RSS

Аль-Иджмâ’

ivmUCO23r5Q

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Вступление

Для начало хотелось бы отметить, что в различных мазхабах есть разные пояснения к понятию Иджмâ’, но в этой статье я попытаюсь с дозволениям Аллаха объяснить про Иджмâ’ то, в чем в принципе не разногласил не кто из приверженцев Сунны.

Каково определение самого понятие Иджмâ’?

В языке слово иджмâ’ имеет такие значения, как решимость (’азм), намерение (касд) и согласие, единодушие (иттифâк).

Говорят например: «соглашался такой-то – на это».

В этом аяте именно к этому смыслу есть указание:

{وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ نُوحٍ إِذْ قَالَ لِقَوْمِهِ يَاقَوْمِ إِن كَانَ كَبُرَ عَلَيْكُم مَقَامِي وَتَذْكِيرِي بِاَيَاتِ اللَّهِ فَعَلَى اللَّهِ تَوَكَّلْتُ فَاَجْمِعُوا أَمْرَكُمْ وَشُرَكَآءَكُمْ ثُمَّ لا يَكُنْ أَمْرُكُمْ عَلَيْكُمْ غُمَّةً ثُمَّ اقْضُوا إِلَيَّ وَلا تُنظِرُونِ}
«Прочти им рассказ о Нухе. Вот он сказал своему народу: «О народ мой! Если вам тяжко от того, что я нахожусь среди вас и напоминаю о знамениях Аллаха, то я уповаю на Аллаха. Объединитесь со своими идолами и действуйте открыто, а затем вынесите свой приговор и не предоставляйте мне отсрочки».(10:71)

 — т.е. решайтесь. 

Еще есть слова пророка (мир ему и благословение Аллаха)

:«Кто не объединяет пост с ночью, его пост не считается». (Абу Давуд 2098, Ибн Маджа 169 )

— т.е. не решится.

На этом основании слово иджмâ’ можно использовать в смысле –  как одно твердое решение.

 

А в терминологии ученых науки «усуль-уль-фикх», иджмâ’ означает:

الاجماع : «هو اتفاق جميع المجتهدين من المسلمين في عصر من العصور بعد وفاة النبي (صلعم) على حكم شرعي في امر من الامور العملية»

«аль-Иджмâ’ — это единодушное мнение всех муджтахидов — мусульман в одно из столетий после кончины Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу». (Cм. «Мир’âт», с. 420)

Что является основой в понятии Иджмâ’?

Единогласное согласие муджтахидов относительно какого-нибудь инцидента опирается не просто на личное мнение, а определенный законный (шар’и) довод. Этим доводом может служить аят, хадис (хабар аль-вâхид) или кыйâс (аналогия). И эти доводы в свою очередь обосновывают это иджмâ’.

Однако в случаях с иджмâ’ сахабов дело обстоит немного по-другому.

Большинство факихов считает что иджмâ’ сахабов признается как доказательство не из-за того, что представляет собой единство мнений, нет, а из-за того, что выявляет само доказательство. Сподвижники или семья Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или жители Медины были с Посланником (мир ему и благословение Аллаха) и видели его. Они являются справедливыми, и если они сказали какое-то шариатское мнение, но не передали его доказательство, считается, что эти их слова выявляют, что они были сказаны Посланником (мир ему и благословение Аллаха), или он поступил так, или сохранил молчание по этому поводу. Следовательно, они передали закон, но не передали его доказательство из-за того, что оно было для них общеизвестным.

Поэтому смысл того, что такое иджмâ’ является само по себе доказательством у этих ученных, состоит в том, что такое иджмâ’ сахабов раскрывает само доказательство. Вследствие этого, не считается иджмâ’ только то, что они собирались вместе и совместно обсуждали какое-то дело, а затем давали свое единогласное мнение. Нет, наоборот, в основном иджмâ’ сахабов  – это когда они высказывали единое мнение без согласованности между собой.

Какие должны быть условия для образования Иджмâ’?

Иджмâ’ образуется муджтахидами, находящимися в стадии иджтихâда (самостоятельного решения юридическо-богословских вопросов), не являющимися ахл аль-бид’ат.

Также если иджмâ’ было образованно бидъадчиками это Уммы то оно не считается таковом, если только это же иджмâ’ не было подтверждено людьми Сунны.

Единогласное мнение представителей простого народа по какому-либо вопросу не может считаться иджмâ’.

Все факихи согласны в том, что иджмâ’ не присуще только ахл аль-бейт (семейству пророка с.а.в) и сподвижникам (сахабам). Та как единодушное мнение всех факихов одного века тоже является достоверным иджмâ’. Причем не обязательно должно пройти истечение всего века.

Также следует знатьчто в принципе Иджмâ’ может образовать даже одним муджтахидам.

Что из себя представляет Иджмâ’ как аргумент (худжжат)?

Иджмâ’, является третьим доводом по усуль-фикх, среди основных доводов.

Иджмâ’ является аргументом (худжжат), и подтверждается многими аятами, хадисами и рационалистических (’акли) доводами.

Например:

وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيرًا

«А того, кто воспротивится Посланнику, после того как открылся перед ним прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!». («Ан-Нисâ», 115).

— Под «путем верующих» подразумевается то, что они избрали на словах и в своих деяниях.

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُ

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха…». («Âли ’Имрâн «, 110).

—  Этот аят указывает на доброе упоминание о умме. А это добро вызывает потребность в справедливости того, ради чего они объединились и пришли к согласию.

قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاء فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ 

 «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить (выявить наружу) тех, кто последует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милостивый к людям. ». (Аль-Бакара, 143).

— Аят указывает на то, что характерной чертой этой уммы является справедливость и свидетельство. Таким образом, этот аят предписывает поступать в соответствии с единодушным согласием этой уммы по какому-либо вопросу.

Также сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

لا تجتمع امتي على الضلالة

«Моя умма не объединяется на заблуждении». (Ахмад 5/145, Аль-Хаким 1/115, Ибн Мадже и др)

Он также сказал:

ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن

«То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха». (Имам Ахмад «Муснад»)

Есть еще много других доказательств из самой сунны на то что иджмâ’ это худжжат.

А то, что иджмâ’ является аргументом (худжжат), подтверждается рационалистическими доводами. Задумаемся: Посланник Аллаха Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), — последний пророк. Религия, которую он проповедовал, останется до Судного Дня. Теперь представим себе некое событие, на которое нет определенной ссылки ни в Книге, ни в Сунне. Следовательно, если фикх не в состоянии объяснить этот случай, останется ли он без решения до Судного Дня?

Подобная ситуация не возникнет с признанием иджмâ’ в качестве аргумента.

Примечание:

Однако тут следует отметить что категоричным доводом, аргументам (худжжат) может служить только иджмâ’сахабов, т.е. иджмâ’ аль-мутаватир (непрерывная иджма). Выступать против которого будет считаться куфром. Другие же виды иджмâ’ не считаются категоричными но являются доводом.

С точки зрения надежности передачи есть три разных уровня иджма:

1) иджмâ’ аль-мутаватир (непрерывная иджма).

2) иджмâ’аль-машхур (известная иджма).

3) иджмâ’аль-ахади (одиночная иджма).

Только отрицание иджмâ’ аль-мутаватир может вывести из Ислама.  Отрицание иджмâ’ аль-машхур или иджмâ’ аль-ахади не приводит к вероотступничеству. Однако человек, который отвергает эти две категории иджмâ’, может считаться заблудшим а может нет, в зависимости от темы и подразделения подробностей религии в котором произошло донное отклонение.

Какие виды Иджмâ’ существуют?

В принципе все виды иджмâ’ сводятся в два главных вида:

1) Это иджмâ’сахабов, и оно делятся тоже на три под вида:

  • иджмâ’ аль-каули (الإجماع القولي‎‎) — высказанное ими вслух, то есть решение принятое сахабами при гласном обсуждении.
  • иджмâ’ аль-аамали (الإجماع العملي‎‎) — практическое, то есть решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий сахабов при одинаковых обстоятельствах.
  • иджмâ’ ас-сукути (الإجماع السكوتي‎‎) — молчаливое, невысказанное, то есть решение кого-то одного сахаба, известное всем остальным сахабом и такое, против которого не было сделано каких-либо возражений.

2) Иджмâ’, образованная после периода сахабов. Оно тоже делится на под виды:

  • иджмâ’ — которое было достигнуто без разногласий со времен табиинов и после.
  • иджмâ’-  достигнутое путем урегулирования первоначального разногласия (после периода сахабов).

Бывает ли отмена Иджмâ’?

Согласно некоторым факихам, собравшиеся в одном веке муджтахиды имеют право отменить при помощи нового иджмâ’ прежние иджмâ’ если они сочтут его ошибочным (кроме иджмâ’ сахабов).

Согласно же большинству ученых законоведов, если после века саляфов (первые три поколения), в котором было достигнуто иджмâ’, повторно будет иметь место другое иджмâ’ по аналогичному вопросу, это другое не будет иметь признания. Потому что второе иджмâ’ в этом случае не может отменит первоначальное, тогда как после ухода Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), отмены (насх) прежних решений нет, видь лучшее поколения это первые три поколения, как сообщено нам через достоверные хадисы. Следовательно,  иджмâ’ табиинов и табии табиинов не может быть отменено следующим поколениями.

Уа Аллаху аълям.

Ибн Фулян аль-Бакуви

 

20 responses to “Аль-Иджмâ’

  1. missismaryam78

    Май 18, 2014 at 9:47 дп

    ДжазакумуЛлаху хойрон

     
    • Админ сайта

      Май 12, 2015 at 1:47 дп

      Упомянул Аль-Байхаки в своей книге «Аль-Мадхаль», что Раби’ ибн Сулейман Аль-Муради, один из учеников имама Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал:

      «Однажды, когда мы находились в мечети на уроке имама Аш-Шафи’и, собравшись вокруг него, как вдруг к нам подошёл старик, поздоровался и сел. После того, как имам Аш-Шафи’и закончил свой урок, к нему подошёл старик, и сказал имаму Аш-Шафи’и:
      «Я спрошу тебя, и желаю получить ответ!». И сказал имам Аш-Шафи’и: «Спрашивай, что желаешь спросить, пожалуйста!». Старик спросил: «Что является доводом (худжа)?»
      Сказал Имам Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах: «Довод заключается в Коране и Сунне и в единодушном мнении мусульман (иджма’)».
      Этот старик ответил: «Что касается Корана и Сунны, то с этим я не спорю, а что касается иджма — откуда ты это взял? Какое у тебя доказательство на это?»

      Сказал Раби’ ибн Сулейман: «И Аш-Шафи’и замолк, и не привёл в тот час доказательства… Его молчание затянулось так, что мы уже начали бояться за него».

      Тогда этот старик сказал: «Я даю тебе три дня, либо ты мне приведёшь доказательство на то, что иджма является доводом, либо же попросишь прощения у Аллаха и покаешься перед Ним за то, что ты сказал». Затем этот старик ушёл.

      Сказал Раби’ ибн Сулейман: «И мы не видели Аш-Шафи’и три дня!» — приостановились уроки, выходил аш-Шафи’и на молитву и возвращался домой, три дня нет уроков. И в третью ночь вечер, он пришёл и начал преподавать, и мы обрадовались, а также узнали, что он нашёл доказательство!»

      И посреди урока пришёл старик, и после того, как Аш-Шафи’и закончил свой урок, старик сказал: «Каково твоё доказательство на то, что иджма — довод?»

      И сказал Имам Аш-Шафи’и, да помилует его Аллах: «Возьми же его из Книги Аллаха! Сказал Аллах в суре Ан-Ниса:

      «А тот, кто воспротивится Посланнику после того, как стал ему ясен истинный путь, (то, что дальше в аяте — довод на иджма’):
      И ПОСЛЕДУЕТ НЕ ПО ПУТИ ВЕРУЮЩИХ, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и будем жечь его в Геенне. И как скверно это пристанище!» (сура Ан-Ниса, аят 115).

      Сказал старик: «Джазака-Ллаху хайран» и ушёл.

      Сказал Имам Аш-Шафи’и: «Я не спал три дня и три ночи, и даже прочитал то, что под переплётом Корана… много раз, пока не нашёл это доказательство в нём».

       
      • Админ сайта

        Май 23, 2015 at 10:47 пп

        Сказал Шейх уль-Ислам ибн Теймия:
        يقول ابن تيمية: وَالتَّحْقِيقُ: أَنَّ الْإِجْمَاعَ الْمَعْلُومَ يَكْفُرُ مُخَالِفُهُ كَمَا يَكْفُرُ مُخَالِفُ النَّصِّ بِتَرْكِهِ لَكِنَّ هَذَا لَا يَكُونُ إلَّا فِيمَا عَلِمَ ثُبُوتَ النَّصِّ بِهِ». مجموع الفتاوى (19/ 270)
        «Поистине, противоречащий известному иджма становится кафиром точно также, как и становится кафиром противоречащий прямому тексту, однако это не происходит кроме как если известно, что эти тексты установлены в шариате». (Маджму` Аль-Фатава 19\270)

         
  2. missismaryam78

    Май 18, 2014 at 10:15 дп

    Можете на примере этой иджмы разъяснить к какому виду она относится? Полагаем,что в нее входит иджма сахабов,табиинов и таби табиинов,так ли это?Цитирую:
    Сказал имам Ибн Аль Къаййим: “Нет разногласий в Умме, что не разрешено давать разрешение на произношение слова куфра, ни для какой цели из числа целей, кроме как принужденному (мукраху), если спокойно его сердце на имане” (см. “аль-И’лям”, 3-178).

    Сказал шайх уль Ислам Ибн Теймия: “Нет разногласий между мусульманами, что не разрешено ни приказывать, ни разрешать произношение слова куфра, ради любой цели из числа целей, и тот, кто произнесет его – будет кафиром, кроме того, кого принудили (мастакрах), и он сказал своим языком, а его сердце спокойно на вере” (см. “Аль-Фатауа аль-Кубра”, 6-86).
    И человек впадает в куфр,отрицая данную иджма?
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
    • Админ сайта

      Май 18, 2014 at 12:10 пп

      Да, данное иджмâ’ из категории иджмâ’ аль-мутаватир (непрерывная иджма). плюс оно еще к томужу иджмâ’аль-машхур (известная иджма). Поэтому тот кто выступает против данного иджмâ’ он являться кяфирам, зындыкам.
      Просто надо понимать что иджмâ’ сахабов может быть установлена через
      иджмâ’ аль-каули, иджмâ’ аль-аамали или иджмâ’ ас-сукути.
      И все это мы объяснили уже выше.

       
  3. missismaryam78

    Декабрь 6, 2014 at 2:31 пп

    Сказал алляма Ибн Роджаб аль Ханбали: 

    وأما ما روي من قول الإمام أحمد : من ادعى الإجماع فقد كذب فهو إنما قاله إنكاراً على فقهاء المعتزلة الذين يدعون إجماع الناس على ما يقولونه ، وكانوا من أقل الناس معرفة بأقوال الصحابة والتابعين 

    «Что же касается того что передано от имама Ахмада: «Кто заявляет про иджма — тот лжёт» — то он сказал это лишь порицая на факихов-му’тазилитов, которые заявляют иджма людей на свои мнения, в то время как они были самыми малыми людьми в познании мнений сподвижников и табиинов»

    Источник: «Ат Тахбир шарх ат тахрир», 4/1259

     
    • missismaryam78

      Январь 11, 2015 at 8:16 дп

      ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن

      «То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха». (Имам Ахмад «Муснад»)

      Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади сказал: “Это сообщение с недостоверным иснадом передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) со слов Анаса, а правильным является то, что это слова Ибн Мас’уда”. См. “Кашф аль-хуффа” 2/188.
      Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Это не является словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), и приписал их ему тот, кто не обладает знаниями о хадисах! Однако это достоверно передается от Ибн Мас’уда”. См. “аль-Фурусия” 61.

      Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Если это сообщение достоверно, то под «мусульманами» подразумевается только единогласное мнение”. См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/42.
      Имам Ибн Къудама говорил: “Это сообщение является доказательством на то, что иджма’ является доводом”. См. “Раудату-нназыр” 86.
      Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “В этом сообщении указание на то, что вещь, на которой сойдутся все мусульмане, считая ее хорошей, то это будет являться хорошим и перед Аллахом. Но нет в нем указания на то, что мнение некоторых является доводом!” См. “аль-Фурусия” 60.
      Также это сообщение использовали в качестве довода на иджма’ хафиз аль-Хайсами, Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Касир и др. См. “Кашф аль-астар” 1/81, “Минхаджу-Ссунна” 1/166, “аль-Бидая уа-ннихая” 10/328.

       
  4. missismaryam78

    Январь 11, 2015 at 6:43 дп

    Цитирую:
    Также следует знать, что в принципе Иджмâ’ может образоваться даже одним муджтахидом.
    Конец цитаты.
    Как это выглядит?Один ученый сказал свое мнение,а остальные ему не возразили?
    ДжазакумуЛлаху хойрон.

     
    • gariban01

      Январь 11, 2015 at 10:14 дп

      Да, это выглядит так, один ученный выявил категоричную истину в коком-то вопросе, остальные промолчали проявив молчание, тем самым образовалось иджма в этом вопросе. Однако это спорный момент, ибо не всегда бывает так как кажется, поэтому это спорный момент — может ли образовываться иджма таким путем или нет.

       
      • missismaryam78

        Январь 13, 2015 at 9:15 дп

        и такая иджма называется:3) иджмâ’аль-ахади (одиночная иджма).?

         
      • gariban01

        Январь 13, 2015 at 11:25 дп

        да

         
  5. missismaryam78

    Январь 11, 2015 at 8:37 дп

    Цитирую:
    1) иджмâ’ аль-мутаватир (непрерывная иджма).

    2) иджмâ’аль-машхур (известная иджма).

    3) иджмâ’аль-ахади (одиночная иджма).

    Можете не много пояснить.Первый вид это иджма идущая от сахабов и ни кто ее не оспаривал,за исключением бидаатчиков в плоть до наших времен.А остальные две?

     
    • gariban01

      Январь 11, 2015 at 10:08 дп

      да, именно так. Остальные две это иджам которое не связанно с иджма сахабов.

       
      • missismaryam78

        Январь 11, 2015 at 10:56 дп

        иджмâ’ ас-сукути (الإجماع السكوتي‎‎) — молчаливое, невысказанное, то есть решение кого-то одного сахаба, известное всем остальным сахабом и такое, против которого не было сделано каких-либо возражений.Конец цитаты.

        Каким образом становится известно о том,что о решении какого-либо сахаба знали остальные сахабы?

         
      • gariban01

        Январь 11, 2015 at 12:34 пп

        Например, действия халифа(сахаба) о котором было известно среди народа, или его слова, или действие которое было поднято в одном маджлисе больших сахабов. И т.п. случая

         
  6. missismaryam78

    Январь 11, 2015 at 12:35 пп

    Цитирую:
    ведь лучшие поколения- это первые три поколения, как сообщено нам через достоверные хадисы.Конец цитаты.

    Можете привести эти хадисы,пожалуйста.

     
    • gariban01

      Январь 11, 2015 at 4:47 пп

      Сам Аллах повелел всем мусульманам, пришедшим после них, верить так, как верили они, сказав: «Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем»
      (аль-Бакъара 2: 137).

      Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
      «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним». (Бухари 3651, 6429, Муслим 2533).
      Потом он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Затем появятся люди, которые будут свидетельствовать и не приводить свидетелей, будут совершать предательства, из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и не выполнять их. И они будут жирными». (аль-Бухари, Муслим).

      О достоинствах саляфов существует множество указаний, как в Коране, так и в Сунне.
      Например, со слов Уасиля ибн Аскъа’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел меня и сопровождал меня. И клянусь Аллахом, вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел тех, кто видел меня, и сопровождал тех, кто сопровождал меня»(Ибн Абу Шайба 12/178, Ибн Абу ‘Асым 1522, ат-Табарани 22/85. Хафиз Ибн Хаджар назвали иснад хадиса хорошим)

       
  7. missismaryam78

    Январь 11, 2015 at 1:37 пп

    Иджма сахабов о куфре оставляющего намаз-это иджма ас сукути?

     
    • gariban01

      Январь 11, 2015 at 4:05 пп

      В этой теме помимо «иджма ас-сукути» у сахабов есть «иджма аль-каули», поэтому оно ставится первым.

      Сказал Абу Хурейра: “Сподвижники Мухаммада не считали какую-либо вещь из деяний, чье оставление будет неверием, кроме как молитву.” (Хаким 1/12)

      Все передатчики этого асара достоверны, кроме Джарири, о котором разногласили по причине того, что он запутался. И отрицал имам Ахмад то, что он запутался, а другие имамы говорили, что все-таки он запутался. И возможно это более правильное мнение.

      Однако: является утвержденным, что передатчик этого асара Башар ибн Муфаддаль слышал от Джарири до того, как он запутался.

      Сказал Хафиз ибн Хаджар: “Не передал Бухари из хадисов Джарири ничего, кроме как от Абдуль-Аля, Абдуль-Уариса и Башара ибн Муфаддаля, и они слышали от Джарири до того, как он запутался». (Худа ас-Сари 406).

      И поэтому является асар достоверным сам по себе. И также он подкрепляется асаром Джабира, асаром Хасана аль Басри и Абдуллаха ибн Шакыка:
      Сказал Джабир Ибн Абдуллах, когда было спрошено у него: «Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?», и он ответил: «Молитва». (См. «Тазыму кодри ас-соля», 893, иснад его – хасан, )

      Сказал Хасан Аль Басри из числа больших табиинов: «Дошло до меня, что сподвижники Посланника Аллаха говорили: «Между рабом и тем, чтобы он совершил многобожие и впал в неверие — оставление молитвы без причины» (Халяль, 1372, Ибн Батта, 877, Лялякаи, 1539)

      Его иснад достоверный до Хасана, и это аль-Басри, и известно, что Хасан встречался и слышал от большого множества сахабов.

      Сказал Абдуллах ибн Шакик, из числа больших табиинов: «Не считали сподвижники Посланника Аллаха что либо из дел, оставление чего будет куфром, кроме как молитву»
      (см. «Сахих таргиб ва тархиб», 1\227, иснад сахих)

      Это ясный текст, подтверждающий единогласное мнение сподвижников в этом вопросе, который нельзя истолковать никак иначе.

      В самом деле, если истолковать его, как оставление, не веря в его обязательность – то получится ересь, поскольку оставление любого из пяти столпов и других утвержденных обязательств, отрицая обязательность этого – неверие по единогласному мнению, и приписывать сподвижникам такой мазхаб, что они считали, что оставление например закята, отрицая его обязательность – не является куфром – это ересь и заблуждение.

      А если кто-то скажет: «Почему бы нам тоже не отнести это иджма на малый куфр (куфр дуна куфр)?»

      Ответ: это отвергаемое толкование, потому что есть множество деяний, оставление которых будет куфр дуна куфр (малое неверие), помимо молитвы. И если отнести этот асар к малому неверию, то получится ложный смысл, будто бы сподвижники не видели ни одного деяния, чье оставление было бы малым неверием, кроме молитвы.

      И так поняли это иджма ученые, и никто из них не говорил, что сахабы имели ввиду малый куфр.

      Сказал имам Аш-Шаукани, процитировав слова Ибн Шакика: «И очевидно из этого, что на этом были все сподвижники « (см. «Нейл альАутор», 2-16)

      Сказал Мубаракфури: “Это слово АбдуЛлаха ибн Шакыка своим очевидным смыслом указывает на то, что сподвижники Посланника Аллаха были убеждены в том, что оставление молитвы – куфр. И очевидно из формы предложения, что это слово было тем, на котором собрались все сподвижники.” (Тухфатуль Ахузи” 7/370)

      Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Воистину, на то, что куфр оставляющего молитву — большой куфр — есть иджма сахабов!» (см. «Шарх Аль Умда», 2/75)

      И данный асар – ясный в нашем вопросе, и не опровергается ничем, напротив, его подкрепляют другие сообщения от сподвижников Посланника Аллаха.

      а) Асар Умара Ибн аль Хаттаба
      Передал Сулейман бин Ясар, что когда смертельно ранили Умара ибн аль-Хаттаба, а затем, когда пришло время намаза, он сказал: «Нету доли в Исламе тому, кто оставил намаз» или как в другой передаче: «Нет Ислама для того, кто оставил намаз» (см. Малик, 1/39; Ибн Аби Шейба, 11/25; Байхаки, 1/367; Даракутни 2/52; Абдурразак, 5010; Найсабури, «аль-Икна», 2/690, и его иснад достоверный)

      Сказал имам Ибн аль Каййим, передав этот асар: «Сказал это Умар в присутствие сподвижников, и никто выразил этому порицание. И предшествовало подобное этому от Абдуррахмана Ибн Ауфа, и Абу Хурейры, и не известно противоречие им в этом от сподвижников!» (см. «Ас Соляту уа хукму таркиха», 50)

      Сказал также Умар ибн аль Хаттаб с минбара: «Нет Ислама у того, кто не совершает молитву» (Маруази, 930, 931, иснад достоверный)

      б) Асар Абдуллаха Ибн Масуда
      Сказал АбдуЛлах Ибн Мас’уд: «Кто не молится, то нет для него религии» (Ибн Аби Шейба, 30388, Марвази, 938, Халяль, 1387, Табарани, 8942, и другие)

      в) Асар Абу Ад-Дарда
      Сказал сподвижник Абу Ад-Дарда: «Нет Имана у того, у кого нет молитвы» (Марвази, 945, Халяль, 1384, Лялякаи, 1536, и другие)

      г) Асар Саида Ибн Имара
      Сказал сподвижник Саид Ибн Имара: «Воистину, нет молитвы у того, у кого нет омовения, и нет имана у того, у кого нет молитвы» (Халяль, 1397, Марвази, 903, 904, Табарани, 5459, и др)

      д) Асар Джабира ибн Абдуллаха
      Спросили у Джабира Ибн Абдуллаха: «Что между рабом и куфром?» Он ответил: «Оставление молитвы» (Марвази, 947)

      е) Асар Биляля
      Увидел муаззин Пророка Биляль, да будет им доволен Аллах, человека, который молился, не выдерживая земной и поясной поклоны столько, сколько надо чтобы они были действительными (т.е. молился их очень быстро), и сказал: «О молящийся, если ты умрешь сейчас, то умрешь не на религии Исы ибн Марьяма, мир ему и его матери» (Ибн Аби Шейба, 1/259, Халяль, 394, Табарани, 1085, и другие)

      Сказал имам Аль Хейсами: «Все его передатчики достоверные» (см. «Маджмуа аз-заваид», 2-121)

      И в нем – ясное указание на такфир оставившего молитву, поскольку религия Исы, мир ему – единобожие, как и у всех Пророков.

      ж) Асар Хузейфы ибн Йамана
      Увидел Хузейфа, да будет доволен им Аллах, мужчину, который молился очень быстро, и спросил: «Сколько лет ты так молишься?» Он ответил: «40 лет». Сказал Хузейфа: «Ты не молился 40 лет, и если бы ты умер так, то умер бы не на фитре Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует» (Ан-Насаи, 608, асар сахих)

      Пришло в другом варианте: «..то ты умер бы не на пути Мухаммада» (Ахмад, 23408, иснад достоверный)

      з) Также похожее слова переданы от Али и ибн Аббаса, что тот кто оставил молитву стал кяфирам.

       
  8. missismaryam78

    Январь 12, 2015 at 1:35 пп

    Можете также осветить тему «кыйас»(аналогия),пожалуйста.

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: