RSS

ДУРУС ФИ ‘ИЛМ АЛЬ-УСУЛ

95222322

 

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

Прекрасные слова имама Ибн аль-Каййима (рахимаху-Ллах) про достоинства знаний в сравнении с деньгами,  с 28 сторон

ДОСТОИНСТВО ЗНАНИЙ ПРЕВЫШЕ ДЕНЕГ

Имам Ибн аль-Кайим писал:

“Достоинство знания превыше денег и имущества во многих аспектах, среди которых:

1. То что знание — это наследство пророков, а имущество — наследство королей и богачей.

2. Обладатель имущества оберегает его. А знание само оберегает своего обладателя.

3. Имущество сокращается при расходах, а знание лишь увеличивается, когда им делишься.

4. Когда владелец имущества умирает, он лишается своего состояния, а знание остается с его обладателем в могиле.

5. Знание распоряжается имуществом, а имущество не может распоряжаться знанием.

6. Обладателем имущества может стать любой: и муслим, и кафир, и праведный, и нечестивец. Однако полезное знание может достаться только верующему.

7. В обладателе знания нуждаются как цари, так и простые люди. А что касается обладателя имущества, то нужду в нем испытывают лишь неимущие и бедняки.

8. Душа очищается и становится более благородной по причине приобретения и накопления знаний, потому как (стремление к знаниям) придает ей совершенство. А деньги не очищают душу, не делают ее более совершенной. Приобретение и накопление имущества придают душе недостатки, делают ее скупой и жадной. Само по себе стремление души к знаниям — это проявление ее совершенства, а ее стремление к деньгам — это проявление ее неполноценности.

9. Деньги толкают душу к беззаконию, гордыне и самодовольству, а знания сподвигают ее к скромности и поклонению. Деньги придают человеку качества царей, а знания — качества рабов Аллаха.

10. Знания приближают душу к тому счастью, ради которого она была создана. Имущество же является лишь преградой между душой и этим счастьем.

11. Интеллектуально богатый человек величественней, чем материально богатый, потому как обладатель имущества богат вещью, обособленной от его личности. Если он лишится своего имущества в одночасье, то сразу станет неимущим бедняком.

Что же касается богатого своими знаниями, то ему не грозит бедность, напротив, он в постоянной прибыли. Это действительно высшее богатство, как сказал об этом поэт:

Разбогател я без денег настолько,
Что не нуждаюсь ни в ком из людей
Истинно, высшее богатство не в том, сколько
Имеешь, а в том, насколько человек довольствуется тем, что имеет

(рифму не подобрал, ну что поделать — прим. пер.).

12. Имущество порабощает того, кто его возлюбил и делает его своим рабом, как сказал об этом посланник Аллаха: “Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама…”.

Знание же делает своего обладателя рабом его Господа и Создателя, оно призывает его к поклонению одному лишь Аллаху.

13. Любовь к знаниям и стремление к ним — основа всякого блага, а любовь к Дунье, имуществу, и стремление к этому — основа всякого зла.

14. Ценность богача заключается в его имуществе, а достоинство обладателя знаний — в его знаниях. Если богач потеряет свое имущество, то не будет ему никакой цены, а достоинство знания не исчезает, а, наоборот, постоянно умножается и увеличивается.

15. Сущность денег материальная, а сущность знания — духовная, как сказал Юнус ибн Хабиб: “Твое знание — для твоей души, а твое имущество — для твоего тела”. Разница между знанием и имуществом как между душой и телом.

16. Никто и никогда не проявлял послушание Аллаху, кроме как посредством знания. А что касается имущества, то большинство ослушающихся Аллаха делают это посредством него.

17. Если ученому предложат весь мир вместе с тем, что в нем есть, взамен на его знания, то он не согласится на такую сделку. Что же касается богача, то если он познает достоинство знания, его почет, то, как усовершенствует и осчастливит знание своего обладателя, то он предпочтет знание взамен на все свое богатство.

18. Знающий человек всем своим поведением и своими знаниями призывает к Аллаху, а накопивший имущество всем своим поведением и имуществом призывает людей к Дунье.

19. Материальное богатство часто становится причиной гибели своего обладателя, потому как душа (нафс) человека влюблена в деньги, и когда она видит, что кто-то овладевает ее возлюбленным, то спешит уничтожить его из ревности, как часто и происходит.

Что же касается богатства знанием, интеллектуального богатства, оно – причина выживания как своего обладателя, так и окружающих его людей. Когда люди видят того, кто приобретает знания и обладает большим знанием чем они, то начинают любить его, почитать и услуживать ему.

20. Наслаждение богатством — либо иллюзорное наслаждение, либо животное. Если человек наслаждается самим процессом накопления богатства, то это иллюзорное, призрачное наслаждение. Если же он наслаждается тратой денег на свои потребности и страсти, то это животное наслаждение.

Наслаждение знаниями — это духовное, интеллектуальное наслаждение, оно похоже на наслаждение ангелов и их радость. А это два совершенно разных наслаждения…

21. Все разумные люди любого общества во все времена порицали и презирали алчных людей, жаждущих побольше накопить, и считали это недостатком.

Однако во все времена разумные люди считали похвальным стремление к приобретению и накоплению знаний. Они восхваляют тех, кто это делает, любят их, считают это признаком совершенства.

22. Также они всегда возвеличивали аскетичных людей, не жаждущих накопления денег, не придававших им большого значения и не отдававших свое сердце в рабство деньгам.

Однако они всегда осуждали беспечных по отношению к знанию, которые не придавали ему большого значения и не стремились его приобрести.

23. Обладатель имущества может заслужить похвалу только тратя его, а обладатель знания заслуживает похвалу и за передачу знания другим, и просто за то, что он им обладает.

24. Материальное богатство всегда сопряжено с переживаниями: либо с печалью, либо со страхом. Такие люди до приобретения имущества находятся в печали, а после приобретения — в страхе. Чем больше богатства они накапливают, тем сильнее увеличивается их страх.

А богатство знаниями сопровождается безопасностью, радостью и счастьем.

25. Материально богатый человек обязательно столкнется с потерей своего богатства, будет испытывать боль и мучиться из-за этого. А богатый знаниями не столкнется с их потерей, не будет из-за этого мучиться и испытывать боль. Наслаждение богача своим богатством — наслаждение временное, не постоянное, за которым следует боль. А наслаждение знаниями — наслаждение непрерывное и постоянное, за ним не последует боль.

26. Наслаждение души богатством и украшение посредством имущества — это украшение посредством временной вещи, которая когда-нибудь исчезнет.

Это подобно украшению красивой одеждой, взятой взаем — когда-нибудь ее придется вернуть, и с ней уйдет вся красота. Что же касается совершенства и красоты души, достигаемой посредством знания, то эта красота достигнута посредством личных качеств, утвержденных для нее, которых она не лишится.

27. Тот, кто приобрел свой авторитет и был почтен из-за своих денег, тот, потеряв их, потеряет свое положение и почет. А тот же, кто приобрел авторитет посредством своего знания, тот будет лишь еще более почитаем и его авторитет будет лишь расти.

28. Приобретение положения и авторитета посредством денег — это само по себе унижает человека, это свидетельствует о его беспомощности, и что без денег он достоин пренебрежения, а не почтения.

А приобретение авторитета и почета посредством знаний — само по себе восхваляет человека и указывает на его совершенство, потому как он заслужил это своими личными качествами и способностями, а не за счет каких-то внешних факторов”.

Из книги «Мифтаху дар ас-са’ада» — Ключ к Обители счастья.

 

 

3 responses to “ДУРУС ФИ ‘ИЛМ АЛЬ-УСУЛ

  1. Админ сайта

    Ноябрь 10, 2013 at 2:21 дп

    Ибн Кайим, да помилует его Аллах сказал:
    والجهلُ داء قاتلٌ وشفـــاؤه ______​أمران في التركيب متفقـانِ
    نص من القرآن أو من سنـة ______​وطبيب ذاك العالم الربانـي
    والعلم أقسام ثلاث مالــها ______​من رابع والحق ذو تبيــانِ
    علم بأوصاف الإلـه وفعلــه ______​وكذلك الأسماء للديــــانِ
    والأمر والنهي الذي هو دينـه ______​وجزاؤه يوم المعاد الثانــي
    والكلُّ في القرآن والسنن التـي ______جاءت عن المبعوث بالفرقان
    والله ما قال امرؤ متحذلــق ______بسواهما إلا من الهذيــان
    Невежество – смертельная болезнь, а её леченье –
    Две вещи, собранные вместе:
    Слова из Курана или Сунны,
    И врач этого – учёный робáний.
    И знание делится на три вида, нет у него
    Четвёртого, и истина имеет объясненье:
    Знание о качествах божества и Его действиях,
    А также об именах Судии (ад – Дайя́на);
    Приказ и запрет, что является религией Его.
    А награда Его в тот день возвращенья.
    И всё это в Куране и Сунне, которая
    Пришла от посланного с Различеньем.
    Клянусь Аллахом, что бы ни сказал какой-нибудь всезнайка
    (Клянусь Аллахом, какой бы человек выдавающий себя за знатока ни говорил чем – то)
    Кроме этого – всего лишь бред.
    Сказал (Ибн Кайим): «Невежество смертельная болезнь». Как вылечит эту болезнь?

     
  2. Админ сайта

    Январь 2, 2014 at 6:27 пп

    Также сказал Ибн Кайим (рахимаhуЛлаh):
    «Если ты посмотришь на ослепительную мудрость, которая содержится в этой прямой религии, в этой религии ханифов, в этом шари’ате Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то невозможно подобрать таких слов, чтобы выразить совершенство этого шари’ата, красоту этого шари’ата невозможно описать. Если все самые умные люди соберутся как один человек, чтобы придумать какой-то шари’ат, лучше чем этот шари’ат, они не смогут этого сделать.
    Совершенные умы — достаточно им того, что они постигают красоту этого шари’ата, свидетельствуют о красоте этого шари’ата, о его совершенстве. В самом шари’ате есть свидетельства на истинность этой религии, т.е. сам шари’ат он и свидетельствует то, о чем свидетельствует. Сам шари’ат это аргумент и то, на что указывает этот аргумент, сам шари’ат – он уже довод и непререкаемое доказательство от Аллаха (субханаху ва та’аля), т.е. весь шари’ат он свидетельствует о совершенстве знаний Аллаха (субханаху ва та’аля), совершенстве Его мудрости. Если бы пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не принес бы, никаких больше знамений и никаких бы больше чудес, доказательств нам не было показано, сам только шари’ат, сам по себе уже непререкаемый довод, который уже не требует других доводов, что указывает на истинность этой религии. Величайшая милость Аллаха (субханаху ва та’аля) для Его рабов – то, что Он повел человека и привел к этой религии, к этому шари’ату, и сделал человека из последователей этого шари’ата.
    Аллаh (субханаhу ва та’аля) говорит: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.(Сура али ‘Имран, аят 164.)»
    (См.: Мифтах Дарис-Са’адах 2/308)

     
  3. Ansar

    Декабрь 16, 2015 at 12:08 дп

    Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:
    «Знание подобно дождю, который проливается с неба, – сам он чистый и приятный, а деревья впитывают его своими корнями и преобразовывают каждое по-своему – сладкие плоды на деревьях становятся слаще, а кислые – еще кислее. Так же и знание – люди сохраняют его в соответствии со своими намерениями и желаниями: высокомерный становится еще более высокомерным, а смиренный и скромный становится еще более смиреннее и скромнее. Потому что тот, кто был высокомерным в невежестве, не имея знаний, получив их, находит причины для того, чтобы стать еще более высокомерным. А если человек богобоязнен даже не обладая большими знаниями, а потом становится ученым, он понимает, что эти знания будут доказательством против него, и становится еще более благочестивым, богобоязненным и смиренным».

    И может быть поэтому мать великого ученного имама Малика, советовала своему сыну, перед тем как отправлять его за знанием к ученным того времени, говорила:
    «Возьми у них адаб, прежде чем ты возьмешь у них знания!»

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: