RSS

Является ли слово сподвижника доводом?

old_books-430x244

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях.

Ученые разногласят в том, является ли оно доводом или нет.

Одни из них сказали: воистину, слово сподвижников в тафсире Корана является доводом во всех положениях. И даже некоторые из них сказали, что этому дается степень марфуа (толкование, восходящее до Пророка с.а.в., поскольку сахабы не говорили самовольно, но говорили то, что слышали от Пророка), как например такого мнения придерживался имам Хаким (да будет доволен им Аллах).

Как например слова Всевышнего Аллаха: “Из людей есть те, кто покупает праздные речи, чтобы сбивать людей с пути Аллаха без знания.” (Лукман, 6)

Поклялся Ибн Мас’уд, что воистину праздные речи – это песни. И скажем ли мы: воистину тафсир Ибн Мас’уда к этому аяту о том, что это песни, является восходящим до Пророка (марфуа)? Считают так некоторые ученые, т.е. что тафсир сахаба к Корану возводится до степени марфуа и, опираясь на это мнение, слово сподвижника будет доводом.

И мы уже проходили на уроках по тафсиру, что Коран сперва толкуется самим Кораном, затем Сунной, а затем словами ученых сподвижников.

И из ученых также есть те, кто сказал, что в действительности слово сподвижника не является доводом абсолютно, будь это в тафсире Корана, либо в вынесении решения о какой-либо вещи. Поскольку нет защищенного от ошибок и грехов кроме Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует). И сподвижник может ошибаться и может быть не исправлена эта ошибка откровением. И согласно этому мнению слово сподвижника не является доводом.

И из ученых есть, кто разделил между сподвижниками уляма и простыми сподвижниками.

И эта группа ученых сказала: воистину доводом являются слова ученых из числа сахабов в отличие от слов других. И вы уже знаете, что когда простой бедуин приезжал к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на своем ослике и ставил его на колени перед Посланником и свидетельствовал, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад его Посланник,  затем покидал Посланника Аллаха и отправлялся к своему народу, то без сомнений становился из числа сподвижников. Однако нуждаемся ли мы в его словах в делах религии и шариатских положений? Считают некоторые ученые, что из разногласия между учеными по поводу того, является ли слово сподвижника доводом точно исключается такой случай, потому что нет у такого из сподвижников того понимания фикха, которое делало бы его слово доводом.

Однако что касается ученых факихов из числа сподвижников – их слово является доводом, потому что они ближе остальных к истине. Однако, оно будет являться доводом с некоторыми условиями.

Условие первое: не противоречить тексту Корана или Сунны.

Если слово даже кого-то из этих сподвижников противоречит Корану или Сунне, то оно будет отвергаемым, даже если это мнение Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, потому что довод будет в том, что сказали Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

И если скажет кто-то: “Разве возможно, что один из этих имамов, ученых, праведных халифов противоречит тексту Корана или Сунны?”  Ответ: “Да, конечно же может быть такое”.

Однако мы знаем с полной убежденностью, что они не противоречили текстам Корана или Сунны намеренно. Это невозможно из того, что мы знаем об их состоянии. Однако они могли противоречить ему по причине ошибки. И примеров на это много. Посмотрите на хадис о чуме, да защитит Аллах нас, вас и всех мусульман от нее. Когда путешествовал амир правоверных в Шам, и в течение пути сказали ему: “О амир правоверных, в Шаме началась чума, и умерло за один тысяча людей. Как же ты подвергнешь сподвижников Посланника Аллаха такому испытанию?” И остановился Умар, и было его обычаем, да будет доволен им Аллах, в общих вопросах не опираться только на свой взгляд, однако совещаться, и это при том, что его взгляд почти всегда был очень близок к истине. И он очень часто говорил истину во времена Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует). И даже сказал Посланник Аллаха об Умаре: “Были в общинах, которые были до вас, мухаддасун (т.е. всегда попадающими в истину, и другое толкование – которым Аллах открывает часть знания), если бы в моей Умме были бы такие, то это был бы Умар. (передал Бухари 3469 и др.)

Однако Умар остановился и созвал совещание из сподвижников – ансаров и мухаджиров и значимых из них. И не пришел ни к чему иному, кроме как решил возвращаться. И произошло между ним и Абу Убейдой Ибн Джаррахом (да будет доволен им Аллах) обсуждение этого и эта история известна. И это продолжалось, пока не пришел АбдурРахман Ибн Ауфи не сказал им, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Когда вы услышали о чуме в какой-то местности, то не заходите в нее”. (передал Бухари 6829, Муслим и др.)

Теперь смотрите: все, кто был тогда с Умаром — не дошел до них этот хадис от Посланника Аллаха, поэтому является разрешенным сказать, что даже от большого сподвижника может скрыться хукм в каком-то вопросе, поскольку до него не дошел текст Корана или Сунны.

Помните ли вы как Умар Ибн Хаттаб выразил порицание чтецу, который прочитал аят из Корана, поскольку он не слышал этого аята от Посланника Аллаха. И дошло до того, что они пошли, чтобы Посланник Аллаха их рассудил. И Посланник Аллаха признал правильным и вариант Умара и вариант этого чтеца (поскольку Коран ниспослан в семи чтениях). И это вместе с тем, что порицание вещи из Корана – дело серьезное. Однако порицал его Умар, поскольку не дошел до него этот вариант чтения.

Однако что важно – это то, что для того, чтобы слово сподвижника из числа ученых сахабов было доводом, есть условие — не противоречить тексту Корана или Сунны. А если же оно противоречит тексту Корана или Сунны, то оно не является доводом. И поэтому сказал АбдуЛлах Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах): “Бойся, что могут посыпаться на вас камни с небес. Я говорю вам “сказал Посланник Аллаха”, а вы говорите “сказали Абу Бакр и Умар”. (передал Ахмад 1/337).

Опасался он, что посыпятся на людей камни с небес, потому что они противоречат слову Посланника Аллаха по причине слов Абу Бакра или Умара.

И так в общем первое условие – это не противоречить Священному Тексту.

Второе условие – не противоречить другому сподвижнику.

И если же это слово противоречит слову другого сподвижника, то оно не является доводом, потому что у нас есть слово одного сподвижника с одной стороны и слово другого с другой. Что же нам делать?

Мы предпочитаем того, чьи знания больше и шире. И когда мы не можем перевесить ни одно из этих двух мнений, то мы говорим: ни одно из них не является доводом перед другим. И мы смотрим в доказательства: доказывают ли они одно из этих двух слов или нет.

И хвала Аллаху Господу миров!

 

7 responses to “Является ли слово сподвижника доводом?

  1. missismaryam78

    Январь 12, 2015 at 2:00 пп

    Цитирую:
    Мы предпочитаем того, чьи знания больше и шире. И когда мы не можем перевесить ни одно из этих двух мнений, то мы говорим: ни одно из них не является доводом перед другим. И мы смотрим в доказательства: доказывают ли они одно из этих двух слов или нет.Конец цитаты.

    Не понятно,зачем обращаться к противоречащим мнениям,если есть доказательства(полагаю Коран и Сунна).Что за ситуацию имел в виду автор?

     
    • gariban01

      Январь 12, 2015 at 2:24 пп

      Тут не про это говорится, так как если есть прямой далиль из Корана или Сунны пророка с.а.в., то естественно берется это. Тут говорится про те моменты что небыли освещены напрямую в Коране и Сунне, где мы обращаемся к пониманию сахабов. Ибо вообщем Коран и Сунну мы должны понимать так как понимали ее сахабы.

       
  2. missismaryam78

    Январь 12, 2015 at 2:27 пп

    И мы смотрим в доказательства…
    Что за доказательства?

     
    • gariban01

      Январь 12, 2015 at 3:32 пп

      Вот например:
      وعن عروة بن الزبير أنه أتى ابن عباس فقال : يا ابن عباس طالما أضللت الناس قال : وما ذاك يا عرية ؟ قال : الرجل يخرج محرما بحج أو بعمرة فإذا طاف زعمت أنه قد حل فقد كان أبو بكر وعمر ينهيان عن ذلك ؟ فقال : أهما — ويحك — آثر عندك أم ما في كتاب الله وما سن رسول الله صلى الله عليه و سلم في أصحابه وفي أمته ؟ فقال عروة : هما كانا أعلم بكتاب الله وما سن رسول الله صلى الله عليه و سلم مني ومنك قال ابن أبي مليكة : فخصمه عروة
      رواه الطبراني في الأوسط وإسناده حسن
      Передается от Урвы ибн аз-Зубайра, что он пришел к Ибн Аббасу и сказал: О ибн Аббас! Давно как ты ввел людей в заблуждение.
      Спросил Ибн Аббас: И в чем это, о Урвушка?
      Тот ответил: Человек, который вышел, будучи в положении ихрама, во время хаджа или умры, если сделает обход, то по твоему утверждению он уже свободен. Но Абу Бакр и Умар запрещали это.
      Сказал Ибн Аббас: Горе тебе! Для тебя чему лучше следовать: Абу Бакру с Умаром или же тому, что в книге Аллаха и тому, что постановил посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) среди своих сподвижников и в своей умме?
      Урва сказал: Абу Бакр и Умар лучше тебя и меня знали книгу Аллаха и то, что постановил посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).

      Ибн аби Муляйка сказал: «Урва одержал над ним вверх в споре».
      (Этот хадис передал Табарани в Аусате. Хайсами сказал, что цепочка хадиса хорошая.)
      —————————————————
      Пользы, извлекаемые из предания.
      1) Между сахабами бывали споры такого рода.
      2) Есть разница между самим аятом или хадисом и между пониманием этого аята/хадиса со стороны другого человека. Иногда бывает так что человек приводит аят/хадис к какой-то ситуации и утверждает нечто, он приводит свое понимание хадиса. Поэтому опровергающий его, опровергает не сам аят/хадис, а понимание аята/хадиса тем человеком.
      3) Для нас важно не наше понимание аятов/хадисов, а понимание этих хадисов со стороны саляфа и авторитетных ученых.

       
  3. missismaryam78

    Январь 12, 2015 at 4:20 пп

    ДжазакумуЛлаху хойрон.Ваши слова объясняют вот этот отрезок,цитирую:

    Второе условие – не противоречить другому сподвижнику.

    И если же это слово противоречит слову другого сподвижника, то оно не является доводом, потому что у нас есть слово одного сподвижника с одной стороны и слово другого с другой. Что же нам делать?

    Мы предпочитаем того, чьи знания больше и шире.Конец цитаты.Это понятно.

    Дальше идет,цитирую:

    И когда мы не можем перевесить ни одно из этих двух мнений, то мы говорим: ни одно из них не является доводом перед другим.Конец цитаты. Это,наверное означает,что два сахаба оказались одного уровня.И что же делать в такой ситуации,как разрешается проблема?

    Далее идет,цитирую:
    И мы смотрим в доказательства: доказывают ли они одно из этих двух слов или нет.Конец цитаты.То есть автор говорит о том,как такая проблема решается,а именно смотрится в ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.Вот,что это за доказательства,которые разрешают противоречие двух сахабов(равных в знании)?

     
    • gariban01

      Январь 12, 2015 at 4:34 пп

      Иногда бывает так что аргументация у одного из сахабов бывает более весомой нежили у другого который противоречат этому. Вот в таком случаи надо смотреть на их далил d свете их понимания. Иногда же бывает так что невозможно определить какое мнения боле весомо, тогда же надо сторонится сомнительного, по более правильному мнению.

       
  4. Ansar

    Декабрь 16, 2015 at 2:28 дп

    Сказал имам Ибн аль Каййим:
    وقد أنكر الأئمة على من رد أحاديث رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلّم بالقرآن، وقالوا لا ترد السنة بالقرآن
    «Порицали имамы тех, кто отвергал хадисы из Сунны Посланника Аллаха посредством Корана, и сказали: «Не отвергается Сунна Кораном!»
    (Источник: «Мухтасар ас-сауаик аль-Мурсаля», стр. 778)

    Сказал имам Исмаиль Ибн Исхак:
    ثنا سُلَيْمَانُ بْنُ حَرْبٍ، نا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ أَيُّوبَ، » أَنَّ رَجُلًا قَالَ لِمُطَرِّفِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الشِّخِّيرِ: لَا تُحَدِّثُونَا إِلَّا بِالْقُرْآنِ فَقَالَ لَهُ مُطَرِّفٌ: وَاللَّهِ مَا نُرِيدُ بِالْقُرْآنِ بَدَلًا وَلَكِنْ نُرِيدُ مَنْ هُوَ أَعْلَمُ بِالْقُرْآنِ مِنَّا
    «Рассказал нам Сулейман Ибн Харб, от Хаммада Ибн Зейда, от Аюба, что он слышал как один человек сказал Мутаррифу Ибн Абдуллаху (один из великих табиинов): «Не говорите нам ничего кроме Корана!» И Мутарриф ответил: «Клянусь Аллахом мы не хотим замены Корану, однако мы хотим тех, кто более знающи о Коране, чем мы»
    Источник: «Джамиу баян аль ильм уа фадлихи», 2349

    Сказал один из табиинов, Яхья Ибн Аби Касир:
    السّنة قاضية عَلَى الْقُرْآن وَلَيْسَ الْقُرْآن بقاض عَلَى السّنة
    «Сунна является судьей над Кораном, а Коран не является судьей над Сунной»

    Сказал имам ад Дарими обьясняя его слова:
    يَعْنِي أَن السّنة تفسر الْقُرْآن، وَالْقُرْآن أصُول محكمَة مجملة لَا تفسر السّنة، وَالسّنة تفسرها، وَتبين حُدُودهَا، ومعانيها، وَكَيف يَأْتِي النَّاس بهَا
    «Он имеет ввиду что Сунна толкует Коран, и Коран — это утвержденные обобщенные основы, которые не толкуют Сунну, а напротив Сунна толкует их, и разьясняет их границы и смыслы, и как люди должны их выполнять»
    Источник: «Аль Худжжа фи баян аль махаджжа», 2/321

    Поэтому когда видите как кто-то заявляет что ему достаточно лишь Корана и не берет хадисы Пророка и понимание сподвижников — знайте что это заблудший.

    Сказал имам Ас-Сиджзи аль Ханбали (ум. 444 г.х.) говоря про вероубеждения:
    ولا يقبل من أحد قولاً إلا وطالبه على صحته بآية محكمة، أو سنة ثابتة، أو قول صحابي من طريق صحيح
    «И пусть тот кто хочет спастись — не принимает ни от кого никакого слова, кроме как после того как потребовал на его верность ясный аят, или достоверную Сунну, или слово кого то из сподвижников переданное по достоверному иснаду»
    Источник: «Рисаля ас-Сиджзи», стр. 361

    Сказал табиин аш Ша’би (ум. 105 г.х.):
    مَا حَدَّثُوكَ عَنْ أَصْحَابِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَخُذُوهُ ، وَمَا قَالُوا بِرَأْيِهِمْ فَبُلَّ عَلَيْهِ
    «То, что они рассказали тебе от сподвижников Пророка, мир ему — то бери это,
    а то, что они говорят по своим личным мнениям — то помочись на это!»
    Источник: «Аль Мадхаль иля ас-Сунан аль Кубра», 659

    -т.е. если этот иджтихад перечит истине, то неприемлемый это. И нет у него веса вообще..

    Сказал имам Ибн Аби Зейд аль Кайравани (310 — 386 г.х.):
    جعل الله النجاةَ للمُتَأَخِّرين في اتِّباعِ سَبِيلِ المُتَقَدِّمين، ولم يُوَسِّعْ لِمَنْ بَعْدَهم أَنْ يَرْغَبَ عن إجْماعِهم، أو يَخْرُجَ عن اخْتلافِهم، أو يَعْدِلَ عن تَأْوِيلِهم وَمِنْهَاجِهم وليس لأحدٍ أَنْ يُحْدِثَ قولاً أو تَأْويلاً لم يَسْبِقْهُ به سَلَفٌ , وإنه إذا ثَبَت عن صاحبٍ قَوْلٌ لا يُحْفَظُ عن غيرِه من الصحابةِ خِلاَفٌ له ولا وِفَاقٌ , أنَّه لا يسَع خِلافُه. وقال ذلك معَنا الشافعيُّ , وأهلُ العراق
    «Аллах сделал спасение для поздних в следовании за путем ранних, и не дозволил тем кто после ранних — отклоняться от их единогласие, или вводить какое то новое слово там где они разногласили, или отклоняться от их толкования и методологии.
    И никому не дозволено вносить слово или толкование, в котором его не опередили саляфы.
    И когда достоверно от одного сподвижника слово, и не известно ни от кого из других сподвижников противоречия ему или согласия с ним — то не разрешено противоречить ему.
    И также вместе с нами сказал аш Шафии, и ханафиты»
    Источник: «Ан Науадир уа аз зиядат», предисловие

    Сказал имам Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма:
    ثَبَتَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ إِثْبَاتُهُ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ رَأَى رَبَّهُ، وَبِيَقِينٍ يَعْلَمُ كُلُّ عَالِمٍ أَنَّ هَذَا مِنَ الْجِنْسِ الَّذِي لَا يُدْرَكُ بِالْعُقُولِ، وَالْآرَاءِ وَالْجِنَانِ وَالظُّنُونِ، وَلَا يُدْرَكُ مِثْلُ هَذَا الْعِلْمِ إِلَّا مِنْ طَرِيقِ النُّبُوَّةِ، إِمَّا بِكِتَابٍ أَوْ بِقَوْلِ نَبِيٍّ مُصْطَفًى، وَلَا أَظُنُّ أَحَدًا مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ يَتَوَهَّمُ أَنَّ ابْنَ عَبَّاسٍ قَالَ: «رَأَى النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَبَّهُ» بِرَأْيٍ وَظَنٍّ، لَا وَلَا أَبُو ذَرٍّ، لَا وَلَا أَنَسُ بْنُ مَالِكٍ
    «Утверждено от Ибн Аббаса, что он говорил что Пророк видел своего Господа.
    И с полной убежденностью знает любой знающий, что подобный род знаний не постигается разумами, личными мнениями, и домыслами, а постигается лишь из Пророчества — либо через написанное, либо через услышанное от Пророка.
    И я убежден, что ни один из ученых не может даже представить, что Ибн Аббас, Анас Ибн Малик и Абу Зарр скажут: «Мухаммад мир ему видел своего Господа» по домыслу или личному мнению!»
    Источник: «Китаб ат Таухид», стр. 327

    p.s. Цель здесь — не именно этот вопрос в толковании которого разногласие у ученых (как видел — сердцем или глазами, и тд), а слова имама Ибн Хузеймы об иджма ученых на принятие сообщений сподвижников о подобном

    Сказал аль Хаким, автор «Мустадрака» (ум. 405 г.х.):
    لِيَعْلَمَ طَالِبُ هَذَا الْعِلْمِ أَنَّ تَفْسِيرَ الصَّحَابِيِّ الَّذِي شَهِدَ الْوَحْيَ وَالتَّنْزِيلَ عِنْدَ الشَّيْخَيْنِ حَدِيثٌ مُسْنَدٌ
    «Пусть же знает требующий знания, что тафсир сподвижника, который застал откровение и его ниспосылание — у аль Бухари и Муслима равен хадису Пророка»
    Источник: «Аль Мустадрак», 5/38

    Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль:
    اعلم أن تَأْوِيلَ مَنْ تَأَوَّلَ الْقُرْآنَ بِلَا سُنَّةٍ تَدُلُّ عَلَى مَعْنَاهَا أَوْ مَعْنَى مَا أَرَادَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ أَوْ أَثَرٍ عَنْ أَصْحَابِ الرَّسُولِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَيُعْرَفُ ذَلِكَ بِمَا جَاءَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوْ عَنْ أَصْحَابِهِ، فَهُمْ شَاهَدُوا النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَشَهِدُوا تَنْزِيلَهُ، وَمَا قَصَّهُ لَهُ الْقُرْآنُ، وَمَا عُنِيَ بِهِ، وَمَا أَرَادَ بِهِ، وَخَاصٌّ هُوَ أَوْ عَامٌّ، فَأَمَّا مَنْ تَأَوَّلَهُ عَلَى ظَاهِرٍ بِلَا دَلَالَةٍ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَا أَحَدٍ مِنْ أَصْحَابِهِ، فَهَذَا تَأْوِيلُ أَهْلِ الْبِدَعِ، لِأَنَّ الْآيَةَ قَدْ تَكُونُ خَاصَّةً وَيَكُونُ حُكْمُهَا حُكْمًا عَامَّا، وَيَكُونُ ظَاهِرُهَا عَلَى الْعُمُومِ، فَإِنَّمَا قَصَدَتْ لِشَيْءٍ بِعَيْنِهِ، وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمُعَبِّرُ عَنْ كِتَابِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ، وَمَا أَرَادَ وَأَصْحَابُهُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمُ أَعْلَمُ بِذَلِكَ مِنَّا لِمُشَاهَدَتِهِمُ الْأَمْرَ وَمَا أُرِيدَ بِذَلِكَ
    «Знай, что те кто толкуют Коран без Сунны, которая указывала бы на его смысл, и на смысл того что хотел Аллах в данном аяте, и без асаров от кого то из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему — это толкование приверженцев нововведений.
    Однако, смысл Корана узнается по тому, что пришло от Пророка или его сподвижников.
    Ведь сподвижники видели Пророка, и видели, как ниспосылается Коран, и видели то, о чем Аллах рассказывает Пророку в Коране, и что имеется ввиду, и подразумевается под ним, и знают где частный аят, а где общий.
    Кто же истолковывает Коран на внешний смысл без указания от Пророка, мир ему, и кого то из его сподвижников — то это толкование людей нововведения.
    Потому что аят может быть частным, в то время как его хукм может быть обобщенным для всех, и также — внешний смысл аята может указывать на обобщенность, в то время как имеется ввиду лишь какая-то кокретная вещь.
    А Посланник Аллаха, мир ему — разьясняющий Книгу Аллаха, и то что в ней имеется ввиду, или же его сподвижники разьясняют это, ведь они более знающие чем мы об этом — по причине того что они застали ниспосылание Корана, и лучше чем мы знают что имеется ввиду в Коране»
    Источник: «Ас-Сунна» аль Халляль, 4/23

    Сказал Рабиа Ибн Абдур Рахман, один из больших факихов Медины и имамов саляфов, когда его спросили как он делает когда ему задают вопрос:
    أُحَدِّثُ فِيهَا بِمَا جَاءَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَعَنْ أَصْحَابِهِ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ عَنْ أَصْحَابِهِ اجْتَهَدْتُ رَأْيِي
    «Я говорю в этом вопросе то что пришло от Пророка, мир ему, а если нет от Пророка, мир ему, то от его сподвижников, а если нет от сподвижников — то делаю иджтихад по своему мнению»
    Источник: «Джамиу баян аль ильм», 1621

    Сказал имам аль-Аузаи:
    الْعِلْمُ مَا جَاءَ عَنْ أَصْحَابِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَمَا لَمْ يَجِئْ عَنْ وَاحِدٍ مِنْهُمْ فَلَيْسَ بِعِلْمٍ
    «Знания — это то, что пришло от сподвижников Мухаммада, мир ему. А то, что не пришло ни от одного из них — не является знанием»
    Источник: «Джамиу баян аль ильм», 1067

    Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
    مَا رَوَاهُ أَوْ قَالَهُ الْخُلَفَاءُ حُجَّةٌ عَلَى مَنْ خَالَفَهُمْ لَا سِيَّمَا الصِّدِّيقُ لِقَوْلِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ { عَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيِّينَ مِنْ بَعْدِي } وَقَوْلِهِ : { إنْ يُطِعْ الْقَوْمُ أَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ يَرْشُدُوا }
    «То что передали или сказали от себя праведные халифы — довод против тех кто им противоречит, особено Абу Бакр ас-Сиддык. И далиль на это — слова Пророка, мир ем: «Следуйте за моей Сунной и Сунной праведных халифов идущих прямым путем после меня», и слова Пророка: «Те кто будут подчиняться Абу Бакру и Умару — пойдут прямым путем»
    Источник: «Маджму аль фатауа», 25/9

    Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
    ولو قال بعض الخلفاء الأربعة قولا ، ولم يخالفه منهم أحد ، بل خالفه غيره من الصّحابة ، فهل يقدم قوله على قول غيره ؟ فيه قولان أيضا للعلماء ، والمنصوص عن أحمد أنّه يقدم قوله على قول غيره من الصّحابة ، وكذا ذكره الخطابي وغيره ، وكلام أكثر السّلف يدل على ذلك » .
    «Если один из праведных халифов сказал слово, а затем никто из праведных халифов не противоречил ему, однако противоречил какой то другой сподвижник — то ставится ли слово праведного халифа выше слова другого?
    В этом два слова у ученых, и прямые тексты от Ахмада указывают на то что слово праведного халифа ставится выше слова других сподвижников.
    И также упомянули аль Хаттаби и другие, и слова большинства саляфов указывают на это»
    Источник: «Джамиу аль улюми уаль хикам», шарх 28 ого хадиса

    Сказал имам Усман Ибн Саид ад Дарими:
    نَقُولُ: إِنَّ عَلَى الْعَالِمِ بِاخْتِلَافِ الْعُلَمَاءِ، أَنْ يَجْتَهِدَ وَيَفْحَصَ عَنْ أَصْلِ الْمَسْأَلَةِ، حَتَّى يَعْقِلَهَا بِجَهْدِهِ مَا أَطَاقَ، فَإِذَا أَعْيَاهُ أَنْ يَعْقِلَهَا مِنَ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ فَرَأْيُ مَنْ قَبْلَهَ مِنْ عُلَمَاءِ السَّلَفِ خَيْرٌ لَهُ مِنْ رَأْيِ نَفْسِهِ، كَمَا قَالَ ابْنُ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: «أَلَا لَا يُقَلِّدَنَّ رَجُلٌ مِنْكُمْ دِينَهُ رَجُلًا، إِنْ آمَنَ آمَنَ وَإِنْ كَفَرَ كَفَرَ، فَإِنْ كُنْتُم لابد فَاعِلِينَ فَالْأَمْوَات، فَإِنَّ الْحَيَّ لَا يُؤْمَنُ عَلَيْهِ الْفِتْنَةُ وَقَالَ ابْنُ مَسْعُود أَيْضًا: «مَنْ عُرِضَ لَهُ مِنْكُمْ قَضَاءٌ فَلْيَقْضِ بِمَا فِي كِتَابِ اللَّهِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَفِي سُنَّةِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فِي سُنَّةِ رَسُولِ اللَّهِ فَفِيمَا قَضَى بِهِ الصالحون قبله» فَأَبَاحَ ابْنُ مَسْعُود التَّقْلِيدَ لِلْأَمْوَاتِ، وَقَضَاءِ الصَّالِحِينَ عَلَى التَّحَرِّي وَالِاحْتِيَاطِ. فمَنْ هَذَا الْمَرِيسِيُّ الضَّالُّ الَّذِي يحظره على الْأمة؟ وَمن حَتَّى يُسْتَحَلَّ بِقَوْلِهِ شَيْءٌ أَوْ يُحَرَّمَ؟ وَقَالَ شُرَيْحٌ وَابْنُ سِيرِين: «لَنْ نَضِلَّ مَا تَمَسَّكْنَا بِالْأَثَرِ»وَقَالَ إِبْرَاهِيمُ6: «مَا الْأَمْرُ إِلَّا الْأَمْرُ الْأَوَّلُ، لَوْ بَلَغَنَا أَنَّهُمْ لم يغسلوا إِلَّا الظفر مَا جَاوَزْنَاهُ، كَفَى إِزْرًا عَلَى قَوْمٍ أَنْ تَتَخَالَفَ أَعْمَالُهُمْ» وَالِاقْتِدَاءُ بِالْآثَارِ تَقْلِيدٌ، فَإِنْ كَانَ لَا يَجُوزُ فِي دَعْوَى الْمَرِيسِيِّ أَنْ يَقْتَدِيَ الرَّجُلُ بِمَنْ قَبْلَهُ مِنَ الْفُقَهَاءِ، فَمَا مَوْضِعُ الِاتِّبَاعِ الَّذِي قَالَه اللَّهُ تَعَالَى{وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ} ؟ وَمَا يَصْنَعُ بِآثَارِ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ بَعْدَهُمْ، بَعْدَ أَنْ لَا يَسَعَ الرَّجُلُ اسْتِعْمَالَ شَيْءٍ مِنْهَا إِلَّا مَا اسْتَنْبَطَهُ بِعَقْلِهِ فِي خِلَافِ الْأَثَرِ؟ إِذَا بَطَلَتِ الْآثَارُ وَذَهَبَتِ الْأَخْبَارُ، وَحُرِّمَ طَلَبُ الْعِلْمِ عَلَى أَهْلِهِ، وَلَزِمَ النَّاسُ الْمَعْقُولَ، مِنْ كُفْرِ الْمَرِيسِيِّ وَأَصْحَابِهِ، وَالْمُسْتَحِيلَاتِ مِنْ تفاسيرهم، فقد عرضنَا كَلَامهم عل الْكتاب وَالسّنة فأخطأوا فِي أَكْثَرِهَا الْكِتَابَ وَالسُّنَّةَ وَلَمْ يُصِيبُوا السّنة حَدثنَا عبد الله صَالِحٍ الْمَصْرِيُّ عَنِ الْهِقْلِ بْنِ زِيَادٍ عَنِ الْأَوْزَاعِيِّ قَالَ: «مَا رَأْيُ امْرِئٍ فِي أَمْرٍ بَلَغَهُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسلم إِلَّا اتِّبَاعه، ولولم يَكُنْ فِيهِ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَالَ فِيهِ أَصْحَابُهُ مِنْ بَعْدِهِ كَانُوا أَوْلَى فِيهِ بِالْحَقِّ مِنَّا، لِأَنَّ اللَّهَ تَعَالَى أَثْنَى عَلَى مَنْ بَعْدَهُمْ بِاتِّبَاعِهِمْ إِيَّاهُمْ، فَقَالَ: {وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ} وَقُلْتُمْ أَنْتُمْ: بَلْ نَعْرِضُهَا عَلَى رَأْيِنَا فِي الْكِتَابِ، فَمَا وَافَقَهُ مِنْهَا صَدَّقْنَاهُ وَمَا خَالَفَهُ تَرَكْنَاهُ، وَتِلْكَ غَايَةُ كُلِّ مُحدِث فِي الْإِسْلَامِ: رَدُّ مَا خَالَفَ رَأْيَهُ من السّنة وَقَالَ أَبُو سَلَمَةَ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ1 لِلْحَسَنِ الْبَصْرِيِّ2: «لَا تُفْتِ النَّاسَ بِرَأْيِكَ، فَقَالَ الْحَسَنُ: «رَأْيُنَا لَهُمْ خَيْرٌ مِنْ آرَائِهِمْ لِأَنْفُسِهِمْ
    «Мы скажем: тот, кто знает о разногласии ученых, должен проявлять иджтихад, и искать основу вопроса, чтобы осознать ее, постаравшись насколько он сможет.
    И если он был бессилен осознать ее из Корана и Сунны, то взять мнение того кто был до него из ученых саляфов будет лучшим для него, чем взять свое мнение.
    И это как сказал Абдуллах Ибн Мас’уд: «Пусть никто из вас не делает таклид кому-то в своей религии, ведь если тот уверует — то и он уверует, а если тот впадет в куфр — то и он впадет в куфр. А если же вам необходимо сделать таклид — то делайте его за мертвыми, ведь живой не обезопашен от фитны»
    И сказал также Ибн Мас’уд: «Кому потребуется из вас вынести решение — то пусть судит по тому что в Книге Аллаха, а если не найдет — то по Сунне Посланника Аллаха, а если не найдет в Сунне — то по тому, как судили праведники до него»
    И дозволил Ибн Мас’уд таклид мертвым, и таклид за тем как судили праведники, с целью точности, и осторожности.
    Так кто же такой, этот заблудший аль-Мариси, запрещать его Умме?!
    И кто он такой чтобы его словами что то разрешать и запрещать вообще?!
    Сказали Шурейх, и Ибн Сирин: «Вы не впадете в заблуждение, пока будете крепко держаться за следы тех кто был до вас»
    И сказал Ибрахим ан Нахаи: «Эта религия понимается лишь так, как понимали ее в первое время. И если бы до нас дошло, что саляфы мыли в омовении лишь ногти — мы бы не пересекли их в омовении, и сколь же порочен тот, кто противоречит их деяниям»
    А подражание следам тех кто был до нас — таклид. И раз не разрешено согласно заявлениям аль-Мариси человеку следовать за факихами кто был до него, то в чём же тогда заключается следование, о котором Аллах сказал: » Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и доволен теми, которые последовали строго за ними» (Ат-Тауба, 100)?!
    И что мы должны делать с асарами сподвижников и табиинов, раз нам не разрешено следовать ничему из них, а лишь разрешено следовать тому кто человек сообразит своим разумом противореча асарам?
    И если отменить асары, и забыть передачи и сообщения, и сделать запретным требование знаний у его людей, и устремиться к доводам разума из куфра аль-Мариси и его привержценцев, и их невозможных толкований — то мы сравниваем их слова с Кораном и Сунной, и видим, что они разминулись в большинстве этих слов с Кораном и Сунной, и не постигли Сунну.
    Рассказал мне Абдуллах Ибн Солих аль-Мисри, от аль-Икля Ибн Зияда, от аль-Аузаи что он сказал: «Когда до меня доходит Сунна от Посланника Аллаха, я не вижу мне ничего другого, кроме как следовать ей. А если же нет в этом вопросе ничего от Посланника Аллаха, мир ему, но сказали в нем что то сподвижники после него, то они первее нас к истине, потому что Аллах похвалил тех кто будет после сподвижников, за следование сподвижникам, и сказал: : » Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и доволен теми, которые последовали строго за ними» (Ат-Тауба, 100)»
    А вы заявляете, что мы должны брать их слова и сравнивать их с нашим пониманием Книги Аллаха, и что соглашается с этим пониманием — мы принимаем, а что нет — оставляем.
    И это цель всякого нововведенца в Исламе — отвергать то что противоречит его взглядам из Сунны.
    И сказал Абу Саляма Ибн Абдур-Рахман Хасану аль Басри: «Не давай фетвы людям по твоим мнениям». И ответил ему аль-Хасан аль-Басри: «Наши (табиинов) мнения для них лучше, чем их собственные мнения»
    Источник: «Ар-Родд аля аль Мариси», 2/663-669

    Сказал аль Багави:
    قد أخبر النبي لهم عن افتراق هذه الأمة ، وظهور الأهواء والبدع فيهم ، وحكم بالنجاة لمن اتبع سنته ، وسنة أصحابه رضي الله عنهم
    «Рассказал Пророк им про раскол этой Уммы, и появление страстей и нововведений среди них, и вынес хукм о спасении тех кто последовал за его Сунной и сунной его сподвижников, да будет доволен им Аллах»
    Источник: «Шарх ас-Сунна», 1/224

    Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль в своем послании: «Основы Сунны»:
    أصُول السّنة عندنَا التَّمَسُّك بِمَا كَانَ عَلَيْهِ أَصْحَاب رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم والاقتداء بهم
    «Основы Сунны в нашем понимании это:
    — крепкая приверженность тому, на чем были сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и следование за ними»
    Источник: «Усуль ас-Сунна», стр. 1

    Сильный аргумент на то что слово сподвижников довод

    Сказал имам Ибн аль Каййим:
    فَتِلْكَ الْفَتْوَى الَّتِي يُفْتِي بِهَا أَحَدُهُمْ لَا تَخْرُجُ عَنْ سِتَّةٍ أَوْجُهٍ، أَحَدُهَا: أَنْ يَكُونَ سَمِعَهَا مِنْ النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، الثَّانِي: أَنْ يَكُونَ سَمِعَهَا مِمَّنْ سَمِعَهَا مِنْهُ، الثَّالِثُ: أَنْ يَكُونَ فَهِمَهَا مِنْ آيَةٍ مِنْ كِتَابِ اللَّهِ فَهْمًا خَفِيَ عَلَيْنَا، الرَّابِعُ: أَنْ يَكُونَ قَدْ اتَّفَقَ عَلَيْهَا مَلَؤُهُمْ، وَلَمْ يَنْقُلْ إلَيْنَا إلَّا قَوْلَ الْمُفْتِي بِهَا وَحْدَهُ، الْخَامِسُ: أَنْ يَكُونَ لِكَمَالِ عِلْمِهِ بِاللُّغَةِ وَدَلَالَةِ اللَّفْظِ عَلَى الْوَجْهِ الَّذِي انْفَرَدَ بِهِ عَنَّا، أَوْ لِقَرَائِنَ حَالِيَّةٍ اقْتَرَنَتْ بِالْخِطَابِ، أَوْ لِمَجْمُوعِ أُمُورٍ فَهِمُوهَا عَلَى طُولِ الزَّمَانِ مِنْ رُؤْيَةِ النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — وَمُشَاهَدَةِ أَفْعَالِهِ، وَأَحْوَالِهِ وَسِيرَتِهِ وَسَمَاعِ كَلَامِهِ وَالْعِلْمِ بِمَقَاصِدِهِ وَشُهُودِ تَنْزِيلِ الْوَحْيِ وَمُشَاهَدَةِ تَأْوِيلِهِ بِالْفِعْلِ، فَيَكُونُ فَهِمَ مَا لَا نَفْهَمُهُ نَحْنُ، وَعَلَى هَذِهِ التَّقَادِيرِ الْخَمْسَةِ تَكُونُ فَتْوَاهُ حُجَّةً يَجِبُ اتِّبَاعُهَا، السَّادِسُ: أَنْ يَكُونَ فَهِمَ مَا لَمْ يُرِدْهُ الرَّسُولُ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، وَأَخْطَأَ فِي فَهْمِهِ، وَالْمُرَادُ غَيْرُ مَا فَهِمَهُ، وَعَلَى هَذَا التَّقْدِيرِ لَا يَكُونُ قَوْلُهُ حُجَّةً، وَمَعْلُومٌ قَطْعًا أَنَّ وُقُوعَ احْتِمَالِ مِنْ خَمْسَةٍ أَغْلَبُ عَلَى الظَّنِّ مِنْ وُقُوعِ احْتِمَالٍ وَاحِدٍ مُعَيَّنٍ، هَذَا مَا لَا يَشُكُّ فِيهِ عَاقِلٌ، وَذَلِكَ يُفِيدُ ظَنًّا غَالِبًا قَوِيًّا عَلَى أَنَّ الصَّوَابَ فِي قَوْلِهِ دُونَ مَا خَالَفَهُ مِنْ أَقْوَالِ مَنْ بَعْدَهُ، وَلَيْسَ الْمَطْلُوبُ إلَّا الظَّنَّ الْغَالِبَ، وَالْعَمَلُ بِهِ مُتَعَيِّنٌ، وَيَكْفِي الْعَارِفُ هَذَا الْوَجْهَ
    «Эти фетвы, которые дал в каком то вопросе один из сподвижников и нет противоречия ему от остальных — могут быть не иначе как одним из шести.
    Первое: то что он слышал это от Пророка, мир ему.
    Второе: то что он слышал это от того кто слышал это от Пророка мир ему
    Третье: то что сподвижник понял это из аята из Книги Аллаха таким пониманием, что скрылось от нас.
    Четвертое: то что на этом были единогласны сподвижники а до нас дошло лишь слово одного из них.
    Пятое: то что они поняли из текстов то, чего не поняли мы — по причине своего полного знания о языке и указаниях слов которого этого полного знания мы не достигаем — или же по причине косвенных указаний сопряженных с обстоятельствами при которых был сказал или нисполсан текст, или по причине многих вещей которые они поняли по причине длительного видения Посланник Аллаха, и наблюдая за его поступками, и ситуациями в которых он был, и его жизненным путем, и слыша его слова, и зная что он хочет, и наблюдая за ниспосыланием откровения, и толкованиями Посланника Аллаха для откровения на деле.

    И согласно этим пяти вероятностям фетва сподвижника будет доводом за которым обязательно следовать.
    И шестое предположение — что сподвижник понял то, чего не имел ввиду Посланник мир ему, и ошибся в своем понимании, и имелось ввиду не то что он понял, и согласно этому предположению слово сподвижника не будет доводом.
    И предельно известно, что вероятность пяти предположений намного больше чем одного, и в этом не сомневается ни один разумный — а это дает нам сильное преимущественное предположение что истина — в слове сподвижника, а не в том что ему противоречит из слов тех кто пришли после сподвижников. А требуется для работы в шариатских ахкамах лишь преимущественное предположение, и работа по нему обязательна.
    И знающему Шариат хватит лишь этого довода (помимо тех 40 доводов из Корана и Сунны что привел имам Ибн аль Каййим до этих слов)
    Источник: «Илям аль мукыиин», 4/113

    Примечание: шестое предположение — имам Ибн аль Каййим в другом месте разьяснил что нет такого на практике и не может быть такого что один сподвижник сказал какое то слово и явно ошибся, а затем его никто из них не поправил.

    Сказал имам аль Бухари в своем «Сахихе»:
    وَقَالَ اللَّيْثُ: حَدَّثَنِي عُقَيْلٌ، عَنْ ابْنِ شِهَابٍ، قَالَ: أَخْبَرَنِي سَالِمٌ، أَنَّ الحَجَّاجَ بْنَ يُوسُفَ، عَامَ نَزَلَ بِابْنِ الزُّبَيْرِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، سَأَلَ عَبْدَ اللَّهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، كَيْفَ تَصْنَعُ فِي المَوْقِفِ يَوْمَ عَرَفَةَ؟ فَقَالَ سَالِمٌ: «إِنْ كُنْتَ تُرِيدُ السُّنَّةَ فَهَجِّرْ بِالصَّلاَةِ يَوْمَ عَرَفَةَ»، فَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ: «صَدَقَ، إِنَّهُمْ كَانُوا يَجْمَعُونَ بَيْنَ الظُّهْرِ وَالعَصْرِ فِي السُّنَّةِ»، فَقُلْتُ لِسَالِمٍ: أَفَعَلَ ذَلِكَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ فَقَالَ سَالِمٌ: «وَهَلْ تَتَّبِعُونَ فِي ذَلِكَ إِلَّا سُنَّتَهُ»
    «Сказал аль Лейс: «Рассказал мне аль Укейль, от Ибн Шихаба, что рассказал ему Салим Ибн Абдуллах Ибн Умар, что аль Хаджадж Ибн Юсуф в тот год когда напал на Ибн аз Зубейра, спросил его: «Что делать когда стоишь в долине Арафа»? Салим Ибн Абдуллах Ибн Умар ответил: «Если ты хочешь Сунну, то прочитай зухр и аср вместе днем».

    Сказал Абдуллах Ибн Умар, его отец, когда узнал про этот его ответ: «Он сказал правду, сподвижники обьединяли между зухром и асром по Сунне»

    Сказал аз Зухри: «Я сказал Салиму: «Делал ли так Посланник Аллаха, мир ему?»

    Салим сказал: «А разве сподвижники следует чему то в этом, кроме как Сунне?»
    Источник: «Сахих аль Бухари», 1662

    Сказал имам Ибн аль-Мунзир приведя асар от Ибн Аббаса в одном из вопросов:
    فَهَذَا قَوْل صَحَابِيّ , وَهُوَ حُجَّة مَا لَمْ يُخَالَف
    «И это — слово сподвижника, а оно довод пока ему не противоречит кто то другой из сподвижников»
    Источник: «Тахзиб сунан Аби Дауд», 2/160, «Хашия ар Руад», 9/30

    Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
    ثم نعلم أن الصحابة إذا كانوا حفظوا فالتابعون لهم بإحسانٍ الذين أخذوا عنهم وتَلقَّوا منهم لا يجوز أن يكونوا عَدَلوا في ذلك عما بلَّغَهم إيَّاه الصحابة، لا يجوز ذلك في العادة العامة، ولا في عادةِ القوم وما عُرِف من عقلهم ودينهم، مع ما علموه من وجوب ذلك عليهم في دينهم
    «И также мы знаем, что сподвижники раз запомнили смыслы Корана, и его толкование — то табиины последовавшие за ними в благом, которые взяли от них, и приняли знания от них — не разрешено, чтобы они отклонились от того, что им донесли сподвижники.
    Это не разрешено ни в том что в общем известно из порядков людей, ни со стороны состояния именно табиинов — по причине того чем они известны из разума и религии, и их знания об обязательности следовать в своей религии за толкованиями сподвижников»
    Источник: «Джауаб аль-И’тирадат аль-мисрия», стр. 16

    Тут сразу вспоминаются умники отвергающие тафсир Муджахида насчет Достохвального Места, который приняли все саляфы, и обвиняющие его (и всех саляфов) в чрезмерности в утверждении Сыфатов.

    🔵 Сказал имам Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям:
    بلغني عن ابن المبارك أنه كان يذهب بالأصاغر إلى أهل البِدَع ولا يذهب إلى أهل السنّ وهذا وجه ; قال أبو عبيد : والذي أرى أنا في الأصاغر ب أن يؤخذ العلم عمن كان بعد أصحاب النبي — ويقدم ذلك على رأي الصحابة وعلمهم فهذا هو أخذ العلم من الأصاغر ; قال أبو عبيد : ولا أرى عبدالله أراد إلاَّ هذا
    «До меня дошло от Абдуллаха Ибн аль-Мубарака, что он толковал «малых», что это приверженцы нововведений, и не считал что это касается возраста.
    И это одна сторона в толковании.
    Что же касается меня, то я убежден, что под «малыми» здесь подразумевается брание знания от тех, кто после сподвижников Пророка, и ставить их взгляды выше мнений сподвижников, и их знания.
    И это и будет бранием знаний от малых
    И я убежден, что Абдуллах Ибн Мас’уд имел ввиду лишь это»
    Источник: «Гариб аль Хадис», 3/370

    🔵 Сказал имам Абу Убейд:
    كُلّ مَا جَاءَ عَنْ الصَّحَابَة وَكِبَار التَّابِعِينَ لَهُمْ بِإِحْسَانِ هُوَ الْعِلْم الْمَوْرُوث ، وَمَا أَحْدَثَهُ مَنْ جَاءَ بَعْدهمْ هُوَ الْمَذْمُوم
    «Все что пришло от сподвижников, и от больших табиинов — это унаследованное знание, а что внесено теми кто пришел после них — это порицаемо»
    Источник: «Фатх аль Бари», 20/365

    🔵 В своих книгах имам Абу Убейд постоянно аргументирует словами сподвижников в местах разногласий, см. «Ат-Тухур», «аль-Амваль», и др.

    🔵 Многие имамы как Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, передали от него что слово сподвижника довод см. «И’лям аль мукыин», «Танбих ар роджуль аль акыль».

    Таким образом этот великий имам саляф также убежден что слово сподвижника довод, и остается лишь вопрошать, откуда те кто говорят другое взяли свой мазхаб и кто их имам в этом?

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: