RSS

Аль-Кадаъ

55.png

Аль-Кадаъ

(Судопроизводство)

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Аль-Када – это оглашение шариатского решения, которое подлежит обязательному исполнению. То есть иными словами это Судопроизводство.

Аль-Када в шариате Аллаха рассматривает конфликты между людьми, воспрещает то, что наносит ущерб общественным правам, устраняет конфликтные ситуации, возникающие между простыми людьми и любыми представителями органов государственного управления, будь то правители или служащие, халиф или нижестоящие лица.

В основе Аль-Када и его шариатской законности лежит Коран и Сунна.

Всевышний Аллах говорит:

( وَأَنِاحْكُمْبَيْنَهُمْبِمَآأَنزَلَاللّهُ ) «Суди между ними по тому, что низвел Аллах». (5:49)

( وَإِذَادُعُواْإِلَىاللهِوَرَسُولِهِلِيَحْكُمَبَيْنَهُمْ ) «Когда их призовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы Он рассудил между ними». (24:48)

Что касается Сунны, то Пророк (с.а.с.) сам занимался делами Аль-Када, и судил между людьми.

Пророк (с.а.с.) назначал кадиев (судей). Так, например, он назначил Али кадием в Йемен, дав ему следующее наставление:

«إذاتقضىإليكرجلان،فلاتقضللأولحتىتسمعكلامالأخر،فسوفتدريكيفتقضي»

«Если к тебе придут два спорящих между собой человека, не суди в пользу одного из них, пока не выслушаешь второго. Если будешь так поступать, то поймешь, как тебе следует судить». (Передают Тирмизий и Ахмад).

У Ахмада этот хадис приводится со следующими словами:

«إذاجلسإليكالخصمان،فلاتكلمحتىتسمعمنالأخركماسمعتمنالأول»

«Если перед тобой предстанут две спорящие стороны, то не говори ничего, пока не выслушаешь вторую сторону так же, как и выслушал первую».

Так же Пророк (с.а.с.) назначил Муаза ибн Джабал кадием в Джанад.

Все это является доказательством законности аль-када.

Это определение охватывает аль-када между людьми, что было упомянуто выше, и охватывает хисба (должность мухтасиба), что означает: «Оглашение обязательного для исполнения шариатского решения в том, что причиняет вред общественным правам».

Муслим передает в своем «Сахихе» от Абу Хурайры, который сказал: «Однажды Пророк (с.а.с.), проходя мимо кучи продуктов, продаваемой на рынке, засунул руку в эту кучу и обнаружил в ней влагу.

«О хозяин еды, что это?», – спросил Пророк (с.а.с.).

Хозяин продуктов ответил: «О Посланник Аллаха! Она промокла от дождя».

«Почему же ты не выставишь ее сверху, чтобы люди видели ее? Ведь кто обманывает – тот не из нас», – сказал Пророк (с.а.с.)».

Также вышеприведенное определение охватывает рассмотрение вопросов мазалим (притеснения и несправедливости), ибо это тоже относится к деятельности аль-када.

Мазлима – это жалоба на правителя. Аль када мазалим, рассматривающий вопросы несправедливости со стороны государства по отношению к народу, означает: «Оглашение обязательного для исполнения шариатского решения по конфликтным ситуациям, возникающим между людьми и халифом или его муавинами, или валиями, или государственными служащими, а также по поводу разногласий между мусульманами, возникающих относительно значения какого-то шариатского текста, на основе которого совершается аль-када и выносится решение».

О мазалим говорится в хадисе Пророка (с.а.с.) о назначении цен, где, в частности, он говорит:

«…وإنيلأرجوأنألقىالله،ولايطلبنيأحدبمظلمتهاإياهفيدمولامال»

«…я желаю встретиться с Аллахом в том положении, когда никто не будет требовать от меня возмещения за несправедливость, которую я причинил ему в его имуществе или жизни». Этот хадис передан Ахмадом от Анаса.

Это указывает на то, что жалобы людей на действия правителя, валия или какого-либо госслужащего поднимаются на рассмотрение к кади-мазалиму, который оглашает шариатское решение в форме его обязательного соблюдения. Таким образом, вышеприведенное определение вбирает в себя три вида судопроизводства, которые имеются в хадисах и действиях Пророка (с.а.с.):

1) разрешение споров между людьми;

2) воспрещение того, что наносит ущерб общественным интересам;

3) устранение конфликтов, возникающих между народом и правителями или госслужащими в их действиях.

Виды Cудий (Кадии)

Кадии бывают трех видов.

Первый называется кадием, и выносит решения в сфере взаимоотношений и наказаний по возникающим между людьми спорам.

Второй называется мухтасибом и выносит решения по фактам нарушений, наносящих вред правам общества.

Третий называется кади-мазалим, он устраняет конфликты, возникающие между людьми и государством.

 

Таково разъяснение разновидностей судопроизводства.

1) Доказательством суда, выносящего решения по спорам, возникающим между людьми, являются действия Пророка (с.а.с.), как, например, назначение им Муаза Ибн Джабала кадием на одной части территории Йемена.

2) Доказательством мухтасиба (кадия, принимающем решения по фактам нарушений, наносящих вред интересам народа) также являются действия и слова Пророка (с.а.с.). Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто обманывает – тот не из нас». (Часть хадиса, переданного Ахмадом от Абу Хурайры).

Пророк (с.а.с.) при встрече с обманщиками и аферистами жестко критиковал их. Ахмад передает от Кайса ибн Абу Гарза аль-Кананий, который сказал: «Мы закупали в Медине товары, и назывались посредники. Однажды к нам подошел Пророк (с.а.с.) и назвал нас более приятным именем, сказав:

«يامعشرالتجار،إنهذاالبيعيحضرهاللغووالحلففشوبوهبالصدقة»

«О, торговцы, воистину в этой торговле иногда бывают пустословие и клятвы. Смешивайте с ними садака (пожертвования)».

Ахмад передает от Абу Минхала, что он сказал: «Зайд ибн Аркам и Бара ибн Азиб были партнерами. Они закупили серебро за наличные деньги и в кредит. Узнав об этом, Пророк (с.а.с.) велел им: «Оставьте при себе то, что приобрели за наличные деньги, а кредит верните обратно»».

Все это относится к кади аль-хисба. Кади, выносящий решения по фактам нарушений, наносящих вред правам обществу, называется хисба, и это есть термин, используемый для обозначения определенного вида деятельности в Исламском государстве.

Хисба – это контроль над торговцами и ремесленниками с целью недопущения обмана с их стороны в их торговле, работе, продуктах их производства, контроль над использованием ими мер и весов и т.д., т.е. контроль над всем, что может причинять вред правам общества.

Пророк (с.а.с.) приказал осуществлять контроль, и сам выносил решения в этой сфере судопроизводства. Абу Минхал передал, что Пророк (с.а.с.) запретил обеим сторонам вести торговлю в кредит. Пророк (с.а.с.) назначал мухтасибов. Например, Саид ибн аль-Ас был назначен Пророком (с.а.с.) мухтасибом рынка в Мекке после ее завоевания, что сообщается в книге «Табакат» Ибн Саъда и в «Истиаб» Ибн Абдуль-Барра. Поэтому доказательством хисбат является Сунна.

Умар ибн аль-Хаттаб назначил женщину из своего рода, Шифа мать Сулеймана ибн Абу Хасма, кади-хисба рынка, и назначил Абдуллаха ибн Утбу мухтасибом рынка в Медине, как передает об этом Малик в своей книге «аль-Муватта» и аш-Шафии в своей книге «аль-Муснад». (т.е. это доказательство на то что такой вид судьи может быть и женщина, и это исключение из общего правела на запрет)

Наряду с этим Умар сам лично занимался делами мухтасиба. Подобно Пророку (с.а.с.), он лично обходил рынки.

До Харуна ар-Рашида аль-Махдий наряду с мухтасибами делами кади-аль-хисба занимались и сами халифы. Харун ар-Рашид основал специальный аппарат для хисба, который стал одним из аппаратов судопроизводства. Во времена Харуна ар-Рашида мухтасиб обходил рынки, контролировал меры и весы на факт обмана и инспектировал деятельность торговцев.

3) Доказательством суда, который называется када-уль-мазалим, являются следующие слова Всевышнего Аллаха:

( فَإِنتَنَازَعْتُمْفِيشَيْءٍفَرُدُّوهُإِلَىاللّهِوَالرَّسُولِ ) «Если вы препираетесь о чем-нибудь, то обращайтесь к Аллаху и Его Посланнику». (4:59)

( يَاأَيُّهَاالَّذِينَآمَنُواْأَطِيعُواْاللّهَوَأَطِيعُواْالرَّسُولَوَأُوْلِيالأَمْرِمِنكُمْ ) «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». (4:59)

Естественно, что в разрешении конфликтов между населением и властями, следует обращаться к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), т.е. к закону Аллаха. Это же требует наличия кадия, выносящего решение по этим конфликтам, т.е. требует наличия кади-мазалима, ибо определение када-уль-мазалим включает в себя и рассмотрение проблем, возникающих между людьми и халифом. Доказательством када-уль-мазалим являются слова и поступки Пророка (с.а.с.). Следует отметить, что Пророк (с.а.с.) не назначал специального кадия, рассматривающего только мазалим (несправедливое отношение к гражданам со стороны власть имущих) во всех частях государства. Таким же образом поступали халифы, правившие после Пророка (с.а.с.), в силу того, что они сами рассматривали мазалим, как это делал Али Ибн Абу Талиб, но при этом не определял для рассмотрения мазалим определенное время и способ. Мазалим (несправедливости) рассматривались наряду с другими вопросами. Так продолжалось до времени Абдул-Малика ибн Марвана. Он был первым халифом, определившим для рассмотрения вопросов несправедливости определенное время и способ. Он назначил для этого определенный день, внимательно разбирал случаи проявления несправедливости, и если находил в них неясность и затруднение, то поручал разобрать по этому дело своему кадию, чтобы он вынес решение. Затем халифы стали назначать от себя помощников, рассматривающих жалобы людей по вопросам несправедливости. Для рассмотрения мазалим (т.е. жалоб по поводу несправедливости) был образован специальный аппарат, который назывался «дар-уль-адль» (дом справедливости). Эти действия с точки зрения назначения специального кади-мазалима вполне позволительны. Ибо халиф вправе назначать от себя помощника, исполняющего какое-либо из его полномочий. Также дозволяется определять для этого специальное время и способ.

Условия, которым должен соответствовать кади

Кади должен быть мусульманином, свободным, достигшим совершеннолетия, в здравом уме, справедливым, факихом (знатоком фикха), а также умеющим правильно выносить шариатские решения на реальную действительность. Кади-мазалим, вдобавок к перечисленным условиям, должен быть мужчиной и муджтахидом, как и верховный кади (кади аль-кудат), ибо сфера его деятельности – это правление и Аль-када. Он выносит решение над правителем и исполняет над ним шариат. Поэтому, помимо остальных условий кадия, из числа которых является то, чтобы он был факихом, кади-мазалим должен быть мужчиной. И, кроме того, он еще должен быть муджтахидом, ибо в разбираемых им случаях несправедливости, могут быть случаи, когда правитель осуществил правление иным, нежели тем, что ниспослано Всевышним Аллахом. Например, это случаи, если правитель совершил правление законом, который не имеет шариатского доказательства, или привел относительно реального события несоответствующее доказательство. По этим случаям несправедливости решение может вынести только муджтахид. Если же кади-мазалим не будет муджтахидом, то будет судить по невежеству, а это запрещено и недопустимо. Поэтому, вдобавок к условиям хакима (правителя) и кадия (судьи), он, т.е. кади-мазалим, должен быть еще муджтахидом.

Назначение кади

Кади, кади аль-мухтасиб и кади аль-мазалим могут назначаться общим назначением в сфере всего судопроизводства с правом рассмотрения всех вопросов во всех частях государства, как и могут назначаться частным назначением с правом рассмотрения определенных вопросов и на ограниченной территории. Законность обоих назначений исходит из действий Пророка (с.а.с.). Например, он назначил Али ибн Абу Талиба кадием всего Йемена, Муаза ибн Джабала – кадием определенной части Йемена, и Амр ибн аль-Аса – кадием по одному определенному вопросу.

Удел (рызк), пропитание кадия

 Хафиз в книге «Фатх» говорит: «Рызк – это то, что распределяется халифом из казны тем, кто работает на благо уммы (интересы общества)».

Аль-када является одной из сфер, на которые расходуется из Байт-уль-мал (казны), так как это является работой, на которую государство нанимает кадия для интересов уммы. Любая работа на благо мусульман, где государство нанимает того, кто будет выполнять ее на основе шариата, заслуживает награду. Независимо от того, является ли эта работа ибадатом или мубахом. Доказательством этому служит то, что Всевышний Аллах установил долю работающим на садака (милостыня) в Своих словах:

( وَالْعَامِلِينَعَلَيْهَا ) «работающим над этим» (9:60).

Передают Абу Давуд, Ибн Хузайма в своем «Сахих» и Байхакый от Бурайда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«أيماعاملاستعملناهوفرضنالهرزقا،فماأصاببعدرزقهفهوغلول»

«Кого мы назначили, определили ему удел (рызк), а если он берет сверх этого, что мы определили, то это будет харам».

Аль-Мавардий в «аль-Хавий» говорит: «Аль-када – это то, за что можно брать деньги с Байт-уль-мал, потому что Аллах установил долю тем, кто работает на садака. Умар назначил Шурайха судьей, и установил ему рызк каждый месяц по сто дирхамов. А когда халифом стал Али, он платил ему каждый месяц по пятьсот дирхамов. Также Зайд ибн Сабит брал рызк (плату) за суд».

Передал Бухарий, что Шурайх брал за суд плату. Хафиз говорит: «Что касается истории Шурайха, то Саид ибн Мансур сказал, что им рассказал Суфьян от Муджалида, а он от Шаъбий, о том, что Масрукъ, когда был судьей, то не брал плату, а Шурайх брал».

В книге «Фатх» Хафиз передает, что Ибн Манзур сказал: «Зайд ибн Сабит брал плату за суд».

Передает Ибн Саъд от Нафиа, что Умар ибн аль-Хаттаб назначал Зайда ибн Сабита в када, и определил ему рызк. Также сподвижники единодушно были согласны в том, что получать плату за аль-када разрешено шариатом.

Сказал Хафиз в «Фатх», что Абу Али аль-Карабисий сказал: «Нет ничего в том, что судья берет рызк (плату) за свою работу, согласно мнению ученых, сподвижников и тех, кто после них. Это слова всех факихов. Я не знаю разногласия между ними. Есть те, которые сказали, что это макрух, из них Масрукъ, но я не знаю никого, кто считал бы это харамом».

Передает Ибн Кудама в «аль-Мугни», что Умар написал Муъазу ибн Джабалу и Абу Убайде, когда отправил их в Шам: «Присмотрите праведных людей, и назначайте их судьями, и щедро обеспечьте их из богатства Аллаха».

Формирование судов

Суд должен состоять только из одного кадия, имеющего полномочие выносить решение в процессе судебного дела. Вместе с ним могут быть еще один или несколько кадиев, но они не имеют полномочия выносить решения. Они имеют право совещательного голоса и право выражать свое мнение, но принимать их мнения халиф не обязан.

Пророк (с.а.с.) не назначал двух кадиев для решения одного вопроса. Для решения одного вопроса он назначал одного кадия. Кроме того, аль-када – это оглашение шариатского решения (хукма), которое становится обязательным для исполнения. Не может быть несколько шариатских решений для мусульманина. Это решение является решением Аллаха, и оно – одно. Да, иногда в некоторых темах понимание шариатского решения может быть различным, но с точки зрения его исполнения оно для мусульманина является одним.

Когда кади оглашает решение Аллаха по какому-то вопросу, которое становится обязательным для исполнения, это оглашение должно быть одним, ибо это оглашение о решении Аллаха, которое является обязательным для исполнения. По сути, это выполнение решения Аллаха, а решений Аллаха, в положении его исполнения, не может быть несколько, даже если различно его понимание. Поэтому недопустимо наличие нескольких кадиев, ибо невозможно, чтобы решение (хукм) Аллаха было различным. Это то, что касается решения одного вопроса, т.е. в одном суде (махкама).

Тем не менее, в одном городе или одном населенном пункте это является допустимым, но обязательно в отдельных друг от друга судах (махкама). Дело в том, что аль-када является полномочием, полученным от халифа, что подобно представительству, в котором допустима многочисленность. Таким же образом, допускается наличие больше одного кади на одной территории. Если между конфликтующими сторонами возникает спор о том, к какому из двух кадиев в одном месте следует обратиться за разрешением вопроса, то преимущество имеет истец, и дело передается на рассмотрение тому кадию, к которому он желает обратиться, ибо истец является требующим права, и это дает ему преимущество над ответчиком.

Кади может судить только на судебном заседании. Клятвы и свидетельства имеют законную силу только на судебном заседании. Доказательством этому служит хадис, переданный Абдуллахом ибн Зубайром, в котором говорится: «Посланник Аллаха (с.а.с.) постановил, что обе спорящие стороны должны присутствовать перед кадием». (Передали Абу Давуд и Ахмад).

Этот хадис поясняет положение, при котором совершается Аль-када. Это само по себе узаконенное положение, т.е. должно быть определенное положение, при котором совершается суд. Этим положением является присутствие перед кадием двух спорящих сторон, а это и есть судебное заседание. Это заседание является условием правильности суда, т.е. для того, чтобы суд считался законным, он должен происходить на судебном заседании, где обе спорящие стороны присутствуют перед кадием. Об этом свидетельствует и хадис, переданный от Али, где Пророк (с.а.с.) сказал ему:

«إذاجلسإليكالخصمان،فلاتكلمحتىتسمعمنالأخركماسمعتمنالأول»

 «Если перед тобой предстанут две спорящие стороны, то не говори ничего, пока не выслушаешь вторую сторону так же, как и выслушал первую». Этот хадис также поясняет определенное положение словами: «Если перед тобой предстанут две спорящие стороны».

Таким образом, судебное заседание является условием правильности суда, как и является условием законного принятия клятвы, согласно словам Пророка (с.а.с.):

«اليمينعلىالمدعىعليه» «Клятва приносится обвиняемым». (Передал Бухарий от Ибн Аббаса).

Человек же предстает в качестве ответчика только на судебном заседании. Таким же образом и свидетельство, которое может иметь законную силу только на судебном заседании, поскольку Пророк (с.а.с.) сказал: «Истец приносит свидетельство, а обвиняемый клянется». (Передал Байхакий). Человек обладает качеством истца только на судебном заседании.

Дозволенным является наличие различных судебных инстанций, в зависимости от разновидностей вопросов. Так полномочия некоторых кадиев могут быть ограничены рассмотрением определенных видов вопросов до определенной черты, а другие вопросы могут передаваться на рассмотрение других судов (махаким).

Причина этого в том, что суд наделен полномочием, полученным от халифа, которое в точности и без всякого различия подобен представительству. Полномочие – это представительство. Представительство может быть как общим, так и частным. Поэтому допустимо назначение кадия, рассматривающего только определенный вид вопросов, и наряду с ним назначение другого кадия, имеющего полномочия рассмотрения всех остальных вопросов или же еще и тех вопросов, которые входят в компетенцию первого кадия, даже если они будут находиться на одной территории. Отсюда исходит дозволенность наличия различных судебных инстанций.

Такое положение существовало среди мусульман в первые века. Мавардий в своей книге «аль-Ахкам ас-султания» (Законы управления) пишет: «Абу Абдуллах Зубайрий сказал: «В одно время у нас в Басре амиры стали назначать кадия при соборной мечети. Его называли кадием мечети. Он выносил решения по вопросам, касающимся от 200 дирхемов до 20 динаров, и ниже. Назначал зарплату, и не переходил границы мечети и своих полномочий».

Пророк (с.а.с.) уполномочивал от себя людей в деле судопроизводства для решения одного определенного вопроса, как это было тогда, когда он уполномочил одних, как Амр ибн аль-Ас, а также уполномочивал других для решения всех вопросов в одном из вилаятов, как это было в случае с Али (р.а.), которого Пророк (с.а.с.) назначил кадием в Йемене. Это служит доказательством того, что суд может быть как общим, так и частным.

В Исламе не существуют апелляционные и кассационные суды. С точки зрения окончательного решения вопроса, суд является одной инстанцией. Если кади огласил решение, то это решение вступает в силу, и решение другого судьи не может отменить его. Существует шариатское правило, которое гласит «Иджтихад не отменяется иджтихадом».

Иджтихад одного муджтахида не может быть доводом против иджтихада другого муджтахида. Недопустимо наличие судов, отменяющих решение других судов.

Но, если кади вынес решение на основе куфра, а не исламского шариата, или вынес решение, противоречащее категорическому тексту Корана, Сунны или Иджма-ус-сахаба, или же вынес решение, несоответствующее истинному положению дел (например, вынес человеку приговор, признав его умышленным убийцей, а затем обнаружился настоящий убийца), то в этих и им подобных случаях решение кадия отменяется.

Доказательством этому является следующий хадис:

«منأحدثفيأمرناهذاماليسمنهفهورد» «Если кто-то совершит в нашем деле то, что не из него, то оно отвергается».

Передали Бухарий и Муслим от Аишы. Джабир ибн Абдуллах передает: «Один человек совершил прелюбодеяние с одной женщиной. Пророк (с.а.с.) приказал побить его плетью. Позднее сообщили, что этот человек женат. Тогда Пророк (с.а.с.) приказал забросать его камнями».

Анас ибн Малик рассказывает: «До меня дошло сообщение о том, что к Усману ибн Аффану привели женщину, родившую в течение шести месяцев. Усман приказал забить ее камнями. Тогда Али ибн Абу Талиб сказал ему:

«Она не должна быть забита камнями, ибо Всевышний Аллах говорит:

( وَحَمْلُهُوَفِصَالُهُثَلاَثُونَشَهْرًا ) «И вынашивание его, и отнятие от груди – тридцать месяцев». (46:15)

( وَالْوَالِدَاتُيُرْضِعْنَأَوْلاَدَهُنَّحَوْلَيْنِكَامِلَيْنِلِمَنْأَرَادَأَنيُتِمَّالرَّضَاعَةَ ) «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца». (2:233)

Поэтому ношение ребенка может завершиться и шестью месяцами, и она не должна быть забита камнями».

Усман приказал отменить решение, однако женщина уже была забита камнями».

АбдурРаззак сообщает от ас-Саврий, который сказал: «Если кади выносит решение, нарушая Книгу Аллаха, Сунну Посланника Аллаха (с.а.с.) или то, относительно чего имеется Иджма, то другой кади отменяет его».

Лицо, которое обладает полномочием отмены этих решений, это кади-мазалим.

Мухтасиб

Мухтасиб является кадием, рассматривающим все вопросы, касающиеся общественных прав, в которых отсутствует истец, с условием, что они не входят в худуд (определенные шариатом 7 вида наказаний: прелюбодеяние, педерастия, клевета, употребление опьяняющих напитков, воровство, отступление от Ислама и пиратство) и джинаят (нападение на человека с нанесением телесных повреждений, совершившего которые ждет месть или денежное возмещение).

Таково определение кади-хисба. Это определение взято из хадиса о «куче еды», где рассказывается, как, обходя базар, Пророк (с.а.с.) обнаружил влагу в куче продовольствия одного продавца, и приказал ему выставить промокшие фрукты напоказ, чтобы покупатели видели их. Это было общественным правом, которое Пророк (с.а.с.) рассмотрел и вынес решение о том, чтобы промокшие фрукты были выставлены поверх кучи, дабы устранить обман. Таким образом, область деятельности мухтасиба охватывает подобного рода права и не охватывает худуд и дждинаят, ибо деятельность мухтасиба не из этого рода, а худуд и дждинаят на самом деле являются разбирательством между людьми.

Полномочия мухтасиба

Мухтасиб имеет право выносить решение о нарушении сразу, как только узнал о нем, в любом месте, без надобности в судебном заседании. В его распоряжении находится определенное количество полиции для претворения его распоряжений. Решение, вынесенное мухтасибом, исполняется немедленно.

Для рассмотрения жалобы мухтасибом нет необходимости созывать судебное заседание. Для того чтобы вынести решение о нарушении, мухтасибу достаточно лишь удостовериться в факте его происшествия. Он вправе выносить решение в любом месте и в любое время: на рынке, дома, сидя в автомобиле, днем и ночью. Дело в том, хадис, в котором обуславливается наличие судебного заседания (маджлис-уль-када) для правомочности рассмотрения вопроса, не распространяется на мухтасиба, ибо хадис говорит: «Перед судьей предстают две спорящие между собой стороны», «Если перед тобой предстанут две спорящие стороны».

Относительно же мухтасиба такое положение отсутствует. Ибо здесь нет истца и ответчика. Здесь происходит попрание общественного права или нарушение шариата. Это подобно тому, как Пророк (с.а.с.) рассмотрел дело с кучей еды, в это время он шел по рынку, и этой едой торговали. Пророк (с.а.с.) не стал приглашать торговца едой к себе. Он тут же на месте принял решение, как только увидел нарушение. Это свидетельствует о том, что в вопросах хисбат не обуславливается наличие судебного заседания.

Мухтасиб вправе выбирать для себя заместителей из числа людей, отвечающих условиям, предъявляемым мухтасибу. Он назначает их в разные места. Эти заместители имеют полномочие выполнения деятельности хисбат на тех территориях, которые определены для них, и в тех вопросах, в решении которых они уполномочены.

Вышесказанное осуществимо в случае, если назначение мухтасиба включает в себя предоставление ему права назначать своих заместителей. Если верховному кадию, при его назначении, не предоставлялось такое право, то он не вправе наделять назначаемых им кадиев правом назначать своих заместителей.

Кади-мазалим

Кади-мазалим – это кади, назначаемый для устранения любого факта мазлима (несправедливости и притеснения), происходящего в государстве или же исходящего со стороны государства по отношению к любому человеку, проживающему в этом государстве, будь-то гражданин государства или иностранное лицо. При этом нет разницы в том, имел ли факт несправедливости со стороны халифа или нижестоящих правителей и госслужащих.

Таково определение кади-мазалима. Законным основанием для наличия суда мазалима являются передаваемые сообщения о действиях Пророка (с.а.с.). В них Пророк (с.а.с.) определяет несправедливостью действия правителя, которые он не по праву совершает управление народом.

Анас сказал: «Однажды во время Пророка (с.а.с.) поднялись цены. Люди обратились к Пророку (с.а.с.), сказав: «О Посланник Аллаха, было бы хорошо, если бы ты установил цены». На что Пророк (с.а.с.) сказал:

«إناللههوالخالقالقابضالباسطالرازقالمسعر،وإنيلأرجوأنألقىالله،ولايطلبنيأحدبمظلمتهاإياهفيدمولامال»

«Воистину Аллах – Он Создатель, Удерживающий (удел), Щедро Дающий, Дарующий рызк (удел) и Назначающий цены. Поистине я надеюсь встретить Аллаха в состоянии, когда ни один человек не будет требовать с меня возмещения за несправедливость (мазлима), которую я причинил ему в его имуществе или его жизни»». (Передал Ахмад).

Таксацию (т.е. назначение цен) Пророк (с.а.с.) определил несправедливостью, поскольку если бы он сделал это, то совершил бы то, на что не имел права. Также Пророк (с.а.с.) определил из числа несправедливостей проблемы, возникающие в сфере общественных прав, которые регулируются государством. Если в одном из ведомств была установлена административная система, а кто-то из граждан считает, что эта система ущемляет его права, то его проблему будет рассматривать махкама аль-мазалим. Потому что махкама аль-мазалим рассматривает жалобы людей на административную систему, установленную государством. Например, это пользование общими водоемами по очереди, которая установлена государством.

Доказательством на это служит жалоба одного ансара на то, как государство упорядочило полив посевов, «первому и первому», то есть тому, по земле которого вода протекает первой. Ансар хотел, чтобы направили воду к нему, прежде чем Зубайр польет свой посев (так как вода проходила в первую очередь по его земле), Зубайр не согласился этим, и эта проблема поднялась к Посланнику Аллаха (с.а.с.). Пророк (с.а.с.) рассудил спор между ними так, чтобы Зубайр слегка полил и направил воду его соседу – ансару. Но ансарий не принял это решение, и хотел, чтобы вода дошла до его земли, прежде чем польет Зубайр. Потом он подумал что Посланнику Аллаха (с.а.с.) решил так, потому что Зубайр является сыном его тёти. Несмотря на то, что это по сути выглядело как оскорбление по отношению к Посланнику Аллаха (с.а.с.), Пророк (с.а.с.) простил его слова из-за того, что он участвовал в битве при Бадре, как это передает Бухарий.

Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) решил, чтобы Зубайр взял свою долю полива, т.е. чтобы вода дошла до основы стены или основы деревьев. Ученые сказали, что это когда вода поднимается так, что покрывает щиколотки человека. Этот хадис полностью передал Муслим от Урвата ибн Зубайра, что Абдуллах ибн Зубайр рассказал ему, что один из ансаров судился с Зубайром у Посланника Аллаха (с.а.с.) на счет арыка, из которого они поливали финиковые деревья. Ансар сказал: «Пусти воду, пускай идет». Зубайр отказался, и они спросили у Посланника Аллаха (с.а.с.).

Пророк (с.а.с.) сказал Зубайру: «О Зубайр, полей свои посевы, а затем направь воду к соседу».

Ансар рассердился и сказал: «О Посланник Аллаха, из-за того, что это сын твоей тёти?».

Лицо Посланника Аллаха (с.а.с.) залилось краской (от гнева), и он сказал: «О Зубайр, полей свои посевы до тех пор, пока не поднимется до основ стены».

Потом Зубайр сказал: «Клянусь Аллахом, я думаю, что этот аят ниспослан по этой причине:

( فَلاَوَرَبِّكَلاَيُؤْمِنُونَحَتَّىَيُحَكِّمُوكَفِيمَاشَجَرَبَيْنَهُمْثُمَّلاَيَجِدُواْفِيأَنفُسِهِمْحَرَجاًمِّمَّاقَضَيْتَوَيُسَلِّمُواْتَسْلِيماً )

«Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всем том, что запутано между ними, а потом не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и подчинятся полностью». (4:65).

Абу Убайда сказал: «В Медине были две долины, по которым шла дождевая вода, и люди соперничали в поливе, тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) решил, что полив начинается сверху вниз».

Поэтому любая несправедливость (мазлима), происходящая в отношении любого человека со стороны правителя или государственных структур и их распоряжений, считается несправедливостью, которая для своего разрешения поднимается к халифу или к кади-мазалиму, назначаемому халифом в этом деле в качестве своего помощника.

Назначение кади-мазалимов и освобождение их от занимаемой должности

Кади-мазалим назначается халифом или верховным кадием (кади аль-кудат) которого назначил халиф. Так как мазалим входит в судопроизводство, а это оглашение закона шариата, которое подлежит обязательному исполнению. Кади, со всеми его видами назначается халифом, так как Пророк (с.а.с.) сам назначал всех кадиев, как мы уже сказали. Все это является доказательством на то, что кади-мазалим назначается только халифом. Также, его может назначать и главный кади, но в том случае, если халиф наделил его таким правом при назначении. Возможно также ограничение работы главы махкамат-уль-мазалим  в центре государства, рассматривая несправедливости со стороны халифа, его визиров и верховного судьи. А филиалы махкамат-уль-мазалим в вилаятах будут рассматривать несправедливости со стороны валиев, амилов и других госслужащих. Халиф в праве дать главе махкамат-уль-мазалим полномочие назначать и отстранять кади-мазалим в филиалах, относящихся к главному махкамат-уль-мазалим.

Право назначать и освобождать от должности членов главного махкамат-уль-мазалим в центре государства, принадлежит халифу. Что касается освобождения кади-мазалим, который рассматривает отстранение халифа, то халиф изначально имеет права освободить его от занимаемой должности, также как, и назначить его и остальных кадиев. Однако существует положение, в котором если отставить это право в руках халифа, есть вероятность, что это может привести к хараму. В таком случае, применимо следующее правило: «то, что ведет к хараму – тоже становится харам».

Для применения данного правила достаточно наличие большей вероятности.

Когда на рассмотрении у кади-мазалим имеется жалоба, поднятая против халифа, его визиров или верховного кади (это если халиф дал ему право назначать и отстранять кади-мазалим), если полномочия отстранения останутся в руках халифа, то это может повлиять на решение судьи. Следовательно, способность судьи отстранить халифа или его помощников может теряться. Так как в этом положении оставлять полномочия отстранения в руках халифа может привести к хараму. Поэтому в этом положении оставление этого полномочия в руках халифа является харам.

В остальных же случаях полномочия отстранения и назначения кади мазалим остается на своей основе, то есть это полномочия остается у халифа.

Полномочия махкамат-уль-мазалим

Махкамат-уль-мазалим обладает полномочием рассматривать любые проявления несправедливости. При этом нет разницы, относится ли это к чиновникам госаппарата, или к нарушению халифом законов шариата, или к смыслу текстов законодательства в конституции, или к жалобе людей на административные законы и остальные шариатские решения, которые принял (сделал табанни) халиф, или на наложение какого-то налога и т.д.

Для вынесения решения по любому виду проявлений несправедливости нет необходимости проведения судебное заседание, независимо от того, касается ли оно лиц госаппарата или нарушения халифом законов шариата, или смысла какого-то принятого (табанни) халифом текста законодательства, закона. Или установления какого-то налога, или совершения насилия государством над народом, когда оно применяет насилие и гнет в сборе средств с народа, или уменьшения заработной платы служащим и военным, или задержки с выплатами им заработной платы и т.п.

Также для решения этих и им подобных вопросов несправедливости и притеснения не обуславливается присутствие истца и ответчика. Махкамат-уль-мазалим вправе рассматривать несправедливость даже в том случае, если никто не подает иск.

Дело в том, что доказательство, которое ставит условием судебное заседание для рассмотрения вопроса, не относится к махкамат-уль-мазалим по причине отсутствия истца или ответчика. Потому что в махкамут-уль-мазалим нет необходимости наличия истца или ответчика, так как этот суд рассматривает проявления несправедливости даже в том случае, если истец или ответчик вообще отсутствует. Ибо махкамат-уль-мазалим рассматривает вопрос без надобности в их присутствии, так как проводит со своей стороны внимательное и подробное рассмотрение несправедливости. Таким образом, доказательство о необходимости судебного заседания к махкамат-уль-мазалим отношения не имеет.

Абу Давуд и Ахмад передают от Абдуллаха ибн Зубайра, что он сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) постановил, что обе спорящие стороны должны присутствовать перед кадием».

Также Пророк (с.а.с.) сказал Али: «Если перед тобой предстанут две спорящие стороны».

Исходя из этого, махкамат-уль-мазалим, абсолютно без всяких ограничений с точки зрения времени, места судебного заседания и другого, имеет право рассматривать несправедливость, как только она случилась. Поэтому махкамат-уль-мазалим среди мусульман имел влияние и уважение.

В Египте и Шаме во времена султанов его называли «Дар-уль-адль» (дом справедливости).

Этот маджлис назначал уполномоченных от себя представителей. На нем присутствовали кадии и факихи.

Аль-Макризий в своей книге «Путь к познанию государства шахов» пишет: «Султан Малик ас-Салих Айюб назначил от своего имени заместителей, которые заседали в «Дар-уль-адль» для устранения несправедливости. Вместе с ними присутствовали свидетели, кадии и факихи».

Нет ничего предосудительного в построении роскошного здания для махкамат-уль-мазалим, ибо это относится к дозволенным действиям, и в особенности, если это здание будет выражаться символ справедливости. Аллаху аълям.

Договора, отношения и судебные решения до построения Халифата

Договора, отношения и судебные решения, утвержденные и исполненные до построения Халифата, признаются. Признаются правильными между сторонами, если они были претворены до построения Халифата. Када Халифата не аннулирует их и не возобновляет их снова. Также не принимается новые иски по отношению к ним после построения Халифата.

Из этого исключаются два положения:

1) если в утвержденном и претворенном вопросе есть противоречия Исламу;

2) если вопрос касался тех, которые причиняли вред Исламу и мусульманам.

Что касается утвержденных и уже претворенных договоров, отношений и судебных решений до построения государства Халифат, если они продлены, то не аннулируются, за исключением вышеприведенных двух случаев. Потому что Посланник Аллаха (с.а.с.) не аннулировал их после того, как их территория стала территорией Ислама (дару-ль-ислам). Посланник Аллаха (с.а.с.) после открытия Мекки не вернулся в свой дом, из которого он совершил переселение (хиджра). Так как Акъиль ибн Абу Талиб унаследовал (в соответствии с законами Курайша) дома его родных, которые приняли Ислам и переселились. Он распоряжался домами, и продал их, в том числе и дом Посланника Аллаха (с.а.с.). Тогда у Посланника Аллаха (с.а.с.) спросили: «В каком из твоих домов ты остановишься?» Он (с.а.с.) ответил: «Разве Акъиль оставил нам жилище?» В другой версии хадиса говорится: «Разве Акъиль оставил нам дом?». Акъиль продал дома Посланника Аллаха (с.а.с.), и Пророк (с.а.с.) не аннулировал его сделки. Этот хадис приводит Бухарий от Усама ибн Зайда в следующем виде: «Я во время открытия Мекки сказал: «О Посланник Аллаха (с.а.с.), где остановишься завтра?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Разве Акъиль оставил нам дом?».

Также приводится, что Абу аль-Ас, когда принял Ислам и переселился в Медину, (а его жена, Зайнаб, дочь Посланника Аллаха (с.а.с.), приняла Ислам и переселилась после Бадра, а он все еще оставался многобожником в Мекке), Посланник Аллаха (с.а.с.) узнав что Абу аль-Ас принял Ислам, вернул ему Зайнаб, без обновления никаха .

Таким образом утверждая тот договор, который был во время джахилии . Приводит Ибн Маджа от Ибн Аббаса (р.а.): «Посланник Аллаха (с.а.с.) вернул свою дочь (Зайнаб) Абу аль-Асу ибн Рабиа, после того как прошло два года после ее никаха». Это было, после того как Абу аль-Ас принял Ислам.

Что же касается поднятия вопросов, которые противоречат Исламу, то Посланник Аллаха (с.а.с.) после построения Исламского государства аннулировал ростовщичество и проценты, которые должны были платить, и вернул им их первоначальный капитал. То есть после того как территория стала исламской (дару-ль-ислам), проценты, предназначеные ростовщикам, были аннулированы. Приводит Абу Давуд от Сулеймана ибн Амра, а он от его отца, сказавшего:

«Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал на прощальном хадже:

«ألاإنكلربامنرباالجهليةموضوعلكمرؤوسأموالكملاتظلمونولاتظلمون»

«Поистине, все ростовщичество джахилии аннулировано, вам — ваш капитал. Не угнетайте других, и вы не будете угнетены»».

Также те, которые имели больше четырех жен, в соответствии с законами джахилии, после образования дару-ль-ислам были обязаны отставить только четыре. Приводит Тирмизий от Абдуллаха Ибн Умара, что Гъайльян Ибн Салама Сакъафий принял Ислам, и у него было десять жен в джахилии, они тоже приняли Ислам вместе с ним, «Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал ему выбрать четырех из них».

На основе этого, действующие договора, противоречащие Исламу, после построения Халифата будут аннулироваться, и это является ваджиб.

Что же касается поднятия вопросов, связанных с теми, кто причинял вред Исламу и мусульманам, то Посланник Аллаха (с.а.с.), когда завоевал Мекку, казнил некоторых из причинявших во времена джахилии вред Исламу и мусульманам. Они были казнены, несмотря на то, что они зацепились за занавесы Каабы, узнав, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«الإسلاميجبماقبله»

«Ислам аннулирует то, что было до него».

Но этот хадис на них не распространяется, и они исключены из этого.

Поскольку позже Пророк (с.а.с.) простил некоторых из них, как, например, Икрима ибн Абу Джахля, вопрос по отношению к ним решается на усмотрение халифа.

В других же случаях, кроме этих двух, договора, торги и решения суда, которые заключены и претворены до Халифата, не аннулируются и не поднимаются, если они уже были утверждены и претворены до построения Халифата.

Например, человек, осужденный двумя годами лишения свободы, за взлом дверей учебного заведения, отсидел срок до построения Халифата. А после построения Халифата он решил подать иск на того, кто осудил его, так как он считает, что он с таким обвинением не заслуживал тюрьмы. Его иск не принимается, потому что это уже случилось, приговор был вынесен и исполнен до построения Халифата, и его дело оставляется на Аллаха.

Однако если человек был осужден на десять лет, и после двух лет тюремного заключения построился Халифат, его вопрос остается на усмотрение халифа. Он может быть полностью оправдан или халиф аннулирует оставшийся срок или может пересмотреть решение и претворить законы шариата, связанные с интересами граждан, относительно проблем, связанных с правами человека и урегулированием взаимоотношений между людьми, в соответствии с законами Аллаха.

Субханакя Аллахумма уа бихамидикя, уа ашхаду анля иляхя илля ант уа астагфиру уа атубу илейк.

 

One response to “Аль-Кадаъ

  1. Админ сайта

    Май 25, 2014 at 2:13 дп

    Цитирую предисловие с работы «Амирство»:

    Шейх Мухаммад ибн ‘Абд аль-Уаххаб (рахимахуЛлах) отмечает вначале своей книге под названием «ПРИЗНАКИ ПЕРИОДА НЕВЕЖЕСТВА» говорит;
    «Первые три аспекта периода невежества объединены в хадисе пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приведенном в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима в котором сообщается что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Воистину, Аллах доволен тремя вещами для вас:
    1) чтобы вы не поклонялись (ничему) помимо Аллаха и, чтобы вы не придавали Ему сотоварищей;
    2) чтобы все вы вместе твёрдо держались за вервь Аллаха и не разделялись на группы;
    3) и чтобы вы взаимно советовали тому, кому Аллах даровал власть над вашими делами».

    (Муслим №1715, и аль-Бухари №3/270).
    Не происходит никакого нарушения в религиозных или мирских делах людей, помимо как из-за нарушения этих (первых) трёх аспектов, или одного из них».

    ———————————————————————————————————————————

    «Вообще, эта книга одна из обязательных к прочтению для любого мусульманина, осознавшего принцип «Ад-Дин аль-Муамалят», что означает, что религия — это общество, что Ислам не может быть только личным делом, он невозможен без наличия Исламского общества и исламских отношений между мусульманами. Понимание Ислама как сугубо личной религии, неполноценное уже по факту, вдобавок ко всему нежизнеспособно и неперспективно, ведь Пророк, мир ему, заповедовал держаться джамаата своим сахабам, говоря, что овцу, отбившуюся от стада, съедает волк — и это говорилось сахабам, мусульманам с мощным иманом, а что говорить тогда про нас?!

    Но здесь есть проблема. Ни один находящийся в здравом уме человек, не будет отрицать, что мусульманин должен всячески держаться общества (джамаата) мусульман и без соблюдения этой заповеди его иман находится в большой опасности. Однако проблема в том, что на практике этот принцип выхолащивается всякими куффарами и их принципами, когда институт исламского джамаата пытаются «христианизировать» и говорят:
    «джамаат — это мечеть, ходи постоянно в мечеть, по праздничным и пятничным молитвам, приходи на утреннюю, по возможности, другие молитвы в течение дня и ты будешь с джамаатом». Все, мол, больше ничего не требуется и никакого другого джамаата быть не должно.

    В Исламе человек должен жить не в монастыре и церкви, а в обществе. И причем, общество это должно быть Исламское, джамаат Мусульман, строящих всех виды общественных отношений на основе Шариата. И даже если они живут Драуль Куфре — в иноверном обществе, внутри него они обязаны образовывать свои, как защитную броню (т.е. свой джамаат), ограждающую их иман от разъедания куфром и кафирами».

    «Итак, общество(Джмаат) — что это такое?

    Джамаат существует благодаря выполнению им двух функций.

    Первая; наиболее привычная, с необходимостью которой согласны все — это совместное свершение общих дел, взаимопомощь, солидарность, поддержка, общение. Бесспорно, без всего этого общества нет, оно было бы в таком случае пустой оболочкой, ходячим трупом. Здесь, конечно, многое может делаться на энтузиазме, но природа вещей такова, что направляющая сила и руководство (эмират) все равно нужен, и об этом прямо говорится в хадисах и высказываниях ученых, которые собраны в обсуждаемой книге.

    Второе; Тем не менее, надо честно признать, что для существования общества одной этой функции мало. Ибо любое общество может существовать только при наличии второй, менее привычной, но не менее необходимой функции — охранительной, а именно судебной и карательной.

    В полноценном Исламском обществе, которое может существовать только под сенью независимого Исламского Правителя при Халифате или как минимум Имамате, утвердившего свою власть на определенной территории, суд и наказания осуществляются целиком по Шариату. И это служит той рамкой, которое охраняет джамаат мусульман от поступков и личностей, пытающихся разрушающих его, ибо особенностью Исламской общины является «приказывание одобряемого и удерживание от запретного», (аль-амр биль-ма’руф уан-нахи ‘аниль-мункар) как об этом сказано в Коране (перевод смыслов):
    «Вы были лучшей из общин, появившейся на благо человечества, приказывая одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110).

    — Здесь надо обратить внимание, что речь идет именно о приказывании, а не просто о призыве и об увещевании».

    «Теперь возникает вопрос — может ли это делать имам в мечети (как аналог священника) или просто ученый, выдающий фетвы (так считают современные мурджииты)?

    Теоретически может, но если он не только имам-хатыб и не только ученый, а фактически берет на себя функции амира, то есть, лидера общины.

    Но вообще-то сунна и обычный порядок вещей таковы, что, напротив, это амир (или халиф) назначает имам-хатыбов мечетей и осуществляет руководство общиной, опираясь на фетвы муфтиев (ученных), которых в исламском государстве он же (этот амир) и назначает.

    (И как видно это вызывает разногласия, и сильное мнение состоит в том, что ученые должны сохранять независимость, а амиры прислушиваться именно к мнению таких ученых)».

    «Однако вопрос заключается в том, какое все это вообще имеет отношение к реалиям жизней — неисламского государства, где полнотой власти обладают местные правительственные учреждения (тагуты), посягательство на монополию которых преследуется их тагудическикой законом? Следует ли из этого, что мусульманские амиры в таких условиях (даруль-харба) должны целиком внедрять Шариат (От А до Я), включая суд и наказания? А если нет, то, какие же это тогда амиры?

    Сразу в голову лезет несколько ответов:
    1) Эти Амиры в своем Эмирате должны практиковать весь Шариат (от А до Я), т.е. судейство и наказание.
    2) Эти Амиры должны практиковать Шариат по мере своей возможности, исходя из ситуаций в плане судейства и наказания.
    3) Эти Амиры вообще не должны применять суд и наказание.

    И это есть разногласие в этой теме. Однако из этого разногласия совершенно не следует, что амиров в такой ситуации быть не должно. Нет, они обязательно должны быть согласно хадису пророка (солля Ллаху алейхи ва салям): «Не дозволено, троим находиться на каком-либо клочке земли и не выбрать из самих себя амира». («Муснад» имама Ахмада, 10 том, №6647 иснад — сахих).

    Поэтому он (солля Ллаху алейхи ва салям) также приказал: «Если вышли трое в путь, то пусть изберут одного из них амиром» (хадис от Абу Саида аль-Худри, привел имам Абу Дауд).

    Сказал Умар ибн Хаттаб, (радЪияЛлаху анху): «Если будут где-то трое человек — пусть выберут одного из них амиром. Он будет считаться у них амиром, которого назначил сам Посланник Аллаха». (Сказал аль-Хаким: «Хадис этот — «сахих» согласно условиям достоверности имама Бухари и Муслима. И согласился с ним имам аз-Захаби).

    Поэтому сказал Пророк (солля Ллаху алейхи ва салям) сказал: «Кто повиновался мне, тот повиновался Аллаху, а кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха. Кто повиновался назначенному мной правителю, тот повиновался мне, а кто ослушался назначенного мной правителя, тот ослушался меня” (аль-Бухари и Муслим).

    Приводится также риваят от халифа Умара (радЪияЛлаху анху), который сказал: «Нет Ислама без джама’ата, джама’ата без амира и амира без подчинения» (имам ад-Дарими, 1/91).

    Имам аш-Шауканий, рахматуллахи алайхи, в «Нейлуль аутар» сказал: «Глава обязательности установления судейства, амирства и др»: «И в этих хадисах доказательство предписания каждому количеству (мусульман) достигшему трех и более, чтобы они избрали и утвердили над собой одного из них. Потому что в этом спасение и уцеление от разногласий, которое приводит к уничтожению. И, следовательно, из-за отсутствия амира, каждый уединяется со своим мнением и следует тому, что соответствует его страсти, и погибают все вместе. А с утверждением амира, разногласий становится меньше, и объединяются они в слове. И если это было предписано для троих находящихся в пустыне или путников, то предписание этого для большего числа живущих в селах и городах, нуждающихся в обережении от зла, несправедливости и ущемлений, разрешений споров, тем более первее и важнее» (Нейлуль аутар, 9/157).

    Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас (ульюль амр минкум). Если же возникнет между вами тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. Так будет лучше и благоприятнее по исходу” (Сура “Женщины”, аят 59).

    Поэтому амиры обязательно должны быть. А по поводу разногласия в практике Шариата они должны выполнять в обязательном порядке, НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО по ситуации, это так, и подтверждается это тем что «человек не способный сделать полноценное омовение, делает таяммум».
    И этот кыйяс он относится к категории явной аналогии (аль-кыйас аль-джали).
    Всевышний сказал (смысловой перевод): «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей». (Сура «ан-Ниса», 4:59)
    А также Он сказал (смысловой перевод): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура аль-Бакара. аят 286)

    Однако здесь есть исключения это хадд (наказание), так как из сунны нам известно, что в даруль харбе хадд не применяется.
    Вот был джамаат мусульман во главе с Джафарам (р.а.) которые переселились в Эфиепию. Там у них произошел случаи, когда муж Рамли бинт Абу Суфьян (Умм Хабибы р.а.) стал муртадом и вернулся в христианство. Так вот амир Джафар (р.а.) не приказал мусульманам убить этого муртада, они оставили его, он прожил свои остаток дней алкашом и вскоре скончался.
    Если кто-то возразит что, мол, у них там не было возможности для практики наказание муртада.
    То мы скажем что нет наоборот — у них там была такая возможность которая сегодня нет ни у кого из мусульман, плюс ко всему сам Негус уже на тот момент принял Ислама.
    И мы считаем, что это самое правильное мнения в этом разногласие, потому что это мнение и есть золотая середина между такими понятиями как ифрат (чрезмерность) и тафрит (недостаток)».

    «Также следует отметить, что в условиях добровольности подчинения амиру и вхождения в джамаат, а не принудительности, как это есть в исламском государстве (халифате), самое малое, что может сделать амир, сплачивающий своим руководством джамаат, это очищение своих рядов. То есть, грубо говоря, да, нельзя человека заставить выполнять шариат силой в даруль-куфре, нельзя наказать его за нарушение шариата или проступок по шариату, но если он грубо или сознательно и упорно встает на путь игнорирования шариата, его можно либо подвергнуть бойкоту до исправления (история знает такие случаи даже в Медине), либо окончательно исторгнуть из джамаата, если он исправляться не хочет или не может. И сделать это можно только при наличии амира / кадия (судьи)».

    Со слов Абу Мусы и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял кого-либо из своих сподвижников с каким-либо поручением, он говорил им: «Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (аль-Бухари 69, Муслим 1734).

    Всевышний Аллах сказал: «Аллах желает вам облегчения, и не желает для вас затруднения» (аль-Бакъара 2: 185).
    Он также сказал: «Не сделал Он для вас никакого затруднения в религии» (аль-Хадж 22: 78)

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». (Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада’и 1078. Хадис достоверный).

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Две категории людей из моей общины не получат моего заступничества (в Судный день)! А это несправедливый и жестокий правитель, а также каждый впавший в крайность отступник!» (ат-Табарани в «аль-Кабир» 8079 и «аль-Аусат» 640. Хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса заслуживают доверия).

    Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (аль-Бакъара 2: 143).

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (ат-Тирмизи 147. Хадис достоверный).

    Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Облегчение – это умеренность и середина в поклонении, чтобы человек не делал упущений в возложенных обязанностях на него, а также и не взваливал на себя то, что ему не под силу”. (См. “аль-Махаджа” 51).

    Шейх Ибн аль-Къайим, упомянув о разновидностях козней шайтана, сказал: «Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Какое бы повеление не пришло от Аллаха, обязательно шайтан имеет в этом два рычага влияния: либо послабление и упущение, либо чрезмерность и излишество. И он не перестает одерживать вверх одним из этих положений». Большинство людей, кроме лишь малого количества, находятся в одном из этих двух состояний: либо в упущении, либо в излишестве. И лишь немногие крепко стоят на прямом пути, на котором были посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!” (См. “Игъасату-лляхфан” 1/116.)

    «Это общество, а джамаат это как хлеб, так и кнут, и неспособно существовать без одного, или другого. И если у вас нет своего хлеба и своего кнута (хоть какого-то), то в общественных отношениях вы будете полностью зависеть от внешних, сопряженных с чуждыми ценностями, которые с их помощью будут навязываться в вашу жизнь, жизнь ваших семей, детей, собратьев и т.д. А если это будет именно так, то, что в итоге останется от вашей религии?

    Поэтому он (солля Ллаху алейхи ва салям) сказал: «Тот, кто умер, не имея присяги (амиру), умер смертью джахилии» (Муслим 3/240).

    Хадис обобщенный, и по своей сути относится как к Халифату так и к любому джамаату мусульман. Ни больше, ни меньше. Наличие Амира — это общественные отношения, это законный джамаат (общество), и если у вас нет Исламского Амира, значит, у вас нет исламского джамаата, а если у вас нет исламского общества (джамаата), значит, вы ассимилируетесь с джамаатом джахилии и ваша смерть будет смертью джахилии (ровно на столько насколько вы успеете уничтожится), да упасет нас всех от этого Аллах.

    Но я умолкаю, чтобы желающие могли перейти к изучению более развернутых аргументов по всему этому блоку вопросов, содержащихся в данной книге.

    Единственные добавки, которые бы я сделал к ней сегодня, следующие:
    1) В условиях современного мира уже невозможно и ненужно, вредно стремиться к созданию больших и публичных джамаатов, — в наши дни тактика должна быть уже иной.
    2) Баят амирам, практикуется во многих джамаатах с наличием на это доводов, и мы стоим на том, что это полезная сунна, наделяющая амира хотя бы моральным авторитетом, вместо тех полномочий (т.е. полноценных), которые у него были бы в исламском государстве (при Имаате или Халифате).

    «… я-то сам драматический оптимист, который понимает, что ночь темнее всего именно перед рассветом, но иной от осознания того, что будет еще темней, может и отчаяться, что вообще будет этот рассвет.

    Рассвет будет, ответственно заявляю это, ибо Сам Аллах обещает нам в Коране:
    يُرِيدُونَ أَنْ يُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللَّهُ إِلَّا أَنْ يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ

    «Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим». (9/32)

    Так что, нравится это неверным или нет, раньше или позже Ислам вернется, распространится и утвердится, а вместе с ни вернется и Хулафа ар-Рашидин если к примеру не в этой стране, то в той, что окажется на ее месте.

    И если даже нам суждено жить во время этой ночи перед рассветом, тем более важная и ответственная миссия ложится на нас – пронести Дин Аллаха через время слабости мусульман, сделать все для исправления этого положения в максимально сложных условиях и передать эстафету поколениям победителей, триумф которых будет возможен только потому, что кто-то в более тяжелые, критически сложные времена сумел сохранить то, что им будет суждено уже возвеличить».

    «Джамаат аль-Муваххидун»

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: