RSS

Различие между Каваид аль-Фикхия и Усуль аль-Фикх

old_books-430x244

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Есть польза в определении различия между правилами фикха, соединяющими в одно целое отдельные нормы и Усуль аль-фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать «Общие принципы и нормы фикха».

Наука Усуль аль-фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решений, чтобы не допустить ошибку.

Правила же фикха представляют собой аналогию, объединяющую несколько норм, или свод схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.

Согласно правовой системе Ислама, здесь можно привести примеры правил собственности, правил мухайяр (свобода выбора и времени) и правил отмены. Все они являются следствием разрозненных положений, и факих, исследовавший эти вопросы, посредством собирательных правил и общих норм соединил их между собой.

В качестве примера можно привести работу

факиха-шафиита Иззуддина бин Абдус-Саляма «Каваид аль-ахкам»,

из маликитов — работу аль-Карафи «Анваруль-бурук фи анвариль-фурук»,

работу ханафита Ибн Нуджайма «аль-Ашбах ван-Назаир».

А также работу факиха-маликита ибн Джаззи Мухаммада бин Абдилляха бин Яхья «аль-Каванинуль-фихкия».

Ибн Раджаб воедино собрал в своей книге «аль-Каваидуль кубра» разрозненные вопросы ханбалитского мазхаба. Сюда же можно отнести работу ибн аль-Ляххама аль-Ханбали «аль-Каваид валь-Фавадуль усулия».

Исходя из этого, мы можем сказать, что чтение и изучение шариатских правил является предметом фикха, а не Усуль аль-фикх. Все эти правила, называемые «Общие положения фихка, основываются на своде вопросов, похожих друг на друга, и в основе которых лежит собирательный принцип.

Некоторые образцы правил фикха (Каваид аль-Фикхия):

1. «Что запрещено брать, то запрещено и давать». (Маджалля, статья 34).

Например, запрещается брать взятки, проценты с денежных средств. Но таким же образом запрещается давать взятки, давать деньги под проценты. Как запрещается гадалкам и ворожеям получать деньги за свои услуги, также запрещается давать им деньги.

Но бывают моменты, когда действия, совершение которых запрещено в обычное время, разрешены в моменты острой необходимости. Если в пути преступники преградили дорогу и возникла такая ситуация, что если не выплатить деньги, то можно потерять жизнь, то в такой момент позволяется дать им откупные. Это касается и правила, которое гласит «Что запрещается надевать на себя, пить и есть, то и запрещается надевать на других, кормить и поить этим других».

2. «Кто сделает попытку приобрести что-либо раньше времени, тот потеряет все». (Маджалля, ст. 99; см. Ибн Раджаб Каваид, стр. 247).

Например, если кто-либо лишит жизни близкого человека, чтобы как можно раньше стать его наследником, тот будет подвергнут наказанию в виде лишения его наследства. Таким же образом, если некто, с целью лишения жены ее доли наследства, разведется с ней против ее воли, и если в период идды (4 месяца и 10 дней) этот человек умрет, то его бывшая супруга будет считаться его наследницей.

Некоторые образцы правил Усуль аль-фикх

Например: «Специальное выражение твердо указывает именно на то значение, в каком оно употреблено. Но если существуют доводы, что здесь имеется в виду нечто другое, то есть, употреблено в другом смысле, то здесь нужно понимать именно в этом смысле».

Например, в хадисах, в которых говорится о садака фитр, сообщается о том, что этот вид милостыни можно давать пшеницей, овсом, изюмом и сушеными финиками. Согласно мнению ханафитов, садака фитр можно давать только этими продуктами. Но можно давать как в натуральном виде, так и в денежном эквиваленте, ибо смысл обязательности выплаты этого вида милостыни заключается в удовлетворении нужд бедняков. Но нужду можно удовлетворить как этими видами продуктов, так и денежными средствами, выданных вместо продуктов. Поэтому ханафиты считают что садака фитр (закят аль-фитр) может быть выплачена деньгами, если на это есть нужда.

 

2 responses to “Различие между Каваид аль-Фикхия и Усуль аль-Фикх

  1. Админ сайта

    Май 19, 2014 at 1:51 дп

    Вот еще один образец правил фикха (Каваид аль-Фикхия):

    Говорит имам Аш-Шафии:
    «لو عذر الجاهل لأجل جهله لكان الجهل خيرا من العلم»
    «Если бы оправдывался невежда по причине своего невежества, то невежество было бы лучше чем знание» (см. аль-Мансур фи аль-Каваид аль-Фикхия ли Заркаши 2 том 15 стр.)

     
  2. Админ сайта

    Май 19, 2014 at 2:54 дп

    Различие между Фикхам и Усуль аль-Фикх

    Предметом изучения науки фикх являются действия совершеннолетнего лица, для которого обязательно исполнение религиозных предписаний, и нормы, связанные с этими действиями. Факихи заняты исследованиями сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, намаза, вакуфов, воровства и др. действий.

    Как уже было ранее отмечено, Усуль аль-фикх – это наука, связанная с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из детальных доказательств. Например, Усуль аль-фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения – хурмат (запрет).

    Когда факих выносит решение об обязательности или необязательности совершения намаза, он сначала смотрит на аят Корана «Совершайте намаз».[2/43]
    Подобным образом обстоит дело и в вопросе закята. Когда требуется разъяснить предписания Хаджа, факих в качестве довода приводит хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) «Аллах повелел вам совершать Хадж. Совершайте паломничество! (Насаи, Манасик,1).
    Когда речь о идет вынесении решения касающегося опьяняющих напитков, факих упоминает следующий аят Корана: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете».[5/90]

    Ученый, специализирующийся на Усуль аль-фикх, не занимается изучениям деталей различных вопросов. Он разрабатывает правила, имеющие всеобъемлющий смысл. И эти правила помогают факиху выносить решения по правовым вопросам. При этом факих обстоятельно и по отдельности изучает каждый вопрос, рассматривает детали и доводы. Кроме того, он по разному оценивает каждую проблему, осуществляет различный подход и в конце приходит к одному результату.
    То есть, Усуль аль-фикх – это наука, которая, сделав предварительную квалификацию доводов и методов (в зависимости от степени важности источника), которыми должен пользоваться факих, разъясняет правила предпочтения доводов. То есть, как нужно сначала искать доводы из Корана, затем из Сунны, потом из кыяса и только потом приводить такие доводы, которые не опираются на Коран и Сунну.

    Фикх – это совокупность религиозных предписаний, которые разработаны исходя из этих правил.

    … Как в арабском языке чтобы правильно говорить и писать, нужна грамматика, и именно грамматические правила ограждают от ошибок, так и Усуль аль-фикх защищает факиха от ошибок. Усуль аль-фикх предупреждает ошибки при вынесении решений в различных вопросах. Только благодаря науке Усуль аль-фикх факих может осознать правомочность и юридическую силу своего решения по правовым вопросам.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: