Аллаха, и кто усомнился в этом, или утверждает, что Коран сотворен – тот кафир»
— Я слышал как ар Раби Ибн Нафи Абу Тауба выносит такфир джахмитам
— И они – те, кто вынесли такфир джахмитам в последние времена, а Али и Ибн Аббас вынесли такфир [подобным им] в первые времена, и поставили их в статус тех, кто сменил свою религию, и заслужил убийство за свою смену.
— Рассказал мне аль-Хммани, что рассказал ему Ибрахим Ибн Мансур аль-Алляф, и аль Химмани и те кто были в маджлисе хорошо отозвались о нем – что он сказал: «Когда были дни испытаний, и вызвали группу к Ма’муну, и испытали, а затем вернули, я встретил бедуина, и он сказал мне: «Хочешь я расскажу тебе удивительное?», я сказал: «Что же это?», он сказал: «Я видел во сне, как группа где то 30 человек или больше, с ними пришли с востока или с запада, и я посмотрел на них, и увидел, что их животы разорваны, и внутри ничего нет».
И был истолкован этот сон, что это те, кто проявили куфр в Коран, и этот бедуин не знал что такое испытание, и не знал в чем его причина.
— Рассказал нам аз Захрани Абу ар Раби: «Один из этих джахмитов выявлял рафидизм, и любовь Али ибн Аби Толиба, да будет доволен им Аллах. И сказал ему другой человек, который его близко знал и знал его акыду: «Я знаю, что вы не возвращаетесь к религии Ислам и не убеждены в ней, так что же толкает вас к рафидизму и изображению любви к Али?». Он сказал: «Раз я твой самый близкий друг, то скажу тебе. Если мы выявим наши взгляды, в которых мы убеждены, то нас обвинят в куфре и зиндычестве. И мы увидели, что есть люди, которые придерживаются любви к Али, и выявляют ее, а затем ругают кого хотят, и убеждены в чем хотят и говорят что хотят, и их назвали шиитами и рафидитами. И мы не видим никакого более мягкого пути для нашего мазхаба, чем придерживаться любви к этому человеку (Али), а затем будем говорить что хотим, и быть убежденными в чем хотим, и ругать кого хотим, и чтобы нам говорили: «Рафидиты», или «шииты», нам лучше, чем чтобы говорили «Зиндыки, кафиры», и Али на самом деле для нас не лучше чем другие, кого мы ругаем»
— И был правдив этот человек в том, что рассказал о себе, и не хитрил, и разъяснилось это от некоторых их главарей – что они прятались за шиизмом, и делали его зацепкой для своих слов, и речей, и безопасностью, и средством для охоты за слабаками и беспечными. А затем уже они сеют свой куфр и зиндычество в свои речи, чтобы таким методом это имело большее действие на сердца невежд, и лучше доходило до них.
И если невежды и сомневаются о них, то у ученых есть полнейшая убежденность касательно них, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллах.

Раздел об убийстве джахмитов и зиндыков, и требовании покаяния у них за их куфр

— Рассказал нам Яхья ибн Абдуль Хамид аль-Химмани, что Абу Бакр ибн Ияш рассказал ему от Аби Хусайна, от Сувейда ибн Гафля, что Али, да будет доволен им Аллах, убил зиндыков и сжег их, и сказал: «Правдивы Аллах, и Его Посланник»
— Рассказал нам Сулейман ибн Харб, от Хаммада ибн Зейда, и от Джарира ибн Хазима, от Аюба, от Икримы, что к Али ибн Аби Толибу, да будет доволен им Аллах, привели группу зиндыков, и он сжег их в Огне. И дошла весть об этом до Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, и он сказал: «Если бы я выносил решение о них, то убил бы их по причине слов Пророка: «Кто заменил свою религию – то убейте его», но не стал бы их сжигать, по причине запрета Посланника Аллаха: «Не наказывайте наказанием Аллаха».
И добавил Сулейман в пути от Джарира, что когда до Али дошло слово Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, он сказал:  «Горе Ибн Аббасу, истинно, он тонко разбирается в сложных вопросах!»

— И джахмиты у нас – зиндыки, из самых мерзких зиндыков, мы считаем, что от них нужно требовать покаяние за их куфр, и если они выявляют таубу – их оставляют. Также, если они скрывают джахмизм и не выявляют его – их оставляют. Но если же засвидетельствовали на них свидетели о джахмизме, но они отрицают, и не каются – то их убивают.
Так дошло до нас от Али ибн Аби Толиба, да будет доволен им Аллах, что он поступил так с зиндыками.
Рассказал нам это Яхья ибн Яхья, что рассказал им Хушейм, от Исмаила ибн Салима, от Ибн Идриса, что он сказал: «Пришли к Али ибн Аби Толибу с группой зиндыков, и они отрицали, что так говорили, и засвидетельствовали против них, и он убил их, и сказал про одного из них: «А у этого я потребовал покаяние и он признал свой грех и покаялся, и я отпустил его»
— Рассказал нам Аль-Касим ибн Мухаммад аль-Багдади, что рассказал ему Абдур-Рахман ибн Мухаммад ибн Хабиб ибн Аби Хабиб, от своего отца, от своего деда Хабиба ибн Аби Хабиба, что он сказал: «Обратился к нам с хутбой Халид ибн Абдуллах аль Касари, во время дня праздника Ид аль Адха, и сказал: «О люди! Расходитесь, и приносите ваши жертвы, да примет Аллах от нас и от вас. А я же принесу в жертву Джада ибн Дирхама, ведь он утверждает, что Аллах не избрал Ибрахима своим возлюбленным, и не говорил с Мусой. Пречист Аллах от того, что говорит Джад ибн Дирхам!» Затем он спустился и зарезал его.
—  Рассказал нам Мансур аль-Багдади аль-Макфуф, что рассказал ему Ахмад ибн Сулейман аль Бахили, что рассказал им Халяф Ибн Халифа аль-Ашджаи, сказав: «Пришли к Халиду аль-Касари с одним человеком, который противоречил Корану, и этот человек прочитал суру «Аль-Кяусар», и сказал: «Я могу еще лучше чем это», и прочитал свою ересь. И Халид отрубил ему голову, и распял его, и прошел мимо него Халяф ибн Халифа, и увидел его распятым, и ударил его прибитой к дереву руке, и сказал: «Мы тебе даровали опоры, так молись же своему Господу на дереве, и я гарантирую тебе, что ты не вернешься».
— Рассказал нам Муса ибн Исмаиль: «Я сказал Ибрахиму ибн Саду: «Что ты говоришь насчёт зиндыков? Нужно ли нам сначала требовать у них таубу?» Тот сказал: «Нет». Я спросил: «Почему же?». Он сказал: «Во время моего отца был наместник в Медине, и убил одного зиндыка, и не требовал перед этим у него покаяния. И он послал к моему отцу с вопросом об этом, и он сказал: «Да не заставит тебя это сожалеть! Ведь Аллах говорит: «Когда они узрели Наше наказание – и это меч – «они сказали: «Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!»  Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание. Таким всегда было установление Аллаха для Его рабов. Вот тогда неверующие оказались в убытке». И Сунна касательно таких – убийство.
— И я слышал, как ар-Раби ибн Нафии Абу Тавба аль-Халяби сказал: «У меня был диспут с Ахмадом ибн Ханбалем, да смилуется над ним Аллах, касательно убийства этих джахмитов, он говорил: «Сначала надо потребовать покаяние от них», а я говорил: «Их главари убиваются сразу, сносится им голова без требования покаяния»
— Рассказал нам Яхья ибн Букейр аль-Мисри, что рассказал ему Малик ибн Анас, от Зейда ибн Асляма, что Пророк, мир ему, сказал: «Кто сменил свою религию – отрубите ему голову».
Сказал Малик: «Смысл хадиса Пророка, как мы считаем, а Аллах знает лучше – что тот, кто вышел из Ислама в зиндычество и подобные вещи – те убиваются сразу, и им не дается возможность покаяться, потому что о правдивости их покаяния неизвестно. Ведь они скрывали куфр, и выявляли Ислам! (т.е. ничто не мешает им снова сделать тоже самое). Поэтому я не считаю, что требуется покаяние у таких, и что может приниматься их слово. Что же касается того, кто вышел из Ислама к другой религии, и выявил это – то у того требуют покаяние, и если он не покаялся то его убивают. И также если группа поступила так, то я считаю, что их следует призвать к Исламу и потребовать покаяние, и либо они покаются, либо они убиваются»

И сказал Малик: «И Пророк не имел ввиду этим хадисом тех, кто сменил иудаизм на христианство, или христианство на иудаизм, он имел ввиду лишь тех, кто вышел из Ислама к другому, и это наше мнение, а Аллах знает лучше»

— Так какой же куфр больше куфра тех, о ком факихи Медины, подобные Малику ибн Анасу, и Саду ибн Ибрахиму, считали что они убиваются без возможности покаяния, по причине ужаса от их куфра. В то время как от вероотступника по их мнению требуется покаяние, и принимается его возвращение к Исламу. Поэтому, зиндычество в их душах было больше чем верооступничество, и отступление к иудаизму и христианству. И поэтому сказал Абдуллах ибн аль-Мубарак: «Передавать слова иудеев и христиан любимей мне, чем передавать слова джахмитов»
Рассказал нам это аль-Хасан ибн ас-Сабах аль-Багдади, от Али ибн Шакыка, от Ибн аль-Мубарака

— И был правдив Ибн аль-Мубарак! Истинно, в их словах есть то, что чудовищнее чем слова иудеев и христиан. И поэтому считали ученые Медины, что они должны убиваться, и не требуется у них покаяние, и поэтому сказал Абу Тавба Ахмаду ибн Ханбалю, да будет доволен ими обоими Аллах: «Что касается их главарей, то от них не требуют покаяние, и отрубаются их головы». И это потому, что их главари убеждены в этом с пониманием мерзости их мазхабов, и выявляют Ислам защищаясь от убийства, и почти не найдешь, как тот кто знает об их мазхабе, возвращается от их взглядов.

— И однажды я пошёл передать Яхье ибн Яхье слова дэахмитов, чтобы узнать от него опровержение на них, и в его маджлисе в тот день сидели аль-Хусейн ибн Иса аль-Бастами, и Ахмад ибн Юнус аль-Коды, и Мухаммад ибн Рафи, и Абу -Кудама ас-Сархаси, как я помню, и другие шейхи. И когда я начал передавать их слова, он обругал меня в гневе, и сказал: «Замолчи!», и стали порицать меня шейхи, которые были в его маджлисе, ужасаясь моей передаче слов джахмитов и порицая их.
Так что же говорить про того, кто передает их слова будучи убежденным в правдивости их?! (т.е. что сказать тогда про того кто считает их мусульманами?) И затем сказал мне Яхья: «Коран – слова Аллаха, и кто усомнился в этом, или утверждает, что он сотворен тот кафир»

— Рассказал нам Юсуф ибн Яхья аль-Бувейты, от Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, что он сказал касательно зиндыка: «Принимается его слово, когда он покаялся, и не убивается», и аргументировал аятом: «Когда придут к тебе мунафики..» (аль-Мунафикун, 1), и сказал: «И приказал Аллах оставить их убийства, по причине того Ислама что они выявляют, и также и зиндык, когда выявил Ислам в это время, то он муслим, а муслим не является заменившим свою религию, и сказал Посланник Аллаха: «Разве ты открыл его сердце?».

— И я скажу, как сказал аш-Шафии: что принимается их внешнее состояние, когда они выявляют его и берут его защитой от убийства, и скрывают свои убеждения внутри себя – в таком случае они не убиваются, точно также, как мунафики взяли свои клятвы защитой, и не было приказано их убивать.

И (эти) зиндык для нас хуже, чем мунафик, ведь мунафик может отрицать Посланника, но признавать Аллаха, и утверждать его Рубубию в своей душе. Что же касается зиндыка, то он муаттыль к Аллаху, отрицающий его Посланника, и Книги.

И не известны в Исламе зиндыки, помимо джахмитов (тут шейх имеет ввиду что, до его времени еще не было известно — что есть еще кокая та отдельная секта бидаадчиков которая с самого корня своего масхаба была бы зындыческой, кроме джахмитов. — примч. от ред.),

да и какое зиндычество может быть более явное чем зиндычество того, кто придерживается Ислама внешне, а внутренне его слово касательно Корана похоже на слово мушриков курейшитов, которые отвергли Аллаха и Его Посланника, и сказали: «Это лишь вымысел», «Это лишь предания древних, «Это лишь слово человека», точно также как сказали джахмиты – «Это лишь сотворенное». И у них в этом есть имамы зла, которые старее курейшитов, как народ Ад, к которым послан Пророк Худ, которые сказали ему: «Они сказали: «Нам все равно, будешь ты увещевать или не будешь в числе тех, которые увещевают. Это – всего лишь измышления первых поколений, и мы не будем наказаны».

Так какая же разница между курейшитами и народом Худа с одной стороны, и джахмитами с другой, что мы должны опасаться их такфира и убийства?

— И если бы у нас не было бы довода на их убийство и такфир (т.е. если у нас небело бы доводов из Корана и Сунны), кроме как (просто) слов Хаммада ибн Зейда, и Салама ибн Муты, и Ибн аль-Мубарака, Ваки ибн аль Джарраха, и Язида ибн Харуна, и Аби Тавбы, и Яхьи ибн Яхьи, и Ахмада ибн Ханбаля, и равных им имамов, да смилуется над ними всеми Аллах – то (естественно) мы воздержались бы от их такфира и убийства, пока не успокоились бы словами более знающих и древних чем они.

Однако мы выносим такфир им на основании того, что мы разъяснили из Книги Аллаха, Свят Он и Велик, и Сунны, и того, что мы передали от самих джахмитов из их яснейшего куфра, который понимают даже большинство простолюдинов, и которым они уподобились мушрикам народов, которые были до них, в их слове о Коране. И это не говоря уже о том, чем они опровергли Аллаха и Его Посланника – та’тылем Его Сыфатов, и отрицанием Его Единственности, и познания Его Места, и Его утверждения на Троне – посредством заблудшего тауиля, которым Аллах вскрыл их тайны, и выявил их порочность, и указал на то, что в их сердцах.

И каждый раз, когда они хотят аргументировать – увеличивается их мазхаб кривизной, и увеличиваются ахлю-Сунна радостью от противоречия им, и выявлением того, что они скрывают из зиндычества.

А Аллах – ведет на прямой путь, и нет Силы и Мощи, ни у кого кроме Аллаха, Возвышенного и Великого, и хвала Аллаху, Господу Миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, и всех Пророков и Посланников»

Конец книги

(Источник: «Ар-Родд аля аль-Джахмия», 179-195, по изданию «Аль-Мактаба аль-Исламия»)

15 — باب الاحتجاج في إكفار الجهمية  359 — قال أبو سعيد رحمه الله ناظرني رجل ببغداد منافحا عن هؤلاء الجهمية فقال لي بأية حجة تكفرون هؤلاء الجهمية وقد نهى عن إكفار أهل القبلة بكتاب ناطق تكفرونهم أم بأثر أم بإجماع فقلت ما الجهمية عندنا من أهل القبلة وما نكفرهم إلا بكتاب مسطور وأثر مأثور وكفر مشهور  360 — أما الكتاب فما أخبر الله عز و جل عن مشركي قريش من تكذيبهم بالقرآن فكان من أشد ما أخبر عنهم من التكذيب أنهم قالوا هو مخلوق كما قالت الجهمية سواء قال الوحيد وهو الوليد بن المغيرة المخزومي إن هذا إلا قول البشر المدثر : 25 وهذا قول جهم إن هذا إلا مخلوق  وكذلك قول من يقول بقوله وقول من قال إن هذا إلا إفك افتراه الفرقان : 4 و إن هذا إلا أساطير الأولين الأنعام : 25 و إن هذا إلا اختلاق ص : 7 معناهم في جميع ذلك ومعنى جهم في قول يرجعان إلى أنه مخلوق ليس بينهما فيه من البون كغرز إبرة ولا كقيس شعرة فبهذا نكفرهم كما أكفر الله به أئمتهم من قريش فقال سأصليه سقر المدثر : 26 إذ قال إن هذا إلا قول البشر لأن كل إفك وتقول وسحر واختلاق وقول البشر كله لا شك في شيء منه أنه مخلوق فاتفق من الكفر بين الوليد بن المغيرة وجهم بن صفوان الكلمة والمراد في القرآن أنه مخلوق فهذا الكتاب الناطق في إكفارهم 361 — وأما الأثر فيه فما حدثنا سليمان بن حرب عن حماد بن زيد وجرير بن حازم عن أيوب عن عكرمة أن علي بن أبي طالب رضى الله عنه أتي بقوم من الزنادقة فحرقهم فبلغ ذلك ابن عباس رضى الله عنهما فقال أما أنا فلو كنت لقتلتهم لقول رسول الله من بدل دينه فاقتلوه ولما حرقتهم لنهي رسول الله لا تعذبوا بعذاب الله زاد سليمان في حديث جرير فبلغ عليا ما قال ابن عباس رضى الله عنهم فقال ويح ابن أم الفضل إنه لغواص على الهنات 362 — قال أبو سعيد فرأينا هؤلاء الجهمية أفحش زندقة وأظهر كفرا وأقبح تأويلا لكتاب الله ورد صفاته فيما بلغنا عن هؤلاء الزنادقة الذين قتلهم علي عليه السلام وحرقهم 363 — فمضت السنة من علي وابن عباس رضي الله عنهما في قتل الزنادقة لأنها كفر عندهما وأنهم عندهما ممن بدل دين الله وتأولا في ذلك قول رسول الله ولا يجب على رجل قتل في قول يقوله حتى يكون قوله ذلك كفرا لا يجب فيما دون الكفر قتل إلا عقوبة فقط فذاك الكتاب في إكفارهم وهذا الأثر 364 — ونكفرهم أيضا بكفر مشهور وهو تكذيبهم بنص الكتاب أخبر الله تبارك وتعالى أن القرآن كلامه وادعت الجهمية أنه خلقه وأخبر الله تبارك وتعالى أنه كلم موسى تكليما وقال هؤلاء لم يكلمه الله بنفسه ولم يسمع موسى نفس كلام الله إنما سمع كلاما خرج إليه من مخلوق ففي دعواهم دعا مخلوق موسى إلى ربوبيته فقال إني أنا ربك فاخلع نعليك طه : 12 فقال له موسى في دعواهم صدقت ثم أتى فرعون يدعوه أن يجيب إلى ربوبية مخلوق كما  جاب موسى في دعواهم فما فرق بين موسى وفرعون في مذهبهم في الكفر إذا فأي كفر أوضح من هذا 365 — وقال الله تبارك وتعالى إنما قولنا لشيء إذا أردناه أن نقول له كن فيكون النحل : 40 وقال هؤلاء ما قال لشيء قط قولا وكلاما كن فكان ولا يقوله أبدا ولم يخرج منه كلام ولا يخرج ولا هو يقدر على الكلام في دعواهم فالصنم في دعواهم والرحمن بمنزلة واحدة في الكلام فأي كفر أوضح من هذا 366 — وقال الله تبارك وتعالى بل يداه مبسوطتان ينفق كيف يشاء المائدة : 64 و ما منعك أن تسجد لما خلقت بيدي ص : 75 و بيدك الخير إنك على كل شيء قدير آل عمران : 26 وقال يد الله فوق أيديهم الفتح : 10 قال هؤلاء ليس لله يد وما خلق آدم بيديه إنما يداه نعمتاه ورزقاه فادعوا في يدي الله أوحش مما ادعته اليهود قالت اليهود يد الله مغلولة المائدة : 64 وقالت الجهمية يد الله مخلوقة لأن النعم والأرزاق مخلوقة لا شك فيها وذاك محال في كلام العرب فضلا أن يكون كفرا لأنه يستحيل أن يقال خلق آدم بنعمته ويستحيل أن يقال في قول الله تبارك وتعالى بيدك الخير آل عمران : 26 بنعمتك الخير لأن الخير نفسه هو النعم نفسها ومستحيل أن يقال في قول الله عز و جل يد الله فوق أيديهم نعمة الله فوق أيديهم وإنما ذكرنا ها  هنا اليد مع ذكر الأيدي في المبايعة بالأيدي فقال إن الذين يبايعونك إنما يبايعون الله يد الله فوق أيديهم فمن نكث فإنما ينكث على نفسه الفتح : 10 ويستحيل أن يقال يداه مبسوطتان المائدة : 64 نعمتاه فكأن ليس له إلا نعمتان مبسوطتان لا تحصى نعمه ولا تستدرك فلذلك قلنا إن هذا التأويل محال من الكلام فضلا أن يكون كفرا  367 — ونكفرهم أيضا بالمشهور من كفرهم أنهم لا يثبتون لله تبارك وتعالى وجها ولا سمعا ولا بصرا ولا علما ولا كلاما ولا صفة إلا بتأويل ضلال افتضحوا وتبينت عوراتهم يقولون سمعه وبصره وعلمه وكلامه بمعنى واحد وهو بنفسه في كل مكان وفي كل بيت مغلق وصندوق مقفل قد أحاطت به في دعواهم حيطانها وأغلاقها وأقفالها فإلى الله نبرأ من إله هذه صفته وهذا أيضا مذهب واضح في إكفارهم 368 — ونكفرهم أيضا أنهم لا يدرون أين الله ولا يصفونه ب أين والله قد وصف نفسه ب أين ووصف به الرسول الرحمن على العرش استوى طه : 5 وهو القاهر فوق عباده الأنعام : 18 و إني متوفيك ورافعك إلي ومطهرك من الذين كفروا آل عمران : 55 و يخافون ربهم من فوقهم النحل : 50 أأمنتم من في السماء أن يخسف بكم الأرض الملك : 16 ونحو هذا فهذا كله وصف ب أين ووصفه رسول الله أين فقال للأمة السوداء أين الله قالت في السماء قال من أنا قالت أنت رسول الله قال أعتقها فإنها مؤمنة والجهمية تكفر به وهذا أيضا من واضح كفرهم والقرآن كله ينطق بالرد عليهم وهم يعلمون ذلك أو بعضهم ولكن يكابرون ويغالطون الضعفاء وقد علموا أنه ليس من حجة أنقض لدعواهم من القرآن غير أنهم لا يجدون إلى رفع الأصل سبيلا مخافة القتل والفضيحة وهم عند أنفسهم بما وصف الله به فيه نفسه جاحدون قد ناظرنا بعض كبرائهم وسمعنا ذلك منهم منصوصا مفسرا  369 — ويقصدون أيضا بعبادتهم إلى إله تحت الأرض السفلى وعلى ظهر الأرض العليا ودون السماء السابعة العليا وإله المصلين من المؤمنين الذين يقصدون إليه بعبادتهم الرحمن الذي فوق السماء السابعة العليا وعلى عرشه العظيم استوى وله الأسماء الحسنى تبارك اسمه وتعالى فأي كفر أوضح مما حكيناه عنهم من سوء مذاهبهم ما زاد ماني وشمعلة الزنديقان 370 — قال أبو سعيد فقال لي المناظر الذي ناظرني أردت إرادة منصوصة في إكفار الجهمية باسمهم وهذا الذي رويت عن علي رضي الله عنه في الزنادقة فقلت الزنادقة والجهمية أمرهما واحد ويرجعان إلى معنى واحد ومراد واحد وليس قوم أشبه بقوم منهم بعضهم ببعض وإنما يشبه كل صنف وجنس بجنسهم وصنفهم فقد كان ينزل بعض القرآن خاصا في شيء فيكون عاما في مثله وما أشبهه فلم يظهر جهم وأصحاب جهم في زمن أصحاب رسول الله وكبار التابعين فيروى عنهم فيها أثر منصوص مسمى ولو كانوا بين أظهرهم مظهرين آراءهم لقتلوا كما قتل علي رضي الله عنه الزنادقة التي ظهرت في عصره ولقتلوا كما قتل أهل الردة ألا ترى أن الجعد بن درهم أظهر بعض رأيه في زمن خالد القسري فزعم أن الله تبارك وتعالى لم يتخذ إبراهيم خليلا ولم يكلم موسى تكليما فذبحه خالد بواسط يوم الأضحى على رؤوس من حضره من المسلمين لم يعبه به عائب ولم يطعن عليه طاعن بل استحسنوا ذلك من فعله وصوبوه وكذلك لو ظهر هؤلاء في زمن أصحاب رسول الله وكبار التابعين ما كان سبيلهم عند القوم إلا القتل كسبيل أهل الزندقة وكما قتل علي رضي الله عنه من ظهر منهم في عصره وأحرقه وظهر بعضهم بالمدينة في عهد سعد بن إبراهيم بن عبد الرحمن بن عوف رضي الله عنه فأشاروا على وإلي المدينة يومئذ بقتله 371 — ويكفي العاقل من الحجج في إكفارهم ما تأولنا فيه من كتاب الله وروينا فيه عن علي وابن عباس رضي الله عنهما وما فسرنا من واضح كفرهم وفحش مذاهبهم شيئا فشيئا فأما إذ أبيتم أن تقبلوا إلا المنصوص فيهم المقصود بها إليهم بجلاهم أسمائهم فسنروي ذلك عن بعض من ظهر ذلك بين أظهرهم من العلماء   372 — حدثني محمد بن المعتمر السجستاني أبو سهل وكان  من أوثق أهل سجستان وأصدقهم عن زهير بن نعيم البابي أنه سمع سلام بن أبي مطيع يقول الجهمية كفار 373 — وسمعت محمد بن المعتمر يقول سمعت زهير بن نعيم يقول سئل حماد بن زيد وأنا معه في سوق البصرة عن بشر المريسي فقال ذاك كافر   374 — قال أبو سعيد وبلغني عن يزيد بن هارون أنه قال الجهمية كفار وقال حرضت غير مرة أهل بغداد على قتل المريسي // 375 — حدثنا يحيى الحماني حدثنا الحسن بن الربيع قال سمعت ابن المبارك يقول من زعم أن قوله إنني أنا الله لا إله إلا أنا طه : 14 مخلوق فهو كافر
376 — سمعت محبوب بن موسى الأنطاكي يذكر أنه سمع وكيعا يكفر الجهمية 377 — قال أبو سعيد وحدثت عن سفيان الثوري عن حماد بن أبي سليمان أنه كفر من زعم أن القرآن مخلوق/ 378 — وسمعت يحيى بن يحيى يقول القرآن كلام الله من شك فيه أو زعم أنه مخلوق فهو كافر  379 — وسمعت الربيع بن نافع أبا توبة يكفر الجهمية  380 — قال أبو سعيد فهؤلاء الذين أكفروهم في آخر الزمان وعلي بن أبي طالب وابن عباس رضي الله عنهما في أول الزمان وأنزلاهم منزلة من بدل دينه فاستحقوا القتل بتبديله 381 — حدثنا الحماني حدثنا إبراهيم بن منصور العلاف وأثنى عليه هو ومن حضر المجلس خيرا قال لما كان أيام المحنة فأخرج النفر إلى المأمون فامتحنوا وردوا لقيت أعرابيا فقال لي ألا أحدثك عجبا قلت ما ذاك قال رأيت في المنام كأن نفرا ثلاثين أو أكثر جيء بهم من قبل المشرق أو المغرب فنظرت إليهم فإذا بطونهم مشققة ليس في أجوافهم شيء فقيل هؤلاء الذين كفروا بالقرآن والأعرابي لا يدري ما المحنة وما سببهم  382 — حدثنا الزهراني أبو الربيع قال كان من هؤلاء الجهمية رجل وكان الذي يظهر من رأيه الترفض وانتحال حب علي بن أبي طالب رضي الله عنه فقال رجل ممن يخالطه ويعرف مذهبه قد علمت أنكم لا ترجعون إلى دين الإسلام ولا تعتقدونه فما الذي  حملكم على الترفض وانتحال حب علي قال إذا أصدقك أنا إن أظهرها رأينا الذي نعتقده رمينا بالكفر والزندقة وقد وجدنا أقواما ينتحلون حب علي ويظهرونه ثم يقعون بمن شاؤوا ويعتقدون ما شاؤوا ويقولون ما شاؤوا فنسبوا بذلك إلى الترفض والتشيع فلم نر لمذهبنا أمرا ألطف من انتحال حب هذا الرجل ثم نقول ما شئنا ونعتقد ما شئنا ونقع بمن شئنا فلأن يقال لنا رافضة أو شيعة أحب إلينا من أن يقال زنادقة كفار وما علي عندنا أحسن حالا من غيره ممن نقع بهم   383 — قال أبو سعيد رحمه الله وصدق هذا الرجل فيما عبر عن نفسه ولم يراوغ وقد استبان ذلك من بعض كبرائهم وبصرائهم أنهم يستترون بالتشيع يجعلونه تشبيثا لكلامهم وخطبهم وسلما وذريعة لاصطياد الضعفاء وأهل الغفلة ثم يبذرون بين ظهراني خطبهم بذر كفرهم وزندقتهم ليكون أنجع في قلوب الجهال وأبلغ فيهم ولئن كان أهل الجهل في شك من أمرهم إن أهل العلم منهم لعلى يقين ولا حول ولا قوة إلا بالله  16 — باب قتل الزنادقة والجهمية واستتابتهم من كفرهم 384 — حدثنا يحيى بن عبد الحميد الحماني أن أبا بكر بن عياش حدثهم عن أبي حصين عن سويد بن غفلة أن عليا رضي الله عنه قتل زنادقة ثم أحرقهم ثم قال صدق الله ورسوله  385 — حدثنا سليمان بن حرب عن حماد بن زيد وجرير بن حازم عن أيوب عن عكرمة أن عليا رضي الله عنه أتي بقوم من الزنادقة فحرقهم فبلغ ذلك ابن عباس رضي الله عنهما فقال أما أنا فلو كنت لقتلتهم لقول رسول الله ولما حرقتهم لنهي رسول الله قال رسول الله بدل دينه فاقتلوه وقال لا تعذبوا بعذاب الله وزاد سليمان في حديث جرير قال فبلغ عليا ما قال ابن عباس رضي الله عنهما فقال ويح ابن أم الفضل إنه لغواص على الهنات 386 — قال أبو سعيد رحمه الله فالجهمية عندنا زنادقة من أخبث الزنادقة نرى أن يستتابوا من كفرهم فإن أظهروا التوبة تركوا وإن لم يظهروها تركوا وإن شهدت عليهم بذلك شهود فأنكروا ولم يتوبوا قتلوا كذلك بلغنا عن علي بن أبي طالب رضي الله عنه أنه سن في الزنادقة 368 — حدثناه يحيى بن يحيى أنبأنا هشيم عن إسماعيل بن سالم عن أبي إدريس قال أتي علي بن أبي طالب بقوم من الزنادقة فأنكروا فقامت عليهم البينة فقتلهم وقال هذا قد استتبته فاعترف بذنبه فخليت سبيله 387 — وحدثنا القاسم بن محمد البغدادي حدثنا عبد الرحمن بن محمد بن حبيب بن أبي حبيب عن أبيه عن جده حبيب بن أبي حبيب قال خطبنا خالد بن عبد الله القسري بواسط يوم الأضحى فقال أيها الناس ارجعوا فضحوا تقبل الله منا ومنكم فإني مضح بالجعد بن درهم إنه زعم أن الله تبارك وتعالى لم يتخذ إبراهيم خليلا ولم يكلم موسى تكليما سبحانه وتعالى عما يقول الجعد بن درهم علوا كبيرا ثم نزل فذبحه   389 — حدثنا هشام بن منصور البغدادي المكفوف حدثنا أحمد بن سليمان الباهلي حدثنا خلف بن خليفة الأشجعي قال أتي خالد بن عبد الله القسري برجل قد عارض القرآن فقال قال الله في كتابه إنا أعطيناك الكوثر فصل لربك وانحر إن شانئك هو الأبتر الكوثر : 1 — 3 وقلت أنا ما هو أحسن منه إنا أعطيناك الجماهر فصل لربك وجاهر ولا تطع كل سافه وكافر فضرب خالد عنقه وصلبه فمر به خلف بن خليفة وهو مصلوب فضرب بيده على خشبته فقال إنا أعطيناك العمود فصل لربك على عود فأنا ضامن لك أن لا تعود 390 — حدثنا موسى بن إسماعيل قال قلت لإبراهيم بن سعد ما تقول في الزنادقة ترى أن نستتيبهم قال لا قلت فبم تقول ذلك قال كان علينا وال بالمدينة فقتل منهم رجلا ولم يستتبه فسقط في يده فبعث إلى أبي فقال له أبي لا يهدينك فإنه قول الله عز و جل فلما رأوا بأسنا قال السيف قالوا آمنا بالله وحده وكفرنا بما كنا به مشركين فلم يك ينفعهم إيمانهم لما رأوا بأسنا غافر : 84 — 85 قال السيف فقال سنته القتل 391 — وسمعت الربيع بن نافع أبا توبة الحلبي يقول ناظرت أحمد بن حنبل رحمه الله في قتل هؤلاء الجهمية فقال يستتابون فقلت له أما خطباؤهم فلا يستتابون وتضرب أعناقهم  392 — حدثنا يحيى بن بكير المصري حدثنا مالك بن أنس عن زيد بن أسلم أن النبي قال من غير دينه فاضربوا عنقه قال مالك معنى حديث النبي فيما نرى والله أعلم أنه من خرج من الإسلام إلى غيره مثل الزنادقة وأشباهها فإن أولئك يقتلون ولا يستتابون لأنه لا تعرف توبتهم وأنهم قد كانوا يسرون الكفر ويعلنون بالإسلام فلا أرى أن يستتاب هؤلاء ولا يقبل قولهم وأما من خرج من الإسلام إلى غيره وأظهر ذلك فإنه يستتاب فإن تاب وإلا قتل وذلك أنه لو أن قوما كانوا على ذلك رأيت أن يدعوا إلى الإسلام ويستتابوا فإن تابوا قبل ذلك منهم وإن لم يتوبوا قتلوا قال مالك ولم يعن بهذا الحديث من خرج من اليهودية إلى النصرانية ولا من النصرانية إلى اليهودية إنما عنى بذلك من خرج من الإسلام إلى غيره فيما نرى والله أعلم  393 — قال أبو سعيد رحمه الله فأي كفر أعظم من كفر قوم رأى فقهاء المدينة مثل سعد بن إبراهيم ومالك بن أنس أنهم يقتلون ولا يستتابون إعظاما لكفرهم والمرتد عندهم يستتاب ويقبل رجوعه فكانت الزندقة أكبر في أنفسهم من الارتداد ومن كفر اليهود والنصارى ولذلك قال ابن المبارك رحمه الله لأن أحكي كلام اليهود والنصارى أحب إلي من أحكي كلام الجهمية  394 — حدثناه الحسن بن الصباح البغدادي عن علي بن شقيق عن ابن المبارك  395 — قال أبو سعيد وصدق ابن المبارك إن من كلامهم ما هو أوحش من كلام اليهود والنصارى فلذلك رأى أهل المدينة أن يقتلوا ولا يستتابوا ولذلك قال أبو توبة لأحمد بن حنبل رضي الله عنهما أما خطباؤهم فلا يستتابون وتضرب أعناقهم لأن الخطباء اعتقدوه دينا في أنفسهم على بصر منهم بسوء مذاهبهم وأظهروا الإسلام تعوذا وجنة من القتل ولا تكاد ترى البصير منهم بمذهبه يرجع عن رأيه  396 — قال أبو سعيد وذهبت يوما أحكي ليحيى بن يحيى كلام الجهمية لأستخرج منه نقضا عليهم وفي مجلسه يومئذ الحسين بن عيسى البسطامي وأحمد بن يونس القاضي ومحمد بن رافع وأبو قدامة السرخسي فيما أحسب وغيرهم من المشايخ فزبرني بغضب وقال اسكت وأنكر علي المشايخ الذين في مجلسه استعظاما أن أحكي كلام الجهمية وتشنيعا عليهم فكيف بمن يحكي عنهم ديانة ثم قال لي يحيى القرآن كلام الله من شك فيه أو زعم أنه مخلوق فهو كافر  397 — حدثنا يوسف بن يحيى البويطي عن محمد بن إدريس الشافعي رحمه الله في الزنديق قال يقبل قوله إذا رجع ولا يقتل واحتج فيهم ب إذا جاءك المنافقون الآية المنافقون : 1 فأمره الله عز و جل أن يدع قتلهم لما يظهرون من الإسلام وكذلك الزنديق إذا أظهر الإسلام كان في هذا الوقت مسلما والمسلم غير مبدل قال رسول الله ألا شققت عن قلبه // أخرجه مسلم وأبو داود //  398 — قال أبو سعيد رحمه الله وأنا أقول كما قال الشافعي أن تقبل علانيتهم إذا اتخذوها جنة لهم من القتل أسروا في أنفسهم ما أسروا فلا يقتلوا كما أن المنافقين اتخذوا أيمانهم جنة فلم يؤمر بقتلهم والزنديق عندنا شر من المنافق فلربما كان المنافق جاحدا بالرسول والإسلام مقرا بالله عز و جل مثبتا لربوبيته في نفسه والزنديق معطل لله جاحد بالرسل والكتب وما يعرف في الإسلام زنادقة غير الجهمية وأي زندقة بأظهر ممن ينتحل الإسلام في الظاهر وفي الباطن يضاهي قوله في القرآن قول مشركي قريش الذين ردوا على الله ورسوله فقالوا إن هذا إلا اختلاق ص : 7 و إن هذا إلا أساطير الأولين الأنعام : 25 و إن هذا إلا قول البشر المدثر : 25 كما قالت الجهمية سواء إن هذا إلا مخلوق ولهم في ذلك أيضا أئمة سوء أقدم من مشركي قريش وهم عاد قوم هود الذين قالوا لنبيهم سواء علينا أوعظت أم لم تكن من الواعظين إن هذا إلا خلق الأولين وما نحن بمعذبين الشعراء : 136 — 138 فأي فرق بين الجهمية وبينهم حتى نجبن عن قتلهم وإكفارهم    399 — ولو لم يكن عندنا حجة في قتلهم وإكفارهم إلا قول حماد بن زيد وسلام بن أبي مطيع وكيع ويزيد ابن هارون وأبي توبة ويحيى بن يحيى وأحمد بن حنبل ونظرائهم رحمة الله عليهم أجمعين لجبنا عن قتلهم و إكفارهم بقول  هؤلاء حتى نستبرىء ذلك عمن هو أعلم منهم وأقدم ولكنا نكفرهم بما تأولنا فيهم من كتاب الله عز و جل وروينا فيهم من السنة وبما حكينا عنهم من الكفر الواضح المشهور الذي يعقله أكثر العوام وبما ضاهوا مشركي الأمم قبلهم بقولهم في القرآن فضلا على ما ردوا على الله ورسوله من تعطيل صفاته وإنكار وحدانيته ومعرفة مكانه واستوائه على عرشه بتأويل ضلال به هتك الله سترهم وأبد سوءتهم وعبر عن ضمائرهم كلما أرادوا به احتجاجا ازدادت مذاهبهم اعوجاجا وازداد أهل السنة بمخالفتهم ابتهاجا ولما يخفون من خفايا زندقهم استخراجا   400 — والله الموفق ولا حول ولا قوة إلا بالله العلي العظيم والحمد لله رب العالمين وصلى الله على سيدنا محمد وعلى جميع الأنبياء المرسلين

——————————————————

Также читайте:

 

3 responses to “«Ар-Родд аля аль-Джахмия» Имам ад-Дарими

  1. Админ сайта

    Декабрь 8, 2013 at 2:00 дп

    аль-Хафиз Абу Са’ид ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими ас-Сиджистани (да смилуется над ним Аллах)
    عثمان بن سعيد الدارمي
    (200 — 280 г.)
    Выдающийся ученый из Сиджистана (г. Хара), Имам, искусный Факих, Мухаддис которому не было равных в его время, как об этом отмечают ученые. Провел всю свою жизнь в путешествиях по различным странам, с целью требования знаний от больших ученых того времени.

    Его учителя, от которых он получал знания:
    — Ахмад ибн Ханбаль
    — Исхак ибн Рахауейх
    — ‘Али ибн аль-Мадини
    — Яхъя ибн Ма’ин
    — Ну’айм ибн Хаммад
    — Ибн Аби Увайс
    — Имам аль-Бувейти (у него ад-Дарими обучался Фикху)
    — и многие другие ученые той эпохи
    (См. «Тарих Мадинат Димашк», 38/361, «Сияр», 13/319-320)

    Имам ад-Дарими провел свою жизнь в непримиримой борьбе своим пером против приверженцев нововведений, составляя отдельные труды, разоблачающие их отвратительные убеждения.

    Из его книг:
    — «Муснад»
    — «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия»
    — «ар-Родд ‘аля Бишр аль-Мариси» («Накъд»)

    Некоторые высказывания ученых о нем:
    Имам Ибн Хиббан, да помилует его Аллах, сказал: «Один из имамов мира, он передавал от Абу аль-Уалида и от жителей Ирака». (См. «ас-Сикат», 8/445)

    Аль-Хасан ибн Сахиб аш-Шаши сказал: «Я спросил Абу Дауда ас-Сиджистани (автор книги “Сунан Абу Дауд”) об ‘Усмане ибн Са’иде, и он сказал [мне]: “От него мы брали хадисы”». (См. «ас-Сияр», 13/324-325)

    Абу Хамид аль-А’маши сказал: «Я не встречал среди мухаддисов никого подобного ‘Усману ибн Са’иду, Мухаммаду ибн Яхъе и Якубу бин Суфьяну». (См. «Тарих Мадинат Димашк», 38/363)

    Имам аз-Захаби сказал: «В глазах Ахлю-ль-Бид’а ‘Усман ад-Дарими был бревном! И было было сказано, что он был одним из тех, кто поднялся против Мухаммада ибн Каррама, основателя секты “Каррамия”, и изгнал его из Хирата». (См. «ас-Сияр», 13/320 и 322/323)

     
    • Админ сайта

      Июнь 11, 2014 at 9:57 дп

      Сказал Ибн ‘Абдуль-Хади (ум. 741 г.) об Имаме ад-Дарими и его книгах:
      وكان أحد أئمة الدين وعلماء المسلمين، سأل يحيى بن معين عن أحوال الرجال، وأخذ هذا الشأن عنه، وعن الإمام أحمد وعلي ابن المديني وغيرهم من الأئمة.
      وصنف كتاباً جليلاً في الرد على بشر المريسي وأتباعه من الجهمية، بعد المناظرة بينه وبين بعض الجهمية من أصحاب البشروالثلجي، ولم يصرح باسمه في موضع من الكتاب، وقد هتك رحمه الله في هذا الكتاب ستر الجهمية، وبين فضائحهم، ولا أعلم للمتقدمين في هذا الشأن كتاباً أجود منه، ومن كتابه الآخر في الرد على عموم الجهمية، وكتاب التوحيد لإمام الأئمة محمد بن إسحاق ابن خزيمة وإن كان كتاباً جليلاً في هذا الباب، ومصنفه من أكابر أئمة المسلمين إلا أن كتاب الدارمي أنفع في بعض شبه الجهمية، والدارمي أحذق في معرفة كلام الجهمية، والعلم بمرادهم والرد عليهم، وكلاهما إمام مبرز في هذا الشأن، وفي غيره، رحمهما الله ورضي عنهما، وعن سائر أئمة الدين.
      «Он был одним из Имамов религии, и ученых мусульман. Он спрашивал Яхъю Ибн Ма’ина о состояниях передатчиков, и брал это искусство от него, и от Имама Ахмада и ‘Али аль-Мадини, и других Имамов.
      И он написал великую книгу в опровержение Бишру аль-Мариси и его последователям джахмитам, после диспута который произошёл между ним и одним из джахмитов из учеников Бишра и ас-Сальджи, о имени которого он не сказал в этой книге.
      И он сорвал в этой книге, да смилуется над ним Аллах, покрывало с джахмитов, и разъяснил их позорные убеждения.
      И я не знаю ни у одного из Саляфов лучшей книги в этом разделе чем эта книга, и также его вторая книга – “Опровержение джахмитам”, и также “Книга Таухида” Имама имамов Мухаммада ибн Исхака ибн Хузеймы. И “Книга Таухида” хоть и является великой книгой в этом разделе, а ее автор – из великих Имамов мусульман, однако книга ад-Дарими более полезная касательно некоторых шубухатов джахмитов, и ад-Дарими искуснее в познании слов джахмитов, и знании о том что они подразумевают, и в опровержении им. И оба они, и Ибн Хузейма, и ад-Дарими – выдающиеся Имамы в этом деле, и в других – да смилуется над ними обоими Аллах, и будет доволен ими и всеми имамами религии».

      (См. «ар-Рисаля аль-Латыфа», 1/76)

      Имам Ибн аль-Къайим аль-Джаузия, да смилуется над ним Аллах, сказал:
      وكتاباه من أجل الكتب المصنفة في السنة وأنفعها وينبغي لكل طالب سنة مراده الوقوف على ما كان عليه الصحابة والتابعون والأئمة أن يقرأ كتابيه وكان شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله يوصي بهذين الكتابين أشد الوصية ويعظمهما جدا وفيهما من تقرير التوحيد والأسماء والصفات بالعقل والنقل ما ليس في غيرهما
      «И две книги Имама ад-Дарими – “Опровержение джахмитам” и “Опровержение аль-Мариси” (“Накъд”) – из самых достойных книг, написанных об ‘акыде, и самых полезных!
      Следует всякому изучающему ‘акыду ахли-Сунна, кто хочет понять на чем были сподвижники, табиины и Имамы – читать эти его две книги. И Шейхуль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, завещал нам читать эти две книги очень сильно, и очень возвеличивал их.
      И в этих двух книгах – утверждение Таухида, и Имен и Качеств через разум и Шариат – то, чего нет в других!».

      (См. «Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия», 1/143)

      Шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал относительно этой книги следующие слова:
      «… книга “ар-Родд ‘аля аль-Мариси”, которую написал ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими, один из известных Имамов во времена аль-Бухари, он написал книгу, которую назвал: “Опровержение ‘Усмана ибн Са’ида ад-Дарими упрямому лжецу в том, что он наклеветал на Аллаха в теме Таухида”, и Имам ад-Дарими опровергая его (Бишра) слова, передавал их…
      И передав его слова, опроверг их ‘Усман такими словами, которые если прочитает разумный соображающий человек — то он поймет суть того, на чём были Саляфы, и разъяснится ему очевидность довода в пользу их пути, и слабости доводов тех, кто им противоречит.
      А затем такой увидит, что Имамы прямого пути единогласны на порицании Бишра аль-Мариси и его последователей, и что большинство из них вынесли им такфир и объявили об их заблуждении, и поймёт, что слово, распространившееся среди этих поздних — это точно тот же мазхаб аль-Мариси и его последователей. И тогда ему разъяснится истина, если он из тех, кого Аллах хочет наставить на прямой путь, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха».

      (См. «аль-Фатауа аль-Хамауия аль-Кубра», 1/253-260)

      Аль-Хасан ибн Сахиб аш-Щащи сказал:
      «Я спросил Абу Дауда ас-Сиджистани (автор книги “Сунан Абу Дауд”) об ‘Усмане ибн Са’иде, и он сказал [мне]: “От него мы взяли хадисы”».
      (См. «ас-Сияр», 13/324-325)

      Имам аз-Захаби говорит: «Имам, большой ученый, Хафиз, критик. Взял науку хадиса от Ахмада и Яхъи ибн Ма’ина. Он был защитником Сунны, и очень опытным в дискуссиях».

      Имам аз-Захаби продолжает: «В глазах приверженцев нововведений ‘Усман ад-Дарими был бревном! И было сказано, что он был одним из тех, кто поднялся против Мухаммада ибн Каррама, основателя секты Каррамия, и изгнал его из Хирата».
      (См. «ас-Сияр», 13/320 и 322/323)

      Абу Хамид аль-А’маши сказал:
      «Я не встречал среди мухаддисов никого подобному ‘Усману ибн Са’иду [ад-Дарими], Мухаммаду ибн Яхъе и Я’кубу ибн Суфьяну».
      (См. «Тарих Мадинат Димашк», 38/363)

      Ибн Хиббан, да помилует его Аллах, упомянул его в своей книге «ас-Сикъат» («Заслуживающие доверия») и сказал:
      «Один из Имамов мира, он передавал от Абу аль-Уалида и от жителей Ирака».
      (См. «ас-Сикъат», 8/445)

       
  2. Админ сайта

    Июнь 5, 2014 at 11:02 дп

    Сказал имам аль Бухари:
    قَالَ وَكِيعٌ : الرَّافِضَةُ شَرٌّ مِنِ الْقَدَرِيَّةِ ، وَالْحَرورِيَّةُ شَرٌّ مِنهُمَا ، وَالْجَهْمِيَّةُ شَرُّ هَذِهِ الأَصْنَافِ قَالَ اللَّهُ تعالى : {وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا} ، وَيقولُونَ : لَمْ يُكَلِّمْ ، وَيقولُونَ : الإِيمَانُ بِالْقَلْبِ
    «Сказал имам Уаки’ Ибн аль Джаррах: «Рафидиты хуже кадаритов, а хариджиты хуже и тех и других, а джахмиты — хуже их всех! Аллах сказал: «Аллах разговаривал с Мусой», а они говорят: «Не разговаривал», и говорят: «Иман только в сердце»
    (Источник: «Хальк аф’аль аль ибад», 83)

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: