RSS

Что такое фикх?

li

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

С арабского языка слово «фикх» переводится, как «знать, понимать, понимать ситуацию». Терминологическое значение этого слова – знать положения, которые «за» или «против». Существует и другое определение, согласно которому фикх – это подробное знание религиозных положений, касающихся ритуалов поклонения, «муамала» (взаимоотношений) и системы наказаний [1].

В Коране употребляются различные слова, производные от слова «фикх». Они имеют значение «знать», «понимать», «постигать [2]. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Если Аллах пожелал добра для кого-либо, Он сделает его факихом в религии (то есть, человеком, который понимает все тонкости религиозных положений)»[3].

В период правления четырех праведных халифов, под словом «фикх» подразумевались знания. Термин «аль-фикху Акбар» вбирал в себя знания акаида и таухида; «аль-фикхуль виждани» – нравственное воспитание. А отдельное слово «фикх» касалось практических, культовых вопросов.

Человека, который знает науку фикх, называют факихом. Множественная форма «фукаха». Это же слово в усулуль фикх имеет значение «муджтахид», то есть, ученый, обладающий знаниями и полномочиями, опираясь на религиозные источники Ислама, выводит новые религиозные суждения или принимает новые решения. Муфтий – это должностное лицо в системе религиозного суда, который выносит решения (фетвы) по разным религиозно-юридическим вопросам, основываясь на положениях Корана, сунны, общие суждения ученых и прецеденты из практики. Факиха, который не является муджтахидом, но при возникновении вопросов передающего суждения и мнения других муджтахидов, называют муфтием, а ответ на вопрос называется «фетвой». Относительно иджтихада, фетва носит узко-специфический характер.

В тех вопросах, которые ясно и четко освещены положениями Корана и сунны, в тех проблемах, по которым между учеными-правоведами нет никаких разногласий, необходимости в иджтихаде не возникает. Но в некоторых практических делах необходимо найти правильное решение, используя истихсан, маслахат, урф-адат и шару ман кабляна. Иджтихад и фетва нужны именно в этих случаях.

Некоторые факихи, которые усовершенствовали свои знания в период известных сподвижников и «табиинов», благодаря различным иджтихадам и фетвам, приобрели знания, которые в дальнейшем послужили началом возникновения новых направлений. Такими были: Айша, Абдуллах ибн Умар, Абдуллах бин Масуд (радыйаллаху анхум) и др. Из табиинов были семь мединских факихов, среди них —  Нафи (умер в 117/735), из Куфы – Алкама бин Кайс (умер 62/682), Ибрахим ан-Нахаи (умер в 96/714), Хаммад бин Абу Сулейман (умер. 120/738), из Басры – Хасан Басри (умер 110/728).

Фикх, как наука, достиг наибольшего расцвета в первые двести лет периода правления Аббасидов (750-1258). Именно в это время появились великие имамы и знаменитые муджтахиды. Это такие ученые, как Суфьян бин Уйана (Мекка), Малик ибн Анас (Медина), Хасан аль-Басри (Басра), Абу Ханифа и Суфьян ас-Саври (Куфа), аль-Авзаи (Шам), аш-Шафии и аль-Лейс бин Сад (Египет), Исхак бин Рахуа (Нишапур), Ахмад бин Ханбаль, Дауд аз-Захири, ибн Джарир ат-Табари (Багдад) (радыйаллаху анхум).

У каждого из этих ученых была своя система и методика иджтихада, свой подход к проблемам и свои взгляды. Приходится констатировать, что сейчас у многих факихов, из-за того что они не смогли юридически систематизировать свои взгляды, и, как это было у Захири, слишком предвзято относились к другим направлениям (они не принимали методику кыяса), не осталось последователей.

В настоящее время продолжают существование мазхабы Имама Абу Ханифы, Имама Шафии, Имама Малика и Имама Ахмада бин Ханбаля. Взгляды этих ученых получили большое распространение среди огромного числа людей. С другой стороны, если оставить вопросы акиды в сторону, то сегодня сохранились и некоторые мазхабы шиитов, хариджитов, мурджиитов, ашаритов, муатазилитов и т.д..


[1] Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, Бейрут, 1272, 1/34; Мухаммад Абу Захра, Усулуль фикх, 1958, стр. 6-7.

[2]Сура ан-Ниса, 4/78; аль-А`раф, 7/179; Худ, 11/91; ат -Тауба, 9/122.

[3] Бухари, Ильм, 10.

 

 

One response to “Что такое фикх?

  1. Админ сайта

    Май 19, 2014 at 3:18 дп

    Различие между фикхам и Усуль аль-Фикх

    Предметом изучения науки фикх являются действия совершеннолетнего лица, для которого обязательно исполнение религиозных предписаний, и нормы, связанные с этими действиями. Факихи заняты исследованиями сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, намаза, вакуфов, воровства и др. действий.

    Как уже было ранее отмечено, Усуль аль-фикх – это наука, связанная с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из детальных доказательств. Например, Усуль аль-фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения – хурмат (запрет).

    Когда факих выносит решение об обязательности или необязательности совершения намаза, он сначала смотрит на аят Корана «Совершайте намаз».[2/43]
    Подобным образом обстоит дело и в вопросе закята. Когда требуется разъяснить предписания Хаджа, факих в качестве довода приводит хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) «Аллах повелел вам совершать Хадж. Совершайте паломничество! (Насаи, Манасик,1).
    Когда речь о идет вынесении решения касающегося опьяняющих напитков, факих упоминает следующий аят Корана: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете».[5/90]

    Ученый, специализирующийся на Усуль аль-фикх, не занимается изучениям деталей различных вопросов. Он разрабатывает правила, имеющие всеобъемлющий смысл. И эти правила помогают факиху выносить решения по правовым вопросам. При этом факих обстоятельно и по отдельности изучает каждый вопрос, рассматривает детали и доводы. Кроме того, он по разному оценивает каждую проблему, осуществляет различный подход и в конце приходит к одному результату.
    То есть, Усуль аль-фикх – это наука, которая, сделав предварительную квалификацию доводов и методов (в зависимости от степени важности источника), которыми должен пользоваться факих, разъясняет правила предпочтения доводов. То есть, как нужно сначала искать доводы из Корана, затем из Сунны, потом из кыяса и только потом приводить такие доводы, которые не опираются на Коран и Сунну.

    Фикх – это совокупность религиозных предписаний, которые разработаны исходя из этих правил.

    … Как в арабском языке чтобы правильно говорить и писать, нужна грамматика, и именно грамматические правила ограждают от ошибок, так и Усуль аль-фикх защищает факиха от ошибок. Усуль аль-фикх предупреждает ошибки при вынесении решений в различных вопросах. Только благодаря науке Усуль аль-фикх факих может осознать правомочность и юридическую силу своего решения по правовым вопросам.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: