RSS

13) ИМЕН­НО ЭТО — ПРА­ВИЛЬ­НЫЙ ПУТЬ

“Кля­нусь не­бом — об­ла­да­те­лем ба­шен, и днем обе­щан­ным, и сви­де­те­лем, и тем, о ком он сви­де­тель­ст­ву­ет! Уби­ты бу­дут вла­де­те­ли рва, ог­ня, об­ла­даю­ще­го ис­кра­ми. Вот они си­дят над ним и со­зер­ца­ют то, что тво­рят с ве­рую­щи­ми. И раз­гне­ва­лись они на них толь­ко за то, что они уве­ро­ва­ли в Ал­ла­ха Ве­ли­ко­го, Дос­тох­валь­но­го, ко­то­ро­му при­над­ле­жит власть над не­бе­са­ми и зем­лей. И Ал­лах о ка­ж­дой ве­щи сви­де­тель! Ведь те, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ли ве­рую­щих муж­чин и жен­щин, а по­том не по­кая­лись, — им ведь на­ка­за­ние ге­ен­ны, им на­ка­за­ние ог­ня. Ведь те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли и тво­ри­ли до­б­рые де­ла, им — са­ды, под ко­то­ры­ми те­кут ре­ки; это — ве­ли­кая при­быль! По­ис­ти­не, мощь твое­го Гос­по­да силь­на! Ведь он на­чи­на­ет и по­вто­ря­ет. И Он — про­ща­ющ и люб­ве­о­би­лен, вла­ды­ка тро­на, слав­ный, со­вер­ши­тель то­го, что по­же­ла­ет” (Баш­ни, ая­ты 1-16).

Рас­сказ о сви­де­те­лях рва в том ви­де, как он при­во­дит­ся в су­ре “Баш­ни”, суть ис­ти­на, о ко­то­рой раз­мыш­ля­ют ве­рую­щие, при­зы­ваю­щие к Ал­ла­ху на всей зем­ле и во всех по­ко­ле­ни­ях. По­дав эту ис­то­рию та­ким об­ра­зом вме­сте с вве­де­ни­ем и ком­мен­та­рия­ми к ней, со­про­во­див ее ус­та­нов­ка­ми и на­став­ле­ния­ми, Ко­ран ока­зал ог­ром­ное воз­дей­ст­вие на про­цесс фор­ми­ро­ва­ния пред­став­ле­ния о при­ро­де при­зы­ва к Ал­ла­ху и ро­ли че­ло­ве­че­ст­ва в этом при­зы­ве, на воз­мож­ные ва­ри­ан­ты его про­яв­ле­ния в его ши­ро­ком диа­па­зо­не, ко­то­рый по мас­шта­бам ши­ре зем­ли и по вре­ме­ни боль­ше зем­ной жиз­ни. Ко­ран рас­став­лял ве­хи для пра­во­вер­ных на пу­ти, го­то­вил их ду­ши к то­му, что­бы они бы­ли го­то­вы к вос­при­ятию всех тех воз­мож­ных ва­ри­ан­тов, ко­то­рые бы­ли на­чер­та­ны его пре­до­пре­де­ле­ни­ем, со­глас­но скры­той муд­ро­сти Ал­ла­ха.

Это — ис­то­рия о про­слой­ке лю­дей, уве­ро­вав­ших в сво­его Гос­по­да, ко­то­рые от­кры­то зая­ви­ли о сво­ей ве­ре. Позд­нее они под­верг­лись ис­ку­ше­ни­ям и со­блаз­ну со сто­ро­ны сво­их мо­гу­ще­ст­вен­ных и жес­то­ких вра­гов, ко­то­рые с пре­неб­ре­же­ни­ем от­но­си­лись к пра­ву че­ло­ве­ка на сво­бо­ду со­вес­ти в во­про­сах ис­ти­ны и ве­ры в Ал­ла­ха, До­ро­го­го и Все­слав­но­го, зна­чи­мо­сти че­ло­ве­ка у Ал­ла­ха. Пред­ста­ви­те­ли этой про­слой­ки шли на это, лишь бы не быть иг­руш­кой, ко­то­рой бы за­бав­ля­лись и раз­вле­ка­лись ти­ра­ны, при­чи­няя ей стра­да­ния и под­вер­гая пыт­кам на ог­не.

Бла­го­да­ря ве­ре эти серд­ца бы­ли вы­ше ис­ку­ше­ния и со­блаз­на. Ве­ро­уче­ние и ре­ли­ги­оз­ное убе­ж­де­ние в этих серд­цах ока­за­лось силь­нее жиз­ни. Их не сло­ми­ли уг­ро­зы со сто­ро­ны мо­гу­ще­ст­вен­ных ти­ра­нов. Под пыт­ка­ми на ог­не и да­же пе­ред ли­цом смер­ти они не под­да­лись ис­ку­ше­нию и со­блаз­ну.

Эти серд­ца ос­во­бо­ди­лись от по­кло­не­ния ме­ло­чам жиз­ни. Их не уни­жа­ла лю­бовь к жиз­ни, ко­гда они бы­ли вы­ну­ж­де­ны в столь без­образ­ной си­туа­ции смот­реть смер­ти в гла­за. Они ос­во­бо­ди­лись от оков и це­пей зем­ли, а так­же от ее пле­ни­тель­ных со­блаз­нов. По­бе­дой ре­ли­ги­оз­ных убе­ж­де­ний они смог­ли пе­ре­сту­пить че­рез соб­ст­вен­ное “Я”.

Эти ве­рую­щие — доб­ро­де­тель­ные утон­чен­ные и бла­го­род­ные серд­ца — про­ти­во­стоя­ли не­ве­рую­щим, зло­вред­ным, пре­ступ­ным и под­лым вро­ж­ден­ным на­ту­рам. Но­си­те­ли этих на­тур усе­лись у ог­ня, что­бы по­на­блю­дать, как му­ча­ют­ся и стра­да­ют пра­во­вер­ные. Они усе­лись по­за­ба­вить­ся зре­ли­щем то­го, как огонь бу­дет по­жи­рать жизнь, и как бла­го­род­ные лю­ди бу­дут пре­вра­щать­ся в то­п­ли­во и тлен. Вся­кий раз, ко­гда в огонь был бро­шен юно­ша или де­вуш­ка, де­воч­ка или ста­ру­ха, ре­бе­нок или ста­рик из чис­ла доб­ро­де­тель­ных и бла­го­род­ных ве­рую­щих, уси­ли­ва­лось низ­мен­ное опь­я­не­ние в ду­шах ти­ра­нов и дес­по­тов, и их ох­ва­ты­ва­ла вол­на бе­зум­но­го бе­шен­ст­ва, по­дог­ре­тая ви­де­ни­ем кро­ви и рас­чле­нен­ных тел.

Это — омер­зи­тель­ное дей­ст­во, на фо­не ко­то­ро­го вы­ро­ж­да­лись на­ту­ры ти­ра­нов и дес­по­тов, де­гра­ди­ро­ва­ли и опус­ка­лись в ти­ну про­ис­хо­дя­ще­го. Они сма­ко­ва­ли кар­ти­ны му­че­ний, ужас­ных и жес­то­ких, де­лая это с та­кой под­ло­стью, до ко­то­рой ни­ко­гда не опус­ка­ет­ся кро­во­жад­ный хищ­ник. Ведь хищ­ник раз­ры­ва­ет свою жерт­ву лишь для то­го, что­бы уто­лить го­лод, а во­все не для то­го, что­бы низ­мен­но и под­ло на­сла­ж­дать­ся му­ка­ми сво­ей жерт­вы.

Все эти кар­ти­ны яви­лись тем со­бы­ти­ем, в рам­ках ко­то­ро­го воз­вы­си­лись ду­ши ве­рую­щих и, ос­во­бо­див­шись, дос­тиг­ли та­ких воз­вы­шен­ных вы­сот, ко­то­рые де­ла­ют че­ло­ве­че­ст­ву честь во все ве­ка и во всех по­ко­ле­ни­ях.

По зем­ным мер­кам пред­став­ля­ет­ся, что ти­ра­ния во­зоб­ла­да­ла над ве­рой, и что эта ве­ра, ко­то­рая дос­тиг­ла та­ких вы­сот в ду­шах доб­ро­де­тель­ной бла­го­род­ной, стой­кой и воз­вы­шен­ной про­слой­ки, не име­ла ни­ка­ко­го ве­са и ни­ка­ко­го зна­че­ния в бит­ве, раз­вер­нув­шей­ся ме­ж­ду ве­рой и ти­ра­ни­ей.

Ни в до­шед­ших до нас пре­да­ни­ях, свя­зан­ных с этим со­бы­ти­ем, ни в ко­ра­ни­че­ских тек­стах нет упо­ми­на­ния о том, что Ал­лах на­ка­зал этих ти­ра­нов на зем­ле за их омер­зи­тель­ное пре­сту­п­ле­ние по­доб­но то­му, как он на­ка­зал ро­ды Ну­ха, Ху­да, Са­ли­ха, Шу­ай­ба и Лу­та, а так­же по­доб­но то­му, как Он схва­тил, на­ка­зав, фа­рао­на и его во­ин­ст­во хват­кой Ве­ли­ко­го и Мо­гу­че­го.

Да, по зем­ным мер­кам та­кое окон­ча­ние тра­ги­че­ских со­бы­тий пред­став­ля­ет­ся му­чи­тель­ным и дос­той­ным со­жа­ле­ния.

А так ли все за­кон­чи­лось? По­гиб­ла ли бес­след­но ве­рую­щая про­слой­ка, ко­то­рая под­ня­лась до вер­шин ве­ры? По­гиб­ли ли в ужас­ных му­че­ни­ях уча­ст­ни­ки со­бы­тий обо­ро­ни­тель­но­го рва? Спас­лась ли про­слой­ка ти­ра­нов и дес­по­тов, по­гру­зив­шись в ти­ну?

Зем­ная мер­ка ос­тав­ля­ет в гру­ди ка­кой-то оса­док по во­про­су о дос­той­ной со­жа­ле­ния кон­цов­ке со­бы­тия.

Од­на­ко Ко­ран учит пра­во­вер­ных дру­го­му. Он рас­кры­ва­ет им дру­гую ис­ти­ну. Он де­ла­ет их зря­чи­ми, учит ви­деть те цен­но­сти, с по­мо­щью ко­то­рых они взве­ши­ва­ют свои по­ступ­ки и диа­па­зон бит­вы, ко­то­рую они ве­дут.

Жизнь и все при­су­щее ей из на­сла­ж­де­ний и стра­да­ний, из удо­воль­ст­вий и ли­ше­ний — не са­мая ве­ли­кая цен­ность на не­бес­ных ве­сах. Она не яв­ля­ет­ся так­же и то­ва­ром, ко­то­рый бы­ва­ет при­быль­ным или убы­точ­ным. По­бе­да ведь не сво­дит­ся к яв­но­му пре­вос­ход­ст­ву, ко­то­рое яв­ля­ет­ся все­го лишь од­ной из мно­го­чис­лен­ных форм по­бе­ды.

Ве­ли­чай­шей цен­но­стью на ве­сах Ал­ла­ха яв­ля­ет­ся та­кая цен­ность, как ве­ро­уче­ние. Рас­про­стра­нен­ным то­ва­ром на рын­ке Ал­ла­ха яв­ля­ет­ся та­кой то­вар, как ве­ра. Наи­выс­шая фор­ма по­бе­ды пред­став­ле­на пре­вос­ход­ст­вом ду­ха над ма­те­ри­ей, три­умф ве­ро­уче­ния над стра­да­ни­ем, по­бе­да ве­ры над ис­ку­ше­ни­ем. В рас­смат­ри­вае­мом вы­ше на­ми со­бы­тии дух ве­рую­щих пре­взо­шел чув­ст­во стра­ха и бо­ли. Он одер­жал по­бе­ду над пре­ле­ст­ны­ми со­блаз­на­ми зем­ли и жиз­ни. Он одер­жал по­бе­ду над ис­ку­ше­ни­ем, при­чем по­бе­ду та­кую, ко­то­рая бу­дет де­лать честь все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му во все эпо­хи. Вот что та­кое по­бе­да!

Уми­ра­ют все, толь­ко при­чи­ны смер­ти у всех раз­ные. Од­на­ко ни­кто из лю­дей не одер­жи­ва­ет та­кой по­бе­ды, ни­кто не воз­но­сит­ся на та­кую вы­со­ту, ни­кто не по­зна­ет та­ко­го ос­во­бо­ж­де­ния и ни­кто, ос­во­бо­див­шись, не уст­рем­ля­ет­ся к столь вы­со­ким го­ри­зон­там. Ведь это — вы­бор Ал­ла­ха, пре­воз­не­се­ние и ока­за­ние по­че­та с Его сто­ро­ны бла­го­род­ной про­слой­ке сво­их ра­бов, с тем что­бы они при­час­ти­лись к смер­ти лю­дей, что­бы эта про­слой­ка вы­де­ли­лась сре­ди лю­дей сла­вой, сла­вой в выс­шем ми­ре, а так­же сла­вой сре­ди лю­дей в зем­ной жиз­ни, ес­ли мы при­мем во вни­ма­ние от­но­ше­ние к этой про­слой­ке од­них по­ко­ле­ний лю­дей на зем­ле за дру­ги­ми.

У пра­во­вер­ных бы­ла воз­мож­ность спа­сти свои жиз­ни за счет по­ра­же­ния сво­ей ве­ры. Од­на­ко как мно­го бы они по­те­ря­ли для се­бя! Как ве­ли­ка бы­ла бы по­те­ря для все­го че­ло­ве­че­ст­ва! Как мно­го те­ря­ли они, уби­вая этот ве­ли­кий смысл, смысл ни­чтож­но­сти жиз­ни без ве­ро­уче­ния, ее мер­зо­сти без сво­бо­ды, ее де­гра­да­ции в том слу­чае, ес­ли бы ти­ра­ны и дес­по­ты, ус­та­но­вив свою власть над те­ла­ми, на­ло­жи­ли бы ла­пы и на ду­ши лю­дей!

Это — весь­ма бла­го­род­ный и ве­ли­кий смысл. Имен­но его бе­рег­ли они, бу­ду­чи еще жи­вы­ми на зем­ле. Имен­но им они до­ро­жи­ли, ко­гда язы­ки пла­ме­ни ли­за­ли их те­ла. Ко­гда го­ре­ли их брен­ные те­ла, по­бе­ж­дал этот бла­го­род­ный смысл, ко­то­рый мно­жил­ся и очи­щал­ся ог­нем.

К то­му же по­при­ще бит­вы — не толь­ко од­на зем­ля и не толь­ко зем­ная жизнь. Сви­де­те­ля­ми бит­вы яв­ля­ют­ся лю­ди не од­но­го по­ко­ле­ния. Выс­ший сонм при­час­тен к со­бы­ти­ям на зем­ле. Он при­сут­ст­ву­ет при их свер­ше­нии и сви­де­тель­ст­ву­ет о них. Он взве­ши­ва­ет их не на зем­ных ве­сах ка­ко­го-ни­будь од­но­го по­ко­ле­ния лю­дей и не на зем­ных ве­сах всех вме­сте взя­тых по­ко­ле­ний. Чис­ло бла­го­род­ных душ, ко­то­рые вклю­ча­ет в се­бя выс­ший сонм, мно­го­крат­но пре­вы­ша­ет чис­лен­ность на­се­ле­ния зем­ли. Нет ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что ока­зы­вае­мый по­чет и воз­ве­ли­че­ние со сто­ро­ны выс­ше­го сон­ма аб­со­лют­но пре­вос­хо­дит и ве­со­мее лю­бо­го кри­те­рия и оцен­ки со сто­ро­ны зем­ных лю­дей.

Кро­ме все­го это­го су­ще­ст­ву­ет и по­тус­то­рон­ний мир. Это — свое­об­раз­ное по­при­ще, в сфе­ру ко­то­ро­го вклю­ча­ет­ся и зем­ля. При этом зем­ная жизнь не­от­де­ли­ма от не­го ни как ре­аль­ная ис­ти­на, ни как ощу­ще­ние пра­во­вер­ным этой ис­ти­ны.

Бит­ва, та­ким об­ра­зом, не окон­чи­лась. Ее под­лин­ное за­вер­ше­ние по­ка не на­сту­пи­ло, и су­дить о ней по та­кой ча­ст­но­сти, как зем­ля, — зна­чит су­дить не­вер­но, по­сколь­ку та­кое су­ж­де­ние суть су­ж­де­ние об очень ма­лень­кой час­ти ис­ти­ны, час­ти ни­чтож­ной.

 

*      *      *

 

Пер­вый взгляд — взгляд ог­ра­ни­чен­ный и не­да­ле­кий. Он ха­рак­те­рен для че­ло­ве­ка то­ро­пя­ще­го­ся. Вто­рой взгляд — взгляд уни­вер­саль­ный и даль­но­вид­ный. Ко­ран при­уча­ет пра­во­вер­ных ко вто­ро­му взгля­ду, по­сколь­ку с по­мо­щью его по­сти­га­ет­ся ис­ти­на, на ко­то­рой зи­ж­дет­ся пра­виль­ное ве­ро­ис­по­ве­даль­ное ми­ро­воз­зре­ние.

Да­лее, обе­ща­ние Ал­ла­хом ве­рую­щим воз­на­гра­ж­де­ния за ве­ру и по­ви­но­ве­ние, за тер­пе­ние стра­да­ний и не­сча­стий, за пре­одо­ле­ние со­блаз­нов и ис­ку­ше­ний в зем­ной жиз­ни бы­ло ус­по­кое­ни­ем серд­ца:

“Те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли и серд­ца ко­то­рых ус­по­каи­ва­ют­ся в по­ми­на­нии Ал­ла­ха, — о да! Ведь по­ми­на­ни­ем Ал­ла­ха ус­по­каи­ва­ют­ся серд­ца” (Гром, аят 28).

Это — бла­го­рас­по­ло­же­ние и лю­бовь Ми­ло­серд­но­го:

“По­ис­ти­не, те, кто уве­ро­вал и тво­рил до­б­рые де­ла, — им Ми­ло­серд­ный да­ру­ет лю­бовь” (Марйам, аят 96).

Это — по­ми­на­ние выс­ше­го сон­ма:

По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: “Ко­гда уми­ра­ет ре­бе­нок, Ал­лах спра­ши­ва­ет сво­их ан­ге­лов: “Вы взя­ли ре­бен­ка Мое­го ра­ба?” — Они от­ве­ча­ют: “Да!” — Он спра­ши­ва­ет да­лее: “Вы взя­ли плод его серд­ца?” — Ан­ге­лы от­ве­ча­ют: “Да!” — Ал­лах за­тем спра­ши­ва­ет их: “А что ска­зал раб Мой?” — Они от­ве­ча­ют: “Он воз­дал Те­бе хва­лу и про­из­нес сло­ва “Мы при­над­ле­жим Ал­ла­ху и к Не­му воз­вра­тим­ся”. — По­сле это­го Ал­лах ска­зал сво­им ан­ге­лам: “По­строй­те в Раю дом для Мое­го ра­ба, на­звав его “до­мом вос­хва­ле­ния”… (по вер­сии Ат-Тир­ми­зи).

Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: “Го­во­рит Ал­лах, Все­во­гущ Он и Все­сла­вен: “Я та­кой, ка­ким пред­став­ля­ет Ме­ня Мой раб, и Я вме­сте с ним, ко­гда он по­ми­на­ет Ме­ня. А ко­гда он по­ми­на­ет Ме­ня про се­бя, Я то­же по­ми­наю его про се­бя, а ко­гда он по­ми­на­ет Ме­ня в сом­те, Я по­ми­наю его в еще бо­лее дос­той­ном сон­ме. Ес­ли он при­бли­зит­ся ко Мне на пядь, Я при­бли­жусь к не­му на ло­коть. А ес­ли он при­бли­зит­ся ко Мне на ло­коть, Я при­бли­жусь к не­му на ма­хо­вую са­жень. Ес­ли он при­дет ко Мне пеш­ком, Я при­мчусь к не­му бе­гом” (Об этом рас­ска­за­ли Мус­лим и Аль-Бу­ха­ри).

Это — за­бо­та выс­ше­го сон­ма об управ­ле­нии де­ла­ми пра­во­вер­ных на зем­ле:

“Те, ко­то­рые но­сят трон, и ко­то­рые во­круг не­го пре­воз­но­сят хва­лу Гос­по­да их, и ве­ру­ют в Не­го, и про­сят про­ще­ния тем, ко­то­рые уве­ро­ва­ли: “Гос­по­ди наш, Ты объ­ем­лешь все Сво­ей ми­ло­стью и ве­де­ни­ем! Про­сти же тем, ко­то­рые по­кая­лись и по­сле­до­ва­ли по Твое­му пу­ти, и ох­ра­ни их от на­ка­за­ния ге­ен­ны!” (Ве­рую­щий, аят 7).

Это — жизнь при Ал­ла­хе для му­че­ни­ков, пав­ших за ве­ру:

“И ни­как не счи­тай тех, ко­то­рые уби­ты на пу­ти Ал­ла­ха, мерт­вы­ми. Нет, жи­вые! Они у сво­его Гос­по­да по­лу­ча­ют удел, ра­ду­ясь то­му, что да­ро­вал им Ал­лах из Сво­ей ми­ло­сти, и ли­ку­ют они о тех, ко­то­рые еще не при­сое­ди­ни­лись к ним, сле­дуя за ни­ми, что над ни­ми нет стра­ха и не бу­дут они опе­ча­ле­ны! Они ли­ку­ют о ми­ло­сти от Ал­ла­ха, и щед­ро­сти, и о том, что Ал­лах не гу­бит на­гра­ды ве­рую­щих” (Се­мей­ст­во Им­ра­на, ая­ты 163-165).

Бы­ло мно­го­крат­ным Его обе­ща­ние схва­тить об­ви­няю­щих во лжи, ти­ра­нов и пре­ступ­ни­ков и на­ка­зать их в по­тус­то­рон­нем ми­ре, со­хра­нив им жизнь в этом ми­ре до по­ры до вре­ме­ни, иг­но­ри­руя их. Од­на­ко в не­ко­то­рых слу­ча­ях они по­лу­ча­ют на­ка­за­ние еще бу­ду­чи на зем­ле. Окон­ча­тель­ный рас­чет с ни­ми бу­дет про­из­во­дить­ся в по­тус­то­рон­нем ми­ре:

Пусть не со­блаз­ня­ет те­бя из­во­рот­ли­вость тех, ко­то­рые не уве­ро­ва­ли в стра­не: ма­лое поль­зо­ва­ние, а по­том убе­жи­ще их — ге­ен­на, и сквер­но это ло­же!” (Се­мей­ст­во Им­ра­на, аят 196).

“И не ду­май, что Ал­лах не­бре­жет тем, что тво­рят не­пра­вед­ные. Он от­сро­чи­ва­ет им до дня, ко­гда взо­ры за­ка­тят­ся, уст­рем­ля­ясь то­ро­п­ли­во с под­ня­ты­ми вверх го­ло­ва­ми, взо­ры к ним не воз­вра­ща­ют­ся, и серд­ца их — воз­дух…” (Иб­ра­хим, аят 43).

“Ос­тавь же их по­гру­жать­ся и за­бав­лять­ся, по­ка не встре­тят они  сво­его дня, ко­то­рый им обе­щан…” (Сту­пе­ни, аят 42).

Вот так ус­та­но­ви­лась связь ме­ж­ду жиз­нью лю­дей и жиз­нью выс­ше­го сон­ма, мир зем­ной всту­пил в кон­такт с ми­ром по­тус­то­рон­ним. На по­при­ще бит­вы до­б­ра и зла, прав­ды и лжи, ве­ры и ти­ра­нии зем­ля пе­ре­ста­ла быть од­ной. Бли­жай­шая жизнь пе­ре­ста­ла быть кон­цом все­му, как и пе­ре­ста­ла быть ре­шаю­щей ин­стан­ци­ей в этой борь­бе. Как и выс­шей цен­но­стью на ве­сах пе­ре­ста­ли быть жизнь и все что свя­за­но с ней из на­сла­ж­де­ний и стра­да­ний, удо­воль­ст­вий и ли­ше­ний.

Рас­ши­ри­лись мас­шта­бы про­стран­ст­ва, рас­ши­ри­лись мас­шта­бы вре­ме­ни, рас­ши­ри­лись мас­шта­бы цен­но­стей и кри­те­ри­ев, раз­да­лись вширь го­ри­зон­ты ве­рую­щей ду­ши, воз­рос­ли ее ин­те­ре­сы и за­бо­ты. Со­кра­ти­лась зем­ля со всем, что на ней, со­кра­ти­лась зем­ная жизнь и все, что свя­за­но с ней. Пра­во­вер­ный стал боль­ше ви­деть и боль­ше знать о пер­спек­ти­вах жиз­ни. На вер­ши­не фор­ми­ро­ва­ния это­го бла­го­род­но­го, ве­ли­че­ст­вен­но­го, уни­вер­саль­но­го и все­объ­ем­лю­ще­го ве­ро­ис­по­ве­даль­но­го пред­став­ле­ния бы­ла ис­то­рия о вла­де­те­лях рва. 

*      *      * 

Есть еще од­на пер­спек­ти­ва, ко­то­рую от­кры­ва­ет ис­то­рия о вла­де­те­лях рва и ко­ра­ни­че­ская су­ра “Баш­ни” и ко­то­рая ка­са­ет­ся при­ро­ды при­зы­ва к Ал­ла­ху и по­зи­ции про­по­вед­ни­ка в слу­чае вся­кой ве­ро­ят­но­сти.

Ис­то­рия при­зы­ва к Ал­ла­ху ви­де­ла на сво­ем ве­ку раз­но­об­раз­ные при­ме­ры раз­лич­ных окон­ча­ний при­зы­ва на зем­ле.

Ис­то­рия зна­ет о ги­бе­ли на­ро­дов Ну­ха, Ху­да, Шу­ай­ба, Лу­та, о спа­се­нии не­зна­чи­тель­ной по чис­лен­но­сти ве­рую­щей про­слой­ки, при­чем толь­ко об ее спа­се­нии и ни­че­го боль­ше. Так, в Ко­ра­не ни­че­го не го­во­рит­ся о ка­кой-ли­бо ро­ли спас­ших­ся, ко­то­рую они сыг­ра­ли бы на зем­ле и в жиз­ни. Эти при­ме­ры под­твер­жда­ют то, что Ал­лах, хва­ла Ему, и да воз­вы­сит­ся Он, в от­дель­ных слу­ча­ях воз­же­лал ус­ко­рить по­лу­че­ние на­ка­за­ния на зем­ле те­ми ти­ра­на­ми и дес­по­та­ми, ко­то­рые об­ви­ня­ли во лжи. Что же ка­са­ет­ся бо­лее пол­но­го воз­мез­дия, то оно им уго­то­ва­но и ждет их в по­тус­то­рон­нем ми­ре.

Ис­то­рия при­зы­ва зна­ет так­же о ги­бе­ли фа­рао­на с его во­ин­ст­вом, о спа­се­нии Му­сы и его на­ро­да и о пре­дос­тав­ле­нии это­му на­ро­ду ка­ко­го-то пе­рио­да вре­ме­ни на зем­ле, ко­то­рый они про­жи­ли так пра­вед­но, как ни­ко­гда рань­ше, хо­тя они так и не под­ня­лись на уро­вень пол­ной пра­вед­но­сти, на уро­вень ус­та­нов­ле­ния ре­ли­гии Ал­ла­ха на зем­ле в ка­че­ст­ве все­об­ще­го за­ко­на жиз­ни. Это — при­мер, от­лич­ный от пер­вых при­ме­ров.

Ис­то­рия при­зы­ва бы­ла так­же сви­де­те­лем ги­бе­ли мно­го­бож­ни­ков, ко­то­рые не под­чи­ни­лись не­пре­лож­но­сти пра­вед­но­го пу­ти и не уве­ро­ва­ли в Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Ис­то­рия при­зы­ва ви­де­ла пол­ную по­бе­ду пра­во­вер­ных вме­сте с уди­ви­тель­ной по­бе­дой ве­ро­уче­ния в их ду­шах. Впер­вые в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва был ус­та­нов­лен за­кон Ал­ла­ха, ко­то­рый гос­под­ство­вал над жиз­нью не­из­вест­ным ей то­гда, ра­нее и по­сле это­го об­ра­зом.

Ис­то­рия при­зы­ва зна­ет, как мы уже ви­де­ли, при­мер вла­де­те­лей рва.

Она ви­де­ла так­же и дру­гие при­ме­ры, ме­нее вы­ра­зи­тель­ные в ан­на­лах ве­ро­ис­по­ве­даль­ной ис­то­рии в древ­ние вре­ме­на и в на­ши дни. Она, как и в преж­ние вре­ме­на, про­дол­жа­ет быть сви­де­те­лем та­ких при­ме­ров, ко­то­рые по раз­но­му за­кан­чи­ва­лись и ко­то­рые со­хра­ни­лись на про­тя­же­нии ве­ков.

Не­из­беж­но сре­ди дру­гих при­ме­ров, близ­ких и от­да­лен­ных во вре­ме­ни, дол­жен был быть при­мер о со­бы­тии, раз­вер­нув­шем­ся у рва.

Не­из­беж­ным был этот при­мер, ко­гда пра­во­вер­ные не спас­лись, и не­ве­рую­щие не по­нес­ли на­ка­за­ния. Это про­изош­ло по­то­му, что ве­рую­щие, при­зы­вав­шие к Ал­ла­ху, долж­ны бы­ли твер­до про­чув­ст­во­вать, что не ис­клю­че­но, что их при­зыв ждет и та­кой ко­нец на пу­ти Ал­ла­ха, и что от них ни­че­го не за­ви­сит в этом де­ле, а их де­ло и де­ло о ве­ро­уче­нии при­над­ле­жит Ал­ла­ху.

Пра­во­вер­ные обя­за­ны вы­пол­нить свой долг, а за­тем уй­ти. Их долг вы­би­ра­ет и оп­ре­де­ля­ет Ал­лах. Они же обя­за­ны от­да­вать пред­поч­те­ние ве­ро­уче­нию пе­ред жиз­нью. Они долж­ны воз­не­сти ве­ру вы­ше со­блаз­на. В тру­де и на­ме­ре­ни­ях пра­во­вер­ные долж­ны ве­рить сло­ву Ал­ла­ха. И толь­ко по­сле это­го Ал­лах ре­шит по­сту­пить с ни­ми и их вра­га­ми так, как Он по­сту­па­ет со сво­им при­зы­вом и со сво­ей ре­ли­ги­ей, из­вест­ных в ис­то­рии ве­ро­уче­ния, или к дру­го­му кон­цу, из­вест­но­му Ему и со­дер­жа­ще­му­ся в Его по­мыс­лах.

Пра­во­вер­ные — слу­ги, ра­бо­таю­щие у Ал­ла­ха. Где бы, ко­гда бы и ка­ким об­ра­зом ни воз­же­лал Ал­лах, что­бы они ра­бо­та­ли, они долж­ны ра­бо­тать и по­лу­чать за свой труд из­вест­ное воз­на­гра­ж­де­ние. Не их де­ло, да и не от них за­ви­сит ре­ше­ние, к ка­ко­му кон­цу дол­жен прий­ти при­зыв. Это свер­ша­ет­ся по во­ле ра­бо­то­да­те­ля, и не де­ло ра­бот­ни­ков вме­ши­вать­ся.

В лю­бом слу­чае они по­лу­ча­ют пер­вую пла­ту в ви­де уми­ро­тво­ре­ния серд­цу, воз­вы­шен­ность в чув­ст­вах, кра­со­ту в во­об­ра­же­нии, из­бав­ле­ние от оков и пре­лес­тей, ос­во­бо­ж­де­ние от стра­ха и бес­по­кой­ст­ва.

Вто­рую часть воз­на­гра­ж­де­ния они по­лу­чат, бу­ду­чи еще на этой ма­лень­кой зем­ле в выс­шем сон­ме в ви­де по­ми­на­ния и бла­го­род­ст­ва.

Наи­боль­шую часть воз­на­гра­ж­де­ния они по­лу­чат в по­тус­то­рон­нем ми­ре в ви­де лег­ко­го Су­да и ог­ром­но­го бла­жен­ст­ва.

Вме­сте с ка­ж­дой ча­стью пра­во­вер­ные по­лу­чат не­что боль­шее, чем все час­ти воз­на­гра­ж­де­ния вме­сте взя­тые, а имен­но — удов­ле­тво­ре­ние Ал­ла­ха ими. По­ис­ти­не, они — на­род, из­бран­ный для то­го, что­бы быть ин­ст­ру­мен­том его пре­до­пре­де­ле­ния и при­кры­ти­ем Его мо­гу­ще­ст­ва. На зем­ле Он сде­ла­ет с ни­ми то, что по­же­ла­ет.

  *     *     * 

Вот так ко­ра­ни­че­ское вос­пи­та­ние из­бран­ной про­слой­ки му­суль­ман при­ве­ло их на пер­вом эта­пе к та­ко­му раз­ви­тию, ко­то­рое ос­во­бо­ди­ло их от са­мих се­бя, от сво­их лич­но­стей. Они окон­ча­тель­но из­ба­ви­ли се­бя от де­ла и ста­ли ра­бо­тать слу­га­ми у ра­бо­то­да­те­ля. Во вся­ком слу­чае и при лю­бых об­стоя­тель­ст­вах они до­воль­ны вы­бо­ром Ал­ла­ха.

Про­ро­че­ское вос­пи­та­ние шло в но­гу с ко­ра­ни­че­ски­ми на­став­ле­ния­ми, ори­ен­ти­руя серд­ца и взо­ры на Рай, при­зы­вая их к дол­го­тер­пе­нию и не­се­нию воз­ло­жен­ной на них из­бран­ной ро­ли, по­ка Ал­лах не по­зво­лит то, что по­же­ла­ет, как в зем­ной жиз­ни, так и в ми­ре по­тус­то­рон­нем.

По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ви­дел, как стра­да­ли и ка­ким тя­же­лым ис­пы­та­ни­ям под­вер­га­лись в Мек­ке Ам­мар, его мать и отец, да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах. Са­мое боль­шое, что он то­гда про­из­нес, бы­ло: “Тер­пе­ние, о се­мья Яси­ра! Вам обе­щан Рай!”

Хаб­баб бен аль-Арт, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, рас­ска­зал: “Мы по­жа­ло­ва­лись од­на­ж­ды по­слан­ни­ку Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), ко­гда он воз­ле­жал на сво­ем пла­ще в те­ни Каа­бы. Мы ска­за­ли ему: “Ты не мог бы по­про­сить по­мо­щи для нас или хо­тя бы по­мо­лить­ся за нас?” — Он от­ве­тил: “Еще до вас на­ка­зы­ва­ли од­но­го муж­чи­ну. Для не­го вы­ры­ли яму в зем­ле, по­ло­жи­ли его ту­да. За­тем при­нес­ли пи­лу и, при­ло­жив ее к го­ло­ве, рас­пи­ли­ли на­двое. Его рас­че­сы­ва­ли же­лез­ны­ми гре­бен­ка­ми до кос­тей. И это не от­да­ли­ло его от ре­ли­гии. Кля­нусь Ал­ла­хом, Все­выш­ний за­вер­шит это де­ло, по­ка пу­те­ше­ст­вен­ник бу­дет ид­ти от Са­ны до Хад­ра­мау­та, не бо­ясь ни­ко­го, кро­ме Ал­ла­ха и вол­ка, ко­то­рый мо­жет за­драть его овец. Но вы очень уж спе­ши­те”. (По вер­сии Аль-Бу­ха­ри).

*        *        *

У Ал­ла­ха муд­рость — за ка­ж­дым по­ряд­ком и за ка­ж­дым об­стоя­тель­ст­вом. Он — Уст­рои­тель всей Все­лен­ной, Он зна­ет ее от на­ча­ла и до кон­ца и ко­ор­ди­ни­ру­ет все про­ис­хо­дя­щие в ней со­бы­тия и свя­зи. Это Он — Тот, кто зна­ет скры­тую муд­рость, со­дер­жа­щую­ся в Его со­кры­той не­из­вест­нос­ти, муд­рость, ко­то­рая со­гла­су­ет­ся с Его же­ла­ни­ем и во­лей на про­тя­же­нии все­го дол­го­го пу­ти.

Ино­гда, по про­ше­ст­вии по­ко­ле­ний и ве­ков, Он рас­кры­ва­ет нам муд­рость слу­чив­ше­го­ся и не­по­сти­жи­мые для со­вре­мен­ни­ков со­бы­тия. Воз­мож­но, сви­де­те­ли со­бы­тия спра­ши­ва­ли: “По­че­му? По­че­му, о Гос­по­ди, это про­ис­хо­дит?” в то вре­мя, как сам этот во­прос суть не­ве­же­ст­во (джахль), ко­то­ро­го ос­те­ре­га­ет­ся ве­рую­щий, по­то­му что он из­на­чаль­но зна­ет, что за вся­ким пре­до­пре­де­ле­ни­ем — муд­рость Ал­ла­ха, и что в Его во­об­ра­же­нии ем­кость диа­па­зо­на, мас­шта­бы про­стран­ст­ва и вре­ме­ни, цен­но­сти и кри­те­рии из­на­чаль­но из­бав­ля­ют его от не­об­хо­ди­мо­сти ду­мать по по­во­ду это­го во­про­са. Вот пра­во­вер­ный и жи­вет с пре­до­пре­де­ле­ни­ем, уми­ро­тво­рен­но и по­кор­но.

Ко­ран фор­ми­ро­вал серд­ца, го­то­вя их к пре­дан­но­сти и вер­но­сти. Они долж­ны бы­ли быть на­столь­ко стой­ки­ми, силь­ны­ми и бес­при­стра­ст­ны­ми, что­бы, при­ла­гая все уси­лия и пе­ре­но­ся все не­взго­ды, не стре­мить­ся ни к че­му на зем­ле, ни­че­го не ожи­дать, кро­ме по­тус­то­рон­не­го ми­ра, ни­че­го не же­лать, кро­ме бла­го­склон­но­сти Ал­ла­ха. Эти серд­ца го­то­вы пре­рвать все зем­ное пу­те­ше­ст­вие в тя­го­сти, не­сча­стьи, че­рез ли­ше­ния, стра­да­ния и са­мо­по­жерт­во­ва­ние, без ка­ко­го-ли­бо близ­ко­го воз­на­гра­ж­де­ния на зем­ле, да­же хо­тя бы и бы­ло это воз­на­гра­ж­де­ние тор­же­ст­вом при­зы­ва, по­бе­дой Ис­ла­ма и три­ум­фом му­суль­ман, а мож­но ска­зать боль­ше — да­же ес­ли бы это воз­на­гра­ж­де­ние бы­ло ги­бе­лью дес­по­тов от на­ка­за­ния Мо­гу­ще­ст­вен­но­го и Все­силь­но­го, по­доб­но то­му, как Он по­сту­пил с пер­вы­ми об­ви­няю­щи­ми во лжи.

Да­же ес­ли най­дут­ся та­кие серд­ца, ко­то­рые зна­ют это, то в зем­ном пу­те­ше­ст­вии они бу­дут толь­ко от­да­вать, ни­че­го не по­лу­чая вза­мен, аб­со­лют­но ни­че­го, и что толь­ко в по­тус­то­рон­нем ми­ре бу­дет про­ве­де­на раз­гра­ни­чи­тель­ная ли­ния ме­ж­ду прав­дой и ло­жью, а Ал­лах бу­дет знать ис­крен­ность их на­ме­ре­ний от­но­си­тель­но то­го, че­му они по­кля­лись и за что взя­ли на се­бя от­вет­ст­вен­ность, они по­лу­чат под­держ­ку на зем­ле, и Ал­лах об­ле­чет их до­ве­ри­ем, при­чем не про­сто для них са­мих, а для то­го, что­бы они на­деж­но ис­пол­ня­ли бо­же­ст­вен­ный за­кон, и они спо­соб­ны на та­кую вер­ность еще с тех пор, как им не бы­ло обе­ща­но в зем­ной жиз­ни ни­ка­кой вы­го­ды, ко­то­рую они мог­ли бы по­лу­чить, но не стре­ми­лись к это­му. Они все­це­ло от­да­дут­ся Ал­ла­ху в день, ко­гда бу­дут упо­вать на един­ст­вен­ное воз­на­гра­ж­де­ние — ми­лость Ал­ла­ха Все­выш­не­го.

Все ко­ра­ни­че­ские ая­ты, в ко­то­рых упо­ми­на­ет­ся под­держ­ка, упо­ми­на­ют­ся вы­го­ды и упо­ми­на­ет­ся на­ка­за­ние мно­го­бож­ни­ков ру­ка­ми пра­во­вер­ных, бы­ли ни­спос­ла­ны в Ме­ди­не, уже по­сле то­го, как под­держ­ка му­суль­ма­нам бы­ла уже ока­за­на, по­то­му что во­ля Ал­ла­ха пред­по­ла­га­ла, что этот за­кон дол­жен иметь ре­аль­ность в че­ло­ве­че­ской жиз­ни, по­то­му что во­ля Ал­ла­ха ус­та­нав­ли­ва­ла этот за­кон в прак­ти­че­ской кон­крет­ной фор­ме, дос­туп­ной для по­ни­ма­ния по­ко­ле­ний. Не бы­ло ни­ка­ко­го воз­на­гра­ж­де­ния за тру­ды, ста­ра­ние, са­мо­по­жерт­во­ва­ние и стра­да­ние, а бы­ло толь­ко пре­до­пре­де­ле­ние Ал­ла­ха, за ко­то­рым скры­ва­лась муд­рость, ко­то­рую мы сей­час пы­та­ем­ся по­нять.

Это за­ме­ча­ние сто­ит то­го, что­бы над ним за­ду­ма­лись про­по­вед­ни­ки ре­ли­гии Ал­ла­ха на всей зем­ле и в ка­ж­дом по­ко­ле­нии. Суть его спо­соб­на по­ка­зать им ве­хи на пу­ти, чет­ко и без ка­ких-ли­бо не­яс­но­стей, ут­вер­дить ша­ги тех, кто воз­на­ме­рил­ся прой­ти этот путь до кон­ца, не­за­ви­си­мо от то­го, ка­ко­вым бу­дет этот ко­нец, не об­ра­щая вни­ма­ние на то, что он мо­жет быть усы­пан че­ре­па­ми и час­тя­ми тел по­гиб­ших, ос­тат­ка­ми кро­ви и пло­ти. Они бу­дут ид­ти, по­ка не по­лу­чат под­держ­ку или не одер­жат по­бе­ды, или по­ка не дос­тиг­нут раз­гра­ни­чи­тель­ной ли­нии ме­ж­ду прав­дой и ло­жью на зем­ле. Од­на­ко, ес­ли Ал­лах по­же­ла­ет, Он сде­ла­ет с ни­ми не­что во имя Сво­его при­зы­ва и Сво­ей ре­ли­гии. И бу­дет так, как то­го по­же­ла­ет Ал­лах. Ни­ка­ко­го воз­на­гра­ж­де­ния за стра­да­ния и по­жерт­во­ва­ния! Ни­ка­ко­го! Зем­ля — не дом воз­на­гра­ж­де­ния! Все про­изой­дет во ис­пол­не­ние пре­до­пре­де­ле­ния Ал­ла­ха по де­лу о Его при­зы­ве и Его за­ко­ну для лю­дей, ко­то­рых Он Сам вы­бе­рет, с тем что­бы по­сту­пить с ни­ми так, как Он то­го по­же­ла­ет. Им дос­та­точ­но это­го бла­го­род­но­го вы­бо­ра, пе­ред ко­то­рым блек­нет и ста­но­вит­ся ни­чтож­ной са­ма жизнь и все, что со­дер­жит в се­бе из ра­до­стей и пе­ча­лей зем­но­го пу­ти.

*           *           *

Есть еще од­на ис­ти­на, о ко­то­рой сви­де­тель­ст­ву­ет один из ко­ра­ни­че­ских ком­мен­та­ри­ев по ис­то­рии о вла­де­те­лях рва. Так, Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

“…И раз­гне­ва­лись они на них толь­ко за то, что они уве­ро­ва­ли в Ал­ла­ха Ве­ли­ко­го, Дос­тох­валь­но­го…” (Баш­ни, аят 8).

Это — ис­ти­на, над ко­то­рой сле­ду­ет за­ду­мать­ся ве­рую­щим на всей зем­ле и во всех по­ко­ле­ни­ях.

Бит­ва ме­ж­ду ве­рую­щи­ми и их вра­га­ми по су­ти сво­ей пред­став­ля­ет со­бой бит­ву за ве­ро­уче­ние и ни в ко­ем слу­чае ни за что дру­гое. Вра­ги пра­во­вер­ных мстят им толь­ко за то, что они уве­ро­ва­ли, они осу­ж­да­ют их ис­клю­чи­тель­но за ве­ро­уче­ние.

Это — бит­ва не по­ли­ти­че­ская, не эко­но­ми­че­ская и не ра­со­вая. Ес­ли бы это бы­ло так, ее лег­ко мож­но бы­ло бы ос­та­но­вить, и лег­ко ре­шить ее про­бле­ма­ти­ку. Но эта бит­ва по су­ти сво­ей — бит­ва за ве­ро­уче­ние. Без­бо­жие или ве­ра, джа­хи­лийя или Ис­лам — ино­го не да­но.

Пред­во­ди­те­ли мно­го­бож­ни­ков пред­ла­га­ли по­слан­ни­ку Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) день­ги, власть и то­вар во имя од­но­го — во имя то­го, что­бы он ос­та­вил бит­ву за ве­ро­уче­ние и что­бы по­со­дей­ст­во­вал ее пре­кра­ще­нию. Да­же ес­ли бы он и от­ве­тил, упа­си Гос­подь, так, что­бы это в ка­кой-то ме­ре от­ве­ча­ло их же­ла­нию, эта бит­ва ме­ж­ду ве­рую­щи­ми и без­бож­ни­ка­ми пре­кра­ти­лась бы.

Это — про­бле­ма ве­ро­уче­ния. Это — бит­ва за ве­ро­уче­ние. Это долж­ны осоз­нать ве­рую­щие, где бы им ни при­шлось стал­ки­вать­ся с про­тив­ни­ком. Про­тив­ник вы­сту­па­ет про­тив ве­рую­щих толь­ко по при­чи­не их ве­ро­уче­ния, “толь­ко за то, что они уве­ро­ва­ли в Ал­ла­ха Ве­ли­ко­го, Дос­тох­валь­но­го”, и по­то­му, что они пре­да­ны Ему, и ни­ко­му дру­го­му, по­кор­но и сми­рен­но!

Воз­мож­но, про­тив­ни­ки пра­во­вер­ных и под­ни­мут в этой бит­ве ка­кое-ни­будь дру­гое зна­мя, ли­шен­ное ве­ро­ис­по­ве­даль­ной ок­ра­ски, на­при­мер, зна­мя эко­но­ми­че­ское, по­ли­ти­че­ское или ра­со­вое, с тем что­бы за­мас­ки­ро­вать ис­ти­ну бит­вы от ве­рую­щих и по­га­сить в их ду­шах фа­кел ве­ро­уче­ния. Пра­во­вер­ные в этом слу­чае не долж­ны об­ма­нуть­ся. Они долж­ны по­ни­мать, что это все­го лишь мас­ки­ров­ка на пу­ти не­вер­ных и за­ра­нее про­ду­ман­ной це­ли. Кто ме­ня­ет зна­мя бит­вы, тот хо­чет от­вра­тить их от под­лин­но­го ору­жия по­бе­ды, по­бе­ды в од­ной из ее форм, рав­но как ду­хов­но­го ос­во­бо­ж­де­ния, как то про­изош­ло во вре­мя со­бы­тий с ис­поль­зо­ва­ни­ем рва, так и в ви­де ус­та­нов­ле­ния ге­ге­мо­нии, воз­ник­шей, на­при­мер, на ос­но­ве ду­хов­но­го рас­кре­по­ще­ния, как то бы­ло с пер­вым по­ко­ле­ни­ем му­суль­ман.

Пе­ред на­ши­ми гла­за­ми один из при­ме­ров мас­ки­ров­ки зна­ме­ни в по­пыт­ке со­вре­мен­но­го ми­ро­во­го дви­же­ния кре­сто­нос­цев от­вра­тить нас от ис­ти­ны бит­вы и фаль­си­фи­ци­ро­вать ис­то­рию. Они ут­вер­жда­ют, что кре­сто­вые по­хо­ды бы­ли при­кры­ти­ем для ко­ло­ниа­лиз­ма. Ни в ко­ем слу­чае! На­про­тив, ко­ло­ниа­лизм, при­дя с не­ко­то­рым опо­зда­ни­ем, по­слу­жил при­кры­ти­ем для кре­сто­нос­но­го ду­ха, ко­то­рый все еще спо­со­бен, как и в сред­ние ве­ка, сбро­сив мас­ку, по­ка­зать свое под­лин­ное ли­цо, и ко­то­рый в те да­ле­кие вре­ме­на раз­бил­ся о ска­лу ве­ро­уче­ния, столк­нув­шись с му­суль­ма­на­ми, ко­то­рых воз­глав­ля­ли вое­на­чаль­ни­ки — вы­ход­цы из раз­лич­ных рас: там бы­ли и курд Са­ла­хид­дин, и мам­люк Ту­ран-шах, и пред­ста­ви­те­ли дру­гих рас и на­ро­дов, ко­то­рые, за­быв о сво­ей на­цио­наль­но­сти, пом­ни­ли о ве­ро­уче­нии и по­бе­ди­ли под зна­ме­нем это­го ве­ро­уче­ния.

“…И раз­гне­ва­лись они на них толь­ко за то, что они уве­ро­ва­ли в Ал­ла­ха Ве­ли­ко­го, Дос­тох­валь­но­го…” (Баш­ни, аят 8).

Прав­ду ска­зал Все­мо­гу­щий Ал­лах!

Лгут ко­вар­ные фаль­си­фи­ка­то­ры!

И в за­клю­че­ние воз­да­дим хва­лу Ал­ла­ху —
Гос­по­ду всех ми­ров!

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: