RSS

«Фи зыляль аль-Кур’ан» (106) СУРА «АЛЬ-КУРЕЙШ»

1000052265(106) СУРА «КУРАЙШИТЫ»

/мекканская, состоящая из четырёх аятов/.

بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милостивого!
لِإِيلَـٰفِ قُرَيۡشٍ ﴿١﴾
1. Ради единения курейшитов,
 
إِۦلَـٰفِهِمۡ رِحۡلَةَ ٱلشِّتَآءِ وَٱلصَّيۡفِ ﴿٢﴾
2. единения их во время зимних и летних поездок.
 
فَلۡيَعۡبُدُواْ رَبَّ هَـٰذَا ٱلۡبَيۡتِ ﴿٣﴾
3. Пусть же они поклоняются Господу этого Дома (Каабы),
 
ٱلَّذِىٓ أَطۡعَمَهُم مِّن جُوعٍ۬ وَءَامَنَهُم مِّنۡ خَوۡفِۭ ﴿٤﴾
4. Который накормил их после голода и избавил их от страха.

Аллах откликнулся на призыв Своего друга Ибрахима, обратившегося к Нему после завершения строительства Каабы и очищения храма со словами:

— Господь мой, сделай это городом безопасным и надели жителей его плодами…(См. суру «Корова», аят 126.)

И Аллах сделал этот дом безопасным, освободив его от господства тех, кто хотел самовластно распоряжаться в нём, и от могущества жестокосердных. И Аллах устроил так, что искавшие убежища у этого дома, вокруг которого повсеместно царил страх, оказывались в безопасности даже в те времена, когда люди уже отклонились от истины, обратились  к другим богам наряду с их Господом и стали поклоняться идолам, поскольку Он, слава Ему, связывал с этим священным домом Свои замыслы.

И когда владельцы слона направились к Каабе, чтобы разрушить ее, с ними случилось то, что случилось

и о чём подробно говорится в суре «Слон». Аллах сохранил Каабу в безопасности и сберёг её неприкосновенность, в то время как о положении тех, кто жил вокруг этого места Аллах Всевышний сказал:

— Разве не видели они, что Мы сделали святилище безопасным, тогда как вокруг них людей хватают?!  (См. суру «Паук», аят 67).

Известны события, связанные с походом на Мекку эфиопов, которые вели с собой салона, привели к тому, что арабы, жившие на всей территории Аравийского полуострова, стали намного больше почитать Каабу и с ещё большим уважением относиться к жителям Мекки и служителям Каабы из числа курайшитов, что позволяло им беспрепятственно передвигаться по земле, встречая почёт и внимание повсюду, где бы они ни оказывались. В свою очередь, это позволило им проложить два важных пути караванной торговли

(один из них вёл на юг, в Йемен, а другой — на север, в Сирию), снаряжая по два больших торговых каравана в год, один из которых зимой направлялся в Йемен, а второй летом уходил в Сирию.

Таким образом, несмотря на то, что передвижение по горным проходам Аравии было далеко небезопасным, а набеги с целью грабежа и разбоя получили огромное распространение, повсеместное почитание Каабы обеспечивало тем, кто жил поблизости от неё, безопасность, явным образом выделяло курайшитов среди других племён и открывало перед ними возможность получения крупных и гарантированных доходов в условиях мира и спокойствия. Курайшитам понравилось совершать два этих безопасных и прибыльных путешествия, и они стали для них чем-то привычным и постоянным.

В этом и состояло то благодеяние, о котором Аллах напоминает им после начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, подобно тому, как в предыдущей суре Он напомнил им о том Своём благодеянии, что было оказано им, когда для захвата Мекки эфиопы хотели использовать слона. Это является напоминанием о благодеянии, нашедшем своё выражение в том, что они пришли к согласию относительно путешествий, совершавшихся зимой и летом, а также в том, что Он щедро наделял курайшитов средствами к существованию, которые они получали в своё распоряжение благодаря совершению двух вышеупомянутых путешествий, живя в сытости и довольстве по милости Аллаха, в то время как земли их были пустынными и безлюдными. Кроме того, это является напоминанием о благодеянии, выразившемся в избавлении их от страха независимо от того, оставались ли они в своих собственных домах, расположенных поблизости от дома Аллаха, или же совершали путешествия и поездки, пользуясь защитой того почитания Каабы, которое Аллах вменил людям в обязанность, защитив её от любых посягательств.

Он напоминает им об этих благодеяниях для того, чтобы им стало стыдно за то, что наряду с Аллахом они поклоняются кому-то ещё, тогда как именно Он является Господом этого дома, рядом с которым они живут в безопасности и сытости, с Его именем они отправляются в путь, повсюду пользуясь уважением, и возвращаются назад в целости и сохранности.

Он говорит им: ради согласия курайшитов во время путешествия зимой и летом пусть они поклоняются Господу этого дома, который обеспечил им безопасность и сделал так, что души их, полюбили эти путешествия, получая благодаря им то, что они получали,

В тексте суры сказано: «…пусть поклоняются они Господу этого дома, который накормил их после голода…» Сначала же им приходилось голодать, поскольку земля их была неплодородной, но Аллах накормил их, избавив их от голода. И в тексте суры сказано также: «…и обеспечив им безопасность после страха!»

Сначала же они пребывали в страхе, поскольку были слабы и жили во враждебном окружении, но Он обеспечил им безопасность после страха!

Подобное напоминание заставляет устыдиться души и внушает стыд сердцам, так как курайшиты знали о значении Каабы и том воздействии, которое почитание её оказывало на их жизнь, а в периоды невзгод и скорби, они искали убежища только у Господа этого дома, не обращаясь больше ни к кому иному.

Так, например, Абд аль-Мутталиб противопоставил Абрахе не армию и не силу, но встретил его с именем Господа этого дома, который берёт на Себя его защиту! Он не упомянул ни об идолах, ни об истуканах и не говорил ему, что какие-то божества защитят дом свой, нет, он сказал ему:

«Я — владелец (рабб) этих верблюдов, а у дома этого есть Господь (Рабб), который защитит его!»

Однако отклонения, свойственные язычникам, не сообразуются с логикой и не позволяют им возвращаться к истине и прислушиваться к голосу разума.

Эта сура может показаться продолжением предыдущей суры «Слон» по своей тематике и своему духу,

хотя на самом деле она является отдельной сурой, начинающейся со слов

«Во имя Аллаха Всемилостивого, Милостивого!». До нас дошли сообщения, свидетельствующие о том, что после ниспослания суры «Слон» были ниспосланы ещё девять сур, и только после этого очередь дошла до суры «Курайш», тем не менее, в тексте Корана они приводятся одна за другой ввиду своей близости

друг к другу по тематике …

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: