RSS

Глава №14 Диспут между имамом Ибн Теймией и ашаритом-муаттылем.

old_books-430x244

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Изложение имамом Ибн аль-Каййиммом диспута состоявшегося между шейх уль Исламом Ибн Теймией, и одним из ашаритов отрицающих сыфаты, где шейх уль Ислам блестящим образом доказал что из их заявления о том, что внешний смысл текстов о Сыфатах является куфром и ташбихом, вытекает величайшее порочение Пророка, мир ему.

Сказал имам Ибн аль каййим:

 «Двенадцатый раздел – о разъяснении того, что когда говорящий описан полнотой знания, и красноречия, и разъяснения, и искренности – невозможно, чтобы он хотел своими словами противоречие их внешнему смыслу, и не разъяснил важнейшие вещи, в разъяснении которых есть крайняя нужда.

И хватит для разъяснения этого раздела упоминания диспута, который произошёл между

джахмитом-муаттылем, и суннитом утверждающим Сыфаты, рассказал мне о сути спора наш

шейх Абдуллах Ибн Теймия, рахимаху Ллах, что он однажды оказался в маджлисе с одним джахмитом,

и сказал шейх ему:

Соответствуют друг другу тексты Корана и Сунны и асары на утверждении Сыфатов, и виды указаний текстов на Сыфаты разнятся такими видами, что обязывает категоричное знание об утвержденности Сыфатов, и категоричное знание о желании сказавшего чтобы верующий в эти тексты был убежден в том, на что они указывают.

И Коран переполнен упоминанием Сыфатов, и Сунна говорит о том же, о чём и Коран, и подтверждает и удостоверяет Коран, и несёт в себе утверждение дополнительных Сыфатов.

И иногда это утверждение происходит посредством упоминания одного из Имён Аллаха, которое несет в себе Качество – как например Имена Слышащий, Видящий, Знающий, Могущественный, Мудрый.

И иногда это происходит посредством упоминания масдара, который является описанием, из которого извлекается данное Качество.

Как например слово Аллаха: «Он Ниспослал его по своему Знанию» (Ан-Ниса, 166),

и Его Слово: «Аллах — податель надела, обладатель силы, Мощный» (Аз-Зараят, 58),

И Его Слово: «Я избрал тебя пред людьми для Моих посланий и Моего слова» (Аль-Араф, 144),

и Его Слово: «Клянусь Твоим Могущество, я непременно заблужу их всех» (Сод, 82).

И слова Пророка в достоверном хадисе: «Его Покрывало – Свет, и если он уберет его, то сожжёт Свет Его Лика то, на чём кончается его Взор из Его Творений»  (Сахих Муслим, 364

И слова Пророка в дуа аль-истихара: «О Аллах, я прошу у тебя помощи в выборе через твое Знание, и силы через твоё Могущество».

И слова Пророка: «Прошу Тебя твоим знанием скрытого, и твоей Мощью к творению..»

И слова Аиши: «Хвала Аллаху, который объял своим Слухом все голоса».

И подобное этому.

И иногда это бывает посредством упоминания хукма этого Сыфата, как слово Аллаха:

«Аллах слышал..» (Аль-Муджадиля, 1), и слово Аллаха: «Истинно, я с вами, слышу и вижу» (Таха, 46), и слово Аллаха: «Мы предопределили меру, и как прекрасно Мы предопределяем» (Аль-Мурсалят, 43), и слово Аллаха: «Аллах знает, что вы предаете самих себя» (аль-Бакара, 187), и подобное этому.

И Аллах ясно выражается о нахождении вверху, именно этим словом, и также словами «аль-Улюв» (Возвышенность), «аль-Истиуа», и говорит что он над небесами, и что он – Владыка ступеней, и что Он – возвышенный степенями, и что возносятся к Нему ангелы, и спускаются от него, и что Он снисходит на небеса этого мира, и что верующие увидят Его своими глазами сверху них, и еще огромное количество таких текстов, которые если были бы собраны наряду с асарами, то их количество было бы не меньшим, чем количество текстов и асаров связанных с ахкамами Шариата.

И из самых невозможных вещей, и из самого ясного заблуждения – относить все эти тексты на противоречие их внешнему и основному смыслу, и утверждать что под ними имелся ввиду переносный смысл и метафора, и что истина заключается в словах отрицателей сыфатов муаттылитов, и что их толкования – это то, что подразумевалось  этими текстами, ведь вытекает из этого одна из трёх порицаемых вещей.

И это:

— Либо порочение сказавшего все это

— Либо порочение его разьяснения

— Либо порочение его искренности

И утверждается это следующим образом. Следует сказать:

— Либо сказавший все эти тексты был знающим, что истина – в толкованиях отрицателей сыфатов муаттылитов, либо он не знает этого.

И если он не знал этого, в то время как истина заключается в них – то это является порочением его знания

А если он знал, что истина в этих толкованиях:

— То либо он был способен выразиться посредством выражений этих отрицателей Сыфатов, которые по их утверждениям являются очищением Аллаха от ташбиха и тамсиля (уподобления), и таджсима (придавания тела), и что не познал Аллаха тот, кто не очистил Его посредством этих выражений.

— Либо он не был способен выразиться такими выражениями

И если он не был способен выразиться такими выражениями то из этого вытекает порочение его разьяснения, и вытекает также, что птенцы философов, и наглецы джахмиты и мутазилиты, и ученики безбожников – более красноречивые, чем Посланник Аллаха, и лучше его разьяснением и выражением истины. И это то, ложность чего известна предельно очевидна как для врагов Пророка, так и для его союзников, как для противоречащих ему, так и для согласных с ним. Даже его враги не сомневались что он – самый красноречивый из творений, и самый способный из них хорошо выражать то, что соответствует желаемому смыслу, и избавляет от затруднения и неверного понимания!

А если же сказать, что он был способен выразиться выражениями отрицателей сыфатов, однако не сделал это, а напротив, постоянно выражался тем, что противоречит этим выражениям, и нарушает их смысл – то это будет порочением его искренности, в то время как Аллах описал его самой полной искренностью и разьяснением, сказав: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они разьясняли им» (Ибрахим, 4)

И рассказал Аллах о своих Посланниках, что они самые искренние по отношению к своим народам.

Так как же при наличии искренности, разьясненния, и полного познания у Пророков, будут истинными идеи отрицателей сыфатов муаттылитов, искажающих тексты (от их внешнего смысла), а убеждения утверждающих Сыфаты и следующих за Кораном и Сунной (в их внешнем смысле) – будут ложными?!»

Это изложение диспута.

 

Конец слов Ибн аль Каййима.

Источник: «Ас-Сауаик аль-Мурсаля аля аль-джахмияти уаль муаттыля», 1/326

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: