RSS

Закят аль-Фитр

1er-1ihsne4

Статья касательно закятуль фитр и вопросов связанных с ним

БисмиЛляхи Ар-Рахмани Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Что такое закятуль фитр?

Это пожертвование бедным мусульманам в виде еды, выплачиваемое в конце месяца Рамадан.

Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада (да благословит Аллах его и приветствует) Закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста. Ибн ‘Аббас сказал: “Пророк обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня”. (Абу Дауд, Ибн Маджах, ад-Даракъутни).

Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен садждуд ас-сахв в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста, так же как суджуд ас-сахв искупляет недостатки в намазе”. (См. «аль-Маджму’» 6/321).

Хукм закятуль фитр

Закятуль фитр является обязательным шариатским предписанием, за выполнение которого с искреннием намерением есть вознаграждение, а за оставление которого есть наказание.

Передал целый ряд мухаддисов от Ибн Умара: “Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя..” (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/214.

Имам ан-Науауи сказал: “Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина”. См. «аль-Маджму’» 6/106.

Сказал имам Ибн Мунзир: “Собрались все известные из людей знания, на том, что закятуль фитр обязателен” (Аль-Мугни, 5/467)

Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост.

Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман”. аль-Бухари 1503.

Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.

Поэтому более правильным является мнения джимхура, а именно то, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост.

На ком обязателен закятуль фитр?

Закятуль фитр обязателен на всех мусульманах, мужчинах, и женщинах, рабах и свободных, пожилых и малых, согласно тексту хадиса: “Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман..” (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

Мужчина обязан выплатить закятуль фитр за членов своей семьи из тех, кого он должен содержать, как жена. Сказал Посланник Аллаха: “Выплачивайте закятуль фитр за того, кого вы должны содержать” (Бейхакы, 7932, Даракутни, 11, Шафии, 413)

Сказано в “Манару ас-сабиль”: “Это как рабы, жены, дети”

Также если у него есть бедные родители из числа мусульман, то ему нужно выплатить за них (потому что он обязан содержать своих бедных радетелей).

Также является сунной выплата закятуль фитр за плод в утробе жены, достигший возраста 4 месяцев, поскольку именно в этот момент заходит в плод душа, согласно хадисам Посланника Аллаха, мир ему.

Сказал Абу Киляба, табиин заставший многих из сподвижников: “Нравилось им давать закятуль фитр за малого и за большого, и даже за плод в утробе матери” (см. “Аль Мухалля”, 6-192, Абдур-Раззак, 5788,  иснад достоверен)

И Усман ибн Аффан (р.а.) выплачивал закятуль фитр и за старого, и за молодого, и за плод. И неизвестно, чтобы кто-то из сахабов в этом ему противоречил! (Аль-Мухалля, 6-132,  Масаиль, 1-170, Ибн Аби Шейба, 3/419, и также это передается в одном из риваятов от имама Ахмада см. “Аш-Шарх аль Кабир”, 7-96)

Если же у человека нет возможности выплачивать закятуль фитр по причине бедности, то с него спадает эта обязанность, и на нем нет греха, так как Аллах не возлагает на душу больше, чем она может вынести. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр”. (см. «аль-маджму’» 6/113)

Чем выплачивается закятуль фитр?

Существует разногласие среди ученых, чем можно выплачивать закятуль фитр.

Сказал сподвижник Абу Саид аль-Худри: “Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога”  (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)

В другой версии хадиса Абу Са‘ид аль-Худри сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был с нами, мы давали милостыню разговения в размере одного са‘а пищи, или одного са‘а сыра, или одного са‘а ячменя, или одного са‘а фиников или одного са‘а изюма за каждого малого и пожилого, за свободного и раба».

Одни ученые сказали, что он выплачивается только теми пятью видами еды, на которые пришли тексты – а это финики, творог, изюм, ячмень, и пшеница, которая подразумевается под словом “Таам” (т.е. еда) в этом хадисе.

Однако, другие ученые возразили им, и разъяснили, что слово “Таам” (еда) в данном хадисе пришло в общем значении, и сказали, что дается закятуль фитр той едой, которая является основной, которая употребляется в пищу в данной местности, и подкрепили это понимание одним из вариантов хадиса Абу Саида аль-Худри, где он сказал: “Мы давали закятуль фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, и была наша еда тогда – ячмень, изюм, творог и финики” (Бухари, 1414)

Извлекли эти ученые из этого хадиса, что закятуль фитр выплачивается той едой, которая является основной употребляемой в данном народе.

Сказал Шейх-уль-ислям Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если жители какой-либо местности употребляют в пищу один из этих продуктов, они, несомненно, могут выделять милостыню из своей пищи. Но могут ли они давать милостыню теми видами продуктов, что не упомянуты (в хадисе)? Например, они едят рис и кукурузу, должны ли они отдавать милостыню пшеницей и ячменем или им достаточно отдать ее рисом и кукурузой?

В отношении этого вопроса существует известное разногласие. Наиболее верным является мнение, что они могут отдать милостыню тем, что употребляют в пищу сами, даже если эти продукты не перечислены (в хадисе). И это мнение является мнением большинства ученых: аш-Шафи‘и и др.

Милостыня в основе является помощью бедным, как сказал Всевышний Аллах: «…так, как вы обычно кормите свои семьи» (сура «аль-Маида», аят 89).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел раздавать милостыню в виде одного са‘а фиников или одного са‘а ячменя, так как они являлись продуктами, которые употребляли жители Медины. Если бы эти виды пищи не были их основной пищей, а были пищей других, то им бы не было велено раздавать милостыню с того, что они не ели. Как не было сделано этого и в искупительных действиях» (сокр. из «Маджму‘ аль-фатауа». Т. 25. С. 68).

Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Они являлись их основными видами пищи. Если же у жителей другой местности или страны основным видом пищи являются другие продукты, то они дают милостыню с того, что едят сами: это может быть кукуруза, рис, инжир или другие зерновые. Если же они не едят зерновые, а употребляют молоко, мясо, рыбу, то пусть подают милостыню с того, что есть. Это мнение является мнением большинства ученых, и оно является верным, и кроме него не сказано другого. Так как милостыня подается для покрытия нужд бедняков в День Праздника, для помощи им тем, что употребляют жители той же местности. Поэтому, можно раздать в качестве милостыни муку, даже если в отношении этого нет достоверного хадиса» (И‘лям аль-муваккы‘ын. Т. 3. С. 12).

Имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. (См. “аль-Истизкар” 9/263.)

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. (См. “ат-Тамхид” 7/127.)

Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то лапша, мука, рис, гречка, фасоль, макароны, пшено, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности.

И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.

Однако, нельзя давать закятуль фитр испорченными и скоропортящимися продуктами и тем, что не является едой, как приправы (соль, сахар), напитки, и так далее. Аллаху А’лям.

Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.

Размер закятуль фитр

Закятуль фитр выплачивается в размере одного саа’ еды согласно риваяту хадиса от Абу Саида аль Худри: “Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы давали закятуль фитр как саа’ еды” (Бухари, 1412)

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». (Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167).

Один саа’ это 4 мудда, а 1 мудд это сыпучая мера примерно равная тому, что вмещается в сведенных вместе двух ладонях. Получается 1 саа’ это 4 ладони (сведенные вмести). Если перевести это в килограммы, то тут есть известное разногласия среди ученных:

Одни считают, что размер закятуль фитр (т.е. один са‘а), равен 3 килограммам, другие считают, что один са‘а равен двум килограммам и ста граммам (т.е. 2,100 г.), 2.400 г. и т.п.

Подобное разногласие возникает по причине, что са‘а – это мера объема (в две ладони), а не веса.

Ученые назвали примерный вес, чтобы было легче и ближе к действительности. Известно, что среди зерен есть легкие по весу, есть тяжелые, и есть средние. И са‘а одного и того же вида зерна может отличаться по весу: те, что были собраны позже, будут тяжелее, чем те, что были собраны ранее. (См.: «Аль-мугни» (Т. 4. С. 168). Автор говорит об этом там, где разбирается вопрос об исчислении закята растениями в мерах веса).

Поэтому будет лучше и безопаснее, если человек раздаст, немного больше.

Ведь можно выплатить чуть больше, если нет возможности отмерить точно, так как выплата свыше саа’ не портит закятуль фитр, в отличие от выплаты меньше саа.

И в этом разногласие есть знамения для размышляющих, ведь это Милость от Аллаха.

Дозволенно одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са’, однако нельзя выплачивать меньше, чем один са’, в чем нет разногласий. ( Ибн Теймия в “Маджму’уль-фатауа” 25/70).

Кому дается закятуль фитр?

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся”. (См. “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102).

Имам Ибн Къудама сказал: “Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых”. (См. “аль-Мугъни” 2/522.)

То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие ученые. (См. “Задуль-ма’ад” и “Сайлюль-джарар” 2/86).

Некоторые путают понятие «бедняки» и говорят, что это тот, кто не имеет какого-либо имущества или бездомный. Но это определение касается неимущих. Так как в аяте сказано:

«Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, которые работали в море. Я хотел его испортить, ибо за ними был царь, отбиравший все суда насильно.» (Пещера, 79)

Здесь Аллах называет их бедняками несмотря на то, что у них было судно.

В Фатава Хинди  приводится:

Есть разные границы определения бедности. Большинство ученных сказали, имеет право брать закят тот, кто может иметь дом и слугу и не более этого. Имам Малик сказал, что тот у кого есть не больше чем дом и слуга, то он может брать закят, если больше, то он не может брать закят.  Это передали Ибн Мунзир, Нахай и ас-Саури. Доказательство хадис о выплате закята от богатых бедным мусульманам.

Ас-Саури, Ахмад, Исхак сказали у кого есть 50 дирхамов, он не может брать закят, и ему ничего не дается из этого. В доказательство приводят хадис от Абдуллаха ибн Масуда, где посланник Аллаха с.а.в. сказал: «Не разрешено брать садака тому у кого есть 50 дирхамов». Так же передается, что Али и Абдуллах сказали: «Не разрешено брать садака тому у кого есть золота на 50 дирхамов».

Хасан аль Басри сказал, что не может брать закят тот, у кого есть 40 дирхамав. И доказательство хадис: «Если у кого-то из вас будет укия или же эквивалент этого и он будет просить, он тем самым будет просить, в то время как он не нуждающийся». Укия — это 40 дирхамов.

Къуртуби говорит, что человек может быть здоровым и иметь работу и быть бедным.

Закятуль фитр предназначен лишь для бедняков из числа мусульман, и может даваться кому-то из категорий, для кого предназначается обычный закят, например, муджахидом, лишь потому, что они попадают в категорию бедняков, но не потому что они входят в категории для выдачи обычного закята. Доказательство на это – хадис Ибн Аббаса, где пришло: “Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков” (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)

Сказал имам аш-Шаукани: “В этом доказательство на то, что закятуль фитр расходуется только на бедняков, а не на других людей на кого можно расходовать обычный закят” (см. “Нейлюль Автор”, 3/103)

Не дается закятуль фитр кафирам. Хасан аль-Басри сказал: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает, он может дать им (просто) добровольную милостыню (садака)”. (Абу ‘Убайд 1/236).

Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!”. (См. “аль-Мудауина” 1/344).

Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!”. (См. “аль-Умм” 2/87)

Также следует отметить, что разрешается давать одному бедняку несколько Фитров, или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Это говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако, бедняка, которому отдана часть Фитра, следует предупредить, что он получил меньше одного са’, поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя. (См. «Шархуль-Мумти’» 6/179).

Когда дается закятуль фитр?

Сказал Ибн Умар: “Пророк приказал, чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву” (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

Имам Ибн ат-Тин сказал: “Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы”. См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478.

Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.

И не разрешается задерживать ее позже молитвы, сказал Ибн Аббас: “Обязал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как очищение для постящегося – от сквернословия и пустых забав, и едой для бедняков, и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы – то просто обычная садака из числа пожертвований” (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)

Нужно давать закятуль фитр перед праздничной молитвой.

Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением.

Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар бывало, выплачивал закят аль-Фитр за день-два до праздника”. ( аль-Бухари 1511, Муслим 986.)

И тот, кто задержал выплату до конца ее времени, которое начинается после праздничной молитвы, то он не выполнил этот ваджиб.

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Закят того, кто выплатил его до праздничной молитвы, будет принят. А тот, кто отдаёт его после молитвы, то это обычная милостыня». Хадис передали Абу Дауд (2/262-263 номер 1609), Ибн Маджа (1/585 номер 1827), ад-Даракъутни (2/138) и ал-Хьаким (1/409).

Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом, выплата которой все равно остается обязательной. См. “аль-Мугъни” 2/458, “Маусу’атуль-фикъхия” 41/43.

Если же он не выплатил  по уважительной причине, как например, из-за того что не нашел бедняков в ночь праздника, то она ин ша Аллах будет принята от него.

Можно ли выплачивать закятуль фитр деньгами?

Воистину, обязательно в закят уль-фитр выплата его тем способом, который установлен шариатом и которым приказал выплачивать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и так, как делали это сподвижники после него, а это едой. И не известно ни от одного из сподвижников, что он выплачивал закят уль-фитр деньгами.

Закят уль-фитр это – обязательная Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И воистину она заключается в том, что выдается он лишь едой из еды людей данной страны, которую используют большинство из них. И известно, что деньги существовали и имели обращение среди мусульман во времена, когда приказал Пророк выплачивать закят уль-фитр, и также и бедняки присутствовали в это время в изобилии. Однако вместе с этим не упомянул Посланник Аллаха о таком способе выплачивания закят уль-фитр и не приказал выплачивать закят уль-фитр деньгами.

И это доказывает нам, что у Посланника Аллаха была возможность и причина сделать это, однако вместе с тем он не сделал это и не приказал выплачивать его деньгами. Поэтому слово о том, что разрешено выплатить закят уль-фитр деньгами – это слово, вышедшее из шариатских доказательств и основ знания.

Имам ан-Науауи сказал:“Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури”. (См. “Шарх сахих Муслим” 7/60).

Был спрошен имам Ахмад о выплате закят уль-фитр деньгами, и он ответил: “Я боюсь, что он не действителен. Это противоречие Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.” (Аль-Мугни, 2/671)

Сказал имам Ибн Кудама: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать закят уль-фитр таким образом и приказал, чтобы он отдавался именно так… И тот, кто выплачивает стоимость – тот отклонился от того, на что указано в тексте, и это недействительно.” (Мугни, 2/674)

Сказал имам ан-Навави: “Не действительна выплата (деньгами) закят уль-фитр у шафиитов. И также об этом сказали Малик, Шафии и Ибн Мунзир.” (Аль-Маджму’у, 6/71)

Однако, разрешается отдать деньги доверенному человеку, который купит на них нужную еду и отдаст бедняку. Так делал например Ибн Умар, как передал имам Малик: “Ибн Умар посылал закятуль-фитр за два три дня до праздника тому, кто собирал его” (см. Малик 1/285.)

Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с закята аль-Фитр собранного в Рамадане, который охранял Абу Хурайра. (аль-Бухари 4/396).

И на этом завершается эта краткая работа. Просим Аллаха принять наш пост и наши пожертвования.

И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

 

One response to “Закят аль-Фитр

  1. Админ сайта

    Июль 17, 2015 at 10:30 дп

    Некоторые ахкамы дня молитвы Ид’

    1) Количество рак’атов праздничной молитвы:
    ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Пятничная молитва состоит из двух рак’атов, молитва Жертвоприношения из двух рак’атов, молитва Разговения из двух рак’атов и молитва путника состоит из двух рак’атов. И это полноценное, а не сокращенное количество этих молитв, о чем сказано языком вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/37, ан-Насаи 1420.

    2) Количество такбиров в праздничной молитве:
    Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В молитве Разговения такбиров (в первом рак‘ате) – семь, а во втором – пять, и суры следует читать после них». Ахмад 2/180, Абу Дауд 1151, Ибн Маджах 1278.
    Это самое достоверное, что передается о количестве такбиров в праздничной молитве.
    О достоверности этого хадиса высказывались имам Ахмад, имам Ибн аль-Мадини, имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Хайсами См. “ат-Тальхыс” 144.
    Также это усиливается хадисом ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рак’ате семь такбиров, а во втором – пять”. Абу Дауд 1149, аль-Хаким 1/299. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 639.
    Къасим Абу ‘Абдур-Рахман говорил: “Некоторые сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал с нами молитву в день ‘Ида, и произнес по четыре такбира»”. ат-Тахауи 4/245. Имам ат-Тахауи назвали иснад хадиса хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2997.
    Ибн Мас’уд о такбирах в праздничной молитве говорил: “Следует сначала произнести четыре такбира, а затем читать Коран. После чего следует произнести такбир и совершить поясной поклон. Во втором рак’ате следует сначала читать Коран, а затем после чтения произнести четыре такбира”. ‘Абдур-Раззакъ 5687. Достоверность подтвердили имам Ибн Хазм и хафиз Ибн Хаджар. См. “ад-Дирая” 1/220.
    А Ибн ‘Аббас сказал: “Кто желает, пусть произносит семь такбиров (в молитве ‘Ид), кто желает девять, одиннадцать или тринадцать такбиров”. ат-Тахауи 2/401.
    Имам Ахмад говорил: “Сподвижники разногласили в количествах такбиров в праздничной молитве, но все эти виды дозволены”. См. «аль-Фуру’» 2/139.

    Однако наилучшим вариантом является первый вид, в котором говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил в первом рак’ате семь такбиров, а во втором пять. Имам аль-Багъауи говорил: “Большинство ученых из числа сподвижников и их последователей считают, что в праздничной молитве первом рак‘ате семь такбиров, не считая такбира аль-Ихрам, а во втором пять, не считая такбира, который произносится при вставании, и они произносятся до чтения сур. Это передается от Абу Бакра, ‘Умара и ‘Али, да будет доволен ими Аллах”. См. “Шарху-Ссунна” 4/309.

    3) Такбиры в праздничной молитве не являются условием этой молитвы:
    Если имам не произнес такбиров в праздничной молитве, будь то сознательно или по забыв-чивости, то это не нарушает молитву.
    Имам Ибн Къудама говорил: “Я не знаю в этом вопросе разногласий!” То есть, что оставление такбиров не нарушает молитву.
    Более того, среди ученых есть разногласие, следует ли совершать земные поклоны о невнимательности (саджда сахуа) в случае если имам забыл произнести такбиры в праздничной молитве. Одни считали, что этого не следует делать, а другие говорили, что следует совершить земные поклоны о невнимательности. См. «аль-Фуру’» 2/140, “ад-Дураруль-мудыя” 1/196.
    Однако тому, кто забыл произнести такбиры праздничной молитвы, лучше совершить земные поклоны о невнимательности.

    4) Следует ли поднимать руки с произнесением такбиров?
    Что касается поднятия рук в праздничных молитвах (Разговения и Жертвоприношения), во время произнесения каждого такбира, то на это не существует никаких указаний от пророка (мир ему и благословение Аллаха).
    Что же касается сообщений, в которых сказано, что Умар поднимал руки с произнесением каждого такбира, как в молитве джаназа, так и праздничной молитве, то имам аль-Байхакъи, который приводит это сообщение, сказал: “Его иснад прерванный”. См. “Сунан аль-кубра” 2/293.
    Также некоторые имамы говорили, что при произнесении этих такбиров руки поднимал Ибн ‘Умар.
    Ибн аль-Каййм сказал: “Не смотря на то, что Ибн ’Умар в точности следовал пророку (мир ему и благословение Аллаха), он все же поднимал руки при такбирах”. См. “Задуль-ма’ад” 1/441.
    Имам Малик говорил: “Не поднимаются руки при произнесении такбиров в молитве двух праздниках, кроме как с первым такбиром (аль-ихрам)”. См. “аль-Мудаууана” 1/169.
    Однако также от Малика передается, что несмотря на отсутствие указания поднимать руки с произнесением такбиров, он дозволял это делать. Уалид ибн Муслим рассказывал: “Я спросил Малика про поднятие рук (при произнесении такбиров во время праздничной молитвы), и он сказал: «Да, поднимай руки с каждым такбиром, но я относительно этого ничего не слышал”. См. “Ахкамуль-идейн” 137.
    Лучше все же этого не делать из-за отсутствия ясных доводов в пользу желательности этого поступка.

    5) Некоторые вопросы, связанные с такбирами праздничной молитвы:
    Имам Ибн Муфлих сказал: “Если имам сомневается в количестве произнесенных такбиров, пусть опирается на меньшее (т.е. в котором уверен)”. См. «аль-Мубди’» 2/185.
    Имам ан-Науауи сказал: “Что касается не имама (т.е. позади стоящих за имамом), то для них Сунной является произнесение этих такбиров про себя”. См. «аль-Маджму’» 3/295.

    6) Что следует читать в праздничной молитве:
    Передается, что как-то ’Умар спросил Абу Уакъида ал-Лейси о том, что читал посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) в молитве Разговения и Жертвоприношения, и он сказал: “Он читал суру «Каф. Клянусь славным Кораном» (Сура «Къаф») и «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Сура «аль-Къамар»)” Муслим 1477.
    Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздничных и пятничных молитвах читал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (Сура «аль-А’ля») и «Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем?» (Сура «аль-Гъашия»)”. Муслим 1452.
    Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Имам имеет право выбора, и если желает, то читает в молитве двух праздников суры «Къаф» и «Приблизился Час», или же суры «Славь имя Господа своего» и «Дошел ли до тебя рассказ». Но если имам прочитает суру «аль-Фатиха» и любую иную суру помимо упомянутых, то это будет достаточным”. См. “аль-Аусат” 4/284.

    7) Есть ли у праздничной молитвы азан или икъама?
    У праздничных молитв нет ни азана, ни икъама, ни вообще какого-либо призыва. Ибн Аббас и Джабир говорили: “Нет азана у праздничной молитвы ни до выхода имама, ни после. Нет ни азана, ни икъамы, ни какого-либо призыва”. аль-Бухари 2/451, Муслим 2/604.
    Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Ученые сошлись на том, что азан и икъама для молитвы двух праздников являются нововведением!” См. “Фатхуль-Бари” 8/447.

    8) Совершается ли молитва до или после праздничной молитвы?
    Нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до или после праздничной молитвы. Ибн Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после нее никаких молитв”. аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.
    Имам Ахмад сказал: “Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы”. См. “Масаилюль-имам Ахмад” 469.
    Таким образом, мы видим, что те люди, которые пришли на праздничную молитву к месту ее совершения, совершая, прежде чем сесть, два рак’ата, противоречат Сунне.
    Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» аль-Бухари 444, Муслим 714.
    Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рак’ата”. Ибн Маджах 1/1293.
    Объединив предыдущие хадисы с этим, хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Сан’ани сказали, что в первых хадисах речь идет о месте совершения праздничной молитвы, поскольку там посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал никаких молитв ни до, ни после, а в хадисе Абу Са’ида речь идет о совершении молитвы в два рак’ата после праздничной у себя дома. См. “ат-Тальхис” 144, “Субулю-Ссалям” 2/123.

    9) О проповеди (хутба) в праздничной молитве
    В отличие от пятничной молитвы, проповедь в день праздника произносится после молитвы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я совершал праздничные молитвы с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и все они совершали молитву до хутбы”. аль-Бухари 962, Муслим 884.
    Однако слушание этой проповеди в отличие от пятничной молитвы, не является обязательным. ‘Абдуллах ибн Саиб рассказывал: “Я присутствовал во время праздничной молитвы с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и после молитвы он сказал: «Поистине, мы сейчас будем читать проповедь (хутбу) и кто желает остаться, пусть садится, а кто желает уйти, пусть уходит»”. Абу Дауд 1155, ан-Насаи 1570, Ибн Хузайма 462. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хузайма.
    Имам ас-Сан’ани сказал: “Передается единогласное мнение (иджма’) в том, что хутба в молитве двух праздников не является обязательной”. См. “Субулю-Ссалям” 2/490.
    Имам аш-Шаукани сказал: “Я не знаю того, кто бы говорил, что эта хутба является обязательной!” См. “Найлюль-аутар” 3/377.
    Если же у человека нет неотложных дел, то лучше остаться на хутбе тоже.

    10) Некоторые положения, связанные с праздничной хутбой.
    Ибн аль-Къайим сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начинал каждую свою проповедь с восхваления Аллаха, и он него не передается ни одного достоверного хадиса, чтобы он начинал две праздничные проповеди с такбиров”. См. “Задуль-ма’ад” 1/447.
    Что касается хадиса, который приводит Ибн Маджах, в котором сообщается, что во время праздничной хутбы пророк (мир ему и благословение Аллаха) много произносил такбир, то он недостоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 647.
    Также нет никаких указаний на то, что праздничную хутбу следует разделять сидением на две, как это принято делать в пятничной хутбе. Абу Са‘ид аль-Худри: «В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления». аль-Бухари 956.
    Абу Са’ид о разделении хутбы ничего не упомянул, и если бы пророк (мир ему и благослове-ние Аллаха) разделил проповедь сидением, то он обязательно это сообщил бы. См. “Ахтау-ммусаллин” 410 и “Сахих фикъху-Ссунна” 1/607.
    Имам ас-Сан’ани, комментируя этот хадис, сказал: “В нем указание на то, что праздничная проповедь узаконена, и что эта проповедь подобна пятничным проповедям, в которых содержится повелении и увещевание. И в этом хадисе нет указания на то, что праздничная хутба состоит из двух частей, между которыми имам усаживается, как это делается в пятничной хутбе. Не установлено, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал подобное, а люди стали совершать подобное, проведя аналогию с пятничной молитвой”. См. “Субулюс-салям” 2/140.
    Что же касается хадиса, который приводит аль-Баззар, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал две хутбы в праздничной молитве, разделяя их сидением, то он не является достоверным, о чем говорили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусайри и др. См. “ат-Тальхыс аль-хабир” 2/86, “Кашфуль-астар” 1/315, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 12/635.
    Также есть сообщение от Ибн Мас’уда, который якобы сказал: “Сунной является произнесе-ние двух проповедей в день ‘Ида, разделяя их сидением”.
    Имам ан-Науауи сказал об этом сообщении: “Оно слабое! Нет ничего достоверного относительно праздничной хутбы, в этом было только аналогия с пятничной хутбой”. См. “Хулясатуль-ахкам” 2/838.

    11) Можно ли возместить праздничную молитву тем, кто ее упустил.
    Ученые разногласили относительно того, кто упустил праздничную молитву по какой-либо причине, является ли узаконенным или же желательным для него ее возмещать или нет? Большинство имамов считало, что эту молитву не обязательно возмещать, однако можно и желательно.
    Среди тех, кто считал, что возмещение этой молитвы нежелательно, так как на это нет никакого указания от пророка (мир ему и благословение Аллаха), был имам аль-Музани и др., а также шейхуль-Ислам Ибн Таймия.
    Однако большинство ученых опиралось на действия сподвижников и саляфов, которые возмещали пропущенную, праздничную молитву двух праздников (‘Идайн).
    ‘Убайдуллах ибн Аби Бакр ибн Анас рассказывал:
    “Когда Анас упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами”. аль-Бухари 1/241.
    И этот поступок был известен и распространен среди саляфов:
    Мухаммад ибн Сирин рассказывал: “Они (саляфы) считали желательным, если человек пропускал молитву двух праздников, отправиться в пустынное место и совершить эту молитву так, как ее совершает имам”. аль-Байхакъи 3/305.
    ‘Икрима говорил: “Жители деревни, (которые упустили молитву ‘Ид) собираются вместе и делают эту молитву так, как и имам”. аль-Байхакъи 3/305.
    Т.е. упустившие праздничную молитву делают ее также, как и имам: в два рака’ата, вслух, с дополнительными такбирами.
    Однако от Ибн Мас’уда передается, что он говорил: “Пусть тот, кто упустил праздничную молитву с имамом, совершит четыре рак’ата”. Ибн Аби Шайба 2/19. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и хафиз Ибн Хаждар.
    Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Передается, что Ахмад объединил мнение Ибн Мас’уда и Анаса и сказал, что если молитву ‘Ид совершают те, кто ее упустил джама’атом, то они делают два рак’ата, как имам, что сделал Анас. А если упустивший ‘Ид намаз молится один, то совершает четыре рак’ата, как сказал Ибн Мас’уд”. См. “Фатхуль-Бари” 9/78.
    Но, несмотря на достоверность иснада сообщения от Ибн Мас’уда, оно является прерванным, так как аш-Ша’би, передавший это сообщение от Ибн Мас’уда, не застал его, о чем говорили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким и др.
    По этой причине более правильным является то, что упущенную праздничную молитву следует совершать в два рака’ата, как ее изначально узаконил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и как ее возмещал Анас.
    Имам аш-Шафи’и говорил: “Мы говорим: Если кто-то будет возмещать молитву ‘Ид, то пусть делает ее так, как делает
    имам, произнося семь такбиров в первом рака’ате, и пять во втором, до чтения Корана”. См. “Ма’рифату-Ссунан уаль-асар” 5/103.
    Имам Ибн Къудама говорил: “Тот, кто желает возместить молитву ‘Ид, то он делает как пожелает – хочет делает ее один, хочет делает ее с джама’атом. Когда имама Ахмада спросили: «Где следует ему (упустившему ‘Ид) молиться?» Он ответил: «Где пожелает, хочет на месте проведения праздничной молитвы, или где пожелает»”. См. “аль-Мугъни” 2/290.
    Т.е. человек может совершить пропущенную праздничную молитву где пожелает.
    Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: “Кто упустил праздничную молитву и желает ее возместить, тот совершает ее так, как она совершается изначально, но без хутбы после нее. И это говорили имам Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, ан-Наха’и, и другие ученые. И основа в этом вопросе хадис: «Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали – молитесь, а что упустили – возместите» аль-Бухари и Муслим. А также то, что передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами. А если кто пришел на праздничную молитву, когда имам дает хутбу (после завершения молитвы ‘Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву ‘Ид)”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/306.
    Таким образом, тот, кто упустил молитву ‘Ид, может ее возместить, если желает, однако не обязан этим. И он может сделать ее в одиночку или с теми, кто также ее не совершил. И следует делать ее в два рака’ата, читая вслух и произнося дополнительные такбиры. И совершать упущенную молитву ‘Ид можно где пожелает молящийся.

    12) О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы.
    Джубайр ибн Нафир рассказывал: “Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день праздника, они говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от вас”. ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 2/517.
    تَقَبَّلَ اللهُ مِنَّا وَمِنْكُمْ “Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум”.
    Мухаммад ибн Зияд рассказывал: “Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от тебя”. аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты назвали иснад хорошим.
    Адхам рассказывал: “Мы говорили ‘Умару ибн ‘Абдуль-Азизу в дни двух праздников: «Такъаббаля-Ллаху минна уа минк, о повелитель правоверных!», а он отвечал тем же и не порицал этого”. аль-Байхакъи. См. в “аль-Хауи” 1/112, имама ас-Суюты.
    ‘Али ибн Сабит рассказывал: “Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день ‘Ида: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк», и он сказал: “Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого!” Имам Ибн Хиббан в “ас-Сикъат” 9/90.
    Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день ‘Ида говорил: “Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые”. См. “аль-Инсаф” 5/381.
    Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в уста-новленном варианте, а именно: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк». И это указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид.
    Что касается распространенного вида поздравления: “Куллю ‘ам уа антум би хайр”, “Ид мубарак” и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби’ун), и нет этому никакого основания в Исламе, Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” 52.

    13) Желательность дарить подарки на Ид
    Подарки детям или друг другу на 2 праздника Ислама являются узаконенными и той вещью на которой сложилась традиция мусульман.
    И это с нескольких сторон:
    1. То что сам по себе подарок — дозволенная и хорошая вещь, и это ещё более вырастает в дни праздников мусульман — дни когда желательно выявление радости и поздравления друг другу, и дарение подарков тоже входит сюда

    2. Передал имам Абдуль Малик Ибн Хабиб аль Андалуси (174 — 238 г.х.) иджма мусульман на считание хорошим «аль-ахтар» — подарков которые дети дарят своим учителям на праздники Ид, заворачивая их в сверточки, сказав о них:
    لم يزل مستحسنا فعله في أعياد المسلمين
    «Не переставало считаться хорошим делать такие подарки в праздники мусульман»
    Источник: «Аль Джами фи кутуб адаб аль муаллимин», Адиль аль Хамдан, стр. 353
    И если это о подарке детей учителю — то что же говорить о подарках самим детям?

    3.Пришло от Аиши, что она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки рабыни, певшие песню о том чем похвалялись друг перед другом ансары в день битвы Авс против Хазрадж, и они не были профессиональными певицами». И вошел Абу Бакр и резко спросил меня: «Свирель шайтана в доме у Пророка?!» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь у каждого народа есть свой праздник, а это наш праздник». аль-Бухари, Муслим
    Сказал имам Ибн Роджаб в шархе этого хадиса:
    الرخصة للجواري في يوم العيد في اللعب والغناء بغناء الأعراب. وإن سمع ذلك النساء والرجال
    «В этом хадисе довод на дозволенность для рабынь в день праздника играть и петь песни бедуинов, даже если это слышат и мужчины и женщины»
    Источник: «Фатх аль бари», 8/426
    И если это так, то если для детей в день праздника чтобы порадовать их было дозволено то, что обычно нежелательно и запретно, то что же говорить про то что желательно и обычно?
    Таким образом желательно дарить им подарки и радовать их, и нет проблем дарить подарки и не только детям.

    14). Желательно совершение полного омовения перед отправкой на молитву ‘Ид
    Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
    ذِكْرُ الِاغْتِسَالِ يَوْمَ الْعِيدِ رُوِّينَا عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ، أَنَّهُ كَانَ يَغْتَسِلُ فِي الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى، وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ يَغْتَسِلُ يَوْمَ الْفِطْرِ قَبْلَ أَنْ يَغْدُوَ يُسْتَحَبُّ ذَلِكَ، وَلَيْسَ بِوَاجِبٍ يَأْثَمُ مَنْ تَرَكَهُ
    «Раздел о совершении полного омовения (гусля) в день Ида
    Нам передали от Али Ибн Аби Толиба, что он делал гусль в день Ид аль Фитр и Ид аль Адха. И Ибн Умар совершал полное омовение перед выходом на праздничную молитву..
    И это — желательно, и не является обязательством которое кто оставит будет в грехе»
    Источник: «Аль-Авсат», 4/293
    И Ибн Абдуль Барр передал единогласное мнение факихов саляфов о желательности этого, см. «Аль-Истизкар», 2/378

    15) Сунна — нарядно одеваться и душиться, выходя на праздничную молитву
    Сказал имам Абу Бакр Ибн аль-Мунзир:
    قَالَ أَبُو بَكْرٍ: وَيُسْتَحَبُّ أَنْ يَلْبَسَ فِي الْعِيدَيْنِ مِنْ صَالِحِ ثِيَابِهِ كَمَا يَلْبَسُ فِي الْجُمُعَةِ، وَرُوِّينَا عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّهُ كَانَ يُصَلِّي الْفَجْرَ يَوْمَ الْعِيدَيْنِ عَلَيْهِ ثِيَابُ الْعِيدِ
    وَقَالَ مَالِكٌ: سَمِعْتُ أَهْلَ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ الزِّينَةَ وَالتَّطَيُّبِ فِي كُلِّ عِيدٍ، وَكَانَ الشَّافِعِيُّ يَسْتَحِبُّ ذَلِكَ
    «Желательным является чтобы человек одевал на молитвы двух праздников что-то из своих хороших одежд, подобно тому как одевает на джума-молитву.
    Нам передали от Ибн Умара, что он молился фаджр в день двух молитв, и на нём уже были одеты одежды для ‘Ида
    Сказал Малик: «Я слышал ученых, как они считали желательным нарядно одеваться и душиться для праздничной моитвы»
    И аш Шафии также считал это желательным»
    Источник: «Аль-Авсат», 4/304

    16) Сунна — выходить на молитву ‘Ид пешком
    Передал имам Ат Тирмизи с хорошим иснадом от Али Ибн Аби Толиба, что он сказал:
    مِنَ السُّنَّةِ أَنْ تَخْرُجَ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا . قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ. وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا الْحَدِيثِ عِنْدَ أَكْثَرِ أَهْلِ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ أَنْ يَخْرُجَ الرَّجُلُ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا وَأَنْ وَيُسْتَحَبُّ أَنْ لاَ يَرْكَبَ إِلاَّ مِنْ عُذْرٍ
    «Из Сунны — выходить на праздничную молитву пешком»
    Скажу я, Абу Иса (ат-Тирмизи): «Это хороший хадис, и по нему действуют большинство ученых, они считают желательным выходить на праздничный намаз пешком.. и желательно не садиться на средства передвижения, кроме как при оправдании»
    Источник: «Джами ат Тирмизи», 2/417

    17) Награда за выход на молитву Ид аль Адха равняется награде добровольного хаджжа
    Сказал имам Абдур-Раззак ас-Сан’ани в своем «Мусаннафе»:
    عَنِ ابْنِ التَّيْمِيِّ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ مِحْنَفِ بْنِ سُلَيْمٍ، وَكَانَتْ لَهُ صُحْبَةٌ قَالَ: «خُرُوجُ يَوْمِ الْفِطْرِ يَعْدِلُ عُمْرَةً، وَخُرُوجُ يَوْمِ الْأَضْحَى يَعْدِلُ حَجَّةً»
    «От Ибн ат Тейми, от его отца (Сулейман Ибн Тархан, один из больших табиинов), от Михнафа Ибн Сулейма, сподвижника Пророка, мир ему, что он сказал: «Выход на молитву Ид аль Фитр равняется (в награде) Умре, а выход на молитву Ид аль Адха равняется хаджжу»
    См. «аль-Мусаннаф», 5666, и все передатчики иснада достоверные.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: