RSS

Глава №5 Утверждение аль-Истикрар как тафсира аль-Истиуа

old_books-430x244

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

а затем:

Это краткая работа посвященная тому, в чем сеют шубухаты некоторые современники, а именно: что «истакарра» — «Утвердился» является одним из законных у ахли-Сунна тафсиров атрибута  «Аль-Истиуа».

Они же заявляют, что это чуть ли не таджсим (!), и что нельзя (!) быть убежденным относительно Аллаха что Он утвердился и это не подобает Всевышнему Аллаху (!!!)

В этой работе мы приведем саляфов кто ясно сказал об этом

и иджма ученых на законность такого толкования.

 

1. Муджахид Ибн Джабр (ум. 103 г.х.).

Сказал Муджахид в тафсире «аль-Истиуа»: Это «Истакарра» (т.е. Утвердился),

см. «Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля», 1/502

 

2. Абдуллах Ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.) и последовавшие за ним многие ученые.

Сказал имам ахли-Сунна, Абу Амр ат-Таляманки:

وقال عبد الله بن المبارك ومن تابعه من أهل العلم -وهم كثير- إن معنى استوى على العرش استقر وهو قول القتبي

«Сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак и множество ученых кто последовали за ним — аль-истива на Троне смысл этого — истакарра (утвердился), и это слово Ибн Кутейбы»

см. «Шарх хадис ан Нузуль, 390

 

3. Имам Ибн Кутейба ад-Динури (ум. 271 г.х.).

Сказал имам Ибн Кутейба

قوله الرحمن على العرش استوى أي استقر

«Слова Всевышнего Аллаха: «Милостивый истива на Троне» — то есть, истакарра (утвердился)

Источник: «Тауиль мухталяф аль-Хадис», 1/271

 

4. Имам Абу Ахмад аль-Кассаб аль-Караджи аш Шафии (ум. 360 г.х.) и иджма всех ученых его времени.

Сказал имам аль-Кассаб аш Шафии в «Аль-Акыда аль-Кадирия»:

كان ربنا عزوجل وحده لا شيء معه ولا مكان يحويه فخلق كل شيء بقدرته وخلق العرش لا لحاجة إليه فاستوى عليه إستواء إستقرار كيف شاء وأراد لا إستقرار راحة كما يستريح الخلق

«Был наш Господь Один, не было ничего вместе с ним, не было места охватывающего Его. Он создал все Мощью Своей, создал Трон, не потому что нуждался в нем, а затем Он возвывысился (Истава) над Троном «Иставаа истикрарин» (Истива со смыслом Истикрар — утверждение),  как пожелал и соизволил, но не истикрара рахатин (но этот его истикрар не был истикраром раха — отдыха), как отдыхают творения» Источник: «АЛь-Улюв», 1/239, « Дар’у ат-тааруд бейна аль акль уа ан накль», 3/229, см. «Ас-Сауаик аль-Мурсаля», 4-1228

Скажу: собрались на этой акыде все величайшие ученые ахли-Сунна того времени, и приказывали требовать покаяние и казнить всякого кто ей противоречил!

Сказал Ибн Касир описывая события 433 года хиджры: «И в этом году была прочитана «аль-Акыда аль-Кодирия», которую составил халиф аль-Кодир, и были собраны подписи ученых и аскетов на ней, что это – акыда мусульман, и кто противоречит ей – стал фасиком и неверным. И первым, кто подписал это, был шейх Абу аль-Хасан Али Ибн Умар аль-Кизвини, затем подписали ее после него ученые»

Источник: «Аль-бидая уа ан нихая», 14/349

 

5. Имам Ибн Абдуль Барр аль-Андалуси (ум. 463 г.х.)

Сказал имам Ибн Абдуль Барр разьясняя аль-Истиуа:

الِاسْتِوَاءُ الِاسْتِقْرَارُ فِي الْعُلُوِّ

«И аль-Истиуа – это аль-Истикрар (утверждение) в возвышенности»

Источник: «Ат-Тамхид», 7/131

 

6. Имам ахли-Сунна, Абу аль-Хасан аль-Караджи аш-Шафии (ум. 533 г.х.)

Сказал имам Абу Хасан аль-Караджи:

وإذا تقرر أن تأويل الصحابة مقبول فتأويل ابن عباس أولى بالاتباع والقبول فإنه البحر العباب وبالتأويل أعلم الأصحاب فإذا صح عنه تأويل الاستواء بالاستقرار وضعنا له الحد بالإيمان والتصديق وعرفنا من الاستقرار ما عرفناه من الاستواء وقلنا إنه ليس باستقرار يتعقب تعباً واضطراباً بل هو كيف شاء وكما يشاء والكيف فيه مجهول والإيمان به واجب كما نقول في الاستواء سواء

«И раз утвердилось, что толкование сподвижников приемлемо, то толкование Ибн Аббаса будет первее к принятию и следованию, истинно, он море знаний, и самый знающий о толковании среди сподвижников, и раз достоверно от него тауиль аль-истиуа как аль-истикрар, то мы будем веровать в это, и быть убежденным в истинности этого, и мы знаем из аль-истикрар то же, что знаем из аль-истиуа, и скажем, что это не утверждение которое сопровождается усталостью и путаницей, однако оно – как пожелал Аллах, и как именно оно произошло – неизвестно, и Иман в это – обязателен, точно также, как мы говорим и об аль-Истиуа»

Источник: «Баян тальбис аль-Джахмия», 6/403

 

7. Шейх уль Ислам Ибн Теймия

Передает шейх уль Ислам Ибн Теймия во многих местах слова имамов о толковании аль-Истива как аль-Истикрар, аргументируя ими, и никак не заявляя об их ошибочности см. «аль-Фатауа», 5/519, «Баян Тальбис аль-Джахмия», 6/401, 8/403, «Шарх хадис ан-нузуль», 390-391, и др.

 

8.  Имам Ибн аль-Каййим аль-Джаузия

Передал имам Ибн аль Каййим от саляфов имамов ахли-Сунна в своей касыде ан-Нуния такой тафсир, и упомянул, что это их единогласное мнение и он был принят среди них без порицания

Вот его строки:

هذا وسادس عشرها إجماع أهـ … ـل العلم أعني حجة الأزمان

من كل صاحب سنة شهدت له … أهل الحديث وعسكر القرآن

لا عبرة بمخالف لهم ولو … كانوا عديد الشاء والبعران

إن الذي فوق السماوات العلى … والعرش وهو مباين الأكوان

هو ربنا سبحانه وبحمده … حقا على العرش استوى الرحمن

فاسمع لذا أقوالهم واشهد عليـ … ـهم بعدها بالكفر والإيمان

اقرأ تفاسير الأئمة ذاكري الإسـ … ـناد فهي هداية الحيران

وانظر إلى قول ابن عباس بتفسـ … ـير استوى إن كنت ذا عرفان

وانظر إلى أصحابه من بعده … كمجاهد ومقاتل حبران

وانظر إلى الكلبي أيضا والذي … قد قاله من غير ما نكران

وكذا رفيع التابعي أجلهم … ذاك الرياحي العظيم الشان

كم صاحب ألقى إليه علمه … فلذاك ما اختلفت عليه اثنان

فليهن من قد سبه إذ لم يوا … فق قوله تحريف ذي البهتان

فلهم عبارات عليها أربع … قد حصلت للفارس الطعان

وهي استقر وقد علا وكذلك ار … تقع الذي ما فيه من نكران

وكذاك قد صعد الذي هو أربع … وأبو عبيدة صاحب الشيباني

يختار هذا القول في تفسيره … درى من الجهمي بالقرآن

Не переводим ввиду некоторой сложности верного отображения смысла на русском, но суть, что имам Ибн аль-Каййим передает тафсир аль-истиуа как истакарра от Ибн Аббаса, Муджахида, Кальби, Мукатиля, и одно из выражений всех имамов, принятое среди них без порицания и являющееся их единогласным мнением.

См. «Ан Нуния», 1/87

 

9. Имамы ханбалитов

Сказал аль Шахразури аль-Курди аш Шафии передавая слово ханбалитов:

ثبت له استقراراً حقيقياً فوق كل عرشه

«..Сказали они: мы утверждаем для Всевышнего аль-истикрар на внешнем смысле над Троном..»

Источник: «Гайятуль амани», 2/122

 

10. Имам муджаддид Абдур-Рахман Ибн Хасан

Сказал имам, муджахид, муджаддид, автор знаменитых книг, ученик имама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба, Абдур-Рахман Ибн Хасан:

أنه تعالى فوق جميع المخلوقات; وهو الذي ورد عن الصحابة، والتابعين من المفسرين وغيرهم، في معنى قوله: {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} [سورة طه آية: 5] إن معنى استوى: استقر، وارتفع، وعلا، وكلها بمعنى واحد؛ لا ينكر هذا إلا جهمي زنديق، يحكم على الله وعلى أسمائه وصفاته بالتعطيل، قاتلهم الله أنى يؤفكون

«И Он выше всех своих творений. И это то, что пришло от сподвижников, и табинов из числа муфассиров и не только, касательно смысла его слов: «Милостивый возвышен над Троном» — что смысл «истива» — истакарра (утвердился), аля (Возвышен), иртафаа (Возвысился), и все эти выражения с одним смыслом и не отрицает это никто, кроме джахмита зиндыка, который выносит хукм опустошения на Аллаха и Его Имена и Качества, да проклянет их Аллах, как же они отвращены»

Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 3/215

 

11. Шейх Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб

Сказал шейх Абдуллах:

وهذا ابن عباس -رضي الله عنهما- من أكابر علماء أهل البيت، وقد فسر الاستواء في حقه -تبارك وتعالى- بالاستقرار، كما حكى ذلك مقاتل والكلبي عن ابن عباس -رضي الله عنهما- قال: «استوى بمعنى استقر

«И Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, из больших ученых ахлюль бейт — толковал аль-истиуа касательно Аллаха как аль-Истикрар (Утверждение), как передали это аль-Мукатиль и аль-Кальби, от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Истава со смыслом истакарра»

Источник: «Накд аз-Зейдия»

 

12. Имам Сулейман Ибн Сахман

Сказал имам Сулейман Ибн Сахман:

لكنما السلف الأبرار قد ذكروا … تفسير معنى استوى قولا شفى وكفى ففسروا ذاك باستقراره

«Однако благородные саляфы упомянули тафсир «аль-Истива» тем, что хватает и удовлетворяет

И истолковали его посредством «аль-Истикрар».. (затем упомянул другие известные значения)

Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 12/509

Что же касается тех кто заявляет что из слова аль-Истикрар (утверждение) следует телесность, то приписал имам таких к джахмитам!

Сказав:

وليس يلزم من لفظ استقر بأن … يكون جسما كما قد قال من صدفا

فاترك أقاويل جهم والذين غووا … واستحدثوا بدعا صاروا بها هدفا

«И не является обязательно вытекающим из слова «Истакарра» (утвердился)

Что Всевышний Аллах будет телом, как об этом заявили те, кто отвернулся от прямого пути

Оставь же слова Джахма, и тех, кто заблудились, и ввели новшества, и стали целью по причине их!»

Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 12/510

 

И сказал имам Сулейман Ибн Сахман:

وأما تفسيره: بالاستقرار، وبالصعود، والارتفاع، والعلو، فقد ذكره ابن القيم، رحمه الله تعالى، في الكافية الشافية، وذكر الإجماع عليه عن علماء أهل السنة، الذين هم القدوة وبهم الأسوة، فقال رحمه الله تعالى

«Что же касается толкования аль-Истиуа как «Аль-Истикрар» (Утверждение), «Ас-Сууд» (Поднятие), «Аль-Иртифа» (Возвышение), и «Аль-Улюв» (Возвышенность), то упомянул это

Ибн Аль-Каййим, да смилуется над ним Всевышний Аллах, в «Ан-Нуния», и упомянул иджма на это от ученых ахли-Сунна, которые являются примером, и за ними следуют, и сказал да смилуется над ним Аллах: ..» и затем привел вышеупомянутые строки из «Нунии»

Источник: «Ад-Дурар ас-сания», 12/517

 

Сказал также Сулейман ибн Сахман:

وأما تفسير الاستواء بالاستقرار فهو من تفاسير أهل السنة والجماعة

«Что же касается толкования «Аль-Истива» как «Аль-Истикрар» (утверждение) то это из тафсиров ахли-Сунна уаль джамаа». Источник: «ад-Дыя аш Шарик», 1/237

 

Подраздел: слова современных тагутов (псевдо уляма) каторые несмотря на свою мурджиитскую акиду четко заметили Истину в этом вопросе.

 

1. Абдур-Рахман ас-Са’ди разьяснил общие правила саляфов касательно Имён и Качеств, затем ответил:

نثبت أنه استوى على عرشه استواء يليق بجلاله، سواء فُسِّر ذلك: بالارتفاع، أو بعلوه على عرشه، أو بالاستقرار، أو الجلوس، فهذه التفاسير واردة عن السلف، فنثبت لله على وجه لا يماثله ولا يشابهه فيها أحد، ولا محذور في ذلك

«Точно также мы утверждаем и Возвышенность Его над Троном, так, как это уместно для Его Величия, все равно, будь это разьяснено Его нахождением в стороне Возвышенности, или Возвышенностью, или аль-Истикрар (Утверждением), или Сидением (Аль-Джулус) – все эти смыслы пришли от саляфов, и мы утверждаем их на таком смысле, который не подобен никому, и нет абсолютно ничего, что нужно было бы остерегаться в этом»

Источник: «Аль-Аджвиба ас-Садия аляль масаиль аль-Кувейтия», 146

 

2. Абдуль Азиз Ибн Баз

Спросили Ибн База

هل يقال: استقر على العرش؟

«Говорится ли: «Утвердился на Троне?»

Он ответил:

فأجاب: نعم، ما في مانع، استوى … استقر … ارتفع هذه كلمات سلفية.

«Да, нет никакого препятствия. Истава, истакарра, иртафаа – всё это выражения саляфов»

См. «Шарх аль-васитыя»

 

Сказал также этот Ибн Баз:

فالاستواء معلوم المعنى وهو العلو والاستقرار

«И аль-Истива известно, и это Возвышенность и Утверждение (Аль-Истикрар»

Источник: «Танбих аля ахта акадия уарида фи фатх аль Бари», 1/12

 

3. Абдуллах Ибн Джибрин

Сказал Абдуллах  Ибн Джибрин:

فسروه بأربع تفسيرات:

التفسير الأول: استوى: استقر، وذلك مشهور عنهم، ومع ذلك فالنفاة قد أخذوا يوردون عليه إيرادات وحشية فرضية

أوردها ابن خطيب الري الذي هو الرازي صاحب التفسير الكبير، عندما أتى على هذه الآية (ثم استوى على العرش)(الأعراف:54) قال: إن هناك من فسره بالاستقرار وزيّفه بوجوه. ثم أطال في ذكرها، وكذلك صاحب الكشاف الذي هو الزمخشري، ونحوهما من المعتزلة والأشاعرة، ولكن لا عبرة في تزييفهم، فإن تلك التزييفات التي زيفوه بها، والتي طعنوا فيه بها، كلها تخيلات وعقليات لا يلتفت إليها مع وجود النص، ومع الذي تؤيده اللغة الفصحى، وإذا قلنا: استوى، واستقر فلا محذور في ذلك، فالله تعالى مستقر على عرشه، ولكن لا يلزم من ذلك محذور.

«Ахлю-Сунна истолковали аль-истиуа четырьмя толкованиями. Первое толкование – «Истакарра» — утвердился. И это известное толкование у ахли-Сунна, но отрицатели Сыфатов стали приводить на него скверные противопоставления которые якобы вытекают из этого, привёл их Ар-рази, автор большого тафсира, когда дошёл до толкования этого аята «Затем Он Истава на Трон» (Аль-Араф, 54). Сказал он: «Есть те, кто истолковал это как  аль-Истикрар (утверждение)», и обьявил это ложным с ряда сторон, и долго говорил об этом. 

И также автор «Аль-Кашшаф» аз-Замахшари, и подобные им двум, мутазилиты и ашариты.

Однако абсолютно не оглядываются на их попытку обьявить этот тафсир ложным, истинно, эти попытки, которыми они порочат этот тафсир – всё это фантазии и рассуждения разума, на которые не оглядываюстя когда есть текст, и когда его поддерживает арабский красноречивый язык. 

И когда мы сказали: «Истава», и «Истакарра» — то нет в этом ничего, что нужно было бы остерегаться, и Аллах утвержден над своим Троном, и не вытекает из этого ничего порицаемого»

Источник: «Аль-Иршад», 1/98

 

4. Ибн Усаймин

Сказал Ибн Усаймин отвечая на чьи то (!) слова: «Не разрешено понимать из «Аль-Истива» что-то, что не подобает Всевышнему Аллаху, как аль-Истикрар (Утверждение), или как «Аль-Джулус» (Сидение):

وأما تمثيله لما لا يليق بالله بتفسير الاستواء على العرش بالاستقرار عليه والجلوس والقعود فغير صحيح ، فأما تفسير استواء الله تعالى على عرشه باستقراره عليه فهو مشهور عن السلف ، نقله ابن القيم في النونية وغيره . وأما الجلوس والقعود فقد ذكره بعضهم ، لكن في نفسي منه شيء

«Что же касается его приведения примера на то, что не подобает Всевышнему Аллаху, как Утверждение на Троне, и Сидение, то это абсолютно неверно!

Что касается тафсира аль-Истива, как аль-Истикрар (Утверждение), то он известен от саляфов, передал его Ибн аль-Каййим в «Нуния» и другие.

Что же касается Сидения, то упомянули его некоторые саляфы, но я не уверен в этом[1]»

Источник: «Маджмуу фатауа уа расаиль», 1/196

И Ибн Усаймин очень часто упоминает в шархах аль-Истикрар как один из тафсиров  для аль-Истиуа

 

5. Абдуль Азиз ар Роджихи

Сказал:

فالسلف لهم أربع عبارات في تفسير استوى هي: استقر

«У саляфов есть четыре тафсира аль-истива- первый – истакарра (утвердлился)..

Источник: «Шарх аль-Иктисад филь итикад», 3/20

И у него нет наверное ни одного шарха по акыде где он бы это не упоминал.

6. Солих аль-Фаузан

Этот Фаузан также упоминает это во всех своих шархах, см. например «Баян ахта бади аль-Куттаб», 151, «Шарх ан Нуния», и др

7. Солих аль аш Шейх

Он также во всех своих шархах приводит этот тафсир от саляфов см. к примеру

«Шарх аль-Васитыя», 144, и др

 

8. аль-Баррак

Сказал:

قد فسر السلف الاستواء: بالعلو والارتفاع والاستقرار.

«И разьяснили саляфы аль-истиуа как Возвышенность, Возвышение, и аль-Истикрар (Утверждение)»

См. «Танбих аля ахта акадия фи фатх аль Бари», 2

 И он во всех своих шархах упоминает это.

Заключение

Таким образом, саляфы и имамы ахли-Сунна приняли этот тафсир, точно также как и приняли остальные тафсиры, и не разногласили в этом, и никто из них его не порицал, и не сможет ни один умник привести порицания этого тафсира ни от одного из саляфов, и не порицали это никогда никто, кроме мерзких джахмитов, и тех, кто подвергся их влиянию, из ашаритов и других.

И не является доводом в этом разногласие под аргументом, что так сказал кто то из поздних[2] или темболие современников, его слово отвергается и отбрасывается и не поворачиваются к нему даже на дюйм, истинно саляфы были более знающими об Аллахе, и более знающими об акыде и арабском языке, и более искренними чем он по отношению к мусульманам, и если бы в этом тафсире было бы что то порицаемое, они бы обязательно разьяснили это и отвергли бы его.

Поэтому не является дозволенным следовать за этой ошибкой и отрицать известный тафсир у саляфов следуя за джахмитами ашаритами и другими опустошителями сыфатов.

А если скажет говорящий – разве мы не говорим об Аллахе только то, что пришло в Коране и Сунне?

То ответ будет: мы не утверждаем аль-Истикрар (утверждение) как Сыфат, чтобы требовать от нас насс из Корана и Сунны, однако мы толкуем аль-Истива так, как толковали его сподвижники, табиины, и имамы саляфов, чье слово – довод.

И это признанный и распространенный среди саляфов тафсир, как и остальные известные тафсиры пришедшие от саляфов сахабов и табиинов касательно аль-Истива. И кто признает остальные, а затем говорит, что на аль-Истикрар не пришло далиля — то в таком случае мы обратимся к нему и скажем — какой пришёл далиль на остальные? И либо для него станет обязательным отрицать все саляфитские тафсиры и можно будет прямо сказать про него, что он вышедший из пути верующих, либо он скажет: «Остальные тафсиры утвердили саляфы», тогда мы скажем:

«Аль-Истикрар тоже утвердили саляфы», и не будет у него выхода кроме как признать его.

Просим Аллаха защитить нас от бид’а и от высказываний суждений по собственному мнению,  и от согласия с джахмитами и другими нововведенцами.

————————————————————————————————————————-

[1] Был спрошен тагут Ибн Усаймин о тафсире аль-Истива как «Аль-Джулус», и он обьяснил, что в арабском языке Сидение входит в смысл аль-Истива, затем сказал:

هو جالس، لكن هل يصح أن نعديه إلى استواء الله على العرش؟ هذا محل نظر، فإن ثبت عن السلف أنهم فسروا ذلك بالجلوس فهم أعلم منا بهذا، وإلا ففيه نظر

«Однако верным ли будет распространить это на Истива Всевышнего Аллаха над Троном? Это точка рассмотрения. Если достоверно от саляфов, что они говорили что смысл аль-Истива- это Сидение, то они были более знающими чем мы об этом! Но если они не говорили так, то в этом проблема»

Источник: «Лика аль-баб аль-мафтух», 11

Скажу: этот Ибн Усаймину был пров, он  связал это с позицией саляфов, а не со своими рассуждениями и воззрениями, и вы видели позицию саляфов в нашей работе «Утверждение Качества аль-Джулус и тафсира аль-Истива этим»

И Ибн Усаймин в более позднем мнении судя по всему склонился к достоверности этого мнения, приведя асар Хариджа Ибн Мус’аба о Сидении, разьясняя смысл аль-Истива, и указав, что об этом пришёл хадис от Пророка в «Муснаде» имама Ахмада, см. «Маджму ар-расаиль уаль фатауа», 1-135

[2] Как хафиз аз-Захаби, которому не понравилось то, что понравилось саляфам, просим у Аллаха спасения. И хафиз аз-Захаби известен своей неопределенностью в некоторых вещах и отсутствием тахкыка, и упомянули учёные его ошибки в вопросах вероубеждений и манхадже в своём месте,

да простит ему Аллах. И берется польза из его книг, но он не является из людей тахкыка чьим словам надо отдавать предпочтение над словами саляфов и ученых специалистов в акыде у кого этих ошибок не было.

«Аз-Захаби не является из людей фикха и ясного понимания, аз-Захаби – ученый из срединных ученых, который занимался хадисом, и не опираются на него в Шариате»

И эти слова могут кому то показаться жёсткими, но тому, кто много работает с книгами хафиза

аз-Захаби, это ясным образом разьяснится и он увидет его тасахуль (послабления) и отсутствие тахкыка в некоторых вопросах акыды, как некоторые вопросы сыфатов, средства ширка, отношение к приверженцам бида, и т.д.

И кто хочет подробнее прочитать об этом, пусть вернется к книге «Аль-Ихтиджадж биль асар ас-саляфия», автор которой подробно поговорил об ошибках хафиза аз-Захаби да простит ему Аллах, и указал на них.

 

3 responses to “Глава №5 Утверждение аль-Истикрар как тафсира аль-Истиуа

  1. missismaryam78

    Март 26, 2014 at 3:02 пп

    Ассаляму алейкум.»утвердился» понимается еще и как «расположился»?пожалуйста.джазакумуЛлаху хойрон.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: