RSS

«Фи зыляль аль-Кур’ан» (112) СУРА «АЛЬ-ИХЛАС»

1000052265(112) СУРА «АЛЬ-ИХЛАС» (ЧИСТАЯ ВЕРА / ИСКРЕННОСТЬ)

/мекканская, состоящая из четырёх аятов/

بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милостивого!

قُلۡ هُوَ ٱللَّهُ أَحَدٌ ﴿١﴾
1. Скажи: «Он — Аллах Один,
 
ٱللَّهُ ٱلصَّمَدُ ﴿٢﴾
2. Аллах Самодостаточный.
 
لَمۡ يَلِدۡ وَلَمۡ يُولَدۡ ﴿٣﴾
3. Он не родил и не был рожден,
 
وَلَمۡ يَكُن لَّهُ ۥ ڪُفُوًا أَحَدٌ ﴿٤﴾
4. и нет никого равного Ему».

 

Как явствует из достоверных сообщений, эта маленькая сура равна трети Корана.

Аль-Бухари сказал: «Передал нам Исмаил, сказавший: Передал мне Малик, что он слышал от Абд ар-Рахмана бин Абдуллы бин Абд ар-Рахмана бин Абу Са’са’а, что тот слышал от своего отца, что тот слышал от Абу Са’да о том, что как то раз один человек услышал, как некто всё время повторяет слова:

«Скажи: Он — Аллах — Один…» Наутро этот человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, однако рассказывал он так, будто не придавал этой суре особого значения. В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Клянусь тем, в чьей длани душа моя, она равна трети Корана!»

И в этом нет ничего странного, так как, принцип единичности, о которой посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, было поведено известить людей — «Скажи: Он — Аллах — Один… » — должен был стать глубоким внутренним убеждением, истолкованием бытия и программой жизни.

Именно поэтому данная сура и смогла вместить в себя основные черты, присущие огромной реальности ислама.

( …… )

***

Ввиду всего вышеизложенного первый призыв ограничился донесением до сердец истинной сути единобожия именно в такой форме, так как единобожие, суть которого выражена подобным образом становится глубоким убеждением, истолкованием бытия и образом жизни, а не просто словами, произносимыми языком, или даже некой формулировкой, утверждающейся в сознании. Поистине, единобожие есть нечто, охватывающее собой всё и представляющее собой религию в целом, а что касается последующих деталей и ответвлений, то можно считать, что они являются естественным следствием утверждения в сердцах этой истины в подобной формулировке.

Если же коснуться вопроса об отклонениях тех, кому Писание было дано раньше, повлёкших за собой порчу воззрений, представлений и самой жизни этих людей, то возникли они, прежде всего из-за неясности формулировки чистого единобожия, что привело к возникновению и всех остальных отклонений.

Напротив, отличительной чертой формулировки единобожия в вероучении ислама является то, что заложенный в ней смысл глубоко проник во все сферы жизни, лёг в самую её основу и был принят в качестве основополагающего элемента практической деятельности людей, в результате чего влияние этого стало в равной степени проявляться как в области законодательства, таки в воззрениях мусульман.

И прежде всего это влияние должно проявляться в управлении жизнью людей с помощью тех законов, что были ниспосланы людям Аллахом, если же этого не будет, то не будет к вероучения единобожия, поскольку условием его существования является распространение его влияния на все основы жизни.

***

Смыслом слов «…Аллах — Один…» является то, что Он вечен, что Он не рождал и не был рождён и, что не было равных Ему, но эти пояснения приводятся в Коране лишь для лучшего усвоения и большей ясности.

Далее в тексте сказано: «…Аллах Самодостаточен…»

В арабском языке под словом «Сомад» подразумевается господин, к которому приходят и без позволения которого не совершается ни одно дело, Аллах же, слава Ему является таким господином, помимо которого никаких иных господ не существует.

Он Один обладает божественной природой, а все остальные являются Его рабами, к Нему одному приходят со своими нуждами, только Он отвечает нуждающимся, Он — тот, без позволения которого не совершается ни одно дело, и никто не решает ничего совместно с Ним, и этот атрибут присущ Аллаху изначально, поскольку Он является Единственным и Он — Один.

Далее в тексте сказано: «…не рождал Он и не был рождён…»

Сущность Аллаха является постоянной, вечной и безначальной, Состояние её не подвержено никаким изменениям, а атрибутом этой сущности является абсолютное совершенство, присущее ей всегда и во всём. Что же касается рождения, то оно подразумевает собой исход, увеличение и переход бытия к чему-то дополнительному после недостатка, или небытия, но если речь идёт об Аллахе, то всё это является невозможным. Кроме того, оно требует пребывания в супружестве с кем-либо, что подразумевает собой сходство с кем-то, но и это в данном случае невозможно, из чего следует, что такой атрибут Аллаха как «Один» отрицает собой возможность быть родителем или рождённым кем-то,

Далее в тексте сказано: «…и нет Ему равных!»

Это значит, что никогда не было подобных или равных Ему ни в том, что касается реальности бытия, ни в смысле реальной способности к действиям, ни в том, что имеет отношение к любому из сущностных атрибутов. Это также соответствует истине, нашедшей своё выражение в словах о том, что Он есть «Один», но в то же время лишь подтверждает и детализирует смысл этого атрибута. Вместе с тем эти слова опровергают дуалистические воззрения, в соответствии с которыми Аллах является божеством добра, тогда как есть ещё и некое божество зла, творящее нечто противоположное Его благим делам и распространяющее по земле нечестие. Наибольшую известность из учений такого рода (ширка) приобрело древнеперсидское учение о божестве света и божестве мрака, получавшее в своё время распространение на юге Аравии, находившемся в определённый период под властью персов!

***

Эта сура является подтверждением исламского догмата о единобожии, точно также как сура «Неверные» представляет собой отрицание возможности существования какого-либо подобия или общности между вероучением ислама и верованиями многобожников… Каждая из этих двух сур рассматривает суть единобожия под определённым углом зрения, если же говорить о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он начинал свой день с совершения двух ракатов молитвы перед обязательной утренней молитвой. Известно, что при совершении этих двух ракатов он читал две вышеупомянутые суры, и в том, что он начинал свой день именно так, был свой смысл и свое значение.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: