RSS

Глава №16 Подтверждение Сыфатов Аллаха жестом

old_books-430x244

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим

И знай, что эти хадисы и асары – в них нет уподобления, кроме как в глазах того, в чьём сердце заблуждение и болезнь, по причине того, что он подвергся влиянию каляма,  и людей каляма, и смотрел в их книги. 

———————————————————————————————————————————————————

«Утверждено во многих достоверных хадисах – утверждение Сыфата Аллаху с указанием на это Качество тем, что ощущаемо и ясно. И это – для разъяснения утверждения внешнего смысла Качества для Всевышнего Аллаха, а не из раздела уподобления, пречист Аллах от этого, и для разъяснения того, что Слова Всевышнего Аллаха понимаются лишь по ясному арабскому языку.

Посланник Аллаха мир ему был самым знающим человеком про подробности Имён и Качеств, и их смыслы, и был самым красноречивым человеком в выражении о них, и разъяснении их, и разъяснил их всеми путями, в том числе через указание жестом, и это для утверждения Сыфата, а не для уподобления». (См. «Мухтасар ас-сауаик аль-Мурсаля», 4/1420)

И из примеров того, что пришло достоверно в данном разделе:

1. Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, да смилуется над ним Аллах: «Рассказал мне мой отец, что рассказал им Муаз Ибн Муаз аль-Анбари, что рассказал ему Хаммад Ибн Саляма,  что рассказал ему Сабит аль-Бунани, от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, от Пророка, мир ему, касательно слов Всевышнего Аллаха: «Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах» (аль-Араф, 143) – сказал Пророк: «Вот так» — и показал кончиком мизинца.

Сказал мой отец (Ахмад Ибн Ханбаль): «Показал нам Муаз этот жест Пророка». (и пришло в других риваятах: «И показал также Хаммад Ибн Саляма: «Вот так», и положил большой палец на середину правого мизинца»)

И когда Сабит аль-Бунани рассказывал этот хадис, сказал ему Хумейд ат-Тавиль:  «Что ты этим хочешь, о Абу Мухаммад?!»

И Сабит ударил его в грудь очень сильным ударом, и сказал: «Ты кто такой, о Хумейд?! Что ты такое, о Хумейд?! Мне рассказывает Анас Ибн Малик  от Пророка, мир ему, а ты говоришь что я этим хочу?!»

Сказал мой отец (Ахмад Ибн Ханбаль): «Рассказал мне тот, кто слышал Муаза, что Муаз сказал: «О как бы я хотел, чтобы Сабит посадил его в тюрьму на пару месяцев» (Передал хадис Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 162, Ибн Аби Асым в «Ас-Сунна», 490, 491,  аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», 2/230-231, и назвал достоверным, и согласился с ним аз-Захаби. 

Сказал аль-Халляль: «Этот иснад достоверен и в нём нет никаких слабых мест», см. «Тафсир Ибн Касир», 2/253-255.).

2. От Абдуллаха Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что он сказал:  «Пришёл раввин из иудейских раввинов к Пророку, мир ему, и сказал: «О Мухаммад! Мы знаем, что Аллах (в Судный День) поставит небеса на свой палец, и земли на свой палец, и деревья на свой палец, и воду на свой палец, и все оставшиеся творения на свой палец, и скажет: «Я Царь!»

И засмеялся Посланник Аллаха, так, что показались его коренные зубы, подтверждая слова раввина.

А затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь в Пригоршне Его, а небеса будут свернуты Его Правой Рукой. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (Аз-Зумар, 67) (Передал аль-Бухари, 4811, 7414, и Муслим, 7147)

И пришло в риваяте у ат-Тирмизи (3240): «Когда Аллах поставит небеса на этот палец, а землю на этот, а воду на этот, а горы на этот, а все творения на этот», и передатчик Абу Джафар Мухаммад Ибн ас-Сальт показывал, как показал яхуд, начиная с мизинца, и до большого пальца. И тогда Аллах ниспослал аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Правой Рукой.  Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи»

Сказал ат-Тирмизи: «Этот хадис хороший редкий достоверный»

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль в «Ас-Сунна», 473:  «Сказал мой отец, имам Ахмад: «Когда Яхья Ибн Саид аль-Каттан рассказывал этот хадис, он указывал своими пальцами», и показал мне отец, как он указывал, показав пальцы он начала и до конца»

Скажу я: и придёт на странице 421 («Аль-Ихтиджадж билль асар ас-саляфия») порочение аль-Хаттаби этого хадиса и опровержение ахлю-Сунна на него.

3. От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал касательно слов Аллаха:  «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (Ан-Ниса, 58): Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему, когда читал слова «Аллах Слышащий, Видящий» клал свой большой палец на свое ухо, а указательный – на свои два глаза».

Сказал Ибн Юнус (один из передатчиков хадиса):  «Сказал аль-Мукри: «Он указывал, что у Аллаха есть Слух и Зрение»

Передал этот хадис Абу Дауд, 4728, с достоверным иснадом, и сказал:  т«В этом – опровержение джахмитам»

Я скажу – в этом также опровержение муфаввидам, которые не утверждают внешний смысл Сыфатов Аллаха

 

4. От Абдуллаха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал:  «Я слышал, как Посланник Аллаха говорит на минбаре: «Возьмёт Аллах небеса и землю своей Рукой..», и Посланник Аллаха сжал свою руку и начал сжимать ее и разжимать, затем сказал: «И Аллах скажет: «Я Могущественный, а где тираны земли? Где те, кто гордились собой?!»

И Пророк качнулся вправо и влево, и я посмотрел и увидел, как минбар шатается под ним, так, что я подумал: «Неужели он упадет когда на нём – Посланник Аллаха?» (Передал его Муслим, 4/2149-2159, и ан-Насаи в «Ас-Сунан аль Кубра», 7689, и Ибн Маджа, 198, и Ибн Джарир ат Табари, в «Тафсир», 24/27)

Сказал Ибн аль-Каййим: «Когда рассказал им Посланник Аллаха это, он стал сжимать руками и разжимать, для подтверждения данного Сыфата, а не для уподобления. И это точно также, когда он читал: «И Аллах является Слышащим, Видящим» —  он клал свои руки на глаза и уши утверждая Качество Слух и Зрение, и утверждая что эти Качества на внешнем смысле а не на переносном» (см. «Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля», 3/947)

 

5. От Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«Посланник Аллаха, мир ему, очень много говорил: «О Аллах, укрепи моё сердце на твоей религии». И сказали ему один сподвижник: «О Посланник Аллаха, разве ты боишься за нас? Ведь мы уверовали в тебя и считаем истиной, с чем ты пришёл?».  Он ответил: «Да, ведь сердца между двух пальцев Милостивого, Свят Он и Велик, и он переворачивает их вот так»  — и Посланник Аллаха, мир ему, указал своими пальцами. Передал его ад-Даракутни в «Ас-Сыфат», 42, и также передал его Ибн Мандах в «Ат-Таухид», 514,  от Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, и назвал достоверным.

И в риваяте у Ибн Манда: «И показал Суфьян ас-Саури указательным и средним пальцем, двинув ими»

И знай, что эти хадисы и асары – в них нет уподобления, кроме как в глазах того, в чьём сердце заблуждение и болезнь, по причине того, что он подвергся влиянию каляма,  и людей каляма, и смотрел в их книги.

Хукм сопровождения утверждения Качества указанием на него известным действием:

Указали предыдущие тексты на разрешенность сопровождения утверждения Качества Аллаху указаниям на него действием, и приняли ахлю-Сунна данные тексты полным принятием и аргументировали ими против ахлю-бида которые отрицают Качества Аллаха, и разъяснили, что имеется ввиду утверждение внешнего смысла Качеств, и что в этом нет уподобления качеств Аллаха качествам творений.

Поэтому нет ничего запретного в действиях тех, кто последовал за хадисом, и указал, как указал Посланник Аллаха, когда упомянул Слух и Зрение, и другие Качества, на которые утвержден текст, как это делали саляфы.

Что же касается того, что передано о запрете этого от некоторых имамов Сунны, то это недостоверно от них. И даже если бы вдруг мы предположили что это достоверно, то утверждено от Пророка, что он указывал, и для нас хороший пример в Посланнике Аллаха.

Из того, что передано от некоторых имамов о запрете указания при упоминании Качества:

1. То что передано от Малика (ум. 189 г.х.) рахимахуЛлах.

Сказал Ибн Абдуль Барр в «Ат-Тамхид», 7-145: «Передал Хармаля Ибн Яхья, что он слышал как Абдуллах Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малик сказал: «Кто описал что-то из сущности Аллаха, подобно словам Аллаха: «Они сказали «Рука Аллаха скована», и показал своей рукой на свою шею, или подобно слову Аллаха: «Он Слышащий, Видящий», и указал на свои два глаза, или ухо ,или на что-то из своего тела – то отрубается это от него, так как он уподобил Аллаха себе». Разве ты не слышал слово Бара Ибн Азиба, когда он рассказывал что Пророк сказал: «Не делается жертвоприношение четырьмя..», и указал рукой как указал Пророк, и сказал: «И моя рука недостаточная по сравнению с рукой Посланника Аллаха». И было неприятно Бара Ибн Азибу описывать указанием Посланника Аллаха, возвеличивая его, в то время как он творение, так что же говорить о Творце, которому ничто не подобно?»

Я скажу – это недостоверно от Малика, да смилуется над ним Аллах.

А) Ибн Абдуль Барр не передал это с непрерывным иснадом от имама Малика, а упомянул это с прерванным иснадом от Хармаля ат-Туджиби.

Б) Разногласят касательно Хармали – и среди ученых есть, кто его ослабил, и даже сказал Абу Хатим: «Нельзя аргументировать его сообщениями». И среди ученых есть, кто назвал его достоверным.

2. То, что передано от имама Ахмада (241 г.х.), да смилуется над ним Аллах.

Сказал Абу Наср Ахмад Ибн Якуб Ибн Задан: «До меня дошло, что один человек прочитал имам Ахмаду Ибн Ханбалю аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь в Его Пригоршне, а небеса будут свернуты Его Правой Рукой. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (аз-Зумар), и сделал жест рукой, и Ахмад сказал: «Да отрежет ее Аллах, да отрежет ее Аллах, да отрежет ее Аллах», и разгневался и вскочил.

Передал это аль-Лялякаи, 739, и Коды Абу Я’ла в «Ибталь ат-тауилят», 1/43

Скажу: это слабый асар, не достоверный от имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах. 

Тот, кто передал это, не упомянул непрерывный иснад от Ахмада (лишь сказав «до меня дошло».

От кого дошло, откуда? – прим. переводчика). И к тому же, это противоречит тому, что достоверно от него, да смилуется над ним Аллах, об указании, как мы уже привели два асара от него.

 «Аль-Ихтиджадж билль асар ас-саляфия», 94-100

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: