RSS

7) ВСЕ­ЛЕН­СКИЙ ЗА­КОН

Ис­лам стро­ит свою ве­ро­ис­по­ве­даль­ную струк­ту­ру в со­вес­ти лю­дей и ре­аль­ной жиз­ни об­ще­ст­ва на ос­но­ве все­це­ло­го по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Он в рав­ной ме­ре от­ра­жа­ет по­кло­не­ние в сфе­ре убе­ж­де­ний, об­ря­дах по­кло­не­ния и за­ко­но­по­ло­же­ний, по­сколь­ку это все­це­лое по­кло­не­ние Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, в том ви­де, в ко­то­ром оно по­да­ет­ся, от­ра­жа­ет прак­ти­че­ский смысл сви­де­тель­ст­ва, что нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и что вос­при­ятие то­го, как на­до вер­шить это по­кло­не­ние от по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), не­сет в се­бе прак­ти­че­ский смысл, как и сви­де­тель­ст­во то­го, что Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

Ис­лам стро­ит та­ким об­ра­зом всю свою струк­ту­ру на этом ос­но­ва­нии, стре­мит­ся к то­му, что­бы сви­де­тель­ст­во то­го, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) бы­ло за­ко­ном ис­лам­ско­го об­ще­ст­ва, что­бы оно от­ра­жа­ло чер­ты это­го за­ко­на и оп­ре­де­ля­ло его осо­бен­но­сти. Ис­лам, уст­раи­вая свою струк­ту­ру та­ким уни­каль­ным об­ра­зом, ко­то­рый от­ли­ча­ет­ся от всех дру­гих из­вест­ных че­ло­ве­че­ст­ву сис­тем, об­ра­ща­ет­ся к наи­бо­лее объ­ем­лю­щей ос­но­ве сво­его ре­ше­ния от­но­си­тель­но все­го бы­тия, а не толь­ко бы­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, к за­ко­ну все­об­ще­го бы­тия, а не толь­ко к за­ко­ну че­ло­ве­че­ской жиз­ни.

В ос­но­ве ис­лам­ско­го ми­ро­воз­зре­ния ле­жит тот факт, что все это бы­тие — про­дукт тво­ре­ния Ал­ла­ха и что во­ля Ал­ла­ха воз­же­ла­ла, что­бы бы­ло то, что есть. Ал­лах, хва­ла Ему, соз­дал за­ко­ны, по ко­то­рым дви­жет­ся Все­лен­ная, за­ко­ны, по ко­то­рым осу­ще­ст­в­ля­ют дви­же­ние со­став­ные час­ти Все­лен­ной со­об­раз­но по­ряд­ку, ус­та­нов­лен­но­му для ее все­об­ще­го дви­же­ния.

“На­ше сло­во для че­го-ни­будь, ко­гда Мы его по­же­ла­ем, — что Мы ска­жем ему: “Будь!” — и оно бы­ва­ет” (Пче­лы, аят 42).

“…Он соз­дал вся­кую вещь и раз­ме­рил ее ме­рой” (Раз­ли­че­ние, аят 2).

За все­лен­ским бы­ти­ем сто­ит во­ля его уст­рой­ст­ва и пре­до­пре­де­ле­ние, ко­то­рое дви­га­ет его, и за­ко­но­мер­ность, ко­то­рая при­во­дит его в по­ря­док. Эта за­ко­но­мер­ность так рас­по­ла­га­ет субъ­ек­ты все­го это­го бы­тия, так ор­га­ни­зу­ет все их дви­же­ние, что они ни­ко­гда не стал­ки­ва­ют­ся, ни­ко­гда не ме­ша­ют друг дру­гу и ни­ко­гда не всту­па­ют друг с дру­гом в про­ти­во­ре­чие. Эти субъ­ек­ты ни­ко­гда не пре­ры­ва­ют сво­его со­раз­мер­но­го и не­пре­ры­ваю­ще­го­ся дви­же­ния, за ис­клю­че­ни­ем тех слу­ча­ев, ко­гда на то есть во­ля Ал­ла­ха. Кро­ме это­го, дан­ное бы­тие под­чи­не­но и по­кор­но во­ле, ко­то­рая уст­раи­ва­ет его, пре­до­пре­де­ле­нию, ко­то­рое при­во­дит его в дви­же­ние, за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рая при­во­дит его в по­ря­док. Это все про­ис­хо­дит та­ким об­ра­зом, что у не­го ни на од­но мгно­ве­ние не по­яв­ля­ет­ся мысль вос­стать про­тив этой во­ли, обо­со­бить­ся от это­го пре­до­пре­де­ле­ния, всту­пить в про­ти­во­ре­чие с этой за­ко­но­мер­но­стью. Бла­го­да­ря это­му бы­тие во всей сво­ей со­во­куп­но­сти не зна­ет пор­чи и рас­тле­ния, ис­клю­чая те слу­чаи, ко­гда это бы­ло угод­но Ал­ла­ху:

“По­ис­ти­не, Гос­подь ваш — Ал­лах, ко­то­рый соз­дал не­бе­са и зем­лю в шесть дней, а по­том ут­вер­дил­ся на тро­не. Он за­кры­ва­ет но­чью день, ко­то­рый не­пре­стан­но за ней дви­жет­ся… И солн­це, и лу­ну, и звез­ды, под­чи­нен­ные Его вла­сти. О да! Ему при­над­ле­жат и соз­да­ние и власть. Бла­го­сло­вен Ал­лах, Гос­подь ми­ров!” (Пре­гра­ды, аят 52).

*      *      *

Че­ло­век — суть по­ро­ж­де­ния это­го все­лен­ско­го бы­тия. За­ко­ны, ко­то­рые пра­вят при­ро­дой че­ло­ве­ка, не на­хо­дят­ся в изо­ля­ции от за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рая пра­вит бы­ти­ем во­об­ще. Че­ло­ве­ка соз­дал Ал­лах, ко­то­рый соз­дал во­об­ще всю Все­лен­ную, из гли­ны, соз­дав его ма­те­ри­аль­ную струк­ту­ру. Все, что Ал­лах да­ро­вал до­пол­ни­тель­но к ма­те­риа­лу гли­ны, — со­ста­ви­ло че­ло­ве­ка. Ал­лах вло­жил в че­ло­ве­ка все со­об­раз­но и со­раз­мер­но. С точ­ки зре­ния кон­сти­ту­ции сво­его те­ла, че­ло­век пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет то­му, что пре­ду­смат­ри­ва­ет ес­те­ст­вен­ная за­ко­но­мер­ность, уст­ро­ен­ная Ал­ла­хом, хо­те­лось бы это че­ло­ве­ку или нет. Су­ще­ст­во­ва­ние че­ло­ве­ка и его со­тво­ре­ние пред­вос­хи­ще­но из­на­чаль­но во­лей Ал­ла­ха, а от­нюдь не его соб­ст­вен­ной во­лей, и не во­лей его ро­ди­те­лей, ко­то­рые хо­тя и со­во­ку­пи­лись, но не мог­ли дать сво­ему пло­ду бы­тия. Че­ло­век ро­ж­ден со­глас­но за­ко­но­мер­но­сти, ни­спос­лан­ной Ал­ла­хом и пре­ду­смат­ри­ваю­щей сро­ки бе­ре­мен­но­сти и об­стоя­тель­ст­ва ро­ж­де­ния. Че­ло­век ды­шит воз­ду­хом, ко­то­рый соз­дал Ал­лах, в со­от­вет­ст­вую­щих про­пор­ци­ях га­зов. Че­ло­век ды­шит воз­ду­хом в той ме­ре и так, как это пре­ду­смот­рел Ал­лах. Че­ло­век чув­ст­ву­ет, стра­да­ет, го­ло­да­ет, жа­ж­дет, ест, пьет, пе­ре­ва­ри­ва­ет пи­щу и на­пит­ки, од­ним сло­вом, жи­вет со­глас­но за­ко­но­мер­но­стям, ни­спос­лан­ным от Ал­ла­ха, вне за­ви­си­мо­сти от его соб­ст­вен­ной во­ли и от его вы­бо­ра, как и все в этом все­лен­ском бы­тии в пол­ной по­кор­но­сти во­ле Ал­ла­ха, Его пре­до­пре­де­ле­нию в Его за­ко­но­мер­но­сти.

Во­ис­ти­ну, Ал­лах соз­дал это все­лен­ское бы­тие и со­тво­рил че­ло­ве­ка. Это Он под­чи­нил че­ло­ве­ка Сво­им за­ко­нам, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми Он со­тво­рил все­лен­ское бы­тие. Это — Он, хва­ла Ему, соз­дал для че­ло­ве­ка ша­ри­ат, с тем что­бы че­ло­век со­от­вет­ст­вую­щим об­ра­зом, гар­мо­нич­но, стро­ил свою по­все­днев­ную жизнь в со­от­вет­ст­вии с его ес­те­ст­вен­ной жиз­нью. В этом смыс­ле ша­ри­ат яв­ля­ет­ся все­го лишь со­став­ной ча­стью все­об­ще­го бо­же­ст­вен­но­го за­ко­на, ко­то­рый пра­вит при­ро­дой че­ло­ве­ка, вро­ж­ден­ны­ми свой­ст­ва­ми ок­ру­жаю­ще­го его все­об­ще­го бы­тия, ор­га­ни­зу­ет и ко­ор­ди­ни­ру­ет все это в це­лом.

Нет ни од­но­го Божь­е­го сло­ва, ни од­но­го на­ка­за или за­пре­та, ни од­но­го обе­ща­ния или уг­ро­зы, ни од­но­го за­ко­но­по­ло­же­ния или на­став­ле­ния, что­бы оно не бы­ло со­став­ляю­щей ча­стью все­об­щей за­ко­но­мер­но­сти, что­бы оно по су­ти сво­ей не со­от­вет­ст­во­ва­ло бы за­ко­нам, ко­то­рые мы на­зы­ва­ем ес­те­ст­вен­ны­ми за­ко­на­ми, то есть все­лен­ски­ми бо­же­ст­вен­ны­ми за­ко­на­ми, дей­ст­вие ко­то­рых свер­ша­ет­ся на на­ших гла­зах еже­се­кунд­но, по­то­му что в при­ро­де их ле­жит из­веч­ная ис­ти­на, ко­то­рая вло­же­на в них Ал­ла­хом и ко­то­рая реа­ли­зу­ет­ся по во­ле Ал­ла­ха.

Соз­дан­ный Ал­ла­хом для ор­га­ни­за­ции жиз­ни че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва ша­ри­ат в ко­неч­ном сче­те яв­ля­ет­ся ша­риа­том все­лен­ским в том смыс­ле, что этот ша­ри­ат свя­зан с за­ко­но­мер­но­стью все­об­ще­го кос­мо­са и со­гла­су­ет­ся с ней. И да­лее, сле­до­ва­ние этой за­ко­но­мер­но­сти обу­слов­ле­но не­об­хо­ди­мо­стью дос­ти­же­ния гар­мо­нии ме­ж­ду жиз­нью че­ло­ве­ка и дви­же­ни­ем Все­лен­ной, в ко­то­рой он жи­вет.

Мож­но ска­зать боль­ше, это обу­слов­ле­но не­об­хо­ди­мо­стью дос­ти­же­ния гар­мо­нии и со­от­вет­ст­вия ме­ж­ду за­ко­на­ми, ко­то­рые пра­вят скры­той вро­ж­ден­ной при­ро­дой че­ло­ве­ка и за­ко­на­ми, ко­то­рые пра­вят ви­ди­мой сто­ро­ной его жиз­ни, не­об­хо­ди­мо­стью еди­не­ния скры­тых ас­пек­тов лич­но­сти с от­кры­ты­ми ас­пек­та­ми лич­но­сти че­ло­ве­ка.

Че­ло­ве­ку не да­но по­стичь все все­лен­ские за­ко­ны и ас­пек­ты все­об­щей за­ко­но­мер­но­сти. Ему не да­но да­же по­нять, что управ­ля­ет его соб­ст­вен­ной при­ро­дой и что дов­ле­ет над ним, хо­тел бы он это или не хо­тел. Ему, чле­ну че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, не да­но пра­во фор­му­ли­ро­вать сис­те­му жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой дос­ти­га­ет­ся аб­со­лют­ная гар­мо­ния ме­ж­ду жиз­нью лю­дей и дви­же­ни­ем Все­лен­ной, ни да­же гар­мо­нии ме­ж­ду скры­той его при­ро­дой и ви­ди­мой ча­стью его жиз­ни. Все это на­хо­дит­ся в ру­ках Соз­да­те­ля Все­лен­ной, Твор­ца че­ло­ве­че­ст­ва, Уст­рои­те­ля его дел, со­глас­но еди­ной за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рую Он из­брал и ко­то­рой Он до­во­лен.

Жиз­не­дея­тель­ность в со­от­вет­ст­вии с ша­риа­том Ал­ла­ха ста­но­вит­ся дол­гом на пу­ти к дос­ти­же­нию этой гар­мо­нии, не го­во­ря уже о жиз­ни и дея­тель­но­сти во имя ис­по­ве­да­ния му­суль­ман­ской ве­ры. Ис­лам в жиз­ни ин­ди­ви­дуу­ма или жиз­ни кол­лек­ти­ва име­ет ме­сто лишь в том слу­чае, ко­гда ис­крен­не и че­ст­но ис­по­ве­ду­ет­ся по­кло­не­ние Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, ко­гда вос­при­ятие об­раза та­ко­го по­кло­не­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся от по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) и ни­ко­го ино­го, во ис­пол­не­ние со­дер­жа­ния крае­уголь­но­го кам­ня Ис­ла­ма: сви­де­тель­ст­ва то­го, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

В реа­ли­за­ции аб­со­лют­ной гар­мо­нии ме­ж­ду жиз­нью лю­дей и все­лен­ской за­ко­но­мер­но­стью кро­ет­ся все­об­щее бла­го че­ло­ве­че­ст­ва. В этом так­же кро­ет­ся из­бав­ле­ние жиз­ни че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва от рас­тле­ния. И толь­ко в этом слу­чае лю­ди мо­гут жить в ми­ре с са­ми­ми с со­бой. Что же ка­са­ет­ся ми­ра в от­но­ше­ни­ях со Все­лен­ной, то он все­це­ло за­ви­сит от со­от­вет­ст­вия жиз­не­дея­тель­но­сти лю­дей дви­же­нию кос­мо­са, от со­от­вет­ст­вия их уст­рем­ле­ний его на­прав­лен­но­сти. Ес­ли го­во­рить о ми­ре, ца­ря­щем внут­ри са­мих лю­дей, то он дос­ти­га­ет­ся пу­тем со­от­вет­ст­вия их жиз­ни и дея­тель­но­сти с под­лин­ны­ми мо­ти­ва­ми их при­ро­ды, с ус­ло­ви­ем, что че­ло­век не бу­дет всту­пать в про­ти­во­ре­чия со свои­ми вро­ж­ден­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, по­то­му что ша­ри­ат Ал­ла­ха лег­ко и спо­кой­но ко­ор­ди­ни­ру­ет ви­ди­мое дви­же­ние и скры­тые, вро­ж­ден­ные ка­че­ст­ва че­ло­ве­ка. Из этой гар­мо­нии про­ис­те­ка­ет дру­гая гар­мо­ния че­рез за­ви­си­мость лю­дей от их все­объ­ем­лю­щей дея­тель­но­сти, по­то­му что все они в та­ком слу­чае жи­вут и дей­ст­ву­ют в со­от­вет­ст­вии с еди­ным за­ко­ном, ко­то­рый, в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся од­ним из ас­пек­тов все­об­щей все­лен­ской за­ко­но­мер­но­сти.

Бла­гость че­ло­ве­че­ст­ва дос­ти­га­ет­ся так­же пу­тем его не­на­силь­но­го сле­до­ва­ния и при­об­ще­ния к тай­нам это­го бы­тия, скры­тым в нем по­тен­ци­ям, хра­ня­щим­ся в его не­драх со­кро­ви­щам и пу­ти к дос­ти­же­нию все­об­ще­го че­ло­ве­че­ско­го бла­га, на пу­ти без про­ти­во­ре­чий и столк­но­ве­ний.

Про­тив ша­риа­та Ал­ла­ха сто­ят че­ло­ве­че­ские стра­сти:

“А ес­ли бы ис­ти­на по­сле­до­ва­ла бы за их стра­стя­ми, то­гда при­шли бы в рас­строй­ство не­бе­са и зем­ля, и те, кто в них…” (Ве­рую­щие, аят 73).

К то­му же не сле­ду­ет за­бы­вать, что ис­лам­ское ми­ро­воз­зре­ние со­еди­ня­ет во­еди­но ис­ти­ну, на ко­то­рой зи­ж­дет­ся му­суль­ман­ская ре­ли­гия, и ис­ти­ну, на ко­то­рой уст­рое­ны не­бе­са и зем­ная твердь. Это под­хо­дит и для зем­ной жиз­ни и для жиз­ни по­тус­то­рон­ней. В со­от­вет­ст­вии с этим Ал­лах взы­ски­ва­ет и на­ка­зы­ва­ет тех, кто на­ру­ша­ет этот за­кон, ко­то­рый един и од­но­зна­чен, а имен­но — все­об­щая все­лен­ская за­ко­но­мер­ность, ко­то­рая угод­на Ал­ла­ху для это­го бы­тия во всех слу­ча­ях, ко­то­рой под­чи­ня­ет­ся и ко­то­рой ру­ко­во­дству­ет­ся все су­щее в этом бы­тии из ми­ра жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды.

“Мы ни­спос­ла­ли вам Пи­са­ние, в ко­то­ром — на­по­ми­на­ние вам, — не­у­же­ли вы не ура­зу­мее­те?

Сколь­ко со­кру­ши­ли Мы се­ле­ний, ко­то­рые бы­ли не­пра­вед­ны, и воз­двиг­ли по­сле них дру­гие на­ро­ды!

А ко­гда они по­чув­ст­во­ва­ли На­шу мощь, то вот — от нее убе­га­ют.

Не убе­гай­те и вер­ни­тесь к то­му, что вам бы­ло да­но в изо­би­лии, к ва­шим жи­ли­щам, — мо­жет быть, вас спро­сят!

Они ска­за­ли: “О, го­ре нам, мы, во­ис­ти­ну, бы­ли не­пра­вед­ны!”

И не пре­кра­щал­ся этот их воз­глас, по­ка не об­ра­ти­ли Мы их в сжа­тую ни­ву, не­движ­ны­ми.

 Мы не соз­да­ли не­бо и зем­лю и то, что ме­ж­ду ни­ми, за­бав­ля­ясь.

Ес­ли бы Мы же­ла­ли най­ти за­ба­ву, Мы сде­ла­ли бы ее от Се­бя, ес­ли бы Мы ста­ли де­лать.

Да, Мы по­ра­жа­ем ис­ти­ной ложь, и она ее раз­дроб­ля­ет, и вот — та ис­че­за­ет, и вам — го­ре от то­го, что вы при­пи­сы­вае­те.

Ведь Ему при­над­ле­жат те, кто в не­бе­сах и на зем­ле, и кто у Не­го — те не пре­воз­но­сят­ся, пре­неб­ре­гая слу­же­ни­ем Ему, и не ус­та­ют.

Они вос­хва­ля­ют но­чью и днем не­ус­тан­но, не ос­ла­бе­вая” (Про­ро­ки, ая­ты 10-20).

Че­ло­ве­че­ская при­ро­да по­сти­га­ет эту ис­ти­ну до ее глу­бин. Ха­рак­тер ста­нов­ле­ния че­ло­ве­ка и при­ро­да ок­ру­жаю­ще­го его бы­тия ис­кон­но вну­ша­ют ему, что это бы­тие зи­ж­дет­ся на дан­ной ис­ти­не, а дан­ная ис­ти­на для не­го ис­кон­на, она не­зыб­ле­мо зи­ж­дет­ся на этой за­ко­но­мер­но­сти. Она — не­воз­му­ти­ма. Она — од­но­знач­на. Цикл ее не ме­ня­ет­ся. Она не про­ти­во­ре­чит са­мой се­бе. Она не­под­вла­ст­на пре­хо­дя­ще­му слу­чаю и для нее ис­клю­че­на бег­лая ошиб­ка. Над ней — без­вла­ст­ная ме­няю­щая­ся страсть и не­удер­жи­мое же­ла­ние. Она пре­бы­ва­ет в кон­крет­ной, не­зыб­ле­мой, точ­но взве­шен­ной и про­ду­ман­ной сис­те­ме. И толь­ко уже по­том воз­ни­ка­ет раз­но­гла­сие ме­ж­ду че­ло­ве­ком и его вро­ж­ден­ным ка­че­ст­вом, ко­гда под воз­дей­ст­ви­ем его стра­стей он от­сту­па­ет от ис­ти­ны, крою­щей­ся в глу­би­нах его при­ро­ды. Это про­ис­хо­дит вся­кий раз, ко­гда че­ло­век стро­ит за­кон сво­ей жиз­ни, ру­ко­во­дству­ясь свои­ми стра­стя­ми, иг­но­ри­руя ша­ри­ат Ал­ла­ха, ко­гда он не со­гла­су­ет свою жизнь и дея­тель­ность с во­лей Ал­ла­ха, по­доб­но то­му, как все все­лен­ское бы­тие под­чи­не­но во­ле сво­его Гос­по­да.

Та­кое про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду лич­но­стя­ми, кол­лек­ти­ва­ми, на­ция­ми и по­ко­ле­ния­ми, ме­ж­ду че­ло­ве­че­ст­вом и ок­ру­жаю­щей его Все­лен­ной слу­ча­ет­ся вся­кий раз, ко­гда его по­тен­ции, его скры­тые ре­сур­сы ста­но­вят­ся сред­ст­ва­ми раз­ру­ше­ния и мо­ти­ва­ми об­ни­ща­ния вме­сто то­го, что­бы быть сред­ст­ва­ми воз­ро­ж­де­ния и со­зи­да­ния, мо­ти­ва­ми сча­ст­ли­вой жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва.

Та­ким об­ра­зом, яв­ная цель су­ще­ст­во­ва­ния ша­риа­та Ал­ла­ха на зем­ле сво­дит­ся не толь­ко к тще­нию во имя по­тус­то­рон­ней жиз­ни. Этот мир и мир по­тус­то­рон­ний вме­сте со­став­ля­ют два взаи­мо­до­пол­няю­щие друг дру­га эта­па, а ша­ри­ат Ал­ла­ха со­гла­су­ет эти два эта­па в жиз­ни че­ло­ве­ка, со­об­ра­зуя всю его жизнь со все­об­щей бо­же­ст­вен­ной за­ко­но­мер­но­стью.

Со­об­ра­зие и со­гла­сие че­ло­ве­че­ской жиз­ни с этой за­ко­но­мер­но­стью не от­кла­ды­ва­ет сча­стье лю­дей на по­тус­то­рон­нюю жизнь. На­про­тив, они де­ла­ют ее ре­аль­но­стью, свер­шив­шей­ся на пер­вом эта­пе. Эта жизнь ста­но­вит­ся пол­ной и дос­ти­га­ет сво­его со­вер­шен­ст­ва уже по­том в по­тус­то­рон­нем ми­ре.

*      *      *

В этом, соб­ст­вен­но, и за­клю­ча­ет­ся прин­ци­пи­аль­ное от­но­ше­ние ис­лам­ско­го ми­ро­воз­зре­ния к бы­тию во­об­ще и к бы­тию че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва на фо­не та­ко­го по­ни­ма­ния. Та­кое пред­став­ле­ние, ес­те­ст­вен­но, по сво­ему ха­рак­те­ру от­ли­ча­ет­ся су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом от вся­ко­го дру­го­го пред­став­ле­ния, из­вест­но­го че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции. К то­му же, на этой ос­но­ве зи­ж­дет­ся вся­кое иное ми­ро­воз­зре­ние, не­за­ви­си­мо от сис­те­мы и тео­ре­ти­че­ско­го ми­ро­вос­прия­тия.

Сле­до­ва­ние по­ло­же­ни­ям ша­риа­та Ал­ла­ха, в рам­ках та­ко­го пред­став­ле­ния, не­из­беж­но пред­по­ла­га­ет не­пре­лож­ную связь и за­ви­си­мость ме­ж­ду жиз­нью че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва и жиз­нью Все­лен­ной и ме­ж­ду той за­ко­но­мер­но­стью, ко­то­рая пра­вит вро­ж­ден­ны­ми ка­че­ст­ва­ми лю­дей и жиз­нью Все­лен­ной. И толь­ко по­том вста­ет во­прос о не­об­хо­ди­мо­сти со­от­вет­ст­вия этой все­об­щей за­ко­но­мер­но­сти и ша­риа­та, ко­то­рый ор­га­ни­зу­ет и рег­ла­мен­ти­ру­ет жизнь че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. В со­от­вет­ст­вии с ша­риа­том со­вер­ша­ют­ся об­ря­ды по­кло­не­ния че­ло­ве­че­ст­ва Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Но че­ло­век не при­пи­сы­ва­ет по­кло­не­ние этой Все­лен­ной еди­но­му Ал­ла­ху.

О не­об­хо­ди­мо­сти та­ко­го со­от­вет­ст­вия и со­гла­со­ва­ния сви­де­тель­ст­ву­ет диа­лог, ко­то­рый про­изо­шел ме­ж­ду Иб­ра­хи­мом, да бу­дет мир над ним, — от­цом му­суль­ман­ской Ум­мы, и Нам­ру­дом, вы­со­ко­мер­но пре­тен­дую­щим на пра­во гос­под­ства над все­ми ра­ба­ми зем­ли, ко­то­рый вме­сте с тем не смог пре­тен­до­вать на пра­во вла­сти над звез­да­ми и пла­не­та­ми кос­мо­са. Нам­руд спа­со­вал пе­ред Иб­ра­хи­мом, да бу­дет над ним мир, ко­то­рый ска­зал: “Кто все­вла­стен во Все­лен­ной, толь­ко тот дол­жен иметь власть над жиз­нью че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва”. Ком­мен­ти­руя эти сло­ва, луч­ше и не ска­жешь, чем ска­за­но в Ко­ра­не:

“Раз­ве ты не ви­дел то­го, кто пре­пи­рал­ся с Иб­ра­хи­мом о Гос­по­де его, за то, что Ал­лах дал ему власть? Вот ска­зал Иб­ра­хим: “Гос­подь мой — тот, ко­то­рый ожив­ля­ет и умер­щв­ля­ет”. Ска­зал Он: “Я ожив­ляю и умер­щв­ляю”. Ска­зал Иб­ра­хим: “Вот Ал­лах вы­во­дит солн­це с вос­то­ка, вы­ве­ди же его с за­па­да”. И сму­щен был тот, ко­то­рый не ве­рил: Ал­лах ведь не ве­дет пря­мо лю­дей не­пра­вед­ных! (Ко­ро­ва, аят 260).

Прав был Ал­лах Все­выш­ний, ко­гда ска­зал:

“Не­у­же­ли же они стре­мят­ся к ре­ли­гии дру­гой, чем ре­ли­гия Ал­ла­ха, ко­гда Ему пре­да­лись те, кто в не­бе­сах и на зем­ле, доб­ро­воль­но и не­воль­но, и к Не­му они бу­дут воз­вра­ще­ны!” (Се­мей­ст­во Им­ра­на, аят 77).

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: