RSS

«Фи зыляль аль-Кур’ан» (11З) СУРА «АЛЬ-ФАЛЯК»

1000052265(11З) СУРА «РАССВЕТ»

/мекканская, состоящая из пяти аятов/

بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милостивого!

قُلۡ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلۡفَلَقِ ﴿١﴾
1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета
 
مِن شَرِّ مَا خَلَقَ ﴿٢﴾
2. от зла того, что Он сотворил,
 
وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ ﴿٣﴾
3. от зла мрака, когда он наступает,
 
وَمِن شَرِّ ٱلنَّفَّـٰثَـٰتِ فِى ٱلۡعُقَدِ ﴿٤﴾
4. от зла колдуний, поплевывающих на узлы,
 
وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ ﴿٥﴾
5. от зла завистника, когда он завидует».

 

Посредством этой суры, как и той, что следует за ней, Аллах Преславный и Всевышний указал сначала Своему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а вслед за ним и всем другим верующим, на необходимость обращения к Нему за помощью и поисков убежища в том, что находится под Его защитой, от всего устрашающего, в том числе — от скрытого и явного, неведомого и известного, в общем и в частностях. Тем самым Аллах, слава Ему, как бы открывает им доступ на Свою заповедную территорию, предлагает им Своё попечение и говорит им с любовью и сочувствием:

— Приходите сюда, приходите к месту безопасному, где вы обретёте покой!

Приходите, ибо Я знаю, что вы слабы, что у вас есть враги и, что вас окружает то, что внушает вам страх,

а здесь…, здесь вас ждут безопасность, спокойствие и мир!

Именно поэтому каждая из этих двух сур и начинается с иного указания:

— Скажи: » Прибегаю к Господу рассвета…»

— Скажи: » Прибегаю к Господу людей…»

До нас дошёл целый ряд сообщений о том, как эта сура была ниспослана и какими  мнениями обменивались о ней люди, и все эти сообщения свидетельствуют о том, что она была воспринята так же, как воспринимаем её и мы. Благодаря этим передаваемым сообщениям становится ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воспринял её всем сердцем, ощутив при этом радость и чувство свободы.

Передают со слов Укбы Ибн Амира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Неужели не заметил ты, что этой ночью были ниспосланы аяты, подобных которым ещё никто не видел?! «Скажи: Прибегаю к Господу людей… «. (Этот хадис приводят  Малик, Муслим, Ат-Тирмизи и Ан-Насаи.)

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне;

«Читай, о Джабир!» Я спросил: «Что читать, да будут отец мой и мать выкупом за тебя?»

Он ответил: «Читай «Скажи: Прибегаю к Господу рассвета… » и «Скажи: Прибегаю к Господу людей…»

(Этот хадис приводит Ан-Насаи.)

Передают, что Зарр бин Хубайш сказал:

— Однажды я задал Убаййу бин Ка’бу вопрос о сурах «Рассвет» и «Люди», сказав ему:

«О Абу-ль-Мунзир, поистине, брат твой Ибн Мac’уд говорит то-то и то-то

(а Ибн’Мас’уд в течение определённого времени не включал эти суры в свой свиток Корана, но потом присоединился к мнению всех остальных и записал их в свой свиток наряду с другими сурами).

В ответ мне Убайй сказал: «Я спрашивал об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который дал мне Твой ответ: «Мне было сказано: «Скажи…» — и я стал говорить»

-, мы же повторяем то, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»

(Этот хадис приводит Бухари.)

И все приведенные нами выше сообщения указывают на то, что cуpы эти проникнуты состраданием и любовью. ***

В данной суре Аллах, слава Ему упоминает о том Своём атрибуте, благодаря которому и появляется возможность найти защиту от зла того, о чём говорится в суре «Рассвет».

Она начинается словами: «Скажи: Прибегаю к Господу рассвета (фалак)…»

Одним из значений слова «фалак»,  является «утро», но оно означает также и всё то, что было сотворено Господом, и в этом содержится указание на всё то, из чего Он извлекает бытие и жизнь, как сам Он сказал об этом в суре «Скот»:

— Поистине, Аллах расщепляет зёрна и ядра; извлекает Он живое из мёртвого, извлекая и мёртвое из живого… Он также сказал:

— Он извлекает рассвет, и сделал Он ночь упокоением, а солнце и луну — исчислением.

Таким образом, независимо от того, идёт ли речь об утре и обращении за помощью к Господу утра, который защищает от зла всего неясного и скрытого посредством света, или же здесь подразумевается всё сотворённое и обращение за помощью к Господу всего сотворённого, защищающему от зла всего сотворённого Им, смысл этих слов вполне соответствует тому, что сказано в этой суре дальше.

Далее в тексте сказано: «… от зла того, что Он создал…»

— то есть, от зла абсолютно всего того, что было Им сотворено, ведь при взаимодействии друг с другом, творения Аллаха в одних случаях выступают в качестве носителей зла, в других же — приносят с собой благо и пользу. Следовательно, в данном случае речь идёт об обращении к Аллаху за защитой от зла Его творений, чтобы осталось одно лишь благо, ведь Аллах, сотворивший их, способен и направлять их, устраивая всё таким образом, что обнаруживается не зло Его творений, а их благо!

Далее в тексте сказано: «… от зла тьмы ночной, когда она покрывает собой всё…»

Слово «гасик», использованное в данном аяте, означает «нечто стекающее»,

что же касается слова «аль-вакб», то так называют углубление или же расщелину в горах, по которой стекает вниз вода. Таким образом, вероятнее всего здесь имеется в виду ночь и всё то, что она собою скрывает,

то есть то время, когда ночь наступает, покрывая собой землю, так как в этот период ночь внушает людям страх сама по себе, не говоря уже о том, что она заставляет людей ожидать чего-то неведомого и скрытого буквально от всего:

от возможного нападения дикого зверя,

от кого-либо, кто может незаметно подкрасться, наброситься на человека, и погубить его,

от врага, который способен вводить в заблуждение,

от ядовитого насекомого,

от распространяющихся в ночи искушений, тревог, беспокойств и печалей оказывающих гнетущее воздействие на чувства и сознание людей,

от шайтана, которого мрак развязывает руки и помогает внушать людям дурное,

от страстей, пробуждающихся в одиночестве и во мраке,

а также от всего того явного и тайного, что проникает к человеку и набрасывается на него во

«тьме ночной, когда она покрывает собой всё»!

Далее в тексте сказано: «… от зла дующих на узлы…»

Этими дующими на узлы являются колдуньи или же чародейки, стремящиеся нанести людям вред путём обмана чувств, расстройства нервной системы, внушения душам и воздействия на ощущения.

Такие женщины завязывают узлы на кончике нитки или носового платка и дуют на них в соответствии с тем, чем обычно и занимаются колдуны, пытающиеся что-то внушить другим людям.

Само по себе колдовство не может изменить природы тех или иных вещей, но в результате колдовства чувствам и ощущениям человека начинает представляться то, чего желает колдун. Именно так колдовство и было описано в тех аятах суры «Та ха» из священного Корана, где приводится рассказ о Мусе, мир ему:

— Они сказали: «О Муса, ты бросишь первым или не мы бросим?»

— Он сказал: «Нет, бросайте вы!» И показалось ему из-за колдовства их, что их верёвки и посохи пришли в движение,

— и ощутил Муса в душе своей страх.

— Сказали Мы: «Не бойся, ведь, поистине, ты выше,

— и брось то, что у тебя в правой руке; поглотит оно созданное ими, ибо, поистине, это — обман чародея, а чародей не преуспеет, куда бы он ни явился!»

Из этого следует, что на самом деле верёвки и посохи чародеев не превратились в змей, но людям, в том числе и Мусе, только казалось, что они двигаются, причём ощущение этого было настолько реальным, что Муса ощутил страх, не оставивший его до тех пор, пока он не получил соответствующих доказательств, после чего и открылась истина, и произошло это в тот момент, когда посох Мусы действительно превратился в змею и поглотил заколдованные верёвки и посохи.

Такова природа колдовства, и нам необходимо признать это. В силу своей природы оно может оказывать воздействие на людей, заставляя их ощущать то, что другие стремятся им внушить. Подобные ощущения способны вселить в них страх, или причинить им страдания или направить их туда, куда пожелает колдун.

Мы же остановимся у этой черты в попытках постижения природы колдовства и понимания того, зачем колдуны дуют на узлы. Ясно, что это зло и что следует обращаться к Аллаху за помощью от него, стремясь укрыться в том месте, которое находится под защитой Аллаха.

Имеется целый ряд сообщений (часть из них относится к числу достоверных хадисов, но основывается на информации лишь одного первоисточника) о том, что иудей Лубайд бин аль-А’сам околдовывал в Медине пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. В некоторых из них говорится, что действие его колдовства продолжалось в течение определённого количества дней, в других же речь идёт о месяцах.

В соответствии с одними сообщениями такого рода, в результате воздействия этих колдовских чар ему казалось, что он приходил к своим жёнам, хотя на самом деле не делал этого, по другим же сообщениям,

ему казалось, что он совершал нечто, но в действительности ничего подобного не происходило.

Сообщается также, что две этих суры были ниспосланы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, для того, чтобы он пользовался ими как заклинанием, и когда он стал мысленно представлять себе процесс направленного против него колдовства, как было указано ему на это в его видении, и прочитал две вышеупомянутых суры, узлы развязались, и зло отступило от него.

Однако сообщения такого рода противоречат принципу непогрешимости поступков пророка и всего того, что он передавал людям, являясь несовместимыми, с верой в то, что все дела пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и все его слова являются для людей примером и законом.

Кроме того, подобные сообщения вступают в противоречие и с Кораном, отрицающим утверждения о том, что посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, был околдован, и опровергающим слова многобожников, возводивших на него подобную ложь. Ввиду этого такие сообщения отвергаются, а хадисы,

в основе которых лежит информация, полученная только из одного первоисточника, не могут рассматриваться как часть вероучения. Источник вероучения ислама это Коран, а непременным условием квалификации тех или иных хадисов в качестве основ вероучения является то, что содержание их должно ocновываться на сообщениях различных первоисточников. Что же касается вышеупомянутых сообщений, то они таковыми не являются, не говоря уже о том, что сам факт ниспослания этих двух сур в Мекке убедительнее всего свидетельствует о слабости того, что лежит в основе иных сообщений.

Далее в тексте сказано: «…и от зла завистника, когда он завидует!»

Зависть представляет собой определённое внутреннее переживание, возникающее у некоторых в связи с тем, что Аллах оказывает милость кому-либо из Своих рабов, когда один человек начинает желать, чтобы другой был лишён этой милости. При этом подобное переживание способно породить зло независимо от того, поддаётся ли ему завистник и начинает ли он предпринимать что-то, стремясь лишить другого человека этой милости под воздействием своей ненависти и раздражения, или же всё ограничивается лишь подобными переживаниями как таковыми.

Нам не следует категорично отрицать те тайны бытия, человеческой души и устройства человека в целом, о которых нам ничего неизвестно, поскольку с этими тайнами  связано много такого, что мы не в cилах объяснить и сегодня. К подобным явлениям относится телепатия, когда люди, находящиеся далеко друг от друга, обмениваются между собой: мыслями. В реальной возможности поддержания такой связи не приходится сомневаться, так как это подтверждается целым рядом сообщений и множеством опытов, но не приходится сомневаться также к в том, что наш уровень знаний не позволяет нам объяснить суть этого явления. То же самое относится и к гипнозу, который в наше время стал объектом многочисленных опытов, подтвердивших реальность его существования. Тем не менее, тайна гипноза и механизм его действия остаются всё ещё нераскрытыми, а ведь помимо телепатии и гипноза существует ещё и множество других тайн бытия, человеческой души и внутренней структуры человека в целом.

Из этого следует, что если завистник начиняет завидовать кому-либо, направляя определённое внутреннее переживание к объекту своей зависти, то нет никаких оснований для отрицания возможности влияния этого на другого человека только потому, что уровень нашего знания и имеющиеся в нашем распоряжении средства проверки не позволяют нам раскрыть тайну подобного влияния и механизм его действия, ведь знаем мы о подобных вещах лишь немногое, да и это немногое в большинстве случаев открывается нам  случайно и лишь после этого становится для нас чем-то реальным!

В этом кроется зло, за помощью от которого следует обращаться к Аллаху и защиты от которого следует искать в том, что охраняется Аллахом… (Шейх Мухаммад Абдо по-иному толкует слова «дующих на узлы» и «завистника, когда он начинает завидовать», в чём можно убедиться, ознакомившись с его тафсиром. Мы уже упоминали об этом в толковании cypы «Слон», указав, что причиной расхождений является тенденция к зауживанию рамок явлений мира сверхъестественного, что характерно для представителей рационалистической школы.)

По милости и милосердию Своему Аллах направляет Своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, а вслед за ним и всех членов его общины к тому, чтобы они обращались за помощью от зла такого рола к Нему, и точно известно, что в случаях обращения их к Аллаху за помощью в соответствии с Его указаниями Он помогал им и защищал их от разных проявлений этого зла в целом и в частностях.

В «Ас-Сахихе» Бухари приводится передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, хадис, в котором сообщается, что каждой раз, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, «собирался лечь в постель вечером, он сжимал руки в кулаки, потом дул на них и читал над ними суры, начинающиеся со слов: » Скажи:, Он — Аллах — Один…», «Скажи:, Прибегаю к Господу рассвета… » и «Скажи:, Прибегаю к Господу людей…», после чего растирал ими все части своего тела, до которых мог достать, начиная, с головы, лица и передней части туловища и совершая всё это троекратно». Такие же сообщения приводят и другие мухаддисы.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: