RSS

«Ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа аз-Занадика» Имам Ахмад бин Ханбаль

FyJKneagL5E«Опровержение зиндикам и джахмиитам»

Имам Ахмад бин Ханбаль

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

АбдулЛах бин Ахмад бин Ханбаль (р.а.) сказал:

«Вот, что привел мой отец в качестве ответа зиндикам и джахмиитам, которые подвергают сомнению некоторые сложные для понимания аяты Корана и неправильно их толкуют.

Сказал Имам Ахмад бин Ханбаль (да смилуется над ним Всевышний Аллах и будет им доволен):

«Слава Аллаху, который в каждом без посланническом периоде оставил ученых, которые призывают людей от заблуждений к хидаяту. Люди причиняют им за это страдания, но они терпеливо продолжают оживлять «мертвецов» книгой Аллаха и озарять «слепцов» светом Аллаха. Скольких людей они оживили после того, как их убил Иблис и скольких заблудших они наставили! Как прекрасны следы их воздействия на людей, и как скверно отношение людей к ним! Эти ученые защищают книгу Аллаха, опровергая искажения Корана чрезмерствующими, измышления опустошителей шариатских смыслов и лжи толкования невежд, которые укрепили знамена бидьата и посеяли в умах фитну. Они разнятся в писании вещей, противоречащих Писанию, но едины в удалении от Писания. Они без всякого знания возводят ложь на Аллаха, говорят об Аллахе о Писании Аллаха. В речи они употребляют правдоподобные рассуждения и используя сомнения и незнание людей, обманывают тех, кто не знает сути предмета разговора.

Развеяние сомнений относительно аятов Корана, в которых зиндики пытаются выискать противоречия.

Сомнение 1 — Кожи неверных:

Всевышний Аллах сказал: « Воистину, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжем в Огне. Всякий раз, когда их кожа приготовится, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкусили мучения. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый». (смысловой перевод: ан-Ниса 4/56)

Вот, что сказал имам Ахмад относительно этого аята: Зиндики сказали: «Что произошло с их грешившими кожами, которые уже сгорели. Ведь они заменяются другими кожами, и мы не видим здесь ничего, кроме того, что Аллах наказывает уже другие кожи, которые не грешили. Ведь Аллах так и говорит:  «мы заменим им другой кожей». Таким образом, зиндики усомнились в Коране и сказали, что он противоречив. Я же говорю, что в словах Аллаха  «мы заменим им другой кожей» под другой кожей не подразумевается совершенно другая кожа, отличная от их кож. В аяте подразумевается, что их кожи будут заменены обновленной кожей. То есть когда их кожи обуглятся, Аллах вернет их кожи в первоначальный вид и это будут те же самые кожи. Поистине в Коране есть разные способы употребления слов, которые ведомы ученым. Например, слова могут использоваться в конкретизированном или обобщенном смысле; также у слова может быть много значений и ассоциаций и так далее.

1 — То, что кожа изменилась, не означает, что это другая кожа. Ведь кожа вначале была свежая. Если кожа постареет или сгорит, никто не скажет, что это другая кожа, на одном, лишь основании, что качества кожи изменились. Ведь и все тело и душа человека постоянно изменяются, но это все тот, же человек. Так почему при старении (или обгорании) кожи, они принимают, что это та же самая кожа, что и вначале, но не принимают это при обратном процессе (обновлении).

Сомнение 2 — Разговоры в судный день:

Всевышний Аллах сказал: «В тот день они будут безмолвствовать, и не будет им дозволено оправдываться». (смысловой перевод: Аль-Мурсалат 77/35-36).

Затем в другом аяте Он сказал: «А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа». (смысловой перевод: Аз-Зумар39/31)

И сказали зиндики: Как так может быть, что в Коране, который является ясным и непротиворечивым словом, в одном аяте говорится: «В тот день они будут безмолвствовать,» и затем в другом месте говорится: «А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа».

И усомнились зиндики в Коране, сказав, что аяты противоречат друг другу.

Что касается ситуации, описанной в аяте «В тот день они будут безмолвствовать,», то это будет происходить в начале сбора творений Аллаха периодом в шестьдесят лет.

Они не будут разговаривать и не будет им позволено оправдываться, затем им будет дано разрешение на разговор и они станут говорить. И этот разговор упоминается в аяте «Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать праведно» (смысловой перевод: Ас-Саджда 32/12). Когда им будет позволено разговаривать, они начнут говорить и препираться; на это и указывает аят «А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа». Это будет во время расчета и предъявления грехов грешникам. После этого им будет сказано: «Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее». (смысловой перевод: Каф 50/28). И с этими словами начинаются мучения.

Теперь разберем следующие аяты. Аллах сказал: «Мы соберем их в день воскресения так, что они будут (ходить) на своих лицах слепыми, немыми, глухими.» (17/97). В другом месте Аллах сказал: «И воззовут обитатели огня к обитателям рая» (7/50).

И сказали зиндики: Как так может быть, что в Коране, который является ясным и непротиворечивым словом, в одном аяте говорится: «Мы соберем их в день воскресения так, что они будут (ходить) на своих лицах слепыми, немыми, глухими.», и затем в другом месте говорится, что они будут взывать друг к другу. И усомнились зиндики в Коране по этой причине.

Что касается аятов «И воззовут обитатели рая к обитателям огня» (7/44) и «И воззовут обитатели огня к обитателям рая» (7/50), то это будет в начале их пребывания в огне.

Когда они войдут в огонь они будут взывать к друг другу, кроме этого они воззовут:«»О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно».» (43/77). Также они будут говорить: «Господь наш! Дай нам отсрочку на маленький срок» (14/44), а также «Господи! Одолело нас наше злосчастие» (23/106).

Затем им будет сказано: «Прочь! Ступайте с позором в ад и не говорите со Мной» (23/108).

И станут они там слепыми, немыми и глухими; разговоры прекратятся и останутся только стоны и рев. Вот так объясняются сомнения зиндиков в этих аятах.

Теперь, что касается кажущегося противоречия в аятах: «В тот день не будет родства среди них, и не будут они расспрашивать друг друга» (23/101) и «И будут они обращаться друг к другу, расспрашивая» (37/50). Зиндики сказали: «Как так может быть?» и усомнились в Коране.

Что касается ситуации, описанной в аяте «В тот день не будет родства среди них, и не будут они расспрашивать друг друга, то это будет происходить после второго дуновения в трубу, когда они восстанут из могил. Вот тогда они не будут ни расспрашивать, ни разговаривать. Когда же с ними будет произведен расчет, и они войдут в рай или ад, тогда они начнут обращаться друг к другу.

Вот так объясняется то в чем усомнились зиндики.

Сомнение 3 — Каким молящимся горе?:

В аяте говорится: «Что ввело вас ад? Они сказали: «Мы не были молящимися». (74/42).

В другом аяте говорится: «Так горе же молящимся» (107/4).

Зиндики усомнились в Коране и сказали: Аллах сказал «Так горе же молящимся» и тем самым осудил людей, которые молились. В другом же аяте Аллах упомянул людей, которые вошли в ад из-за того, что не были молящимися. Аяты противоречат друг другу.

Имам Ахмад сказал: В аяте «Так горе же молящимся» под «молящимися» подразумеваются двуличные, которые небрегут намазом и пропускают времена молитв, а также показушничают; когда их видят, они делают намаз, а когда не видят, не делают. Что касается аята  «Что ввело вас ад? Они сказали: «Мы не были молящимися».», то там под «молящимися» подразумеваются верующие единобожники. Вот так объясняются сомнения зиндиков.

Сомнение 4 — Из чего создан человек?:

Аллах сказал: «Он создал вас из земли» — (35/11)

Затем сказал: «Из глины слипшейся» — (37/11)

Затем сказал: «Из глиняной кашицы» — (23/12)

Затем сказал: «Из глины пластичной» — (15/26)

Затем сказал: «Из сухой, звонкой глины, подобно гончарной» — (55/14)

Зиндики усомнились в Коране и сказали: «Это путаница аятов, противоречащих самим себе».

Мы говорим, что речь о первоначальном творении человека (Адама). Сначала Аллах сотворил его из земли, затем из (смеси) красной, черной и белой глины, а также из (смеси) хорошей и плохой глины. Соответственно этому из потомства Адама появляются хорошие и скверные люди; а также люди с черным, красным и белым цветом кожи. Это было земля, затем она превратилась в глину, что и зафиксировано в аяте «из глины». Как только (разные типы) глины перемешались, она стала глиной слипшейся, в смысле смешанной. Затем Аллах сказал из «из глиняной кашицы» (23/12), то есть из такой глины, что если ее сожмешь, она проходит меж пальцев. Затем эта глина разложилась и стала пластичной глиной и Аллах сотворил из нее. Как только она подсохла, она стала сухой глиной, издающей звук подобно гончарной глине. Это было объяснение первоначального творения человека, а в аяте «из кашицы жалкой жидкости» объяснено создание потомства из кашицы, то есть из спермы, вытекающей из мужчины. Выражение жалкая вода означает жалкая, то есть слабая сперма. Вот так объясняются сомнения зиндиков.

Сомнение 5 — Сколько есть востоков и западов?:

Аллах сказал: «Господь востока и запада» — (26/28)

Также сказал: «Господь обоих востоков и Господь обоих западов» — (55/17)

Также сказал: «Клянусь Господом востоков и западов» — (70/40)

Усомнились зиндики в Коране и сказали, как это может быть ясными словами.

Мы говорим, что в аяте «Господь востока и запада», Аллах поклялся восходом и закатом дня равноденствия. В аяте «Господь обоих востоков и Господь обоих западов» Аллах поклялся восходами и закатами самого длинного и самого короткого дней в году. Что касается аята «Клянусь Господом востоков и западов», то здесь подразумеваются востоки и закаты дней года.

Вот так объясняется то, в чем усомнились зиндики.

Сомнение 6 –

Аллах сказал: «И, поистине, день у твоего Господа, словно тысяча лет по вашему (земному) счету!» — (22/47) В другом аяте Аллах сказал: «Управляет (Аллах) делом от неба до земли, затем восходит к нему в день, мера которого тысяча лет по вашему счету» — (32/5)

В другом аяте Аллах сказал: «Восходят к нему ангелы и Дух (ангел Джабраиль) в день, мера которого пятьдесят тысяч лет. Так терпи же хорошенько» — (70/4)

Усомнились зиндики в Коране и сказали, как это может быть ясными словами в то время, как они противоречат друг другу.

Имам Ахмад сказал: День, который подразумевается в аяте «И, поистине, день у твоего Господа, словно тысяча лет по вашему (земному) счету!», это один из тех (шести) дней, в течении которых, Аллах сотворил небеса и землю. И каждый из этих дней был подобен тысяче лет. Что касается аята «Управляет (Аллах) делом от неба до земли, затем восходит к Нему в день, мера которого тысяча лет по вашему счету», то здесь подразумевается, что Джабраил ниспускался к пророку (с.а.в.) и поднимался на небо в течении дня, длительностью в тысяча лет. Расстояние между небом и землей пятьсот лет; таким образом, спуск и подъем составляют по пятьсот лет, что вместе делает тысячу лет.

(Продолжения следует, ин ша Аллах)

 

2 responses to “«Ар-Родд ‘аля аль-Джахмия уа аз-Занадика» Имам Ахмад бин Ханбаль

  1. gariban01

    Февраль 4, 2015 at 11:25 пп

    Написал ли Имам Ахмад книгу «Родд ‘аля аль-Джахмия»?

    Одним из наиболее распространенных привычек сегодняшних мутакаллимов является то, что когда им встречается книга принадлежащая перу авторитетных и признанных ученых Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а, отвергающую их лживые убеждения в отношении Атрибутов Аллаха и других вопросов ‘акыды, в которых они сошли с истинного пути, они начинают отвергать ее и ставят под сомнение ее достоверность, основываясь на свои страсти.

    И из подобных книг — книга Имама Абу ‘Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах, под названием «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия» (Опровержение джахмитам). И она содержит множество противоречий с основами которые установили ашариты, и в ней Имам Ахмад подтверждает возвышенность Аллаха и другие Его Атрибуты, что и стало причиной для их непринятия этой книги.

    И цель нашей данной работы, доказать принадлежность этой книги имаму Ахмаду.

    И для начала приведем то, на чем основываются отрицающие эту книгу – а это слова Имама аз-Захаби сказанные им в книге «ас-Сияр»:
    وكتاب الرد على الجهمية الموضوع على أبي عبد الله، فإن الرجل كان تقيا ورعا، لا يتفوه بمثل ذلك ، ولعله قاله
    «И книга «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия» сфабрикована на Абу ‘Абдуллаха, он был слишком богобоязненным и благочестивым чтобы высказать такое, но возможно он говорил это». (См. «ас-Сияр», 11/286-287)

    Однако эти слова не совсем являются доводом в пользу ашаритов! Как видно из этих слов аз-Захаби «но возможно он говорил это», он не был твердо убежден в том, что Имам Ахмад не написал эту книгу. И не может быть для нас доводом то, в чем есть сомнение.

    Слова ученых об этой книге

    О том, что эта книга принадлежит перу Имама Ахмада, говорили в своих трудах многие известные ученые. Приведем здесь лишь некоторые.

    Ибн Батта
    И Имам Ибн Батта аль-‘Укбари в своей книге «аль-Ибана» во многих местах цитирует отрывки из этой книги. Приведем страницы:
    — 2/86-89; 2/166-167; 2/170-171; 2/175; 2/179; 2/183; 2/195; 2/197; 2/198; 2/202; 2/301; 3/3-5.

    Ибн ан-Надим
    И упоминает Ибн ан-Надим (ум. 385 г.) в своей книге «аль-Фихрист» об этой книге.Сказал он:
    «Ахмад ибн Ханбаль, он – Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль и из его книг: “Китаб аль-Иляль”, “Кита бат-Тафсир”, “Китаб ан-Насих уаль-Мансух”, “Китаб аз-Зухд”, “Китаб аль-Маса’иль”, “Китаб аль-Фада’иль”… “ар-Родд ‘аля Джахмия”, “аль-Муснад”». (См. «аль-Фихрист», стр. 571, издательство: «Даруль-Ма’рифа»)

    Ибн Хаджар аль-‘Аскалани
    Ибн Хаджар сказал в «Фатх аль-Бари»:
    «Пятое: То что, речь Аллаха не создана, и то что он не прекращает говорить когда Он это пожелает. Имам Ахмад письменно заявил об этом в книге “ар-Родд ‘аля Джахмия”…».
    (См. «Фатх аль-Бари», книга «Китаб ат-Таухид»)

    Ибн Теймия
    И приписывает Шейхуль-Ислам Ибн Теймия эту книгу Ахмаду, в многих книгах, из них:
    — «Минхадж ас-Сунна»
    — «Рисаля ат-Тадмурия»
    — «Икътида ас-Сират аль-Мустакин»
    — «Тафсир сурат аль-Ихляс»
    — «Баян Тальбис аль-Джахмия»
    — «Маджму’ аль-Фатауа»

    Ибн аль-Кайим аль-Джаузия
    И в своей книге «Иджтима Джуюшь аль-Исламия», Ибн аль-Кайим доказывает достоверность этой книги и приводит другой путь передачи, и сделав исследование ее иснада он называет ее достоверной.

    Сказал Ибн аль-Кайим:
    «аль-Халляль сказал: “Я переписал эту книгу из рукописи ‘Абдуллаха (сын Ахмада), а ‘Абдуллах выписал ее из рукописи своего отца”. И Кады Абу Я’ля использовал как доказательство то, что он цитировал от Ахмада… И Ибн ‘Акиль упомянул то что было в ней (книге) от Имама Ахмада… И его слова оттуда цитировались в ранние и поздние времена. Имам аль-Байхаки также цитировал оттуда и приписывал ее Ахмаду. Шейхуль-Ислам подтвердил ее принадлежность Ахмаду. И ни один из ранних и поздних не критиковали ее (не отрицали принадлежность Ахмаду)».

    Остальные ученые
    — Ибн Абу Я’ля в «Табакат аль-Ханабиля», 2/48
    — Ибн Муфлих в «аль-Адаб аш-Шари’а», 1/227
    — Ибн Касир ад-Димашки в «Тафсире», 3/306
    — Абу Бакр аль-Байхакы в «аль-Асма уа ас-Сыфат»

    И это еще не все ученые подтвердившие эту книгу Имаму Ахмада.

    И в заключении — хвала Аллаху, Господу миров!

     
  2. aynar

    Июнь 1, 2015 at 7:30 пп

    Салам алейкум уа рахматуллахи баракатух! продолжение труда еще нет? джазакАллаху хайран!

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: