RSS

Совет сыну

Аль-Мадраса аль-Исламиййа

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Джамалюд-Дин Абуль-Фарадж ибн Аль-Джаузий

«Совет сыну» известного теолога, выдающегося толкователя Кур’ана Джамалюд-Дин Абуль-Фарадж ибн Аль-Джаузий (одного из великих теологов ханбалитской школы), да будет ему Милость Аллаха. Завещание сыну, которое он изложил в данном труде, содержит ценные советы, актуальные и по сей день. Желаем каждому читателю проникнуться великими наставлениями выдающегося автора и достигнуть высокой степени благочестия.

 ————————————————————————————————————————————————-

Начинаю с Именем Аллаха Всемилостивого на Этом Свете и Дарующего милость верующим на Том Свете. И прошу помощи у Аллаха.

Хвала Аллаху, Который сотворил нашего праотца из земли и вывел его потомство из излившейся воды, которая вытекает из спинного хребта, т.е. позвоночника мужчины и грудных костей женщины. Дал сплоченность и сближение разных племен благодаря семейным отношениям и родственным связям. И даровал мне знание и способность познавать Истину, и наделил меня с детства хорошим воспитанием, сохранил мою честь и достоинство смолоду, и даровал мне потомство. Имея все это, надеюсь на большие вознаграждения.

Сказано в Кур’ане (Сура «Ибрахим», Аяты 40-41):

رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلَاةِ وَمِن ذُرِّيَّتِي ۚ رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاءِ

رَبَّنَا اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِلْمُؤْمِنِينَ يَوْمَ يَقُومُ الْحِسَابُ

 «О, Господь мой! Даруй мне быть в числе постоянно соблюдающих Намаз, и даруй это моему потомству. Господь наш! Прими наши мольбы. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день, когда наступит Отчет».

Примечание: в Кур’ане сказано о том, что часть верующих-грешников получит прощение.

Имея знания о почетности бракосочетания и важности воспитания благочестивых детей, полностью прочитал Куран (сделал Хатм), и попросил у Аллаха Всевышнего даровать мне 10 детей. И моя мольба была принята. И было у меня пять мальчиков и пять девочек.

Из них умерли две дочери и четыре сына. И остался из сыновей у меня только один — Абуль-Гасим (Абуль-Касим). Тогда я обратился к Аллаху Всевышнему и попросил, чтобы мой сын стал благочестивым наследником, чтобы исполнилось в этом мое желание, и был достигнут успех.

Я обнаружил, что ослабло его упорство в получении религиозных знаний. Тогда я написал ему эту статью, стремясь заинтересовать его, подтолкнуть его идти по моему пути в приобретении знаний.

И я указываю ему на путь упования, на Дарующего удачу, Аллаха Всевышнего, Который не имеет никакого недостатка.

Несомненно знаю при этом, что не проиграет тот, кому Аллах даровал удачу, и нет спасителя для того, кому Аллах не дал истинного пути.

Аллах Всевышний сказал (Сура «Аль-‘Аср», Аят 3):

إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

что означает: «Истинно верующие, которые соблюдают и делают благо, завещали друг другу терпеть трудности и крепко держать путь Истины, они будут спасены и не понесут урона, не будут в убытке и в этой, и в будущей жизни»

И сказал Всевышний (Сура «Аль-А‘ля», Аят 9):

فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَىٰ

что означает: «Призывай людей к пути Истины, напоминай и наставляй их, несомненно, наставления помогут, если люди воспримут».

Нет сохранности от попадания в грех без защиты от Аллаха и нет силы и возможности для соблюдения Повелений Всевышнего без Его помощи.

Основа знаний и её базисы

Первое, на что надо обратить должное внимание — это знания об Аллахе Всевышнем с умственными доказательствами. Известно, что тот, кто видит вознесенное небо и ельство этому — Кур’ ан, который неподражаем, и никто из созданных не в силе сделать подобное, даже одной Суры.

После Веры в Создателя и правдивость Его Посланника, мир Ему, следует преданность в соблюдении Шариата. Он должен знать об обязанностях вуду’, намаза и закята — в том случае, если он обязан.

А также об обязанностях паломничества (если в состоянии его совершить) и ряде других

обязанностей. И когда он знает и признает обязанности, то соблюдает их. И для старательного, который заинтересован в развитии своего духовного состояния и стремится к достижению совершенства веры, необходимо заняться изучением Кур’ана: заучивая наизусть и изучая его толкование. А также изучать Хадисы Посланника Аллаха, и его жизнеописание (биографию), биографию сподвижников Пророка и последующих теологов, чтобы выбрать себе путь достижения вершин достоинства. А также необходимо знать те науки, которые помогут совершенствовать речь: знать правила арабского языка, развивать красноречие. Правильное усвоение и понимание законодательства (Фикх) — это основа наук, а в проповедовании — их сладость и распространение пользы от знаний.

Я упорядочил эти науки и подготовил такие труды, которые обеспечивают достаточные знания, нет необходимости тебе обращаться к другим источникам, написанным, как предшественниками, так и другими авторами. Хвала Всевышнему за этот дар!

Я облегчил тебе поиск источников знаний и освободил тебя от необходимости сосредоточения для сбора из различных трудов необходимых материалов. Но все же, не ослабляй свои старания, чтобы не попасть в недостойное положение.

А когда повышается внимание и активность — не расслабляйся и не останавливайся на достигнутом.

По наблюдению я узнал о том, что старание появляется с рождением человека. Но бывает, что иногда оно ослабевает, а если подкрепить стимулом, то усиливается. Когда почувствуешь свою слабость в восприятии, то проси Всевышнего, Дарующего понимание. А когда обнаруживаешь в себе лень — обращайся к Творцу, Дарующему удачу.

И никогда не достигнешь блага без покорности и смирения. И не потеряешь блага, кроме как при совершении греха.

Кто искренне трудился в совершении добрых дел и не получил то, что порадовало бы его?

Кто, пренебрегая своими стараниями в совершении блага, получил бы пользу или достиг того, о чем мечтал? Разве ты не слышал слова поэта:

«Клянусь Богом, что всякий раз имея решительность посетить вас,

Как будто сама земля идет ко мне навстречу,

А когда стою у ваших дверей в нерешительности,

То, как будто спотыкаюсь о полы собственной одежды».

Жизненный путь теолога.

О, сын мой, будь внимателен к себе и следи за тем, чтобы ты всегда действовал в рамках Шариата.

Так как тот, кто соблюдает Шариат, будет в сохранности. Воистину, тот, кто контролирует себя, будет огражден, а тот, кто пренебрегает соблюдением Шариата — пропадет.

Я хочу рассказать тебе о своей жизни. Возможно, после этого ты обратишь внимание на мой труд, будешь размышлять над моими работами и просить у Аллаха для меня удачи. Воистину, большинство из благ, я приобрел не по причине собственного целенаправленного выбора. На самом деле — это дар от Всемилостивого Бога и Его Предопределение. Я вспоминаю себя в годы учебы в медресе. Мне тогда было 6 лет. У меня был сильный интерес к учебе, и я проявлял усердие при наборе знаний. Находясь в окружении детей, которые были старше меня, я уже тогда понимал, что Аллах одарил меня умом, более сильным, чем у старших.

Я не помню, чтобы я когда-либо играл со сверстниками на улице, или громко смеялся. Когда мне было около семи лет, я посещал соборную мечеть не для того, чтобы слушать разные лекции, а для того, чтобы находится рядом с теологом-мухаддисом, который давал полезные уроки о жизни великих людей. Все, что я там слышал, я запоминал, а приходя домой, записывал.

Мне была дарована большая удача находиться рядом с великим шейхом Абуль-Фадль ибн Насыр.

Он был моим учителем и наставником. Он брал меня с собой к шейхам и обучал по книге «Аль-муснад»’ и по другим книгам великих теологов. Тогда я еще не знал, что от меня требуется. Он проверял, что я запомнил из услышанного. И так продолжалось до достижения зрелости. Тогда он поведал мне цепочки передач знаний до Пророка Мухаммада, мир Ему. Я всегда был рядом с ним и продолжал учиться у него вплоть до его смерти, да будет ему милость от Аллаха. Благодаря ему я усвоил Хадисы и цепочки их передачи, в то время, как мои ровесники проводили свое время в развлечениях на реке Диджля, любуясь мостом. С самого детства я стремился к знаниям и собирал их по крупицам. Избегая праздного общества, я находился в окружении тех, кто занимался наукой. Также мне было даровано вести аскетический образ жизни (образ жизни захида), и я часто держал Пост. Я уменьшал количество еды и заставлял себя терпеть. Так я продолжал развивать свое усердие, контролируя себя и проводя ночи с пользой. Я не ограничился получением знанием только по одному виду религиозных наук, а старался слушать и уроки по законодательству, и проповеди, и Хадисы, а в поведении старался следовать аскетам (захидам). Затем я стал изучать языкознание и не пропускал ни одного урока, будь то урок по Хадисам или проповедь, даже если эти уроки давали не местные учителя. Я никогда не оставлял их без внимания, посещал их и получал от них приоритетные для себя уроки. И если у меня был выбор, то в большинстве случаев я выбирал по приоритету науку о Единобожии.

Воистину, Аллах даровал мне хорошее воспитание и умение выбирать самое важное.

Создатель даровал мне знать, что лучше для меня, и сохранил от врагов, завистников и вредителей.

А также дал мне легкость в получении знаний. Он даровал мне иметь столько книг, сколько я и не мечтал иметь. Всевышний наделил меня хорошей памятью и восприимчивостью, а также красивым почерком, умением правильно выбирать и чётко классифицировать. Он оградил меня от нужды в мирских вопросах и даровал мне пропитание даже сверх того, что было мне необходимо.

Аллах даровал мне такое признание людей, о котором я и предположить не мог. Более того, Создатель наделил меня тем, что мои слова достигали их сердец, и они не сомневались в достоверности моей речи. Через меня приняли Ислам около двухсот бывших христиан н иудеев. На моих уроках совершили покаяние более 100 000 человек. С целью получения и передачи знаний я прошел огромную территорию, расстоянием более 20 000 равнин.

Чтобы услышать Хадисы, я спешил посещать разных шейхов. Часто мне нечего, было есть и я ложился спать и просыпался голодным. И все же Аллах не дал мне унизиться ни перед кем-либо из Его созданий. Воистину, Бог даровал мне достаточно пропитания для того, чтобы сохранить достоинство. Дальнейшее повествование моего жизненного пути заняло бы много времени. Итог его ты видишь и сам. Смысл того, о чем я поведал тебе, передан в Кур’ане одним предложением:

Это означает: «Будьте богобоязненными, и, воистину, Аллах наделит вас особыми знаниями».

О ценности времени.

О, сын мой, переживай и беспокойся, сожалей о том времени, которое прошло без пользы, и трудись, чтобы быть в числе благочестивых, пока у тебя еще есть время. И поливай дерево, пока оно ещё не высохло, вспомни о том времени, которое ты уже потерял этого достаточно для того, чтобы извлечь урок. Вместе с тем временем ушло наслаждение, проведенное в лени, и упущена возможность выполнить приоритетное дело.

На самом деле наши благочестивые предки, да будет им милость Аллаха, стремились все свое время использовать для почетных дел и плакали, когда упускали возможность совершить хотя бы одно из них. Ибрахим ибн Адхам, да будет ему милость Аллаха сказал: что однажды они пришли к одному соблюдающему мусульманину, который был беден, и увидели, как он смотрит на свои ноги и плачет. Мы спросили его: «Почему ты плачешь?  В ответ он сказал: «У меня не получилось быть одним из тех, которые имели честь покрыть свои ноги пылью, будучи на фронте ради Аллаха».

Другой человек плакал, а когда спросили его, почему он плачет, ответил, что сожалеет о том дне, когда он пропустил дополнительный Пост, и о той ночи, которую не провел в дополнительной молитве.

Знай, о, мой сын, что дни состоят из часов, а часы состоят из мгновений и каждое мгновение, как хранилище. Старайся, чтобы ни одно их этих мгновений не пропало зря, дабы в Конце Света ты не увидел свое хранилище пустым, ведь тогда будешь сожалеть об этом.

Однажды один мужчина сказал Амиру ибн Абду Кайс:

— Постой! Я хочу поговорить с тобой, а тот ответил: -Ты сможешь остановить солнце?».

Однажды у Ма’руфа Лайсь-Кярхый, да будет ему милость Аллаха, были гости и когда они засиделись, он сказал им:  Берегите время! Воистину, Ангел солнца движет его он не устает», то есть надо уметь использовать время, которое уходит безвозвратно. В одном из хадисов сказано: «И кто говорит: Субханаллахиль-Азым ва бихамдих! », тому будет посажена пальма в Раю».

Посмотри на тех людей, которые проводят впустую часы своего времени — сколько райских пальм для них могли бы быть посаженными?

Саляфиты (мусульмане первых трех столетий) использовали каждое мгновение своего времени.

Например, Кяхмас, да будет ему милость Аллаха, полностью прочитывал Куран трижды в сутки!

А также среди них было сорок человек, которые, сохраняли вуду’ от ночного намаза,  выполняя утренний намаз. Одна из покорных женщина по имени Рабиа Аль-‘Адауий была известна тем, что она использовала всё время от заката до рассвета для поклонения, и за тем немного дремала, а потом вскакивала с испугом и говорила сама себе, что в могиле сон длительной.

Жизнь на этом свете быстротечна

Если бы кто-то задумался о том, что было до его появления на свет, он понял бы, что «этот мир существует уже очень давно. И если бы он после смерти задумался о жизни на этом свете, он осознал бы, что это совсем недолго, а пребывание в могиле очень длительное. А если бы задумался о Судном Дне, то его продолжительность 50 тысяч лет! И если бы задумался о пребывании в Раю или в аду — то это бесконечно!

Возвращаясь к размышлениям об этой жизни и ее продолжительности, он видит, что если в среднем человек живет 60 лет, то почти половину из них он проводит во сне и около 15 лет – это время до взросления. А большую часть оставшегося времени люди развлекаются, едят и добывают средства к существованию. И когда посмотрит на то, что они приготовили для себя к Судному дню, то может оказаться, что часто добрые дела совершались неискренне и многое потеряно из-за беспечности и небрежности.

Так чем же ещё можно заслужить вечное благоденствие, как не достойным использованием драгоценных часов нашей жизни?!

Польза времени.

О, мой сын, не теряй надежды на получение пользы от времени, несмотря на то, что ты потерял много времени впустую. Воистину, многие обратили на себя внимание после длительного «сна».

Мне рассказал шейх Абу Хаким, что он слышал, как главный судья – шейх Абуль-Хасан Ад-Дамиганий, да будет ему милость от Аллаха, сказал, что в молодости он был беззаботным и не стремился к знаниям, но однажды его отец Абу ‘Абдуллах, да будет ему милость от Аллаха, сказал:

«О, сын мой, я не останусь с тобой навсегда. Возьми 20 динаров, открой себе пекарню и зарабатывай». Он ответил ему: «О чем ты?!». Тогда его отец продолжил: «Тогда открой магазин тканей».

На что сын ответил: «Как ты можешь говорить мне это, ведь я сын главного судьи и важного человека  ‘Абдуллаха Ад-Дамиганий!», тогда отец сказал: «Но я не вижу в тебе стремления к религиозным знаниям», на что сын сказал: «Тогда дай мне урок прямо сейчас, а я выучу его».

Отец дал сыну урок, и после этого он серьезно занялся учебой, начал трудится, и Аллах  даровал ему особенность при изучении наук.

Друзья рассказывали мне, когда у Абу Мухаммад Ли-Халяуаний, да будет ему милость Аллаха, умер отец, ему был 21 год, и в то время он ничем серьезным не занимался. Однажды он пришел забирать деньги за аренду жилья, которое получил по наследству и услышал, как люди говорят о нем, что он приходит только тогда, когда у него заканчиваются деньги. Ему неприятно было это слышать, и он сказал сам себе: «Вот какая оказывается обо мне ходит слава». Он пошел к своей матери и сказал ей:

«Если понадоблюсь тебе, то ищи меня в мечети у шейха Абуль-Хаттаба». Он постоянно учился у него, находясь рядом с ним, пока не достиг того уровня знаний, который позволил ему стать судьей.

Через некоторое время он стал судей. И я видел, как он дает религиозные законоположения и как вступает в дискуссию.

О, мой сын, держись крепко истинного пути и заставь себя быть внимательным к наступлению рассвета, и не говори о жизненных вопросах, воистину, наши благочестивые предки — саляфиты, да будет им милость Аллаха, не разговаривали в это время о жизненных вопросах, но скажи, когда проснешься ото сна: «Хвала Аллаху, который дал мне оживление после сна и, воистину, наступит день воскрешения и сбора. Хвала Аллаху, Который дает небу не упасть на землю, кроме как по Его разрешению, воистину все происходит по Его Воле, воистину Аллах Всемилостивый к людям». После этого встань для совершения тахарата и выполнения утреннего намаза-сунны, затем выходи к мечети со смирением. Скажи при этом: «О, Аллах, я прошу Тебя ради тех, кто к Тебе обращается и ради моего этого хождения, воистину, я не иду совершать какое-либо зло или в целях достижения какого-либо жизненного богатства или лицемерия, или чтобы обо мне ходили слухи с похвалой. Воистину, я вышел, боясь наказания и надеясь на Твое одобрение. Прошу у Тебя ограждения от ада и прошу прощения за свои грехи. Воистину, никто не дарует прощения грехов, кроме Тебя».

Стремись встать справа от имама, а при завершении намаза повтори 10 раз: «Нет божества кроме Бога, Единого, нет соучастника у Него, воистину все в Его власти и Ему хвала, Он оживляет и умерщвляет. Всякое благо от Него и, воистину, Он Всемогущ». И после этого читай тасбих 10 раз, тахмид 10 раз  такбир тоже 10 раз, читай Аят ‘Аль-Курсий’ и проси у Аллаха Всевышнего принять твой намаз.

И если будет у тебя возможность, то сиди, вспоминая Аллаха Всевышнего, повторяя зикр, до наступления восхода солнца и до тех пор, пока оно не поднимется. А после этого выполняй дополнительный Намаз (духа) столько, сколько сможешь, а если выполнишь 8 ракатов  будет еще лучше.

Распорядок дня

Если повторишь свой урок до наступления времени Духа (время, которого начинается после восхода и до наступления полудня), то выполняй дополнительный Намаз Духа 8 рак’атов, после чего займись повторением или чтением чего-либо полезного или переписыванием — и так до времени Аль-‘Аср.

После Намаза Аль ‘Аср вернись к учебе и так до Намаза Аль-Магриб. После намаза Аль-Магриб выполни 2 раката, повторяя в каждом рак’ате по джузу Кур ъана. А при завершении Ночного Намаза возвращайся к своим урокам, после этого ложись на правый бок и повторяй 33 раза тасбих и тахмид 33 раза и такбир 34 раза. Затем скажи: «О, Аллах! Сохрани меня от мучений в день, когда будет сбор Твоих рабов ». А когда откроешь глаза после сна, поймешь, что уже выспался, вставай и бери  вуду и выполняй в ночное время то, что тебе по силам, начиная двумя легкими рак’ами, после чего выполни 2 раката, повторяя в каждом по джузу Кур’ана. И после всего этого возвращайся к повторению религиозных уроков, воистину занятие религиозными науками — это лучшее из всего, что может человек сделать, по сравнению с другими необязательными благими деяниями.

Знание религии поднимает авторитет.

Избегай дурного общества и старайся больше времени проводить в уединении, так как в этом есть особое благо. Пусть твоими друзьями будут книги. Изучай жизнь благочестивых предков со времен Пророка и старайся следовать их примеру. Перед тем, как начать изучать что-то новое, убедись, что ты уже усвоил предыдущее. Бери пример с авторитетных ученых, которые достигли высот в религиозных науках. Стремись получить все, что дают учителя, и не останавливайся на достигнутом.

Один поэт сказал (что в переводе означает): «Нет у людей недостатка более досадного, чем отсутствие стремления к тому совершенству, которого они в силе добиться».

Знай, что религиозные знания поднимают авторитет и помогают сохранить достоинство. Многие теологи не отличались ни знатным родом, ни красивой внешностью, но знание Религии принесло им почет и уважение людей. Был такой человек по имени ‘Ата’ нбн Абу Рабах. Он был темнокожим рабом и внешне был не очень привлекательным. Однажды к нему пришел халиф Сулейман нбн ‘Абдуль-Малик с двумя сыновьями, чтобы получить от него ответы на вопросы о Паломничестве. Отвечая на их вопросы, он не оказал ему особых почестей. После этого халиф сказал своим сыновьям: «Это знания его так возвысили, поэтому стремитесь к знаниям и не ленитесь». Халиф сказал, что он не забудет то неловкое положение, в котором оказался перед этим темнокожим рабом. И не только Ата ибн Абу Рабах, но и многие другие теологи, как Аль-Хасан Аль-Басрий, Ибн Сирин были рабами, однако люди их уважали за религиозные знания и богобоязненность.

Не увлекайтесь мирской суетой.

Сын мой, старайся оградить свое сердце от любви к мирским благам и не унижайся перед людьми. Довольствуйся тем, что имеешь — и сохранишь достоинство. Люди говорили: «Кто доволен своим хлебом, того никто не сможет превратить в невольника».

Один бедуин пришел в Басру и спросил у людей: «Кто главный в этой местности?». В ответ ему сказали: «Аль-Хасан Аль-Басрий». Тогда он спросил: «Как он достиг этого?». Ему ответили, что он не нуждался в их жизненных благах, а люди нуждались в его религиозных знаниях.

Знай, сынок, что мой отец был богатым и оставил мне большое наследство. Я рос на эти средства, а когда достиг зрелости, мне передали два дома и примерно 20 динаров — это все, что осталось от наследства. Я взял деньги и купил на эту сумму религиозные книги. Затем я продал оба дома и использовал деньги на обучение. И не осталось у меня ничего из того имущества. Но твой отец никогда ни перед кем не унижался, даже когда нуждался во время учебы, а также не странствовал как другие проповедники. Никогда никому я не отправил и листа бумаги с обращениями о помощи, и мои дела, по Воле Всевышнего, шли успешно. Ведь сказано в Кур’ ане (Сура “Ат-Таляк», Аят 2-3):

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

что означает: «Богобоязненному человеку Аллах дает средства к существованию и выход из трудного положения оттуда, откуда он даже не ожидал».

Лучшая подготовка к Судному дню — это богобоязненность.

Сын мой! Когда на самом деле у тебя появится богобоязненность, тогда будет у тебя благо.

Богобоязненный человек не лицемерит и не совершает чего-либо причиняющего вреда своей вере.

А того, кто сохраняет себя от греха, защищает Всемогущий Творец.

Посланник, мир Ему, сказал Ибн ‘Аббасу, да будет ему милость Аллаха: «Соблюдай Шари’ат и огради себя от греха — и Бог дарует тебе защиту. Вспоминай Бога, когда что-либо делаешь — и увидишь, что Бог дает тебе помощь».

И знай, мой сын, о том, что запасом Пророка Юнуса были богобоязненность и благие дела — именно это и спасло его в трудной ситуации. В Священном Куране сказано (Сура «Ассаффат аят143-144):

فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ

لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ

Это означает; «Если бы он (Пророк Юнус] не был в числе особо благочестивых, которые вспоминают Бога, то был бы в животе кита до Дня Воскрешения».

А у фараона в запасе не было блага, и он не нашел себе спасителя. В Священном Куране сказано (Сура .Юнус, аят91): آلْآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ

Здесь сказано о том, что фараон захотел спастись, крикнув перед самой смертью: «Я уверовал в Бога!», но было уже поздно — ведь раньше была возможность спастись, а он отказывался от веры.

Так сделай же тогда, чтобы твоим запасом было благо! И чтобы ты увидел плоды своей богобоязненности. В Хадисе сказано: «человеку, который был богобоязненным в молодости, Аллах дарует почет в старости». Сказано в Священном Кур’ане (Сура «Юсуф, Аят 22):

وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ آتَيْنَاهُ حُكْمًا وَعِلْمًا ۚ وَكَذَٰلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

Это означает; «И когда (Пророк Юсуф) достиг зрелости и возмужал, Аллах даровал ему терпение, мудрость и знания — так Аллах вознаграждает благочестивых».

Знай, сын мой, что самое лучшее пополнение доброго запаса — ограждать свои глаза от грехов, сдерживать свой язык от лишних слов и не переходить рамки дозволенного. И в мыслях, и в поступках, и в речи — выражай свою любовь к Аллаху, а также не будь самолюбив и не следуй слепо своим желаниям в мирских вопросах.

Я знаю Хадис, в котором рассказывается, как три человека вошли в пещеру, и за ними закрылся проход. Тогда один из них обратился с молитвой ко Всевышнему: «

О, мой Бог! Каждый раз перед тем, как дать своим детям попить молока, я сначала давал его родителям, чтобы они первыми попили и, если это принято Тобой, то дай нам выход из пещеры». Тогда проход открылся на одну треть. Затем второй человек тоже обратился с молитвой: «о, мой Бог! Я нанял человека, который, выполнив работу, уехал, не получив оплаты. Тогда я вложил эти деньги для него в торговлю. Однажды он пришел ко мне и  сказал: «Ты не боишься Бога?! Отдай мне мой заработок!», а я ответил: «Пойди туда, увидишь коров, забери их — они твои». Если то, что я сделал, принято Тобой, то дай нам выйти отсюда». Тогда скала отодвинулась ещё на одну треть. После этого третий прочитал молитву: «О, мой Бог! Я так был «влюблен в свою двоюродную сестру и тогда, когда я приблизился к ней для совершения греха, то она сказала: «Бойся Всевышнего, и не делай того, что в Шари’ате запрещено!». И тогда я отошел от нее. Если это прекращение греха было принято Тобой, дай нам выйти из пещеры». После этих слов пещера открылась полностью.

После смерти Суфьяна Ас-Саурий, да будет ему милость Аллаха, кто-то увидел его во сне и спросил: «Что было с тобой?», в ответ он сказал: «Как только меня положили в ляхад, меня позвали  по имени: «Суфьян?», я ответил: «Суфьян». Затем меня спросили: «Ты помнишь, как однажды ты пожертвовал своими мирскими интересами ради твоей любви к Всевышнему?», я сказал: «Да». И тогда я уже ощущал  особое райское наслаждение, оказавшись в благоденствии».

Объедини в себе знания и аскетизм.

Тебе нужно стремиться довести свое усердие и старания до совершенства. Воистину, некоторые ограничились аскетизмом, но не углубляли свои религиозные знания. А другие отдали предпочтение религиозной науке, но не уделяли особого внимания аскетизму. И редко кто из людей смог совместить и то, и другое, то есть достичь совершенства и в знаниях, и в поступках. Знай, что я много изучал жизнеописание таби‘инов и тех, кто был после них, и не нашел среди них более достойных, чем эти четверо: Са‘ид ибн Мусаййаб, Аль-Хасан Аль-Басрий, Суфьян Ас-Саурий и Ахмад ибн Ханбаль, да будет им больше милости Аллаха. Они тоже люди, как и мы, но наше усердие по сравнению с их очень слабое.

Среди учёных-саляфитов  очень многие обладали величайшим усердием, как в аскетизме, так и в знаниях. Прочти книгу «Сыфату ас-сафуа»  и поразмышляй о жизни Са‘ида нбн Мусаййаба, Аль-Хасана Аль-Басрий, Суфьяна Ас-Саурий и Ахмада ибн Ханбаля, да будет им больше милости Аллаха. О каждом из них я написал отдельную книгу.

Преимущество запоминания и правдивости

Я написал сто книг. Среди них — «Ат-Тафсир Аль-Кябир»  в 20-ти томах, «Ат-Тарих» в 20-ти томах, «Тахзибуль-муснад» в 20-ти томах и другие  книги поменьше (5-ти, 4-х, 2-х томные). Ты найдешь в этих книгах все необходимое и не будешь нуждаться в поиске и сочинении новых книг. Старайся выучить их наизусть и сохранить. Запоминание будет для тебя капитальным вложением, а использование знаний будет прибылью. Будь правдив в любых ситуациях и всегда полагайся на Аллаха, а также не преступай границы дозволенного.

Аллах  Всемогущий сказал в Кур’ане (Сура 47 «Мухаммад», Аят 7):

إِن تَنصُرُوا اللَّهَ يَنصُرْكُمْ

что означает: «Если будешь следовать по Пути Истины, то Он [Аллах] дарует тебе победу».

В других Аятах сказано (Сура 2 «Аль-Бакара», Аяты 152,):

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ

Это означает: «Контролируйте себя и соблюдайте Повеления Аллаха, и Он дарует вам счастье на Том Свете», «Выполняйте Повеления Аллаха, тогда получите обещанные Им блага»

Ни в коем случае не занимайся внешними поклонениями без религиозных знаний. Воистину, многие из желающих идти по пути аскетизма или суфизма, заблудились без религиозных знаний.

Поэтому покрывай себя этими двумя прекрасными одеяниями, которые своими почетностями сохраняют твое достоинство, отличая тебя от тех, кто стараются выделиться среди обитателей этой жизни, а также, которые своими ценностями выделяют тебя из аскетов. Суди каждый свой поступок, убеждение и слово — воистину, тебе отвечать за все это, и, в зависимости от того, насколько ты силен, сам получишь пользу от религиозных знаний, и твои слушатели получат пользу. А когда учитель не работает в соответствии со своими знаниями, то соскользнёт это поучение с сердец слушателей, как вода с камня. Поэтому пусть твоя проповедь будет с чистым намерением, и каждый твой шаг будет с этим намерением. Не прикасайся даже к куску хлеба без такого намерения. Изучая культуру предков-саляфитов, ты поймешь этот вопрос.

Четко следуй написанному в книге «Курс муридов». Воистину, она научит тебя поведению и пусть она будет тебе пособием для дальнейших действий.

Ознакомься также с книгой «Сайлуль-Хатыр». Воистину, найдешь в ней такие факты, которые помогут тебе исправиться и по жизненным, и по религиозным вопросам.

И с особым вниманием изучи книгу «Джуннатун-назар». Воистину, эта книга обеспечивает достаточные знания для профилактики и получения правильного понимания фикха.

Книга «Аль-Хадяик» ознакомит тебя со многими теологами Хадисов,

а «Аль-Кяшф» приоткроет тебе то, что скрыто в двух многотомных книгах «Сахих Муслим» и «Сахих Бухарий». И ни в коем случае не расходуй свое время на тафсиры, которые написали не арабы.

А вот эти две книги: «Аль-Мугний» и «Задуль-масир» — не оставили необходимости в изучении других книг тафсира. Я собрал для тебя все необходимые книги, чтобы ты не нуждался в дополнениях.

Поступай справедливо и думай о последствиях

Будь вежлив с людьми. Старайся быть общительным, высококультурным и приятным собеседником.

Не забывай, что иногда нужно уединяться – это позволит сохранить твоё достоинство и даст тебе отдых, особенно от плохих собеседников.

Воистину, особенно проповеднику необходимо быть внимательным к другим людям и помогать им.

Он не должен славиться тем, что часто бывает на рынках или много смеётся, иначе ему не удастся сохранить о себе хорошее мнение, и люди не смогут получить пользу от его проповедей.

При общении с людьми проявляй мудрость и терпение.  Даже если ты увидишь их недостатки или низкую культуру, всё равно старайся тактично исправить их ошибки.

Будь справедлив со всеми и пусть каждый получит то, на что имеет право, будь то жена, сын, родственник или другие.

Посмотри на то, как проходит каждый час твоей жизни. Используй время в первую очередь для выполнения самых важных дел. Трудись над собой – научись самым почётным и прекрасным делам. Возьми с собой в могилу то,  что обрадует тебя в День Суда, ведь было об этом сказано в стихах:

«О, ты, который был занят этой жизнью,

Обманывая себя надеждой, что всё ещё впереди!

Смерть наступает внезапно,

А могила сундук деяний».

Думай о последствиях своих поступков. Проявляй терпение, надеясь на вознаграждение от Аллаха, независимо от того, получишь ли ты желаемого или нет.

А если отвлечёшься от совершения благих дел, то напомни себе о приближении смерти  и представь, как тебя несут на кладбище. Готовься к Судному Дню, и Бог тебе поможет.

Не будь расточительным, чтобы не нуждаться в помощи других людей. Береги своё имущество, чтобы не влезть в долги. Воистину, бережливость одобрена в религии. Лучше оставить что-то наследникам, чем растратить всё и самому жить в нужде.

О благородном происхождении

Сын мой! Знай, что мы из потомства абу Бакра Ас-Сыддика, да будет ему больше милости Аллаха.

Наш отец – Аль-Касим Мухаммад сын АбдАррахмана, сына абу Бакра, сына Мухаммада сына абу Бакра Ас-Сыддика да будет ему милость Аллаха. И об этом сказано в книге «Сыфату Ас-Сафуа». Наши предки занимались торговлей, и мало кто из их потомков, кроме меня, уделял большое внимание получению религиозных знаний. Теперь это дело передаётся тебе. Поэтому трудись, сын мой, и я надеюсь, что ты не подведёшь меня и оправдаешь мои ожидания. Да сохранит тебя Всевышний и дарует тебе удачу в знаниях, и в делах. Это всё что я могу сделать для тебя.

Нет сохранности от попадания в грех без защиты от Аллаха, и нет сил, соблюдать Повеления Всевышнего без Его помощи.

Хвала Аллаху! И прошу у Аллаха особого величия нашему Пророку, Его семейству, Его сподвижникам, и сохранности Его пути.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: