RSS

Аль-Ķауаа`ид Аль-Мусляа фии СифаатилЛяахи уа Асмаа’ихи Аль-Хуснаа

1212

С именем Аллаха Всемилостивого, Милостивого!

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

А затем:

Перед тем, как приступить к основной части этой книги, мне хотелось бы сперва, ознакомить с некоторыми важными принципами, соотносящимися с Именами и Атрибутами (Cифаат) Аллаха.

Первый Принцип:

Что обязательно из текстов Кур’ана и Сунны по отношению к Именам и Атрибутам Аллаха.

Что касается текстов Кур’ана и Сунны, обязательно (в отношении Имён и Атрибутов Аллаха) оставлять их подтверждение и смысл в их буквальном значении, не изменяя их.

Это потому, что Аллах ниспослал Кур’ан на простом арабском языке, и Пророк (Cалл Аллaху ‘Алейхи уа Саллам) говорил на арабском языке. Посему обязательно оставлять значения слов Аллаха и слов Посланника Аллаха (Cалл Аллаху ‘Алейхи уа Саллам) такими же, каковы они в том языке. Вместе с тем переиначивать его из его буквального, прямого значения означает говорить об Аллахе без знания, а это запрещено ввиду утверждения Аллаха (толкование значения):

«Скажи: «Те вещи, которые мой Господь воистину запретил,– это аль-Фауахиш (значительные порочные грехи), совершённые как явно ли, так и скрыто, грехи, несправедливое притеснение, приобщение к Аллāху сотоварищей, на что  Он не дал никакого права, и говорить об Аллахе то, о чём у вас нет знания». (Сура аль- ‘Араф 7:33)

Пример этого принципа встречается в утверждении Аллāха (толкование значения):

«Нет, обе Его Руки широко простёрты» (Сурат аль-Маида 5:64)

На самом деле, что буквально явствует из этой аайи, – это то, что у Аллаха две действительные руки. Таким образом, утверждение, которое является обязательным, – в соответствии с этим принципом. Поэтому если кому-то было бы нужно сказать, что значение Его рук – «власть», то  мы должны сказать ему, что это изменяет слово из его буквального, прямого значения. И говорить так недопустимо, ибо это означает говорить об Аллахе без знания.

 

Второй Принцип:

Относительно Имён Аллаха.

Существует несколько подразделов, включённых в этот принцип:

Первый подраздел: Все Имена Аллаха являются самыми лучшими.

Это означает, что все они обладают самой высокой степенью совершенства.

Это так, так как они содержат совершенные признаки (атрибуты). В них не найти никакого изъяна, ибо Аллах говорит (толкование значения):

«Ему принадлежат самые прекрасные Имена». (Сура Та-Ха 20:5-8)

Пример этому – имя Ар-Рахман, которое является одним из Имён Аллаха, поскольку  демонстрирует величественный признак – каковым является (Его) всеобъемлющая милость.

Мы знаем, что Ад-Дахр (время) не является одним из Имён Аллаха, ввиду того что не обладает значением, которое передаёт самую высокую степень совершенства.

Что касается высказывания Пророка (Ĉалл Аллаху ‘Алейхи уа Саллам)

«Не проклинайте время, ибо воистину Аллах – Ад-Дахр (время)», [1]

 то его значение таково, что Он – «Хозяин времени, Тот, кто распределяет его».

Эта вариация имеет место на основании свидетельства, установленного в его (Ĉалл Аллаху ‘Алейхи уа Саллам) высказывании во второй передаче (этого хадииса), в котором Аллaх сказал:

«В Моей руке – Господство. Я вращаю (циклами) ночь и день». [2]

Второй подраздел: Имена Аллаха не ограничиваются установленным и определённым числом.

Он базируется на известном хадиисе: «Я молю Тебя, О Аллах, каждым из Твоих Имён, которыми Ты назвал Себя или сообщил в Твоей Книге. Или (теми, которым Ты) научил одного из Твоих творений  или предопределил для Себя в знании аль-Гаиб, которое с Тобой». [3]

Установить и осмыслить что-либо, что Аллах предопределил для Себя в знании аль-Гаиб (Невидимого), которое с Ним, – постичь невозможно.

Способ сопряжения между этим хадисом и другим достоверным хадисом: «Поистине, Аллаху принадлежат девяносто девять имён, всякий, кто извлекает пользу  из них (т.е. заучивает, изучает и взывает ими), войдёт в Рай». [4] Значение этого хадиcа:

«Поистине, из числа всех Имён Аллаха – девяносто девять Имён, посредством которых, если кто-то извлекает пользу из них, он войдёт в Рай».

Это не означает, что имена Аллаха ограничены этим числом (99).

Это равносильно тому, если бы кто-то сказал: «У меня есть сто долларов, которые я отложил, чтобы дать садака».

Это не отрицает того, что человек обладает другими долларами, которое он отсчитал с иной целью, помимо садака.

Третий подраздел: Имена Аллаха не подтверждаются разумом (фитрой) – они могут быть подтверждены только Откровением,  кроме тех Имена что напрямую связанны с Рубубиатом (Господством), их человек обязан знать и до ознакомления с Кораном и Сунной.

Все Имена Аллаха основаны на Откровении, и их подтверждение, как таковых, зависит от того, что сообщается о них в ниспосланных текстах, т.е. в Коран и Сунне. Но некоторые Имена заложены в фитру человека, и если он ее не испортил то он узнает Их. Это те Имена которые напрямую связанны с Господством например: Аль-Халик (Творец), Аль-Алим (Всезнающий), Аль-Каххар (Всемогущий)

Аль-Кадир (Всевластный), Аль-Аля (Всевышний) и т.д.

Но есть такие Имена которые напрямую не связанны с Господством, и человек не может их постичь разумом. Это потому, что разум сам по себе не в состоянии установить, какие имена достойны Аллаха больше всего. Поэтому для того, чтобы определить это, обязательно зависеть от ниспосланных текстов. К тому же называть Аллаха тем, чем Он Себя не называл, или отрицать то, чем Он Себя назвал, – злодеяние против Него и нарушение Его права. Таким образом, соблюдение надлежащего этикета в этом обязательно.

Четвёртый подраздел: Значение каждого из имён Аллаха относится:

1) к Самому Аллаху,

2) к атрибуту, который заключает в себе такое имя, и

3) эффект такого атрибута, если он переходен.

Вера в Имена Аллаха не может быть полной без подтверждения всего этого.

Примером тех имён, которые непереходны, – имя Аль-`Азым (Самый Великий).

Вера человека не является полной, пока он не уверует, что это – имя Аллаха, значение которого относится к Нему Самому, так же как атрибут, заключающийся в нём, которым является

Его величие (`азама).

Примером имени, которое является переходным – Ар-Рахман (Всемилостивейший).

Вера человека не является полной, пока он не уверует, что это имя Аллаха, которое относится

1) к Нему Самому,

2) атрибут, заключающийся в нём, которым является его милосердие, и

3) что следует из этого, чем является то, что Он дарует милость тому, кому Он пожелает.

  

Имена, взятые из писания Всевышнего Аллаха:

1.      Аллах (Бог)

2.      Аль-Ахад (Единственный)

3.      Аль-Аля (Всевышний)

4.      Аль-Акрам (Наищедрейший)

5.      Аль-Илах (Божество)

6.      Аль-Авваль (Первый)

7.      Аль-Ахир (Последний)

8.      Аз-Захир (Явный)

9.      Аль-Батин (Ближайший)

10.  Аль-Бари (Создатель)

11.  Аль-Барр (Добродетельный)

12.  Аль-Басыр (Видящий)

13.  Ат-Тавваб (Принимающий покаяния)

14.  Аль-Джаббар (Могучий)

15.  Аль-Хāфиз (Всепомнящий)

16.  Аль-Хасиб (Требующий отчета)

17.  Аль-Хафиз (Хранитель)

18.  Аль-Хафи (Радушный, Снисходительный)

19.  Аль-Хакк (Истинный)

20.  Аль-Мубин (Разъясняющий)

21.  Аль-Хаким (Мудрый)

22.  Аль-Халим (Выдержанный)

23.  Аль-Хамид (Достославный)

24.  Аль-Хейй (Живой)

25.  Аль-Кайум (Вечный властелин)

26.  Аль-Хабир (Всеведущий)

27.  Аль-Халик (Творец)

28.  Аль-Халлак (Созидатель)

29.  Ар-Рауф (Сострадательный)

30.  Ар-Рахман (Всемилостивый)

31.  Ар-Рахим (Милостивый)

32.  Ар-Раззак (Наделяющий уделом)

33.  Ар-Ракиб (Наблюдающий)

34.  Ас-Салам (Безупречный)

35.  Ас-Сами (Слышащий)

36.  Аш-Шакир (Признательный)

37.  Аш-Шакур (Благодарный)

38.  Аш-Шахид (Свидетель)

39.  Ас-Самад (Совершенный и ни в чем не нуждающийся)

40.  Аль-Āлим (Знающий)

41.  Аль-Азиз (Могущественный, Великий)

42.  Аль-Азым (Великий)

43.  Аль-Афувв (Снисходительный)

44.  Аль-Алим (Всезнающий)

45.  Аль-Али (Возвышенный)

46.  Аль-Гаффар (Всепрощающий)

47.  Аль-Гафур (Прощающий)

48.  Аль-Гани (Богатый)

49.  Аль-Фаттах (Дарующий блага)

50.  Аль-Кāдир (Сильный)

51.  Аль-Кахир (Одолевающий)

52.  Аль-Куддус (Святой)

53.  Аль-Кадир (Всевластный)

54.  Аль-Кариб (Близкий)

55.  Аль-Кави (Всесильный)

56.  Аль-Каххар (Всемогущий)

57.  Аль-Кабир (Большой)

58.  Аль-Карим (Великодушный)

59.  Аль-Латыф (Добрый, Проницательный)

60.  Аль-Мумин (Оберегающий)

61.  Аль-Мутаали (Превознесшийся)

62.  Аль-Мутакаббир (Гордый)

63.  Аль-Матин (Крепкий)

64.  Аль-Муджиб (Внимающий)

65.  Аль-Маджид (Славный)

66.  Аль-Мухит (Всеобъемлющий)

67.  Аль-Мусаввир (Дарующий облик)

68.  Аль-Муктадир (Всемогущий)

69.  Аль-Мукит (Дарующий пропитание)

70.  Аль-Мāлик (Царь)

71.  Аль-Малик (Властелин)

72.  Аль-Маула (Господин)

73.  Аль-Мухеймин (Попечитель)

74.  Ан-Насир (Помогающий)

75.  Аль-Вахид (Единственный)

76.  Аль-Варис (Наследующий)

77.  Аль-Васи (Всеобъемлющий)

78.  Аль-Вадуд (Любящий, Любимый)

79.  Аль-Вакиль (Попечитель и Хранитель)

80.  Аль-Вали (Покровитель)

81.  Аль-Ваххаб (Дарующий)

 

Имена, взятые из Сунны посланника Аллаха (с.а.в.):

82.  Аль-Джамиль (Прекрасный)

83.  Аль-Джаввад (Щедрый)

84.  Аль-Хакам (Справедливый судия)

85.  Аль-Хайи (Стыдливый)

86.  Ар-Рабб (Господь)

87.  Ар-Рафик (Мягкий, Добрый)

88.  Ас-Суббух (Безупречный)

89.  Ас-Сейид (Господин)

90.  Аш-Шафи (Дарующий исцеление)

91.  Ат-Тейиб (Благой)

92.  Аль-Кабид (Удерживающий)

93.  Аль-Басыт (Простирающий)

94.  Аль-Мукаддим (Ускоряющий)

95.  Аль-Муаххир (Откладывающий)

96.  Аль-Мухсин (Добродетельный)

97.  Аль-Муты (Одаряющий)

98.  Аль-Маннан (Милостивый, Щедрый)

99.  Аль-Витр (Единственный)

 

В то же время к этому списку можно добавить некоторые другие прекрасные имена, например: “Малик аль-Мульк” (Владыка царствия),

“Зуль-Джалаль ва аль-Икрам” (Обладающий величием и славой).

 

Третий Принцип:

Об атрибутах, присущих Аллаху.

В этот принцип также включены подразделы:

Первый подраздел: Все Атрибуты Аллаха обладают самой высокой степенью совершенства и возможного чествования.

В них не найти абсолютно никакого изъяна.

Некоторые примеры этих Атрибутов: (Его) существование, знание, способность, слух, видение, мудрость, милосердие, величественность и иное кроме этих.

Это основывается на Его высказывании (толкование значения):

«И Аллаху принадлежит самое возвышенное описание». (Сура ан-Нахль 16:60)

Это также потому, что Господь абсолютно совершенен; соответственно Его Атрибуты должны быть тоже абсолютно совершенными.

Если атрибут несовершенен и не лишён изъяна, то он отграничивается от Него, как например, смерть, неведение, неосуществимость, глухота, слепота и иное кроме этого.

Это потому, что Аллах подвергнет наказанию тех, кто описывает Его с несовершенствами, и Он избавил Себя от всех несовершенств, какие Ему приписывают. Кроме того, невозможно для Рабб (Господа) обладать несовершенством ввиду несовместимости несовершенства с аспектом Рубубийя (Полного Господства, Владычества).

Если атрибут совершенен одним образом и несовершенен другим образом, то он не признаётся для Аллаха, но при этом это не отграничивается от Него в абсолютном значении.

Напротив, между этими двумя случаями нужно делать разграничение. Так, он утверждается для Аллаха в обстоятельствах, когда он совершенен, и не может утверждаться для Него в случае, когда несовершенен. Примеры этого – составление плана действий (Макр), замышление (Кайд), введение в заблуждение (Кхадаа`) и т.д.. Эти три признака совершенны, когда они осуществляются как ответное действие идентичному (совершаемому врагом), так как показывают, что Тот, кто делает это, не является неспособным иметь дело с Его врагом аналогичным образом действий.

И будут несовершенны в любом другом случае.

Поэтому это утверждается для для Аллаха в первом случае, но не во втором.

Аллах говорит (толкование значения): «Они (неверующие) планировали, и Аллах тоже планировал (т.е. макр). И Аллах – Наилучший из тех, кто планирует». (Сура Аль- ‘Анфааль 8:30)

«Поистине, они слишком коварны в заговоре. И Я тоже замышляю заговор (т.е. Кайд)».

(Сура ат-Тарик 86:15-16)

«Поистине, лицемеры стремятся обмануть Аллаха, но именно Он обманывает (т.е. Кхадаа`) их». (Сура ан-Нисаа‘ 4:142)

Поэтому если, например, говорят:  «Приписывал ли Аллах Себе заговор?», то не говорите «да» и не говорите «нет».  Вместо этого скажите: «Он составляет заговор против тех, кто заслуживает этого, и Аллаху ведомо лучше».

Второй подраздел: Атрибуты Аллаха можно разделить на две категории: те, которые подтверждены (Ċубуутийя) и те, которые отклоняются (Салбийя). 

Ċубуутийя: состоит из атрибутов, которые Аллах утвердил для Себя, такие как жизнь, знание и способность. Подтверждать их для Аллаха в приличествующей Ему манере – обязательно, потому что Аллах утвердил их для Себя, и Он – Самый Всеведущий в отношении Своих атрибутов.

Салбийя: состоит из атрибутов, которые Аллах отклонил для Себя, как например, несправедливость. Отрицание их от Аллаха обязательно, потому что Аллах отверг их от Себя. Однако обязательно верить в подтверждение для Аллаха самого совершенного противоположного им, так как отрицание не является полным, пока оно не состоит из подтверждения.

Пример этого – утверждение Аллаха (толкование значения):

«И твой Господь ни с кем не поступает с несправедливостью». (Сура аль-Кахф 18:49)

Таким образом, обязательно отрицать несправедливость от Аллаха, в то же время подтверждая (обратное) для Него, – чем является справедливость – основываясь на самом совершенном перспективном соответствии.

Третий подраздел: Подтверждённые Атрибуты (Ċубуутийя) можно подразделить ещё на две категории:

Даатийя (ذاتية – Атрибуты Его Сущности): это атрибуты, (действие) которых не прекращается, как никогда и не перестанут быть описательными в отношении Него, описанием, такие как  слышать и видеть.

Фи`алийя (فعلية – Атрибуты Его Действий): это атрибуты, которые связаны с Его Волей (Машии’а). Если Он пожелает, Он сделает это, и если Он пожелает, Он не будет это делать, как например, вознесение над Троном и (Его) появление.

Возможно, что атрибутом может быть как Даатийя, так и Фи`алийя соответственно каждому из этих двух, как например, Речь. Что касается происхождения атрибута, это – атрибут Его Сущности  (даатийя), потому что Аллах никогда не переставал, как и не перестанет говорить.

А что касается используемых элементов Речи, – это атрибут действия (Фи`алийя), так как

Речь связана с Его Желанием. Он говорит как Он пожелает, когда Он желает.

Четвёртый подраздел: Каждый Атрибут Аллаха должен поставить для размышления три вопроса. 

Первый вопрос: Действительно ли он реален (в противоположность метафорическому, иносказательному) и почему?

Второй вопрос: Допустимо ли говорить, как он имеет место и почему?

Третий вопрос: Сопоставим ли он с атрибутами творения и почему?

Ответ на первый вопрос: Да, он реально существующий, потому что основа речи в отношении этого предмета базируется на реальности (в противоположность символичности). От этого нельзя отказываться, если только не существует достоверное свидетельство, ограничивающее его.

Второй ответ: Нет, непозволительно описывать, как атрибут являет себя, ввиду утверждения Аллаха: «Но они не смогут объять Его своим знаниям». (Сура Та-Ха 20:110) Кроме того, разумы не в состоянии постичь природу того, как атрибуты Аллаха являют себя.

Третий ответ: Его нельзя сравнить с атрибутами творения, ввиду высказывания Аллаха: «Не существует абсолютно ничего подобного Ему». (Сура аш-Шуурá 42:11) И также Аллах достоин величайшего совершенства, посему невозможно сравнивать Его с творением, поскольку оно – нечто несовершенное и не лишено недостатков.

Различие между аль-такииф (определять, оценивать, говорить, как это существует) и аль-тамċииль (уподоблять, говорить, что это подобно тому-то и тому-то) в том, что аль-тамċииль описывает особенность атрибута, ограничивая его определённым примером, тогда как аль-такииф описывает особенность атрибута, не ограничивая его определённым примером.

Пример аль-тамċииль: если бы кто-то сказал, что рука Аллаха подобна руке человека.

Пример аль-такииф: вообразить, что Рука Аллаха имеет особую природу, которая не имеет никакого сравнения, встречаемого среди рук сотворённых существ. Этот тип воображения недопустим.

 

Четвёртый принцип:

Что можно использовать для опровержения тех, кто совершает та`Tиил (отрицание Атрибутов Аллаха).

Му’Тила (те, кто совершают та’Ťиил) – это те, кто отрицают что-либо из Имён и Атрибутов Аллаха и ложно толкуют тексты, их буквальное значение. Они также известны как те, кто совершают таьуиил (искажённое толкование).

Фундаментальный принцип, которым мы можем опровергать их, в том, чтобы заявлять, что их утверждения:

1. Противоречат тому, что очевидно буквально из Корана и Сунны.

2. Противоречат пониманию Саляфов.

3. Не имеют никакого достоверного доказательства (что подкрепляло бы их доводы).

Для некоторых атрибутов может иметься четвёртый аспект, или даже более того.

——————————————————————————–

Сноски:

[1] «Cахиих Муслим: Книга об Употреблении Правильных Слов» (номер 2246) – хадис от Абу Хурейра. Аль-Хаафиз Ибн Хаджр сказал в «Аль-Фатх» (10/565): «Ахмад передал это по другой цепочке из хадиса от Абу Хурейра с формулировкой: «Не проклинайте время, ибо поистине Аллaх сказал: «Я – Ад-Дахр (Время). Дни и ночи принадлежат Мне. Я возобновляю их, подчиняю их и создаю королей за королями». И его цепочка повествования достоверна». 

Важный момент: Великий учёный Ибн аль-Kаййим сказал в «Заад Ал-Ма’аад» (2/355): «Всякий, кто проклинает время, задерживается между двумя состояниями, из чего (следут), вне всякого сомнения, что он в одном из них. Или он предал проклятию Самого Аллaха, или совершил Ширк (приписал сотоварища). Ибо поистине, если он верит, что Аллaх – единственный, Кто создал его, и проклинает того, кто создал его, в таком случае он проклял Аллaха».

[2] «Cахиих аль-Бухари: Книга Таухида» (номер 7491) и «Cахиих Муслим: Книга об Употреблении Правильных Слов» (номер 2246) – хадис от Абу Хурейра.

[3] Хадиc Cахих: Это часть из хадиица от Ибн Мас‘ууда (Ради-Аллaху ‘анху), который передали Ахмад (1/394, 452), Ибн Хиббаан (номер 2372 из «Мауаарид»), и аль-Хааким (1/519). Аль-Хаафиз ибн аль-Ķаййим подтвердили его достоверность в «Шифаа-уль-‘Алииль» (стр. 274). И он (Рахима-хуллаа) обстоятельно разъяснил важность и значение этого хадиса в своей книге «Аль-Фауаа`ид (стр. 24-29).

[4] «Cахиих аль-Бухари: Книга Молитв» (номер 6410) и «Cахиих Муслим: Книга Поминаний и Мольбы» (номер 2677) – хадиис от Абу Хурейра (Ради-Аллaху ‘анху).

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: