RSS

«Фи зыляль аль-Кур’ан» (114) СУРА «АН-НАС»

1000052265(114) СУРА «АН-НАС» (ЛЮДИ)

/мекканская, состоящая из шести аятов/.

بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милостивого!
قُلۡ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلنَّاسِ ﴿١﴾
1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
 
مَلِكِ ٱلنَّاسِ ﴿٢﴾
2. Царя людей,
 
إِلَـٰهِ ٱلنَّاسِ ﴿٣﴾
3. Бога людей,
 
مِن شَرِّ ٱلۡوَسۡوَاسِ ٱلۡخَنَّاسِ ﴿٤﴾
4. от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха,
 
ٱلَّذِى يُوَسۡوِسُ فِى صُدُورِ ٱلنَّاسِ ﴿٥﴾
5. который наущает в груди людей
 
مِنَ ٱلۡجِنَّةِ وَٱلنَّاسِ ﴿٦﴾
6. и бывает из джиннов и людей».

В этой суре просьба о защите обращена к Господу людей, Царю людей и Богу людей, что же касается того, от чего ищут защиты, то это — зло отступающего искусителя из числа джиннов и людей.

Подобное обращение к Господу, Царю к Богу позволяет привлечь на помощь те атрибуты Аллаха, слава Ему, посредством которых можно отвращать зло вообще и зло отступающего искусителя в частности.

Господь является наставником, руководителем, пастырем и защитником, Царь является владыкой, правителем и тем, кто поступает по собственному усмотрению, а Бог возвышается надо всем, владеет всем и распоряжается всем. В этих атрибутах и заключено то, что становится защитой от зла, проникающего в сердца, однако неизвестно каким именно образом они отвращают зло, поскольку зло это скрыто.

Аллах — Господь всего, Царь всего, и Бог всего, а то, что в этой суре особо упоминается о людях, заставляет их ощущать близость к Нему в тех случаях, когда они взывают о помощи и защите.

По милости Своей Аллах направляет Своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и членов его общины к тому, чтобы они искали у Него помощи и защиты от тайно проникающего зла, размышляя о сути этих атрибутов, поскольку отвратить зло такого рода они могут лишь с помощью Господа, ведь оно овладевает ими так, что они этого и не замечают, приходя к ним с той стороны, откуда они его не ждут. Искушение представляет собой не, что иное, как тайный голос, отступление есть исчезновение и возвращение, что же касается «отступающего» /ханнас/, то им является тот, кто по природе своей отступает часто.

Сначала в тексте этой суры упоминается о свойстве «искуситель отступающий», затем даётся определение его действиям — «который нашёптывает в сердца людей», а после этого определяется его природа — «от джиннов и людей». Подобная последовательность изложения способствует тому, что человек внутренне пробуждается, начинает оглядываться по сторонам и становится осмотрительным, так как после первоначального упоминания о свойстве выясняется, в чём состоит суть отступающего искусителя, а понимание тех методов его воздействия, посредством которых осуществляется его зло, даёт возможность подготовиться к противодействию ему или к наблюдению за ним!

Когда же в результате этого побуждения и напоминания душa узнаёт о том, что отступающий искуситель тайно и скрытно нашёптывает в сердца людей и что под «отступающим искусителем» подразумеваются невидимые джинны, а так же люди, проникающие к сердцам других людей подобно тому, как это делают джинны, и нашёптывающие в сердца подобно тому, как это делают шайтаны; итак, когда душа узнаёт обо всём этом, она оказывается готовой к защите, так как ей становится известным то место, где скрывается искуситель, то место, через которое он проникает к ней, и те методы, которыми он пользуется!

Мы не обладаем достоверным знанием о том, как именно искушают людей джинны, но сталкиваемся со следами их наущений в душах и в реальной жизни, и нам известно, что битва между человеком и иблисом продолжается с древнейших времён и, что шайтан объявил эту битву войной, причиной которой послужили присущее ему зло, гордость, зависть и ненависть по отношению к человеку! Мы знаем также и о том, что иблис добивался разрешения Аллаха на ведение этой войны, и Он дал такое разрешение, усмотрев в этом определенный смысл! Однако при этом Он не оставил человека без средств ведения войны, снабдив его щитом, которым может послужить ему вера, военным снаряжением, которым может послужить ему понимание Аллаха, и оружием, которым может послужить ему обращение к Аллаху с просьбами о помощи и защите. Таким образом, если человек станет пренебрегать своим щитом, военным снаряжением и орудием, то порицать за это останется лишь его одного!

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Шайтан давит на сердце человека, но если тот понимает Аллаха Всевышнего, то он отступает, а если  человек проявляет беспечность, то шайтан внушает ему дурное. (Этот хадис приводит Бухари.)

Если говорить о людях, то нам известно многое об их наущениях, и мы знаем также, что  некоторые из них действуют сильнее наущений шайтанов!

Таким человеком может оказаться плохой товарищ, прокрадывающийся к сердцу и разуму своего товарища с той стороны, откуда он этого не ожидает и откуда ничего не опасается, ведь речь идёт о друге, пользующемся его доверием!

Из таких людей может состоять злонамеренное окружение правителей, и эти люди внушают дурное каждому обладателю власти до тех пор, пока он не превратится в жестокого тирана, распространяющего по земле нечестие и губящего живое и мёртвое!

Таким человеком может оказаться клеветник и доносчик, произносящий красивее слова и жонглирующий ими до тех пор, пока другому не начинает казаться, что всё это — чистая правда, в которой не может быть никаких сомнений!

Таким человеком может оказаться и тот, кто побуждает другого удовлетворять свои порочные страсти, используя для проникновения к его сердцу проявления инстинктов и, соблазняя его тем, противостоять чему способен лишь человек, обладающий бдительным сердцем и прибегающий к помощи Аллаха.

И можно привести в пример десятки других отступающих искусителей, которые устанавливают и прячут свои ловушки, проникая вместе с ними к сердцам тайными путями, о которых они знают или которые они нащупывают. Такие искусители хуже джинов и обладают способностью прокрадываться к сердцам ешё незаметнее, чем  они!

Не обладая ничем, человек не в состоянии отвести от себя тайное наущение, и поэтому Аллах указывает ему на то военное снаряжение, щит и оружие, которые он должен использовать в этой ужасной битве.

Очень важно то, что в тексте данной суры искуситель характеризуется как «отступающий». С одной стороны, подобное свойство указывает на то, что он скрывается и прячется в ожидании благоприятного момента, а дождавшись, прокрадывается к сердцу человека и начинает нашёптывать в него. С другой же стороны, свойство такого рода свидетельствует о его слабости перед таким человеком, который проявляет бдительность по отношению ко всему отвергаемому и защищает все пути доступа к своему сердцу. Именно поэтому искуситель, будь он из числа джиннов или из числа людей, и отступает, возвращается туда, откуда явился, прячет голову и скрывается, если его встретить лицом к лицу, или же, как точно сказал об этом благородный пророк, происходит следующее: «…и если тот поминает Аллаха Всевышнего, то он отступает, а если  человек проявляет беспечность, то шайтан внушает ему дурное».

Подобная характеристика укрепляет сердце в его противостоянии искусителю, который отступает во время битвы, оказываясь бессильным перед воинским снаряжением верующего.

Вместе с тем битва эта будет долгой и никогда не закончится, искуситель жe всегда будет прятать голову и отступать, дожидаясь того момента, когда человек станет проявлять небрежение. Это означает, что бдительность следует поддерживать постоянно, поскольку война, о которой идёт речь, будет с переменным успехом вестись вплоть до самого дня воскресения, как описано это в разных местах священного Корана, к числу которых относится и нижеследующее удивительное описание, представляющее собой часть суры «Ночное путешествие»:

61 — И вот, сказали Мы ангелам: “ Склонитесь перед Адамом до земли!» — и все они поклонились за исключением Иблиса, сказавшего: » Неужели стану я кланяться тому, кого Ты создал из глины?!»

62 — Он сказал: » Поведай мне о том, кого Ты предпочёл мне! Поистине, если Ты дашь мне отсрочку до дня воскресения, то я подчиню себе всё его потомство, кроме немногих!»

63 — Сказал Он: «Уходи, но для тех из них, кто последует за тобой, поистине, воздаянием вам, воздаянием полным, станет геенна!

64 — Побуждай тех из них, кого сможешь, голосом своим, созывай против них твою конницу и пехоту, распоряжайся вместе с ними иx богатствами и детьми и обещай им, но не станет шайтан обещать им ничего, кроме ложного!

65 — Поистине, нет у тебя власти над Моими рабами, и довольно будет Господа твоего как покровителя!»

Подобное описание характера этой битвы и того, что является здесь причиной зла, будь то сам шайтан или его пособники из числа людей, позволяет человеку почувствовать, что в таких схватках ему не отводится положение заведомо слабого, поскольку его Господь, его Царь и его Бог управляет всем тем, что Он создал, и если Он даже и позволил иблису вести эту войну, то Он тем не менее не утратил своей власти над ним, не давая иблису подчинять себе никого, кроме тех, кто забывает о своём Господе, Царе и Боге. Что же касается тех людей, которые поминают Его, то они находятся в безопасности от зла и его скрытых причин. Из этого cледует, что благо опирается на ту силу, помимо которой по сути дела никакой иной силы не существует, и на ту истину, помимо которой никаких иных истин нет, Иначе говоря, благо опирается на Господа, Царя и Бога, тогда как зло опирается на отступающего искусителя, который не в состоянии выносить противостояния, отступает при встрече и обращается в бегство при обращении к Аллаху за помощью и защитой.

Кроме того, это — наиболее полное описание истинной сути всего, что касается блага и зла, которое в тоже время является и наилучшим описанием, защищающие сердце от поражения и наполняющим его силой, уверенностью и спокойствием.

Хвала же  Аллаху прежде всего и после всего, ибо Он приводит к уверенности и успеху, к Нему следует обращаться за помощью и только Он оказывает помощь!

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: