RSS

Глава №13 Ясные и сверкающие доводы на то, что религия у ашаритов и джахмитов – одна.

old_books-430x244

Ясные доказательства на одинаковость убеждений джахмитов и ашаритов во многих важнейших вопросах вероубеждений.

Вместо эпиграфа

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия, рахимахуЛлах:

«Эти тауиляты сыфатов, распространенные среди людей в наше время, подобные большинству тауилятов, которые упомянул Абу Бакр ибн аль-Фаурак в книге «Ат-Тауилят», и Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Умар Ар Рази в книге, которую он именовал «Та’сис ат-такдис», и также многие из этих тауилятов присутствуют у многих других людей, как Абу Али аль-Джубаи, Абу аль-Хусейн аль-Басри, Абу аль-Уафа Ибн Акыль, Абу Хамид альГазали, и другие — все эти тауиляты они абсолютно те же самые тауиляты Бишра аль-Мариси, которые он упомянул в своей книге..

 

И доказывает это книга «Ар-Родд аля аль-Мариси», которую написал Усман Ибн Саид ад Дарими, один из известных имамов во времена аль-Бухари, он написал книгу, которую назвал: 

«Опровержение Усмана Ибн Саида ад-Дарими упрямому лжецу в том что он наклеветал на Аллаха в теме таухида», и имам ад-Дарими опровергая его слова, передавал их, и передал абсолютно те же самые тауиляты от Бишра аль-Мариси. И слова аль-Мариси указывают на то, что он более следующий своим правилам, и более знающий в Шариате и разуме чем эти поздние, к кому пришли его тауиляты. И передав его слова, опроверг их Усман Ибн Саид такими словами, которые если прочитает разумный соображающий человек — то он поймет суть того, на чём были саляфы, и разьяснится ему очевидность довода в пользу их пути, и слабости доводов тех, кто им противоречит.

А затем такой увидит, что имамы прямого пути единогласны на порицании аль-Мариси и его последователей, и что большинство из них вынесли им такфир и обьявили об их заблуждении, и поймёт, что слово, распространившееся среди этих поздних — это точно тот же мазхаб аль-Мариси и его последователей. И тогда ему разьяснится истина, если он из тех, кого Аллах хочет наставить на прямой путь, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»

Источник: «Аль-Фатауа аль-Хамавия аль-Кубра», 1/253-260

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Эта краткая небольшая работа, с целью указать нашим братьям и сестрам на опасность ашаритского мазхаба, и его практически полную идентичность[1] с мазхабом джахмитов, древней безбожной секты, вылетевшей из Ислама по единогласию исламских учёных, и дошедшей в неверии и безбожии самых немыслимых пределов.

И хвала Аллаху, Он сохранил для нас слова джахмитов дословно, посредством книги великого имама ахли Сунна Усмана Ибн Саида ад Дарими, которая называется «Опровержение Усмана Ибн Саида ад-Дарими упрямому лжецу в том что он лживо возвёл на Аллаха в теме таухида».

В ней имам Усман Ибн Саид дословно цитирует слова аль-Мариси, и затем опровергает их ясными доводами и разьяснениями. И благодаря этой книге, до нас дословно дошли убеждения аль-Мариси, и мы рассмотрим их, и сравним их с убеждениями ашаритов, чтобы узнать — одинаковы они, или различаются?

И сначала приведем краткую справку об аль-Мариси и позицию имамов саляфов касательно него.

Он — Бишр Ибн Гыяс аль-Мариси аль-Джахми, родился примерно в 200 году хиджры, был главой джахмитов.

Сказал о нём аз Захаби: «Он был главой джахмитов и их ученым, и ненавидели его учёные и множество вынесло ему такфир, и он не застал Джахма Ибн Сафвана, но принял его мнения от его последователей» см. «Ас-Сияр», биография аль-Мариси

Позиция ученых по отношению к нему:

Сказал имам ахли-Сунна, Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим:

بِشْرُبْنُغِيَاثٍالْمَرِيسِيُّ , لَعَنَهُاللَّهُوَكَانَصَبَّاغًايَهُوَدِيًّا «. وَكَفَّرَهُسُفْيَانُبْنُعُيَيْنَةَ،وَعَبْدُاللَّهِبْنُالْمُبَارَكِ،وَعَبَّادُبْنُالْعَوَّامِ،وَعَلِيُّبْنُعَاصِمٍ،وَيَحْيَىبْنُسَعِيدٍ،وَعَبْدُالرَّحْمَنِبْنُمَهْدِيٍّ،وَوَكِيعٌ،وَأَبُوالنَّضْرِهَاشِمُبْنُالْقَاسِمِ،وَشَبَابَةُبْنُسَوَّارٍ،وَالْأَسْوَدُبْنُعَامِرٍ،وَيَزِيدُبْنُهَارُونَ،وَبِشْرُبْنُالْوَلِيدِ،وَيُوسُفُبْنُالطَّبَّاعِ،وَسُلَيْمَانُبْنُحَسَّانَالشَّامِيُّ،وَمُحَمَّدٌوَيَعْلَىابْنَاعُبَيْدٍالطَّنَافِسِيَّانِ،وَعَبْدُالرَّزَّاقِبْنُهَمَّامٍ،وَأَبُوقَتَادَةَالْحَرَّانِيُّ،وَعَبْدُالْمَلِكِبْنُعَبْدِالْعَزِيزِالْمَاجِشُونُ،وَمُحَمَّدُبْنُيُوسُفَالْفِرْيَابِيُّ،وَأَبُونُعَيْمٍالْفَضْلُبْنُدُكَيْنٍ،وَعَبْدُاللَّهِبْنُمَسْلَمَةَالْقَعْنَبِيُّ،وَبِشْرُبْنُالْحَارِثِ،وَمُحَمَّدُبْنُمُصْعَبٍالزَّاهِدُ،وَأَبُوالْبَخْتَرِيِّوَهْبُبْنُوَهْبٍالسُّوَائِيُّالْمَدَنِيُّقَاضِيبَغْدَادَ،وَيَحْيَىبْنُيَحْيَىالنَّيْسَابُورِيُّ،وَعَبْدُاللَّهِبْنُالزُّبَيْرِالْحُمَيْدِيُّ،وَعَلِيُّبْنُالْمَدِينِيِّ،وَعَبْدُالسَّلَامِبْنُصَالِحٍالْهَرَوِيُّ،وَالْحَسَنُبْنُعَلِيٍّالْحُلْوَانِيُّ

«Бишр аль-Мариси, да проклянёт его Аллах.. Вынесли ему такфир Суфьян Ибн Уейна, Абдуллах Ибн аль-Мубарак, Аббад Ибн Аввам, Али Ибн Асым, Яхья Ибн Саид аль-Каттан, Абдур-Рахман Ибн Махди, Уаки Ибн аль-Джаррах, Абу ан Надр, Хашим Ибн Касим, Шабаба ибн Саввар, аль-Асвад Ибн Амир, Язид Ибн Харун, Бишр Ибн Валид, Юсуф Ибн Табба, Сулейман Ибн Хассан аш Шами, Мухаммад и Али, сыновья Убейда ат-Танависйана, Абдур-Раззак Ибн Хаммам, Абу Катада аль-Харрани, Абдуль Малик Ибн Абдуль Азиз аль-Маджишун, Мухаммад Ибн Юсуф аль Фирьяби, Абу Нуейм аль-Фадль Ибн Дукайн, Абдуллах Ибн Масляма аль-Канаби, Бишр Ибн аль-Харис, Мухаммад Ибн Мусаб аз Захид, Абу аль-Бухтари, Уахб Ибн Уахб ас-Сауаи аль-Мадини, судья Багдада, Яхья Ибн Яхья ан-Найсабури, Абдуррах Ибн Зубейр аль-Хумейди, Али Ибн аль-Мадини, Абдус-Салям ибн Солих аль-Харави, Хасан Ибн Али аль-Хальвани»

Источник: «Шарх усуль аль-и’тикод», 3/425

 

Сказал о нём имам Ибн Батта:

مِنْرُؤَسَاءِالْكُفْرِ،وَأَئِمَّةِالضَّلَالِالَّذِينَجَحَدُواالْقُرْآنَ،وَأَنْكَرُواالسُّنَّةَ،وَرَدُّواكِتَابَاللَّهِوَسُنَّةَرَسُولِاللَّهِ،وَكَفَرُوابِهِمَاجِهَارًاوَعَمْدًا،وَعِنَادًاوَحَسَدًا،وَبَغْيًاوَكُفْرًا،

«Он относится к числу главарей куфра, и имамов заблуждения, которые отрицали Коран, и Сунну, и отвергли Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, выявив куфр в них намеренно и явно, противостоя им и злобствуя, несправедливо и выявляя неверие!»

Источник: «Аль-Ибана», 8/63

 

Сказал Ахмад Ибн Ханбаль о нём когда он умер:

مَلَأَاللَّهُقَبْرَالْمِرِّيسِيِّنَارًا

«Да наполнит Аллах его могилу Огнём!»

См. «Ас-Сунна лиль Халляль», 1717

 

И в книгах саляфов можно найти жесточайшие высказывания о нём, и ученые Ислама многократно пытались убить и распять его, однако он всякий раз по воле Аллаха избегал смерти. И сказал о нём халиф правоверных Харун ар Рошид:

«Если я смогу добраться до него, я убью его так, как никого никогда не убивал!» 

см. «Масаиль Ахмад уа Исхак», 1/109

 

Такова была позиция мусульман, их ученых и правителей по отношению к Бишру аль-Мариси, لعنهالله

Теперь же посмотрим на его убеждения, и посмотрим, одинаковы ли они с ашаритскими убеждениями, или различаются.

 

Убеждения Бишра аль-Мариси касательно Сыфатов Аллаха и его тауиляты,

и сравнение со словами ашаритов

 

1. Качество ан-Нузуль (снисхождение)

— Заявил Бишр аль-Мариси, что Аллах не нисходит Сам, однако ниспускается Его приказ и Его Милость и Его Ангелы

см. «Накд аль-Мариси», стр 70, 188

И это в точности тауиль ашаритов для данного Сыфата.

Говорит аль-Газали: «Истинный смысл ан-Нузуль — что это нузуль одного из ангелов» см. «Аль-Иктисод филь аль итикод», 1/18

Говорит аль-Амиди: «Что же касается повествований об «Ан-Нузуль» (Снисхождении), то вероятно, что смысл этого — снисхождение Милости и мягкости» см. «Гаяту аль-марам», 1-142

Говорит аль-Иджи: «И смысл «Ан-Нузуль» — нисхождение мягкости и милости» см. «аль-Мауакыф», 1-38

Говорит Ибн аль-Араби аль-Ашари: «Он истолковывается в двух смыслах — либо это нисхождение приказа Аллаха или ангела по Его приказу, либо — выражение с переносным смыслом означающее мягкость к взывающему и ответ ему и тому подобное» см. «Фатх аль-Бари», 3 том

Сказал аль-Байдави:

«Здесь позразумевается снисхождение света Его Милости» см. «Фатх аль Бари», 3 том

—————————————

Что же касается ахли-Сунна, то они утверждают ан-Нузуль, и оставляют знание об образе этого Всевышнему Аллаху, как придёт это в отдельной работе, инша Аллах.

 

2. Отрицание границы от Аллаха (Аль-Хадд)

Заявил аль-Мариси, что у Аллаха нет границы см. «Накд ад-Дарими», 76

И точно тоже самое говорят ашариты, и воюют ради этого и выносят такфир.

Говорит Абдуль Кахир аль Багдади: «У Аллаха нет ни границы, ни конца» см. «Усуль ад Дин», 73

Говорит Абу Исхак Аль-Исфараини: «От Аллаха отрицается границ», см. «Ат-Табсыр», 14

—————————————

В то время как ахли-Сунна утверждают для Аллаха границу, о чём придет отдельная работа, с позволения Аллаха.

( Коротко об этом можете пока прочитать тут: Дозволенно ли использовать слова Бизатихи (Сущностью) или Хадд (Граница) по отношению к Аллаху?)

 

3. Сыфат «Аль-Йад» (Рука)

Заявил аль-Мариси, что «Аль-Йад» — это «ан-Ни’ма» — Милость Всевышнего Аллаха, и «Аль-Кудра» — способность Всевышнего Аллаха см. «Ан-Накд», 100

И это тауиль ашаритов.

Сказал аль-Джувейни: «Верный мазхаб у нас — толковать «Аль-Йадейн» (Две Руки) как «Аль-Кудра» см. «Аль-Иршад», 155

Сказал аль-Амиди: «Что же касается слова «аль-Йадейн» (Две Руки) то его вероятный смысл — «Аль-Кудра» (Способность)», см. «Гоятуль марам», 1/139

Говорит Аль-Иджи: «Что же касается «Аль-Йад» (Руки), то сказало большинство наших ученых ашаритов, что это в переносном смысле и имеется ввиду «Аль-Кудра» см. «Аль-Мауакыф», 3/152

—————————————

В то время как ахли-Сунна утверждают для Аллаха две Руки, и Обе Они правые. 

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Справедливые рабы будут восседать перед Аллахом на минбарах из света. Они будут восседать по правую руку Милостивого, обе руки которого являются правыми. (А являются ими те,) которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и (всего) того, над чем они властны». (Ахмад 2/160, Муслим 1827, Насаи 8/221-222)

Имам Дарими, а также Абу Я’ля, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, имам Сыддык Хасан Хан говорят, что у Аллаха есть Рука правая и левая, как пришло в хадисе:  «Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой». А противоположное мнение, это мнение имама Ахмада, имам аль-Байхакъи и др.. Они говорят, что обе Руки правые, как пришло в достоверном хадисе. Они считают версию хадиса про Левую Руку отклоненной (шазз), так как в некоторых хадисах говорится: «Возьмет другой рукой», вместо «левой». В общем, это разногласие среди ученых и у каждой группы свои доказательства. Самое главное, они все единогласны, что у Аллаха две Руки.

И несмотря на это, многие имамы ранних поколений и поздних считали все эти версии достоверными, и считали что нет смысла заявлять об отклонении версии хадиса, в которой говорится о левой руке, так как между хадисами нет противоречия, и тем более эту версию приводит имам Муслим 2788.

На этот хадис опирались ранние имамы, как ад-Дарими, Абу Я’ля и др. Его привел в «Китаб ат-таухид» шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб и сказал: «Упоминание того, что другая рука называется левой».

Также говорил и шейх Сыддикъ Хасан Хан.

Возникает вопрос, как совместить хадис от Ибн Умара: «Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой» с хадисом: «Обе Его руки правые»?

Ответ; «Все эти хадисы достоверные у ученых ахлю-Сунна, и нет между ними никакого противоречия! Всевышний Аллах описан двумя руками — правой и левой со стороны названия, как это сказано в хадисе Ибн Умара, однако обе эти руки являются правыми и благими со стороны почета и достоинства, на что указывают другие достоверные хадисы».

Также было сказано в «Ликъаат баб аль-мафтух» № 30, что левая рука Аллаха не подобна левой руке Его творений, которая является неполноценной в сравнении с правой, в отношении владения ею и т.п. Поэтому в хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит, что обе руки Аллаха правые! Аллаху а’лям.

 

4. Качество «Аль-Маджи» (Приход)

Заявил аль-Мариси, что аят «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено?» (Бакара 210) — здесь имеется ввиду приход приказа Аллаха, а не самого Всевышнего Аллаха, поскольку Всевышний Аллах не движется. см. «Накд ад Дарими», 120

Точно также говорят и очень многие ашариты

Говорит аль-Иджи: «Пришёл твой Господь: «То есть, пришёл Его приказ» см. «Аль-Мауакыф», 3/38

Говорит ар-Рази, после того как «обьяснил», что этому аяту обязателен та’уиль, так как Всевышний Аллах не движется, и что есть варианты тауиля: «Первый вариант – пришёл приказ Твоего Господа, о расчете и воздаянии» см.  «Тафсир ар Рази», 17-15

Сказали ас-Суюты и аль-Махалли к этому аяту: «То есть – пришёл Его приказ» см. «Тафсир аль-Джалялейн», 13/26

—————————————

В то время как ахли-Сунна утверждают приход Аллаха на внешнем смысле, и не искажают.

 

 

5. Качество «Аль-Асаби» (Пальцы)

Истолковал Бишр аль-Мариси качество «Аль-Усбу» (палец) как «аль-Кудра» (Сила), и «Ан-Ни’ма» (Милость), см. «Ан-Накд», 133, 139

Говорит аль-Газали: «Суть «Аль-Усбу» (пальца) — это аль-кудра (Способность) на переворачивание сердце» см. «Аль-Иктисод фи аль-и’тикод», 1-17

Говорит аль-Иджи: «Аль-Усбу», также как и «Аль-Йадйн» (Две руки), истолковывается как “Аль-Кудра» см. «Аль-мауакыф», 3-154

Говорит Ибн аль-Фаурак: «То что пришло в некоторых риваятах – «Пальцы Милостивого» — понимается, как «аль-Кудра» и «Аль-Мульк» см. «Фатх аль Бари»

Говорит Ибн аль-Араби аль-Ашари: «И подразумевается здесь – «Аль-Кудра», и сбор, и сказали некоторые, что подразумевается здесь «Ан-Ни’ма» см. «Аль-Масалик», 3-45

—————————————

В то время как ахли-Сунна утверждают для Всевышнего Аллаха Пальцы, следуя за достоверными хадисами.

 

6. Качество «Аль-Кадам» (Ступня)

Пришёл достоверный хадис, где сказал Пророк: «И поставит Аллах свою Ступню (аль-Кадам) на Ад, и он скажет: «Достаточно, достаточно» аль-Бухари, Муслим

И истолковал аль-Мариси это качество как «Ахлю аш шакава» — группа из числа людей Ада, см. «Ан-Накд», 146

Также истолковали это и ашариты, см. «Шарх Сахих Муслим», 17-182, «Икмаль аль-му’лим», 8-188, и др.

—————————————

В то время как ахли-Сунна утверждают этот атрибут на внешнем смысле и не искажают.

 

7. «Аль-Курси» (Престол)

Сказал Бишр аль-Мариси: «Аль-Курси значит аль-ильм (знание)» см. «Ан-Накд», 152

Точно также истолковывают это и ашариты

Говорит ас-Суюты и аль-Махалли в тафсире аята аль-Курси: «Это значит, что Аллах обьял все своим знанием» см. «аль-Джалалейн», 264

Сказал ан Насафи в тафсире аль-Курси: «То есть – его знание» см. «Тафсир ан Насафи» 1/129

—————————————

В то время как ахли-Сунна следуя за достоверными асарами сподвижников, говорят что аль-курси – это место для Двух Ступней Всевышнего Аллаха. 

 

8. «Аль-Уаджх»(Лик)

Заявил Бишр аль-Мариси, что Лик Аллаха значит Аллах см. «Ан-Накд», 170

Говорит аль-Джувейни: «Верным у нас является отнесения «Аль-уаджх» к смыслу «Аль-Уджуд» (Существование Аллаха)» см. «Аль-Иршад», 155

Сказал аль-Хейтами: «Аль-Уаджх значит «Аз-Зат» (Сущность Аллаха)» см. «Аль-фатава аль-хадисия», 189

Сказал ат-Тафтазани: «аль-Уадж у большинства наших ученых переносный смысл, под которым имеется ввиду аль-Уджуд (Существование Аллаха)» см. «Шарх аль-Макасид», 174

См. также «Ат-Табсыр фи ад дин», «Гаятуль маарам», «Шарх аль-Мауакыф», и тд.

—————————————

В то время как ахли-Сунна утверждают аль-Уаджх на внешнем смысле отрицая подобие.

 

9. «Аль-Истива»

Заявил Бишр аль-Мариси, что смысл «Истава аля аль-Арш» — иставля (овладел им), см. «Ан-Накд», 171

И большинство ашаритов признают этот тауиль и исповедуют его, особенно из числа поздних.

Говорит ан-Насафи: «Истава» значит «Иставля», см. «Мадарик ат-Танзиль», 7-54

Говорит аль-Газали комментируя аят где упоминается «Аль-Истива»: «Это значит, овладение (аль-Истийля) и покорение», см. «Ихья улюм ад-дин», 1-108

Говорит аль-Амиди: «Тафсир аль-Истива как аль-Истийля (Овладение) — самый лучший из всех тафсиров и близкий к истине» см. «Абкар аль-Афкар»

Говорит аль-Байдави в тафсире аята: «Вознесся Его приказ, или смысл аль-истиуа — «Иставля» (Овладел)» см. «Анвар ат-Танзиль»

Говорит аль-Иджи: «Истолковывается «аль-Истива» как «Аль-Истийля» см. «аль-Мауакыф», 1/207

—————————————

В то время как ахли-Сунна говорят что аль-истива – приходит со смыслом возвышение, утверждение (аль-истикрар) и аль-джулус (сидение).

 

 10. Запрет спрашивать об Аллахе «Где?»

Сказал Бишр аль-Мариси: «Если скажут тебе: «Где Аллах?» ответь:  «Мы убеждены что об Аллахе нельзя говорить «Где?», и что Он занимает место, как убеждены те кто говорят в ответ на вопрос: «Где Аллах?» — «Над Троном над Небесами» см. «Ан-Накд», 186

Точно также говорят и многие ашариты.

Сказал аль-Кушейри аль Ашари: «И не говорится об Аллахе: «Где Он?»

см: «Ар-Рисаля аль-Кушейрия», 1-33

Сказал Абу Исхак аль-Исфараини: «Не говорится об Аллахе: «Где?» см. «Ат-Табсыр фи ад-дин», 1/162

Сказал Ибн Хадж: «Не говорится касательно Аллаха «Где?» см. «Акуаль уляма аль-магриб», 2

Сказал аль-Бейхакы: «Его возвышенность без вопроса «Где?» см. «Аль-И’тикод», 1/68

—————————————

В то время как ахли-Сунна единогласны что дозволено спрашивать об Аллахе «Где?», и отвечать: «Над небесами, над Троном». 

 

11. Качества «Гнев», «Милость»

Заявил аль-Мариси, что нельзя приписывать Аллаху «Гнев» и «Довольство», и что это не являются качествами его Сущности, однако смысл Довольства — это то, что постигает людей из Его милостей и благополучения, и смысл Гнева — то, что постигает людей из несчастий, бедствий и трудностей, и что Аллах не гневается, и не довольствуется. см. «Ан-Накд», 2/866

И точно тоже самое говорят и ашариты.

Говорит ан Навави: «Подразумевается под Гневом Аллаха – то, что постигает из Его возмездия для тех, кто ослушается Его.. что же касается Его Довольства, то это проявление Его Милости и Мягкости к тому кому он хочет блага и почёта» см. «Шарх Сахих Муслим», 3/68

Говорит Ибн аль-Фаурак: «Смысл слов Пророка: «Усиливается Его Гнев..» — то, чем постигает Аллах таких людей из увеличения наказания» см. «Мушкиль аль-хадис», 1/485

Говорит аль-Касталлани: «Подразумевается под Гневом то, что вытекает из него, а это желание причинить мучение» см. «Иршад ас-Сари», 7/205

—————————————

Что же касается ахли-Сунна, то они утверждают это качество на внешнем смысле, отрицая уподобление, как придёт в отдельной работе инша Аллах.

 

12. «Аль-Айн» (Глаз)

Отверг аль-Мариси утверждение данного Качества для Аллаха, истолковав аят: «Ты на наших Глазах» — то есть, ты под нашей опекой» см. «Ан-Накд», 2/827

Также выявили свое неверие в этот сыфат Аллаха и ашариты.

Говорит ар Рази: «На наших глазах» — то есть, под нашей опекой, и обереганием»

см. «Тафсир ар-Рази», 11/179

Говорит аль-Байдави: «На наших глазах» — то есть, под нашей опекой»

см. «Тафсир аль-Байдави», 4/319

Говорит ат-Тафтазани упомянув аят: «У большинства наших ученых и это одно из двух слов аль-Ашари – что здесь имеется ввиду переносный смысл..и «На наших глазах» — значит, что корабль плывёт в месте охваченном нашей охраной, и опекой» см. «Шарх аль-макасыд», 2-110

Говорят ас-Суюты и аль-Махалли: «Плывет на наших глазах» — то есть, под нашей защитой» см. «аль-Джалалейн», 10-371

—————————————

Что же касается ахли-Сунна верующих в Качества Аллаха, то они утверждают для Него Глаза как Качество Его Сущности.

 

13. Ад-Дахик (Смех)

Сказал аль-Мариси: «Смех Господа – его довольство, милость и прощение грехов» см. «Ан-Накд», 2-771

Тоже самое говорит и заблудшая неверующая в Сыфаты секта ашаритов отрицая этот атрибут

Говорит Абу аль Валид аль-Баджи: «Смех это выражение означающее принятие Аллахом раба с наградой, милостью и почётом» см. «Танвир аль-хавалик», 1-306

Говорит Ибн аль-Батталь: «Смех означает принятие Аллахом этих двух мужчин с милостью и довольством» см. «Шарх аль-Бухари», 5/38

Говорит Ибн аль-Фаурак: «Это значит выказывание Аллахом своего блага и милости и тауфика к этим двум убитым» см. «Мушкиль аль-Хадис», 1/139

Говорит Ияд: «Смех это выражение с переносный смысл касательно Аллаха, не разрешается для Него известный смех, потому что это достоверно только для тел, и для тех, для кого разрешено изменение состояний, а Аллах пречист от этого. И возвращается значение смеха лишь к довольству поступком этих двух мужчин, и вознаграждению им, и его доброму обращению с ними» см. «Икмаль аль-мулим», 6/160

—————————————

Что же касается ахли-Сунна то они едингласны на утверждении этого атрибута, как это придёт в отдельной работе инша Аллах.

 

14. Определение Имана и куфра

Говорит Ибн Касир о аль-Мариси: «И он был мурджиитом, и к нему приписывается группа мариситов-муджиитов. И он говорил: «Суджуд солнцу и луне не является куфром, однако это признак указывающий на куфр» см. «Аль-бидая уа ан нихая», 10/308

Суть этого – что неверие у Джахма и аль-Мариси только такзиб (считание ложью в сердце), и никакие действия сами по себе не являются у них неверием, а лишь могут указывать на истинное неверие, которое в сердце.

Точно то же самое говорят многие идеологи ашаритов.

Говорит аль-Баккилани: «И если кто-то скажет: «Что у вас неверие?» Ему будет сказано: «То, что противоречит иману, а это незнание об Аллахе, такзиб в отношении Него, закрывающий сердце человека от знания о Нем»

И куфр может быть в смысле такзиба , джухуда и отрицания.

И нет у нас среди грехов неверия кроме того, что мы упомянули, хоть и разрешено иногда называть то, что установлено — признаком, указывающим на неверие – неверием, как поклонение планетам, огню, считание разрешеным запрещеное, убийство пророков, и то, что в этом роде из разделов в чем есть текст и достоверное иджма на то, что это не исходит кроме как от неверного в Аллаха, отрицающего и считающего Его ложью» См. «Тамхид аль-Ауаиль»,392-394

Сказал Абдуль Кахир аль-Багдади: «Десятый вопрос из этих основ – разъяснение дел, указывающих на неверие. Сказали наши ученые-ашариты: «Поедание свинины без страха и необходимости, одевание одежды неверных в стране мусульман без принуждения, суджуд солнцу или идолу, и то, что в этом роде из признаков неверия, даже если это не будет само по себе неверием, если к этому не присоединится убеждение сердца в неверии, то тот, кто сделал что-то из этого, то мы опустим на него ахкамы неверного, даже если не знаем его неверие внутри» См. «Усуль ад-Дин лиль-Багдади», 266

—————————————

Что же касается ахли-Сунна то они говорят, что все на что указали Коран и Сунна что это неверие из слов и действий – это само по себе неверие, вне зависимости от того, признает он в сердце или отрицает.

 

Заключение

Вы видели братья и сестры, полную идентичность слова ашаритов и джахмитов в вопросах Имен и Качеств. И их расхождение в некоторых частных вопросах не является ключевым, а их схожесть заходит и в другие разделы, как слово в отношении Корана, и тд, и мы не упомянули их, боясь удлинения.

И если это стало ясно, то разьяснилось, что мазхаб ашаритов – построен на тех же основах, что и у джахмитов, и сходится с мазхабом джахмитов за исключением отдельных отличий. И если это так, то многие ученые опускают на них те же ахкамы что и на джахмитов.

Сказал имам Ибн аль-Каййим:

فتأملهذهالأخوةالتيبينهؤلاءوبينهؤلاءالمعتزلةالذيناتفقالسلفعليتكفيرهموأنهمزادواعلىالمعتزلةفيالتعطيل

«Поразмысли же над этим братством, которое между этими ашаритами, и этими мутализилитами, на такфире которых согласились саляфы, и поразмысли над тем, что они добавили к та’тылю (отрицанию) му’тазилитов» Источник: «Мухтасар ас-сауафик», 1/677

И придут слова ученых ахли-Сунна об ашаритах и их куфре  и заблуждении[2] в отдельном послании, которого будет достаточно для развеивания тальбиса тех, кто приводит их похвалы друг на друга, и понимания истинной степени этой секты в глазах мусульман и их учёных.

В заключение – хвала Аллаху Господу Миров.

———————————————————————————

[1]За исключением отдельных нюансов и формулировок, и побочных вопросов.

[2] Что касается такфира отдельным личностям из числа ашаритов, то это нуждается в сочетании условий и ухождении препятствий, как указали на это ряд учёных. Но, в общем, нет сомнения, что это кафирская заблужденная группа, с которой обязательно сражаться мечом при наличии возможности, пока она не признает Сыфаты Всевышнего Аллаха и не покается от своих заблуждений

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: