RSS

Кто есть Алим?

11

БисмиЛляхи Ар-Рахмани  Ар-Рахиим, АльхамдулиЛлях ва саляту ва саляму аля-расулиЛлях

О том, кого следует называть ученым и у кого следует брать знание, имамы нашей общины писали во многих книгах.

Так, например, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в своей книге “Джами‘уль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 2/43 назвал главу следующим образом: «О том, кого можно называть факъих или ‘алим».

Имам аль-Фудайль говорил: “Что ты будешь делать, когда наступят такие времена, когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину ото лжи, верующего от неверного, предателя от правдивого и невежду от ученого?!” ( См. “аль-Ибана” 1/24.)

Как раз в наши дни все это можно увидеть, как многие люди неспособны отличить мусульманина от мушрика, ученого от зындыка, по причине чего называют ученым всех подряд. Не каждый человек, кто считает себя ученым, или же кого обычные люди считают ученым, является таковым. Истинна как раз таки наоборот. Истинных ученых всегда было мало, и чем больше времени проходит со смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем меньше их остается. А сегодня их единицы, если не меньше.

Ибн Мас’уд (р.а.) сказал: “Поистине вы сейчас находитесь в том времени, когда много факъихов и мало ораторов, мало просящих и много дающих, и деяния руководят страстями. Но наступит после вас такое время, когда будет мало факъихов и много ораторов, много просящих и мало дающих, и страсть в это время будет руководить делами. Так знайте же, что следовать правильному пути в конце времен будет лучше, чем некоторые праведные дела!”  (аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 2/258.)

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого сообщения достоверный, и такие вещи от себя не говорят”. (См. “Фатхуль-Бари” 10/510.)

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Подтвердилась истинность слов Ибн Мас’уда в наши дни, как знамение”. (См. “аль-Изтискар” 6/345).

Сказавший это Ибн ‘Абдуль-Барр жил тысячу лет назад, а что же говорить про наши дни?!

Также сказал великий алим и великий сахаб Ибн Мас’уд (р.а): “Какой бы день ни настал, он обязательно будет хуже, чем предыдущий, и так будет вплоть до наступления Часа! И я не имею ввиду правителя, который будет лучше предыдущего, или год, который будет лучше предыдущего, однако ваши ученые исчезнут и ВЫ НЕ НАЙДЕТЕ ИЗ ИХ ЧИСЛА НИКОГО. А затем появятся люди, которые будут давать фатуа, основываясь на своем мнении!”

В другой версии сказано: “Какой бы день вы ни застали, обязательно в нем будет меньше знания, чем в предыдущем дне”. (см. аль-Фасауи 3/393).

Хафиз Ибн Хаджар назвал это предание хорошим в “Фатхуль-Бари” 13/21.

И на что же ссылаются те, кто заявляет о том, что в наши дни есть множество ученых?!

Сколько же дней прошло со времен сподвижников?

Имам аль-Ауза’и говорил: “Ислам не исчезнет, но будут исчезать приверженцы Сунны, и так будет продолжаться до тех пор, пока не останется из их числа в городе, лишь один человек”. (См. “Ахадис филь-фитан уаль-хауадис” 27)

Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “Я не слышал о настоящем ученом уже пятьдесят лет, который держался бы сильней всех пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), чем Мухаммад ибн Аслям!” (См. “аль-И’тисам” 1/778).

Обратите внимание на слова Исхакъа, который жил во втором поколении после пророка (мир ему и благословение Аллаха), чье время было временем великих имамов нашей общины, но, несмотря на это он говорит, что не слышал о настоящем ученом целых пятьдесят лет!

А что же тогда говорить про наши дни?!

Таким образом, становится ясно, что имамы нашей Уммы, которые действительно являлись учеными, понимали важность слова «‘алим», «факъих» и не называли так даже самих себя, и ни называли так тех, кто этого не был достоин. И не каждый, кто обладает какими-то знаниями религии, является ученым. Ведь с веками ученых все меньше и меньше, как сообщил нам это Ибн Мас’уд. И доступность знания в виде многочисленных книг и дисков в наши дни отнюдь не делает количество ученых больше.

Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что «к концу времен увеличатся чтецы и уменьшатся знающие». (ат-Табарани 3277, аль-Хаким 4/457. Иснад хадиса хороший. )

Также нужно отметить, что множество слов о религии не указывает на наличие больших знаний, как это полагают многие.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Множество мусульман из числа последующих поколений впало в заблуждение, полагая, что чем больше человек говорит или спорит о религии, тем больше у него знаний, в отличие от того, кто так не поступает. Это страшное невежество. Ведь если посмотреть на великих сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), то они говорили меньше чем кто-либо другой».  (См. “Фадлю ‘ильм ас-саляф ‘аля аль-халяф” 46.)

 

И хвала Аллаху – Господу миров!

 

 

4 responses to “Кто есть Алим?

  1. Админ сайта

    Декабрь 1, 2013 at 4:03 пп

    Имам аш-Шафи’и говорил: “Никому не дозволяется давать фатуа в религии Аллаха, кроме человека знающего книгу Аллаха; знающего отменяющие (насих) аяты и отмененные (мансух); знающий ясные (мухкам) и неясные (муташабих) аяты и их толкование; знающий, какие аяты мединские, а какие мекканские, что под ними подразумевается и по какому поводу они были ниспосланы. Также необходимо, чтобы он знал хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха); знал, какие хадисы отменяющие, а какие отмененные; и знал в совершенстве язык. Вместе с тем он должен быть справедлив, беспристрастен, немногословен; чтобы он был в курсе разногласий по рассматриваемому вопросу, и чтобы у него был талант и способность. И если человек таков, то он может говорить о дозволенном (халяль) и запретном (харам), и давать фатуа, а кто не является таковым — тот не дает фатуа!” аль-Хатыб в “аль-Факъих уаль-мутафаккъих” 2/330.

    Ибн аль-Къайим сказал: “Тот, кто дает людям фатуа лишь на основании того, что приведено в книгах, без учета их нравов, времени, места и обстоятельств, тот заблуждается сам и вводит в заблуждение других. Преступление, которое совершает такой муфтий против религии, хуже, чем преступление, которое совершает врач, лечащий всех людей по единой медицинской книге, без учета разницы в месте и времени проживания, темпераменте и привычках. Такие невежественные врачи и муфтии наносят самый большой вред религии и здоровью людей”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/89.

    «Абу Абдуллах ибн Батах упомянул в своей книге аль Хала
    ” الخلع “, что Имам Ахмад сказал: «Никто не должен давать фетвы пока у него не будет пяти качеств:
    1. Он должен иметь хорошее намерение, потому что если у него нет хорошего намерения, то у него не будет благословения в его словам.
    2. Он должен обладать знанием, терпением, обладать достоинством и спокойствием.
    3. Он должен иметь сильное знание
    4. Он должен иметь сильные личные качества и не быть подверженным критике людей
    5. Он должен знать людей
    Это мнение имама Ахмада, и это указывает на его статус и знания. Эти пять качеств основа для фатва. Если какое-нибудь из них отсутствует, то на качество муфтия это будет иметь соответствующий эффект.
    ” أعلام الموقعين “Аллам аль Мувакиин ( 4 / 153 ).

     
  2. Админ сайта

    Апрель 20, 2014 at 1:30 пп

    Ибн Мас’уд сказал:
    «О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!»
    (См. «аль-Лялякаи» 160)

     
  3. habib

    Декабрь 28, 2014 at 4:44 пп

    кого ты считаешь ученым в наше время?

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: