RSS

6) ПРИ­ЗЫВ “НЕТ БО­ЖЕ­СТ­ВА, КРО­МЕ АЛ­ЛА­ХА” — ЗА­КОН ЖИЗ­НИ.

По­кло­не­ние Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, пред­став­ля­ет со­бой со­став­ную часть крае­уголь­но­го кам­ня ис­лам­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, по­лу­чив­шем свое во­пло­ще­ние в сви­де­тель­ст­ве: “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха”. Вос­при­ятие то­го, как осу­ще­ст­в­лять это по­кло­не­ние от по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) пред­став­ля­ет со­бой вто­рую со­став­ную часть, во­пло­тив­шую­ся в сви­де­тель­ст­ве, что Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

Это пра­ви­ло с его  дву­мя час­тя­ми ус­ваи­ва­ет­ся серд­цем пра­во­вер­но­го му­суль­ма­ни­на. Все, что  сле­ду­ет за эти­ми дву­мя час­тя­ми из со­став­ляю­щих ве­ры и ос­но­вы Ис­ла­ма, есть не что иное, как  обу­слов­лен­ное этим пра­ви­лом про­из­вод­ное. Ве­ра же в ан­ге­лов Ал­ла­ха, в Его  Пи­са­ния,  в Его по­слан­ни­ков, по­след­ний день и  пре­до­пре­де­ле­ние с его доб­ром  и злом, а так­же мо­лит­ва, за­кят, пост  и хадж,  вся­кие за­пре­ты и осу­ж­де­ния, доз­во­лен­ность, свя­тость, юри­ди­че­ские дей­ст­вия, за­ко­но­да­тель­ные ак­ты и ис­лам­ские на­став­ле­ния — в ос­но­ве все­го это­го ле­жит пра­ви­ло — по­кло­не­ние Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Ис­точ­ни­ком все­го это­го яв­ля­ет­ся  то, что со­об­щил нам от  сво­его Гос­по­да по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

Му­суль­ман­ское об­ще­ст­во — это та­кое об­ще­ст­во, в ко­то­ром на­шло свое во­пло­ще­ние это пра­ви­ло со все­ми его при­над­леж­но­стя­ми. Об­ще­ст­во, в ко­то­ром это пра­ви­ло со все­ми его при­над­леж­но­стя­ми не во­пло­ти­лось, нель­зя на­звать му­суль­ман­ским. Да­лее сле­ду­ет от­ме­тить, что сви­де­тель­ст­во “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Его” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) пред­став­ля­ет со­бой пра­ви­ло для все­об­ще­го за­ко­на, на ос­но­ве ко­то­ро­го стро­ит­ся вся жизнь му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва с его под­роб­но­стя­ми. До то­го, по­ка поя­вит­ся та­кое пра­ви­ло, не мо­жет быть и ре­чи о жиз­ни му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва. Ис­лам­ской жиз­нью нель­зя так­же на­звать жизнь, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит ка­кое-ни­будь дру­гое пра­ви­ло, кро­ме это­го, или же оно ос­но­вы­ва­ет­ся на дру­гом пра­ви­ле вме­сте с этим, или же в его ос­но­ве ле­жат сра­зу не­сколь­ко пра­вил, чу­ж­дых для это­го:

“…Ре­ше­ние при­над­ле­жит толь­ко Ал­ла­ху. Он по­ве­лел, что­бы вы по­кло­ня­лись толь­ко Ему. Это — пра­вая ве­ра…” (Йу­суф, аят 40).

“Кто по­ви­ну­ет­ся по­слан­ни­ку, тот по­ви­ну­ет­ся Ал­ла­ху…” (Жен­щи­ны, аят 82).

  *      *      *

Та­кая крат­кая, без­ус­лов­ная и ре­шаю­щая кон­ста­та­ция по­лез­на для нас при оп­ре­де­ле­нии ре­шаю­ще­го сло­ва по ос­нов­ным во­про­сам, ка­саю­щим­ся ис­ти­ны этой ре­ли­гии и ее ре­аль­но­го дви­же­ния. Эта кон­ста­та­ция так­же по­лез­на нам:

— во-пер­вых, ко­гда мы оп­ре­де­ля­ем при­ро­ду му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва;

— во-вто­рых, ко­гда мы оп­ре­де­ля­ем за­кон воз­ник­но­ве­ния му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва;

— в-треть­их, ко­гда мы оп­ре­де­ля­ем про­грам­му Ис­ла­ма для про­ти­во­дей­ст­вия джа­хи­ли­ст­ским об­ще­ст­вам;

— в-чет­вер­тых, ко­гда мы оп­ре­де­ля­ем про­грам­му Ис­ла­ма для слу­ча­ев, ко­гда он стал­ки­ва­ет­ся с ре­аль­но­стью жиз­ни че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва.

Та­ко­вы ос­нов­ные про­бле­мы, ха­рак­те­ри­зую­щие­ся че­рез­вы­чай­ной серь­ез­но­стью для про­грам­мы му­суль­ман­ско­го дви­же­ния в про­шлом и в на­стоя­щее вре­мя.

*      *      *

Пер­вей­шая от­ли­чи­тель­ная чер­та при­ро­ды му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва за­клю­ча­ет­ся в том, что это об­ще­ст­во по всем сво­им ас­пек­там ос­но­вы­ва­ет­ся на ба­зе по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Это по­кло­не­ние во­пло­ще­но и адап­ти­ро­ва­но в сви­де­тель­ст­ве “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

Это по­кло­не­ние оли­це­тво­ре­но в ве­ро­ис­по­ве­даль­ном пред­став­ле­нии, а так­же в об­ря­дах по­кло­не­ния. В рав­ной ме­ре оно во­пло­ще­но и в юри­ди­че­ских за­ко­но­по­ло­же­ни­ях.

Кто не ве­рит в един­ст­вен­ность Ал­ла­ха, хва­ла Ему, тот не яв­ля­ет­ся ра­бом еди­но­го Ал­ла­ха, хва­ла Ему:

“Ал­лах  ска­зал:  не  при­ни­май­те  двух  бо­жеств,  ис­тин­но есть толь­ко  од­но бо­же­ст­во; по­то­му Ме­ня  толь­ко чти­те. В Его  вла­сти все,  что на не­бе­сах и  на  зем­ле, Ему по­до­ба­ет по­сто­ян­ное слу­же­ние; по­то­му, сле­ду­ет ли вам бла­го­го­веть пред кем-ли­бо дру­гим, кро­ме Ал­ла­ха” (Пче­лы, ая­ты 53-54).

Тот, кто от­прав­ля­ет свои ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды ко­му-ли­бо дру­го­му, по­ми­мо Ал­ла­ха, с ним или без не­го, тот не яв­ля­ет­ся ра­бом еди­но­го Ал­ла­ха:

“Ска­жи: “По­ис­ти­не, мо­лит­ва моя и жерт­во­при­но­ше­ние мое, жизнь моя и смерть — у Ал­ла­ха, Гос­по­да ми­ров, у ко­то­ро­го нет со­то­ва­ри­ща. Это мне по­ве­ле­но, и я — пер­вый из по­кор­ных” (Скот, аят 163).

Нет ни од­но­го ра­ба, по­кло­няю­ще­го­ся Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, ко­то­рый вос­при­ни­мал бы юри­ди­че­ские за­ко­но­по­ло­же­ния от ко­го-ли­бо дру­го­го, кро­ме Ал­ла­ха, и та­ким об­ра­зом, как из­вес­тил об этом Ал­лах, а имен­но, че­рез по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

“Или у них есть со­то­ва­ри­щи, ко­то­рые уза­ко­ни­ли им в ре­ли­гии то, что не доз­во­лял Ал­лах?” (Со­вет, аят 20).

“…И что да­ро­вал вам по­слан­ник, то бе­ри­те, что он вам за­пре­тил, от то­го удер­жи­тесь…” (Со­б­ра­ние, аят 7).

Та­ко­во му­суль­ман­ское об­ще­ст­во. Оно пред­став­ля­ет со­бой та­кую общ­ность, в ве­ро­ва­ни­ях и пред­став­ле­ни­ях чле­нов ко­то­рой во­пло­щен прин­цип по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему од­но­му. Этот прин­цип во­пло­щен так­же в их об­ря­дах и ри­туа­лах по­кло­не­ния, в их об­ще­ст­вен­ной сис­те­ме и в их за­ко­но­да­тель­ст­ве. От­сут­ст­вие од­но­го из этих ас­пек­тов оз­на­ча­ет, что нет и Ис­ла­ма как та­ко­во­го, по­сколь­ку от­сут­ст­ву­ет его крае­уголь­ный ка­мень — сви­де­тель­ст­во: “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

Мы уже го­во­ри­ли вы­ше, что по­кло­не­ние Ал­ла­ху оли­це­тво­ря­ет­ся в ве­ро­ис­по­ве­даль­ном пред­став­ле­нии. Здесь бы­ло бы уме­ст­но ска­зать, что же та­кое ис­лам­ское ве­ро­ис­по­ве­даль­ное пред­став­ле­ние. Это — пред­став­ле­ние, ко­то­рое воз­ни­ка­ет в че­ло­ве­че­ском соз­на­нии че­рез вос­при­ятие ис­тин ве­ро­уче­ния из его не­бес­но­го ис­точ­ни­ка. Это пре­став­ле­ние слу­жит как бы ин­ст­ру­мен­том, с по­мо­щью ко­то­ро­го че­ло­век в сво­ем соз­на­нии при­об­ща­ет­ся к ис­ти­не сво­его Гос­по­да, к ис­ти­не Все­лен­ной, в ко­то­рой он жи­вет, к скры­той или яв­ной ис­ти­не жиз­ни, ко­то­рую он ве­дет скры­то или яв­но, и к ис­ти­не сво­ей ду­ши или ис­ти­не са­мо­го че­ло­ве­ка. На ос­но­ва­нии это­го пред­став­ле­ния он стро­ит свое взаи­мо­дей­ст­вие со все­ми эти­ми ис­ти­на­ми, свое взаи­мо­дей­ст­вие с Гос­по­дом, при­чем так, что в нем на­хо­дит свое во­пло­ще­ние его по­кло­не­ние Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Ру­ко­во­дству­ясь эти­ми пред­став­ле­ния­ми, че­ло­век всту­па­ет во взаи­мо­дей­ст­вие со Все­лен­ной и ее за­ко­но­мер­но­стя­ми, с жи­вой при­ро­дой и ее ми­ра­ми, с ин­ди­ви­дуу­ма­ми и их объ­е­ди­не­ния­ми. Свои ос­но­во­по­ло­гаю­щие прин­ци­пы для та­ко­го взаи­мо­дей­ст­вия че­ло­век чер­па­ет из ре­ли­гии Ал­ла­ха в том ви­де, в ка­ком из­вес­тил о них по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), с тем что­бы реа­ли­зо­вать прин­цип по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, в про­цес­се его взаи­мо­дей­ст­вия, ко­то­рое в та­ком ви­де про­ни­зы­ва­ет всю его жизнь..

*      *      *

Ес­ли мы ус­та­но­ви­ли, что пе­ред на­ми му­суль­ман­ское об­ще­ст­во, то воз­ни­ка­ет во­прос — как за­ро­ж­да­ет­ся это об­ще­ст­во и по ка­ким за­ко­нам оно воз­ни­ка­ет?

Му­суль­ман­ское об­ще­ст­во не име­ет мес­та, по­ка не поя­вит­ся груп­па лю­дей, ко­то­рые ре­ши­ли все­це­ло от­дать се­бя по­кло­не­нию Ал­ла­ху, и толь­ко Ему; ко­то­рые не ве­ру­ют в по­кло­не­ние ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, ко­то­рые не ве­ру­ют в по­кло­не­ние ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, с точ­ки зре­ния ве­ро­ис­по­ве­да­ния и ми­ро­воз­зре­ния, ко­то­рые не ве­ру­ют в по­кло­не­ние ино­му, кро­ме Ал­ла­ха, с точ­ки зре­ния ис­пол­няе­мых ими ри­туа­лов по­кло­не­ния и об­ря­дов; ко­то­рые не ве­ру­ют в по­кло­не­ние ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, в смыс­ле сис­те­мы и за­ко­но­по­ло­же­ния. В даль­ней­шем эта груп­па лю­дей прак­ти­че­ски при­сту­па­ет к ор­га­ни­за­ции всей сво­ей жиз­ни на ос­но­ве прин­ци­па ис­тин­но­го по­кло­не­ния, очи­ща­ет со­весть сво­их чле­нов от ве­ры в бо­же­ст­вен­ность ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха (с ним или без не­го), очи­ща­ет се­бя от вос­при­ятия за­ко­но­по­ло­же­ний со сто­ро­ны ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха (с ним или без не­го).

В этом слу­чае, и толь­ко в этом слу­чае, эта груп­па лю­дей счи­та­ет­ся му­суль­ман­ской, и об­ще­ст­во, ко­то­рое они соз­да­ли — му­суль­ман­ским. До тех пор, по­ка не­ко­то­рые лю­ди из чле­нов об­ще­ст­ва не при­мут ре­ше­ния об ис­крен­нем по­кло­не­нии Ал­ла­ху, при­чем та­ким об­ра­зом, о ко­то­ром мы упо­ми­на­ли вы­ше, их нель­зя счи­тать му­суль­ма­на­ми. До тех пор, по­ка они не ор­га­ни­зу­ют всю свою жизнь на этой ос­но­ве, их об­ще­ст­во нель­зя счи­тать му­суль­ман­ским. Ведь пер­вей­шей ба­зой, на ко­то­рую опи­ра­ет­ся Ис­лам и на ко­то­рой зи­ж­дет­ся му­суль­ман­ское об­ще­ст­во, яв­ля­ет­ся сви­де­тель­ст­во то­го, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Без это­го сви­де­тель­ст­ва не мо­жет быть и ре­чи ни об Ис­ла­ме, ни об ис­лам­ском об­ще­ст­ве.

Та­ким об­ра­зом, пре­ж­де чем ду­мать о соз­да­нии об­ще­ст­вен­ной ис­лам­ской сис­те­мы, о соз­да­нии му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва на ос­но­ве этой сис­те­мы, не­об­хо­ди­мо, что­бы в пер­вую оче­редь бы­ло уде­ле­но вни­ма­ние ос­во­бо­ж­де­нию со­вес­ти чле­нов об­ще­ст­ва от по­кло­не­ния ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, не­за­ви­си­мо в ка­кой из упо­мя­ну­тых вы­ше на­ми форм это де­ла­лось бы. Не­об­хо­ди­мо так­же, что­бы эти чле­ны об­ще­ст­ва, со­весть ко­то­рых из­ба­ви­лась от по­кло­не­ния ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, объ­е­ди­ни­лись и офор­ми­лись в ви­де му­суль­ман­ско­го джа­маа­та. Имен­но та­кой джа­ма­ат, со­весть чле­нов ко­то­ро­го из­ба­ви­лась от по­кло­не­ния ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха в смыс­ле ве­ро­ис­по­ве­да­ния, об­ря­дов по­кло­не­ния и за­ко­но­по­ло­же­ний, слу­жит ис­точ­ни­ком фор­ми­ро­ва­ния му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва. К та­кой груп­пе при­сое­ди­ня­ет­ся вся­кий, кто хо­чет жить в та­ком му­суль­ман­ском об­ще­ст­ве, ува­жая его убе­ж­де­ния, об­ря­ды по­кло­не­ния и за­ко­но­по­ло­же­ния, в ко­то­рых от­ра­жен прин­цип по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, а ес­ли ска­зать дру­ги­ми сло­ва­ми, — в ко­то­рых на­шло во­пло­ще­ние сви­де­тель­ст­во о том, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

Вот так про­хо­ди­ло фор­ми­ро­ва­ние пер­вой му­суль­ман­ской груп­пы, ко­то­рая по­строи­ла пер­вое му­суль­ман­ское об­ще­ст­во. Имен­но так про­хо­ди­ло фор­ми­ро­ва­ние ка­ж­дой му­суль­ман­ской груп­пы, и так про­хо­ди­ло ста­нов­ле­ние ка­ж­до­го му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва.

Му­суль­ман­ское об­ще­ст­во воз­ни­ка­ет вме­сте с пе­ре­хо­дом от­дель­ных лю­дей и це­лых групп от по­кло­не­ния ко­му-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха (с ним или без не­го), к по­кло­не­нию толь­ко Ал­ла­ху без ка­ко­го-ли­бо со­то­ва­ри­ща. И как толь­ко эти груп­пы при­ни­ма­ют ре­ше­ние стро­ить сис­те­му сво­ей жиз­ни на ос­но­ве та­ко­го по­кло­не­ния, со­вер­ша­ет­ся за­ро­ж­де­ние но­во­го об­ще­ст­ва, от­ко­лов­ше­го­ся от ста­ро­го джа­хи­ли­ст­ско­го об­ще­ст­ва, про­ти­во­пос­тав­ляю­щее ему но­вое ве­ро­уче­ние и но­вую сис­те­му жиз­ни, сис­те­му, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит это ве­ро­уче­ние, и в ко­то­рой во­пло­ще­на пер­вей­шая ба­за Ис­ла­ма вме­сте с ее дву­мя со­став­ны­ми час­тя­ми — сви­де­тель­ст­вом то­го, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха”, и что “Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет).

Преж­нее джа­хи­ли­ст­ское об­ще­ст­во, воз­мож­но, пол­но­стью при­сое­ди­нит­ся к но­во­му ис­лам­ско­му об­ще­ст­ву, а воз­мож­но и не при­сое­ди­нит­ся. Так­же воз­мож­но, что оно бу­дет мир­но стро­ить свои от­но­ше­ния с но­вым му­суль­ман­ским об­ще­ст­вом, а воз­мож­но, и вы­сту­пит про­тив не­го с ору­жи­ем в ру­ках. Ис­то­ри­че­ски сло­жи­лась та­кая прак­ти­ка, что джа­хи­ли­ст­ское об­ще­ст­во ве­ло не­при­ми­ри­мую борь­бу как про­тив аван­гард­ных сил ис­лам­ско­го об­ще­ст­ва в це­лом, так и про­тив все­го ис­лам­ско­го об­ще­ст­ва в це­лом, по­сле то­го, как оно прак­ти­че­ски вста­ло на но­ги. Так про­ис­хо­ди­ло в ис­то­рии ис­лам­ско­го при­зы­ва со вре­мен Ноя (мир над ним) до Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) без ка­ких-ли­бо ис­клю­че­ний.

Ес­те­ст­вен­но, что но­вое му­суль­ман­ское об­ще­ст­во воз­ни­ка­ет и ут­вер­жда­ет свое бы­тие лишь в том слу­чае, ко­гда оно для про­ти­во­дей­ст­вия дав­ле­нию ста­ро­го джа­хи­ли­ст­ско­го об­ще­ст­ва дос­ти­га­ет та­кой сте­пе­ни мо­гу­ще­ст­ва, та­кой си­лы убе­ж­ден­но­сти и ми­ро­воз­зре­ния, та­кой си­лы нрав­ст­вен­но­сти и пси­хи­че­ско­го скла­да, та­кой си­лы ор­га­ни­за­ции и об­ще­ст­вен­но­го со­зи­да­ния, ко­то­рые по­зво­ли­ли бы ему вы­сту­пить про­тив джа­хи­ли­ст­ско­го об­ще­ст­ва, по­бе­дить его или, по край­ней ме­ре, вы­сто­ять в борь­бе с ним.

  *      *      *

Но что мы име­ем в ви­ду под тер­ми­ном “джа­хи­ли­ст­ское об­ще­ст­во” и ка­ким за­ко­ном ру­ко­во­дству­ет­ся Ис­лам в от­но­ше­нии его?

Джа­хи­ли­ст­ским об­ще­ст­вом яв­ля­ет­ся вся­кое не­му­суль­ман­ское об­ще­ст­во. Ес­ли нам по­тре­бу­ет­ся дать объ­ек­тив­ное оп­ре­де­ле­ние, то мы долж­ны ска­зать, что та­ко­вым яв­ля­ет­ся вся­кое об­ще­ст­во, ко­то­рое не ис­по­ве­ду­ет прин­цип по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, с уче­том то­го, что та­кое по­кло­не­ние долж­но про­сле­жи­вать­ся в ве­ро­ис­по­ве­даль­ном пред­став­ле­нии, в об­ря­дах по­кло­не­ния и юри­ди­че­ских за­ко­но­по­ло­же­ни­ях.

В со­от­вет­ст­вии с та­ким объ­ек­тив­ным по­ло­же­ни­ем под руб­ри­ку “джа­хи­ли­ст­ское об­ще­ст­во” под­па­да­ют все фак­ти­че­ски су­ще­ст­вую­щие на зем­ле со­вре­мен­ные об­ще­ст­ва.

Под это оп­ре­де­ле­ние под­па­да­ют, в пер­вую оче­редь, ком­му­ни­сти­че­ские об­ще­ст­ва, по­сколь­ку они не ве­рят в су­ще­ст­во­ва­ние Ал­ла­ха, хва­ла Ему, во­об­ще от­ри­ца­ют его су­ще­ст­во­ва­ние, сво­дят пер­во­при­чи­ну бы­тия к ма­те­рии или при­ро­де, а пер­во­при­чи­ну жиз­ни че­ло­ве­ка и его ис­то­рии сво­дят к эко­но­ми­ке или сред­ст­вам про­из­вод­ст­ва. Кро­ме это­го, в рам­ках та­ких об­ществ уст­раи­ва­ет­ся сис­те­ма по­кло­не­ния пар­тии под тем пред­ло­гом, что-де кол­лек­тив­ное ру­ко­во­дство в рам­ках этой сис­те­мы — свер­шив­ший­ся факт, и Ал­лах, хва­ла Ему, к это­му ру­ко­во­дству ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ет. К то­му же, в рам­ках та­ко­го ми­ро­воз­зре­ния и та­кой сис­те­мы пол­но­стью иг­но­ри­ру­ют­ся спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка, по­сколь­ку-де его ос­нов­ные по­треб­но­сти сво­дят­ся лишь к по­треб­но­стям жи­вот­но­го, а имен­но: к пи­ще, пи­тью, оде­ж­де, жи­лью и сек­су. В по­доб­ном об­ще­ст­ве че­ло­век ли­ша­ет­ся сво­их та­ких ду­хов­ных че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей, от­ли­чаю­щих его от жи­вот­но­го, как ве­ра в Ал­ла­ха, сво­бо­да вы­бо­ра ве­ро­ис­по­ве­да­ния, сво­бо­да сло­ва, а так­же сво­бо­да вы­ра­же­ния соб­ст­вен­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, что яв­ля­ет­ся наи­бо­лее спе­ци­фич­ной осо­бен­но­стью его че­ло­веч­но­сти. Эта ин­ди­ви­ду­аль­ность, ко­то­рая по­яв­ля­ет­ся в лич­ной соб­ст­вен­но­сти, в вы­бо­ре раз­но­вид­но­сти дея­тель­но­сти и спе­циа­ли­за­ции, в ху­до­же­ст­вен­ном вы­ра­же­нии се­бя, что соб­ст­вен­но и от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка как от жи­вот­но­го, так и от ма­ши­ны. Де­ло в том, что ком­му­ни­сти­че­ская сис­те­ма в рав­ной ме­ре и очень час­то низ­во­дит че­ло­ве­ка с уров­ня жи­вот­но­го до уров­ня ма­ши­ны.

В рам­ках этих идо­ло­по­клон­ни­че­ских об­ществ, ко­то­рые все еще су­ще­ст­ву­ют в Ин­дии, Япо­нии, на Фи­лип­пи­нах и в Аф­ри­ке, вхо­дят пре­ж­де все­го те об­ще­ст­ва, ко­то­рые при­дер­жи­ва­ют­ся ве­ро­ис­по­ве­даль­но­го ми­ро­воз­зре­ния, ос­но­вы­ваю­ще­го­ся на обо­же­ст­в­ле­нии ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха (с ним и без не­го), и ко­то­рые со­вер­ша­ют в сво­ей сре­де ри­туа­лы и об­ря­ды по­кло­не­ния раз­лич­ным бо­же­ст­вам и дру­гим объ­ек­там куль­та, в бо­же­ст­вен­но­сти ко­то­рых они уве­ре­ны. Сю­да так­же от­но­сят­ся и те об­ще­ст­ва, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют сис­те­мы и при­ни­ма­ют за­ко­но­по­ло­же­ния, ис­точ­ни­ком ко­то­рых не яв­ля­ет­ся Ал­лах и его ша­ри­ат. При этом не име­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния тот факт, что эти сис­те­мы и за­ко­но­по­ло­же­ния по­черп­ну­ты из хра­мов, от жре­цов, свя­щен­но­слу­жи­те­лей, вол­хвов и шей­хов, а так­же не­за­ви­си­мо от то­го, ис­хо­дят ли они от свет­ских гра­ж­дан­ских ор­га­нов, рас­по­ла­гаю­щих за­ко­но­да­тель­ной вла­стью, не со­от­но­си­мой с ша­риа­том Ал­ла­ха, ины­ми сло­ва­ми, ес­ли эти ор­га­ны об­ла­да­ют пра­вом выс­шей вла­сти от име­ни на­ро­да, от име­ни пар­тии или от име­ни ко­го бы то ни бы­ло. Де­ло в том, что пра­во реа­ли­за­ции выс­шей вла­сти при­над­ле­жит толь­ко од­но­му Ал­ла­ху, хва­ла Ему, и осу­ще­ст­в­лять ее мож­но толь­ко так, как о том из­вес­ти­ли Его по­слан­ни­ки.

Сю­да же от­но­сят­ся и хри­сти­ан­ские, и иу­дей­ские об­ще­ст­ва, где бы они ни су­ще­ст­во­ва­ли. Они от­но­сят­ся к джа­хи­ли­ст­ским об­ще­ст­вам пре­ж­де все­го по­то­му, что ис­по­ве­ду­ют из­вра­щен­ное ве­ро­ис­по­ве­даль­ное ми­ро­воз­зре­ние, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Ал­лах, хва­ла Ему, не на­де­ля­ет­ся та­ким ат­ри­бу­том, как бо­же­ст­вен­ность. Мож­но ска­зать боль­ше, они при­да­ют ему со­то­ва­ри­щей в од­ной из форм мно­го­бо­жия, как на­зы­вая сы­на Бо­жия, так и при­чис­ляя Трои­цу. К то­му же, по их пред­став­ле­ни­ям, Ал­лах, хва­ла Ему, не та­ков, ка­ко­вым Он яв­ля­ет­ся. Они так­же пред­став­ля­ют связь Его тво­ре­ний с Ним в пре­врат­ном све­те.

“И ска­за­ли иу­деи: Узайр — сын Ал­ла­ха. И ска­за­ли хри­стиа­не: Мес­сия — сын Ал­ла­ха. Эти сло­ва по­хо­жи на сло­ва тех, ко­то­рые не ве­ро­ва­ли рань­ше. Пусть по­ра­зит их Ал­лах! До че­го они от­вра­ще­ны!” (По­кая­ние, аят 30).

“Не ве­ро­ва­ли те, ко­то­рые го­во­ри­ли: “Ведь Ал­лах — тре­тий из трех”, — то­гда как нет ни­ка­ко­го бо­же­ст­ва, кро­ме еди­но­го Ал­ла­ха, а ес­ли они не удер­жат­ся от то­го, что го­во­рят, то кос­нет­ся тех из них, ко­то­рые не уве­ро­ва­ли, му­чи­тель­ное на­ка­за­ние”. (Тра­пе­за, аят 77).

“И ска­за­ли иу­деи: “Ру­ка Ал­ла­ха при­вя­за­на!” У них ру­ки свя­за­ны, и про­кля­ты они за то, что го­во­ри­ли. Нет! Ру­ки у Не­го рас­про­стер­ты: рас­хо­ду­ет Он, как же­ла­ет…” (Тра­пе­за, аят 69).

“И ска­за­ли иу­деи и хри­стиа­не: “Мы — сы­ны Ал­ла­ха и воз­люб­лен­ные Его”. Ска­жи: “То­гда по­че­му Он вас на­ка­зы­ва­ет за ва­ши гре­хи? Нет, вы толь­ко лю­ди из тех, ко­го Он соз­дал”. (Тра­пе­за, аят 21).

Хри­стиа­не и иу­дей­ские об­ще­ст­ва счи­та­ют­ся джа­хи­ли­ст­ски­ми так­же и по­то­му, что их об­ря­ды и по­кло­не­ния, це­ре­мо­нии и ус­та­но­вив­шая­ся прак­ти­ка ухо­дят свои­ми кор­ня­ми в из­вра­щен­ные ве­ро­ис­по­ве­даль­ные пред­став­ле­ния, ве­ду­щие к за­блу­ж­де­ни­ям.

Кро­ме то­го, они счи­та­ют­ся джа­хи­ли­ст­ски­ми еще и по­то­му, что все их сис­те­мы и за­ко­но­по­ло­же­ния не ос­но­вы­ва­ют­ся на по­кло­не­нии Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, не ут­вер­жда­ют толь­ко за Ним пра­во при­ня­тия ре­ше­ния и реа­ли­за­ции вла­сти на ос­но­ве Его за­ко­на. На­про­тив, в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве они соз­да­ют струк­ту­ры, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют пра­ва­ми выс­шей вла­сти, что не име­ет пра­ва де­лать ни­кто, кро­ме Ал­ла­ха, хва­ла Ему. Еще с древ­них вре­мен Ал­лах за­клей­мил их по­зо­ром при­ча­ст­но­сти к мно­го­бо­жию, по­то­му что они пе­ре­да­ва­ли это пра­во сво­им свя­щен­но­слу­жи­те­лям и мо­на­хам, пра­ви­ли и из­да­ва­ли за­ко­ны для них по соб­ст­вен­но­му ус­мот­ре­нию и са­ми при­ни­ма­ли как долж­ное, что те в свою оче­редь уза­ко­ни­ва­ли:

“Они взя­ли сво­их свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мо­на­хов за гос­под се­бе, по­ми­мо Ал­ла­ха, и Мес­сию, сы­на Марйам. А им бы­ло по­ве­ле­но по­кло­нять­ся толь­ко еди­но­му Бо­гу, по­ми­мо ко­то­ро­го нет бо­же­ст­ва. Хва­ла Ему, пре­вы­ше Он то­го, что они при­да­ют Ему в со­уча­ст­ни­ки!” (По­кая­ние, аят 31).

Они не уве­ро­ва­ли в бо­же­ст­вен­ность свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мо­на­хов, как и не со­вер­ша­ли об­ря­дов по­кло­не­ния им. Они все­го лишь при­зна­ва­ли за ни­ми пра­во выс­шей вла­сти, при­ни­ма­ли от них то, что они уза­ко­ни­ва­ли из то­го, что им не раз­ре­шал Ал­лах. Они за­слу­жи­ва­ют, что­бы их за­клей­ми­ли по­зо­ром за мно­го­бо­жие и без­ве­рие, они же при этом по­сту­пи­ли та­ким об­ра­зом с дру­ги­ми людь­ми, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся ни свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, ни мо­на­ха­ми, хо­тя все они оди­на­ко­вы в этом от­но­ше­нии.

И на­ко­нец, под ка­те­го­рию джа­хи­ли­ст­ско­го об­ще­ст­ва под­па­да­ют и те об­ще­ст­ва, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что они об­ще­ст­ва му­суль­ман­ские.

Эти об­ще­ст­ва яв­ля­ют­ся не­ис­лам­ски­ми не по­то­му, что они ве­ру­ют в бо­же­ст­вен­ность еще ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха. Они яв­ля­ют­ся не­ис­лам­ски­ми по­то­му, что они не пре­тво­ря­ют в сис­те­ме сво­ей жиз­ни по­кло­не­ние Еди­но­му Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Хо­тя они и не ве­ру­ют в бо­же­ст­вен­ность ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, они от­да­ют наи­бо­лее спе­ци­фич­ную осо­бен­ность бо­же­ст­вен­но­сти ко­му-то ино­му, кро­ме Ал­ла­ха. От­тал­ки­ва­ясь от та­ко­го прин­ци­па выс­шей вла­сти, они стро­ят свою сис­те­му, свои за­ко­но­по­ло­же­ния, свои цен­но­сти, свои кри­те­рии, свои обы­чаи и тра­ди­ции, то есть при­бли­зи­тель­но все со­став­ляю­щие сво­ей жиз­ни они стро­ят на этом ос­но­ва­нии.

Ал­лах, хва­ла Ему, о пра­ви­те­лях ска­зал сле­дую­щее:

“…А кто не су­дит по то­му, что ни­спос­лал Ал­лах, то это — не­вер­ные”. (Тра­пе­за, аят 49).

А го­во­ря о тех, кто под­чи­нен пра­ви­те­лям, Ал­лах ска­зал:

“Раз­ве ты не ви­дел тех, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что они уве­ро­ва­ли в то, что ни­спос­ла­но те­бе и что ни­спос­ла­но до те­бя, и они же­ла­ют об­ра­щать­ся за су­дом к та­гу­ту, в то вре­мя как им при­ка­за­но не ве­ро­вать в не­го…” (Жен­щи­ны, аят 63).

И да­лее Все­выш­ний Ал­лах ска­зал:

“Но нет — кля­нусь тво­им Гос­по­дом! — не уве­ру­ют они, по­ка не сде­ла­ют те­бя судь­ей в том, что за­пу­та­но ме­ж­ду ни­ми. По­то­му не най­дут они в са­мих се­бе за­труд­не­ния о том, что ты ре­шил, и под­чи­нят­ся пол­но­стью” (Жен­щи­ны, аят 68).

Еще ра­нее Ал­лах, хва­ла Ему, за­клей­мил по­зо­ром иу­де­ев и хри­сти­ан за мно­го­бо­жие, не­ве­рие и от­кло­не­ние от по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, за то, что они при­ня­ли в ка­че­ст­ве гос­под свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мо­на­хов, не при­ни­мая Его во вни­ма­ние, лишь толь­ко за то, что они де­ла­ли уче­ным и мо­на­хам то, что де­ла­ют так на­зы­вае­мые му­суль­ма­не не­ко­то­рым лю­дям из них. Ал­лах, хва­ла Ему, счел это со сто­ро­ны иу­де­ев и хри­сти­ан мно­го­бо­же­ст­вом за то, что они при­ни­ма­ют Ису бен Марйам (Ии­су­са -мир над ним) в ка­че­ст­ве Гос­по­да, обо­же­ст­в­ляя его и по­кло­ня­ясь ему. Все это вы­гля­дит как бы от­кло­не­ни­ем от по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Это — от­ход от ре­ли­гии Ал­ла­ха и от сви­де­тель­ст­ва, что нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха.

Не­ко­то­рые из этих об­ществ от­кры­то про­воз­гла­ша­ют свою свет­скость и аб­со­лют­ную не­при­ча­ст­ность к ре­ли­гии. Не­ко­то­рые же из них за­яв­ля­ют о том, что они ува­жа­ют ре­ли­гию, но пол­но­стью ис­клю­ча­ют ее из сво­ей об­ще­ст­вен­ной сис­те­мы. Они го­во­рят, что от­вер­га­ют все то, что скры­то от них, и стро­ят свою сис­те­му на ос­но­ве на­уч­но­сти, по­сколь­ку на­уч­ность кон­фрон­ти­ру­ет со всем тем, что скры­то от них. Но та­кое ут­вер­жде­ние пол­но­стью не­со­стоя­тель­но. Это мо­жет ут­вер­ждать толь­ко край­не не­ве­же­ст­вен­ный че­ло­век.

Не­ко­то­рые из них от­да­ют пра­во выс­шей фак­ти­че­ской вла­сти ко­му-то, кро­ме Ал­ла­ха, и тот из­да­ет угод­ные ему за­ко­ны, а за­тем ут­вер­жда­ет ка­са­тель­но то­го, что уза­ко­нил по сво­ей соб­ст­вен­ной ини­циа­ти­ве, что это, яко­бы, ша­ри­ат Ал­ла­ха. Все, о чем мы го­во­ри­ли вы­ше, — рав­но­знач­но, по­сколь­ку оно не ос­но­вы­ва­ет­ся на по­кло­не­нии Ал­ла­ху, и толь­ко Ему.

И коль ско­ро все сло­жи­лось так, то по­зи­цию Ис­ла­ма от­но­си­тель­но всех этих джа­хи­ли­ст­ских об­ществ мож­но оп­ре­де­лить сле­дую­щей фра­зой:

Ис­лам от­вер­га­ет му­суль­ман­ский ха­рак­тер всех этих об­ществ и за­кон­ность счи­тать их та­ко­вы­ми;

Ис­лам не при­да­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния на­зва­ни­ям, вы­вес­кам и сим­во­лам, за ко­то­ры­ми скры­ва­ют­ся эти раз­лич­ные об­ще­ст­ва. Все они схо­дят­ся на од­ном: жизнь в рам­ках этих об­ществ не име­ет в сво­ей ос­но­ве все­це­ло­го по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Всех их объ­е­ди­ня­ет од­но ка­че­ст­во — язы­че­ское не­ве­же­ст­во (джа­хи­лийя).

*      *     *

Все это под­во­дит нас к за­клю­чи­тель­ной про­бле­ме, про­бле­ме за­ко­на Ис­ла­ма в от­но­ше­нии всей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти се­го­дня, зав­тра и до скон­ча­ния вре­мен. Те­перь нам бы­ло бы по­лез­ным об­ра­тить­ся к то­му, что мы ре­ши­ли в пер­вой ста­тье о “При­ро­де му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва” и его опо­ре во всех сво­их де­лах на прин­цип по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему.

Для то­го, что­бы оп­ре­де­лить эту при­ро­ду, не­об­хо­ди­мо дать ре­шаю­щий от­вет на сле­дую­щий во­прос:

— Где же тот ис­ток, их ко­то­ро­го по­шла че­ло­ве­че­ская жизнь и на ко­то­ром она ос­но­вы­ва­ет­ся? Не эта ли ре­ли­гия Ал­ла­ха и Его про­грам­ма жиз­ни или че­ло­ве­че­ские за­ко­ны, ка­ки­ми бы они ни бы­ли?

Ис­лам на этот во­прос да­ет ре­ши­тель­ный от­вет, ни на мгно­ве­ние не ко­леб­лясь и не пу­та­ясь в сло­вах. Пер­во­ос­но­ва, к ко­то­рой сле­ду­ет сво­дить че­ло­ве­че­скую жизнь, пред­став­ле­на ре­ли­ги­ей Ал­ла­ха и Его за­ко­ном жиз­ни. Сви­де­тель­ст­во то­го, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха” ( да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), ко­то­рое яв­ля­ет­ся крае­уголь­ным кам­нем Ис­ла­ма, име­ет в сво­ей ос­но­ве и ве­дет лишь к един­ст­вен­ной пер­во­при­чи­не. По­кло­не­ние Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, с вос­при­яти­ем то­го, как сле­ду­ет вер­шить это по­кло­не­ние от по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), реа­ли­зу­ет­ся лишь в том слу­чае, ес­ли эта пер­во­при­чи­на при­зна­ет­ся, а за­тем и пол­но­стью учи­ты­ва­ет­ся без ка­ких-ли­бо ко­ле­ба­ний и сму­ще­ний:

“…И что да­ро­вал вам по­слан­ник, то бе­ри­те, а что он вам за­пре­тил, от то­го удер­жи­тесь…” (Со­б­ра­ние, аят 7).

Ис­лам ста­вит во­прос:

Кто зна­ет боль­ше, Ал­лах или вы?

И он же да­ет от­вет:

“Ал­лах зна­ет, а вы не знае­те”. “Вам да­ро­ва­на лишь ма­лость зна­ния”.

Пра­вит тот, кто зна­ет, кто тво­рит и кто снаб­жа­ет, да­ет сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию. Ре­ли­гия Ал­ла­ха, ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­ко­ном жиз­ни, яв­ля­ет­ся пер­во­при­чи­ной и ос­но­вой, к ко­то­рой воз­во­дит­ся жизнь. Что же ка­са­ет­ся ре­аль­но­сти че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, его тео­рий и кон­цен­ций, то все это — из­вра­ще­ние и рас­тле­ние, ко­то­рые ос­но­вы­ва­ют­ся на зна­нии не­ве­даю­щих лю­дей, ко­то­рым ста­ла дос­туп­ной лишь са­мая ма­лость зна­ний.

Ре­ли­гия Ал­ла­ха не есть не­что не­яс­ное, а его за­кон жиз­ни не есть не­что рас­плыв­ча­тое. Он кон­крет­но вы­ра­жен во вто­рой час­ти сви­де­тель­ст­ва: Му­хам­мад — по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Суть его за­клю­ча­ет­ся в том, что со­об­щил По­слан­ник (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) об ос­но­вах в ни­спос­лан­ных тек­стах. Ес­ли ка­кая-то идея в тек­сте и сни­зош­ла, то это су­ж­де­ние, и ни о ка­ком са­мо­стоя­тель­ном ре­ше­нии, во­пре­ки это­му тек­сту, не мо­жет быть и ре­чи. Ес­ли же по кон­крет­ной про­бле­ме в ни­спос­лан­ных тек­стах ни­че­го нет, то толь­ко в дан­ном слу­чае на­сту­па­ет роль са­мо­стоя­тель­но­го ре­ше­ния со­глас­но при­знан­ным нор­мам и в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном Ал­ла­ха, и ни в ко­ем слу­чае не в уго­ду при­хо­тям и же­ла­ни­ям:

“…Ес­ли же вы пре­пи­рае­тесь о чем-ни­будь, то вер­ни­те это Ал­ла­ху и по­слан­ни­ку…” (Жен­щи­ны, аят 62).

Ут­вер­жден­ные прин­ци­пы при­ня­тия са­мо­стоя­тель­но­го ре­ше­ния и вы­хо­ды из соз­дав­шей­ся си­туа­ции уже есть и они из­вест­ны, в них нет ни­ка­кой не­яс­но­сти и рас­плыв­ча­то­сти, ни­кто не име­ет пра­ва ска­зать о том за­ко­но­по­ло­же­нии, ко­то­рое он при­ни­ма­ет, что это за­ко­но­по­ло­же­ние суть за­кон Ал­ла­ха. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют лишь те слу­чаи, ко­гда пра­во реа­ли­за­ции выс­шей вла­сти объ­яв­ля­ет­ся при­над­ле­жа­щим Ал­ла­ху, ко­гда ис­точ­ни­ком вла­сти яв­ля­ет­ся Ал­лах, хва­ла Ему, а не на­род, и не пар­тия, и ни­кто из че­ло­ве­че­ской сре­ды. Вся­кий за­кон дол­жен ос­но­вы­вать­ся на Пи­са­нии Ал­ла­ха, на Сун­не Его по­слан­ни­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), с тем что­бы знать, что хо­чет Ал­лах и что­бы это не бы­ло во­лею то­го, кто пре­тен­ду­ет на власть от име­ни Ал­ла­ха. В свое вре­мя Ев­ро­па уже зна­ла кое-что из то­го, что скры­ва­ет­ся под на­зва­ни­ем “тео­кра­тия” и “свя­щен­ная власть”. Ни­че­го по­доб­но­го в Ис­ла­ме нет. Ни­кто не име­ет пра­ва вы­сту­пать от име­ни Ал­ла­ха, кро­ме Его по­слан­ни­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Есть толь­ко оп­ре­де­лен­ные ко­ра­ни­че­ские тек­сты, и толь­ко они оп­ре­де­ля­ют то, что уза­ко­нил Ал­лах.

Тер­мин “ре­ли­гия для дей­ст­ви­тель­но­сти” по­ни­ма­ет­ся не­пра­виль­но, как и не­пра­виль­но ис­поль­зу­ет­ся. Да, ко­неч­но, эта ре­ли­гия для дей­ст­ви­тель­но­сти. Но для ка­кой дей­ст­ви­тель­но­сти?!

В дан­ном слу­чае, это — ре­ли­гия, ко­то­рая соз­да­ет дей­ст­ви­тель­ность, сле­дуя сво­ему за­ко­ну, и так, что­бы она со­от­вет­ст­во­ва­ла здо­ро­вой че­ло­ве­че­ской при­ро­де, от­ве­ча­ла в сво­ей со­во­куп­но­сти под­лин­ной по­треб­но­сти, со­от­вет­ст­во­ва­ла под­лин­ным че­ло­ве­че­ским по­треб­но­стям, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ет тот, кто со­тво­рил, и тот, кто зна­ет, кто со­тво­рил.

“Раз­ве же не зна­ет тот, кто со­тво­рил, а Он — про­ни­каю­щий, све­ду­щий?” (Власть, аят 14).

Ре­ли­гия не име­ет де­ла с ка­кой-то дей­ст­ви­тель­но­стью, с тем что­бы ус­та­но­вить ее и что­бы най­ти в ней ка­кую-то под­держ­ку, не ищет ка­ко­го-то за­ко­но­да­тель­но­го су­ж­де­ния, с тем что­бы по­ве­сить его на нем, как за­им­ст­во­ван­ную на­клей­ку. Ис­лам­ская ре­ли­гия име­ет де­ло с дей­ст­ви­тель­но­стью, с тем что­бы взве­сить ее в со­от­вет­ст­вии со свои­ми кри­те­рия­ми, с тем что­бы ут­вер­дить че­рез ее по­сред­ст­во то, что она ут­вер­жда­ет и ли­к­ви­ди­ро­вать че­рез ее по­сред­ст­во то, что она ли­к­ви­ди­ру­ет. Ис­лам­ская ре­ли­гия идет по это­му пу­ти, с тем что­бы соз­дать но­вую ре­аль­ность, со­вер­шен­но иную, ко­то­рая уст­раи­ва­ет ее и ту дей­ст­ви­тель­ность, ко­то­рую она со­зи­да­ет. В этом за­клю­ча­ет­ся смысл тер­ми­на “ре­ли­гия для дей­ст­ви­тель­но­сти”, или то, что он дол­жен оз­на­чать в его пра­виль­ном по­ни­ма­нии.

В дан­ной си­туа­ции, воз­мож­но, воз­ни­ка­ет во­прос:

“А не за­клю­ча­ет­ся ли ин­те­рес че­ло­ве­че­ст­ва в том, что оно долж­но са­мо фор­ми­ро­вать свою дей­ст­ви­тель­ность?”

В дан­ном слу­чае да­вай­те еще раз об­ра­тим­ся к во­про­су, ко­то­рый по­ста­вил Ис­лам и на ко­то­рый он сам же и от­ве­тил:

“Ал­лах зна­ет боль­ше или вы?”

“Ал­лах зна­ет, а вы не знае­те”.

Ин­те­ре­сы че­ло­ве­че­ст­ва от­ра­же­ны в за­ко­не Ал­ла­ха, ка­ко­вым ни­спос­лал его Ал­лах и как об этом из­вес­тил Его по­слан­ни­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). И ес­ли од­на­ж­ды че­ло­ве­че­ст­ву по­ка­жет­ся, что за­кон, ни­спос­лан­ный ему Ал­ла­хом про­ти­во­ре­чит его ин­те­ре­сам, то оно за­блу­ж­да­ет­ся, пре­ж­де все­го.

“…Они сле­ду­ют толь­ко пред­по­ло­же­ни­ям и то­му, к че­му склон­ны ду­ши, а к ним уже при­шло от Гос­по­да их ру­ко­во­дство. Или же че­ло­ве­ку при­над­ле­жит то, что он по­же­ла­ет? А ведь Ал­ла­ху при­над­ле­жит и по­след­няя жизнь, и пер­вая” (Звез­да, ая­ты 23-25).

С дру­гой сто­ро­ны, они — не­ве­рую­щие. Ни­кто ни на од­но мгно­ве­ние не смо­жет ос­тать­ся сре­ди сто­рон­ни­ков этой ре­ли­гии и быть му­суль­ма­ни­ном, ут­вер­ждая, что кон­крет­ный ин­те­рес за­клю­ча­ет­ся в том, что, по его мне­нию, про­ти­во­ре­чит ша­риа­ту Ал­ла­ха.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: