RSS

10) НА­ЦИО­НАЛЬ­НАЯ ПРИ­НАД­ЛЕЖ­НОСТЬ МУ­СУЛЬ­МА­НИ­НА И ЕГО РЕ­ЛИ­ГИ­ОЗ­НЫЕ УБЕ­Ж­ДЕ­НИЯ

Ис­лам при­нес че­ло­ве­че­ст­ву но­вый взгляд на ис­ти­ну за­ви­си­мо­стей и свя­зей в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве. Он при­нес ему но­вый взгляд на ис­ти­ну цен­но­стей и со­об­ра­же­ний, на ис­ти­ну ин­стан­ций, от ко­то­рой при­хо­дят эти цен­но­сти и со­об­ра­же­ния.

Ис­лам при­шел для то­го, что­бы воз­вра­тить че­ло­ве­ка к его Гос­по­ду, с тем что­бы сде­лать Его един­ст­вен­ной вла­стью, от ко­то­рой он ста­нет по­лу­чать свои кри­те­рии и цен­но­сти, как по­лу­чил от нее свое бы­тие и жизнь; вла­стью, к ко­то­рой он об­ра­щен свои­ми свя­зя­ми и за­ви­си­мо­стя­ми, не го­во­ря уже о том, что че­ло­век поя­вил­ся по ее во­ле и к ней воз­вра­тит­ся.

Ис­лам при­шел, с тем что­бы ус­та­но­вить для че­ло­ве­ка, что су­ще­ст­ву­ет од­на-един­ст­вен­ная связь, ко­то­рая свя­зы­ва­ет лю­дей ме­ж­ду со­бой на ос­но­ве ве­ры в Ал­ла­ха, и ес­ли эта связь обор­вет­ся, то не бу­дет ни­ка­кой свя­зи и ни­ка­кой люб­ви.

“Ты не най­дешь лю­дей, ко­то­рые ве­ру­ют в Ал­ла­ха и в по­след­ний день, что­бы они лю­би­ли тех, кто про­ти­вит­ся Ал­ла­ху и Его по­слан­ни­ку, хо­тя бы они бы­ли их от­ца­ми, или сы­новь­я­ми, или их брать­я­ми, или их ро­дом…” (Пре­пи­ра­тель­ст­во, аят 22).

У Ал­ла­ха од­на пар­тия, и дру­гих не су­ще­ст­ву­ет. Все иные пар­тии при­над­ле­жат шай­та­ну и та­гу­ту:

“Те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли, сра­жа­ют­ся на пу­ти Ал­ла­ха, а те, ко­то­рые не ве­ру­ют, сра­жа­ют­ся на пу­ти та­гу­та. Сра­жай­тесь же с друзь­я­ми са­та­ны; ведь коз­ни са­та­ны сла­бы!” (Жен­щи­ны, аят 78).

Су­ще­ст­ву­ет один-един­ст­вен­ный путь, ко­то­рый ве­дет к Ал­ла­ху, и вся­кий иной путь к Не­му не ве­дет:

“И это — Моя до­ро­га пря­мая; и сле­дуй­те же по ней и не сле­дуй­те дру­ги­ми пу­тя­ми, что­бы они не от­де­ли­ли вас от Его до­ро­ги…” (Скот, аят 154).

Су­ще­ст­ву­ет один-един­ст­вен­ный по­ря­док — по­ря­док ис­лам­ский, и вся­кие иные по­ряд­ки — по­ряд­ки джа­хи­ли­ст­ские:

“Не­у­же­ли су­да вре­мен аль-джа­хи­лийи они хо­тят? Кто же луч­ше Ал­ла­ха по су­ду для на­ро­да, об­ла­даю­ще­го убе­ж­де­ни­ем?” (Тра­пе­за, аят 55).

Су­ще­ст­ву­ет один-един­ст­вен­ный за­кон — ша­ри­ат Ал­ла­ха, и все ос­таль­ное — страсть и при­хоть:

“По­том Мы уст­рои­ли те­бя на пря­мом пу­ти по­ве­ле­ния. Сле­дуй же по не­му и не сле­дуй стра­стям тех, ко­то­рые не зна­ют!” (Ко­ле­но­пре­кло­нен­ная, аят 17).

Су­ще­ст­ву­ет од­на-един­ст­вен­ная ис­ти­на, а не не­сколь­ко. Все, что кро­ме нее, — за­блу­ж­де­ние:

“…Что же по­сле ис­ти­ны, кро­ме за­блу­ж­де­ния? До че­го же вы от­вра­ще­ны!” (Йу­нус, аят 33).

Су­ще­ст­ву­ет од­на-един­ст­вен­ная зем­ля — оби­тель Ис­ла­ма (дар аль-ис­лам), в ко­то­рой функ­цио­ни­ру­ет ис­лам­ское го­су­дар­ст­во, где пра­вит и гос­под­ству­ет ша­ри­ат Ал­ла­ха, где ус­та­нов­ле­ны его за­пре­ты и где му­суль­ма­не в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду со­бой — близ­кие и дру­зья. Вся­кий иной мир — тер­ри­то­рия вой­ны (дар аль-харб). От­но­ше­ние му­суль­ма­ни­на к не­му — ли­бо ве­де­ние борь­бы с ним, ли­бо за­клю­че­ние пе­ре­ми­рия при ус­ло­вии га­ран­тии безо­пас­но­сти для му­суль­ман на ос­но­ва­нии до­го­во­ра. Од­на­ко вме­сте с тем, эта тер­ри­то­рия не счи­та­ет­ся оби­те­лью Ис­ла­ма и не мо­жет быть и ре­чи о ло­яль­ных от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду на­се­ле­ни­ем этой тер­ри­то­рии и му­суль­ма­на­ми:

“По­ис­ти­не, те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли и вы­се­ли­лись и бо­ро­лись сво­им иму­ще­ст­вом и ду­ша­ми на пу­ти Ал­ла­ха, и те, ко­то­рые да­ли убе­жи­ще и по­мог­ли, — эти близ­ки друг дру­гу. А те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли, но не вы­се­ли­лись, — нет у вас ни­ка­кой бли­зо­сти к ним, по­ка они не вы­се­лят­ся! А ес­ли они по­про­сят у вас по­мо­щи в ре­ли­гии, то на вас ле­жит по­мощь, ес­ли толь­ко не про­тив то­го на­ро­да, ме­ж­ду ко­то­рым и ва­ми есть до­го­вор. И Ал­лах ви­дит то, что вы де­лае­те!

А те, ко­то­рые не уве­ро­ва­ли, од­ни из них — близ­ки дру­гим. Ес­ли вы это­го не сде­лае­те, то бу­дет сму­та на зем­ле и ве­ли­кая пор­ча.

А те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли и вы­се­ли­лись и бо­ро­лись на пу­ти Ал­ла­ха, и те, ко­то­рые при­юти­ли и по­мог­ли, — они — ве­рую­щие; обя­за­тель­ст­вом для них — про­ще­ние и щед­рый удел.

А те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли по­том и вы­се­ли­лись и бо­ро­лись вме­сте с ва­ми, — они — из вас…” (До­бы­ча, ая­ты 73-76).

Вот та­ким пре­ис­пол­нен­ным сия­ния чис­то­ты и не­по­ко­ле­би­мой ре­ши­мо­сти при­шел к лю­дям Ис­лам. Он при­шел, с тем что­бы под­нять че­ло­ве­ка и из­ба­вить его от уз зем­ли и гря­зи. У му­суль­ма­ни­на нет дру­гой ро­ди­ны, кро­ме той, где во­ца­рил­ся ша­ри­ат Ал­ла­ха. Ме­ж­ду ро­ди­ной и людь­ми ус­та­нав­ли­ва­ют­ся свя­зи на ос­но­ве от­но­ше­ния к Ал­ла­ху. У му­суль­ма­ни­на нет ни­ка­ко­го гра­ж­дан­ст­ва, кро­ме его ре­ли­ги­оз­ных убе­ж­де­ний, ко­то­рые де­ла­ют его чле­ном “му­суль­ман­ской ум­мы” (ис­лам­ской на­ции) в оби­те­ли Ис­ла­ма (дар аль-ис­лам). У му­суль­ма­ни­на нет ни­ка­кой род­ни, кро­ме той, ко­то­рая свя­за­на с ним ве­ро­уче­ни­ем, ни­спос­лан­ным от Ал­ла­ха. И он и его се­мья по­вя­за­ны ве­рой в Ал­ла­ха.

По­сле ус­та­нов­ле­ния пер­вей­шей свя­зи с Твор­цом у му­суль­ма­ни­на нет род­ни, вклю­чая от­ца, мать, бра­та, суп­ру­гу и род.

Толь­ко по­сле свя­зи с Ал­ла­хом по зна­чи­мо­сти сле­ду­ет кров­ная род­ст­вен­ная связь:

“О лю­ди! Бой­тесь ва­ше­го Гос­по­да, ко­то­рый со­тво­рил вас из од­ной ду­ши и со­тво­рил из нее па­ру ей, а от них рас­про­стра­нил мно­го муж­чин и жен­щин. И бой­тесь Ал­ла­ха, ко­то­рым вы друг дру­га уп­ра­ши­вае­те, и бой­тесь род­ст­вен­ных свя­зей…” (Жен­щи­ны, аят 1).

Это не ме­ша­ет ока­зы­вать ро­ди­те­лям зна­ки вни­ма­ния и до­б­ра, да­же ес­ли они ис­по­ве­ду­ют иные ре­ли­ги­оз­ные убе­ж­де­ния, до тех пор, по­ка они не вста­ли во вра­ж­деб­ную му­суль­ма­нам по­зи­цию, но то­гда не мо­жет быть и ре­чи о ка­ких-ли­бо свя­зях с ни­ми или зна­ках вни­ма­ния к ним. На эту те­му яр­кий при­мер да­ет нам Аб­дул­ла бен Аб­дул­ла бен Убэй.

Ибн Джа­рир пе­ре­дал со ссыл­кой на Ибн Зия­да сле­дую­щие сло­ва: “По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) при­звал к се­бе Аб­дул­лу бен Аб­дул­лу бен Убэйя и ска­зал ему: “А зна­ешь ли ты, что го­во­рит твой отец?” — Аб­дул­ла пе­ре­спро­сил: “А что он ска­зал? Ты мне до­ро­же от­ца и ма­те­ри”. — Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) от­ве­тил: “Он го­во­рит, что ес­ли мы воз­вра­тим­ся в Ме­ди­ну, то са­мый мо­гу­ще­ст­вен­ный из­го­нит из нее са­мо­го низ­ко­го”. — Аб­дул­ла ска­зал: “Кля­нусь Ал­ла­хом, о Про­рок, он ска­зал прав­ду. Ты, Ал­лах то­му сви­де­тель, са­мый мо­гу­ще­ст­вен­ный, а он — са­мый низ­кий. Жи­те­ли Ме­ди­ны на­вер­ня­ка зна­ют, что в го­ро­де нет че­ло­ве­ка, ко­то­рый от­но­сил­ся бы к сво­ему от­цу луч­ше чем я. Ес­ли Ал­лах и Его по­слан­ник хо­тят, то я го­тов при­нес­ти им го­ло­ву от­ца”. По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) вы­слу­шал Аб­дул­лу и ска­зал: “Нет”. — А ко­гда они при­шли в Ме­ди­ну, Аб­дул­ла бен Аб­дул­ла бен Убэй встал у во­рот го­ро­да с ме­чом в ру­ках и спро­сил сво­его от­ца: “Ты го­во­рил, что ес­ли мы воз­вра­тим­ся в Ме­ди­ну, наи­бо­лее мо­гу­ще­ст­вен­ный из­го­нит из нее са­мо­го низ­ко­го? Кля­нусь Ал­ла­хом, ты уз­на­ешь, за кем си­ла. За то­бой или за по­слан­ни­ком Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Кля­нусь Ал­ла­хом, в этом го­ро­де ты ни­ко­гда не най­дешь убе­жи­ща и при­юта без раз­ре­ше­ния на то со сто­ро­ны Ал­ла­ха и Его по­слан­ни­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет)”. — Отец ска­зал в от­вет: “По­смот­ри­те, о лю­ди пле­ме­ни Хаз­радж! Мой сын ли­ша­ет ме­ня мое­го до­ма!” — Аб­дул­ла от­ве­тил: “Кля­нусь Ал­ла­хом, он, ес­ли и най­дет в нем при­ют, то толь­ко с Его раз­ре­ше­ния!” — Во­круг не­го со­брал­ся на­род и все ста­ли его уго­ва­ри­вать. Он же ска­зал: “Кля­нусь Ал­ла­хом, он вой­дет в дом толь­ко с раз­ре­ше­ния Ал­ла­ха и Его по­слан­ни­ка”. — По­сле это­го лю­ди при­шли к Про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) и рас­ска­за­ли ему обо всем. Он ска­зал в от­вет: “Пой­ди­те к не­му и ска­жи­те ему: “Ос­тавь в по­кое его и его жи­ли­ще”. — Ко­гда они при­шли к Аб­дул­ле, он ска­зал: “Ну, ес­ли уж при­шло по­ве­ле­ние Про­ро­ка, то я по­ви­ну­юсь”.

Ко­гда воз­ни­ка­ет ве­ро­ис­по­ве­даль­ная взаи­мо­связь, то­гда все пра­во­вер­ные ста­но­вят­ся брать­я­ми, да­же ес­ли их не свя­зы­ва­ют узы кров­но­го род­ст­ва и род­ст­вен­ные свя­зи по жен­ской ли­нии:

“По­ис­ти­не, пра­во­вер­ные — бра­тья”. А ла­ко­нич­нее и убе­ди­тель­нее на эту те­му мож­но ска­зать сле­дую­щи­ми сло­ва­ми Все­выш­не­го:

“По­ис­ти­не, те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли и вы­се­ли­лись и бо­ро­лись сво­им иму­ще­ст­вом и свои­ми ду­ша­ми на пу­ти Ал­ла­ха, и те, ко­то­рые да­ли убе­жи­ще и по­мог­ли, — эти близ­ки друг дру­гу…” (До­бы­ча, аят 73).

Эта бли­зость и род­ст­во вы­хо­дят за рам­ки жиз­ни од­но­го по­ко­ле­ния и рас­про­стра­ня­ют­ся на по­сле­дую­щие по­ко­ле­ния. Они свя­зы­ва­ют пер­во­го му­суль­ма­ни­на ис­лам­ской Ум­мы с по­след­ним, из тех, кто при­нял Ис­лам, и по­след­не­го с пер­вым проч­ны­ми уза­ми люб­ви, друж­бы, пре­дан­но­сти и со­чув­ст­вия.

“Те, ко­то­рые ут­вер­ди­лись в сво­ем жи­ли­ще и ве­ре до них, лю­бят вы­се­лив­ших­ся к ним и не на­хо­дят в гру­ди сво­ей ни­ка­кой ну­ж­ды к то­му, что им да­ро­ва­но. Они да­ют пред­поч­те­ние пе­ред со­бой, хо­тя бы и бы­ло у них стес­не­ние. Кто обезо­па­шен от ску­по­сти са­мо­го се­бя, — те сча­ст­ли­вы!

Те, ко­то­рые при­шли по­сле них, го­во­рят: “Гос­по­ди, про­сти нам и на­шим брать­ям, ко­то­рые опе­ре­ди­ли нас в ве­ре! Не ут­вер­ждай в серд­цах на­ших зло­бы к тем, ко­то­рые уве­ро­ва­ли. Гос­по­ди наш! Ведь Ты — Ми­ло­серд­ный, Ми­ло­сти­вый! (Со­б­ра­ние, ая­ты 9-10).

*      *      *

Ал­лах об­ра­ща­ет вни­ма­ние му­суль­ман на при­мер “бла­го­род­ной куч­ки” про­ро­ков, ко­то­рые опе­ре­ди­ли их в ве­ре, ухо­дя­щей свои­ми кор­ня­ми в глу­би­ну вре­мен:

“И воз­звал Нух к сво­ему Гос­по­ду и ска­зал: “Гос­по­ди! Сын мой — из мо­ей се­мьи, и обе­ща­ние Твое — ис­ти­на, и ты — Прав­ди­вей­ший из су­дей”. Гос­подь от­ве­тил: “О Нух! Он не из тво­ей се­мьи; это — де­ло не­пра­вед­ное; не спра­ши­вай же Ме­ня, о чем ты не зна­ешь. Я те­бя уве­щаю не быть из чис­ла не­ве­даю­щих”.

Он ска­зал: “Гос­по­ди, я ищу у Те­бя за­щи­ты, что­бы мне не про­сить Те­бя о том, че­го я не знаю. Ес­ли Ты не про­стишь мне и не по­ми­лу­ешь, я бу­ду из чис­ла по­тер­пев­ших убы­ток” (Худ, ая­ты 45-47).

“И вот, Гос­подь ис­пы­тал Иб­ра­хи­ма сло­ва­ми и он за­вер­шил их. Он ска­зал: “По­ис­ти­не, Я сде­лаю те­бя для лю­дей има­мом”. Он ска­зал: “И из мое­го по­том­ст­ва?” Гос­подь от­ве­тил: “Не объ­ем­лет за­вет Мой не­пра­вед­ных” (Ко­ро­ва, аят 118).

“И вот ска­зал Иб­ра­хим: “Гос­по­ди! Сде­лай это стра­ной безо­пас­ной и на­де­ли оби­та­те­лей ее пло­да­ми, — тех из них, кто уве­ро­вал в Ал­ла­ха и в по­след­ний день”. Он ска­зал: “А тем, ко­то­рые не уве­ро­ва­ли, Я дам в поль­зо­ва­ние не­на­дол­го, а по­том вверг­ну их в му­ку ог­нен­ную. Как страш­но это при­ста­ни­ще!” (Ко­ро­ва, аят 120).

Иб­ра­хим уе­ди­нил­ся от от­ца сво­его и сво­ей се­мьи, ко­гда уви­дел, что они на­стаи­ва­ют на сво­ем за­блу­ж­де­нии:

“Я от­де­люсь от вас и от то­го, что вы при­зы­вае­те, по­ми­мо Ал­ла­ха. Я при­зы­ваю сво­его Гос­по­да, мо­жет быть, я не бу­ду в при­зы­ва­нии сво­его Гос­по­да не­сча­ст­ным” (Марйам, аят 49).

В ка­че­ст­ве при­ме­ра, дос­той­но­го под­ра­жа­ния, мож­но брать сло­ва, ска­зан­ные Ал­ла­хом об Иб­ра­хи­ме и его на­ро­де:

“Был вам хо­ро­ший при­мер в Иб­ра­хи­ме и тех, кто был с ним. Вот ска­за­ли они сво­ему на­ро­ду: “Мы не­при­ча­ст­ны к вам и к то­му, че­му вы по­кло­няе­тесь, по­ми­мо Ал­ла­ха. Мы не ве­ру­ем в вас. На­ча­лась ме­ж­ду ни­ми и ва­ми вра­ж­да и не­на­висть на­все­гда, по­ка вы не уве­руе­те в Ал­ла­ха Еди­но­го…” (Ис­пы­туе­мая, аят 4).

Ук­рыв­шие­ся в пе­ще­ре юно­ши от­де­ли­лись от сво­их се­мей, сво­их на­ро­дов и сво­ей зем­ли, с тем что­бы ис­крен­не слу­жить Ал­ла­ху ре­ли­ги­оз­ную служ­бу. Со свои­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми убе­ж­де­ния­ми они бе­жа­ли к сво­ему Гос­по­ду, ко­гда им ста­ло тя­же­ло най­ти сво­им убе­ж­де­ни­ям ме­сто у се­бя на ро­ди­не, в се­мье и в ро­ду.

“…ведь они — юно­ши, ко­то­рые уве­ро­ва­ли в сво­его Гос­по­да, и Мы уве­ли­чи­ли в них усер­дие к пря­мо­му пу­ти.

И Мы ук­ре­пи­ли их серд­ца, ко­гда они вста­ли и ска­за­ли: “Гос­подь наш — Гос­подь не­бес и зем­ли, мы не бу­дем при­зы­вать вме­сте с Ним ни­ка­ко­го бо­же­ст­ва. Мы ска­за­ли бы то­гда вы­хо­дя­щее за пре­дел”.

Это — Наш на­род, они взя­ли по­ми­мо Не­го дру­гих бо­жеств. Ес­ли бы они при­шли с яв­ной вла­стью от­но­си­тель­но них! Кто же бо­лее не­спра­вед­лив, чем тот, кто вы­ду­мал на Ал­ла­ха ложь?

И раз вы от­де­ли­лись от них и то­го, че­му они по­кло­ня­ют­ся, кро­ме Ал­ла­ха, то скрой­тесь в пе­ще­ру. Гос­подь ваш про­стрет вам Свою ми­лость и уго­то­вит вам под­держ­ку для ва­ше­го де­ла” (Пе­ще­ра, ая­ты 12-15).

Же­на Ну­ха и же­на Лу­та рас­ста­лись со свои­ми мужь­я­ми, как толь­ко ра­зо­шлись с ни­ми в ре­ли­ги­оз­ных убе­ж­де­ни­ях:

Ал­лах при­вел прит­чей для тех, ко­то­рые не уве­ро­ва­ли, же­ну Ну­ха и же­ну Лу­та. Обе бы­ли за ра­ба­ми из На­ших ра­бов пра­вед­ны­ми, и обе из­ме­ни­ли им. Но ни в чем не из­ба­ви­ли они се­бя от Ал­ла­ха, и ска­за­но бы­ло: “Вой­ди­те в огонь вме­сте с вхо­дя­щи­ми!” (За­пре­ще­ние, аят 10).

О же­не фа­рао­на, с дру­гой сто­ро­ны, в Ко­ра­не при­во­дят­ся сле­дую­щие сло­ва:

“И при­во­дит Ал­лах прит­чей для тех, ко­то­рые уве­ро­ва­ли, же­ну фа­рао­на. Вот она ска­за­ла: “Гос­по­ди, со­ору­ди мне у Се­бя дом в Раю, и спа­си ме­ня от фа­рао­на и его де­ла, и спа­си ме­ня от на­ро­да не­пра­вед­но­го! (За­пре­ще­ние, аят 11).

Та­ким об­ра­зом, из­вест­но боль­шое чис­ло при­ме­ров свя­зей и за­ви­си­мо­стей по род­ст­вен­ным ли­ни­ям. Так, мож­но на­звать связь по от­цов­ст­ву в ис­то­рии Ну­ха, связь с семь­ей, ро­дом и ро­ди­ной в ис­то­рии об оби­та­те­лях пе­ще­ры, связь сы­нов­ст­ва и с ро­ди­ной в ис­то­рии об Иб­ра­хи­ме, брач­ные узы в ис­то­ри­ях о же­нах Ну­ха и Лу­та и о же­не фа­рао­на.

Вот так и раз­ви­ва­лась ис­то­рия о “бла­го­род­ной куч­ке” про­ро­ков в их пред­став­ле­ни­ях об ис­ти­не за­ви­си­мо­стей по род­ст­вен­ной ли­нии и свя­зей, по­ка не поя­ви­лась пре­вос­ход­ная Ум­ма (му­суль­ман­ская об­щи­на). Ей дос­тал­ся этот фонд прит­чей, при­ме­ров и опы­та, по­ка она не по­шла по ни­спос­лан­но­му свы­ше не­бес­но­му пу­ти. Раз­де­лял­ся род, еди­ный до это­го, раз­де­ля­лась се­мья, еди­ная до это­го, как толь­ко вста­вал во­прос о раз­де­ле­нии их чле­нов по ре­ли­ги­оз­ным убе­ж­де­ни­ям. Все это про­ис­хо­ди­ло на фо­не ста­нов­ле­ния пер­вей­шей свя­зи ме­ж­ду людь­ми. Ал­лах, хва­ла Ему, о дос­то­ин­ст­вах пра­во­вер­ных ска­зал сле­дую­щие бла­го­род­ные сло­ва:

“Ты не най­дешь лю­дей, ко­то­рые ве­ру­ют в Ал­ла­ха и в по­след­ний день, что­бы они лю­би­ли тех, кто про­ти­вит­ся Ал­ла­ху и Его по­слан­ни­ку, хо­тя бы они бы­ли его от­ца­ми или сы­новь­я­ми, или брать­я­ми, или их ро­дом. У этих на­пи­сал Ал­лах в их серд­цах ве­ру и под­кре­пил их ду­хом от Не­го и вве­дет их в са­ды, где вни­зу те­кут ре­ки, — веч­но пре­бы­ваю­щи­ми там. Ал­лах до­во­лен ими и они до­воль­ны Ал­ла­хом. Это — пар­тия Ал­ла­ха. О да, по­ис­ти­не, пар­тия Ал­ла­ха — они сча­ст­ли­вые!” (Пре­пи­ра­тель­ст­во, аят 22).

Узы по ре­ли­ги­оз­ным убе­ж­де­ни­ям воз­ник­ли ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) — му­хад­жи­ра­ми и ан­са­ра­ми, ко­гда ра­зо­рва­лись род­ст­вен­ные свя­зи ме­ж­ду Про­ро­ком (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) и его дя­дей Абу Ла­ха­бом и его род­ст­вен­ни­ком Ам­ром бен Хи­ша­мом (Абу Джахль), ко­гда му­хад­жи­ры вы­сту­пи­ли с ору­жи­ем в ру­ках про­тив сво­их се­мей и род­ст­вен­ни­ков, ко­гда они уби­ва­ли их в день бит­вы при Бад­ре. То­гда они ста­ли од­ной семь­ей и брать­я­ми. В то же вре­мя ус­та­но­ви­лась ре­ли­ги­оз­ная связь ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми-ара­ба­ми и их брать­я­ми: Су­гай­бом — ви­зан­тий­цем, Би­ля­лем — эфио­пом и Сал­ма­ном — пер­сом. Ис­чез­ли дух пле­мен­ной не­при­ми­ри­мо­сти, ра­со­вая не­на­висть и чрез­мер­ная при­вя­зан­ность к зем­ле. По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал им: “Ос­тавь­те рев­но­ст­ное от­но­ше­ние к во­про­сам пле­ме­ни, ра­сы и зем­ли. От нее во­ня­ет”. Он ска­зал им: “Кто при­зы­ва­ет к ра­сиз­му, тот — не из на­шей сре­ды. Не из на­шей сре­ды так­же и тот, кто с ору­жи­ем в ру­ках вы­сту­па­ет за ра­сизм. Не из на­шей сре­ды так­же и тот, кто по­гиб, сра­жа­ясь за ра­сизм”. На этом и бы­ло по­кон­че­но с этим гни­ло­ст­ным яв­ле­ни­ем на ос­но­ве род­ст­вен­ных свя­зей и дру­гих при­вя­зан­но­стей. За­кон­чил­ся век не­на­вис­ти, век ра­со­вой не­на­вис­ти. С ли­ца об­ще­ст­ва ис­чез­ло это гряз­ное пят­но, сви­де­тель­ст­вую­щее о сла­бо­сти на­ро­да. Лю­ди вдох­ну­ли аро­мат выс­ших го­ри­зон­тов, да­ле­ких от затх­ло­го за­па­ха гнию­ще­го мя­са и кро­ви, от па­ко­сти гря­зи и зем­ли. С это­го дня зем­ля пе­ре­ста­ла быть ро­ди­ной му­суль­ма­ни­на, а та­ко­вою ста­ла “оби­тель Ис­ла­ма” (дар аль-ис­лам), где вла­ст­ву­ют ис­лам­ские ве­ро­убе­ж­де­ния, где пра­вит ша­ри­ат Ал­ла­ха и не что иное. В оби­те­ли Ис­ла­ма му­суль­ма­нин на­хо­дит при­ют и убе­жи­ще, оби­тель Ис­ла­ма он за­щи­ща­ет. При этом, за­щи­щая и дей­ст­вуя с це­лью рас­ши­ре­ния ее пло­ща­ди, он не жа­ле­ет сво­ей жиз­ни. Эта оби­тель Ис­ла­ма при­над­ле­жит всем, кто при­нял Ис­лам и ис­по­ве­ду­ет его ве­ро­убе­ж­де­ния, кто до­во­лен его за­ко­ном — ша­риа­том. Ис­лам при­над­ле­жит так­же и тем, кто удов­ле­тво­рен ша­риа­том как сис­те­мой, да будь он да­же и не­му­суль­ма­ни­ном, а к при­ме­ру, хри­стиа­ни­ном или иу­де­ем, про­жи­ваю­щим в пре­де­лах оби­те­ли Ис­ла­ма. Зем­ля же, в пре­де­лах ко­то­рой Ис­лам не яв­ля­ет­ся гос­под­ствую­щей ре­ли­ги­ей и не пра­вит ша­ри­ат, это — “тер­ри­то­рия вой­ны” с точ­ки зре­ния как му­суль­ма­ни­на, так и зим­ми (не­му­суль­ма­нин, на­хо­дя­щий­ся под за­щи­той му­суль­ман). Му­суль­ма­нин с ору­жи­ем в ру­ках вы­сту­па­ет про­тив этих “тер­ри­то­рий”, да­же ес­ли бы он там ро­дил­ся и там на­хо­дит­ся его род­ня по ли­нии от­ца и ма­те­ри, его иму­ще­ст­во и ин­те­ре­сы.

Вот так и сра­жал­ся Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) про­тив Мек­ки, где он ро­дил­ся, где бы­ли его род и се­мья, где был его дом и до­ма его спод­виж­ни­ков, их иму­ще­ст­во, ко­то­рое они ос­та­ви­ли. Та­ким об­ра­зом, Мек­ка ста­ла оби­те­лью Ис­ла­ма для не­го и для его Ум­мы толь­ко то­гда, ко­гда она по­ко­ри­лась Ис­ла­му, и в ка­че­ст­ве за­ко­на жиз­ни стал при­ме­нять­ся ша­ри­ат.

*      *      *

Это — Ис­лам, и та­ко­вым мо­жет быть толь­ко он. Ис­лам — не сло­во, сле­таю­щее с язы­ка. Ис­лам — не по­ро­ж­де­ние ка­кой-то зем­ли под ис­лам­ским ло­зун­гом и ис­лам­ской вы­вес­кой. Ис­лам — не на­след­ст­во по ро­ж­де­нию в до­ме, где оба ро­ди­те­ля — му­суль­ма­не.

“Но нет — кля­нусь тво­им Гос­по­дом! — не уве­ру­ют они, по­ка не сде­ла­ют те­бя судь­ей в том, что за­пу­та­но ме­ж­ду ни­ми. По­том не най­дут они в са­мих се­бе за­труд­не­ния о том, что ты ре­шил, и под­чи­нят­ся пол­но­стью” (Жен­щи­ны, аят 68).

Толь­ко это — Ис­лам и ни­что дру­гое, и толь­ко это — оби­тель Ис­ла­ма и ни­что дру­гое: ни зем­ля, ни ра­са, ни род­ня по от­цов­ской и ма­те­рин­ской ли­ни­ям, ни пле­мя, ни род.

Ис­лам ос­во­бо­дил че­ло­ве­ка от не­ве­же­ст­ва, с тем что­бы он об­ра­тил свой взор на не­бо, ос­во­бо­дил его от уз кров­но­го род­ст­ва и оков жи­вот­но­го ми­ра, с тем что­бы он воз­нес­ся в выс­шие сфе­ры на седь­мом не­бе.

Ро­ди­на му­суль­ма­ни­на, к ко­то­рой он ис­пы­ты­ва­ет неж­ные чув­ст­ва и ко­то­рую он за­щи­ща­ет, — не кло­чок ка­кой-то зем­ли. Гра­ж­дан­ст­во му­суль­ма­ни­на, ха­рак­тер­ное для не­го, — не гра­ж­дан­ст­во, оп­ре­де­ляе­мое вла­стью или ро­дом, где он на­хо­дит при­ют и убе­жи­ще и ко­то­рый он за­щи­ща­ет. Это гра­ж­дан­ст­во не оп­ре­де­ля­ет­ся и кров­ным род­ст­вом. Зна­мя му­суль­ма­ни­на, ко­то­рым он гор­дит­ся и под ко­то­рым ге­рои­че­ски по­ги­ба­ет, — не зна­мя ка­ко­го-ни­будь на­ро­да. Три­ум­фаль­ная по­бе­да му­суль­ма­ни­на, к ко­то­рой он стре­мит­ся и за ко­то­рую он бла­го­да­рит Ал­ла­ха, — не по­бе­да над ка­кой-ни­будь ар­ми­ей. Все это за­клю­ча­ет­ся в том, что со­дер­жат сле­дую­щие сло­ва Ал­ла­ха:

“Ко­гда при­дет по­мощь Ал­ла­ха и по­бе­да, и ты уви­дишь, как лю­ди тол­па­ми бу­дут всту­пать в ве­ру Ал­ла­ха, то­гда воз­не­си хва­лу Гос­по­ду твое­му и про­си у Не­го про­ще­ния, Он — при­ни­маю­щий по­кло­не­ния” (По­мощь, ая­ты 1-3).

По­бе­да под зна­ме­нем ре­ли­ги­оз­но­го ве­ро­уче­ния, а не под ка­ки­ми-то дру­ги­ми зна­ме­на­ми; Джи­хад в под­держ­ку ре­ли­гии Ал­ла­ха и Его ша­риа­та не во имя дос­ти­же­ния ка­кой-то из це­лей; за­щи­та оби­те­ли Ис­ла­ма с из­вест­ны­ми ее обу­слов­лен­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми, а не ка­кой-то оби­те­ли; и по­сле все­го это­го все­це­лая от­да­ча Ал­ла­ху не во имя ка­кой-то до­бы­чи или ав­то­ри­те­та, не из усер­дия за ин­те­ре­сы зем­ли или на­ро­да, в за­щи­ту се­мьи или ре­бен­ка, — все это есть не что иное, как за­щи­та му­суль­ман от по­пы­ток от­вра­ще­ния их от ре­ли­гии Ал­ла­ха.

Абу Му­са, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­да­ет в этой свя­зи сле­дую­щее: “Спро­си­ли од­на­ж­ды по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) о том, ка­кой муж­чи­на сра­жа­ет­ся на пу­ти Ал­ла­ха: тот, ко­то­рый сра­жа­ет­ся му­же­ст­вен­но, или тот, ко­то­рый сра­жа­ет­ся рев­но­ст­но и с не­го­до­ва­ни­ем, или тот, ко­то­рый сра­жа­ет­ся с ли­це­ме­ри­ем?” — Он от­ве­тил: “Тот, ко­то­рый сра­жа­ет­ся во имя то­го, что­бы сло­во Ал­ла­ха бы­ло наи­выс­шим сло­вом, на­хо­дит­ся на пу­ти Ал­ла­ха”.

И толь­ко в этом, а не в ка­кой-ли­бо вой­не, толь­ко во имя этой един­ст­вен­ной це­ли, а не ка­кой-ли­бо дру­гой це­ли, по­ми­мо це­ли во имя Ал­ла­ха, за­клю­ча­ет­ся это сви­де­тель­ст­во.

Вся­кая стра­на, ко­то­рая сра­жа­ет­ся про­тив ре­ли­ги­оз­ных убе­ж­де­ний му­суль­ма­ни­на, вста­ет пре­пят­ст­ви­ем ме­ж­ду ним и его ре­ли­ги­оз­ны­ми чув­ст­ва­ми и па­ра­ли­зу­ет дей­ст­вие му­суль­ман­ско­го ша­риа­та, есть “тер­ри­то­рия вой­ны”, при­чем да­же в тех слу­ча­ях, ко­гда с ве­рую­щим му­суль­ма­ни­ном про­жи­ва­ет его се­мья, пле­мя и на­род и там есть его иму­ще­ст­во и тор­го­вые ин­те­ре­сы. Вся­кая же зем­ля, на ко­то­рой тор­же­ст­ву­ют му­суль­ман­ские ре­ли­ги­оз­ные убе­ж­де­ния, функ­цио­ни­ру­ет му­суль­ман­ский ша­ри­ат, счи­та­ет­ся “оби­те­лью Ис­ла­ма”, да­же ес­ли бы на ней не про­жи­ва­ла се­мья му­суль­ма­ни­на, его пле­мя и род и не бы­ло бы там его тор­го­вых ин­те­ре­сов.

Те­перь о ро­ди­не: под­лин­ный смысл ро­ди­ны, дос­той­ной че­ло­ве­ка, име­ет та тер­ри­то­рия, где гос­под­ству­ют ре­ли­ги­оз­ные убе­ж­де­ния, об­раз жиз­ни и ша­ри­ат, ни­спос­лан­ные от Ал­ла­ха. А под­лин­ный смысл гра­ж­дан­ст­ва кро­ет­ся в ре­ли­ги­оз­ных убе­ж­де­ни­ях и об­ра­зе жиз­ни. Это и есть под­хо­дя­щая для лю­дей связь.

Дух пле­мен­ной, ро­до­вой, ра­со­вой и тер­ри­то­ри­аль­ной не­при­ми­ри­мо­сти — дух ни­чтож­ный и от­ста­лый. Джа­хи­ли­ст­ский дух не­при­ми­ри­мо­сти был из­вес­тен че­ло­ве­че­ст­ву в пе­рио­ды ду­хов­но­го упад­ка че­ло­ве­че­ст­ва. По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) на­звал эту ат­мо­сфе­ру “во­ню­чей”. От та­ко­го на­зва­ния ра­зит чем-то тош­но­твор­ным и от­вра­ти­тель­ным.

Ко­гда иу­деи во­зом­ни­ли о се­бе, что они-де бо­го­из­бран­ный на­род по ра­со­во­му и на­цио­наль­но­му при­зна­ку, Ал­лах от­верг это их при­тя­за­ние, све­дя кри­те­рий оцен­ки цен­но­стей толь­ко к ве­ре, не­за­ви­си­мо от по­сле­до­ва­тель­но­сти по­ко­ле­ний ро­да че­ло­ве­че­ско­го, сме­ны на­ро­дов, рас и мес­та жи­тель­ст­ва лю­дей:

Они го­во­рят: “Будь­те иу­дея­ми или хри­стиа­на­ми — вы вый­де­те на пря­мой путь”. Ска­жи: “Нет, при­дер­жи­вай­тесь об­щи­ны Иб­ра­хи­ма, он ос­та­вил все пу­ти, ве­ду­щие к мно­го­бо­жию, ведь он не был из мно­го­бож­ни­ков”.

Ска­жи­те: “Мы уве­ро­ва­ли в Ал­ла­ха и в то, что ни­спос­ла­но нам, и что ни­спос­ла­но Иб­ра­хи­му, Ис­маи­лу, Ис­ха­ку, Яку­бу и ко­ле­нам, и что бы­ло да­ро­ва­но Му­се и Исе, и что бы­ло да­ро­ва­но про­ро­кам от Гос­по­да их. Мы не раз­ли­ча­ем ме­ж­ду кем-ли­бо из них, и Ему мы пре­да­ем­ся”.

А ес­ли они уве­ро­ва­ли в по­доб­ное то­му, во что вы уве­ро­ва­ли, то они уже на­шли пря­мой путь; ес­ли же они от­вра­ти­лись, то они ведь в рас­ко­ле, и Ал­лах из­ба­вит те­бя от них; Он ведь — Слы­ша­щий, Знаю­щий.

По ре­ли­гии Ал­ла­ха! А кто луч­ше Ал­ла­ха ре­ли­ги­ей? И мы Ему по­кло­ня­ем­ся” (Ко­ро­ва, ая­ты 129-132).

Что же ка­са­ет­ся под­лин­но бо­го­из­бран­но­го на­ро­да, то это — му­суль­ман­ская Ум­ма, ко­то­рая осе­не­на зна­ме­нем Ал­ла­ха, не­за­ви­си­мо от от­но­ся­щих­ся к ней рас и на­ро­дов, не­за­ви­си­мо от цве­та их ко­жи и мес­та жи­тель­ст­ва: “Вы бы­ли луч­шей из об­щин, ко­то­рая вы­ве­де­на для лю­дей: вы при­ка­зы­ва­ли одоб­ряе­мое и удер­жи­ва­ли от не­одоб­ряе­мо­го и ве­ро­ва­ли в Ал­ла­ха…”. (Се­мей­ст­во Им­ра­на, аят 110).

Эта Ум­ма — му­суль­ман­ская об­щи­на, в пер­вых ря­дах ко­то­рой бы­ли Абу Бакр — араб, Би­ляль — эфи­оп, Су­гайб — ви­зан­ти­ец, Сал­ман — перс и их бла­го­род­ные бра­тья; об­щи­на, в ко­то­рой все по­сле­дую­щие по­ко­ле­ния сме­ня­ли друг дру­га, сле­дуя при­ме­ру пер­вых му­суль­ман; об­щи­на, где гра­ж­дан­ст­во оз­на­ча­ет ре­ли­ги­оз­ные убе­ж­де­ния, ро­ди­на — оби­тель Ис­ла­ма, пра­ви­тель — Ал­лах, кон­сти­ту­ция — Ко­ран.

Имен­но та­кое вы­со­кое пред­став­ле­ние об оби­те­ли, гра­ж­дан­ст­ве и род­ст­ве долж­но вла­ст­во­вать над серд­ца­ми сто­рон­ни­ков при­зы­ва к Ал­ла­ху. Это пред­став­ле­ние долж­но быть пре­дель­но чет­ким, с тем что­бы к не­му не при­ме­ши­ва­лись ос­кол­ки прив­не­сен­ных из­вне джа­хи­ли­ст­ских пред­став­ле­ний и что­бы не про­ник­ли в не­го скры­тые фор­мы мно­го­бо­жия: а имен­но — язы­че­ские пред­став­ле­ния о зем­ле, ра­се, на­ро­де и род­ст­ве, о бли­жай­ших и ни­чтож­ных вы­го­дах, что соб­ст­вен­но Ал­лах со­брал в од­ном ая­те, где все эти об­стоя­тель­ст­ва он сло­жил на од­ну ча­шу ве­сов, а на дру­гую — ве­ру, ее пред­пи­са­ния и тре­бо­ва­ния, а за­тем пред­ло­жил лю­дям сде­лать вы­бор:

“Ска­жи: “Ес­ли ва­ши от­цы, и ва­ши сы­но­вья, и ва­ши бра­тья, и ва­ши суп­ру­ги, и ва­ша се­мья, и иму­ще­ст­во, ко­то­рое вы при­об­ре­ли, и тор­гов­ля, за­стоя в ко­то­рой вы бои­тесь, и жи­ли­ща, ко­то­рые вы одоб­ри­ли, ми­лее вам, чем Ал­лах и Его по­слан­ник и борь­ба на Его пу­ти, то вы­жи­дай­те, по­ка при­дет Ал­лах со Сво­им по­ве­ле­ни­ем. А Ал­лах не ве­дет на­ро­да рас­пут­но­го” (По­кая­ние, аят 24).

Не­об­хо­ди­мо так­же, что­бы в ду­шах сто­рон­ни­ков при­зы­ва к Ал­ла­ху не по­яв­ля­лось по­верх­но­ст­ных со­мне­ний от­но­си­тель­но под­лин­но­го ха­рак­те­ра джа­хи­лийи, сущ­но­сти Ис­ла­ма, со­мне­ния от­но­си­тель­но “тер­ри­то­рий вой­ны” и “оби­те­ли Ис­ла­ма”. В пред­став­ле­ни­ях и убе­ж­де­ни­ях мно­гих из этих сто­рон­ни­ков при­зы­ва за­ло­же­но: что нет Ис­ла­ма на зем­ле, где не пра­вит Ис­лам, где не дей­ст­ву­ет ис­лам­ский ша­ри­ат, а так­же “оби­тель Ис­ла­ма” мо­жет быть толь­ко там, где гос­под­ству­ет пра­во и за­кон Ис­ла­ма. Кро­ме ве­ры мо­жет быть толь­ко без­бо­жие, а без Ис­ла­ма мо­жет быть толь­ко джа­хи­лийя. По­сле прав­ды мо­жет быть толь­ко за­блу­ж­де­ние.

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: